О церковной общине.

«Первоочередная задача священнослужителя — преображать души людские. И Церковь — это, прежде всего, живая община, собрание исповедников Христа, а не здание. Это литургическая жизнь и взаимопомощь, социальное служение и миссионерство, а не число метров и даже не прекрасная архитектура».

Во все времена главной и неизменной целью церковной миссии является приведение людей ко Христу, спасение душ человеческих. Поэтому если говорить об устроении приходской жизни, то нужно иметь в виду не только средства: богослужение, образование, катехизацию, молодежную и социальную работу, но и цель. Единственной конечной и неизменной целью всей Церкви Христовой, а, значит, и прихода, является приведение людей к общению с Богом, обретение ими спасения.

Спасение, по премудрому Промыслу Божию, достигается не в одиночку каждым человеком, но сообща — в общине верных. Так определил Сам Господь, Который создал Церковь земную и даровал всем ее членам непреложное обетование, что врата ада никогда ее не одолеют (Мф. 16:18). Святые отцы, размышляя об этом Божественном установлении, единодушно свидетельствуют о том, что вне Церкви, вне этой общины верных, нет и спасения. Приход же является частью большой церковной семьи, малой общиной верных, где люди, собирающиеся в храме вокруг Евхаристической Чаши, обретают настоящее духовное единство — мистическое единство во Христе. И потому развитие общинной жизни и активное вовлечение в нее верующих — задача для епархии актуальная.

Отсюда проистекает особая ответственность прихода и, в первую очередь, настоятеля и клира за созидание приходских общин, то есть единства людей, собирающихся в храме вокруг Евхаристической чаши. Это единство имеет мистическое значение, «ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20), но также и духовно воспитательное: община при правильном устроении становится школой подлинного благочестия.

Когда настоятель осознаёт важность создания приходской общины, то жизнь прихода постепенно меняется к лучшему. Как часто, к сожалению, внимание не только мирян, но даже и пастырей сосредотачивается на процессе, а не на цели. Да, от правильного осуществления процесса многое зависит, но процесс будет бесплодным, коль скоро будет упущена из вида цель. И мы ведь наблюдаем нечто подобное в наших воскресных школах, когда дети с интересом посещают уроки в воскресных школах, а по мере взросления исчезают из воскресных школ. Мы вкладываем средства и силы в организацию процесса, но мы упускаем из вида самую главную цель, а она в том, чтобы Христос вошел в душу людей, в том числе наших детей.

1. Главным показателем, основным критерием, по которому можно определить правильность устроенияобщины, является атмосфера внутри прихода, его микроклимат. «Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте»(Рим. 12:10). 

Эти слова апостола обращены ведь не только к членам первых христианских общин, но и ко всем христианам во все исторические времена. 

В этом плане важное значение приобретают приходские трапезы, традиционно продолжающие богослужение. Они дают возможностьуслышать озабоченность прихожан, ответить на их вопросы, совместно поразмышлять. Наша основная задача — быть рядом с людьми, своим личным примером, добрым словом и неравнодушным участиемподдерживать и вдохновлять приходских тружеников. 

2. Отдельно хочу остановиться на теме привлечения мирян к активному участию в епархиальной и приходской жизни. К моему удивлению, до сих пор встречается мнение, что в Церкви есть как бы два «сословия»: активное — те, кто посвящен в сан, и пассивное — вся паства. 

Но ведь истинному христианину, являющемуся частью Тела Христова, естественно участвовать в жизни Церкви, в епархиальных и приходских заботах. Настоящему христианину естественно утешать страждущих, помогать обездоленным, делиться своими знаниями о вере с теми, кто этими знаниями еще не обладает. Развитию приходской жизни в епархии весьма способствовало бы, на мой взгляд, создание волонтерских патронажных служб, организация прихожан в группы: например, в родительские комитеты, в молодежные творческие коллективы, в собрания для людей старшего возраста. Конечно, все это должно совершаться по благословению правящегоархиерея и под пастырским руководством настоятеля конкретного прихода.Важно при этом соблюсти баланс, чтобы приход не был разделен на «ячейки», которые друг с другом никак не взаимодействуют, ибо приход —это одно Тело, одна духовно единая семья. И именно поэтому так важно всем прихожанам участвовать в воскресных и праздничных богослужениях.

Необходимо поддерживать инициативу прихожан. Если мы дадим возможность людям раскрыть в епархиальной и приходской деятельности свои таланты, то в дальнейшем получим не только мощную поддержку в наших же трудах, но — и это главное — изменение отношения мирян к церковной жизни. Необходимо, чтобы миряне воспринимали приходы не только как то место, куда можно придти помолиться, но как важную часть своей жизни.

3. Сравнительно недавно стало активно развиваться волонтерское движение в нашей Церкви. 

Вначале оно было сосредоточено только на делах благотворительности. Дела милосердия — наиболее перспективное направление для добровольчества. Вместе с тем волонтерское движение сегодня уже охватывает и другие направления церковной работы, в том числе участие в организации крупных мероприятий.

Нам, следует сугубо заботиться о том, чтобы волонтерские движения развивались по возможности на каждом приходе. Убежден в том, что развитие волонтерского движения в Церкви и привлечение мирян к более активному участию в жизни приходов тесно связано с молодежной работой и является важнейшим фактором развития жизни общин и, как следствие,развития церковной жизни в целом.

На этом пути положительную роль могут играть епархиальные и приходские собрания, через участие в которых как клир, так и миряне имеют возможность принимать участие в принятии решений, касающихся, в том числе и совершенствования приходской деятельности.

4. Хотел бы обратить ваше внимание еще на один важный вопрос — доброжелательное и гостеприимное отношение к впервые приходящим в храм людям. 

Необходимо сделать все возможное, чтобы навсегда покончить с совершенно недопустимыми фактами невнимательного, а иногда даже грубого отношения к таковым людям. Следует со вниманием помочь им сориентироваться в храме, внимательно выслушать, если нужно, утешить и поддержать, пригласить прийти в храм снова. К каждому должен быть свой подход. Кто-то готов сразу подключаться к большим проектам и активно участвовать в приходской жизни, даже в хозяйственных работах. А кто-то постепенно начинает общаться с новым кругом знакомых. И такому человеку важны личное внимание священников, ответственных сотрудников, регулярные беседы на духовные темы.

В советское время речи не могло быть о том, чтобы приходы становились общинами. Люди приходили для «индивидуального отправления религиозных потребностей», и прихода как общины не существовало. Так вот, традиция вот такого индивидуалистического восприятия богослужения и прихода — она же в плоть и в кровь вошла наших прихожан, в том числе и старшего возраста. Но ведь большинство людей приходят и уходят. А вот те, кто обращаются к Богу, кто приносит своих младенцев крестить — это люди, у которых нет никаких церковных традиций. Поэтому катехизация требует вдумчивой работы. В каждой беседе с пришедшим человеком нужно пытаться актуализировать христианство, нужно помочь понять современному человеку, что Христос и Евангелие — это не давно прошедшее время, это реальность. Что, опираясь на христианскую веру, мы можем решать проблемы личной, семейной, общественной жизни. Мы можем иметь правильный взгляд на развитие всей истории, на развитие рода человеческого. Мы обретаем и расширяем горизонты видения того, что происходит в мире. Поэтому так важно понимать, что никакого построения общины не будет, если мы не будем сегодня в эту общину привлекать людей и формировать в них общинное сознание, помогая понять, что вне Церкви нет спасения, а Церковь — это мы все вместе. Значит, применительно к приходу, без общины, без совместного участия в богослужении, в молитве, в добрых делах и во многом другом, что должен совершать приход, действительно, нет спасения.

5. Одной из причин, по которой приходы становятся либо разобщенными сообществами, либо сообществами для «своих», но никак не едиными общинами, является непросвещенность как самих прихожан, так и тех, кто только начал посещать храм Божий, в вопросах веры и сути церковной жизни. 

Люди часто не понимают, что такое приход, что такое Евхаристия, какое место они занимают в Церкви. Забывая о цели и миссии Церкви как общества, объединенного в любви вокруг Евхаристической чаши, прихожанелибо с трудом принимают приходящих извне и замыкаются в собственном кругу, либо воспринимают хождение в храм как личное дело, не предполагающее активного участия в жизни прихода. Новоначальные жезачастую и вовсе остаются вне общинной жизни.

6. Целесообразно, думаю, было бы проводить в приходских общинах духовные беседы, лекции, занятия поизучению Священного Писания и святоотеческогонаследия, по литургике, догматическому богословию и истории Церкви.

Важно, чтобы духовенство лично участвовало в этом процессе и по возможности привлекало также сведущих мирян. Полезно создавать из просвещенных и духовно образованных прихожан добровольческие службы приходского консультирования. Такие службы приходского консультирования могут стать первыми мостиками, помогающими людям войти в жизнь приходской общины. Очень важно простым языком рассказать людям о смысле Евангельского послания миру, о христианской вере, о жизни в Церкви. Необходимо создать на приходах безбарьерную среду в самом широком смысле этого выражения. Здесь не место отчуждению тех, кто впервые пришел в храм или бывает в нем редко. Не знать что-то — не грешно. А вот если мы не помогли человеку восполнить незнание, грубо обошлись с ним, проигнорировали его доброе устремление, то трудно нам будет впоследствии оправдаться пред Господом.

7. Чтобы облегчить для людей вхождение в церковную ограду, духовенству важно принимать личное участие в делах благотворительности, в культурной и общественной жизни. Одним словом, нужно выйти за пределы храма, где авторитет священника общепризнан. 

Несмотря на широкое освещение в СМИ жизни Церкви, а порой и из-за недоброжелательного представления некоторых событий, для многих людей священник так и остается непонятной фигурой.

Важно научиться общаться с теми людьми, которые еще не воспринимают священнослужителя как наставника и человека, обладающегодуховным авторитетом. Да, это бывает сложно. Но, невзирая на все трудности, мы призваны Господом проповедовать слово, увещевать со всяким долготерпением и назиданием, переносить скорби, совершая дело благовестника и исполняя служение свое (2 Тим. 4:2, 5). С доброжелательной и исполненной апостольским рвением настойчивостью, без чувства превосходства мы должны идти в общеобразовательные заведения, в библиотеки, в учреждения культуры со словами о Боге. Мы должны идти в социальные учреждения, где можем делами милосердия и словами сострадания засвидетельствовать Евангельское благовестие. Неприемлем здесь какой-либо формализм, когда, к примеру, приехал священник, прочитал по бумажке приветствие, раздал с равнодушием заготовленные для страждущих подарки и уехал. Будьте «сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры» (1 Петр. 3:8). Каждый священник, идущий на проповедь, особенно во внешнюю среду, должен твердо помнить эти апостольские слова. Посещая больницы и другие социальные учреждения, тюрьмы желательно минимизировать неизбежную официальную часть и в первую очередь уделить время непосредственному общению с людьми. Следует встречаться с деятелями искусств, с представителями науки и студенческой корпорации, с рабочими коллективами. 

8. Реалии жизни таковы, что прихожане зачастую не привязаны к конкретному храму. Между тем, испокон веков каждый член Церкви входил в определенную общину. Почему на Руси было так много храмов? 

Потому что, как только община разрасталась до размеров, при которых нормальная приходская жизнь становилась затруднительной, возникала необходимость строить новый храм. Так сложился совершенно определенный уклад жизни приходских общин. Вернуться к нему в полной мере сегодня невозможно, но некоторые изменения в этом отношениидолжны быть. Следует также развивать межприходское сотрудничество, устраивать совместные мероприятия в рамках благочиний, а где возможно —с участием разных благочиний. Проведение подобных мероприятий можетбыть приурочено, в частности, к церковно-государственным праздникам. И, само собой, крестные ходы, торжественные богослужения с участиемсоседних приходов должны совершаться в дни престольных праздников.

9. Важнейшим проявлением духовной общности прихода являются совместное участие клира и прихожан в Святой Евхаристии и литургическая жизнь, богатство возможностей которой следует всячески использовать для развития в мирянах чувства сопричастности к жизни Церкви. 

К сожалению, приходится осознавать, что пока далеко не везде или не в полной мере богослужение, в том числе Божественная литургия, осознается именно как дело общее, совместное. Прихожане часто воспринимают богослужение как разновидность личной молитвы, но в храме, в присутствии других людей. Прихожане «маложизненно участвуют в Литургии,недостаточно понимают, что такое Литургия и участвуют в ней не достаточно активно. Необходимы дополнительные беседы о Литургии с подробным объяснением ее хода и совершаемых священнодействий». Необходимо разъяснять смысл общей церковной молитвы, пояснять всю глубину значения причащения от Единой Чаши, не только как личного единения со Христом, но и как единения друг с другом. Следует продумать возможные формы совместного участия всех прихожан в богослужении. Вспомним о пользе народного пения, которое сегодня чаще всего сводится к общему пению за Литургией Символа веры и молитвы Господней. Такое пение, под управлением диакона, можно было бы распространить и на ряд других любимых прихожанами песнопений, в том числе и за Всенощным бдением. Богослужебное молитвенное общение должно получать продолжение во внебогослужебной жизни прихода. Самая простая возможность для этого — организация чаепития для всех желающих прихожан сразу после окончания Божественной литургии. Это не требует больших усилий и затрат. Люди общаются друг с другом, знакомятся. Конечно, обязательно в таком случае присутствие настоятеля или старшего служащего в этот день священника, потому что вокруг него должны собираться люди. 

10. Приходская община укрепляется совместной деятельностью прихожан. Речь не идет о том, чтобы привлекать всех прихожан, скажем, к уборке храма или территории. 

В каждом храме есть костяк людей, которые с добрым сердцем помогают и в этом. Но прежде чем привлекать прихожан к таким хозяйственным «послушаниям», нужно чтобы они осознали и почувствовали, что это их приход, место для них родное и любимое. Печально, когда настоятель ограничивает свое общение с прихожанами совершением богослужения и не способен не только поддержать полезные инициативы, но даже узнать об этих инициативах. Нет живого контакта вне богослужения. Конечно, очень важно, чтобы был диалог, через который можно узнавать не только пожелания, но мысли, идеи прихожан. И лучшие из них осуществлять в приходской жизни. Чтобы прихожане чувствовали свою ответственность за состояние храма и прихода, полезно время от времени собирать всех желающих путем объявления об этом с амвона или посредством письменного сообщения, размещенного на информационном стенде или посредством устной беседы во время вот этих неформальных встреч после Литургии. На таких встречах можно было бы рассказывать прихожанам и о хозяйственных вопросах, к примеру, о храмовых стройках и ремонте, о том, какие мероприятия проведены или планируется провести на приходе. Не только можно, но и полезно спрашивать прихожан об их пожеланиях, замечаниях относительно развития жизни прихода, совершения богослужений, деятельности воскресной школы и тому подобного. Можно предложить обсудить, например, то, как осуществлять совместными усилиями помощь обездоленным или одиноким людям. Ведь настоятелю далеко не все может быть видно, а, кроме того, подобный диалог позволяет людям ощутить ответственность за жизнь прихода.

Одним словом если есть потребность и знания, и возможность помочь человеку, конечно, нужно помочь. Но делать это не сверху вниз глядя на человека, а находясь на одном уровне с ним. Вот это, важная установка. Мы говорим о катехизации, мы говорим о необходимости построения общин. Все может разлететься в пух и прах от вредного, болезненного, далекого от подлинной церковной традиции подхода к духовной жизни приходящего к нам человека. Это очень важная тема. От того, как мы себя ведем, что говорим, зависит духовная судьба наших ближних.

Если мы откроем Священное Писание, то увидим, что первые христиане жили общиной, как семьей: у них было одно сердце, одна вера, одни мысли. Они любили Бога и друг друга, молились за врагов и, подставляя плечо друг другу, шли в небесные обители.

Поводом, по которому будущий великий святой Пахомий обратился в Христианство, послужил такой случай. Когда он служил в армии, то однажды встретился с христианами, которые помогли солдатам. Его поразила любовь, какую эти люди имели к ближнему. Это навсегда изменило его жизнь.

А вот еще один пример из церковной истории. Когда в одном из африканских городов свирепствовала моровая язва и даже близкие люди выбрасывали из домов своих заболевших родственников в страхе, что сами заболеют и умрут, христиане подбирали страдальцев, лечили их, ухаживали за ними. Часто они сами умирали от болезни, но при этом не переставали жертвенно служить ближним. Если учесть, что те люди, за которыми они ухаживали, были язычники, которые еще вчера в амфитеатрах кричали «Христиан – ко львам», то это вызывало уважительное и благоговейное отношение к христианам даже их самых непримиримых врагов.

Давайте теперь посмотрим на наши церковные общины. Они, в большинстве своем, являют печальное зрелище. У нас нет общин. Священники заняты своими заботами и проблемами: они собираются, служат, требничают и расходятся по своим делам. То же и прихожане: пришли, помолились и разошлись. Мы не знаем даже имен многих из тех, кого встречаем в храме каждое воскресение уже много лет. Мы живем в страшном, удушающем безлюбовном одиночестве.

Это ужасно. Ужасно то, что мы теряем друг друга и не знаем, что с нами происходит. Человек много лет ходил в храм, а потом вдруг исчез. Что с ним? Может, заболел, умер, может что-то случилось? Никто не знает. Страшная у нас жизнь. Посмотрите, как живут еретики – баптисты, как они помогают друг другу, знают нужды каждого, заботятся друг о друге. Если кто в чем нуждается, повесят объявление, никто не останется в беде одиноким. И это сектанты. А кто мы тогда? А мы – пародия на православных.

Это грех, прежде всего нас, священников, настоятелей. Но и прихожане должны понимать, что церковная полнота складывается в основном из благочестивых мирян. Мы должны узнавать друг друга, помогать ближнему, потому что это наш брат или сестра во Христе. Мы должны учиться не только собираться вместе в храме, но и жить друг с другом во Христе и во внебогослужебное время. Не стесняйтесь подходить к священникам, у которых вы постоянно исповедуетесь, обмениваться с ними номерами телефонов, давать свой домашний адрес, возможно, надо будет причастить кого-то дома. Общение со священником не должно ограничиваться только исповедальным аналоем.

Необходимо преодолевать это одиночество через приветливое, уважительное, ненавязчивое общение, дружбу, поддержку и помощь. Часто те, кто находится рядом с нами, нуждаются в том, чтобы просто выговориться, чтобы их выслушали, посочувствовали, оказали милостыню добрым словом, отзывчивостью, пониманием. Иногда это намного важнее, чем материальная помощь.

Это то, чего хочет от нас Господь, чтобы мы были едины с Ним и друг с другом. Если в храме будет здоровая, верующая, любящая друг друга община, то такому приходу не страшны никакие искушения. Потому что никакая сила не одолеет тех, кто любит друг друга. А если в центре этих людей Христос, то им вообще нечего бояться. И тогда мы будем иметь право называться Церковью. Пока что мы еще до этого не доросли.

Протоиерей Игорь РЯБКО