С избранием Блаженнейшего Митрополита Владимира на Киевскую кафедру впервые после долгой паузы начался процесс канонизации отечественных подвижников благочестия.

В 1993 г. были прославлены преподобные Парфений, Досифей, Феофил, Паисий Киево-Печерские и Алексий Голосеевский — великие праведники и чудотворцы, которые уже давно почитались в народе. Тогда же были обретены честные мощи некоторых из них — блаженного Феофила и старца Алексия. Вскоре состоялось обретение мощей митрополитов Киево-Галицких: Филарета (Амфитеатрова, † 1857) — благостного святителя и благодатного молитвенника, исвященномученика Владимира (Богоявленского, † 1918), убиенного большевиками у врат Киево-Печерской Лавры. Нетленные мощи митрополитов почивают в лаврских пещерах.

В 1996 г. вся Полнота Украинской Православной Церкви молитвенно отметила 400-летие со дня рождения митрополита Петра Могилы — великого светильника украинской земли. Постановлением Священного Синода УПЦ он был причислен к лику святых. Широко отмечала эту дату и общественность: 1996 г. был провозглашен ЮНЕСКО годом Петра Могилы. По благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира был издан в двух томах знаменитый Требник Петра Могилы, появились новые научные публикации о жизни и духовном наследии святителя, столь много сделавшего для Церкви.

Среди архипастырей, канонизированных нашей Церковью, особое место занимает одесский чудотворец, выдающийся церковный деятель XIX в. архиепископ Иннокентий (Борисов, 1857). Его святые мощи были обретены в Одессе в 1997 г. Богослов, проповедник, гимнограф, энциклопедически образованный человек, святитель Иннокентий оставил ярчайший след в истории Церкви XIX в. В Одессе были также причислены к лику святых: праведный Иона († 1924) — священник портового храма, прославившийся множеством прижизненных чудотворений, изгонявший бесов и исцелявший людей от различных недугов; преподобный Гавриил († 1901) — Афонский чудотворец, создатель трех подворий Святой Горы Афон в Одессе; преподобный Кукша († 1964) — исповедник, подвижник, молитвенник, претерпевший много гонений в годы сталинских и хрущевских репрессий.

Исповедничеством и великими трудами на благо Православия просиял архиепископ Крымский Лука (Войно-Ясенецкий, † 1961), ученый-хирург, автор фундаментальных медицинских исследований. Он был канонизирован в 1995 г. Святые мощи его почивают в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Симферополя. В крестном ходе при перенесении его мощей участвовало 40 тыс. человек. В 1997 г. святителю Луке был открыт памятник в Симферополе. В октябре 2001 г. греческие священнослужители передали в дар серебряную раку (гробницу) для мощей святителя.

Многое сделал для отечественного Православия святитель Игнатий Мариупольский, митрополит Готфейский и Кефайский († 1786), грек по происхождению. Благодарную память о его архипастырских трудах бережно хранят православные верующие Приазовья. 15 ноября 1998 г. Предстоятель УПЦ Блаженнейший Митрополит Владимир в сослужении сонма архиереев совершил Чин прославления митрополита Игнатия.

В 1997 г. был канонизирован одесский подвижник и священномученик митрополит Анатолий (Грисюк, † 1937), погибший в сталинских лагерях. Крестный путь его жизни удалось проследить по архивам КГБ. Его чтит не только Одесса — в Кировоградском Спасо-Преображенском соборе находится икона святителей Елисаветградской земли, где есть изображение и священномученика Анатолия. В том же страшном 1937 г. погиб священномученик Прокопий, архиепископ Херсонский. Херсонцы благоговейно почитают своего архипастыря. Прославление священномученика состоялось в 1996 г.

На Житомирщине свято хранится память о священномученике Фаддее Тверском, претерпевшем мученическую кончину в 1938 г. Архиерейский Собор РПЦ в 1997 г. причислил Тверского исповедника к лику святых. В Житомирской епархии издано “Житие священномученика Фаддея”, который начинал архиерейское служение как Житомирский викарный епископ.

Пострадал от безбожной власти священномученик Порфирий, епископ Криворожский. В 1997 г. Священным Синодом УПЦ святитель Порфирий причислен к лику местночтимых святых.

Богоборческая власть преследовала не только живых служителей Бога, но и тех, кто уже давно почил. Таким мучеником после своей кончины стал преподобный Иона Киевский, основатель Свято-Троицкого Ионинского монастыря, о чем сам предсказывал при жизни. Большевики глумились над его мощами, играя его честной главой, как мячом, в футбол в оскверненном ими же монастырском храме. Сейчас по молитвам великого старца монашеская жизнь в его обители восстановлена. В 1992 г. сюда были возвращены честные мощи основателя монастыря, а в 1996 г. определением Священного Синода он причислен к лику святых.

Знаменательным деянием стала канонизация мужественного борца с Брестской унией, замученного по приказу королевской власти Речи Посполитой в тюремных застенках, священномученика архидиакона Никифора (Кантакузена) († 1598), экзарха Константинопольского патриарха. В октябре 2001 г. Блаженнейший Митрополит Владимир совершил во Львовском кафедральном Свято-Георгиевском соборе Чин прославления священномученика.

Твердо противостоял унии в Закарпатье схиархимандрит Алексий (Кабалюк, † 1947). 21 октября 2001 г. в Свято-Николаевском мужском монастыре с. Изы-Карпутлаш Хустской епархии состоялась канонизация преподобного Алексия в лике местночтимых святых. Праздничное богослужение и Чин прославления возглавил Блаженнейший Митрополит Владимир в сослужении множества архиереев при стечении огромного числа прихожан и паломников из разных епархий Украины, России, Чехии, Словакии.

Покровителями Галицкого края являются канонизированные в 1994 г. преподобные Иов Княгининский († 1621) и его ученик Феодосий († 1629) — выдающиеся деятели Православия XVII в. Иов Княгининский, основатель знаменитого Манявского скита, был сподвижником украинского православного писателя, афонца-исихаста Иоанна Вышенского. “Украинский церковно-просветительский деятель, писатель-полемист, художник, педагог, один из основателей книгоиздания, знаток иностранных языков, посол князя К. Острожского, известный реформатор монастырей” — так охарактеризовал Иова Княгининского Иван Франко. Наряду с Петром Могилой, князем К. Острожским, Иоанном Вышенским, Захарией Копыстенским, Иовом Почаевским, Памвой Берындой и другими деятелями отечественного Православия, Иов Княгининский является значительной фигурой украинской культуры, науки, духовности переломного XVII в.

Двадцатый век принес украинскому Православию не меньше испытаний, чем век семнадцатый. Коммунистический режим боролся с православной верой с таким же ожесточением, как и польское латинство. Но необъяснимым и парадоксальным является факт гонений на Православие в нынешнюю демократическую эпоху, когда свобода вероисповеданий закреплена в Конституции. Об этих апокалиптических временах, предсказывая появление раскольников, восставших против Матери Церкви, экспансию униатов и католиков, протестантов и неоязычников, говорил преподобный Лаврентий Черниговский († 1950). “Церкви везде будут открывать, но православному христианину ходить в них будет нельзя, ибо там не будет приноситься Бескровная Жертва, а будет сатанинское сборище”. Преподобный Лаврентий был одним из великих старцев-молитвенников, которых Бог воздвиг в трудное время безбожного атеистического режима. Житием и чудесами он уподобился древним отцам-подвижникам. В 1993 г. Украинская Православная Церковь причислила преподобного Лаврентия к лику святых.

Исповедником веры был прозорливый почаевский старец Иосиф, в схиме — Амфилохий († 1971). В Великий пост 2002 г. его мощи были обретены нетленными. 12 мая 2002 г. Чин канонизации преподобного Амфилохия совершил Блаженнейший Митрополит Владимир в сослужении 16 архиереев при более чем 20-тысячном собрании верующих. Сейчас его честные мощи почивают рядом с гробницей преподобного Иова Почаевского в подземной Свято-Иовской церкви Почаевской Лавры.

Святая украинская земля обагрена кровью многих мучеников и священномучеников Православия, украшена подвигами и чудесами сонма праведников, преподобных, святителей.

Небесный лик святых, в земле нашей просиявших, в XX в. пополнился огромным количеством имен новомучеников и исповедников. При Священном Синоде УПЦ действует Комиссия по канонизации святых, в которую поступают материалы о местночтимых подвижниках благочестия из всех епархий.

Своих небесных покровителей — местночтимых подвижников, прославленных в лике святых, имеет теперь каждый край благословенной Украины. Так, в Харьковской епархии в 1993 г. были собраны материалы об архиепископе Онуфрии (Гагалюке, † 1938), архиепископе Александре (Петровском, † 1939), клириках и мирянах, пострадавших за веру в Слободском крае в годы репрессий. 22 июня 1993 г. Священный Синод УПЦ, рассмотрев эти материалы, благословил местное почитание и прославление новомучеников Слобожанщины, а также утвердил их иконописное изображение. В июне 1997 г. Блаженнейший Митрополит Владимир совершил Чин канонизации Крымских святых, среди которых — как древние, так и новые угодники Божии. В 2000 г. были канонизированы новомученики Черниговские. 17 июля 2001 г. в Кировоградской епархии был прославлен в лике святых протоиерей Николай Искровский, ученик праведного Иоанна Кронштадтского, жестоко замученный большевиками в 1919 г. В сентябре того же года были обретены нетленными его честные мощи.

На заседании Священного Синода 29 августа 2001 г. были рассмотрены данные о запорожских новомучениках. Священный Синод причислил к лику местночтимых святых Запорожской епархии Бердянских новомучеников: иерея Алексия Усенко, протоиерея Михаила Шафанова, Софию Шафанову, протоиерея Димитрия Игнатенко, иерея Матфея Александрова. Годом ранее на Архиерейском Соборе РПЦ были канонизированы священнослужители г. Бердянска: протоиерей Виктор Киранов, протоиерей Михаил Богословский и иерей Александр Ильенков. День памяти Бердянских новомучеников определено праздновать 1 ноября (14 ноября н. ст.).

В 1997 г. были канонизированы 104 Черкасских новомученика: священники, иноки, диаконы, миряне, пострадавшие от репрессий сталинского режима. В декабре 2001 г. вышла в свет большая, объемом в 400 страниц, книга “Святі новомученики та сповідники черкаські: життя, подвиги, страждання”, в которой рассказывается о трагических испытаниях, выпавших на их долю. Составлена служба с каноном и акафистом новопрославленным святым. На рассмотрение Синодальной комиссии по канонизации передан список с именами еще 40 Черкасских новомучеников, чем завершился второй этап кропотливой исследовательской работы, проведенной Черкасской епархией.

К работе по изучению жизнеописаний угодников Божиих подключаются высшие богословские учебные заведения. По благословению Митрополита Владимира создана рабочая группа, которая ведет активную исследовательскую работу в киевских архивах бывшего КГБ. Материалы исследований публикуются на страницах “Церковной православной газеты”, “Православного вісника”, в “Трудах Киевской Духовной Академии”. Свято-Тихоновский Богословский институт собрал сведения о 18 тыс. новомучеников. В основном эти данные взяты из архивов спецслужб. Международный благотворительный фонд “Духовное наследие” издал книгу “Киев. Жертвы репрессий”. Она содержит уникальные материалы о репрессированном украинском духовенстве. Одесская Духовная Семинария в своем ежемесячнике “Андреевский вестник” регулярно помещает материалы об одесских подвижниках благочестия, пострадавших в годы советской власти.

Подготовили игумения Серафима (Шевчик), диакон Александр Драбинко
http://churchs.kiev.ua/