22 августа Православная Церковь прославляет Собор Соловецких Святых.

Собор Соловецких святых - празднование Русской Православной Церкви в честь святых Соловецкой обители. Прославленные подвижники пострадавшие в обители во времена безбожных гонений XX века составляют особый Собор новомучеников и исповедников Соловецких.

Празднуется 9 августа

  • Прп. Савватий (+ 1435, память 8 августа, 27 сентября)
  • Прп. Зосима, игум. Соловецкий (+ 1478, память 17 апреля, 8 августа)
  • Прп. Герман (+ 1479, 30 июля, 8 августа)
  • Прп. Василий келейник (XV)
  • Прп. Герасим Отшельник (XV)
  • Прп. Ианнуарий (XV)
  • Прп. Иоанн Свещеносец (XV)
  • Прп. Макарий рыболовец (XV)
  • Прп. Онуфрий пустынник (XV)
  • Прп. Стефан трудник (XV)
  • Прп. Филипп пустынник (XV)
  • Прп. Досифей затворник (XV-XVI)
  • Прп. Елисей Сумский (XV-XVI, память 14 июня)
  • Прп. Иоанн Яренгский (+ 1544-45, память 3 июля)
  • Прп. Лонгин Яренгский (+ 1544-45, память 3 июля, 16 октября)
  • Прп. Вассиан Пертоминский (+ 1561, память 5 июня, 12 июня)
  • Прп. Иона Пертоминский (+ 1561, память 5 июня, 12 июня)
  • Свт. Филипп, митр. Московский (+ 1569, память 9 января, 31 мая, 3 июля)
  • Блж. Феодорит Кольский, просветитель лопарей (+ 1571, память 17 августа)
  • Прп. Андрей пустынник (+ 1606)
  • Прп. Антоний, игум. Соловецкий (+ 1613)
  • Прп. Иаков Костромской, игум. Соловецкий (+ 1614)
  • Прп. Никифор пустынник, новгородец (+ 1617)
  • Прп. Иов Ущельский (+ 1628, память 5 августа)
  • Прп. Иринарх, игум. Соловецкий (+ 1628, память 17 июля)
  • Прп. Адриан пустынник (+ ок. 1632)
  • Прп. Диодор Юрьегорский (+ 1633, память 20 ноября, 27 ноября)
  • Прп. Тимофей (в схиме Феодор) Соловецкий, Алексинец, пустынник (+ 1634)
  • Прп. Савва пустынник (+ 1636)
  • Прп. Елеазар Анзерский (+ 1656, память 13 января)
  • Свт. Маркелл, архиеп. Вологодский (+ 1663, память 22 марта)
  • Прп. Авксентий Кашкаранский, инок Соловецкий (XVII)
  • Прп. Аксий Кашкаранский, инок Соловецкий (XVII)
  • Прп. Алексий калужанин (XVII)
  • Прп. Гурий, инок чудный (XVII)
  • Прп. Ефрем черный, пустынник (XVII)
  • Блж. Иоанн I (XVII)
  • Блж. Иоанн II (XVII)
  • Прп. Иосиф I (XVII)
  • Прп. Иосиф II, младой (XVII)
  • Прп. Кассиан Муезерский (XVII)
  • Прп. Кирик (Кириак), больничный старец (XVII)
  • Прп. Мисаил иеромонах (XVII)
  • Прп. Нестор пустынник (XVII)
  • Прп. Севастиан (XVII)
  • Прп. Тарасий Кашкаранский, инок Соловецкий (XVII)
  • Прп. Тихон москвитянин (XVII)
  • Прп. Трифон (XVII)
  • Прп. Феодул рязанец (XVII)
  • Прп. Иов Анзерский, в схиме Иисус (+ 1720, память 6 марта, 29 мая)

Использованные материалы

  • "Собор Соловецких святых," страница официального календаря Русской Православной Церкви:
    • https://mospat.ru/calendar/sobor1/solov.html
Молитва Собору Соловецких святых, чудотворцев


О Божественный полче, Небеснии воини Христа Бога, преподобнии и богоноснии отцы Соловецтии! Вы первее ралом евангельских учений души своя плодоносны явили есте, послежде и неплодную пустыню сию, яко благоцветущий рай соделали есте. И явилися есте жертвы благоприятныя Богу, преобразившеся умным деланием, во Свете Невечернем узрели есте будущей жизни славу. И Божественным огнем души своя возжегосте, востекли есте в Сион Горний и Нетварнаго Света причастилися есте. Темже и нам, на земли сущим, ходатайству; ете душам спасение, земных плодов изобилие, времена мирна, блага. Да и мы, недостойнии, направляемии вашими молитвами поне, на конец нашего многомятежнаго жития, возлюбим вечное паче временнаго, и в свой единодесятый час поработаем с усердием Небесному Домовладыке Христу, и услышим Его благоуветливый глас: "Приидите, наследуйте уготованное вам Царство от сложения мира". И мы с сердечным благодарением пролиемся слезами неизреченной радости и восхвалим Великое и Достопоклоняемое Имя Отца и Сына и Святаго Духа ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Соловки

«Вся история Соловков заключала в себя 
кладези прекрасных душ, владеющих 
высшими тайнами премудрости Божией. 
Куда ушли они?..» 
(Архиепископ Иоанн)

Соловки — «островная монашеская страна», похожая на Афон или Валаам, — место древнейшего монастыря, основателями которого в XV веке были преподобные Зосима, Савватий и Герман.

Монахи искали уединения для молитвенного общения с Богом, и лучшего места для испытания своей веры, для сокрушенного покаяния и стяжания Духа Святого в этих тяжелейших климатических условиях, пожалуй, не нашлось (кстати, преподобный Савватий в возрасте 76 лет прибыл на Соловки с острова Валаам).

История Соловков богата незаурядными и судьбоносными для православия личностями. Одна из них — митрополит Филипп Колычев.

В период его игуменства Соловецкий монастырь стал третьим по размерам после Троице-Сергиевой Лавры и Кирилло-Белозерского монастыря. При игумене Филиппе стали строиться мощные каменные монастырские храмы, «…леса прочищались, горы уравнивались, болота осушались каналами и пересекались плотинами. В монастыре выстроена каменная мельница… При входе в залив игумен Филипп поставил большие кресты, как маяки для мореплавателей… соорудил каменную пристань, палату и поварню в гавани Большого Заяцкого острова».

В 1566 году, повинуясь царской воле, игумен Филипп принял сан митрополита Московского и всея России. Мученическую кончину принял в 1569 году от рук Малюты Скуратова, погребен в Тверском монастыре за алтарем соборной церкви.

Мощи святителя Филиппа были перенесены в Соловецкий монастырь в 1591 году. Но в 1652 году по указанию патриарха Никона святые мощи перенесли в Москву, в Успенский собор. В Соловецком монастыре были оставлены только частицы мощей.

Митрополит Филипп был для соловецкой обители новатором, мудрым управителем.

В многовековой истории монастыря особо выделяются события, связанные с «Соловецким сидением» (1668-1676 гг.) — восстание иноков против церковных реформ (кстати, будущий патриарх Никон — церковный реформатор — 30-летним принял монашество на Соловках в Анзерском скиту). Вооруженное сопротивление царскому войску завершилось поражением мятежников.

…В 1765 году монастырь становится ставропигиальным: из епархиального подчинения переходит в ведение Святейшего Синода.

…В 1858 году обитель посетил император Александр II. В свите государя были великие князья, дипломаты, писатели и художники. Они с изумлением осматривали древние реликвии, богатую ризницу, искусную церковную утварь, величественные храмы, образцовое монастырское хозяйство.

В 1859 году был сооружен Свято-Троицкий собор. Именно здесь покоились в раках святые мощи соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия. Над святыми мощами преподобного Германа вместо часовни, существовавшей с XVIII века, в 1860 году была построена освященная в его честь церковь.

В начале XX века монастырю принадлежали 6 скитов и 3 пустыни. На Соловках было 19 церквей с 30 престолами и 30 часовен. В обители существовали: училище для детей поморов, Братское богословское училище, метеостанция, радиостанция, гидроэлектростанция, литография, ботанический сад. Богомольцы стремились к древним святыням, обретая на соловецкой земле душевное умиротворение и покой.

XX век принес на Соловецкие острова страшные и жестокие перемены: с 1917 года монастырь был закрыт и преобразован в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), а в 1937 году — в тюрьму особого назначения (СТОН).

Невозможно перечислить имена всех узников, с упованием на Господа мужественно стоявших за веру и Отечество. Более тридцати новомучеников и исповедников соловецких были прославлены Церковью и канонизированы юбилейным Архиерейским Собором 2000 года.

«Воспоминания очевидцев, которые сами прошли через застенки лагеря особого назначения, свидетельствуют, насколько силен был дух православных людей, которые томились здесь… Верующие люди считали для себя великой честью находиться на месте подвигов преподобных основателей — Зосимы, Савватия и Германа, несмотря на великие невзгоды, которые им приходилось переносить, несмотря на все унижения, которые выпадали на их долю. И ныне вся Русская Православная Церковь воспевает и прославляет подвиги первооснователей нашей обители вкупе с трудами, испытаниями и страданиями новомучеников и исповедников Соловецких», — говорит архимандрит Иосиф, с 1992 года наместник Спасо-Преображенского Соловецкого мужского монастыря.

В обители начала возрождаться монашеская жизнь. 25 октября 1990 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил открытие Зосимо-Савватиевского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря. 19-21 августа 1992 года честные мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа, соловецких чудотворцев, были перенесены из Петербурга в Соловецкую обитель.

Соловецкие острова — место особое в нашем Отечестве. Возрождается прославленная русская святыня. «Как бы человек, последующий гордыне диавольской в своей земной жизни, ни пытался восстать против Бога, будь то язычники-императоры Диоклетиан, Севериан и другие, начиная с Понтийского Пилата и кончая теми, кто в прошлом веке преследовал всех, кто, исповедуя имя Божие, достойно пронес свой жизненный крест, — все гонители оказались посрамлены, — говорит наместник Соловецкой обители архимандрит Иосиф. — Ныне мы видим, в какой славе пребывают святые новомученики и исповедники российские. Если в 20-е годы минувшего столетия слово «Соловки» звучало зловеще, то теперь сюда тянутся многие сотни паломников из различных районов нашего необъятного Отечества и из зарубежья. Это свидетельствует о том, что имя Божие не бывает поругаемо».

Небольшая географическая справка:

Солове́цкие острова́ (поморск. Соловки́, карельск. Solokka от саамского Suollek — букв. «острова») — архипелаг в Белом море на входе в Онежскую губу. Площадь — 347 км?. Это крупнейший архипелаг беломорского бассейна.

Соловецкие острова состоят из шести крупных островов:

  • Соловецкий (Большой Соловецкий) остров;
  • Анзерский остров;
  • Большая Муксалма;
  • Малая Муксалма;
  • Большой Заяцкий остров;
  • Малый Заяцкий остров.

В архипелаг входит также более 100 малых островков.

«Соловецкие острова лежат в сфере половины всех циклонов Европы, образующихся на границе полярного и тропического воздушных потоков. Центры 25% всех циклонов, идущих через Европу с Атлантики, проходят через Соловки, а центры еще 25% циклонов проходят вблизи Соловков» (Михаил Рыкачев, академик)

«На архипелаге 562 озера. Из них основная часть находится на Большом Соловецком острове — 503. Озер на островах так много, что некоторые из них не имеют названий. Но даже и у тех, что получили имена, они неоднократно менялись. Вот, к примеру, как менялись названия соловецких озер после революции в 1920-е годы: озеро Белое переименовали в Красное, Крестоватое — в Комсомольское, Игуменское — в Биосадское, Чудотворное — в Пригубное, озеро Святое стало Кремлевским. Но есть у некоторых соловецких озер названия звучные, поэтические, идущие от тонко подмеченных их особенностей: Светлый Луч, Печальное, Лебединое, Березовское, Светлодорожное, Поднебесное, Серебряное». (Богуславский Густав. Острова Соловецкие: Очерки. Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1966).

Соловецкие острова замечательны еще и климатическими условиями. В июне солнце здесь почти не покидает неба. Самый длинный день продолжается 21 час 56 минут — ровно столько же, сколько через полгода, в декабре, тянется самая долгая ночь. Ни одна картина, какой бы талантливый художник ее не написал, ни одна самая искусно выполненная фотография, никакие стихи не в состоянии передать неповторимое очарование белых ночей. В такую ночь невозможно заснуть…

Любое описание красоты Соловецких островов неспособно передать все многообразие животного, растительного мира, красивейших мест этой части нашей удивительной планеты. Соловецкие острова на Белом море — замечательный уголок Севера России, имеющий поистине всемирную известность и неповторимую значимость, глубину в духовном мире. Это то место, где обязательно нужно побывать хотя бы раз в своей жизни.

Соловки расположены далеко от мировых столиц. Когда-то у здешней пристани стоял столб, надпись на котором указывала расстояние: до Мадрида — 5580 верст, до Рима — 4491, до Венеции — 3900, до Камчатки и Вены, Лондона и Берлина... Но теперь расстояния на нашей планете преодолеваются значительно легче и быстрее, нежели раньше.

В материале использована информация с сайта Соловецкого
монастыря.

Собор Соловецких святых
«Терпите друг друга немощи и недостатки — в этом спасение. Огонь огнем не тушат, а водой. А зло побеждается любовью!» ( Прп. Севастьян Карагандинский) 



(память 23 - августа)


Святой остров 

«…Соловки – дивный остров молитвенного созерцания, слияния духа временного, человеческого с духом вечным, Господним. Темная опушь пятисотлетних елей наползает на бледную голубизну студеного моря. Между ними лишь тонкая белая лента едва заметного прибоя. Тишь. Покой. Штормы редки на Полуночном море. Тишина царит и в глуби зеленых дебрей, где лишь строгие ели перешептываются с трепетно-нежными – таких нежных нигде, кроме Соловков, нет – невестами-березками. Шелковистые мхи и густые папоротники кутают их застуженные долгой зимой корни. А грибов-то, грибов! Каких только нет!…» - Такой запомнил природу острова один из немногих, чудом выживших, узников Соловецкого лагеря особого назначения – писатель Борис Ширяев. 

Земля, овеянная преданием… В XV веке монах Кирилло-Белозерского монастыря по имени Савватий, ставший отшельником, отплыл на пустынную соловецкую землю вместе со своим сподвижником – монахом Германом. Поселились они возле Секирной Горы, воздвигли крест, поставили келью. Позднее на это место пришел и другой святой подвижник – монах Зосима, а уже за ним – череда отшельников, искавших только молитвенного уединения и служения Богу. 

Нелегкой была эта земля для жизни: зимой морозы под сорок, летом гнус. Трудами и спасались братия. Камень за камнем из века в век воздвигали они стены святой обители, Соловецких соборов и храмов. Натруженные узловатые руки иноков тянули сети, разбивали гряды под огород, тесали бревна. И между трудом, в поте лица совершалась непрестанная не развлекаемая молитва о Руси. Не прерывалась духовная связь, не прекращалась череда подвижников. 

По преданию, преподобный Зосима, помолившись однажды, изгнал с острова волков – не должна земля святая быть запятнанной кровью ни людей, ни животных – творений Божиих… 

Но спустя века невероятный изгиб воображения руководителей нового советского государства превратил святую землю Соловков в один из самых страшных лагерей смерти. Над древним Преображенским собором был водружен красный флаг, по стенам расставлены конвойные, а внутри был устроен настоящий ад. С 20-х гг. до включения лагеря в систему советского «планового экономического производства», он был лишь местом бессмысленного каторжного труда и физического истребления. 

«Властители» 

…Промерзшие, голодные, изможденные от жажды, после долгих часов, проведенных на нарах, люди сходили на землю последнего своего земного прибежища. 
Начиналась перекличка. Начальник, вернее, «владыка» острова тов. Ногтев и его помощник Васьков сверяли списки. Приветствие к заключенным: «Здорово, грачи!» сопровождалось пояснением: «…у нас здесь власть не советская, а соловецкая!» 

Первое имя. Вот, из строя новоприбывших выходит военный средних лет, спокойно, достойно, как прежде входил он с докладом в генеральный штаб армии. И вдруг на глазах у шеренги заключенных он падает. Выстрела они не слышали, и поняли, что произошло только, когда Васьков подозвал конвойного, чтобы оттащить тело убитого. А затем вот так, под дулом убийцы, «на волосок» от смерти, проходит по перекличке вся партия, и среди них заключенный Борис Ширяев. И так – каждый раз, один – два расстрела на месте просто для того, чтобы сломить в людях саму память о том, что еще недавно они «были людьми». 

Теперь узники знают: от изломов похмельной фантазии «властей» завит каждый их шаг и сама жизнь. За «проступки», например, невыполнение «нормы выработки» – срубить и обтесать десять деревьев в день – их могут поместить на всю ночь лютой зимой в бывшую деревянную голубятню, лишив верхней одежды… К утру оттуда извлекали замерзший труп…А летом «поставить на комарики» – оставить без одежды связанными в лесу; за несколько дней гнус буквально съедал человека заживо. 

Каторжное население Соловков в первые годы их существования колебалось от 15 до 25 тысяч. За зиму тысяч семь-восемь умирало от цинги, туберкулеза и истощения. Во время сыпнотифозной эпидемии 1926-27 гг. умерло больше половины заключенных. С открытием навигации в конце мая ежегодно начинали приходить пополнения, и к ноябрю норма предыдущего года превышалась. Такова была повседневная жизнь людей, по большей части без вины оказавшихся в заключении, сокрытая от «нового поколения советских граждан». 

Остаться людьми… 

И, все же, дух человеческий сильнее. На волосок от смерти, люди находили в себе силы жить, защищая душу, ум, сердце, изо всех сил сопротивляясь нравственному угнетению и психологическим пыткам, куда более тяжелым, чем физическое принуждение. 

Актеры, как свидетельствовал Б. Ширяев, «встрепенулись» первыми, по-своему пытаясь приспособиться к нечеловеческим условиям жизни, и тут же организовали профессиональный театр «ХЛАМ», приняв как вызов и обратив в самоназвание определение-клише советского «АГИТПРОПа» в отношении всех инакомыслящих. Скрытая ирония, а иногда и явная сатира в рамках сценария были единственной возможностью выразить отношение к происходящему. Зрителями «ХЛАМА» было не только лагерное начальство и солдаты охраны (возможно, их завтрашние убийцы), но и их соузники. – Для многих людей это был тогда единственный способ, хотя бы на несколько часов, очутиться в условиях относительной свободы, почувствовать: «они – тоже люди!». 

Примеру актеров последовали и ученые. Среди них были крупнейшие специалисты, целая Академия! Собираясь при соблюдении строгой секретности, они делали доклады исключительно ценные, выбирая, как правило, темы междисциплинарные – интересные для всех, или же связанные с решением фундаментальных и методологических проблем науки. Чудом выжившие участники этих семинаров гордились в последующем тем, что «лагерное образование» дало им едва ли не больше, нежели университетское… То же происходило и в отношении чтения. В местной библиотеке оказались книги, давно изъятые на «материке» как «вредные» и «контрреволюционные» и списанные сюда для обреченных на смерть. И так, в системе, ставшей воплощением изощренных наклонностей люмпенизированных типов вроде Васькова и Ногтева, ….читалось и обсуждалось то, что было абсолютно невозможно читать и обсуждать на «свободе». 

Для духовенства же и для верующих это было время исповеднического подвига. Старавшиеся держаться вместе, монахи и белые священники время от времени совершали тайные службы. Некоторые с великим риском для жизни принимали исповеди и причащали людей на хлебе, которого бывало так мало, что уже само его сбережение для литургических целей было поступком самоотречения. Вино заменяли соком диких ягод, которые успевали собрать и с поспешностью спрятать в карманы телогреек во время «командировок» в лес. В случае «поимки с поличным» и священника, и причастника могла бы ожидать «Секирка» (Секирная Гора) – место с особо жестокими условиями содержания. 

…А неподалеку от лагеря, в лесу, в скрытой келье, не переставал молиться о страдающих в заключении и о России неизвестный монах – отшельник. Место его подвига случайно нашел однажды Б. Ширяев. Перед неугасимой лампадой среди старинных образов согбенный старец исполнял свое молитвенное правило, как последний «воин» некогда великого духовного братства Соловецких подвижников. И эта келья, озаренная изнутри теплым светом, для Бориса Ширяева навсегда стала символом Соловков и торжества молитвы над смертью. 

Мученики 

…Они были разными. Среди соловецких исповедников уже к 1926 г. оказалось 29 архиереев Русской Православной Церкви. В лагерных условиях они образовали церковный орган – Собор соловецких епископов. Иерархи и духовенство представляли собой достаточно организованную группу заключенных, во главе которой стоял правящий епископ Соловецкий. 

В 1926 г. собором был предпринят поступок огромного мужества: составлено обращение к правительству СССР (знаменитое «Соловецкое послание»), в котором открыто были заявлены факты гонения на Церковь и несовместимого с конституционными нормами вмешательства во внутрицерковные дела: 

«…Подписавшие настоящее заявление отдают себе полный отчёт в том, насколько затруднительно установление взаимных благожелательных отношений между Церковью и государством в условиях текущей действительности, и не считают возможным об этом умолчать. Было бы неправдой, не отвечающей достоинству Церкви и притом бесцельной и ни для кого не убедительной, если бы они стали утверждать, что между Православной Церковью и государственной властью Советских республик нет никаких расхождений. Но это расхождение состоит не в том, в чём желает его видеть политическая подозрительность и в чём его указывает клевета врагов Церкви. Церковь не касается перераспределения богатств или их обобществления, т.к. всегда признавала это правом государства, за действия которого не ответственна. <…> Это расхождение лежит в непримиримости религиозного учения Церкви с материализмом, официальной философией коммунистической партии и руководимого ею правительства Советских республик. 

Никакими компромиссами и уступками, никакими частичными изменениями в своем вероучении или перетолкованиями его в духе коммунизма Церковь не могла бы достигнуть такого сближения. Жалкие попытки в этом роде были сделаны обновленцами… 

Православная Церковь никогда не станет на этот недостойный путь и никогда не откажется ни в целом, ни в частях от своего обвеянного святыней прошлых веков вероучения в угоду одному из вечно-сменяющихся общественных настроений…» 

Авторы обращения заявляли о необходимости практического воплощения декларируемого властями принципа разделения церкви и государства, строгого разграничения их сфер. Дух документа был непоколебимым в отношении всего, что касается свободы церковной. Это было свидетельство правды в узах, под угрозой пыток и физического уничтожения… 

Многим священнослужителям не суждено было остаться в живых. Смерть не выбирала между епископами и приходскими священниками. В стационаре на Анзере, славившемся особо жестоким обращением медперсонала с больными, во время сыпнотифозной эпидемии скончался архиепископ Петр (Зверев), а Владыку Илариона (Троицкого), бывшего для тысяч «соловчан» духовной опорой, примером христианского благодушия и любви даже к врагам, тиф настиг уже при возвращении из лагеря. 

Расстрелы, болезни, голод, истощение,…а кто-то попал в число мучеников «Секирки», как полтавский батюшка Никодим, о чьем духовническом подвиге свидетельствовал Б. Ширяев. Старец, которому никто не присылал посылок и писем (возможно, потому, что неизвестно было место его заключения), однако необходимый всем верующим на Соловках. Его на веревке протаскивали в крошечные оконца камер-келий и проводили под видом актера на репетиции «ХЛАМА», чтобы он мог за краткое время исповедовать бывших проституток, обратившихся к Богу, благодаря терпеливому и кроткому общению с ними …фрейлины трех русских государынь. В одну из ночей о. Никодим задохнулся или замерз, угодив в нижний ряд «штабелей». 

А сколько верующих из числа мирян осталось лежать в братских могилах, в топях, на склонах Анзера и у подножья Секирной Горы! Аристократы, генералы, ученые и крестьяне… Среди пострадавших на Соловках был, например, простой русский мужик Петр Алексеевич, которого односельчане-старообрядцы за глубокую веру и праведность жизни…выбрали царем, узнав об убийстве законного государя Николая Александровича Романова. Этот могучий Петр Алексеевич и на острове самоотверженно «нес бремя государева правления»; одного появления «народного царя» было достаточно, например, для того, чтобы оголтелая лагерная шпана отступила от своих жертв и вернула отобранные вещи. Тиф не пощадил и его. Была среди них и та самая 70-летняя старушка-фрейлина, которая предварила приход о.Никодима к своим соседкам по бараку, смиренно принимавшая участь «каторжанки» и до последнего вздоха самоотверженно, «во славу Божию» облегчавшая страдания больных в сыпнотифозном сарае-изоляторе… 

Их сотни тысяч… 

Святые новомученик 

Александр Сахаров, протоиерей (†1927) 
Александр Орлов, протоиерей (†1937) 
Александр (Щукин), архиепископ Семипалатинский (†1937) 
Амфилохий (Скворцов), епископ Енисейский (†1937) 
Анатолий (Грисюк), митрополит Одесский и Херсонский 
Антоний (Панкеев), епископ Белгородский (†1937) 
Аркадий (Остальский), епископ Бежецкий (†1937) 
Василий (Зеленцов), епископ Прилукский (†1930) 
Владимир (Лозина-Лозинский), протоиерей (†1937) 
Владимир Медведюк, протоиерей (†1937) 
Герман (Ряшенцев) (†1937) 
Дамаскин (Цедрик), епископ Стародубский (†1937) 
Дамиан (Воскресенский), архиепископ Курский (†1937) 
Евгений (Зернов), митрополит Нижегородский (†1937) 
Захария (Лобов), архиепископ Воронежский (†1937) 
Игнатий (Садковский), епископ Скопинский (†1938) 
Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский (†1929) 
Иоанн Скадовский, священник 
Иоанн Стеблин-Каменский, протоиерей (†1930) 
Иосаф (Жевахов), епископ Могилевский (†1937) 
Иувеналий (Масловский), архиепископ Рязанский (†1937) 
Николай Восторгов, протоиерей (†1930) 
Никодим (Кононов), епископ Белгородский (†1918) 
Николай (Правдолюбов), протоиерей (†1941) 
Онисим (Пылаев), епископ Тульский (†1937) 
Петр (Зверев), архиепископ Воронежский (†1929) 
Прокопий (Титов), архиепископ Херсонский (†1937) 
Серафим (Самойлович), архиепископ Угличский (†1937) 

Священноисповедники 

Амвросий (Полянский), епископ Каменец-Подольский (†1932) 
Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский (†1962) 
Виктор (Островидов), епископ Глазовский (†1934) 
Николай (Лебедев), протоиерей (†1933) 
Петр Чельцов, протоиерей (†1972) 
Роман (Медведь), протоиерей (†1937) 
Сергий (Голощапов), протоиерей (†1937) 
Сергий (Правдолюбов), протоиерей (†1950) 

Преподобномученики 

Вениамин (Кононов), архимандрит (†1928) 
Иннокентий (Беда), архимандрит (†1928) 
Никифор (Кучин), иеромонах (†1928) 

Преподобноисповедники 

Никон (Беляев), иеромонах (†1931) 

Мученики 

Анна Лыкошина (†1925) 
Вера Самсонова (†1940) 
Владимир Правдолюбов (†1937) 
Стефан Наливайко (†1945) 

*************


Тропарь всем Соловецким святым 
[b]глас 4
 

Взыскующе Христа вожделеннаго бисера, во страну полунощную востекли есте, и подвигом первоначальников соловецких поревновавше, леса и пустыни облагоухали есте своими богоугодными молитвами. Темже и Христос вас прослави, и мы вопием: вси святии Соловецтии, молите Бога спастися душам нашим.[/b] 

Кондак всем Соловецким святым 
глас 3
 

Духовнаго жительства желающе, устремистеся в суровыя островы Беломория и, безбедно преплывше житейское море, соблазнов мирских избегосте и в радости велией водвористеся. Непрестанным умным восхождением Бога достигли есте и нас учите небесному восходу.

Путешествие на Соловки

Соловецкий монастырь (Часть 1 из 3)

Соловецкий монастырь (Часть 2 из 3)