Торжество православия в Иерусалиме (2015). Неделя первая Великого поста

 

В первое воскресенье Великого поста 1-го марта 2015 года согласно Церковному типикону Иерусалимским Патриархатом было отмечено Торжество Православия., установленное при царице Феодоре в 842 году в память восстановления почитания святых икон.

 

В конце Литургии священнослужители совершают молебное пение на середине храма перед иконами спасителя и Божией Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истины всех отступивших от Церкви. Дьякон затем громко читает Символ веры и произносит анафему, то есть объявляет об отделении от Церкви всех, кто осмеливается искажать истины православной веры, и "вечную память" всем скончавшимся защитникам веры православной, а "многая лета" - живущим.

 

Икона - не портрет, а образ грядущего храмового человечества. И так как этого человечества мы пока не видим, а только угадываем в нынешних грешных людях, икона может служить лишь символическим его изображением. Что означает в этом изображении истонченная телесность? Это - резко выраженное отрицание того самого биологизма, который возводит насыщение плоти в высшую и безусловную заповедь.

 

 Изможденные лица святых на иконах противополагают этому кровавому царству самодовлеющей и сытой плоти те только "истонченные чувства", но прежде всего - новую норму жизненных отношений. Это - царство, которое плоть и кровь не наследуют.

 

Накануне


Вечером в субботу в девятом часу из монастырского храма Святых Константина и Елены был совершен официальный спуск священства в Пресвятой Храм Воскресения.

В первую очередь было совершено окуривание фимиамом камня Миропомазания в Кафедральном соборе.

Торжественное Богослужение совершил Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофил, после его благословения Архиереи и сопровождение направились поклониться Голгофе, диаконы с Парадрагуманом окуривали святыни фимиамом.

Вечерня была продолжена «Светом…» и Артокласией, в продолжение сирийцы воспользовались своим правом поклониться Голгофе, кресту, венцу и посоху.

По завершении Богослужения Отцы Святогробцы вернулись в свои кельи для совершения молитвы. 

 

Праздничный день      

В 7:00 часов утра в воскресенье под звон колоколов был совершен торжественный спуск Братства Пресвятого Гроба Господня из Патриархата в Пресвятой Храм Воскресения.

После поклонения Святому месту Снятия с Креста и Пресвятому Гробу Господню был совершен вход в Кафоликон, в котором торжественное Богослужение совершил Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофил, было совершено благословение, церковное пение сопровождалось звоном колоколов. Блаженнейший Патриарх начал Божественную литургию «Благословенную».

 

Божественная литургия была совершена в сослужении с Архиереями Святогробцами: Его Высокоппреосвященством Митрополитом Капитольядским Исихием, Архиепископами Герасским Феофаном, Авилонским Дорофеем, Константинским Аристархом, Севастийским Феодосием и Лиддским Димитрием, Иеромонахами Святогробцами, архидиаконом Евлогием в присутствии Генерального Консула Греции в Иерусалиме г-на Георгия Захариудакиса, а также немалого количества верующих и паломников из Греции, России, Румынии и Украины.

 

По завершении Божественной литургии был совершен Крестный ход вокруг Пресвятого Гроба Господня, Святого Снятия с Креста, через святыню «Не прикасайся ко мне» и вернулся к Кувуклии Пресвятого Гроба Господня.

 

Было упомянуто об анафемах и отрицаниях, связанных со святыми иконами, а также «вечная память» возвращению им поклонения.

Божественная литургия была передана в прямом эфире радиостанции Патриархата. 

После Крестного хода Патриаршее Святогробское сопровождение вернулось в Патриархат. По прибытии Блаженнейший Патриарх обратился ко всем собравшимся с торжественной речью:

 

 “Неописанное Слово Отчее, из Тебе Богородице описася воплощаемь: и оскверншийся образ в древнее вообразив, Божественною добротою смеси. Но исповедающе спасение, делом и словом, сие воображаем”, восклицает боговдохновленный песнопевец Церкви.

Ваше Превосходительство Генеральный Консул Греции,Преподобные Отцы,Возлюбленные братья,благочестивые Христиане и паломники,

Богоначальная и животворящая сила Святого Духа собрала нас всех на месте святыни крестной жертвы и победоносного Воскресения Спасителя нашего Иисуса Христа, где благодарственно и торжественно мы отметили Торжество  нашей Православной веры при поклонении и восстановлении почитания святых и священных икон.

Сегодняшнее воскресение, так называемое Торжеством  Православия, составляет начало очередных недель святого и Великого Поста.

Причиной, по которой был учрежден этот праздник святыми и богоносными Отцами, является защита и сохранение нашей истинной веры тайне божественного воплощенного домостроительства, т. е. от Девы Марии рождению, крестной страсти и Воскресения из мертвых трехдневного воскресения Бога и Спасителя нашего Христа.

Это делом и словом воображение спасительного исповедания нашей веры, данной нам в Священном Писании и истолкованной духоносными отцами в Святых Вселенских Соборах.

Мы описываем, т.е. изображаем, неописанное Слово Бога Отца, Иисуса Христа, да Его же почитаем, Сего и образ держаще, не прельщаемся. Да облекутся в стыд, восклицает песнопевец, сице неверующии. Нам бо слава зрак Воплотившагося благочестно покланяемый, не боготворимый. Той облобызающе вернии возопиим: Сия вера Апостолов, сия вера выдающихся Святых Отцов Церкви, сия вера православная, сия вера Святую Землю и Вселенную утверди.

Многая лета и благословенного поприща святого поста “.

 

В завершении имело место братское целование и раздача святых образов верующим. 

Началом слова нашего в Неделю Православия весьма естественно быть вопросу: что есть Православие? Православие есть истинное Богопознание и Богопочитание; Православие есть поклонение Богу Духом и Истиною; Православие есть прославление Бога истинным познанием Его и поклонением Ему; Православие есть прославление Богом человека, истинного служителя Божия, дарованием ему благодати Всесвятаго Духа. Дух есть слава христиан (Ин. 7, 39). Где нет Духа, там нет Православия.

Нет Православия в учениях и умствованиях человеческих: в них господствует лжеименный разум – плод падения. Православие – учение Святаго Духа, данное Богом человекам во спасение. Где нет Православия, там нет спасения. «Иже хощет спастися, прежде всех подобает ему держати кафолическую веру, ея же аще кто целы и непорочны не соблюдет, кроме всякого недоумения, во веки погибнет» (Символ святого Афанасия Великого, патриарха Александрийского. Псалтирь с последованием).

Драгоценное сокровище – учение Святаго Духа! Оно преподано в Священном Писании и в Священном Предании Православной Церкви. Драгоценное сокровище – учение Святаго Духа! В нем – залог нашего спасения. Драгоценна, ничем не заменима, ни с чем не сравнима для каждого из нас наша блаженная участь в вечности; столь же драгоценен, столько же превыше всякой цены и залог нашего блаженства – учение Святаго Духа.

Чтоб сохранить для нас этот залог, святая Церковь исчисляет сегодня во всеуслышание те учения, которые порождены и изданы сатаною, которые – выражение вражды к Богу, которые наветуют нашему спасению, похищают его у нас. Как волков хищных, как змей смертоносных, как татей и убийц. Церковь обличает эти учения; охраняя нас от них и воззывая из погибели обольщенных ими, она предает анафеме эти учения и тех, которые упорно держатся их.