Во 2-е воскресение Великого поста вся полнота Православной Церкви чтит память архиепископа Фессалонитского святителя Григория Паламы, защитившего православное учение о Божественной нетварной благодати.

 Также в этот день совершается празднование Собора всех преподобных отцов Киево-Печерских.
 Всенощное бдение, а в самый день праздника — Божественную Литургию в храме преподобных Антония и Феодосия Печерских совершил Блаженнейший Онуфрий, Митрополит Киевский и всея Украины в сослужении сонма архиереев, братии и гостей обители в священном сане. В честь престольного  праздника обители каноны на утрени были прочитаны митрополитом Вышгородским и Чернобыльским Павлом, наместником Лавры и управляющим делами УПЦ митрополитом Бориспольским и Броварским Антонием, ректором КДАиС.

На малом входе во время Литургии Предстоятель УПЦ удостоил братию Лавры богослужебных наград. В сан архимандрита были возведены иеромонахи Сильвестр (Трутнев), Лаврентий (Бондарюк), Анастасий  (Лисовский), Пафнутий (Мусиенко), пресс-секретарь Предстоятеля, Иларион (Мокрицкий), руководитель лаврского Отдела информации и связей с общественностью. Иеромонахи Климент (Симоненко), Иоанн (Чучвара), Феофил (Кошовенко) были награждены наперстными крестами, а иеродиакон Ахила – двойным орарем.
Также награды получили преподаватели и студенты Киевских духовных школ в монашеском чине.

 После Евангельского чтения Митрополит Онуфрий с архипастырским словом обратился к пастве.
В начале слова Блаженнейший Владыка напомнил Евангельскую историю в день Преображения Господня, когда ближайшие ученики Христовы на горе Фавор телесными очами узрели Божественный свет, который раньше видели только внутренне духовным зрением (см. Мф.17:1). 

Преподобные Печерские и другие святые отцы сподоблялись созерцать Бога телесным восприятием. Владыка заметил, что иногда люди сомневаются в необходимости для мира монашества, в котором просияли ныне празднуемые святые. Но именно они поддерживают собой виноградные лозы в Церкви - винограднике Божием. Без них же виноград может упасть и загнить. Монашеский пример помогает возвыситься людям, показывая, что нельзя полностью прилепляться к земле, но жить одним касанием к ней. Нужна одежда, пища и жилье, остальные же стремления и желания должны устремляться вверх к Богу. 

Митрополит Онуфрий призвал молиться всем преподобным, чтобы они ходатайствовали перед Богом о том, чтобы взор мы устремляли в горний мир, ибо все земные попечения не последуют за нами после оставления мира. Было отмечено, что к материальным благам нужно относиться не как к вечным, а только как временным, которые нужны нам во время земной жизни. Они оставляются перед вечностью, в которой не спросится про земное стяжание но  про добрые дела во славу Божию. Преподобные Киево-Печерские неустанно молятся о ниспослании мира на нашу землю, о том, чтобы пришло народу понимание, что детям Божиим нечего делить на земле, но следует готовить себя к жизни вечной.  .

Во время Литургии Его Блаженство совершил священническую и диаконскую хиротонии братии обители.

Божественную Литургию в церкви во имя Всех преподобных Печерских совершил архимандрит Нестор. В начале проповеди перед причащением Христовых Таин иеромонах Ефрем указал, что празднование этого дня установлено для того, чтобы напомнить нам о цели христианской жизни. Во время Великого поста все направлено к тому, чтобы пробудить дух покаяния и стяжать Святой Дух. Поэтому данное благодатное время может привести нас к вершинам уподобления Богу и Его познания.

Христианские учителя говорили о том, что Бог по Своей природе невидим и непостижим.

Для того, чтобы утвердить людей в вере и служении Ему, Господь подает то, что мы называем благодатью, понятие о которой изложено в православном учении свт. Григория Паламы архиепископа Фессалонитского.

Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, силах, которые обращены к миру и доступны восприятию.

Батюшка объяснил, что благодать – это таинственное божественное действие, которое бывает ощутимо для человека при соприкосновении с ним. При этом было замечено, что логическое доказательство бытия Божия для такого человека уже не нужно – он встречает Бога в своем религиозном опыте. В этом и состоит тайна христианской жизни. Христиане не просто веруют, думают, что где-то есть Бог. Они знают о присутствии Бога по собственному опыту. Уже никакие аргументы против веры не поколеблют ее. Сила Божия крепче любых доказательств. Она укрепляет верующих в их христианском служении и восполняет отсутствие человеческих сил. 

Ярким примером Божественного действия, превышающего человеческое разумение, является житие святых угодников Божиих, которые так близки нам. Особенно это чувствуется сегодня, в день памяти прпп. отцов Печерских. На протяжении тысячелетия сияние их подвигов распространялась далеко за пределы колыбели русской иноческой жизни. Они стяжали различные Божественные дары, и совершеннейший из них – евангельскую любовь. Именно она подвигла одних святых отцов уединиться в пещерах, а других – служить Киевской Руси делами милосердия, обличения, созидания видимой красоты Лавры, отображающую мировоззрение и внутреннюю красоту тружеников Духа. 

Архимандрит Ефрем призвал проводить святые дни в молитве, посте, чтобы Господь наполнил наши сердца Своей Божественной благодатью и утвердил нас в христианском движении любви по примеру святых угодников Божиих.

   
   

 

  

   
Редакция сайта www.lavra.ua
Фото Юрия Томанюка и Дмитрия Михно