Из поколения в поколение, вот уже 2000 лет, передаются и сохраняются предания о странствиях Святого семейства в Египте.

Они близки сердцу всех египтян - христиан и мусульман, потому что составляют часть души этого народа.

«О самом бегстве и его продолжительности Святое Писание не дает никаких дальнейших подробностей, сообщая только то, что Святое семейство бежало из Вифлеема ночью и возвратилось уже тогда, когда Иосиф получил во сне уверение, что Младенцу можно безопасно возвратиться в землю Его рождения.

Икона Святого семейства. Большой кафедральный собор св.Марка. КаирЗато апокрифические сказания, которые обезсмертил гений итальянского искусства, представляют множество подробностей о том, как во время пути драконы приходили и кланялись Младенцу, львы и леопарды благотворили Его, где только ступала Его нога, расцветали розы Иерихонские, пальмы по Его мановению склонялись для доставления своих фиников, разбойники были устрашены Его величием, и самое путешествие чудесно сократилось». ("Жизнь Иисуса Христа" В. Фаррар)

Много преданий о Господе Иисусе Христе и апостолах хранит наша православная церковь. А вот о том, что Святое семейство находилось в Египте, мы знаем из  Евангелия немного: «Когда же они отошли, - се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там  был до смерти Ирода…» (Матф. 2:13-14).

Путь Святого семейства в Египет
О самом бегстве и его продолжительности Святое Писание не дает никаких дальнейших подробностей. А  для коптской церкви путешествие Святого семейства в Египет является одним из важнейших событий за  ее долгую историю. Ежегодно 1 июня коптская церковь празднует вступление Святого семейства на землю Египта. В этот день во всех церквях страны звучит одна и та же молитва: «О Египет, о народ Египта, о дети Египта и все, кто живет в его границах, возрадуйтесь, ибо пришел к вам возлюбленный всего живого, существовавший до света всех веков». В книге Исайи говорится о том, что пришествие Святого Младенца в Египет было настоящим потрясение для жителей страны: «Господь восседит на облаке легком и грядет в Египет. И потрясутся от лица его идолы Египетские, и сердце Египта растает в нем». Исайя(19:1). И сбылось пророчество. Идолы падали к ногам Иисуса и разбивались.

Икона 'Путешествие в Египет'. Церковь святого Сергия. КаирЭто было трудное путешествие. В те далекие времена существовало всего три дороги, связывавшие Палестину и Египет через Синай. Этими путями проходили, как правило, хорошо вооруженные караваны. Одиноким путникам в этих диких и неприветливых местах грозили тысячи опасностей. Но необходимость избавления Святого семейства от власти детоубийцы царя Ирода перевешивала все удобства пути под защитой каравана.

Путешествие Святого семейства через Синай и по Египту было подробно описано Папой Теофилусом, 23 патриархом Александрийским (384-412 гг. н.э.). В своих хрониках он утверждает, что 6 хатхора (коптский месяц, приблизительно соответствующий ноябрю) после длительного молебна, Пресвятая Богородица явилась ему и подробно рассказала об этом удивительном путешествии, и велела записать все, что он видел и слышал.

Кроме того, свидетельства Папы Теофилуса неопровержимо подтверждаются фольклорными сказаниями племен, некогда населявших Синайский полуостров и Египет, и повествующими о прибытии удивительного младенца в их поселения, наиболее полная версия которых вошла в книгу Синаксарион (Мученичество).

Отправившись из Вифлеема Святое семейство пересекло синайскую пустыню и прибыло в город Тель-Баста (или Баста), расположенный в ста километрах от Каира. Как гласит легенда, страдая от жажды, Богородица попросила воды у местных жителей, но в ответ лишь раздался смех. Город был полон идолов, но все они упали и разбились, лишь только путники вошли в город, а из земли забил родник. Они не стали задерживаться в Басте и отправились на юг в город Мостород в 10 км от Каира. В прежние времена город назывался Аль-Мехма, что в переводе означает «купальня». Такое название город получил потому, что Божия Матерь именно здесь купала Богомладенца и стирала Его вещи. На пути из Египта Святое семейство опять побывало в Мостороде, и Иисус Христос сотворил в нем источник, сохранившийся и поныне.

Затем путники отправились на северо-восток в город Бильбейс (древнее название Филиппос). Там они отдыхали в тени большого дерева, которое впоследствии получило название «Дерево Девы Марии». Продолжив путь, они переправились через Нил в город Самануд. Коптское название города звучит как «Пекха Иисус» (на местном диалекте – Лисус). Город назван в честь отпечатка ноги Иисуса на камне, сохранившемся до наших дней. Также сохранилась большая гранитная чаша, в которой по преданию Матерь Божия месила тесто. Есть там и источник, освященный Младенцем Христом.

Монастырь Аль-Сириан. Долина НитрунСвятое семейство продолжило свой путь через город Сакха в Вади эль-Натрун, долину Натрун, также называемую аль-Аскейт, в южной пустыне Египта. Во время становления христианства в этих пустынных землях поселилось множество отшельников и впоследствии на их месте были построены монастыри.

Из долины Натрун путники отправились в сторону Каира. Они пересекают Нил и выходят к Матарии и Айн-Шамсу (древний Гелиополис, а сейчас это пригороды Каира). В Мытарии до сих пор стоит почитаемое верующими «Дерево Святой Марии», в тени которого, по преданию, отдыхало Святое семейство. Также здесь забил источник по воле Богомладенца, и Божия Матерь брала из него воду, чтобы стирать одежды Сына Божьего. В том месте, куда она потом выливала воду, выросло душистое бальзамовое дерево. Сейчас экстракты из него используются для приготовления бальзамов и эссенций.

Район столицы Египта, который сейчас называют Старым Каиром, считается одним из наиболее важных мест, в которых останавливалось Святое семейство, хотя путники провели здесь всего несколько дней. Наместник провинции Фустат, как в те времена назывался район, был очень разгневан, когда узнал, что с появлением Спасителя в храмах упали все идолы, и хотел убить Младенца Иисуса. Святое семейство, спасаясь, укрылось в гроте, над которым сейчас высится церковь Святого Сергия (Абу Серга). Этот храм и весь район форта Вавилон, на территории которого он стоит, особо почитается верующими и привлекает множество паломников не только из Египта, но и со всего мира. В  Каире сейчас находятся несколько десятков церквей и монастыри.

Далее путники продолжили свой путь на юг – в Маади (Мемфис – столицу древнего Египта). Там они сели на парусник и отправились вверх по течению Нила. Сейчас на месте древней пристани, откуда отплыл парусник, стоит церковь Святой Марии (аль-Адавия) или «Церковь на переправе». Каменная лестница, по которой Святое семейство спускалось к реке, считается священной и подойти к ней можно только со стороны церковного двора.

г. Мытария. Дерево Святой МарииПарусник причалил у деревни Дейр аль-Гарнус, где впоследствии был построен монастырь Агарнос. Потом путешественники прошли мимо местечка Абай Исос, что означает «Дом Иисуса», и продолжили свой путь к городу Самалют, у которого и переправились на другой берег Нила. В настоящее время на этом месте стоит монастырь Девы Марии, а храм Девы Марии возвышается над пещерой, в которой некоторое время жило Святое семейство. Этот район также называют Габаль ат-Тейр, и предание гласит, что путники прошли мимо высокой египетской акации. Дерево приветствовало Спасителя, склонившись молитвенно перед Богомладенцем. И сейчас ветви этого дерева то склоняются  к самой земле, то поднимают вверх свое роскошное одеяние. За это акация была прозвана аль-Абед, что означает «Поклоняющаяся».

Затем Святое семейство вновь переправилось через Нил и направилось в селение аль-Ашмунейн, где было явлено много чудес, пали и разбились идолы, а затем в аль-Мухаррак и где прожило в гроте более шести месяцев. Теперь на этом месте построен монастырь, над самим гротом возвышается церковь Святой Марии, алтарь которой представляет собой большой камень, на котором любил сидеть Младенец Иисус. Вся территория монастыря и прилегающих к нему районов особо почитается коптами-христианами. Монастырь аль-Мухаррак считается одним из наиболее важных мест, посещенных Святым семейством, его даже называют «вторым Вифлеемом». Именно здесь Ангел Господень явился во сне Иосифу и сказал: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца». (Мф.2:20)

НАЗАД они возвращались немного иным путем, повторно посетив Старый Каир, Матарию, Мехму и Синай. Евангелие повествует о том, что в конце концов путники благополучно вернулись в Палестину и поселились в маленьком городке Назарет, в Галилее, в доме, принадлежавшем Иосифу. Путники преодолели в общей сложности свыше двух тысяч километров, лишь малая часть из которых была облегчена верховыми или лодочными поездками. Большая часть пути была пройдена пешком, несмотря на летний зной и зимний холод, голод и жажду, враждебное отношение местных племен, опасаясь диких зверей, ведомые лишь Богом и его Ангелом.

Христианство же распространилось в земле Египетской, множество церквей построено здесь, и больше всего их в тех городах, в которых некогда побывало Святое семейство. Сбылось пророчество – «И Господь явит себя в Египте; и в тот день египтяне познают Господа и принесут Ему жертвы и дары». Исайя (19:21)


При написании использованы материалы книг
«The Holy Family In Egypt», 
«The escape to Egypt according to Coptic tradition».  
Подготовила  И.Ф. Косцова

Слово "копт" произошло от арабского "купт", а оно в свою очередь от греческого "эгиптос". Но корни его лежат еще глубже, и возможно восходят к древнеегипетскому "Ха-Ка-Птах". Копты считают себя потомками первых египетских христиан, населявших долину Нила. До завоевания арабами в 641 году Египет в течение нескольких веков был христианской страной. Теперь коптов насчитывается примерно 5-7 миллионов из 68 миллионного население Египта. Во главе коптской церкви стоит патриарх, в настоящее время Шенуда lll, резиденция которого находится в Александрии. Копты прилежно молятся и постятся. Их литургия близка к православной традиции. 

"ИП" №1 (148), 2012