22 сентября – память святых праведных Богоотец Иоакима и Анны

Святые праведные  Иоаким и Анна, [греч. ᾿Ιωακεμκα῎Αννα] — родители Пресвятой Богородицы. Они, как и другие  библейские праведники —  родственники Иисуса Христа по плоти, именуются в православном  литургическом предании богоотцами.

Древнейшим источником, в котором содержатся сведения о жизни Иоакима  и Анны, являются 1–7 главы  Протоевангелия  Иакова, христианского  апокрифа, относящегося к периоду ок. 150 г. – нач. III в. Согласно Протоевангелию, Иоаким  и Анна были бездетной благочестивой супружеской парой.В один из иудейских праздников Иоаким хотел принести дары для жертвоприношения в Иерусалимском храме, но был остановлен неким Рувимом, сказавшим Иоакиму, что он не может приносить дары первым, так  какне произвел потомства Израилю:

«В двенадцати коленах Израиля был некто Иоаким, очень богатый человек, который приносил двойные дары Богу, говоря: Пусть будет от богатства моего всему народу, а мне в отпущение в умилостивление Господу. Наступил великий День Господнен, когда сыны Израиля приносили свои дары.  И выступил против него (Иоакима) Рувим, сказав: Нельзя тебе приносить дары первому, ибо ты не создал потомства Израилю.  И огорчился очень Иоаким, и стал смотреть родословную двенадцати племен народа, говоря: поищу в двенадцати коленах Израиля, не я ли один не дал потомства Израилю. И исследовав, выяснил, что все праведники оставили потомство Израилю.  Вспомнил он и об Аврааме, как в его последние дни Бог даровал ему сына Исаака. И столь горько стало Иоакиму, и не пошел он к жене своей, а ушел в пустыню, поставил там свою палатку и постился сорок дней и сорок ночей, говоря: не войду ни для еды, ни для питья, пока не снизойдет ко мне Господь, и будет мне едою и питьем молитва».

Аzachat_Ioakin_annaнна также предалась скорби, которая  усилилась из-за оскорблений, нанесенных ей служанкой по имени Юдифь, которая сказала Анне: «Господь закрыл твое лоно, чтобы у тебя не было потомства в Израиле». Протоевангелие содержит удивительный стих, в котором Анна сетует на свою участь: «Подняв глаза к небу, увидела на дереве гнездо воробья и стала плакать, говоря: «Горе мне, кто породил меня? Какое лоно произвело меня на свет? Ибо я стала проклятием у сынов Израиля, и с осмеянием меня отторгли от храма.  Горе мне, кому я подобна? Не подобна я птицам небесным, ибо и птицы небесные имеют потомство у Тебя, Господи. Не подобна я и тварям бессловесным, ибо и твари бессловесные имеют потомство у Тебя, Господи.  Не подобна я и водам этим, ибо и воды приносят плоды у Тебя, Господи.  Горе мне, кому подобна я? Не подобна я и земле, ибо земля приносит по поре плоды и благословляет Тебя, Господи».

«…И огорчилась очень Анна и  пошла в сад, гуляя около девятого часа, и увидела лавр, и села под ним и начала молиться Господу, говоря: «Бог моих отцов, благослови меня и внемли молитве моей, как благословил Ты Сарру и дал ей сына Исаака»»…

В 4-й главе  описывается явление Анне Ангела Господня, возвестившего ей: «…Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире». И Анна сказала: «Жив Господь Бог мой!Если я рожу дитя мужского или женского пола, отдам его в дар Господу моему, и оно будет служить Ему всю свою жизнь». И пришли вестники и сказали ей: «Муж твой, Иоаким, идет со своими стадами: ибо Ангел явился к нему и возвестил: «Иоаким, Иоаким, Бог внял молитве твоей. Иди отсюда, ибо жена твоя Анна зачнет во чреве своем». И пошел Иоаким, и приказал своим пастухам, сказав: приведите десять чистых без пятен агниц, будут они для Господа Бога моего, и приведите мне двенадцать молодых телят, и будут они для жрецов и старейшин, и сто козлят для всего народа. И вот Иоаким подошел со своими стадами, и Анна, стоявшая у ворот, увидела Иоакима идущего, и, подбежав, обняла его, и сказала: «Знаю теперь, что Господь благословил меня: будучи вдовою, я теперь не вдова, будучи бесплодною, я теперь зачну!» И Иоаким в тот день обрел покой в своем доме»… Эти события легли в основу праздника Зачатия праведной Анной Пресятой Богородицы.

После рождения Марии Иоаким  и Анна  «устроили особое место в спальне Дочери, и запрещено было туда вносить что-либо нечистое, и призвала [Анна] непорочных дочерей иудейских, чтобы они ухаживали за Нею». Когда Марии исполнился год, Иоаким  пригласил на большой пир священников и первосвященников; они благословили Марию и изрекли пророчество о Ней, сказав: «Бог отцов наших, благослови это Дитя и дай имя славное во всех родах». В 7-й гл. «Протоевангелия Иакова» описывается Введение во храм Пресвятой  Богородицы. Когда Пресвятая Дева достигла 3-летнего возраста, Иоаким и Анна решили исполнить обет посвящения Ее Богу и привели в Иерусалимский храм. По преданию, вступление Марии во храм сопровождалось торжественным шествием, а по дороге к храму стояли непорочные девы с зажженными светильниками. По окончании церемонии «ушли Ее родители, удивляясь и вознося хвалу Господу, что Дочь их не повернула назад».

В апокрифе «Евангелие о рождестве и детстве Спасителя» Псевдо-Матфея (не ранее VI в.), которое было составлено на основе «Протоевангелия Иакова» и «Евангелия детства Фомы» (не позднее нач.V в.), говорится о происхождении Иоакима  «из колена Иудина», Анны «из рода Давида» и о том, что ее отца звали Иссахар. Еще один апокриф — «Книга о Рождестве Святой Марии» (IX в.) сообщает о том, что семья Пресвятой Богородицы жила в г. Назарете в Галилее  и приводит рассказ о чудесном зачатии Анной Девы Марии .

Прп. Иоанн Дамаскин (VIII в.), основываясь, возможно, на местных палестинских преданиях, писал, что Иоаким  был сыном Варпанфира из рода царя Давида и приходился свойственником Иакову, отцу св. Иосифа Обручника, мужу Девы Марии). Византийский писатель-агиограф Епифаний Монах (1-я пол. – сер. IX в.), приводя те же сведения, дополнительно сообщает, что Анна была дочерью «Матфама [Ματθάμ], священника из Вифлеема». Также Епифаний указывает на то, что сестра Анны была матерью праведной Елисаветы, матери св. Иоанна Предтечи. Иоаким, по словам Епифания, умер 80 лет от роду, а Анна — 2 двумя годами позже в Иерусалиме в возрасте 82 лет.

Иоаким  и Анна  в творениях св. отцов и учителей Церкви стали примером твердой веры и упования на Бога. Преподобный Андрей Критский, восхваляя веру Иоакима  и Анны, говорит, что они «…сетовали о том, что не имели преемника рода своего, тем не менее искра надежды еще не погасла в них совершенно: оба они воссылали молитву к Богу о даровании им чада для продолжения семени их,- оба подражая услышанной некогда молитве Анны (матери пророка Самуила)… И не оставляли они своих усилий, пока не получили желаемого». Повествование об Иоакиме  и Анне содержится в «Толковании на Шестоднев», составленном между 375 и 400 гг. и ошибочно приписываемом Евстафию, еп. Антиохийскому. К преданиям об Иоакиме  и Анне также обращались в проповедях и другие христианские авторы: свт. Иоанн Златоуст, свт. Епифаний Кипрский, Константинопольский  патриарх Герман I, прп. Григорий Никомидийский.

Центром почитания Иоакима  и Анны является Палестина: в Иерусалиме близ купальни Вифезда, к западу от Львиных ворот, находился дом Иоакима  и Анны, где, согласно местному преданию, они скончались. По сообщению игум. Даниила (нач.XII в.), на этом месте была построена церковь, под ее алтарем была пещера, где хранился их гроб («Хожение» игумена Даниила в Святую Землю в нач. XII в.). Здесь расположена православная Церковь  Рождества Пресвятой Богородицы с криптой (пещерой). В эпоху крестоносцев в Иерусалиме появились храмы, посвященные Анне и сохранившиеся до настоящего  времени: рядом с домом Иоакима  и Анны была построена базилика прав. Анны (восходящая к XII в.), а в церкви  Гроба Богородицы (Успения Богородицы) в Гефсимании была устроена часовня Иакима  и Анны. В этой часовне, расположенной на месте родовой усыпальницы семейства Пресвятой  Богородицы, находятся гробницы Иоакима  и Анны. Почитание Иоакима и Анны на Святой Земле было также связано с монастырем Хозива (V в.): согласно местному преданию, Иоаким молился о даровании ему потомства в пещере пророка Илии на территории монастыря. К востоку от монастыря находится пещера прп. Георгия Хозевита, где, по преданию, некоторое время жила Анна. Обе пещеры называются скитом праведной Анны.

В Константинополе  известны несколько  храмов, освященных во имя Анны, самым древним из которых является церковь в Девтероне, построенная, как сообщает Прокопий Кесарийский, императором  Юстинианом I ок. 550 г. Церковь пострадала во время землетрясения 16 мая 865 г. и была восстановлена императором  Василием I Македонянином (867–886); при вдове императора  Алексея I Комнина Ирине (нач. XII в.) эта церковь еще существовала. Церковь в Дигистеях построена, по сообщению патриографов, св. Феодорой (842–856), супругой императора  Феофила, на месте, где ее лошадь дважды споткнулась по пути во Влахерну и обратно. В эпиграмме Антиохийского патриарха Феодора IV Вальсамона (XII в.) содержится упоминание о церкви во имя св. праведной Анны в монастыре Пресвятой Богородицы Одигитрии. В Палатии церковь была построена императором  Львом VI Мудрым (886–912) недалеко от дворца императрицы. В монастыре Пресвятой  Богородицы в Пиги находилась часовня во имя св. праведной  Анны. Храм или часовня в Халкопратиях, по мнению исследователей, могли находиться на территории храма Пресвятой  Богородицы. По сообщению  византийского писателя Псевдо-Кодина (сер. XIV в.), Анна, супруга императора Льва III Исавра (717–741), построила монастырь во имя св. праведной Анны, известный также как мон-рь Спуда.

Мощи св.  Анны и ее  покрывало, мафорий,  были перенесены в 710 г., при императоре  Юстиниане II, из Иерусалима в Константинополь. В средние века западные паломники сообщали, что видели в монастыре Ставровуни на Кипре плечо и ладонь св. праведной Анны. Части ее  мощей находятся в монастырях на Афоне: левая стопа  была перенесена из скита прав. Анны близ монастыряря Хозива в Большой скит праведной Анны на Афоне. Правая стопа св. праведной Анны находится в монастыре Кутлумуш, левая рука — в монастыре Ставроникита. Частицы мощей св.  Анны хранятся также  в монастырях и храмах Греции: вмч. Пантелеимона, монастыре преподобного Ксенофонта, Успения Пресвятой  Богородицы Макелларии близ Калавриты (полуостров Пелопоннес), Успения Пресвятой  Богородицы в Прастосе в Кинурии, в церкви св. Герасима в районе Ано-Илисия в Афинах, в монастыре Иоанна Богослова на Патмосе, а также в монастыре св. Анны близ Ламии и в Иоанна Богослова мон-ре близ Суроти. Частица мощей св. праведного Иоакима находится в церкви  Панагии Горгоэпикоос в Фессалонике.

Основным днем памяти святых праведных Иоакима и Анны является 9 сентября (по ст. стилю), попразднство Рождества Богородицы. Эта память указана в палестино-грузинских  календарях VII–X вв., отражающих древнюю минологическую традицию Иерусалимского Патриархата. Согласно Синаксарю Константинопольской церкви (кон. X в.) и Типикону Великой церкви (IX–XI вв.), в этот день в Константинополе совершалась торжественная служба в их честь в храме Пресвятой  Богородицы в Халкопратиях). 9 декабря (по ст. стилю), в день Зачатия Пресвятой  Богородицы, совершалась служба св. Анне в посвященной ей церкви в константинопольском квартале Эвурани и в храме во имя  св. Анны в Халкопратиях, а 25 июля, в праздник Успения Анны, — в церкви  во имя св. Анны в Девтероне.

Гефсимания. Гробница Пресвятой Богородицы. При спуске по лестнице справа находится придел в честь святых Иоакима и Анны, родителей Богородицы. Придел принадлежит Греческой православной церкви. В нём два престола: в честь Св. Иоакима — у восточной стены придела (по преданию св. Иоаким похоронен под этим престолом) и в честь св. Анны — у северной стены придела (по преданию она похоронена под этим престолом).