20 ноября Православная Церковь празднует обретение иконы Божией Матери «Взыграние Младенца». Николо-Угрешский монастырь.

Впервые икона появилась 20 ноября 1795 года в Николо – Угрешском монастыре, недалеко от современного города Дзержинский в Подмосковье. 
Монастырь этот славен тем, что был основан Дмитрием Донским, в честь победы в 1380 году на Куликовом поле на месте явления великой иконы святителя Николая Чудотворца.

Пресвятая Богородица изображена с Младенцем, который сидит с правой стороны. Она поддерживает Маленького Иисуса обеими руками. Мать и Сын прильнули друг другу в знак безграничной сыновней и материнской любви. На обратной стороне иконы написана молитва: «Спаси всех молитвами твоими, Пресвятая Богородица, к тебе притекающих, избави всякия нужды и скорби».

Этот образ – древний, написанный с греческой иконы. В Византии она считалась чудотворной святыней. Образы с названием «Взыграние младенца» имеются в Московской Новодевичьей обители и в Афонском монастыре.

К иконе потянулись паломники. Бездетные супружеские пары, беременные женщины и матери с болящими младенцами. 
Пресвятая Богородица слышала их молитвы – за иконой закрепилась слава чудотворной.

Для православных женщин икона «Взыграние младенца» полна умиления и доброго смысла. Перед ней молятся женщины, желающие иметь детей. Перед ней молятся о здоровье младенцев. Иконе Божьей Матери «Взыграние младенца» принято служить молебен с акафистом во время беременности и перед родами.

В православии принято носить ребенка под сердцем с молитвой, ведь беременность и роды - важные события, показывающие Божественное величие нарождающейся жизни. Считалось, что беременная женщина должна вести особенно праведный образ жизни – ведь у нее в чреве растет новая жизнь. Беременная должна заботиться о своей душе – не гневится, быть милостивой, кроткой. Удерживаться от зависти и злословия, да и вообще стараться искоренить все пороки. Так считали наши предки, так считают сегодняшние ученые – мысли, чувства, поступки беременной обязательно передадутся малышу.

После кровавых событий и разорения монастыря в 1918 году икона, казалось, бесследно пропала. Долгие годы ее местонахождение не было известно. Но вот в 2003 году в Николо - Угрешский монастырь позвонила женщина, и сообщила, что у нее дома хранится икона очень похожая на чудотворную икону Божией Матери «Взыграние младенца». Приехавшим к ней монахиням женщина рассказала, что ее семье продал икону некий коллекционер, который утверждал, что икона из Николо – Угрешской обители. Осмотрев икону монахини, укрепились в мысли, что это действительно утерянный образ. Так, благодаря чуду, икона вернулась в монастырь.
Сейчас место образа «Взыграние младенца» в алтаре Спасо-Преображенского храма.

Интересно, что именно 20 ноября Генеральная Ассамблея ООН объявила Днем ребенка. Декларация прав ребенка была принята 20 ноября 1959 г, Конвенция о правах ребенка - 20 ноября 1989 года.
Вот такое совпадение. Или промысел Божий.

Как молиться перед иконой

Пресвятая Дево, Мати Господа нашего Иисуса Христа, яже веси рождение и естество матере и чада, помилуй рабу Твою (имя) и помози в час сей да разрешится бремене своего благополучно. О всемилостивая Владычице Богородице, яже не потребовала еси помощи в рождении Сына Божия, подаждь помощь сей рабе твоей помощи требующей, наипаче же от Тебе. Даруй ей благомощие в час сей, и младенца иже имать родитися и внити в свет мира сего сподоби в благопотребное время и умнаго света во святем крещении водою и духом. Тебе припадаем, Мати Бога вышняго, молящеся: Буди милостива мати сей, ейже прииде время быти мати, и умоли воплотившагося из Тебе, Христа Бога нашего, да укрепит ю силою своею свыше. Аминь.

О, Преславная Матерь Божий, помилуй меня, рабу Твою, и прииди ко мне на помощь во время моих болезней и опасностей, с которыми рождают чад все бедные дщери Евы. Вспомни, о, Благословенная в женах, с какою радостью и любовию Ты шла поспешно в горнюю страну посетить сродницу Твою Елисавету во время ее беременности, и какое чудесное действие произвело благодатное посещение Твое и в матери и в младенце. И по неисчерпаемому благосердию Твоему даруй и мне, униженнейшей рабе Твоей, разрешиться от бремени благополучно; даруй мне сию благодать, чтобы дитя, покоящееся теперь под моим сердцем, пришедши в чувство, с радостным взыгранием, подобно святому младенцу Иоанну, поклонялось Божественному Господу Спасителю, Который из любви к нам, грешным, не возгнушался и Сам стать младенцем. Неизглаголанная радость, которою преисполнилось девственное Твое сердце при воззрении на новорожденного Твоего Сына и Господа, да усладит скорбь, предстоящую мне среди болезней рождения. Жизнь мира, мой Спаситель, рожденный Тобою, да спасет меня от смерти, пресекающей жизнь многих матерей в час разрешения и да причтет плод чрева моего к числу избранных Божиих. Услышь, Пресвятая Царица Небесная, смиренную мольбу мою и призри на меня, бедную грешницу, оком Твоея благодати; не постыди моего упования на Твое великое милосердие и осени меня. Помощница христиан, Исцелительница болезней, да сподоблюсь и я испытать на себе, что Ты, Матерь милосердия, и да прославлю всегда Твою благодать, не отвергшую никогда молитвы бедных и избавляющую всех призывающих Тебя во время скорби и болезни. Аминь.

 

НИКОЛО-УГРЕШСКИЙ МОНАСТЫРЬ 

 

Николо-Угрешский монастырь.  Фото, весна 2007 г.
Николо-Угрешский монастырь.
Фото, весна 2007 г.

 

Мужской Угрешский монастырь во имя святителя Николая Чудотворца, ставропигия Русской Православной Церкви в черте Московской епархии

  • Адрес: Россия, 140056, Московская обл., г. Дзержинский, пл. свт. Николая, 1
  • Тел.: 8(495) 551-26-43
  • Официальный сайт: http://www.ugresha.org/
  • Проезд из Москвы:
    • а) от м. Кузьминки авт. 470
    • б) от м. Люблино авт. 305
    • в) от Казанского вокзала до пл. Люберцы, далее авт. 20, 21 до ост. Площадь святителя Николая
  • Богослужение:
    • ежедневно - Божественная литургия с 7:00, вечерня и утреня в 17:00 (в четверг с акафистом свт. Николаю)
    • по воскресеньям и праздникам - Божественная литургия с 6:30 и 9:30, накануне - всенощное бдение с 17:00 с акафистом Тихвинской иконе Божией Матери
    • по пятницам в скитском храме вечерня с акафистом Божией Матери "Неупиваемая чаша"
       
Явление иконы свт. Николая Чудотворца блгв. вел. кн. Димитрию Донскому.  Икона
Явление иконы свт. Николая Чудотворца
блгв. вел. кн. Димитрию Донскому. Икона

Становление и первый расцвет

По пути на Куликово поле, биться с монголами, великий князь благоверный Димитрий Донской остановился передохнуть в пятнадцати поприщах от Москвы, где увидел на сосне сияющую икону святителя Николая Чудотворца. По молитве князя, боярства и воинства, икона сама сошла в руки Димитрия. По преданию князь воскликнул: "сия вся угреша серце его". С тех пор место явления чудотворной иконы стало называться Угреша [1]. 9 августа 1380 года великий князь велел основать тут монастырь во имя святителя Николая в благодарность Богу за победу над монголами.

Монастырь расположился близ дворцового села Острова, часто посещавшегося московскими государями. Эта связь с правящим домом выразилась в том, что уже в XV веке было открыто подворье Николо-Угрешского монастыря в Московском Кремле. Великий князь Московский Василий Темный пожертвовал в монастырь селения Капотня и Жирошкино в Московском уезде. В 1521 году Николо-Угрешский монастырь был сожжен во время набега крымского хана Махмет-Гирея, но вскоре был вновь отстроен. В 1545 году царь Иван IV Васильевич даровал монастырю жалованную грамоту, закрепившую за обителью право владения четырнадцатью селами в четырех уездах, и запрещавшую кому бы то ни было ездить в леса и рощи монастырские и производить в них порубки. В 1567 году он своей жалованной грамотой подтвердил право обители на владение рыбными ловлями в Нижнем Новгороде. Из этой же грамоты ясно, что Угрешская обитель была освобождена от таможенных пошлин на все монастырские товары по всему государству, кроме Нижнего Новгорода - это положение подтверждалось и последующими царями.

В 1610 году в Николо-Угрешском монастыре некоторое время пребывал царь-самозванец Лжедмитрий II. Весной 1611 года обитель стала одним из мест сбора русских войск, которые отозвались на призыв патриарха Ермогена встать на защиту России от польских интервентов. В следующем году было разорено подворье монастыря в Московском Кремле при его осаде.

В XVII веке царские особы со всей свитой непременно совершали "Угрешский поход" и монастырь обогатился многочисленными вкладами. В 1639 году было восстановлено подворье Николо-Угрешского монастыря в Московском Кремле. К середине века монастырь достиг зенита своей славы. Во время одного из посещений обители царем Алексеем Михайловичем в 1668 году обитель посетили сразу три патриарха: Александрийский Паисий, Антиохийский Макарий и Московский Иоасаф, а также многочисленный сонм архиереев и иных священнослужителей. При венчании на царство Феодора Алексеевича в 1676 году угрешский игумен подавал скипетр патриарху, а при венчании Ивана V Алексеевича в 1682 году - бармы царя Ивана, что указывает на высокое положение монастыря в то время.

Упадок и второй расцвет Синодального периода

Резкий поворот государственной политике в XVIII веке по отношению к монастырям ярко выразился в быстром упадке Николо-Угрешской обители. Светские власти не дозволяли поступать в обитель новым монахам, и видные особы прекратили поддерживать монастырь. Число братии уменьшалось, здания ветшали, а средств на их исправление Синод не отпускал. Лишь в 1742 году, после сильнейшей бури, Синод отпустил средства на обновление построек. Так-как за прошедшие годы некоторые строения уже обрушились, в результате многие каменные здания были разобраны и заменены деревянными. В второй половине века несколько оживляется строительство - строится колокольня, каменный Успенский храм. При этом светские власти использовали монастырь как колонию-санаторий - в 1763 году здесь разместили отставных солдат, получавших жалование от монастыря; в 1771 году - был устроен лазарет для чумных, в связи с чем братию временно перевели в соседний Николо-Перервинский монастырь. При секуляризационной реформе в 1764 году, по новым монастырским штатам, обитель была отнесена к штатным третьеклассным. В 1771 году было упразднено подворье обители в Московском Кремле.

В 1795 году в монастыре была обретена чудотворная икона Божией Матери «Взыграние» - предзнаменование возрождения обители. В 1812 году монастырь подвергся занятию французами, но монастырская ризница не пострадала, так как была заблаговременно вывезена в Вологду. В первой половине XIX века обитель становится местом служения святителя Иннокентия (Смирнова), сюда был назначен святитель Игнатий (Брянчанинов), который впоследствии принимал участие в жизни монастыря, святитель Филарет Московский как епархиальный архиерей уделял много внимания обители. В 1833 году, когда оставалось лишь шесть монахов, обитель намеревались закрыть, но в ней уже вызревало возрождение. Благодаря терпению и усердию игумена Илария и его преемника преподобного архимандрита Пимена (Мясникова) была заложена духовная основа для будущего расцвета. 16 октября 1853 года в монастыре был введен общежительный устав.

Николо-Угрешский монастырь.  Гравюра 2-й пол. ХIХ в.
Николо-Угрешский монастырь.
Гравюра 2-й пол. ХIХ в.

Уже с 1840-х начинается возведение новых и восстановление старых храмов обители. На щедрые пожертвования мецената Петра Матвеевича Александрова разворачиваются строительные работы. Во второй половине XIX веке в монастыре был создан грандиозный архитектурный ансамбль, главным художником и архитектором стал Ф. Г. Солнцев. Значительно расширенная территория была обнесена новой каменной стеной протяженностью 1700 м и высотой 5–6,5 м, с 16 башнями и 8 воротами. В декоративном оформлении северной ("Палестинской" или "Иерусалимской") стены, достроенной в 1866 году, было использовано традиционное для русской иконописи изображение Иерусалима, чтобы подходящий к монастырю со стороны Москвы видел перед собой панораму Святого града. К 1860 году рядом с монастырем был устроен скит. В монастырь снова делаются вклады - в 1859 году дом на Таганке, в 1863 году дача в Рузском уезде Московской губернии (136 десятин), в 1870 году дача в Александровском уезде Владимирской губернии.

С 24 августа 1858 года настоятель обители носил сан архимандрита. В 1866 году при монастыре открыто третьеклассное училище для крестьянских детей, переданное в 1876 году в ведение Министерства народного просвещения. В 1870 году Святейший Синод дал разрешение увеличить штат монастыря с 12 до 92 человек. В эту пору обитель имела более сотни насельников. В связи с празднованием 500-летия монастыря был заложен величественный Преображенский собор, ставший архитектурным центром обители. В 1913 году в 19 верстах на северо-запад от Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, в лесу во владении Николо-Угрешского монастыря ищущие пустынножительства иноки построили домики-келии и церковь во имя новопрославленного святителя Ермогена, патриарха Московского. В 1915-1916 годах в обители имел пребывание будущий священномученик Ермоген (Долганёв).

Упразднение и разрушение при советской власти

Первые законодательные действия большевистского правительства лишили монастырь недвижимого имущества и церковно-приходской школы. С середины 1918 года местные власти начали частичное изъятие церковных ценностей, хозяйственных и жилых строений и инвентаря Николо–Угрешского монастыря для устройства детской колонии и дома отдыха Наркомфина. Начался голод и разъезд братии, о котором свидетельствовал пребывавший тут на покое святитель Макарий (Невский). Несмотря на протесты крестьян власти грабят и унижают монастырь и проживающих тут митрополита и архимандрита.

В 1919 году в целях сохранения монастыря и хозяйственных владений братия была организована в трудовую артель, получившую название Николо–Угрешской трудовой общины. В 1922 году пошла кампания по изъятию монастырских ценностей, которой по мере сил сопротивлялся архимандрит. В 1924 году началась передача монастырского имущества Моссовету. Монастырь заселяется детьми и взрослыми под эгидой Московского отдела народного образования, идёт передел имущества и часть отходит представителям Главнауки как "музейное." В 1925 году произошло чудесное обновление иконы святителя Николая, спешно изъятой властями. Из-за многочисленных межведомственных противоречий выселение монахов длится около двух лет.

В конце концов монастырь окончательно отнят у Церкви, в его зданиях размещались детская колония, столовая, фабрика-кухня, заводской цех, школа, гостиница и другие заведения. В январе 1929 года закрылась и Ермогенова пустынь. Идёт процесс осквернения и разрушения святынь. В 1940 году был уничтожен древнейший и главный храм обители - Никольский собор.

С 1950-х годов власти начинают предпринимать попытки сохранить остатки монастырского ансамбля. С 1970 года проводились реставрационные работы. До конца XX века сохранились шесть храмов с 10 престолами и часовня.

Пименовский храм Николо-Угрешского монастыря. Фото Владислава (strusto) 8 января 2008 г.
Пименовский храм Николо-Угрешского монастыря.
Фото Владислава (strusto) 8 января 2008 г.

Возрождение

В 1990 году в городе Дзержинском была создана инициативная группа по возобновлению богослужения в Николо-Угрешском монастыре, и в конце года городской Совет народных депутатов принял решение передать Церкви помещение Успенского храма бывшего Николо-Угрешского монастыря. В конце 1990 года вновь были совершены первые Богослужения отцом Вениамином (Зарицким). 30 января 1991 года состоялось решение Мособлсовета о возвращении Русской Православной Церкви монастыря, которому был придан статус ставропигиального.

Несмотря на проведенную когда-то реставрацию, обитель находилась в тяжелейшем состоянии. Здания храмов, запущенные, обезглавленные, изуродованные многочисленными перестройками; поросшие бурьяном руины и запущенные пруды. Но в городе нашлось немало благодетелей, от градоначальника до множества простых горожан, пожелавших принять участие в восстановлении монастыря. Пошла интенсивная реставрация. Первой вновь освященной церковью стала Успенская, освященная патриархом Алексием II 1 мая 1991 года. Патриарх, как священноархимандрит обители, и далее оказывал ей особое внимание, приезжая на освящение возрождаемых храмов. С первых дней открытия монастыря в обители была возрождена традиция колокольного звона. В 1993 году стараниями братии в больнице города Дзержинского был открыт храм во имя великомученика Пантелеймона Целителя. Один за другим восстанавливались храмы, появились и новые - такие как Пименовская и Страстная церкви.

В 1993 году НПО «Союз» передало обители «зеленый цех» с теплицами, садом и различными постройками, и тут было организовано образцовое хозяйство. В 1992 году в монастыре открылась воскресная школа, а в 1998 году - духовное училище, преобразованное в 1999 году в духовную семинарию. Заработали библиотека и издательство. Братия монастыря также приняла шефство над Московским высшим общевойсковым командным училищем.

Статистика

  • 1655 [2] - от чумы умерло более 50 угрешских иноков.
  • 1833 - 6 монахов.
  • 1875 [3] - 130 человек монашествующих и бельцов; 11 престолов.
  • 1909 [4] - 154 насельника (21 иеромонах, 10 иеродиаконов, 23 монаха, 100 послушников).
  • 1914 [5] - 64 насельника (2 архимандрита, 20 иеромонахов, 10 иеродиаконов, 19 монахов, 12 бельцов)
  • 1916 - [6] 59 насельников, среди послушников многие числятся взятыми на фронт.
  • 1917 - 10 храмов с 18 престолами; 5 часовен.
  • 1923 - в монашеской трудовой артели 45 человек.
  • 2000 - [7] насельников 33 человека (12 иеромонахов, 6 монахов, 14 послушников)
  • 2004 - [8] более 30 иноков.
Преображенский (сзади) и Никольский (на переднем плане) соборы Николо-Угрешского монастыря.  Фото, весна 2007 г.
Преображенский (сзади) и Никольский (на переднем плане)
соборы Николо-Угрешского монастыря. Фото, весна 2007 г.

Храмы, архитектура

Преображенский собор

Собор в честь Преображения Господня был построен в 1880-1894 годах архитекторами А. С. Каминским и Б. В. Фрейденбергом. Деньги на строительство (около 400 000 руб.) были пожертвованы Владимиром Васильевичем Пеговым. Освящение последовало 24 июля 1894 года. Внутреннюю роспись выполнил иконописец М. Н. Сафонов по рисункам А. С. Каминского. Он же написал иконы для пятиярусного иконостаса ручной работы, выполненным художником по резьбе В. А. Астафьевым. Внутренние пространства собора были столь огромны, что для их освещения использовалось шесть бронзовых золоченых паникадил. Собор стал центром нового монастырского ансамбля. Высота собороного храма от земли до верха креста достигает 77 метров. В нём были устроены приделы во имя равноапостольных великого князя Владимира (правый) и великой княгини Ольги (левый). После запустения при безбожной власти собор был восстановлен с 1992 года и вновь освящен 28 мая 2000 года. В после-советский период возрожденный собор, рассчитанный теперь на 7000 молящихся, стал вторым по площади храмом в московском регионе после храма Христа Спасителя. В возрожденном соборе - большой пятиярусный иконостас высотой 24 метра и шириной 25 метров, иконы которого расписаны палехскими мастерами.

Скорбященский больничный храм Николо-Угрешского монастыря
Скорбященский больничный храм
Николо-Угрешского монастыря

Никольский собор

Древнейший храм монастыря был посвящен святителю Николаю Чудотворцу. В XVI веке он был вновь отстроен, а в 1614 году - обновлен. В 1840 году началось очередное возобновление Никольской соборной церкви обители по плану губернского архитектора Д. Ф. Борисова. Средства были пожертвованы благочестивой старицей Авдотьей Ивановной Рыбниковой. В 1843 году перестройка была завершена и в нем был вызолочен иконостас. Храм был уничтожен в 1940 году. Восстановительные работы начались в декабре 2003 года и к 2007 году храм был уже закончен. Находится он на Соборной площади монастыря в нескольких метрах от Спасо-Преображенского собора.

Радосте-Скорбященский храм

Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" при монастырской больнице в центре восточной стены монастыря. Церковь была встроена архитекторами А. С. Каминским и М. Д. Быковским, на пожертвования меценатов Александровых. Строительство было начато в 1857 году, закончено к июлю 1860 года, и 24 июля того же года последовало освящение. Был закрыт в 1920-х годах, венчание сломано. Отремонтирован в 1999 году и вновь освящен 16 ноября того года.

Пименовский храм

Храм во имя преподобного Пимена Угрешского был построен при содействии Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации, в память о погибших сотрудниках Министерства. Церковь построена в стиле владимиро-суздальского храмового зодчества XII века, по образцу храма Покрова на Нерли. Строительство началось в 2001 году, а уже 22 сентября 2002 года храм был освящен патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

Казанский храм Николо-Угрешского монастыря.  Слева примыкает богадельня, справа - братский корпус.
Казанский храм Николо-Угрешского монастыря.
Слева примыкает богадельня, справа - братский корпус.

Казанский храм

Тёплый храм в честь Казанской иконы Божией Матери был устроен при богадельне и освящен в 1870 году. Церковь была устроена усердием московского почетного гражданина Рогаткина. В 1875 году под Казанской была освящена теплая церковь во имя преподобного Василия, исповедника, епископа Парийского, построенная на средства московского купца Василия Лукича Васильева. После запустения в советский период были восстановлены в первой половине 2000-х годов.

Успенский храм

Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы был возведён в 1763 году и возобновлен в 1851 году. Имеет приделы во имя апостола Матфея и преподобной Марии Египетской. Эта церковь стала первым вновь освященным храмом обители после запустения советского периода - её освятил патриарх Московский и всея Руси Алексий II 1 мая 1991 года. 13 апреля 1997 года был вновь освящен придел святой Марии Египетской.

Матфеево-Параскевинский трапезный храм

Храм при братской трапезе был освящен в 1853 году во имя апостола Матфея и великомученицы Параскевы. Храм был устроен усердием благотворителей Александровых в память их родителей. После запустения советских времен вновь стал действующим в 1994 году.

Колокольня Николо-Угрешского монастыря.  На переднем плане - памятная Никольская часовня
Колокольня Николо-Угрешского монастыря.
На переднем плане - памятная Никольская часовня

Колокольня и Иоанновский храм

В 1758 году была начата постройка трёхярусной монастырской колокольни по проекту архитектора И. Жеребцова. Колокольня была достроена после 1778 года.

Храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи был устроен под колокольней в палатке в 1840 году на средства московского купца И. П. Пятницкого [9].

В 1859 году колоколенный храм был перестроен в связи с надстройкой 4 ярусов колокольни, которая сделалась доминантой монастырского силуэта. На колокольне было 18 колоколов. После частичного разрушения в советский период в 2003 году была восстановлена и снова достигла высоты более чем 90 метров.

Никольская часовня

В 1754-1755 годах была построена часовня во имя святителя Николая Чудотворца при святых вратах. Подновлена в 1855 году, в связи со строительством стен.

Впоследствии была построена еще одна часовня того же посвящения - на месте, где стояла сосна, на которой великому князю Димитрию Донскому была явлена икона святителя Николая Чудотворца. Архитектором стал А. С. Каминский, а освящение последовало 19 сентября 1893 года. Средства были пожертвованы Осиновой и другими богомольцами. После разрушения в советский период, часовня была восстановлена и освящена 22 мая 1998 года.

Сергиевский храм в Архиерейских палатах

В 1870 году была освящена крестовая церковь во имя преподобного Сергия Радонежского в Архиерейских палатах, с колокольней. Храм строился из материала которой был приобретен в селе Остров.

Петропавловский храм и Взысканская часовня Николо-Угрешского монастыря.  Фото Владислава (strusto) 8 января 2008 г.
Петропавловский храм и Взысканская часовня
Николо-Угрешского монастыря.
Фото Владислава (strusto) 8 января 2008 г.

Петропавловский скитский храм

В монастырском скиту имеется храм во имя апостолов Петра и Павла. Он был заложен 18 октября 1859 года на средства Петра Ивановича Куманина. 15 сентября 1860 года святителем Филаретом было совершено освящение храма. После запустения советских времен был вновь освящен 23 июня 1995 года.

Часовня "Взыскание погибших"

Часовня в честь иконы Божией Матери "Взыскание погибших" близ среднего пруда была достроена в 2001 году.

Страстная храм-часовня

Храм-часовня в честь Страстей Господних была достроена в 2004 году.

Скит, подворье

  • Скит в честь Знаменской иконы Божией Матери под Рязанью. При нём скотный двор, на который перевезена большая часть монастырского скота, а также монастырские луговые угодья, поля, засеянные зерновыми и картофелем.
  • Подворье в Астраханской области

Приписные храмы

К монастырю также приписаны ряд окрестных храмов:

  • Александра Невского при Московском общевойсковом командном училище
  • Пантелеимона Целителя при городской больнице г. Дзержинского

Утраченные храмы и часовни

Мариинский храм

Храм во имя преподобной Марии Египетской был заложен 1 мая 1850 года. Строительство велось на средства благотворителей супругов Александровых. 16 сентября следующего года храм был освящен святителем Филаретом.

Храм Спаса Нерукотоврного

Упоминание о храме в честь образа Спаса Нерукотворного, в котором за ветхостью нет службы, имеется под 1750 годом. Службы вновь объявленны прекращенными в 1757 году из-за опасности обрушения здания.

Духосошественский храм

Церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов была освящена в монастырском училище в 1871 или 1873 году. Цер­ковь имела деревянный крашенный иконостас с золочеными обводами и с икона­ми фряжеского письма без окладов. Вместо паникадила висела большая бронзо­вая люстра. При храме была колокольня с особым звоном колоколов.

Крестознаменская часовня

В 1868 году на частные вклады богомольцев на братском кладбище была построена деревянная часовня в честь Знамения Креста на Небеси. На потолке из разных сортов дерева было резное изображение Святого града Иерусалима.

Настоятели и наместники

    • Иона (упом. 1432 - упом. 1443)
    • Авраамий (? - 1490/1491)
    • Силуан Грек (? - 1493)
    • Тихон (1517 - 1520)
    • Тихон (Хворостинин) (упом. 1572 - 1573)
    • Лаврентий (упом. 1589)
    • Елеазар и Тихон (упом. 17 февраля 1598) [10]
    • Иона (упом. 1610) [11]
    • Дионисий (упом. 28 сентября 1645)
    • Викентий (? - 1672)
    • Герасим (упом. 1676)
    • Иосиф/Иоасаф (упом. 1682) (возможно, это архиеп. Иосиф Архангельский)
    • Трифиллий (Инихов) (1691 - 1692)
    • Варлаам (упом. 1737)
    • Феофан (Чарнуцкий) (1744)
    • Ириней (Братановский) (1759 - 1762)
    • Иероним (Ершов) (XVIII в.)
    • Лаврентий (Бакшевский) (25 января 1808 - ?)
    • Евгений (Казанцев) (5 июля - 6 августа 1810)
    • Свт. Иннокентий (Смирнов) (6 августа - 14 октября 1810)
    • Платон (Березин) (1821 - 1822)
    • Свт. Игнатий (Брянчанинов) (1833)
    • Иларий (1834 - 1851)
      • Прп. Пимен (Мясников) (16 ноября 1851 - 16 октября 1853) и/о
    • Прп. Пимен (Мясников) (16 октября 1853 - 17 августа 1880)
    • Нил (Сафонов) (1880 - 1893) архим. с 1887
    • Валентин (Смирнов) (1893 - 3 апреля 1905)
    • Макарий (Ятров) (15 июня 1905 - 1923)
1920-е - 1990 - закрыт и разорен
  • Московские и всея Руси патриархи (с 1990)
    • Варфоломей (Петров) (июнь - 24 декабря 2010) и.о.
    • Вениамин (Зарицкий) ((11 декабря 1990) 12 июня 1992 - 31 мая 2010)
    • Варфоломей (Петров) (с 24 декабря 2010)

Святыни

  • Мощи угрешского архимандрита прп. Пимена (Мясникова) - почивают в Преображенском соборе
  • Тихвинская икона Божией Матери - передана монастырю патриархом Московским и всея Руси Алексием II
  • икона святителя Николая Чудотворца - главная святыня обители была в 1919 году передана в церковь села Коломенского, а затем поступила на хранение в Государственные реставрационные мастерские. В 1934 году была передана в фонды Третьяковской галереи.

См. также

  • Подробный раздел официального сайта Николо-Угрешского монастыря о современном этапе:
    • http://ugresha.org/letopis/history/index.php?ELEMENT_ID=721

Литература

  • Димитрий, инок, Исторический очерк Николаевского Угрешского общежительного мужского монастыря, М., 1872.
  • Паламарчук, П. Г., авт.-сост., Сорок сороков: Краткая иллюстрированная история всех московских храмов..., М., 1992.
  • Судариков, В. А., Чапнин, C. В., Православная Москва: Справочник действующих монастырей и храмов, М., Изд-во братства святителя Тихона, 1993.
  • Судариков, В. А., Чапнин, С. В., Православная Москва: Справочник действующих монастырей и храмов, 2-е изд., М., 1995.
  • Кондратьев, И. К., Седая старина Москвы, Москва, 1996.
  • Серафим, иером., "Николо-Угрешская обитель," Журнал Московской Патриархии, 1997, № 1, 42-44.
  • Чапнин, С. В., Православная Москва: Справочник действующих монастырей и храмов, М., Изд-во братства святителя Тихона, 1999.
  • Николаева, Т. Е., Судариков, В. А., Чапнин, С. В., Православная Москва: Справочник монастырей и храмов, М., Изд-во братства святителя Тихона, 2001.

 

 


[1]  Предание о чуде приводится по энциклопедии "Несусвет," http://nesusvet.narod.ru/ico/icons/l_0049.htm

[2]  По официальному сайту Николо-Угрешского монастыря, http://ugresha.org/letopis/history/index.php?ELEMENT_ID=716

[3]  По официальному сайту Николо-Угрешского монастыря, http://ugresha.org/letopis/history/index.php?ELEMENT_ID=718

[4]  По официальному сайту Николо-Угрешского монастыря, http://ugresha.org/letopis/history/index.php?ELEMENT_ID=719

[5]  По официальному сайту Николо-Угрешского монастыря, http://ugresha.org/letopis/history/index.php?ELEMENT_ID=719

[6]  По официальному сайту Николо-Угрешского монастыря, http://ugresha.org/letopis/history/index.php?ELEMENT_ID=719

[7]  По официальному сайту Николо-Угрешского монастыря, http://ugresha.org/letopis/history/index.php?ELEMENT_ID=721

[8]  По официальному сайту Николо-Угрешского монастыря, http://ugresha.org/letopis/history/index.php?ELEMENT_ID=721

[9]  Так по официальному сайту Николо-Угрешского монастыря. По http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?5_209 - храм был устроен колокольне уже в 1758-1763 годах.

[10]  Оба игумена Угрешские подписали грамоту собора об избрании на царство Бориса Годунова. См. официальный сайт Николо-Угрешского монастыря, http://ugresha.org/letopis/history/index.php?ELEMENT_ID=715

[11]  В том же году пленён поляками и впоследствии умер в заточении.

В Николо-Угрешской обители почтили иконы «Взыграние»

Николо-Угрешский монастырь