Но еще больше прославлена Сайднайская икона Божией Матери, пребывающая в монастыре Рождества Пресвятой Богородицы в сирийском селении Сейднайя. По количеству прибывающих в него паломников монастырь стоит в числе первых на Ближнем Востоке. Селение Сейднайя, в котором находится обитель, недалеко от Дамаска, — оплот Антиохийского Патриархата, его жители остались верны Православию даже тогда, когда от христианства отступили многие сирийские города и села. Это единственное место на земле, где говорят на сирьякском языке (западный диалект арамейского языка), а служба в монастыре ведется на арамейском языке, на том языке, на котором говорил Сам Господь наш Иисус Христос.

В переводе с сирьякского «Сейднайя» означает «место охоты» и «Госпожа наша». Монастырь основан на том месте, где императору Юстиниану было в 547 году явление Божией Матери, повелевшей построить на холме монастырь. Пречистая Сама показала императору план этого монастыря и сказала, что монастырь будет находиться под Ее защитой и покровительством.

Первой настоятельницей новой обители стала сестра императора Юстиниана. А вскоре в обители появилась и чудная святыня — икона Божией Матери, написанная самим апостолом и евангелистом Лукой.

Ее принес греческий монах-отшельник Феодор, который, совершая паломничество из Египта к Гробу Господню, остановился в монастыре для отдыха. Игумения попросила его привезти со Святой земли для монастыря икону Пресвятой Богородицы и дала ему для этого необходимые средства. Приобретая на Святой земле икону, Феодор не подозревал, какая это святыня. Он понял это только на обратном пути, когда Божия Матерь, по молитвам к Ней пред этой Ее иконой, не раз являла чудеса — на караван, с которым шел Феодор, нападали разбойники, дикие звери, но инок, призывая в минуту опасности Божию Матерь, держал в руках чудотворный образ — и опасности миновали.

Поддавшись соблазну, Феодор решил не отдавать икону в монастырь, а увезти ее домой. Но когда он садился на корабль, поднялась такая буря, что Феодор, увидев в этом знак, поспешил в Сейднайю. В монастыре он снова впал в искушение, обманул игумению, сказав, что икону приобрести не удалось. Собираясь тайно покинуть обитель, он приблизился к монастырским вратам, но не смог сделать дальше и шага. И только тогда монах отдал икону настоятельнице, раскаявшись в своих намерениях.

Со временем монастырь стал одним из самых прославленных в Византийской империи, разросся, появилось множество храмов и построек.

Подвизаться в этой обители стремилось множество инокинь из Сирии, Ливана, Палестины, со

всех концов огромной империи. Этот монастырь,

как и монастырь святой великомученицы Екатерины на Синае, никогда не закрывался. Сейчас

, где пребывает это величественный город-кремль на вершине икона скалистого холма. Уже полторы тысячи лет в его стенах не прекращается молитва.

С Сейднайской иконой Божией Матери связано такое количество чудес, исцелений, избавлений от эпидемий, бед, напастей, что в Сирии эта икона называется «Шахура» («Спапоига» ИЛИ «Chagoura»), что означает «Прославленная, знаменитая». Сейчас в православной Сирии нет более почитаемой иконы Божией Матери. О ней знают не только в храмах и монастырях православного Востока и Африки, она почитается в Греции, на Кипре, в Сербии, в Болгарии, в православных приходах США.

Икона находится в маленькой часовенке, войти в которую можно только после того, как снимешь перед дверью обувь. В часовне нет электричества, только свечи и многочисленные лампады. Икона покоится в нише за металлической решеткой, в серебряном ларце, саму икону не видно, ее никому никогда не показывают. Часовня благоухает миром, которое с давних времен источает чудотворный образ — уже во времена крестовых походов крестоносцы пересылали это миро в церкви Европы.

Стены часовни увешаны приношениями тех, кто получил исцеления, — тут иконы (некоторые V, VII веков, подобные сохранились только на Синае), золотые и серебряные лампады, изображения исцеленных частей тела. Есть в часовне и русские иконы. Сестры обители свидетельствуют, что один образ из России источал кровавые слезы. В последний раз это было в начале июня 1967 года, накануне арабо-израильской войны.

С 1985 года в монастыре почитается еще один образ Божией Матери. Об истории его появления знает весь православный мир.

Женщина-курдка, у которой родился мальчик с лицом, покрытым шерстью, по совету соседки-христианки стала молить Святую Богородицу избавить ее ребенка от несчастья. Однажды к ней в дом зашла женщина в монашеском одеянии и сказала, что молитва ее услышана, ребенок будет исцелен, а в благодарность в монастырь надо принести оливковое масло. На глазах изумленной матери с лица ребенка стала сходить шерсть.

Когда курдка, выполняя обещание, принесла в монастырь банку с маслом, она остановилась передохнуть на середине высокой монастырской лестницы. Капли масла нечаянно пролились на ступени, и на глазах у множества свидетелей на ступенях неожиданно проявилось изображение Божией Матери.

Эта необычная икона, пожалуй, единственная в мире, сразу стала пользоваться особым почитанием верующих. Место на ступеньках, где возникла икона, обнесено оградой, прутья которой увешаны приношениями верующих.

САЙДНАЙСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ 

Сайднайский женский монастырь находится в горах недалеко от Дамаска, на месте, где располагался древний Антиохийский Патриархат. Деревня Сайднайя очень многим связана со Священным Писанием. Ее жители могут показать вам то самое место, на котором Каин убил своего брата Авеля. Эта территория также известна своей верностью и преданностью Православной вере. В прежние времена, когда многие сирийские города и деревни отступились от христианства, Сайднайа всегда оставалась рьяным защитником Православной веры.

Монастырь поднимается над городом как неприступная крепость. Внутри все монастырские стены покрыты молитвенными призывами, просьбами и благодарностями Пречистой Деве Марии, а войти в маленькую часовню можно только после того, как снимешь перед дверью свою обувь. Икона Пресвятой Богородицы, по преданию, является одной из тех четырех, написанных св. апостолом Евангелистом Лукой. На сирийском языке эта икона называются «Chahoura» или «Chagoura», что означает «Прославленная, Празднуемый или Известная». Помимо этой чудотворной иконы, в монастыре мы сможем увидеть много других старинных икон с образом Пресвятой Богородицы и святых, датируемых пятым, шестым и седьмым столетиями.

Сейчас в монастыре около пятнадцати монахинь, возглавляемых настоятельницей.
Тысячи паломников со всего света посещают это святое место на протяжение всего года, но особенно много их приезжает восьмого сентября в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы. В библиотеке монастыря, в которой находятся сотни старинных книг, есть рукопись, свидетельствующая о том, что этот женский монастырь основан ок. 547 года.

Там говорится, что Византийский император Юстиниан I, во время своего похода против Персов, шел через Сирию. Он остановился в этом пустынном месте, чтобы его, изнывающая от жажды армия могла немного отдохнуть. Ни одного источника вокруг не было, и император понимал, что если они не найдут воду, ни о каком успехе в сражении можно и не думать. И в этот самый момент он увидел вдалеке красивую газель. Юстиниан подумал, что если начать преследовать это животное, то оно, в конце концов, устанет и приведет его к источнику с водой. Так он и сделал. Сам лично он начал загонять газель, пока та не полностью не выбилась из и не привела его на скалистый холмик, у подножья которого был родник. Внезапно животное превратилось в яркий и светящийся образ Пресвятой Богородицы. Протянув к нему руку Она сказал: «Не стреляй в Меня, Юстиниан, но построй для меня церковь здесь на этом холме». Сказав это, Она исчезла.

После своего возвращения, Юстиниан рассказал обо всем, что он видел и приказал своим подчиненным немедленно разработать план строительства церкви. Прошло некоторое время, но архитекторы так и не выполнили приказ императора. Пресвятая Богородица вновь явилась Юстиниану во сне и показала ему план женского монастыря, и сказала, что этот монастырь будет находиться под Ее защитой и покровительством. Проснувшись, Юстиниан помнил, что приступить к постройке основных зданий нужно было в то же утро. На этот раз наказ Пресвятой Богородицы был исполнен, и монастырь вскоре получил такую популярность, что он стал вторым после Иерусалима местом паломничества, куда стремились попасть монахини из Сирии, Египта и других стран.

Святая икона «El Chagoura» появилась в монастыре не сразу. В конце восьмого столетия настоятельницей монастыря была почтенная Марина, которая была уважаема всеми за свою благочестивую и святую жизнь. Как-то один греческий монах-отшельник Феодор совершал паломничество из Египта в Святую Землю и остановился в монастыре для небольшого отдыха. Когда он уходил, настоятельница Марина попросила его купить в Иерусалиме драгоценную и прекрасную икону Пресвятой Богородицы. Но как только Феодор пришел в Иерусалим, он забыл эту просьбу. Во время его обратного пути его вдруг остановил незнакомый голос, который сказал: «Не забыл ли ты что в Иерусалиме? Что поручила тебе сделать настоятельница Марина?» Монах Феодор сразу же повернул обратно в Иерусалим и нашел там икону Пресвятой Богородицы. В течение его обратной дороги в монастырь он был изумлен чудесами, происходящими от Святого образа. На него лично и на караван, с которым он шел нападали разбойники и дикие звери. Но во время всех этих опасностей отшельник призывал на помощь Пресвятую Богородицу, держа в руках Ее изображение, и чудесным образом все опасности миновали их.

Когда Феодор уже подходил к монастырю, он впал в соблазн и решил сохранить такую ценную икону для себя. Не заходя в Сайднайский монастырь он сразу пошел обратно к себе в Египет. Однако, как только он сел на корабль, поднялся такой сильный ветер и шторм, что невозможно было даже поставить парус и казалось, что судно вот-вот пойдет ко дну.

В этот момент монах понял, что он является причиной такого бедствия, и быстро оставив корабль, он отправился в Сайднайю. Через четыре дня в монастыре он был вновь искушен непреодолимым желанием оставить у себя икону Божией Матери. При встрече с настоятельницей он сказал ей, что не смог купить требуемую икону, а сам, тем временем, решил втайне покинуть монастырь. На следующее утро, он уже подходил к монастырским воротам, как вдруг почувствовал, что не может дальше сделать и шага. Феодор был поражен, – словно какая-то невидимая стена стояла между ним и монастырскими. Попытавшись покинуть монастырь еще несколько раз и убедившись в тщетности свих попыток, монах был вынужден вручить икону настоятельнице, признавшись и раскаявшись в своих намерениях. Со слезами благодарности Марина прославила Бога и его Пречистую Матерь за совершенные чудеса, и с этого дня чудотворная икона осталась в монастыре и стала особо почитаемой святыней.

В Сайднайе на пожертвования православных правителей, богатых людей и простых верующих было построено довольно много других церквей, но время большую их часть не пощадило.

С Сайднайским женским монастырем связано много чудесных историй о спасении от эпидемий страшных болезней, о спасении во время нападения врагов и от других всевозможных опасностей, которых было достаточно в те далекие времена у христиан Византийской Империи.

Денис Туранский
По материалам «The Word Magazine»