Чудотворная икона Божией Матери именуемая «Ново-Нямецкая»

Икона Ново-Нямецкая Кэлдэрушанская

Икона Ново-Нямецкая Кэлдэрушанская

Полная и правдивая история иконы Божией Матери Ново-Нямецкая, с некоторыми отступлениями и замечаниями, рассказанная Германом, монахом Ново-Нямецкого монастыря.

История Ново-Нямецкой Иконы по преемству восходит к временам земной жизни самой Пресвятой Богородицы и связана с Ее пречистым именем и с именами святых Апостолов Христовых Петра и Иоанна. Первообраз этой святой иконы назывался Лиддская Божия Матерь, нерукотворная, иже на столпе.

Началась эта чудная история так: Апостолы Петр и Иоанн, вскоре после Вознесения Господа нашего Иисуса Христа на небо, возымели желание построить храм для совершения евхаристии, во исполнение завещания Спасителя о таинственном, необходимом и спасительном причащении Его Тела и Крови. По окончании постройки они пригласили Пресвятую Богородицу, чтобы Она своим посещением освятила храм, на что Мария отвечала так: «Ступайте с Богом, и не сомневайтесь, Я пребуду с вами». Придя в храм, Апостолы в изумлении увидели на столпе нерукотворный образ Богородицы с Младенцем, явившийся чудесным образом. Во времена Юлиана Отступника икону пытались уничтожить, но каменотесы не смогли повредить Ее – образ являлся заново. С того времени этот храм стал святым местом и предметом посещения поклонников, а образ со временем получил наименование – Лиддская икона иже на столпе, потому что действие происходило в городе Лидда, на будущей родине святого великомученика Георгия.

 

Свт. Герман Константинопольский

Свт. Герман Константинопольский

Прошло почти 700 лет и дальнейшая история Иконы оказалась связана с именем святителя Германа, патриарха Константинопольского. Перед восшествием на патриарший престол свт. Герман, еще будучи иеромонахом, совершал паломничество по святым местам, для получения благословения от угодников Божиих и духовного укрепление на первосвятительское служение. Будучи в Лидде и поклонившись святому образу Богородицы, свт. Герман просил сделать с неё список, и в дальнейшем имел его у себя келейной иконой. На обратной стороне иконы был изображен св. Георгий, поражающий змия, в честь того, что был сей образ написан на его родине.

В скором времени в Византии возникла ересь иконоборчества, начатая императором Львом Исавром и продолженная сыном его Константином Копронимом (гнойным), которого крестил сам святейший Герман, и в связи с тем, что младенец свт. Герман Константинопольский при крещении осквернил святую купель, предрек, что от него Церковь будет иметь много зла.

Свт. Герман пускает икону по водам

Свт. Герман пускает икону по водам

Чтобы уберечь Икону от поругания, свт. Герман вынес ее к морю, поставил на воды и так отправил со вложенной запиской. «Гряди, Владычице, и спасайся ныне не от Ирода в Египет, но от звероименитого врага (т.е.от Льва) в Рим к благочестивым, дабы там укрыться с Предвечным Младенцем от мерзостных рук иконоборческих; прейди сие море великое и пространное плаванием безбедным» - донесло предание до нас его слова. В записке описывал все непотребства иконоборчества.

На следующий день в Риме папа Григорий 2-й по откровению свыше, с клиром спустился на лодьях по Тибру до устья и там увидели как бы идущей по морским волнам икону. С великим почетом установили ее в соборе святого Петра. Совершились эти чудесные события в 730-м году от рождества Христова.

Прошло еще сто лет и гонение на иконы закончилось. И вот, в Риме, во время архиерейского богослужения, при большом стечении народа, на глазах у всех молящихся Икона снялась с места, прошла по воздуху, как бы водимая ангелами и опустилась в воды Тибра. «Увы нам, Царица и Госпожа наша, увы нам! Куда отходишь Ты от нас, Божественный кивоте? Как некогда по водам пришла к нам святая икона Твоя, так теперь тем же путем удаляется от нас. В страх и трепет повергает нас это дивное отшествие!» Так, проливая слезы, восклицали святейший папа Сергий и весь народ, провожая икону по берегу. На следующий день Икона также по водам вернулась в Константинополь, где и была найдена стоящей на воде в гавани близ царских палат. В ней узнали икону, которая принадлежала святейшему Герману и с почестями поместили ее в храме Богородицы. Спустя недолгое время в Царьград прибыли по церковным надобностям папские представители из Рима и с изумлением увидели здесь ту самую икону, которая недавно покинула Рим таким чудесным образом. После исследования по датам и срокам оказалось, что рыбаки в Царьграде обрели ее на следующий день после того, как она ушла из Рима. Специально для неё был выстроен храм на центральной площади Константинополя, и с того времени эта чудотворная икона стала именоваться Римской.

Икона Божией Матери Лиддская

Икона Божией Матери Лиддская

Прошло еще 600 лет и дальнейшее свое развитие история Иконы получила уже в связи с самыми трагическими событиями в истории христианского мира – падением Константинополя и крушением второго Рима – великой Византийской империи. С 1391 по 1425 на Константинопольском престоле правил император Мануил Палеолог. К концу своей жизни он пожелал оставить трон и принять монашество, передав правление своему  сыну Иоанну, который, будучи женат на австрийской принцесссе, находился в то время в Вене. И вот, отправляясь в Константинополь для принятия царства, Иоанн должен был пройти через Молдавское княжество. Узнав об этом, господарь Молдовы Александр Добрый в обществе с митрополитом Иосифом встретил будущего императора со всем сенатом, церковным клиром и войском, и провожал через всю свою страну до Килийской крепости на Дунае. Иоанн был поражен, и, говоря, что ни в одной провинции не встречал такой державности и благочестия, спрашивал Александра, кому подчиняется Молдова? На что тот отвечал: «Я владею своей страной от всех неприятелей мечем!». А на вопрос к митрополиту Иосифу о принадлежности Молдавской церкви узнал, что она состоит в Охридской архиепископии.

Иоанн обещал, что в случае, если он благополучно достигнет Царьграда и примет престол, то не оставит Молдову своей милостью. И через год он исполнил обещанное: господарь Молдовы, Александр Добрый, по титулу – князь, был удостоен права ношения атрибутов царского достоинства - короны и пурпурной мантии, которые Иоанн Палеолог прислал ему в дар. С той поры господари Молдовы имели право ношения царской короны и мантии. Грамоты об утверждении этих милостей хранились в монастыре Нямц до разорении Молдовы Яном Собесским, а копию самой короны можно увидеть в музее монастыря.

Скульптура Александра Доброго

Скульптура Александра Доброго

Молдавская митрополия выходила из Охрида, зависимого от Порты и становилась самостоятельной. Митрополит Иосиф получал право служения в митре и саккосе, ибо прежде молдавские архиереи служили в фелони, и на благословение Византийский император передал ему главную святыню Константинополя – чудотворную икону Божией Матери, ту самую, о которой шла речь выше.

Чтобы понять, как Иоанн решился расстаться с главной святыней Империи, надо вспомнить, что от начала его царствования до падения Царьграда в 1453 году оставалось 30 лет, и османы к тому времени уже кругом обложили Византию. Также, как и его отец Мануил, император Иоанн взывал о помощи и призывал к содействию Европу и ближайших соседей, но Русь после Куликовой победы только вступала в силу, и, отбиваясь от набегов Казанского Ханства, лишь помогла деньгами. Европа устала от недавних бесплодных крестовых походов, и при всем почтении к ромеям ограничилась богатыми подарками лично императору. А Рим искал своей выгоды и кружил как стервятник, чуя близкую поживу.

Дальнейшая судьба Иоанна VII Палеолога более чем трагична: в тщетных попытках спасти Империю он два года провел в Риме, пытаясь склонить латинян к единению против магометанского нашествия и принудил себя изменить православию на Флорентийском соборе, приняв католическую унию; а в 1448 г., получив известие о поражении Христианского ополчении на многострадальном Косовом поле, оплакивая свою измену, в пять дней умер от горя. Но уже в 1421 году он вполне сознавал печальное положении своего государства и не  видел более крепкого и надежного убежища для Святыни, кроме Молдавского княжества, и также, как в свое время святейший Герман, сохранил Икону от поругания, передав ее во владения Молдавского господаря. А Александр в свою очередь благородно пожертвовал ее Нямецким монахам, которые только начинали обустраивать свою обитель и нуждались в духовном благословении и укреплении.

Ежегодно, по сложившейся традиции, в престольный праздник Вознесения Господня Икона выносилась из обители для совершения крестного хода и водосвятного молебна, предваряющего Божественную литургию. Стефан Великий, господарь Молдовы, перед одним из сражений с неприятелем в местечке недалеко от Нямца, названном впоследствии Браниште, по-славянски – брань, война, – видя немалую вражескую силу, послал в монастырь за молитвенной поддержкой. Божией помощью и молитвами Нямецких монахов сражение завершилось полной победой. В знак признательности за молитвы и по собственной благочестивой традиции – после Иоанн VII Палеолог каждой победы устраивать храм – св. Стефан в 1497 году выстроил в Нямце новый величественный каменный собор в честь Вознесения Господня, где и была установлена икона Взбранной Воеводы, хранившая Византию, а теперь Молдову, – по местному обычаю – на почетном месте слева от Царских врат. Здесь следует заметить, что за 47 лет правления Стефан 3-й великий провел 49 битв, и проиграл только две из них.

Иоанн VII Палеолог

Иоанн VII Палеолог

Многие и многие известные и выдающиеся личности молились перед иконой, удостоившись прикоснуться к величайшей древней святыне. Преподобный Паисий Величковский еще до своего отшествия на Афон, будучи в иноческом чине Платоном, приходил в Нямц поклониться Божией Матери. Приезжал сюда и светлейший князь Григорий Потемкин, а с ним и святитель Амвросий Полтавский, который перед этой иконой возвел старца Паисия в сан архимандрита.

Еще 350 лет отсчитала История. 1859 год – в Молдове смутное время. На карте Европы появилось новое государство – Румыния, – а Церковь румынской Молдовы терпит секуляризацию Александра Кузы – нового реформатора, грабившего монастыри и уничтожавшего монашество. По примеру русского Петра Церковью стали управлять мирские чиновники. Икона Божией Матери Нямецкая ушла из Нямца в Бессарабию, которая с 1812 г. уже в составе Российской Империи. Управляющий бессарабскими имениями Лавры иг. Феофан (Кристя) ездил в Синод и ко двору, добивался высочайшего благословения на создание нового монастыря. Указ императора Александра II о создание Ново-Нямецкой обители вышел 13/26 января 1864 г. На самой крупной бессарабской вотчине Нямецкой Лавры - Копанка-Кицканы, на основе приходского храма святителя Николая возводили Новый Нямц. С собой имели список с древнего Византийского образа. В 1864 г. в Санкт-Петербурге в мастерской Сергея Верховцева изготовлен дивный образ иконы Ново-Нямецкая –в серебрянном золоченом окладе с драгоценными каменьями. Крестным ходом на корабле вокруг всей Европы, из Петербурга в Одесский порт, прибыла икона 10 октября (23 октября н.ст.) 1864 г. в новую Нямецкую обитель.

Икона Божией Матери Нямецкая

Икона Божией Матери Нямецкая

«„Се приходитъ Мать наша въ новоустроенную обитель, которая именуется Ново-Нямецкою... Приходитъ!.. Кто приходитъ? Царица Спасительница рода христiанскаго. Неподвижимое утвержденiе… Неложная Заступница… страхъ и трепетъ техъ, кто не веруетъ и не поклоняется Ей. Припадемъ къ Богородицћ во умиленiи и сокрушенiи сердца и вознесемъ немолчный гласъ.“ Такие слова были сказаны при встрече иконы. После сего прочитана была молитва ко Пресвятой Богородице, а затем акафист, и икона была принесена руками о.о. иеромонахов в церковь св. Николая и установлена в приготовленный для неё особый киот на левой стороне храма, около славянского клироса. На следующий день, после отслуженного накануне всенощного бдения, святая икона была освящена о. благочинным монастырей, ректором Кишиневской духовной семинарии архимандритом Варлаамом, после чего совершен был крестный ход с иконой на какую-то горку, где совершено было и водосвятие, а оттуда икона была принесена обратно в церковь. На память о сем событии собор братии Ново-Нямецкого монастыря постановил 11 октября праздновать ежегодно, что и соблюдается.»

Так описывает митрополит Гурий (Гросу), сын Кицканской обители, это событие в своей книге «История Ново-Нямецкого монастыря».

В 1940 г. в Бессарабию пришла советская власть. Имущество монастыря было описано и оценено. Стоимость иконы Матери Божией определили в 140.000 руб. Братья собрали самые ценные облачения и утварь, погрузили на телеги; икону установили стоя. На трех возах двенадцать монахов отправились в соседнюю Румынию, надеясь там уберечь святыни от поругания. Остановились под покровительством монастыря Кэлдэрушаны, недалеко от Бухареста, и дали обет, что пока будут живы, привезут икону обратно. Однако в ожидании конца безбожной власти прошло время и все они с миром упокоились на кладбище Кэлдэрушанского монастыря. Нынешний настоятель архимандрит Лаврентий поминает их как своих наставников, с которыми возрастал духовно. Драгоценные облачения выставлены в монастырском музее, а Икона славится чудотворениями и съезжается к ней на поклонение православный народ со всей Румынии.

В Кицканах остался список иконы Богородицы писанный Монастырь Кэлдэрушаны, Румыния маслом на холсте; скромно выполненная икона осталась в стороне от внимания безбожных грабителей, и служила братьям для поклонения до самого закрытия монастыря в 1962 г. После возрождения обители в 1990 г. искали и долго не могли найти этот список. Один из иеромонахов отправился в соседнее село, где пребывал на покое бывший насельник монастыря иг. Вадим (Тритяченко), чтобы причастить старца, и у него обнаружил свернутый холст. Это была икона Божией Матери. От времени и забвения холст потемнел и образ был почти неузнаваем, однако после возвращения в обитель, через 2-3 года заметили, что стали яснее проступать лики Спасителя и его Пречистой Матери. Чудесным образом Икона начала обновляться.

Такова полная история образа Божией Матери, изначально называемого Лиддская, затем Лиддская-Римская, Нямецкая, Ново-Нямецкая. Нямецкая икона сегодня, как и прежде бережно хранимая монахами, пребывает на своем месте в соборном храме Вознесения Господня монастыря Нямц в Румынии, и мы имеем благодать прикоснуться к Ней, одной из самых древних святынь Христианского мира, главной иконе Византийской империи с невероятно чудесной историей. В Кицканах хранится её список на холсте и Божия матерь, небесная Игуменья, не оставляет Свою обитель и всех с верою к Ней притекающих.

В сентябре 2013 г. Ново-Нямецкую обитель посетил со святительским визитом Кирилл, святейший патриарх Московский и всея Руси. После молебна Его Святейшество в окружении братии монастыря благоволил принять из рук отца наместника архимандрита Паисия (Чекан) выполненный в стенах обители список иконы Ново-Нямецкой Божией Матери.

Пресвятая Богородице, помогай нам! 

 Акафист Ново-Нямецкой иконе Божией Матери  

 

МОЛИТВА ПЕРЕД ОБРАЗОМ БОЖИЕЙ МАТЕРИ НОВО-НЯМЕЦКАЯ 

Image

Ново-Нямецкая икона Божией Матери ХIХ век

О, ПРЕБЛАГОСЛОВЕННАЯ ДЕВО БОГОРОДИЦЕ ВЛАДЫЧИЦЕ!МАТИ ВСЕХ СТРАЖДУЩИХ И БОЛЕЗНУЮЩИХ СЕРДЦЕМ! ОБИТЕЛИ НАШЕЯ КРАСОТА И СЛАВО! ПРИЗРИ НА НАС, СМИРЕННЫХ И ОБРЕМЕНЕННЫХ ГРЕХИ МНОГИМИ, ОТЯГЧЕННЫХ СКОРБЬМИ И ПЕЧАЛЯМИ, И С СОКРУШЕНИЕМ И СЛЕЗАМИ ВЗИРАЮЩИХ НА ПРЕЧИСТЫЙ ЛИК ТВОЙ. СОХРАНИ ОТ ВСЯКОГО ЗЛА СВЯТУЮ ОБИТЕЛЬ СИЮ. УТВЕРДИ ЦЕРКОВЬ ПРАВОСЛАВНУЮ. СПАСИ СТРАНУ НАШУ И ВСЯ ЛЮДИ ПРАВОВЕРНО ЖИВУЩИЯ И К ТЕБЕ ПРИБЕГАЮЩИЯ: ОТ НАШЕСТВИЯ ИНОПЛЕМЕННИКОВ И МЕЖДОУСОБНЫЯ БРАНИ, ОТ ВСЯКОГО СТРАХА И ТРУСА, ОТ МОРА И ГЛАДА, ОТ ЗЛЫХ ЧЕЛОВЕК И ВСЯЧЕСКОЙ СКОРБИ. ПРИНИКНИ К НАМ МИЛОСЕРДИЕМ ТВОИМ!СОГРЕЙ НАС ДЫХАНИЕМ ТВОЕЯ ЛЮБВЕ! НЕСЕМНЕННАЯ, ЕДИНСТВЕННАЯ НАДЕЖДО НАШ, НЕ ОТСТУПИ ОТ НАС НИ В СЕЙ ЖИЗНИ, НИ В БУДУЩЕЙ. ПОДАЖДЬ НАМ ХРИСТИАНСКУЮ КОНЧИНУ И НА СТРАШНОМ СУДЕ СЫНА ТВОЕГО И БОГА НАШЕГО ЯВИСЯ НАМ МИЛОСЕРДАЯ ЗАСТУПНИЦА, ДА ЧАЮЩЕ ТВОЮ ВСЕСИЛЬНУЮ МАТЕРИНСКУЮ ПОМОЩЬ, СПОДОБИМСЯ БЕЗБЕДНО ДОЙТИ ВЕЧНЫЯ ЖИЗНИ И ПРОСЛАВЛЯТЬ НЕБЕСНОГО ОТЦА И СЫНА, И СВЯТАГО ДУХА, В ТРОИЦЕ СЛАВИМОГО БОГА, ВО ВЕКИ ВЕКОВ. АМИНЬ.

http://www.noul-neamt.ru