10 августа Церковь отмечает память иконы Божией Матери «Смоленская».

В отличие от образов Пресвятой Богородицы, которые были явлены чудесным образом, Смоленская икона Божией Матери имеет вполне земную историю происхождения. Однако и этот образ прославился многими чудесами и помощью людям.

Как гласит Предание Церкви, святой апостол Лука написал несколько образов Пресвятой Богородицы, в том числе и тот, который впоследствии получил название «Смоленская». Считается, что первоначально она пребывала в Иерусалиме, но позднее была перенесена в Константинополь. Изначально она называлась Одигитрией, то есть «Путеводительницей» (в дальнейшем это наименование получило целое направление богородичных икон). По одной из версий, свое название икона получила тогда, когда Пресвятая Богородица явилась в Константинополе двум слепым и повелела им идти в Свой храм; придя туда, они сразу же исцелились. По другой версии, Одигитрией икону назвали потому, что она сопровождала византийских императоров в их боевых походах. Существуют и иные версии происхождения этого названия. 

В 1046 году византийский император Константин Мономах Порфирородный благословил этой иконой свою дочь Анну, которую выдал замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича. С этого момента икона Пречистой Богородицы становится родовым образом русских князей.
В XII веке сын князя Всеволода и княгини Анны, Владимир Мономах, переносит икону в Смоленск, где ставит ее в соборном храме Успения Пресвятой Богородицы в мае 1101 года. Собственно, с этого момента икона и получает наименование Смоленской. 

В 1237 году, когда на Русь пришли полчища татаро-монголов во главе с ханом Батыем, икона явила себя как чудотворная. Так, когда в 1239 году отряды хана Батыя подошли к Смоленску, по молитвам жителей к образу Смоленской иконы Божией Матери произошло чудо – объятые ужасом от явления им Самой Богородицы войска татаро-монголов отступили от города. Известно, что Смоленскую икону Божией Матери очень чтил Преподобный Сергий Радонежский, а в его келье был список с этой иконы.
В XIV столетии, впервые со дня принесения в Смоленск, икона покидает город – ее переносят в Москву. Кто и по какому поводу перенес икону в Москву, достоверно неизвестно – на этот счет есть несколько версий. Так, по одной из версий, последний князь Смоленский, изгнанный из города в 1404 году литовским князем Витовтом, прибыл в Москву, куда и привез икону вместе с другими реликвиями. На новом месте чудотворный образ поместили «в кремлевской церкви Благовещения», то есть в известном теперь Благовещенском соборе Московского Кремля, справа от царских врат. Однако в Москве икона пребывала недолго: уже в следующем, XV веке, горожане решили обратиться к великому князю Василию Темному с просьбой вернуть образ обратно в Смоленск. Для этого в 1456 году в Москву прибыл смоленский епископ Мисаил. Князь дал свое разрешение на возвращение чудотворного образа, и с этим связан еще один важный момент. Дело в том, что икону вынесли из Москвы с крестным ходом и сопровождали ее на протяжении двух верст. В честь возвращения Смоленска под власть русских князей великим князем Василием III на месте расставания москвичей с иконой был основан в 1524 году Новодевичий монастырь. В новоустроенной обители был поставлен список с чудотворного образа Божией Матери «Смоленская» и установлены праздник и крестный ход в его честь.

Есть сведения, что в 1666 году чудотворный Смоленский образ Божией Матери привез в город архиепископ Смоленский Варсонофий с целью поновить почерневший от времени образ.
Следующие значимые события, связанные со Смоленской иконой Божией Матери, произошли уже в начале XIX века. Во время войны 1812 года икона была вынесена из Смоленска епископом Иринеем (Фальковским), который доставил ее в Москву. Изначально ее поместили в храме святого Василия Неокесарийского на Тверской-Ямской улице, а в дальнейшем перенесли в Успенский собор Кремля (перенесение это возглавил преосвященный владыка Августин). По дошедшим до нас сведениям, в самый день Бородинского сражения – 26 августа (7 сентября) – владыка Августин вместе с грузинскими епископами Ионой и Пафнутием с крестным ходом обносил Смоленскую икону Божией Матери вокруг Белого города, Китай-города и Кремля. Когда войска Наполеона были изгнаны, икона была возвращена в Смоленск, где и пребывала вплоть до 1941 года. 

С наступлением Великой Отечественной войны следы древнего чудотворного образа, к сожалению, теряются. Не исключено, что чудотворный образ разделил участь многих православных святынь, которые в те годы массово вывозились немцами. Часть из них пропала бесследно, а часть попала в различные частные коллекции. Так или иначе, но память о Смоленской иконе Божией Матери, а также чудотворные списки с нее остались с православными христианами нашей страны навсегда. 

ФОМА

Современное фото (ул. Трёхсвятительская,  4-в)

Храм Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» в Киеве
 
   В 1852-1858 годах в Киевском Михайловском Златоверхом мужском монастыре, на месте Димитриевской церкви XI века, по инициативе епископа Чигиринского Аполлинария (Вигилянского) была построена 2-этажная странноприимница с каменной 2-ярусной церковью в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» (улТрёхсвятительская,4-в). Церковь имела большой деревянный купол, позолоченный листовым золотом, ее  крыша была покрыта железом, которое было выкрашено в зеленый цвет. Кипарисовые престол и жертвенник церкви были привезены из Иерусалима. Иконостас был деревянный, четырехъярусный, ранее он находился в церкви при настоятельских покоях, а позже перенесен в церковь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия». Царские врата церкви были позолочены и имели шесть наместных икон. Роспись в церкви была сделана масляными красками, потолок украшен золотыми звездами. В странноприимнице на первом этаже были комнаты для больных, трапезная, буфет, пекарня, кухня, фельдшерская, аптека. На втором этаже находились комнаты для приезжих. Позже был построен второй корпус (ул. Трёхсвятительская, 4-б) - всего в двух корпусах было 47 номеров сдававшихся за небольшую плату. В подвалах обоих корпусов были места для ночлега бедных паломников.
Странноприимные и гостиничные строения Михайловского Златоверхого монастыря, возводились на протяжении полувека, с 1850-х до 1900-х годов. Монастырская гостинница с входом с улицы Трёхсвятительской (ул. Трёхсвятительская,  4), предназначалась для более состоятельных людей. Сегодня в 2-этажной странноприимнице с каменной 2-ярусной церковью в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» и корпусах бывшей «странноприимной» (монастырской) гостиницы в зданиях на улице Трёхсвятительской 4, 4-а, 4-б и 4-в размещаются гуманитарные институты Национальной академии наук, общежитие Национального медицинского университета им. Академика А. Богомольца и Бюро технической инвентаризации.

На фотографии гостиница Михайловского Златоверхого монастыря с входом с улицы Трёхсвятительской (ул. Трёхсвятительская, 4). В 1930-х годах в здании бывшей монастырской гостинице были надстроены два этажа.

 

Молитва перед Смоленской иконой Пресвятой Богородицы, именуемой "Смоленская" (Одигитрия).

Молитва первая

О Пречудная и Превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пречистая Одигитрие Марие! Услыши нас грешных и недостойных в час сей молящихся и припадающих к Твоему Пречистому Образу со слезами и умиленно глаголющих: изведи нас от рова страстей, Владычице Преблагая, избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злыя клеветы, и от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Мати наша от всякаго зла сохранити люди Твоя и всяким благодеянием снабдити и спасти; разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниях, и теплыя Ходатаицы о нас, грешных, не имамы. Умоли, Госпоже Пресвятая, Сына Твоего Христа Бога нашего, да удостоит нас Царствия Небеснаго; сего ради всегда славим Тя, яко Виновницу спасения нашего, и превозносим святое и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимого и поклоняемаго Бога, во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Госпоже Владычице Богородице, Царице Небесная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, о Пренепорочная, Надеждо христиан и Прибежище грешным? Приклони, о Пречистая Владычице, ушеса Твоя к молению моему, Мати Бога моего, не призри мя, требующа Твоея помощи, услыши стенание мое и вопль сердца моего внуши, о Госпоже Богородице Царице. И подаждь ми радость душевную, подкрепи мя нетерпеливаго, унылаго и нерадиваго к Твоему хвалению. Вразуми и научи мя, како Тебе молитися подобает, и не отступи от мене, Мати Бога моего, за роптание и нетерпение мое, но буди ми покров и заступление в жизни моей и приведи мя к тихому пристанищу блаженнаго онаго покоя, и сопричти мя к лику избраннаго Твоего стада и тамо удостой мя воспевати и славити Тя во веки. Аминь.

Источник: © prayerssaints.ru