16 мая праздник Киево-Печерской иконы Успения Пресвятой Богородицы.

Киево-Печерская икона Успения Пресвятой Богородицы - одна из древнейших явленных икон Православной Церкви. Икона Успения Божией Матери - святыня Киево-Печерской лавры и всего православного мира.  По церковному преданию, икону строителям Лавры вручила сама Пресвятая Богородица во Влахернском храме в Константинополе. Согласно преданию, Царица Небесная, пожелав воздвигнуть в Киево-Печерском  монастыре храм, призвала во Влахернскую церковь четырех известных зодчих. Она вручила им икону Успения, частицы мощей семи мучеников (в основание храма) и благословила идти в Киев строить церковь. В Киево-Печерском патерике  во           2-м Слове «О пришествии мастеров церковных от Царьграда к Антонию и Феодосию», устами зодчих рассказывается о том, как они по зову Царицы пришли во Влахерны и там Богородица «…дасть ти нам сию икону: «Та наместная, рече, да будет».

Успенская икона была принесена в Киев в 1073 году. Прибыв в Печерскую обитель, зодчие вручили чудесную икону Успения Пресвятой Богородицы преподобным Антонию и Феодосию и рассказали, как призваны были к строительству храма.  Также придание гласит, что Богородица сама показала зодчим церковь, по образу и подобию которой они должны были построить храм в честь Пресвятой Богородицы. Исполнив волю Божией Матери, зодчие воздвигли Печерскую церковь, которую назвали по имени иконы – Успенской.

В XVII - начале XX веков икона Успения помещалась в Свято-Успенском соборе Лавры над царскими вратами. К заступничеству Божией Матери через Ее икону в Киеве прибегали во время осады Чигирина татарами, о чем сообщается в издании Синопсиса 1678 г.: по благословению архим. Иннокентия (Гизеля) чудотворную икону «Богородицы Киево-Печерской, которая никогда до того времени не выносилась из обители Печерской, 27 августа 1677 года обнесли крестным ходом вокруг Верхнего города в Киеве; татары обратились в бегство».  Чудотворную икону обносили в тяжелые и опасные времена для Киева вокруг стен Лавры, во время польского восстания 1831 года и эпидемии холеры в 1847 и 1866 годах.  

 Согласно преданию, Петр I молился перед лаврской святыней накануне Полтавской битвы и затем «приносил перед ней благодарение» за дарованную победу. Царь, получив известие об опустошительном пожаре в Киево-Печерской лавре в 1718 г., спросил, цела ли чудотворная икона Успение. Услышав, что икона спасена, сказал: «Итак, все сохранилось». В память о победе над Наполеоном перед иконой Успение Божией Матери, которую в 1812 году крестным ходом обносили вокруг обители, была подвешена неугасимая лампада, состоявшая из 10 лампад разноцветного стекла меньшего размера. 

Икона Успения находилась в лаврском Свято-Успенском соборе, или как его еще называли - Великой церкви, и располагалась над серебряными Царскими вратами главного алтаря Успенского собора, в драгоценной, сверкающей бриллиантами ризе. 

«Киево-Печерская икона Успения Пресвятой Богородицы. Первообраз. Фотография 1888 года.»

К чудотворной иконе, как писал историк Сементовский, ежегодно приходили поклониться более 100 тысяч паломников. Еженедельно в среду, к лаврским паломникам присоединялись многие благочестивые киевляне. Именно по средам, с 1812 года, соборно совершался молебен с акафистным пением Успению Пресвятой Богородицы перед ее чудотворной иконой. В дореволюционном Киеве, кроме церковных служб, совершаемых в праздничные и воскресные дни, горожане любили также посещать особо почитаемые храмы в определенные дни недели, когда в них совершались акафисты. Особенно много верующих собиралось во вторник у раки святой великомученицы Варвары в Михайловском соборе, в среду в Великой церкви Киево-Печерской лавры на акафисте Успению Пресвятой Богородице, когда во время чтения на шнурах опускался древний образ Успения. В четверг тожественно читался акафист на хорах Софийского собора перед чудотворным образом Николы Мокрого, в пятницу – перед чудотворным образом Пресвятой Богородицы в Крестовоздвиженском храме на Ближних пещерах, а в субботу в Сретенской церкви возле Львовской площади перед чудотворной иконой Божией Матери «Всех скорбящих радость». Самое большое количество паломников собиралось на акафистах Успению Пресвятой Богородице перед чудотворной иконой Успения Божией Матери. 

Икона Успения Пресвятой Богородицы написана на кипарисовой доске размером 40 на 29 см и относится к распространенной в Византии иконографической схеме изображения этого праздника. На иконе мы видим  почившую на одре Божию Матерь, у ее главы и ног —  апостолов, из которых, в группе слева, выделяется апостол Петр с кадилом,   а справа — апостол Павел, касающийся ног Богородицы. За одром стоит Спаситель, держащий в руках повитую  пеленами Ее душу, а около Его головы — два Ангела, в руках у которых убрусы. Задний фон за апостолами заполнен архитектурным пейзажем. Во время большого пожара в Лавре, случившегося в 1718 году, один угол иконы немного обгорел. Образ Успения Божьей Матери, кроме лиц и рук, покрыт весь ризою из чистого золота и украшен множеством бриллиантов и других драгоценных камней. Он вставлен в серебряный круг диаметром 67 см,  покрытый звездами. На этом несколько выпуклом круге или щите в технике чеканки, изображены два Ангела, поддерживающие икону, а над ней Бог Отец и Дух Святой — на фоне облаков, в виде голубя. Внизу иконы находится значительное число золотых и серебряных подвесок. Щит этот также украшен многими камнями, а по краям сплошь обложен чеканными головами крылатых Херувимов. Этот образ имел несколько золотых и серебряных риз, украшенных большим количеством драгоценных камней. Все они хранились в ризнице Успенского собора, а лучшая украшала икону Успение над Царскими вратами Успенского собора. Бриллиантовая риза одевалась на икону по праздникам, а в будни была скромная риза.

Перед началом поздней литургии и после нее, икону спускали на шелковых шнурах вниз для поклонения и «благоговейного лобзания». Также святыню спускали, когда читали по средам акафист Успению Пресвятой Богородицы. «Во время пения первого  кондака, чудотворная икона вместе с висящею перед нею лампадою медленно опускается незаметною рукою и останавливается посреди царских врат на все время акафиста, как бы осеняя всех молящихся; по окончании акафиста священнослужители благоговейно лобзают ее», писал протоиерей Федор Титов в «Путеводителе по Киево-Печерской лавре». Списки Киево-Печерской иконы Божией Матери,  были во многих храмах на Руси.

Профессор Иван Николаевич Никодимов, служивший в 1919-1923 годах юрисконсультом Киево-Печерской Лавры, оставил нам «Воспоминания о Киево-Печерской Лавре (1918-1943)». О чудотворной иконе Божией Матери он вспоминал следующее:

«Величайшей святыней Великой церкви и всей Лавры почиталась чудотворная икона Успения, древнегреческого письма, с изображением почившей на одре Божией Матери, Спасителя, держащего в пеленах душу Матери, апостолов Петра и Павла и двух ангелов по сторонам главы Спасителя. Украшение этой главной иконы Лавры было настолько же великолепным, как горяча была любовь к ней верующих. Она вся, кроме лиц и рук, была покрыта ризой из чистого золота, венцы на Спасителе и Божией Матери были унизаны крупными бриллиантами, а изображение одра окружено большими алмазами. Бриллианты и крупные яхонты были также наложены и по краям иконы, вставленной в большой позолоченный круг также с изображениями, усыпанными бриллиантами. Икона находилась над царскими вратами, перед ней всегда горела неугасимая лампада. Чтобы дать возможность богомольцам приложиться, икону вместе с окружавшим ее звездным кругом опускали на шелковых шнурах вниз, а затем вновь поднимали на свое место.»

«Пять часов утра… У Святых врат — движение. Собралась толпа богомольцев. Это — ранние молитвенники ожидают открытия Лавры (как правило, на ночные службы (для паломников ( прим. ред.) Лавра не открывалась). Снимая головные уборы, истово крестясь, в благоговейном молчании они по очереди подходят к иконе, стоящей в нише врат, а затем прежде всего направляются в Великую церковь к этой маленькой чудотворной иконе, с которой у каждого из них связано столько любви, веры и надежд. Икона, висящая над царскими вратами, до литургии (9 часов) спущена вниз. Около нее стоят в мантиях два монаха, которые поддерживают ее, обтирают полотенцами и наблюдают за порядком. Икона укреплена на прекрасных шелковых голубых лентах. На иконе одета скромная риза, так как драгоценная хранится в ризнице. Под иконой висит множество «привесков», то есть разнообразных драгоценностей, которые верующие приносят в дар, — главным образом, кольца, цепочки, кресты и т.д. Перед иконой скопилось много молящихся. Среди них светские люди, но много и монахов. Среди братии принято монастырский день начинать с молитвы перед этой величайшей святыней.»

«Иконостас главного алтаря Успенского собора Киево-Печерской лавры, икона Успения в золотой ризе над Царскими вратами, неугасимая серебряная лампада перед ней и серебряное паникадило. Фото конца ХІХ в.»

 

«На обитель (после революции 1917 года (прим. ред.) надвигались преследование религии, голод, тиф и, наконец, ликвидация монастыря. Но, конечно, развязка наступила не сразу. Слишком велика была внутренняя сила обители, крепко стояли веками установившиеся традиции и не так-то легко было их сломать. Много жертв среди братии унес голодный тиф. Здесь-то и обнаружилась большая нравственная сила монашества и его нестяжательность. В самом деле, мы знаем, что в Лавре были скрыты величайшие материальные ценности. Одной панагии, осыпанной бриллиантами, было бы достаточно, чтобы прокормить всю братию в течение годов. Это, как мы узнали позже, можно было бы сделать без каких-либо неприятных официальных последствий, так как многие ценности оказались не зарегистрированными в списках ризницы. Кроме того, в руках наместника было множество драгоценностей, которые богомольцы при посещении Лавры охотно отдавали в дар монастырю. Их в виде колец, брошек, иконок, крестиков, сделанных из драгоценных металлов обыкновенно вешали к чудотворной иконе Божией Матери (отчего они и назывались «привесками»), а потом, когда их накапливалось много, снимали. Тем не менее братия предпочитала ограничивать себя до крайности в питании, снизив свой дневной рацион до минимума в 100 граммов хлеба, а эти ценности оставляла неприкосновенными. «Это не наши ценности, а Божией Матери», — обыкновенно говаривали они в ответ на высказанное удивление.»

Многовековой размеренный ход  времени в Киево-Печерской Лавре был прерван в 1917 году, с захватом власти большевиками, одной из программных целей которых был воинствующий атеизм. В 1922 году в Лавре новой властью были конфискованы церковные ценности, которые верующими жертвовались на протяжении столетий и многие из которых имели большую художественную ценность. С чудотворной иконы Успения Божией Матери была снята и конфискована золотая риза, сиявшая драгоценными камнями и представлявшая собой бесценное произведение ювелирного искусства. По общеизвестной версии, за бриллианты с ризы иконы Успения Богородицы в США было закуплено зерно для голодающих юга Украины и Поволжья.

В 1926 года Всеукраинский центральный исполнительный комитет и Совет Народных Комиссаров УССР приняли постановление «Об определении бывшей Киево-Печерской лавры историко-культурным государственным заповедником и преобразовании её в Всеукраинский музейный городок». Всемирная святыня православия и величайшая святыня украинского народа, была превращена в музей. После 1917 года чудотворная икона Успения Богородицы хранилась в Успенском соборе Киево-Печерской лавры, в котором музейные работники проводили экскурсии.

К началу Великой Отечественной войны, икона Успения находилась в Великой лаврской церкви, а вот точной информации о дальнейшей судьбе  нашей святыни - Киево-Печерской иконы Успения Пресвятой Богородицы, нет.

По одной из версий, чудотворная икона погибла при взрыве древнего Свято-Успенского собора Киево-Печерской Лавры 3 ноября 1941 года. По другой версии, в 1942 года, во время немецко-фашистской оккупации Киева, иконы из Всеукраинского музейного городка на территории Лавры были переданы в киевские Музей русского искусства и Музей западного и восточного искусства. В одном из актов передачи икон в Музей западного и восточного искусства имеется запись: «Ж-279. 10/Хi-42 р. Икона. Успение Богородицы. Чудотворная из Великой Успенской церкви Киево-Печерской лавры. Дерево. Темпера. Розмiр 27,7×39,2. Акт Музея Западно-европейского искусства в Киеве от 10 ноября 1942 г. Много глубоких выпадов, дырочки от ризы. Не достает шпонки. По краям часть дерева обломаны. Выбыла во время немецкой оккупации согласно списков порядков. № 17»). Лаврские иконы вместе с многими экспонатами Музея русского искусства и Музея западного и восточного искусства были вывезены в Восточную Пруссию, где, по свидетельству очевидцев, погибли во время пожара с 17 на 18 февраля 1945 года в имении Вильденхоф близ Кёнигсберга.

В настоящее время в Крестовоздвиженском храме Киево-Печерской лавры над Царскими вратами находится список иконы Успения Киево-Печерской, написанный в первой половине XIX века. Эта икона так же, как и первоначальный чудотворный образ, вставлена в позолоченный круглый киот и после литургии опускается на шнурах для поклонения верующим.

Дни празднования Киево-Печерской иконы Успения Пресвятой Богородицы 16 мая и 28 августа (н. ст.). В этот же день, 16 мая, празднование икон Печерской (с предстоящими Антонием и Феодосием) (1085) и Свенской (Печерской) (1288).

1990 год. После Литургии в Крестовоздвиженском храме образ Успения Пресвятой Богородицы (список с чудотворного образа) опускался на лентах с царских врат для поклонения. У иконы известные старцы игумен Пафнутий (в схиме Феофил; † 1996) и схимонах Дамиан († 1994).

 

Тропарь Божией Матери пред чудотворною иконою Ея «Успение» Киево-Печерскою. Глас 4:

   Днесь светло торжествует Печерская обитель / и радуется явлением образа Богоматере / безмерный лик Печерских отцев, / с нимиже и мы непрестанно вопием: // радуйся, Благодатная, Печерская похвало.

 

Кондак Божией Матери пред чудотворною иконою Ея «Успение» Киево-Печерскою. Глас 3:

   Дева днесь невидимо предстоит в церкви / и с лики Печерских отцев молится о нас, / благоговейно величающих Ей безмерную милость к роду нашему, / явльшуюся в чудном образе Ея, // обитель Печерскую украшающем.

 

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее чудотворной иконою «Успение» Киево-Печерскою:

    О, Пресвятая и Пренепорочная Дево Богородице, наша Печерская похвало и украшение, покрове и заступление, истинная Владычице избраннаго удела Твоего; приими нас, недостойных рабов Твоих, убогое моление с верою и любовию приносящих пред чудным образом Твоим; да посетиши милостивно греховное житие наше, просвещающе его светом покаяния. Осени нас, обремененных скорбьми многими, Твоею небесною радостию, и сподоби нас присно славити Тя в мире и благочестии, и без порока прешедше путь жития нашего, помощию Твоею достигнем вечнаго веселия во светлостех святых и богоносных отец наших Антония и Феодосия и всех преподобных Печерских, и едиными усты и сердцем воспоем Тя и Предвечнаго Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым, Всеблагим и Животворящим Его Духом во веки веков. Аминь.

 

Молитва иная:

     О, Пресвятая и Преблагословенная Мати Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Пречистая Приснодево Богородице Марие! Припадаем и покланяемся Тебе пред святою и чудотворною иконою Твоею, юже от лет древних чудес многими и исцеленьми прославити благоизволила еси. Смиренно молимся Тебе, Благой и Милосердой Заступнице нашей: предстательством угодников Твоих, преподобных Антония и Феодосия Печерских, вонми гласу грешных молений наших, не презри воздыханий от души, виждь скорби и беды нас обышедшии, и яко любвеобильная воистину Мати потщися на помощь нам беспомощным, унылым, многая и тяжкия грехи впадшим и присно прогневляющим Господа и Создателя нашего, Егоже умоли, Предстательнице наша, да не погубит нас со беззаконии нашими, да явит нам человеколюбивую Свою милость. Испроси, Владычице, у благости Его всем православным христианом здравие и душевное спасение, благочестное и мирное житие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, дождие благовременныя, и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша; болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози; споспеши всем нам носити иго Xристово в терпении и смиренномудрии, и сподоби нас благочестно житие земное скончати, христианскую же непостыдную кончину получити и Небесное Царствие унаследити. О, Царице Всепетая, Мати Божия Всеблагая! Простри Богоноснии руце Твои к возлюбленному Сыну Твоему и Богу нашему, умоли Его спасти и избавити от погибели вечныя всех иноков обители Твоея Печерския. Якоже же древле на горе Печерстей милость являла еси, Владычице, сице и ныне яви,. Богородице, Твоя щедроты над обителию Твоею и над нами недостойными чады Твоими; да и зде в земном странствовании нашем, и по кончине живота нашего будем прославлять Безначальнаго Отца, Единороднаго Его Сына, и Единосущнаго и Святаго Его Духа, и Твое милостивное предстательство во веки веков. Аминь.

 

Величание чудотворной иконе Божией Матери «Успение» Киево-Печерской:

Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим Успение Твое.