Эйн Прат — это национальный парк в пустыне неподалеку от Иерусалима.

Рядом в селении Анатот (в Синодальном переводе Библии — Анафоф) живет наш гид Елена-Зоар, а еще там родился пророк Иеремия. Мы ехали туда из центра Иерусалима минут 20. Зоар говорила, что поедем в пустыню, но на самом деле это оказались очень живописные поросшие травами холмы, как у меня на родине на Донецком кряже, прорезанные широкими оврагами (их тут называют вади, а на востоке Украины это назовут балкой). Так вот, по словам Елены, на иврите есть 5 разных слов для обозначения пустыни — потому что пустыня может быть очень разная.

Вот так выглядит селение Анатот с дороги в Эйн Прат:

Здесь, на территории национального парка, находится первый монастырь на Святой Земле — лавра преподобного Харитона Исповедника. Монастырь основан ок. 330 года.

Лавра на Святой Земле — это вовсе не то, что обычно себе представляет украинец или россиянин: не большой и богатый монастырь, а организованный по особому типу. Слово «лавра» переводится с греческого как «улица». Первоначально лаврой назывался монастырь, в котором монахи жили поодиночке в келиях или пещерах, а в центре монастыря были церковь и трапезная, куда монахи собирались на воскресные и праздничные богослужения. Отсюда возникла традиция совершения всенощных бдений под воскресенья и праздники: монахи иногда сходилсь в церковь довольно издалека, и надо было каким-то образом занять их на всю ночь — ведь возле церкви ночевать негде, а возвращаться в свою келью на ночь, чтобы утром опять собираться на службу, было затруднительно. Вот и стали всю ночь заполнять особой службой: соединили вечерню с утреней, между ними вставили литию с благословением хлебов, пшеницы, вина и елея — из пшеницы с елеем варили кашу и кормили братию в перерыве между службами, пока читались поучения. Служба оканчивалась на рассвете, совершали Евхаристию, причащались, обедали и уже потом расходились по келиям.

Лавра Харитона Исповедника в 614 году была разрушена персами, и с тех пор не восстанавливалась аж до начала 1980-х годов, когда сюда пришел монах и поселился, понемногу обустраивая монастырь. Сейчас тут по-прежнему один монах, тоже по имени Харитон, из Русской Зарубежной Церкви (в единстве с Московским Патриархатом). Он не рассказывает, сколько лет уже живет тут, и не разрешает себя фотографировать, но Зоар говорит, что живет он тут уже больше 16 лет — может быть, он и есть тот первый монах, что пришел сюда поднимать обитель из руин.

Вон вдалеке слева монастырь прилепился к склону:

Вниз ведет очень узкий и извилистый серпантин. До определенного места доезжают и автобусы. Но мне трудно представить, как тут могут разминуться даже 2 обычные машины. Внизу течет ручей — называется он Прат, Фара или Евфрат.

От стоянки к монастырю ведет живописная и не сложная тропа. С нами — лучший гид Израиля Елена-Зоар, в ЖЖ — "Тоже-Кот":

 

 

По пути встречается довольно большая пещера, над тропой:

Монастырь закрыт от непрошеных гостей. Попасть внутрь можно только по предварительной договоренности с монахом Харитоном. Телефон если кому надо, пишите на почту (внизу на каждой странице сайта). Вход:

Окрестные красоты. Внизу эвкалиптовая рощица, место для пикников и для омовения в источнике.

А вот так растут каперсы — их цветочные почки (или завязи?) засаливают и используют как закуску или приправу:

В заповеднике много живности, но ее непросто увидеть, а некоторую — скорпионов и змей — и нежелательно :) Здесь живут разные виды сов. А мы видели местного слонопотама или «слонозайца», о котором в псалме 103 говорится: «Камень — прибежище зайцам. Вот этот «зайчик», который на самом деле, по словам Зоар, близкий родственник слона, сидит греется на камне в центре снимка. Присмотритесь:

Кстати, из-за змей и скорпионов тут принято ходить с клюкой — чтобы стук будил живность и давал возможность им спокойно уйти и спрятаться от нежеланной для нас и для них встречи. А также перед тем, как надеть на себя одежду или обуться, одежду и обувь встряхивают — внутри может быть скорпион.

Приходящих к нему паломников отец Харитон встречает с сторожевой собакой (не помню, что за порода, какая-то непростая), угощает сладким травяным чаем и сетует на то, что местные арабы-христиане часто уезжают из страны в поисках благополучия — где их не будут притеснять за веру и где им будет экономически комфортнее, например, в Южную Америку. Недоумевает, как можно променять тишину пустыни и близость святых мест на сытую и довольную жизнь. В речи монаха слышатся нотки демонизации «Запада», что довольно привычно в нынешнем русском православии. Показывает два храма, сделанных с большим вкусом. Это новый храм, который о.Харитон еще продолжает обустраивать:

Обратите внимание на отсутствие иконостаса. Вместо него, как в древности — невысокая алтарная преграда. Как и престол, она выполнена из белого мрамора. А престол ничем не накрыт. Красивый белый мрамор — что может быть лучше? :)

Не только престол, но и семисвечник на нем — из мрамора. Кстати, семисвечник на престоле встречается в православных храмах только в русской традиции, в греческой его, как правило, нет. И заимствован семисвечник из иудейского Храма. Это не что иное, как несколько видоизмененная менора.

Интересно, что здесь же, в семисвечник, вмонтирована и дарохранительница: выдвижной ящичек в основании. Экономия места + никаких стеклянных колпаков. Просто и хорошо.

Жертвенник, на котором приготовляются Дары для Евхаристии. Мрамор и дерево:

А это лучший из напрестольных крестов, какие мне доводилось встречать. Тот же мрамор и серебро:

Старый пещерный храм находится выше. Чтоб в него попасть, сначала надо взобраться по крутой лесенке. Но какие виды! Фотография не передает всего великолепия, которое открывается взгляду.

А это, собстсвенно, старый храм, устроенный в пещере:

Поскольку монах Харитон — не священник, он не может сам совершать богослужения. Литургия совершается периодически теми, кто приходит в гости. Это может быть и группа паломников, если среди них есть священник. Но нам надо ехать дальше, и мы спускаемся.

www.kiev-orthodox.org