Монастырская община. Мир любви христианской.

Суета осталась позади и мы углубились в удивительный мир Соловецкого архипелага.

Сочетание красивейшей и в то же время суровой северной природы, дарованной Богом, с тем, что по Его же Промыслу создал здесь человек, одухотворенный Благодатью, дает какой-то всплеск в сознании. Пробуждает в очерствевшей душе новые жизненные силы. Это трудно понять, да и не сразу доходит до ума.
Простота и искренность местных жителей, дружелюбие и их стремление помочь в разных ситуациях покоряют. Гостеприимность северян, как Белое море, никогда не замерзает…

Хорошо пожить на Соловках подольше, окунуться в монастырскую общину. Все здесь пронизано любовью к Господу и друг другу. Ежедневные службы и труды в старинной обители, на том самом месте, где молились и трудились несколько столетий христиане-подвижники, помогают проникнуться духом их жития, примкнуть к локомотиву православной веры, увидеть мир любви христианской.
Порция полученного там внимания, совместной молитвы и благословенного труда, по усталости поначалу не воспринимается, но многократно усиливается по возвращению домой и обязательно облекается в какое-нибудь новое качество души. Ты осознаешь, как далеко отстоишь от истинного христианина, являющего веру свою больше делами, чем словами. Но вот встретишь горящее сердце, глаза, излучающие свет и доброту, вспомнишь красивые слова «Яко светильницы явистеся всесветлии...» и почувствуешь то самое, и актуальными будут откуда ни возьмись знакомые слова «Христовою любовию уязвившиися...». Теперь виден путь, который нужно пройти, искореняя все наши вредные привычки и навыки, накопленные за годы жизни без Христа. Раз за разом ветхий человек обновляется. Уходит усталость, появляются силы для постоянной молитвы, становишься терпимей к немощи ближнего... Это обновление дает другое понимание жизни. Вот она, благодать Божия! Вернувшись в свой город, на людей смотришь, как на инопланетян. Я как раз их и считаю иноками. А кто же мы еще без Бога? Иные. Чужие. Ненормальные…

Как ни странно осознаешь, что твое сердце еще такое маленькое. Оно не способно еще вместить все полученные блага, а ум их оценить. Но оно уже окрыленное! И видишь какими-то внутренними очами сокровищницу православной веры, которую Господь сподобил нас обнаружить на небольшом острове среди студеного северного моря!
«Русь святая, храни веру православную, в ней же тебе спасение!»

Рабочеостровск
Соловецкий монастырь. Святое озеро


Богослужение. Иноки.

Богослужения – живая вода для наших мертвых окаменевших душ. Богослужения в Соловецкой обители особенные! Величественная простота братий, спокойствие, неспешность, и вместе с тем строгость христианских традиций создают ощущение целостности звучащего и видимого.

Красивы древние монастырские распевы, тихие и медленные, дивны и сами слова, словно цветы в ботаническом саду. Распев в один голос, в два, хоровое звучание. Нам посчастливилось застать пасхальную службу (отдание праздника Пасхи) с ее быстрым пением и каждением, соборное «Христос воскресе из мертвых», троекратное «Воскресение Христово видевше», а также целую неделю одноголосного пения! Это чудо Божие, настоящий дар, выпрошенный у Всевышнего! Размеренная монотонность, один голос как бы прилепляют внимание к тексту, и оно сливается с этим голосом в одно целое. Тихость службы заставляет замереть, застыть, чтобы ничем не нарушить воцарившуюся в храме молитвенную тишину. Даже не столько ценны певческие данные, сколько сам распев, монотонность, негромкость, от самого сердца исходящие слова. Отсутствие суеты в храме, нет кричащих детей и беспокойных женщин (ну да, кто то заикался про терпимость). Все замерло, вслушиваясь в текст молитв. Каждое слово хорошо слышно, отвлекаешься ненадолго и только из-за своей рассеянности, невнимательности.
Паломники из Украины, Белоруссии, Румынии, очарованные благолепием соловецких распевов, пришли в церковную лавку за аудио-записями Божественной литургии. А их нет. Запись 2005 года включает в себя лишь отдельные песнопения, поются по-другому, а хочется именно ту, что была в храме. Разводишь руками и советуешь обратиться к отцу Наместнику.

«Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мертвыя воздвигнувый: людие, веселитеся. Светися, светися, новый Иерусалиме: слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего».

Многие приезжающие замечают, какие мир и любовь исходят от иноков Соловецкой обители. Света сказала, что поющие на клиросе иноки – вообще не люди. Они не похожи на людей. Это настоящие ангелы.

Часто нам говорят: «Не ищите священников, ищите Бога» или еще так: «Вы в храм ходите к Богу или пение послушать?» Отчасти это правильные вопросы. Нужно всегда себя испытывать – зачем ты делаешь то или иное. Однако же хорошее звучание, акустика, несуетливость, внимание со стороны священнослужителей – вспомоществующие и необходимые «компоненты» Божественного Промысла. Мы конечно недостойны этого пока. Византия пала, а Русь-преемница еще не встала с колен. Помоги нам, Господи!

Соловецкий монастырь. Крестный ход
Соловецкий монастырь. Крестный ход
Соловецкий монастырь. Крестный ход


Паломники. Трудники.

Мы познакомились там с замечательными, очень интересными людьми, встретившимися нам в пути, с которыми жили в одной комнате, работали на одном послушании – это неиссякаемый источник познаний, особенно для меня, новоначальной...
Бабушки-подвижницы 70-ти с лишним лет, крепче молодых, активны, жизнерадостны и за все благодарные. В них нет привычного для наших ушей ропота на власть и правительство, жалоб на тарифы ЖКХ и маленькую пенсию. Как они живут, Бог знает...

Надежда (74 года, из г. Полярные Зори), каждый вечер входя в комнату, улыбаясь, восклицала: «Со святым вечером!» Она любила шутить, обо всем радоваться и благодарить Бога. Еще Надежда каждый день в любую погоду купалась в Святом озере.
Раиса, тоже бабушка. Два вечера она пересчитывала требы, собранные по всей видимости со всего своего прихода. Дело в том, что в ее городе соловецкие требы стоили по 2 руб./имя, а на острове 3 руб. Ей нужно будет пересчитать требы на 6000 руб., сдать отчет и дополучить деньги с прихожан. Она смиренно потратила на это 2 дня.
Другая Надежда, женщина средних лет, из Северодвинска, рассказывала удивительные истории, как первый раз она добиралась на Соловки морем через Беломорск. Утром было всего два человека на причале – наша паломница Надежда с туристическим чемоданом на колесиках и еще один человек. Подошел туристический лайнер, а пассажиров – больше никого, но чуть позже народ стал прибывать… Подошло другое судно – эдакое «корыто» размером с комнату, на палубе – железные контейнеры с прорезанными отверстиями, а внутри – настоящие нары! Никуда уже не денешься – пришлось плыть таким оригинальным способом!
Еще одна женщина, похожа на музейного работника, потому что очень хорошо рассказывала о Трифоно-Печенгском мужском монастыре и его основателе св. Трифоне Печенгском. Приезжает из Мурманской области на Соловки в шестой раз.
Сколько еще необыкновенных историй можно было услышать от паломников Соловецкой обители, но отвлекаться на разговоры нехорошо – мы приехали молиться и помогать трудом.

Для нас, жителей Поволжья, столько всего интересного открывается про север страны! Здесь, на землях Мурманской, Архангельской областей, Карелии, на берегах и островах многочисленных озер когда-то давным-давно селились иноки, устраивали монастыри, обращая языческие племена к вере в Единого Бога, превращали капища в обетованные земли. Север поражает воображение своей какой-то необычной привлекательностью – живописным великолепием суровых и прекрасных пейзажей – тем, чего так мало осталось в современных мегаполисах. Нетронутая сказочная природа сочетается с музейными памятниками под открытым небом. И жители «стран полунощных» несколько другие – закаленные непростыми условиями, мужественные и сильные духом, генетически связанные с предшествующими поколениями – моряками, охотниками, рыболовами. Наверное, это и еще труднодоступность послужили причиной того, что северные монастыри в большей степени хранят традиции наших предков, всегда являлись оплотом веры и центрами русской духовности, тем райским уголком, куда устремлялись иноки для подвигов пустынного жития.

Соловецкий монастырь. Бухта Благополучия
Соловецкий монастырь. Внутри стен
Соловецкий монастырь. Спасо-Преображенский собор


След в душе.

Монастырь навсегда оставил ощущение целостности и полноты жизни, жизни, наполненной благодатью! Дома душа разрывается, раздирается на части – суетой, темпом жизни, многолюдием и всем тем, что одним словом называется "мирское", ничем не незаполненная внутри пустота. В миру мы живем только для себя, играем во взрослые игрушки, строим собственные декорации, там же люди заняты одним общим делом, целью которого является Бог! Радость от работы во славу Божию превосходит все ожидания, покрывает физическую усталость, вместо тяжести и плохого настроения дает бодрость духа.

Чуть-чуть прозреваешь, становится виден путь, куда идти дальше. Эта хранимая преподобными соловецкая тайна открывается нам, паломникам, Божиим Промыслом ищущим Его Волю.

На Соловках начинаешь осознавать многое. Не только погрузившись в историю, нет. Это понимание берется откуда-то изнутри самого себя, непосредственно соприкоснувшись со святынями, оплакав невинную кровь погибших в этом месте людей, увидев тех, кто каким-то образом лично связан с Соловками через нелегкие события начала XX века. У кого-то были здесь в заключении родные, пострадавшие в годы гонений. До сих пор благодаря монастырю люди находят своих без вести пропавших родственников.
«Блажени, яже избрал и приял еси Господи, и память их в род и род, и Души их во благих водворятся».

Архипелаг посещает немало ученых и иностранцев, ведь Соловки – пища для ума и души. Меня Соловки как бы направляют, что читать и изучать. Небольшой остров, но точка пересечения путей великих людей, место совершения значимых исторических событий, повлиявших на всю Россию, и до сих пор привлекающее к себе людские судьбы словно магнит.

Пастырское окормление монастырем, его открытость людям, наличие диалога – огромная помощь нам мирянам. Монастырь и зимой продолжает духовное общение удаленно – через записи проповедей, фотографии, статьи. Это не отчет о проделанной работе, а духовный рассказ (даже наказ) монашествующих, дает правильную оценку предмету и побуждает к более глубокому его изучению. И мы отвечаем отзывами, фотоотчетами, статьями, вместе учимся думать, верить, любить.

Аскетика – великая наука, но нужно пережить блаженство, которое она дает. Скромность убранства, в общении, в делах – во всем строгость и простота. На Соловках нет ничего лишнего – ничего нет, но всего хватает! Мы оставляем обилие вещей и развлечений, суетных мирских дел, разделяющих нас и Бога, попадаем в условия, где все строго и вместе с тем предельно просто, и душа становится свободнее, раскрывается, начинает оживать.

Соловецкий монастырь. Бухта Благополучия
Соловецкий монастырь. Бухта Благополучия
Соловецкий монастырь. Яхта
Соловецкий монастырь. Кошка


Соловецкая «телепатия» или как все-таки верны слова «Не бойтесь Соловков, там Христос близко».

Первая мысль по приезду: «Здесь все сговорились заранее нас так радушно и заботливо принять». Понимаешь потом глупость этих мыслей своих, вспоминаешь, о чем молились перед поездкой – чтобы соловецкие преподобные приняли нас у себя. Ну вот… приехав, забылось. А Господь милует и благоволит.
Вторая мысль: «На Соловках Христос близко, нас слышит и подает, что просим». Эта мысль посетила после нескольких почти сразу же предугаданных и претворенных желаний. Еще только задумалась – уже готово, сделано!

С этим настроением прошли все 12 дней на Соловках. Даже на беседе с паломниками у отца Ианнуария удивительным образом получила ответы на все свои вопросы, не задав ни одного! И последнее благословение на обратную дорогу взяли случайно, только подумав об этом.
Не знаю, за что нам такая милость Божия, не считаю себя достойной столько благ понести. Если бы я не была верующей, то сказала бы, что на Соловках развита телепатия.

Всё прошло именно так, как хотелось и лучше. Погода была хорошая, и в последний день, когда подул штормовой ветер, решила: «На всё Божия Воля! Как хорошо будет, если преподобные нас не отпустят домой!». А дома ждут и скучают. Но ветер только разогнал тучи, и мы благополучно добрались до Кеми. На подворье невероятно тихо. Вечером всенощная в деревянной церквушке. А утром в дорогу нас неожиданно накормили завтраком из свежевыловленной рыбы. Без хлеба насущного не оставит Господь!
До свидания, Соловки!

И вот уже в своем городе возникло какое-то преображенное чувство внутри, что все неважно, необязательно быть на Соловках, чтобы сохранять с ними духовную связь. В духовном мире нет расстояний! Нет ничего выше единения в Боге, через обращение к святым и общение с православными. Верую во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь! Слава Богу за всё!

Соловецкий монастырь. Тамарин причал
Рабочеостровск. Подворье Соловецкого монастыря
Рабочеостровск. Туманное утро
Рабочеостровск. Кошка

Данилова Е., г. Нижний Новгород, 12.07.2013