Что является критерием для канонизации святых в Православной Церкви?

 

— По учению Церкви, угодники Божии, составляя лик святых, молятся пред Богом о живых собратиях своих по вере, которые воздают им молитвенное чествование.

  Канонизация всегда рассматривалась церковным сознанием как факт проявления в Церкви святости Божией, действующей через подвижника благочестия. Поэтому во все времена основным условием прославления святых было проявление подлинной освященности благодатию Божией и святости праведника.

  В XVII в., по свидетельству Иерусалимского патриарха Нектария, участвовавшего в Поместных Соборах на Руси, признаком истинной святости в человеке признавалось соответствие трем основным критериям. Это, во-первых, безукоризненное исповедание Православия. Во-вторых, совершение всех добродетелей, за которым следует твердое стояние в вере даже до крови. И, в-третьих, проявление Богом сверхъестественных знамений и чудес.

  В более широком понимании свидетельства святости могут быть следующие.

  * Вера Церкви в святость прославляемых подвижников как людей, Богу угодивших и послуживших пришествию на землю Сына Божия и проповеди Евангелия. На основании такой веры прославлялись праотцы, пророки и апостолы.

  * Мученическая смерть или истязание за веру Христову. Так с древнейших времен прославлялись в Церкви мученики и исповедники.

  * Чудотворения, совершаемые святым по его молитвам ко Господу. Так прославлены многие преподобные и юродивые.

  * Высокое первосвятительское или святительское служение на благо Церкви Христовой. По такому критерию оценки святости прославляются все святители.

  * Большие заслуги перед Церковью и народом Божиим. Так канонизированы в большинстве своем цари, князья и равноапостольные.

  * Добродетельная, праведная и святая жизнь, не всегда засвидетельствованная чудотворениями. Так прославлялись благоверные князья и некоторые преподобные.

  Нередко свидетельством святости праведника было широкое почитание его народом. В основе этого всегда лежит сверхъестественная помощь усопшего подвижника страждущим. При отсутствии записей о таких чудесах Церковь могла канонизировать святого на основании его народного почитания.