Каким образом практика анафемы согласуется с заповедями Божиими о неосуждении ближнего и любви к ближнему? В частности, не отрицает ли притча о блудном сыне анафему? Почему Иисус не объявил анафему Иуде?

 

— Сам Христос дал такую власть своим ученикам, когда сказал Петру: "И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах" (Мф. 16, 19).

  Понятие "анафема" имеет два взаимосвязанных значения: первое — отлучение от Церкви, второе — проклятие. Действительно, для христианина быть отлученным от общения с верными и от Святых Таинств — это настоящее проклятие.

  Анафема — самое строгое церковное наказание за тяжкие грехи, прежде всего за измену Православию и уклонение в ересь. Эта мера применяется в крайнем случае после многочисленных молений, по слову Самого Христа: "А если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь" (Мф. 18, 17). То есть анафематствование — это соборная констатация того факта, что человек своими действиями самовольно вышел из Церкви, он вне Церкви и поэтому не может допускаться к церковным Таинствам. В то же время Церковь основана для спасения людей. Она чадолюбива и всегда готова принять в свои материнские объятия заблудших детей, которые своевольно отдалились от нее. Нужно только одно — настоящее покаяние и желание вернуться в лоно Святой Соборной Апостольской Православной Церкви. Господь ожидает покаяния, как ожидал раскаяния Иуды Искариотского, который, предав Сына Человеческого, самовольно отдал себя в руки сатаны (Лк. 22, 3; Ин. 13, 27) и обрек на вечное осуждение.