ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА СВЯТИТЕЛЯ И ЧУДОТВОРЦА "НИКОЛЫ ДОБРОГО" в АННО-ЗАЧАТИЕВСКОЙ ЦЕРКВИ СВЯТО-УСПЕНСКОЙ КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЫ

Нa Подоле, в Киеве сохранилась колокольня церкви в честь святителя Николая, именуемой Добро-Николаевской. Храм был разрушен в годы советской власти, а его обширная страннопри-имница закрыта. Многие считали, что именно из-за этой бесплатной гостиницы, что действовала при храме, он и был назван храмом Николая Доброго. Однако название это происходит от одного из самых почитаемых в Киеве образов, который хранился в этой церкви.
На месте каменного храма в XII веке стоял деревянный в честь угодника Божьего Николая. В эту церковь как-то привел своего пленника-половца некий благочестивый киевлянин по прозвищу Добрык. Половец был куплен Добрыком на рабском торжище, и хозяин, зная печаль сердца своего раба, предложил ему вернуть свободу взамен на выкуп. Но у половца не было денег, и Добрык потребовал, чтобы раб поклялся перед иконой святителя Николая, что по прибытии домой возвратит деньги. Половец с радостью принял это предложение. Добрык снабдил его всем необходимым для путешествия, даже дал лошадь, но напомнил об обещании, данном святителю Николаю. Половец же в душе насмехался над простодушием хозяина, который так верил «русскому Богу и Его святым», и не собирался исполнять обещанное.
Вернувшись домой, бывший раб стал всем рассказывать о глупости русского хозяина, который доверился простой иконе. Однако не ведал смеявшийся о величии святителя Николая и о его помощи всем на него надеющимся. Добрык, не получая денег, стал усерднее молиться о рабе, думая, что с ним могла приключиться в дороге беда. И тогда святитель Николай явился половцу во сне, чтобы напомнить об обещанном.
Но неблагодарный решил, что этот сон не имеет значения. Во второй раз ему было явление уже наяву, в поле. Половец упал с коня, и угодник Божий грозно сказал, чтобы он выполнил обет, так как может случиться горшая беда, нежели болезненное падение. Отпущенник призадумался и по дороге домой решил отослать обещанный выкуп и больше не потешаться над Добрыком и его покровителем - святителем Николаем. Но заботы отвлекли его от решения этого вопроса, да и денег было жаль.
Как-то собрались половецкие старшины, приехал на собрание и освобожденный Добрыком раб, и вдруг на виду у всех, влекомый некоей силой, опять упал с лошади - но теперь его стало ужасно корчить. При этом он слышал голос святителя Николая: «Разве не приказывал тебе отнести выкуп, чтобы не было тебе хуже? Побойся Суда Божьего: скоро отнеси обещанное перед моим образом!»
О случившемся сообщили родным половца, те пришли и забрали его всего побитого. Укрепившись, половец рассказал своим близким всю правду. Узнав о грозных чудесах святителя Николая, все ужаснулись и стали требовать, чтобы неблагодарный немедленно отвез долг в Киев, и не навлекал гнев угодника на весь народ. Но половец и сам уже имел твердое намерение исполнить клятву и потому, оседлав лошадь, взял деньги, подарки, овечье стадо и отправился в Киев.
В городе слез с коня и пешком направился к церкви, к чудотворному образу. Здесь он оставил овец в дар храму святителя Николая, а сам смиренно просил перед иконой прощение за свою дерзость. Затем отправился к простодушному господину, которому не только вернул долг, но и одарил подношениями и поведал историю о том, что с ним сталось.
Не знал Добрык, как благодарить своего заступника, и после благодарственного молебна перед чтимой иконой устроил праздник для соседей. Люди восславили всемогущего Бога и святых Его, икону же в память о чуде с Добрыком прозвали иконой «Николы Доброго». Так же стал называться и сам храм под горою.
До закрытия и разрушения церкви Николы Доброго в ней служили священники-исповедники Анатолий Жураковский, архимандрит Спиридон (Кисляков), отец и сын Глаголевы. В
советское время отцу Алексею Глаголеву чудом удалось спрятать чудотворный образ Николы Доброго и чтимую икону Божьей Матери «Одигитрия». Эти образа большого размера, и в домашних условиях их приходилось скрывать за мебелью. Милостью Божией они были явлены в декабре 1988 года, когда потомки протоиерея Александра Глаголева (1937), замученного в Лукьяновской тюрьме, приняли решение отдать святыни в возрождающуюся Киево-Печерскую Лавру.
В одной из своих проповедей отец Александр говорил: «О, кто исчислит, братие, те поистине бесчисленные случаи, когда души христианские, скорбящие, озлобленные, милости Божией и помощи требующие, получали таковую в сем святом храме! Сколько раз происходило здесь таинственное возрождение природы и совести человеческой от греха и смерти к святости и жизни истинной! Какое неизмеримое в своей глубине море слез пролито было здесь скорбящими, кающимися, молящимися, особенно пред древлечтимою иконою святого покровителя храма - святителя Христова Николая! Но кто измерит и неисчерпаемое море чудес, излитое святым угодником Божиим на всех притекающих в святой храм его имени? Ведомо многим и очень многим, ведомо по собственному их жизненному опыту, что имя «Доброго» для Небесного Покровителя нашего святого храма оправдано тысячекратными проявлениями милости Божией людям по ходатайству его. Сколько раз проявлялась вера, о которой говорится в акафисте Святителю Николаю: «Странное чудо является притекающим к тебе, блаженне Николае, священная твоя церковь: в ней бо и малое моление приносяще, великих недугов приемлем исцеление...»
Сегодня икона святителя Николы Доброго находится в Анно-Зачатиевской церкви в Дальних пещерах Киевской Лавры.

Анно-Зачатиевская церковь Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры