Доклад игумена Августина (Неводничка), наместника Спасо-Яковлевского мужского монастыря Ростова Великого (в сокращении) 

Хотя и незначительными кажутся кому-либо иноческие молитвы,  
Однако весь мир укрепляют...

Отними от христианского мира чин иноческий, 
как от лозы виноградной сухой и бесплодный кол, 
что тогда станется с миром, сами судите! 

Свт. Димитрий Ростовский



Родился святитель Димитрий в декабре 1651 года в небольшом городке Макарове, который и сейчас существует и находится недалеко от Киева. При Крещении будущий святой был наречен Даниилом. С большой долей вероятности мы можем говорить, что он был назван в честь святого пророка Даниила, что согласуется с преданием Спасо-Яковлевского монастыря. Все детство, юность и большая часть жизни святого Димитрия прошли в обстановке военного времени. Родился он в период, когда под руководством гетмана Богдана Хмельницкого Украина воевала за выход из состава Речи Посполитой. Традиционная датировка этой национально-освободительной войны украинского народа, как называет ее часть исследователей, или Великого восстания, как называет ее другая часть исследователей, это 1648–1656 годы. После заключения в январе 1654 года Переяславского соглашения, по которому Левобережная Украина добровольно признала власть русского царя, началась русско-польская война, сопровождавшаяся гражданской войной в Украине, получившей у историков название Руины. Без малого в течение трех десятков лет военные действия между Россией и Речью Посполитой прерывались заключением перемирий, и окончательно война была завершена в 1686 году, когда между указанными государствами был заключен «вечный мир». Во всех этих событиях непосредственное участие принимал отец святителя – казацкий сотник Савва Григорьевич Туптало, сподвижник Богдана Хмельницкого.

На фоне таких масштабных исторических событий проходила жизнь будущего святителя Ростовского. Что же касается непосредственно его семьи, то около 1660 года, когда Даниилу было десять лет, его отец назначается киевским сотником и вся семья переезжает в Киев, где живет в собственном каменном доме у стен Фроловского Вознесенского монастыря на Подоле. Даниил поступает в Киево-Могилянскую школу (коллегиум), располагавшуюся в стенах Братского Богоявленского монастыря. В тяжелых условиях, когда между враждующими сторонами регулярно ведутся бои за Киев, учителя подвижнически продолжают занятия. Отмечу, что большинство учителей – это монахи Киево-Братского монастыря и Киево-Печерской Лавры, известные своей ревностью в защите православной веры, аскетическими подвигами, молитвенностью и нестяжанием – качествами, которые так ярко засияют в личности святого Димитрия Ростовского. Подчеркну, что рано проявившееся стремление юного Даниила к иночеству («В мире убо сущи Даниил, иноческаго жития начатки в себе являше», – по словам Жития) возгревалось в нем примерами подвижников-монахов, с которыми он имел самое тесное общение. Думается, что первые наставления о трезвении ума, очищении сердца от страстей и внутренней молитве – наставления, которые мы находим в трудах самого святителя, он получил в стенах Братского монастыря и Киево-Печерской Лавры.
Среди наставников юного Даниила необходимо указать некоторых, особенно повлиявших на его жизнь. Это ректор Могилянского коллегиума и преподаватель поэтики и риторики игумен Мелетий Дзик, настоятель Киевского Кирилловского монастыря, образованный человек, известный проповедник, защитник православной веры и подвижник. С игуменом Мелетием семью Туптало связали крепкие духовные узы, о чем будет сказано ниже. После игумена Мелетия ректором коллегиума был назначен архимандрит Варлаам Ясинский, ставший впоследствии настоятелем Киево-Печерской Лавры, а затем Киевским митрополитом, при котором осуществлялся процесс выхода Православной Церкви в Украине из-под юрисдикции Константинопольского патриарха и переход ее в юрисдикцию патриарха Московского.

Игумен Мелетий Дзик и архимандрит Варлаам Ясинский оказали серьезное влияние на становление личности святителя Димитрия Ростовского. Игумен Мелетий Дзик стал восприемником при постриге и духовником юного Даниила, который удалился в Киево-Кирилловский монастырь вскоре после очередного разрушения Могилянского коллегиума. Он принял монашеский постриг 9 июля 1688 года, в семнадцать лет, и затем в течение следующих семи лет прожил в этой обители, занимаясь самообразованием, упражняясь в аскетических подвигах, молитве, погрузившись в чтение и переписывание книг под руководством духовно опытного наставника – игумена Мелетия. «В келии упражняяся в молитве, писаше и сочиняше повеленная от игумена, или других вышних начальников; прилежаше к чтению книг душеполезных», – как сообщает нам об этом периоде жизни святителя его Житие. Также читаем в Житии о святителе, что, живя в Кирилловской обители, он «настоятелю во всем повинуяся, братии без лености служа в смирении с молчанием, всякое монастырское и церковное послушание исполняя с прилежанием. Первее всех обреташеся в церковном пении, последи же исхождаше: в церкви стояше со страхом, послушая чтомого Божественнаго Писания со всяким вниманием»…

Его отец Савва Григорьевич Туптало был ктитором немалого числа киевских обителей и храмов. В том, что об отце святителя Димитрия известно весьма немного (несмотря на важность событий, участником которых он был), по мнению некоторых исследователей, «нельзя не увидеть… указания на характер всей вообще деятельности более чем зрелого по возрасту семьянина, направлявшейся более к подвигам благочестия, нежели к подвигам военным».

На средства и по желанию Саввы Григорьевича был возрожден существовавший еще в домонгольские времена, но затем пришедший в запустение Никольский Иорданский монастырь в киевском предместье Плоское. В возрожденной обители приняли постриг сестры святителя Димитрия. Также считается, что они поочередно были в нем игуменьями. Недалеко от этой обители находился древний Троицкий Кирилловский монастырь, благотворителем которого также был отец святителя Димитрия. Особое отношение семьи Туптало к этой обители нашло отражение в символике гербов как самого свт. Димитрия, так и его отца. Гербы с символами Святой Троицы неизменно изображаются на их портретах. Троицкий Кирилловский монастырь стал родовой усыпальницей семьи Туптало. Под сводами соборного храма погребены отец Савва Григорьевич, мать Мария Михайловна и три сестры святителя Димитрия.

Помимо этого Савва Григорьевич Туптало был ктитором Никольско-Притисского храма, находившегося рядом с его домом на Подоле; храма святых Константина и Елены, также располагавшегося на Подоле, и Братского Богоявленского монастыря, в школе которого учился его сын.

О том, какой пример являла собой жизнь матери, святитель упоминает в «Диариуше» (дневнике), говоря о ее кончине, последовавшей 29 марта 1689 года: «Еще же да сподобит ю Господь добраго ответа на страшном Своем суде, якоже не сомневаюсь о Божием милосердии, и о ея спасении, ведая постоянную, добродетельную и набожную ея жизнь».

У святителя были три старшие сестры. Как сказано выше, все они окончили свою земную жизнь в монашеском постриге и погребены в стенах Троице-Кирриловского монастыря. Из близких родственников известны также племянники святителя Димитрия, принявшие монашеский постриг. Это иеродиакон Пармен и иеромонах Михаил, бывшие вместе со святителем в Ростове.

Таким образом, видим, что святитель был воспитан в благочестивой семье, отличавшейся глубокой верой, делами милосердия и молитвенным настроем. Как было сказано выше, духовником семьи был известный подвижник и ревнитель Православия настоятель Кирилловской обители игумен Мелетий Дзик. Связь с ним святитель Димитрий поддерживал до самой его кончины в 1682 году.

Еще одним человеком, оказавшим существенное влияние на святителя, был митрополит Киевский Варлаам  Ясинский. Именно он выбрал и предложил собору старцев Киево-Печерской Лавры кандидатуру игумена Димитрия для труда над житиями святых – труда, над которым святитель проработал более двадцати лет, что потребовало от него огромной собранности и молитвенного подвига, ведь мы знаем из свидетельств самого святителя, что угодники Божии являлись ему и помогали более точно описывать их жизнь и страдания за Христа. Основной принцип, положенный святителем в работу над этим фундаментальным трудом, «еже не солгати на святого», что предполагало не столько точно и подробно передать факты его биографии, сколько наиболее полно осветить его подвиг. Работая над житиями святых угодников, святитель и сам стремился им подражать, стремился прожить жизнь в заданных ими высоких идеалах. Работой над «Книгами житий святых» руководил и выступал рецензентом Варлаам Ясинский, которому святитель Димитрий отправлял свои рукописи.

Что касается сведений из жития самого святителя, которые помогли бы нам в описании его монашеского образа жизни, то их немного. Один из таких эпизодов описан святителем в его «Диариуше». В феврале 1682 года его назначают игуменом престижного Никольского Крупицкого монастыря – главной обители резиденции гетманов Левобережной Украины в городе Батурине. Пробыв настоятелем всего полтора года, игумен Димитрий 26 октября 1683 года, в день своего Ангела, добровольно сложил с себя настоятельство, оставшись при монастыре простым монахом. Душа его жаждала уединения, собранности и молитвы, а обязанности по управлению известной обителью тяготили его. В лесу, в полукилометре от монастыря святитель поставил деревянную келью и стал в ней жить. 

Именно из этого добровольного затвора он был вызван архимандритом Варлаамом Ясинским в Киево-Печерскую Лавру, где ему было благословлено начать работу над Четьими Минеями. А келью святителя, свидетельницу его молитвенных трудов, как бесценную реликвию еще в первой половине XIX века показывали паломникам. В наше время местность, получившая название Скиток, где находилась келья святителя, восстанавливается трудами сестер Батуринского Никольского монастыря…

По меткому выражению И. А. Шляпкина, крупнейшего дореволюционного исследователя жизни святителя Димитрия, «жизнь его кончилась с приездом в Москву, в Ростове началось житие». Именно в этот последний период жизни святителя Димитрия мы имеем больше свидетельств о нем и как об истинном пастыре, полагающем душу свою за овец своих, и как об истинном монахе, стремящемся к единственной цели своей жизни – к единению с Богом…