12 февраля православная церковь празднует память Святых Вселенских Учителей и Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста

Люди суть слава Божия.

Иоанн Златоуст

Понятие «Святые Отцы»

Понятие «святые отцы Церкви» неотделимо от понятия церковного Предания.

Священное Предание, в свою очередь, связано с понятиями авторитета и отбора.

Отцы Церкви — так с уважением и почётом именуют знаменитых деятелей Православной Церкви, которые в своём лице совместили чистоту учения со святостью жизни. Они были признаны Церковью в качестве вероучительных авторитетов, и в их творениях Церковь видит разъяснение и толкование своей веры.

Имя учителя Церкви имеет два значения

Во-первых, оно прилагается к знаменитейшим из Отцов Церкви (святым Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту) как особо почетное звание («великий вселенский учитель»).

Во-вторых, оно прилагается к выдающимся церковным писателям, известным своей образованностью, подвижнической жизнью и уважением в Церкви, хотя и не причисленным к лику святых (например, Климент Александрийский).

По словам Филарета Черниговского, «Отцы Церкви суть «преемники духа апостольского, которые и могли по дарованиям богопросвещенного ума и хотели по благодатной чистоте души предлагать и предложили в писаниях чистую истину Христову, семя Божие, действующее во спасение».

Установление праздника памяти святых Вселенских учителей

Собор Вселенских учителей и святителей (греч. Οι Τρείς Ιεράρχες — «три иерарха») — праздник Православной Церкви, посвящённый памяти великих каппадокийцев: Василия Великого, Григория Богослова и константинопольского патриарха Иоанна Златоуста, которые почитаются как вселенские учители, чей авторитет имеет особый вес в формировании догматики, организации и богослужения Церкви. Торжество совершается 12 февраля.

Святители жили в IV–V веках. Это было время столкновения языческой и христианской традиций. Уже были указы о закрытии языческих капищ и запрещения жертвоприношений, однако же вне Церкви начиналась прежняя жизнь: все еще действовали языческие храмы, учили языческие учителя.

В смуте и борьбе перерождался старый мир. Были изданы ряд указов о веротерпимости (311 г., 325 г.), запрещении жертвоприношений (341 г.), закрытии языческих храмов и запрет под страхом смертной казни и конфискации имущества посещать их (353 г.).

Это была эпоха всеобщего мировоззренческого беспорядка и крайностей.

Установление празднования трем вселенским учителям разрешило долгий спор среди народа Константинополя о том, кому из трех святителей следует отдавать предпочтение. Каждый из великих святителей казался для его последователей величайшим, отчего среди христиан произошли церковные раздоры: одни называли себя василианами, другие — григорианами, третьи — иоаннитами. Вся сложность состояла в том, что при взгляде на них в отдельности каждому, без сомнения, можно присуждать первенство.

Cвятитель Димитрий, митрополит Ростовский пишет в «Житиях святых» о существе этого раздора:«Одни ставили выше прочих святителей Василия Великого, называя его возвышеннейшим витией, так как он всех превосходил словом и делами, причём видели в нём мужа, мало чем уступающего ангелам, твердого нравом, нелегко прощающего согрешения и чуждого всего земного; ниже его ставили божественного Иоанна Златоуста, как имевшего отличные от указанных качества: он был расположен к помилованию грешников и скоро допускал их к покаянию. Другие, наоборот, возвышали божественного Златоуста, как мужа человеколюбивейшего, понимающего слабость человеческого естества, и как красноречивого витию, наставлявшего всех на покаяние множеством своих медоточивых речей; поэтому и почитали они его выше Василия Великого и Григория Богослова. Иные, наконец, стояли за святого Григория Богослова, утверждая, что он убедительностью речи, искусным истолкованием Священного Писания и изяществом построения речи превзошел всех славнейших представителей эллинской мудрости, как ранее живших, так и современных ему...».

По воле Божией, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну явились три святителя и, объявив, что они равны пред Богом, повелели прекратить споры и установить общий день празднования их памяти. Эти великие святые сказали ему своими устами: «Мы равны у Бога, как ты видишь; нет у нас ни разделения, ни какого-либо противодействия друг другу. Каждый из нас отдельно, в свое время, возбуждаемый Божественным Духом, написал соответствующие поучения для спасения людей. Чему мы научились сокровенно, то передали явно людям. Нет между нами ни первого, ни второго. Если ты ссылаешься на одного, то в том же согласны и оба другие. Поэтому, повели препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после кончины, мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной. В виду этого, соедини в один день память о нас и, как подобает тебе, составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное достоинство. Мы же совершающим память о нас будем споспешниками к спасению, так как мы надеемся, что имеем некоторую заслугу у Бога».

После этого митрополит Евхаитский Иоанн повелел прекратить споры и установил новый праздник в конце января — месяца, в котором празднуется память каждого из трех святителей (1 января — Василия Великого; 25 января — Григория Богослова и 27 января — Иоанна Златоуста).

Он же составил каноны, тропари и похвалы к празднику.

Значимость праздника Трех Святителей даёт им очень точные личностные определения: Великий — величие учителя, воспитателя, теоретика;

Богослов (только трое подвижников за всю христианскую историю были удостоены этого именования: возлюбленный ученик Христа, св. евангелист Иоанн, св. Григорий и св. Симеон Новый, живший в XI в.) — боговдохновенность поэта скорби и страданий и богослова жизни более даже, чем догматиста;

Златоуст — золото уст подвижника и мученика, пылкого и язвительного, талантливого и блистательного оратора.

Святой Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской

Святой Василий Великий, архиепископ Кесарии КаппадокийскойСвятитель Василий Великий родился около 330 года в городе Кесарии Каппадокийской (Малая Азия), в христианской семье Василия и Емилии.

Отец святителя был адвокатом и преподавателем риторики. В семье было десять детей, из которых пять причислены Церковью к лику святых: сам святитель Василий, его старшая сестра преподобная Макрина (†380), брат Григорий, епископ Нисский (†385), брат Петр, епископ Севастийский (†IV) и младшая сестра — праведная Феозва, диакониса (†385). К лику святых причислена также и мать святителя праведная Емилия (†IV).

Первоначальное образование святой Василий получил под руководством своих родителей и бабки Макрины, высокообразованной христианки.

После смерти отца и бабки святитель Василий отправился для дальнейшего образования в Константинополь, а затем — в Афины. Здесь он пробыл около пяти лет, изучив разнообразные науки: риторику и философию, астрономию и математику, физику и медицину.

Святой Григорий Богослов также учился в то время в Афинах; между ними установилась дружба, продолжавшаяся всю жизнь.

По возвращении в Кесарию Василий поначалу посвятил себя светским делам, но влияние его сестры Макрины (будущей игуменьи) заставило его повести более аскетичную жизнь. Он вместе с несколькими товарищами, покинул город и поселился на семейных землях в Понте, где они составили подобие монашеской общины.

В 357 году Василий отправился в путешествие по коптским монастырям: в Египет, Сирию и Палестину. В 360 году сопровождал каппадокийских епископов на синод в Константинополь.

В Египте святой Василий провел год у архимандрита Порфирия, изучая богословские творения святых отцов и упражняясь в постнических подвигах; затем он посетил преподобного Пахомия в Фиваидской пустыне, преподобных Макария Старшего и Макария Александрийского, Пафнутия, Павла и других подвижников. После этого святой Василий совершил паломничество в Иерусалим.

На обратном пути святитель Василий некоторое время находился в Антиохии, где в 362 году был посвящен в сан диакона епископом Мелетием.

В Кесарии святой Василий проводил строгую иноческую жизнь. В 364 году он был посвящен в сан пресвитера епископом Кесарийским Евсевием. Исполняя свое служение, святой Василий проповедовал и заботился о нуждах своей паствы. Епископ Евсевий, по немощи человеческой, проникся завистью к нему и начал выражать свое нерасположение. Дабы не возникла смута, святой Василий удалился в Понтийскую пустыню (южный берег Черного моря), где поселился недалеко от монастыря, основанного его матерью и старшей сестрой. Здесь святой Василий подвизался в аскетических подвигах вместе со своим другом святым Григорием Богословом. Руководствуясь Священным Писанием, они написали уставы иноческой жизни, принятые впоследствии христианскими монастырями.

После смерти императора Константина Великого, при сыне его Констанции (337–361), арианское лжеучение, осужденное на 1-м Вселенском Соборе в 325 году, стало вновь распространяться и особенно усилилось при императоре Валенте (364–378), стороннике ариан. Для святых Василия Великого и Григория Богослова настал час, когда Господь призвал их из молитвенного уединения в мир для борьбы с ересью.

Святой Григорий вернулся в Назианзин, а святой Василий — в Кесарию в ответ на письменную просьбу епископа Евсевия, примирившегося с ним.

Епископ Евсевий Кесарийский (автор знаменитой «Церковной истории») умер на руках у святого Василия Великого, благословив его быть своим преемником.

Вскоре святой Василий был избран Собором епископов на Кесарийскую кафедру (370 г.). В тяжелое для Церкви время он проявил себя как пламенный защитник Православной веры, ограждая ее от ересей своими словами и посланиями. Особенно следует отметить три его книги против арианского лжеучителя Евномия, в которых святитель Василий Великий учил о Божестве Святого Духа и единстве Его природы с Отцом и Сыном.

В непрестанных подвигах поста и молитвы святитель Василий стяжал у Господа дар прозорливости и чудотворений. Однажды во время молебна пред иконой Пресвятой Богородицы и великомученика Меркурия (III в.) святитель Василий получил откровение о гибели императора Юлиана Отступника (361–363), пытавшегося вновь утвердить язычество. Святитель Василий увидел, как изображение великомученика Меркурия исчезло, а когда вновь появилось на иконе, копье великомученика было обагрено кровью. В это самое время Юлиан Отступник был пронзен копьем и погиб на Персидской войне.

Когда император Валент (361–378) отдал в Никее православную церковь арианам, святитель Василий предложил прибегнуть к Божьему суду: передать церковь той стороне (православным или арианам), по чьей молитве откроются ее запертые запечатанные двери.

Три дня и три ночи молились ариане, но все было тщетно. После этого к церкви подошел святитель Василий с православным клиром и народом, и по молитве святителя двери храма раскрылись.

Сила молитв святителя Василия была столь велика, что он дерзновенно мог испросить у Господа прощение отрекшемуся от Христа грешнику, приведя его к искреннему покаянию. По молитвам святителя получали прощение и разрешались от своих грехов многие великие, отчаявшиеся в спасении грешники. Так, например, некая знатная женщина, стыдясь своих блудных грехов, записала их и отдала запечатанный свиток святителю Василию. Святитель всю ночь молился о спасении этой грешницы. Утром он отдал ей нераспечатанный свиток, в котором все грехи оказались изглаженными, кроме одного страшного греха. Святитель посоветовал женщине идти в пустыню к преподобному Ефрему Сирину. Однако преподобный, лично знавший и глубоко почитавший святого Василия, отослал каявшуюся грешницу обратно, сказав, что лишь святитель Василий силен испросить ей у Господа полное прощение. Вернувшись в Кесарию, женщина встретила погребальное шествие с гробом святителя Василия. В глубокой скорби она с рыданиями упала на землю, бросив свиток на гроб святителя. Один из клириков, желая посмотреть, что было написано в свитке, взял его и, развернув, увидел чистый лист; так был изглажен последний грех женщины по молитве святителя Василия, совершенной им посмертно.

Находясь на смертном одре, святитель обратил ко Христу своего врача иудея Иосифа. Последний был уверен, что святитель не сможет дожить до утра, и сказал, что в противном случае уверует во Христа и примет Крещение. Святитель попросил у Господа отсрочки своей кончины.

Прошла ночь и, к изумлению Иосифа, святитель Василий не только не умер, но, встав с одра, пришел в храм, сам совершил таинство Крещения над Иосифом, отслужил Божественную Литургию, причастил Иосифа, а затем, простившись со всеми, с молитвою отошел ко Господу (†379) не выходя из храма.

На погребение святителя Василия Великого собрались не только христиане, но язычники и иудеи. Прибыл проводить своего друга святитель Григорий Богослов…

Святитель Амфилохий, епископ Иконийский (†394), в своем надгробном слове о святителе Василии сказал: «Он для христиан всегда был и будет учителем спасительнейшим».

Святой Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский

0_6ce6b_244e084a_XL 

Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский, родился около 329 года в Арианзе, имении своих родителей близ города Назаиана в южной Каппадокии (Малая Азия). Мать его, святая Нонна, происходила из знатной и благочестивой христианской семьи и была двоюродной сестрой святителя Амфилохия, епископа Иконийского. Святая Нона вышла замуж за Григория Арианзского, богатого землевладельца, который под влиянием жены оставил свои заблуждения (до женитьбы он принадлежал к одной из иудейских сект), принял святое Крещение и стал христианином. Впоследствии святой Григорий Ариазанский был посвящен в сан пресвитера, а затем — епископа Назианзинского.

Родители дали святому Григорию, а также и его младшему брату Кесарию прекрасное образование. После домашних занятий с дядей, епископом Иконийским, преподавателем риторики, святой Григорий прошел курс учения в школах Назианза, Кесарии Каппадокийской и Александрии. Узнав от матери, что он посвящен Богу, святой Григорий принял обет сохранить себя в целомудрии и чистоте.

Для завершения своего образования Григорий отправился в Афины. Здесь он встретил святого Василия Великого, с которым его соединила многолетняя дружба.

У святых друзей в Афинах была одна комната, один образ жизни; им были знакомы только две дороги: одна вела в храм Божий, другая — в училище. В Афинах святой Григорий познакомился с Юлианом (по прозванию “Отступник”, «который, став императором, отрекся от христианства и пытался возродить язычество в Римской империи (361-363 г.). Шесть лет провел святой Григорий в Афинах, изучая литературу, философию, математику, музыку, геометрию, астрономию.

По окончании учения, по просьбе афинян святой Григорий остался в Афинах на короткое время преподавателем красноречия, а потом возвратился к родителям в Назианз, где в 30 лет принял святое Крещение от своего отца, ставшего к тому времени епископом.

В 374 году преставились родители святителя Григория. Святой Григорий удалился в Селевкию Исаврийскую, где служил при церкви святой великомученицы Феклы, одновременно опекая больницы и приюты для престарелых.

После смерти святителя Василия Великого святой Григорий, исполняя предсмертную просьбу своего друга, отправился в Константинополь для борьбы с ересью Македония, отрицавшего Божество Святого Духа. В 379 году святитель Григорий начал служить и проповедовать в небольшой домовой церкви своих родственников, которую назвал «Анастасия» («Воскресение»). Горячая проповедь святителя Григория, его глубокое знание и истолкование Священного Писания, праведная христианская жизнь привлекали к нему все больше паствы, и ему удалось добиться значительного ослабления еретиков.

При поддержке Александрийского Патриарха Петра (373-380) и Константинопольского императора Феодосия (379-395) святитель Григорий Богослов был поставлен Патриархом Константинопольским и утвержден в этом сане II Вселенским Собором в 381 году.

Однако возведение святителя Григория на Константинопольскую кафедру вызвало неудовольствие со стороны Египетских и Македонских епископов. Это вызвало смуту и несогласие в Церкви. Тогда святой Григорий решил удалиться из Константинополя. Ни уговоры императора, ни просьбы клириков не сломили воли святителя. Он удалился в родовое имение Арианз и пребывал там в иночестве…

Святитель Григорий вел строгий подвижнический образ жизни: ходил босыми ногами, имел только одну обветшалую одежду, спал на голой земле или на ложе из древесных ветвей под прикрытием рубища; пищей для него служили хлеб и овощи, питием — вода, в которую он иногда примешивал немного уксуса.

В город Назианз, обуреваемый ересью, святитель Григорий поставил благочестивого епископа Евлалия. Обращаясь с многочисленными посланиями, святитель продолжал мужественно обличать еретиков и разъяснять православное вероучение. Он великодушно простил юношу, покушавшегося на его жизнь в Константинополе.

25 января (7 февраля по новому стилю) 389 года святитель Григорий Богослов преставился ко Господу.

Богословские труды Григория получили высокую оценку современников и потомков. Так, Фома Аквинский считал, что у всех Отцов Церкви в сочинениях можно найти какую-либо ересь, но только не у Григория.

Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский

ib131

Великий святитель Иоанн Златоуст родился в Антиохии (современная Сирия) около 347 года, в семье военноначальника. Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына; мать, примерная христианка Анфуса, не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию Иоанна. Одаренный юноша учился у лучших философов и риторов, его наставником был известнейший языческий оратор Ливаний.

В 18-летнем возрасте Иоанн отправился в Афины, чтобы усовершенствоваться в красноречии и философии. Возвратившись на родину в Антиохию, Иоанн по обычаю того времени в 20-летнем возрасте принял святое крещение в 367 году от святителя Мелетия Антиохийского, который наставлял его в вере и через три года поставил во чтеца. В этой должности Иоанн пробыл три года, усиленно изучая Священное Писание.

После того, как святитель Мелетий был отправлен в ссылку императором Валентом в 372 году, святой Иоанн совместно с Феодором (впоследствии — епископом Мопсуестским) учился у опытных наставников подвижнической жизни.

Когда скончалась мать святого Иоанна, он раздал все свое имущество, отпустил на волю рабов и, приняв иночество, поселился в уединенной обители.

Четыре года провел в пустыне, занимаясь литературным трудом.

Два года святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере, но телесное недомогание, вызванное непомерным аскетизмом, заставило его вернуться в Антиохию.

В 381 году епископ Мелетий Антиохийский посвятил его в диакона. Последующие годы были посвящены созданию новых богословских творений:

В 386 году Иоанн Златоуст был хиротонисан во пресвитера.

Иоанн Златоуст очень скоро прославился благочестием, аскетизмом и красноречием. Его проповеднический дар принес ему прозвище «Хрисостом» («Златоуст»).

Двенадцать лет он обычно дважды в неделю, а иногда ежедневно, проповедовал в храме. В этот период он написал толкования на ряд книг Священного Писания и множество бесед на отдельные библейские тексты, а также поучения на праздники, в похвалу святых и слова апологетические.

В 397 году, после кончины константинопольского архиепископа Нектария, Иоанн был вызван из Антиохии для поставления на Константинопольскую кафедру в качестве патриарха. Свою деятельность он начал с духовного совершенствования священства. Средства, которые предназначались для архиепископа, святой обратил на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников. Также он составил чин литургии, ввёл антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько молитв чина елеосвящения.

Однако Иоанн оказался втянутым в конфликт с императорским двором, в частности с женой императора: когда императрица Евдоксия, жена императора Аркадия (395—408), распорядилась о конфискации собственности у вдовы и детей опального вельможи, Иоанн стал на их защиту. Императрица не уступила и затаила гнев на архипастыря. Её неприязнь к нему усилилась ещё больше, когда ей донесли, что он в своём поучении о суетных женщинах имел в виду её.

Собранный суд, составленный из иерархов, обличаемых ранее Златоустом, постановил низложить Иоанна и за оскорбление императрицы предать казни.

Однако император Аркадий заменил казнь изгнанием.

Той же ночью у императрицы умер единственный ребенок, в Константинополе произошло землетрясение.

Испуганная Евдоксия просила императора срочно вернуть Иоанна и тут же послала письмо изгнанному пастырю, умоляя его вернуться.

Но уже через два месяца новый донос снова вызвал гнев Евдоксии.

В марте 404 года состоялся собор, постановивший изгнать Иоанна. Его отправили в Армению.

Находясь там, Иоанн старался укрепить своих последователей в вере. В своих письмах (их сохранилось 245) епископам Азии, Африки, Европы и своим друзьям в Константинополе, он утешал страдающих, наставлял и поддерживал своих приверженцев.

Зимой 406 года Иоанн тяжело заболел. Но враги его не унимались. Из столицы пришёл приказ перевести его в глухой Пифиунт (Пицунду, в Абхазии).

Истощённый болезнями Златоуст в сопровождении конвоя три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход.

В Команах силы оставили его. Причастившись Святых Таин, он со словами «Слава Богу за всё!» скончался 14 сентября 407 года.

Иоанн был погребён в Команах.

В 438 году по инициативе святого Прокла, Патриарха Константинопольского, мощи святителя были перенесены в столицу. По преданию, во время этого события народ возгласил единым голосом: «Прими престол свой, отче!», а уста святителя, лежащего в гробу нетленным, отверзлись, и он возгласил: «Мир всем!».

В ходе Четвёртого крестового похода (1204 г.) мощи святителя были вывезены из Константинополя в Рим.

26 ноября 2004 года по решению папы Иоанна Павла II были возвращены Константинопольской церкви вместе с мощами Григория Богослова и хранятся в соборе Святого Георгия в Фанаре (Стамбул).

Великие и Святые

Великие святители прославились своей святостью, глубоким знанием Священного Писания, великой ученостью, трудами на благо церковного мира и единства.

Все трое велики, и велики по-разному.

У Церкви во все эпохи должны быть и организаторы, и пламенные ораторы, и тихие созерцатели.

Святой Василий Великий всюду поддерживал строгую иерархию и порядок. Василий всегда в деле. Святитель Василий оставил множество богословских трудов, в числе которых — беседы на Шестоднев, на псалмы, на различные богословские темы, книги в защиту православного учения о Святой Троице, аскетические трактаты, правила монашеские, устав подвижнический, книги о Крещении, о Святом Духе, проповеди и 366 писем разным лицам.

За свои заслуги перед Православной Церковью святитель Василий назван Великим и прославляется, как «слава и красота Церкви», «светило и око вселенной», «учитель догматов», «палата учености». Святитель Василий Великий является небесным покровителем просветителя Русской Земли — святого равноапостольного великого князя Владимира, нареченного в Крещении Василием. Святой Владимир глубоко чтил своего Ангела и в честь его построил на Руси несколько храмов. Святитель Василий Великий всегда пользовался особым почитанием в среде русского верующего народа. Частица мощей святителя Василия и поныне пребывает в Почаевской Лавре. Честная глава святителя Василия хранится в Лавре святого Афанасия на Афоне, а десница его — в алтаре храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

Григорий — это более всех созерцатель, молитвенник, взгляд которого обращён на небеса. Для него важно уединение. Григорий на досуге пишет стихи. Как проповедник Григорий не столько увещевает и говорит, сколько поет. Именно поэтому его вещания Церковь называет «пастырской свирелью».

Григорий Богослов — автор богословских догматических сочинений, а также гимнов и проповедей. Проповеди Григория Богослова стали на долгое время образцовым чтением в византийских риторских школах. В литературное наследие Григория Богослова входят также письма, в большинстве своем адресованные друзьям.

Кроме гимнов на догматические и нравственные темы среди его поэтического наследия есть стихи, посвященные матери автора, а также автобиографические поэмы.

Василий Великий был по природе вождь, возглавитель, а Григорий Богослов был, как говорится о нем, «горлица пустыннолюбная», стремился в уединение, чтобы быть наедине с Богом, быть свободным от всего мирского.

Третьего Великого Святителя Церковь называет «Златоустом». В истории Церкви не было, нет и, быть может, не будет проповедника и оратора равного Иоанну Златоусту.

Из имеющихся свидетельств известно о том, как в церкви раздавались аплодисменты, ибо темпераментные греки не выдерживали и аплодировали красоте и силе слова Иоанна.

Он оставил нам вечное наше богатство: проповеди, творения, литургию и множество молитв.

Когда же наступил час кончины Иоанна, то и тут он оказался велик своим духом.

По дороге в ссылку его жестоко мучили. Он совершенно обессилел. Стража остановилась с Иоанном, и его поместили в доме разврата. Казалось бы, всякий мог бы возроптать, а Златоуст оставался спокоен духом.

Иоанну является священномученик Василиск, который до него пострадал в этом месте, и ободряет его, говоря: «Брат Иоанн, мужайся, завтра будем уже вместе». И вот, когда святитель умирал в этой обстановке, среди этой грязи, то его последние слова были не ропот, а то, что он всегда говорил и в радостных и в скорбных обстоятельствах: «Слава Богу за все!».

Осознавая свою духовную немощь, мы должны знать и понимать, что в Христовой Церкви мы не одиноки, мы не предоставлены сами себе и Свет Христовой любви и молитва святых касаются и нашей жизни. И потому так важно чтить и любить святых, так важно иметь опыт молитвенного к ним обращения и так важно осознавать их живое участие в нашей жизни.

И так важно понимать, что для нас жизненно необходим подвиг трех святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, всей своею жизнью прославивших в Троице поклоняемого Бога, Отца и Сына и Святого Духа.

Жизнь этих трех людей, их труды — это не просто история того, что было когда-то очень давно. Жизнь трех святителей имеет к нам самое прямое, самое непосредственное отношение, потому что это они учат нас правильно понимать Евангелие и, значит, правильно понимать мир.

Используемые материалы:

  • Акафист трем Святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту.
  • www.hram-feodosy.kiev.ua.
  • А.Никифорова. К истории почитания Трех Святителей и происхождения их праздника www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/40001.
  • Василий Великий drevo-info.ru/articles/321.html.
  • Выше всех добродетелей рассуждение, ибо всякая ...zargradet.ru.
  • Григорий Богослов ru.wikipedia.org.
  • Григорий Богослов - drevo-info.ru/articles/321.html
  • Григорий Богослов www.eparhia-saratov.ru/
  • Иоанн Златоуст drevo-info.ru/articles/321.html
  • Отцы Церкви ru.wikipedia.org/
  • Отцы церкви mystudies.narod.ru/topics/_o/otets.html
  • Митрополит Филарет (Вознесенский) www.lib.eparhia-saratov.ru/
  • Патрология www.holytrinitymission.org/.../patrologia_kipria
  • Прот. Андрей Ткачев. Три святителя: ...www.pravoslavie.ru/
  • Собор трёх святителей ru.wikipedia.org/
  • Собор Вселенских учителей и Святителей drevo-info.ru/
  • Собор святых Вселенских учителей ...days.pravoslavie.ru/
  • Собор вселенских учителей www.sunhome.ru/
  • Собор святых Вселенских учителей и святителей ...www.patriarchia.ru/
  • Собор Вселенских учителей и святителей - ..ordynka.com
  • Собор вселенских учителей www.e-reading.org.ua/.
  • Собор вселенских учителей и святителей ...www.verav.ru/
  • Святитель Василий Великий -www.eparhia-saratov.ru/
  • Святитель Иоанн Златоуст www.eparhia-saratov.ru/
  • Святитель Василий Великий ru.wikipedia.org/в
  • Святитель Иоанн Златоуст ru.wikipedia.org/в
  • «Троица», воспевшая Троицу. Праздник трёх вселенских учителей.mir-pravoslaviya.org.
  • Учитель церкви dic.academic.ru

Александр А. Соколовский

Святые Отцы и Учителя Церкви