28 мая – память преподобного Илии Макеевского (Ганжи)

Светильник веры в годину тьмы


Преп. Илия 

В тяжелые годы безбожия и страшных гонений на Православную Церковь в городе Макеевке Донецкой области появился схимонах Илия. Видимо, пришло время, когда по воле Божией миру открылся этот чудный молитвенник, яркий светильник веры. Никто не уходил от старца без утешения и помощи. По его молитвам совершались чудеса, люди не только избавлялись от болезней и скорбей, но главное – обращались к Богу, принося плоды покаяния.

Преподобный Илия (в миру Илья Яковлевич Ганжа) родился в 1837 году в поселке Макеевка Миусского округа Области Войска Донского (ныне – г. Макеевка). Сведения о подвижнике крайне скудны и касаются в основном последних двух десятилетий его жизни. В 15-летнем возрасте Илия покинул отчий дом и, как он сам однажды сказал, – «пошел искать святые места».

Где святой принял монашеский постриг и как провел 90 лет своей жизни, известно Одному Богу. Но дивные дела, явленные Господом через старца, свидетельствовали о его богатом опыте в духовной борьбе со страстями и соблазнами. Лишь однажды подвижник поведал, что келия у него была в труднодоступном месте, куда даже еду подавали ему на веревке.

Долгие годы отец Илия подвизался в Ильинском скиту Святой Горы Афон. Затем, предположительно в начале ХХ века, перебрался в Киево-Печерскую лавру. Революция 1917 года коренным образом изменила привычный жизненный уклад благочестивых подвижников; в 1930 году Лавру закрыли.

В родной Макеевке (в то время – Дмитриевске) схимонах Илия появился в 1927 году. Почти до конца жизни он не имел собственного угла, обитал у разных дававших ему приют верующих людей. Все его имущество составляли иконы и книги Священного Писания. Многие приходили к старцу за советами и наставлениями, что, конечно, вызывало недовольство богоборческой власти. Поэтому всюду, где поселялся святой, наведывались незваные гости – милиция и НКВД, само появление которых грозило серьезными проблемами.

Однажды проверка нагрянула неожиданно. Увидев во дворе милиционера, отец Илия перешел в комнатушку, отделенную от других лишь занавеской, и сказал жильцам: «Не говорите обо мне и не волнуйтесь – сюда никто не войдет». Проверяющий переступил порог дома: «Где у вас тут монах прячется?» – «Никто у нас не прячется», – отвечали хозяева. Милиционер принялся искать: весь дом обошел и осмотрел, заглядывал даже под стол, под кровать, в шкафы; опять обошел все комнаты. А угодник Божий стоял рядом, за занавеской, и молился. В его комнату непрошеный гость так и не заглянул, как будто ее не существовало.

Все, у кого жил преподобный, свидетельствами, что он был усерднейшим молитвенником. Славословить Бога вставал и ночью, часто будил всю семью, даже детей. Людей, получивших помощь от Господа, убеждал в необходимости читать благодарственные акафисты. Сам же читал Псалтирь и акафисты почти постоянно.

Духовного сана отец Илия не имел. В период особо лютых гонений на веру к нему тайно приезжали священники со Святыми Дарами. Позже, когда открылись храмы, преподобный старался как можно чаще бывать на богослужениях, а всех своих посетителей строго наставлял:«В воскресенье и праздники дома не сиди – в храм иди! И все будет у тебя хорошо».

По описанию современников, «старичок», как он сам себя называл, был благообразным, одевался в светлый подрясник, всегда чистый, выстиранный, как бы совсем новый. Правый глаз у отца Илии был прикрыт веком – многие считали, что он смотрел только одним глазом. Ходил подвижник быстро, хотя и опирался на палочку. Молодым и здоровым людям зачастую приходилось ускорять шаг, чтобы поспеть за ним.

Нрава старец был самого доброго и незлобивого. Но порой его беседы принимали обличительный характер. Так, одна женщина, собираясь к схимонаху Илие, решила подарить ему графин с молоком. Но в последний момент ей стало жалко графина, и она, явившись с пустыми руками, стала шутливо извиняться, что «пришла без гостинчика». На это старец неожиданно ответил: «А я знаю. Молока не жалко тебе, графинчика жалко. Что старичку молока не принесла – это не беда. Беда, что ты Бога не почитаешь. Безбожницей ты на свете живешь – вот что страшно!»

Сохранилось немало интересных рассказов современников преподобного Илии. Приведем некоторые из них.

«Перед войной, когда отец Илия жил у нас, хлеб в магазин привозили очень рано, на рассвете. За хлебом всегда были очереди. Илия будил меня: „Клава, иди с Богом за хлебом!“ – „Да на улице – темно!“ – „Иди-иди с Богом!“ Я уходила, когда еще все спали, и приносила хлеб. Однажды хлеба не хватило. Иду домой, грустная, думаю про домашних своих: „Они лежат еще все, а я рано встаю... Вот в очереди одна за всех стояла-стояла, а хлеба не досталось...“ Только на порог с такими мыслями, а отец Илия: „Вот бедная, стояла-стояла, а тут лежебоки лежат. Ничего! Опять иди с Богом!“ И я пошла. Подхожу к магазину, а тут хлеб опять привезли, свежий, горячий. Купила – и домой с радостью».

«Однажды отец Илия сказал моей маме: „Ты будешь скоро у колючего человека. Но не бойся: он – добрый“. Вдруг неожиданно мать вызывают в НКВД. Отец наш разволновался и говорит ей: „Домолилась!“ Мать ответила: „А я не боюсь, я за веру и голову отдам“. Пришла в НКВД, входит, а начальник сидит хмурый: „Чего пришла?“ „Так вызывали ж Вы, а зачем – не знаю“. „Иди, – говорит начальник, – домой, не до тебя, бабушка!“ И пошла домой радостная. А дома отец Илия заставил благодарственный акафист читать».

«Старец принимал людей с большой любовью; обращался обычно так: „Ну что, дорогие мои?!“ или „Дорогие вы мои!“ И голос был у него особенный, очень добрый, ласковый, даже нежный какой-то, словом, блаженный... Однако это не мешало ему говорить людям строго и грозно, когда они того заслуживали. Но ни в голосе, ни в словах никогда не было злости».

«Если на пришедших не было креста, старец сразу это обнаруживал и называл их „басурманки“. Когда обличал в плохих делах, говорил – „негодяйки“. Но даже те, кому адресованы были такие слова, совсем не ощущали обиды, а только боль родного, доброго отца за небогоугодные поступки детей».

«Схимонах Илия как-то особенно трогательно относился к шахтерам за их опасный, тяжелый труд; жалел и молился о них Господу. Вот и Дуся уходила на шахту, а старец, как отец о дочери, молился всегда о ней Богу. Однажды вернулась Евдокия домой из шахты, а отец Илия говорит ей: „Дуся! А я сегодня у вас на шахте был: пришел, попросил шахтерскую одежду, лампу, и спустили меня в шахту. А у вас вагон перекинулся, и десятник вас ругал“. Евдокия ничего не могла понять: старец рассказал ей, что произошло сегодня в шахте, в ее смену; рассказал так, будто действительно опускался в шахту и эту аварию видел своими глазами… Только позже она догадалась, что старец – прозорливый, и аварию, как и многое другое, видел духовными очами».

В военные годы преподобный Илия стал духовной опорой для многих мятущихся душ. Отправляясь на фронт, верующие (а иногда и неверующие) шли к нему за благословением. Старец всем говорил слова утешения и нередко предсказывал грядущие события. Так, одна раба Божия вспоминала: «Когда наш дядя уходил на фронт, он пошел к отцу Илие, чтобы благословил его человек Божий, на войну ведь идет. Отец Илия ласково его принял, помолился Господу и благословил. Стал дядя Ваня уходить, а старец вдруг ему и говорит: „А ты ложку взять не забыл?“ – „Что взять?“ – удивленно переспросил дядя. – „Ложку не забыл? Возьми, возьми ложку, не забудь!“ – несколько раз повторил отец Илия, что показалось дяде Ване просто шуткой. Но на фронте дядя Ваня был определен на полевую кухню и всю войну на этой самой кухне каши варил. Домой он вернулся живым и невредимым. И еще рассказал нам приключившееся с ним на войне чудо: „Случай был у нас на фронте: шли мы, солдаты, с техникой по лесу, да и застряли в трясине. Как глянули: кругом – болото! Признаюсь: тоскливо стало. ‘Господи, – думаю, – ведь Илия, Божий человек, на фронт благословил, – не может быть, чтобы погибли!..’ Смотрим: вдруг откуда-то появился седой, беленький весь старичок, в точности похожий на Илию. И повел нас этот старичок, идя впереди всех, и вывел нас из трясины на дорогу. Да сразу и пропал. Хватились: а его и нет! Вывел, спас и пропал. Илия это был, настоящий наш Илия! Только как он мог на фронте оказаться? Вот это – чудо!“»

В годы войны, в условиях голода, холода, разрухи и близкой смерти, на людей нападал панический страх за свою жизнь и за участь детей. Многие пытались куда-то уехать, туда, где, как им казалось, не так опасно. Но даже в самое отчаянное время схимник не благословлял покидать Макеевку. Он говорил: «Не бойтесь, в Макеевке сильных боев и разрушений не будет». – «Как же не будет, когда немец в город пришел?» – удивлялись люди. А прозорливец отвечал: «Как пришел, так и уйдет – тихо, как прошлогодний снег». И, действительно, в течение всей войны в городе не было ни сильных боев, ни бомбежек, ни крайнего голода, ни разрушений. Даже попытки фашистов поджечь некоторые дома не увенчались успехом. А при наступлении советских войск немцы убегали так же быстро, как тают снега по весне.

После войны у старца наконец-то появился свой угол. В небольшом домике, который ему купили духовные чада, он прожил до самой своей кончины. Все это время святой не переставал помогать людям, наставлять их в Православной вере.

Схимонах Илия предсказал будущий расцвет Православия в Макеевке, что в те безбожные времена, после практически полного уничтожения храмов в городе, казалось невероятным. Известным пророчеством старца, сбывшимся спустя полвека после его кончины, стало строительство в центре города Свято-Георгиевского собора и храмов, число которых уже дошло до 24!


Рака с мощами преп. Илии

17 апреля 1946 года, в Страстную Среду, в возрасте 109 лет, преподобный Илия мирно преставился о Господе. Хоронили старца в Великую Пятницу. Проститься с ним пришло множество людей, несли кресты и хоругви. Шествие было настолько величественным, что очевидцы останавливались и с удивлением расспрашивали об усопшем.

8 мая 2012 года Священный Синод Украинской Православной Церкви Московского Патриархата принял решение о прославлении схимонаха Илии (Ганжи) в лике местночтимых святых Донецкой епархии. 28 мая состоялось обретение мощей святого, которые некоторое время пребывали в Святогорской Лавре, а затем были перенесены в Свято-Георгиевский кафедральный собор Макеевки, где покоятся и ныне.

Подготовила Ксения МИРОНОВА

 

По книге Г.С. КОЛЯБИНОЙ 
и И.А. КОЗИЦКОГО «Немощная мира 
избра Бог, да посрамит крепкая»
(Полипресс, 2006) 
и материалам интернет-СМИ

 Молитва преподобному Илии, схимонаху Макеевскому

Тропарь, глас 4:

От юности мира суету оставив, / на Афонскую гору пришел еси, / идеже ангельское житие являя, / Богу неленостно служаше, / дары благодатныя от Него восприяв. / Во отечество же свое пришедши / многим путь во спасение был еси, / чудотворец предивный и утешитель малодушных являяся, / граду Макеевке похвало и утверждение, / Илие преподобне, / моли Христа Бога / о верою и любовию чтущих тя.

Кондак, глас 4:

Днесь светло ликует град твой, / отче Илие преподобне, / совершающе священную память твою. / Мы же, чада твоя, / умиленно припадающе к мощем твоим / взываем сице: / молися, угодниче Христов, / мир Церкви и Отечеству нашему даровати / и душам нашим велию милость.

Величание:

Ублажаем тя, / преподобне отче наш Илие, / и чтим святую память твою, / наставниче монахов / и собеседниче ангелов.

Молитва:

О священная главо, отче Илие преподобне, угодниче преизрядный Господень, теплый молитвенниче о всех к помощи твоей с верою прибегающих, малодушных утешителю и всем в скорбех и болезнех пребывающих скорый помощниче и заступниче.

Помози нам, грешным и унылым, бурею сомнений в суете житейскаго моря потопляемым, достигнути тихаго пристанища — Небеснаго Царствия.

Умоли Господа, всяческих благ Подателя, получити прощения многих наших грехов. Настави нас, многими соблазнами мира сего искушаемых, на пути смирения, терпения, чистоты духовныя и телесныя и искренней любви к Богу и ближним, да не погибнем люте без покаяния.

Святче Божий, подобне древлему пророку, тезоименитому Илии, ревностию объятый по Господе Бозе Вседержителе, даруй и нам разслабленным дух ревности ко спасению, укрепи сердца наша в правой вере, Церковь Святую сохрани от всякаго мятежа и раскола. Град твой, Отечество наше и всякую страну христианскую огради и сохрани молитвами твоими от глада, потопа, нашествия иноплеменных и междуусобныя брани. Старость поддержи, юность уцеломудри, младенцы воспитай, на всякую добродетель нас грешных настави. Кончину жития нашего причастну Святых Таин Христовых быти сподоби, да с верою и любовию прославим со ангельскими силами во Царствии Небеснем, идеже и ты пребываеши, Бога в Троице славимаго Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

 

Прославление свт.Илии Макеевского