Сотни тысяч людей побывали у Пояса Пресвятой Богородицы.  Нескончаемым потоком, простояв 15–20 часов на улице, они подходили к ковчегу и истово молились! Пояс укрепил веру.

Владимир Немыченков

К Реликварий (Ватопед) Ч ...
01. К Реликварий (Ватопед)  Часть Пояса Богородицы

 «ПРЕВЫСШАЯ ХЕРУВИМ…»

Афонские монахи  с Поясом Богородицы
02. Афонские монахи с Поясом Богородицы

Вся жизнь православных христиан проходит под благодатным покровом Пресвятой Богородицы, своим девством и материнством послужившей делу нашего спасения. Из всего человеческого рода только она одна смогла достичь такого нравственного и духовного совершенства, что удостоилась стать земной матерью Того, Кто превечно рождается от Небесного Отца, – Сына Божия, однажды и навсегда ставшего Сыном Человеческим.

Благодаря Пречистой Деве «превысший небес» Бог сошел на грешную землю, Творец уподобился твари, Бог вочеловечился, чтобы человек обожился, то есть смог, наконец, достичь заложенного в него Божиим замыслом совершенства и войти в предназначенное ему Небесное Царство. Значение Божией Матери для дела нашего спасения Церковь утвердила в своем календаре, установив молитвенно отмечать в году пять великих богородичных праздников (Рождество, Покров, Введение, Благовещение, Успение), а также праздники в честь чудотворных икон Пречистой Девы и событий, связанных с ее особым заступничеством за род христианский.

Церковный год начинается и заканчивается праздниками, посвященными Деве Марии: ее Рождество Церковь празднует в начале года (8/21 сентября),

а Успение – в конце (15/28 августа). Но немногие, наверное, знают, что и самый последний день церковного года – 31 августа (13 сентября) – тоже по-

священ Богородице. В этот день Церковь празднует Положение Честного Пояса Пресвятой Богородицы.

Об этой уникальной святыне и празднике в ее честь наш рассказ.

ПОЯС И МАФОРИЙ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ

Пульхерия и Маркиан (фреска)
03. Пульхерия и Маркиан
(фреска)

Свой чудотворный Пояс Дева Мария сплела своими руками. Во время спасительного чревоношения и до блаженного Успения Она носила его на себе.

Согласно местному иерусалимскому преданию, после своего воскресения Божия Матерь подарила свой Пояс апостолу Фоме, чтобы утешить его в скорби от того, что, в отличие от остальных апостолов, он не застал Ее в живых и прибыл в Иерусалим уже после Ее погребения. После его смерти часть Пояса возвратилась в Иерусалим и сохранялась здесь у благочестивых христиан.

Это предание нашло свое отражение в некоторых типах древних икон «Успения Богородицы», на которых Божия Матерь, возносясь на небо, подает пояс апостолу Фоме. Интересно, что этот эпизод присутствует и на коптских иконах.

Согласно преданию, отраженному в Минологии византийского императора Василия II (958–1025), Пояс и Риза (мафорий) Божией Матери незадолго до Ее Успения были отданы двум благочестивым иерусалимским вдовам и из поколения в поколение сохранялись в Палестине. При императоре Восточной Римской империи Аркадии (395–408) Пояс Пресвятой Богородицы в драгоценном ковчеге был перенесен в Константинополь и торжественно установлен в церкви, расположенной в Халкопратии («Медный торг»), ремесленном городском районе. Пояс в ковчеге был запечатан золотым хрисовулом (печатью) императора Аркадия, на котором были указаны год и индикт Положения Пояса в Константинополе, и точная дата этого события – 31 августа (по юлианскому календарю).

Риза Богородицы с V века хранилась в другом очень почитаемом храме, расположенном во Влахернах – северо-западном пригороде Константинополя на берегу бухты Золотой Рог. Оба храма были построены для этих святынь дочерью императора Аркадия святой благоверной царицей Пульхерией (399–453).

Пульхерия (монета б.р.)
 04. Пульхерия (монета б.р.)

Историк Никифор Каллист Ксанфопул пишет, что святая Пульхерия в Халкопратии в честь Богородицы «установила ночные молитвы и процессию каждую среду, ее она возглавляла, идя пешком с горящей лампой, которую сама заправляла». В следующем веке патриарх Тимофей I (511–518) постановил совершать

в похвалу Богоматери процессию каждую пятницу из Влахернской церкви в Халкопратийский храм. Эти особые богослужения были учреждены в подобие иерусалимской процессии от Св. Сиона в Гефсиманию на праздник Успения в Иерусалиме.

Вероятно, в связи с богослужебными процессиями из одного храма в другой или по причине разделения Пояса на части некоторые исторические источники сообщают, что Пояс Богородицы хранился также и во Влахернском храме вместе с ее Ризой. Об этом упоминают святой Андрей Критский (VIII в.), Константинопольский патриарх Евфимий I (907–912), Никифор Каллист (XIV в.). Все русские паломники, посещавшие церковь Богородицы во Влахернах в поздневизантийский период, сообщают, что поклонялись там «Ризе и Поясу» Богоматери. Это обстоятельство запечатлено в православной иконографии праздника, иногда объединяющей два события: положение Пояса и Ризы Богоматери во Влахерне. Известна икона мастерской Дионисия «Положение Пояса и Ризы Богоматери» (ок. 1485).

Икона Положение пояса и ризы Богородицы (Дионисий 15 в.)
05. Икона Положение пояса
и ризы Богородицы
(Дионисий 15 в.)

Однако существуют и иконы, изображающие положение Пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратии. На некоторых иконах явственно видно, что полагается именно Пояс, а не Риза. На древних вратах собора в Суздали изображено вознесение Богородицы и положение Ею своего Пояса. Во всяком случае, известно, что при императоре Мануиле I Комнине (1143–1180) в Константинополе было установлено празднование Положения Честного Пояса 31 августа (13 сентября) независимо от праздника Положения честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, который отмечается 2 (15) июля. Такое раздельное празднование сохраняется в Православной Церкви поныне.

ЧУДО СВЯТОГО ПОЯСА

Праздник в честь Положения Пояса Богоматери в Халкопратии существовал с древности, и в IX веке известный византийский гимнограф святой Иосиф Студит написал для него прекрасный канон с акростихом: «Крепостию мя Твоею опояши, Чистая Дево», однако из благоговения ковчег с Поясом Богоматери на протяжении веков не открывали.

Однажды случилось так, что тяжело заболела жена императора Льва VI Мудрого (886–912) Зоя Карбонопсина (буквально «Угольноокая», т. е. черноглазая). Долгое время она страдала от болезни, излечить которую врачи не могли.

Монета Зоя Карбонопсина и ее сын Константин VII
06. Монета Зоя Карбонопсина
и ее сын Константин VII

«По сей причине, – повествует св. Дмитрий Ростовский в Четьи-Минеях за 31 августа, – царь и его родственники были весьма опечалены; и начали все воссылать ко Господу усердные моления о страдавшей царице. После сего царице Зое было видение Божественное, знаменовавшее, что она получит исцеление, если на нее будет возложен пояс Пресвятой Богородицы. О сем видении царица рассказала своему мужу, царю Льву. Тотчас царь упросил патриарха открыть пояс Пресвятой Богородицы: была снята печать и открыт ковчег; и оказался честный пояс Пресвятой Богоматери целостным, нисколько не поврежденным от времени; все облобызали его с благоговением. И как только патриарх распростер его над царицей, тотчас она освободилась от мучения демонского и получила совершенное исцеление от недуга своего.

Тогда все с радостью прославили Христа Бога и Пречистую Матерь Его и, воспев благодарственные хвалебные пения, опять положили честный пояс в тот же золотой ковчег, запечатали его царскою печатью…»

Это событие нашло свое отражение в иконографии.

Лев VI (Мозаика)
07. Лев VI (Мозаика)

Евфимий, духовник императора, ставший позднее Константинопольским патриархом (907–912), составил Слово в честь Преблагословенной Девы Богородицы, в воспоминание чуда, бывшего от Ее честного пояса, а само празднование в честь его положения в Халкопратии приобрело еще большую торжественность.

После смерти мужа, императора Льва (912), и его брата-соправителя Александра (913) Зоя Карбонопсина некоторое время была регентом при своем малолетнем сыне Константине VII Багрянородном (905–959). Но в 919 году власть в империи захватил Роман I Лакапин, который женил Константина на своей дочери Елене, а Зою удалил в Петрий, где она постриглась в монастыре Святой Евфимии. История сохранила для нас образ царицы Зои на византийских монетах того времени.

ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА ЧЕСТНОГО ПОЯСА

По преданию, Пояс Богородицы был разделен на части, которые со временем оказались в разных странах: в Трирском монастыре (в Рейнской провинции в Пруссии), на Кипре (монастырь Троодитисса) и в других местах, о которых мы расскажем подробнее.

Реликварий с Поясом Богородицы на престоле (Ватопед)
08. Реликварий с
Поясом Богородицы
на престоле (Ватопед)

В 1028 году византийский император Роман III Аргир (Аргиропуло) (1028—1034) после войны с Грузией и заключения мира скрепил политический союз, выдав свою племянницу Елену замуж за грузинского царя Баграта IV Куропалата (1027—1072). С разрешения императора Елена взяла с собою часть Пояса Пресвятой Богородицы и положила ее сначала в обители Бедийской, а потом в Мартвиле, где она и находилась долгое время. Последняя правительница Мегрелии Нино, дочь царя Георгия XII, при вступлении в подданство России, прислала этот драгоценный Пояс в дар императору Александру I. Но он, великолепно украсив Пояс Богоматери драгоценными камнями, возвратил его правительнице и повелел для хранения святыни выстроить в Зугдиди каменный храм. На верхней части пояса, который походит на диаконский орарь, сложенный вместе, виден древний лик Богоматери; нижняя часть его совершенно ветха. Жемчуг, изумруды, яхонты украшают эту святыню. Доныне она хранится в кафедральном соборе Влахернской иконы Божией Матери, в драгоценном киоте.

Часть пояса в качестве палладиума византийские императоры брали с собой в военные походы, в одном из которых эту святыню у византийцев отбили болгары. Позже сербский князь святой великомученик Лазарь I Хлебельянович (1372—1389), герой судьбоносной битвы с турками на Косовом поле, благотворитель многих церквей и монастырей в Сербии и на Афоне (сербского Хиландарского, русского Пантелеймонова, лавры Св. Афанасия и др.), подарил эту некогда утраченную греками часть Пояса монастырю Ватопед на Афоне.

Согласно афонскому преданию, самую большую часть Святого Пояса подарил Ватопедской обители византийский император Иоанн VI Кантакузин (1347—1354). В память об этом даре на серебряном ковчеге, в котором святыня хранится по сей день, император изображен на фоне обители.

Честной Пояс был сплетен Девой Марией из верблюжьего волоса, однако на поясе видны золотые узоры. Это объясняется тем, что императрица Зоя в знак благодарности за свое чудесное исцеление вышила весь Пояс золотой ниткой.

Пребывая в обители, Честной Пояс прославился неисчислимыми чудесами, совершаемыми благодатью Богоматери, которая освятила его ношением на Своем Пренепорочном и Богоприемном теле. Пояс останавливает пожары и эпидемии смертельных болезней (в XIX веке в Стамбуле после принесения Пояса прекратилась эпидемия холеры), исцеляет людей от тяжелых телесных и душевных заболеваний. Но особенно Пояс Божией Матери помогает бесплодным супругам, которые вопреки законам природы и диагнозу врачей становятся родителями, и горечь бездетности сменяется для них радостью чадородия.

ПРАЗДНИК ПОЛОЖЕНИЯ ЧЕСТНОГО ПОЯСА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Древний Константинополь обладал тремя святынями, которые позволяли считать его городом Божией Матери: в монастыре Одигион хранилась икона Божией Матери Одигитрии, написанная евангелистом Лукой; Риза Девы Марии – во Влахернах, и Пояс Богородицы – в Халкопратии.

Частицы Ризы Богородицы приносились на Русь дважды – в XIV и XVII веках и по сию пору сохраняются в Русской Церкви как великие святыни. С течением времени на Руси появились и свои чудотворные иконы Одигитрии (например, Смоленская). Поэтому неудивительно, что в России более известны праздники и храмы в честь Положения честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (или Ризоположения, отмечается 2/15 июля) и чудотворных икон Богородицы.

Третья великая святыня Константинополя и всей Православной Церкви – Пояс Богородицы – прибыла в Россию впервые. Как уже говорилось, Православная Церковь празднует Положение Честного Пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратии 31 августа (13 сентября). Думается, что всем нам будет полезно знать, как на протяжении веков молились перед этой святыней древние жители Константинополя, а потом принявшие от них православие наши предки, дабы настроиться на нужный молитвенный лад. Представим себя рядом с ними в день нашего общего торжества, проникнемся их чувствами к Заступнице рода христианского.

В богослужебных текстах праздника Церковь призывает своих чад, собравшихся в «присносветлый храм», где «сокровище положися, Богоотроковицы пояс честный», воспеть величие Богородицы и множество Ее чудес, приступить к святыне, получить духовное «просвещение и очищение» и возопить «благодарным сердцем: «Пресвятая, благословим Тя, Дево, спасаемые Рождеством Твоим» (то есть рожденным от Нее Сыном Божиим Иисусом Христом).

«Богородице, пояса Твоего, праздник стяжали, веселящеся, – поет Церковь, – яко граду твоему (Константинополю, а теперь Москве и всей России – В. Н.) днесь дати благоизволила священное препоясание, хранилище некрадомое, дар честен, неотъемлемое богатство, исцелений реку, исполненную дарований духовных».

Среди множества молитвословий этого праздника можно выделить несколько основных тем. Во-первых, Богородица и ее Пояс прославляются за помощь и защиту города и народа от различных бед и врагов. Этому посвящены песнопения, кратко выражающие суть праздника – его тропарь и кондак. О том же говорится и в стихирах праздника: «Подала граду Твоему пояс Твой, Преславная, твердое ограждение… от всякой беды божественными действами, и необоримым от врагов соблюдая». Цари «твоим поясом, Пречистая … страшны врагам», и все мы «тли избавляемся, и бед и напастей».

Второй весьма важный аспект молитв к Богородице – это наша борьба со грехом в себе. Верующие просят Богородицу помочь им в битве с нашими внутренними врагами – греховными страстями: «Препояши силою нас, Дево, пояса Твоего, на врагов укрепляющи, страсти покаряющи присно мучающие и борющие,

и победительное нам безстрастие присно подающи, чисто славити Тя…». В песнопениях праздника говорится, что от соприкосновения со святыней у человека «обновляется сердце», он «препоясуется силою непобедимою на страсти нечистыя» и пребывает невредимым «от враг безплотных».

Христиане также просят Богородицу исцелить их от болезней и верят, что «благочестно приступающие» к святыне получат освобождение от «недуг и скорбей»; что Честный Пояс Пречистой Девы – «источник исцелений неистощаемый» и «источает благодатию исцеления верным».

И самое главное, о чем мы просим и за что прославляем Богородицу, – это подаваемые нам через нее Богом духовные дары: освящение, просвещение ума Божественным светом и обожение: «Твоим меня просвети светом, Дева Богородица, и разруши мою тьму во уме злом лежащую, да в чистоте к Тебе приступлю Чистей, земных (т. е. христиан) обожившей: воспою Твой… божественный пояс, светлейший солнца, который мир сей имеет как твердый покров и надежду, побеждающий злоумышления врагов».

В праздничных песнопениях говорится, что Богородица оставила нам свой Честной Пояс как «покров, помощь и источник освящения». Однако для того, чтобы люди, склонные к поклонению материальным предметам и сотворению себе кумиров из сомнительных авторитетов, не впали в фетишизм, воздавая честь и поклонение «вещи», святые творцы православного богослужения написали тропарь, разъясняющий нам, что все благодеяния, получаемые нами от этой святыни, на самом деле совершаются не бездушной вещью, а Богом и Его благодатию, невидимо подаваемой нам через посредство зримых предметов: «Недугующих исцеление, поползнувшихся утверждение, и унывающих благодушие божественное, кормило плавающих, заблудших обращение, последующая честному Твоему поясу, Чистая Дева, божественная благодать воистину есть…».

Благодать «последует» Честному Поясу, поскольку нам, существам духовно незрячим и двусоставным (имеющим неосязаемую душу и твердую плоть), необходимо вещественное пособие как видимый знак присутствия и действия в мире благодати Божией. Благодать невидимо подается нам через честные мощи святых угодников Божиих, через иконы Спасителя, Богородицы и святых, через вещи, принадлежавшие им в их земной жизни. И если мы это осознаем,

то сможем непогрешительно славословить Приснодеву и ее Честной Пояс, как и наши благочестивые предки: «Мысли очистив и ум, с ангелами и мы торжествуем, светло начиная давидскую песнь Отроковице, невесте всех Царя Христа Бога нашего: воскресни, Господи, глаголюще, в покой Твой… яко же палату красную Сию украсив, и причте Ее граду Твоему, Владыка, строить и покрывать от супостатных поган, державною силою Твоею, молитвами Ея».