20 декабря день памяти Святителя Амвросия, епископа Медиоланского.

Паломники и гости Милана без труда находят в городе древнюю Амвросиеву церковь–базилику Сант-Амброджио (basilica di Sant’Ambrogio), которая расположена на площади, носящей имя святого, рядом с Музеем науки и техники и остановкой «Sant’ Ambrogio» второй, «зеленой», линии метро.Базилика была построена в 379–386 годах самим святителем Амвросием Медиоланским († 397) на развалинах бывшего языческого храма. Место выбрано не случайно: здесь были обнаружены захоронения первых христианских мучеников, поэтому церковь сначала называлась базиликой мучеников (basilica martyrum). Базилика была освящена первоначально во имя мучеников Хрисанфа и Дарии, а затем – во имя мучеников Гервасия и Протасия, мощи которых были в 380 году чудесно обретены святителем Амвросием. После блаженной кончины святителя церковь стала носить имя ее основателя и называться Амвросиевой базиликой. 

Святитель Амвросий Медиоланский. Мозаика. V в. 

Святитель Амвросий в Медиолане (таково латинское название современного Милана) признавался святым еще при жизни. Широкое почитание святителя Амвросия как на православном Западе, так и на православном Востоке возникло сразу же после его кончины, о чем свидетельствуют появившиеся уже в V веке латинские и греческие жития. Подвижническая жизнь, увенчанная высокими добродетелями, блистательное красноречие и христианское мужество, наконец, многие сочинения принесли святителю Амвросию заслуженную славу не в одной только Италии и Галлии, но и в Греции, Малой и Передней Азии, в Египте и других странах.

Амвросий Медиоланский почитается как святой Православной (память 7/20 декабря) и Католической Церквами (память 7 декабря). Миланцы свято чтят своего небесного покровителя, мозаичные и живописные портреты которого, а также скульптурные изображения можно часто встретить на фасадах старинных домов, на улицах и площадях «северной столицы Италии», как часто называют Милан, административный центр крупного региона страны – Ломбардии.

Удачное месторасположение города, основанного еще кельтами приблизительно в 600 году до Р.Х. в Паданской равнине, способствовало его быстрому развитию: через город проходили пути, ведущие через Альпы в землю франков (ныне часть территории Германии). Около 222 года до Р.Х. город завоевали римляне, они и дали ему название Mediolanum (от medio – посередине, planum – равнина, т.е. «посреди равнины»).

Статус города как одного из главных городов Римской республики, а впоследствии и империи быстро укрепился, и вскоре город стал административным центром Цизальпинской Галлии. С распадом империи в IV веке город становится столицей западной части Римской империи. Именно здесь, в Милане, в 313 году император Константин Великий возвестил знаменитый эдикт («Миланский эдикт»), разрешивший свободно исповедовать христианскую религию.

Амвросиева базилика – самая красивая из сохранившихся церквей романского периода – приобрела свой нынешний вид после нескольких перестроек в 1099 году. В современных итальянских справочниках она называется «блаженным уголком мира, покоя, искусства и размышлений». Справедливость этих слов ощущаешь сразу, как только, пройдя через входные ворота базилики, оказываешься в небольшом каменном дворике с портиками – Атрио ди Ансперто: отсюда открывается величественный фасад этого древнего церковного сооружения. По преданию, святой Амвросий, горячо любимый горожанами епископ, обращался с балкона базилики к верующим с проповедями.

Путеводитель по базилике рассказывает, что первоначально ее здание своими внешними формами повторяло форму Гроба, в котором три дня находилось тело распятого, а затем воскресшего Иисуса Христа. Внутреннее же убранство базилики символизировало «начало новой жизни христианина после принятия им таинства крещения».

Крипта базилики издавна была местом притяжения для многих христиан, стремящихся поклониться мощам святого Амвросия. После кончины святитель Амвросий упокоился в любимом им Медиолане, в котором более 20 лет был епископом, под жертвенником, где были погребены мученики Гервасий и Протасий. 

Базилика святителя Амвросия Медиоланского в МиланеБазилика святителя Амвросия Медиоланского в Милане

Из истории базилики известно, что в 823 году епископ Ангильберт II (824–859) распорядился извлечь мощи святых, почивавших в двух отдельных гробницах, и поместить в одну порфирную урну-саркофаг и мощи святых Гервасия и Протасия, и мощи святителя Амвросия. Вероятно, тогда же святитель Амвросий был прославлен в лике общецерковных святых, поскольку память его совершается с IX века. Спустя десять столетий, когда Милан готовился отметить 1500-летие преставления святителя Амвросия, подлинность его мощей была подтверждена учеными-археологами. В 1897 году святые мощи Амвросия, а также Гервасия и Протасия поместили в специально сделанный для них серебряный мощевик. На мощевике – изображения трех святых, святитель Амвросий – в центре, между святыми Гервасием и Протасием. 

Святого Амвросия Медиоланского изображали на своих картинах многие европейские художники, в том числе Питер Рубенс и Антонис ван Дейк, а также миланский художник Камиллио Прокаччини. Самым известным считается полотно великого фламандца Рубенса, хранящееся в Бельведерском дворце в Вене: на картине запечатлена встреча святителя Амвросия с императором Феодосием в портике медиоланской базилики.

В искусстве Западной Европы святой Амвросий представляется обычно старцем в епископском облачении, с посохом, нередко с палицей – матерчатым ромбом, символом духовного оружия, а также с бичом в руке – символом победы святителя над арианами и язычниками. Есть другие изображения, на которых Амвросий изображен с двумя костями в руке – в знак открытия им мощей святых мучеников Гервасия и Протасия.

В миланской базилике можно обнаружить и самые ранние изображения святого Амвросия: на мозаике «Золотое небо» (около 470 г.) в капелле Сан-Витторе; на уникальном «Золотом алтаре» (около 840 г.), на мозаике IX века в центральной апсиде базилики и на кивории, датируемом второй половиной XI века. На мозаике капеллы святой представлен в рост, между мучениками Гервасием и Протасием; он облачен в хитон, фелонь, на груди святителя крест; черты лица его индивидуализированы. Рельефы «Золотого алтаря», называемого миланцами «самым драгоценным в мире алтарем» – его украшают более 4 тысяч драгоценных камней, посвящены разным событиям из жизни святого Амвросия: от рождения, посвящения в епископы до смерти и вознесения его души на небо.

Если внимательно вглядеться в мозаичный портрет святителя Амвросия, то можно заметить, что лицо святого на мозаике диспропорционально. Некоторые искусствоведы считают, что это связано с недостаточным мастерством художника. Конечно, портрет, датирующийся V веком, не может быть прямым изображением святого, но он отражает сохранившиеся в то время рассказы о характерных особенностях лица святого Амвросия. Об этом же говорят и старые путеводители по Милану. Так, англичанин Генри Волан Мортон в своей книге «Путешественник в Италии» рассказывает о некоторых выводах антропологов, исследовавших в конце XIX века мощи святого Амвросия: один из верхних зубов святителя глубоко ушел в череп под глазом, поэтому левый глаз святого Амвросия был выше правого. Эта характерная диспропорция лица святого Амвросия встречается и на изображении в медальоне XII века, который хранится в музее святителя Амвросия, примыкающем к зданию базилики.

В западной иконографии святитель Амвросий нередко изображается с роем пчел у его ног, что напоминает о чудесном предзнаменовании будущего, которым было отмечено рождение святителя. Святой Амвросий родился в семье галльского наместника около 340 года. По преданию, однажды пчелы покрыли лицо спящего младенца, но не причинили ему никакого вреда. Пчелы улетели, оставив на детских устах мед, что заставило отца мальчика воскликнуть: «Нечто великое суждено моему сыну!»

Из жития святого, написанного в 412–413 годах его секретарем Павлином Медиоланским, известно, что местом рождения святителя является Августа Треверорум – современный Трир в Германии. Εго родители происходили из Рима и принадлежали к аристократическим семьям. Семья будущего святителя приняла христианство в начале IV века. Старшая сестра Амвросия, Марцеллина, в 353 году постриглась в монахини. Мученица Сотерия (Соферида), пострадавшая в 304 году за исповедание христианства при гонениях во времена Диоклетиана, была двоюродной бабушкой Амвросия.

После смерти отца в 352 году семья будущего святителя переселилась в Рим, где юноша получил превосходное образование. Его образованность и начитанность были весьма велики: он свободно владел ораторским искусством на латинском и греческом языках, увлекался философией и литературой. Первой должностью на государственной службе была должность адвоката, а позже – должность советника. Около 370 года будущий святитель был назначен на пост консуляра (губернатора) провинции Эмилия-Лигурия с центром в Медиолане.

В 374 году, после кончины епископа Авксентия I, сторонника арианства, в Медиолане началась острые споры между православными и арианами, за которыми последовали и беспорядки. На правах градоначальника Амвросий появился в соборе, где выбиралась кандидатура нового епископа. Желая предотвратить столкновения, Амвросий обратился к народу с призывом к спокойствию. В разгар споров о предстоящей кандидатуре и во время его речи с амвона вдруг послышался детский возглас: «Амвросий – епископ!» В этих словах ребенка собравшиеся усмотрели знамение свыше, и этот детский возглас был подхвачен всем народом. Представители обеих партий решили единодушно избрать на епископскую кафедру именно Амвросия, даже несмотря на то, что он еще был не крещен – практика позднего крещения в то время была широко распространена даже в христианских семьях. 

Рака с мощами святителя Амвросия Медиоланского и мучеников Гервасия и Протасия. XIX в.Рака с мощами святителя Амвросия Медиоланского и мучеников Гервасия и Протасия. XIX в.
 

Сам же Амвросий совсем не желал епископства и даже попытался всячески очернить себя в глазах медиоланцев, чтобы избежать избрания. Тем временем жители города написали прошение императору Западного Рима Валентиниану I о разрешении поставить в городе епископом именно Амвросия. Император с мнением народа согласился, и Амвросию пришлось подчиниться указу императора и принять сан. 30 ноября 374 года Амвросий был крещен, затем рукоположен в священники и 7 декабря его хиротонисали в епископы. Таким образом, всего за семь дней он прошел все ступени церковной иерархии. 

Взойдя на епископскую кафедру, Амвросий пожертвовал Церкви все свое огромное богатство и до конца жизни соблюдал обет нестяжательства, ведя скромный и строгий образ жизни. Поначалу, не будучи слишком сведущим в богословских трудах, епископу Амвросию приходилось усердно и с азов изучать Священное Писание. Прошло некоторое время, и Амвросий вскоре стал одним из лучших эгзегетов и проповедников в Европе. Превосходное образование Амвросия позволило ему не только глубоко изучить подлинники произведений восточных отцов Церкви, но и продолжить их учение.

Одной из главных забот епископа Амвросия была борьба с влиянием арианства и утверждение Никейского символа веры. Авторитет святителя был настолько высок, что он оказывал влияние на политику императора Феодосия Великого. Решительное слово святителя было непререкаемым даже для его противников. А блестящие проповеди Амвросия привлекали в Церковь множество неофитов, среди которых был и 32-летний Августин, будущий святой, принявший святое крещение от Амвросия на Пасху 387 года. Императоры Валентиниан I, Грациан и Феодосий I весьма уважали миланского епископа и во многом под его влиянием боролись с язычеством в империи. После того как Феодосий жестоко расправился с восставшими фессалоникийцами, Амвросий наложил на него епитимию и предложил публично покаяться. И император покаялся, повергшись ниц пред дверьми храма. Святитель допустил его до причастия, но не в алтаре со священнослужителями, как ранее, а перед алтарем, вместе с прочими мирянами. Авторитет епископа в народе был таков, что император вынужден был подчиниться.

Вести о добродетельном и мудром, но суровом епископе распространились далеко за пределами Медиолана. Слушать Амвросия приходили даже ученые мужи из Персии. Силой слова, а не меча убедил Амвросий царицу воинственного германского племени маркоманов отказаться от набегов на Медиолан и принять христианство. Царица сама приняла крещение, убедив также в его необходимости и своего супруга. После этого события маркоманы подписали мирный договор с Римом.

Богословские труды святителя («Изъяснение символа веры», «О воплощении», «О таинствах», три книги о Святом Духе и две книги о покаянии и проч.) раскрывают самую суть христианского учения, показывая его преимущества перед язычеством.

Последние годы жизни епископ Амвросий больше занимался литературным творчеством, диктуя сочинения своему секретарю Павлину. Перу святого Амвросия принадлежит множество литургических гимнов. Ему же приписывается и создание самого известного гимна латинской Церкви – «Те Deum laudamus» («Тебя, Бога, хвалим»). Святитель Амвросий также был автором 42 гекзаметров в подписях к фрескам базилики. Эти стихи дошли до нас, хотя сами фрески не сохранились.

Хорошее музыкальное образование и большие способности позволили святому Амвросию стать реформатором церковного пения. В частности, именно он ввел в богослужебную практику Запада антифонное пение.

С именем святого Амвросия Медиоланского связано также появление особого, отличающегося от традиционного латинского, амвросианского литургического обряда. Амвросианский обряд поныне используется в Миланской епархии. Благодаря амвросианскому обряду, испытавшему особое влияние византийского обряда, Миланская Церковь «обретает свое лицо, прежде всего, благодаря качеству своей молитвы. Амвросианский обряд оказал большое влияние на становление Миланской Церкви, с ее сильно развитым экклезиологическим измерением, – говорил 27 августа 2008 года в своем докладе в Московской духовной академии епископ Франко Джулио Брамбилла, декан Богословского факультета Северной Италии. – Изучение амвросианского обряда и его духовная практика до сих пор представляют собой один из основных мотивов амвросианского теологического самосознания, особенно в эпоху, когда секуляризация пытается размыть все существующие различия»[1].

Святителем Амвросием в Милане был основан мужской монастырь и построены две базилики: во имя святых мучеников Гервасия и Протасия (ныне Амвросиева) и Апостольская – ныне церковь святого мученика Назария, в алтаре которой покоятся мощи этого святого. Апостольская базилика была сооружена в 382–386 годах и посвящена святителем двенадцати апостолам: частицы их мощей хранились в храме; сейчас эти святыни находятся в епархиальном музее при кафедральном соборе.

Последователями богословских идей святителя Амвросия в Италии были «амвросианцы» – члены католических духовных объединений «Братья святого Амвросия», основанного в 1337 году, и «Монахини святителя Амвросия», ставшего женским монашеским орденом.

В память святителя Амвросия в 1609 году кардиналом Карлом Борромео (1538–1584), распространявшим амвросианский литургический обряд и способствовавшим развитию почитания святого Амвросия, в Милане рядом с Амброзийской (Амвросиевой) пинакотекой была открыта Амброзийская (Амвросиева) библиотека, доступная для всех жителей города. Ныне в ее собрании имеется много редких книг, среди них и 12 томов рукописей Леонардо да Винчи.

В библиотеке хранятся редкие материалы, рассказывающие, как в последующие столетия после кончины святителя Амвросия постепенно достраивалась Амвросиева базилика, как украшалась она внутри и приобретала новые архитектурные компоненты. Так, слева и справа над ее крышей сегодня видны две выступающие разновысокие колокольни. Они свидетельствуют о долгом споре, продолжавшемся с начала VIII по XII столетие, между «канониками Церкви» и монахами-бенедиктинцами. Причем в современных справочниках о Милане совершенно разнятся данные о начале и завершении строительства этих колоколен, а также и о том, кому же все-таки из спорящих сторон принадлежала «самая высокая» и более «низкая, но строгой формы». Эти колокольни своей высотой якобы отражают уровень вкладов одних и других в дело развития христианской жизни в Милане.

В последнее десятилетие расширились контакты и двусторонние отношения между архиепископатом Милана и Русской Православной Церковью. В начале декабря 1997 года в Милане проходили торжества по случаю 1600-летия блаженной кончины святителя Амвросия, епископа Медиоланского. В этом празднестве по приглашению архиепископа Миланского кардинала Карло Мария Мартини приняла участие делегация Русской Православной Церкви, в составе которой был и архиепископ Берлинский и Германский Феофан, совершивший при большом стечении православных паломников молебен у мощей святителя Амвросия. Во время встречи кардинала Мартини с делегацией Русской Православной Церкви обе стороны подчеркнули значение святителя Амвросия как святого неразделенной Церкви.

По истечении десяти лет своеобразным продолжением взаимного диалога 1997 года явилось проведение в сентябре 2008 года международного форума «Амвросианские чтения», где обсуждалась тема просветительской деятельности святителя Амвросия Медиоланского и современных проблем просвещения. «Чтения» проходили на базе созданной в 2006 году в Милане православной Амвросиевской общины, находящийся в юрисдикции Московского Патриархата и расположенной по адресу:San Vito al Pasquirolo – Largo Corsia dei Servi, 4, напротив Corso Europa, 14, метро San Babila (красная линия). Прихожанами этой общины, возглавляемой протоиереем Николаем Макаром, бывшим проректором Киевской духовной академии и семинарии, являются в основном около 150 приехавших на работу в Италию, представляющих греческую, болгарскую, сербскую, молдавскую и грузинскую диаспоры.

В первых по счету «Амвросианских чтениях», оставивших заметный след в религиозно-культурной жизни Милана, на правах гостей участвовали представители курии Милана: монсиньор Джордано Ронки – хранитель миланских святынь, дон Джанфранко Боттони – заведующий отделом экуменизма и диалога курии, а также ученые-богословы из Украины, России  и разных городов Италии.

Не иссякает поток православных паломников к мощам святителя Амвросия, который в равной мере почитается и на Западе, и на Востоке. Вот и 13 декабря 2008 года находящийся с визитом в Милане митрополит Киевский и всея Украины Владимир совершил молебен у мощей святителя и возглавил служение всенощного бдения в местной Амвросиевской общине. Здесь же будут творить церковную память святителя Амвросия и 7/20 декабря, на следующий день после памяти святителя Николая Чудотворца. В соседстве этих двух великих святителей в православном календаре усматривается глубокий смысл – их крепкое духовное родство в любви к Богу и людям. 

Анатолий Холодюк, Милан Мюнхен


Хозяин города в Базилике мучеников

Свидетельства  почитания свт. Амвросия в Милане можно увидеть везде. Ему посвящены университет, пинакотека, даже католический банк, периодически выходящий на первые полосы сообщений СМИ. Мощи святого заступника миланцев находятся в базилике, построенной им на месте бывшего языческого храма. 

О святом Амвросии, последнем настоящем римском аристократе и несгибаемом защитнике Православия,  решившимся не пустить в собор проявившего жестокость императора и настаивавшего на выносе из Сената статуи богини победы, мы уже писали.

Место: Базилика Сан Амброджо, Piazza Sant'Ambrogio, 15

православие в Милане святые
Базилика Сан-Амброждо вечером, вид с апсиды. Первоначально она носила имя Базилика мучеников в честь святых Протасия, Гервасия, Назария и Цельсия, чьи мощи были обретены святителем, но после канонизации свт. Амвросия получила его имя. Свой нынешний вид она приобрела в 1099 г. после нескольких перестроек.

православие в Милане святые

православие в Милане святые
Главный престол базилики Сан-Амброджо выполнен из золота в IX в. Спереди он покрыт евангельскими сценами , а сзади сценами из жития свт. Амвросия. Милан сохранил особый чин литургии, восходящий к редакции более ранних служб, препринятой святым. Святитель Амвросий также является родоначальником особого амвросианского распева. 

православие в Милане святые

Блаженный Августин в "Исповеди" вспоминает, какое сильное впечатление на него произвели службы святителя Амвросия: "Незадолго до этого в Медиоланской церкви вошло в обычай утешать и наставлять с помощью пения: братья пели ревностно и согласно, устами и сердцем. Уже год или немного больше Юстина, мать малолетнего императора Валентиниана, преследовала Твоего Амвросия по причине ереси, которой соблазнили ее ариане. Благочестивая толпа бодрствовала в церкви, готовая умереть, вместе со своим епископом, рабом Твоим. И там же мать моя, слуга Твоя, первая в тревоге и бдении, жила молитвой. Мы, тогда еще не согретые жаром Твоего Духа, всё же волновались: город был в смятении и беспокойстве. Тогда и постановлено было петь гимны и псалмы по обычаю Восточной Церкви, чтобы народ совсем не извелся в тоске и печали; с тех пор и поныне обычай этот соблюдается, и его усвоили многие, да почти все стада Твои и в остальном мире".

православие в Милане святые
Текст блаженного Августина требует пояснения. В 385 г. императрица Юстина потребовала от святого Амвросия передать арианскому епископу одну из городских церквей. Святитель Амвросий решительно отказался, и власти решили привлечь войска и захватить базилику силой. На Пасху 386 г. православные во главе со своим архипастырем затворились в базилике и отказались покинуть ее даже под угрозами расправы. Императрице пришлось отступить, но св. Амвросий был обвинен в подстрекательстве к бунту. Обвинение временно повислов воздухе, но на Пасху следующего года сын Юстины император Валентиниан IIрешил отправить непокорного епископа в изгнание. В этот момент св. Амвросий удостоился божественного откровения: в видении ему было указано место погребения мучеников Iв. Гервасия и Протасия. Мощи были обретены и перенесены в одну из миланских базилик.

Мощи святых мучеников и самого святителя Амвросия хранились в базилике со времени ее основания, в отдельных закрытых гробницах. В 823 г. они были перемещены в единый саркофаг, нынешнюю открытую раку для них сделали только в 1897 г. Сегодня мощи святых лежат в одной богато украшенной раке в крипте под престолом. Мощи лежат открыто. Св. Амвросий в центре в епископском облачении, а мученики по сторонам с пальмовыми ветвями. 

православие в Милане святые

Свв. Протасий и Гервасий были близнецы. Исследование мощей показало, что они были очень сильными молодыми людьми высокого роста и претерпели жестокие пытки. Отцом мучеников был св. Виталий Миланский, которому посвящена известная своими мозаиками церковь Сан-Витале в Равенне.



На иконах святитель Амвросий обычно изображается с длинной седой бородой, как маститый епископ, но на самом деле он выглядел иначе. Портрет святого сохранился в базилике. Это мозаика V в. в боковой капелле Сан-Викторе. По воспоминаниям блаженного Августина и других современников, святитель Амвросий имел благородную аристократическую внешность. Это действительно так, но у него была одна особенность – легкая асимметрия лица. На мозаике видно, что у святого один глаз выше другого. Исследование мощей показало, что так и было в действительности. Это дает основание считать мозаику портретным изображением, сделанным на основе описаний людей, лично святого знавших. Ростом святой был невысок -- 163 см. Другие древние изображения свт. Амвросия можно найти на Золотом алтаре и в мозаике апсиды.

православие в Милане святые

Группы русских паломников базилику посещают регулярно. Уже возникла благочестивая традиция после молебна в крипте петь "Тебе Бога хвалим" (Te Deum). Этот гимн составил свт. Амвросий. Акафист святому покровителю Милана можно скачать в Живом журнале священника Феодора Людоговского

православие в Милане святые

Мраморный список миланских архиепископов на южной стене  Дуомо. Святитель Амвросий Медиоланский под 11 номером, под 8 -- свт. Евсторгий, который привез в Милан мощи Волхвов, поклонившихся Богомладенцу Христу, 12 -- св. Симплициан, учитель свт. Амвросия в богословии и его преемник на миланской кафедре

православие в Милане святые

В музее Замка Сфорца (piazza Castello) находится миланский городской штандарт 1565 г. с изображением святителя и сцен из его жития

православие в Милане святые

православие в Милане святые

православие в Милане святые
На построенном в 1561 г. Дворце юристконсультов возле старого городского рынка (piazza Mercanti), святитель Амвросий, сам бывший юрист и "мэр" Милана, изображен не в святительских одеждах, а в римской тоге. Но с благословляющей десницей. 

Тропарь, глас 4 

Правило веры и образ кротости, / воздержания учителя / яви тя стаду твоему / Яже вещей Истина. / Сего ради стяжал еси смирением высокая, / нищетою богатая, / отче Амвросие, / моли Христа Бога, / спастися душам нашим. 

Кондак, глас 3 

Божественными догматы облистая, / помрачил еси Ариеву прелесть, / священнотаинниче и пастырю Амвросие, / чудодействуя же силою Духа, / страсти различныя яве исцелил еси, отче преподобне, / Христа Бога моли, спастися душам нашим.