1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.61 (18 Голосов)

15 июня празднование Киево-Братской иконе Божией Матери

Киево-Братская икона Божией Матери (первообраз) 

Церковная история и Предание сохранили описание чудес, связанных с явлением и прославлением Киево-Братской иконы в древнем граде Вышгороде.

Вышгород – древняя вотчина святой равноапостольной княгини Ольги (в крещении Елены, память совершается 11 июля ст. ст.), а в последствии всех киевских князей, всегда находился на особенном положении у своих покровителей. Впервые упоминается в летописи в 946 году: «Бе бо Вышегород град Вользин (Ольжин)», т. е. уделом святой Ольги, ее любимым местом и городом, устройству которого она много посвящала забот («Описание Киева» Берлинского).

В 1131 году из Константинополя в дар святому благоверному князю киевскому Мстиславу (в крещении Феодора) была прислана икона Пресвятой Богородицы, написанная евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Господь Иисус Христос, известная под именем Вышгородская (празднование совершается 21 мая, 23 июня, 26 августа ст. ст.).

Икона была установлена в Девичьем монастыре Вышгорода. Множество исцелений и чудес проистекало от чудотворной Вышгородской иконы Божией Матери. И древний град Вышгород, и все пределы Киевские отныне были под покровом Царицы Небесной.

Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 году принес икону во Владимир и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила наименование Владимирской.

Сведения же о Киево-Братской иконе, также являвшейся святыней Вышгорода, восходят к 17 веку, когда Киев и его пределы постоянно подвергались нападениям польско-литовских и крымско-татарских захватчиков.

«Киево-Братская икона Божией Матери прежде была местной в Борисоглебской церкви в городе Вышгороде (Киевском), где она чудесно явилась в 1654 году», — так начинается повествование о иконе в книге «Благодеяния Богоматери роду христианскому чрез ее святые иконы».

Описание чудесного явления иконы сохранились в работе Грушевского Істория України-Руси. Литовское войско под предводительством своего князя Радзивилла, готовясь напасть на Киев, что бы его разграбить, остановилось на постойм в Вышгороде. Естественно, в Вышгороде литовцы — полуязычники, полукатолики (а также кальвинисты) начали грабить город, не останавливаясь и перед святыней. Очередь дошла и до соборной церкви, где и находилась икона Божией Матери.

Один из воинов, желая нанести оскорбление всем православным, ударил ружьем по лику Богоматери, от этого сделался знак: кровь потекла по лику как бы из раны. В ту же ночь Божия Матерь явилась Радзивиллу и пригрозила, что если он не накажет Ее обидчика, то не выйдет живым из Вышгорода. Радзивилл наутро велел отыскать безбожника, повесить, и спешно вышел из Вышгорода не причинив никакого разорения. "

А икона, прославляемая благодарными вышгородцами стала одной из почитаемых святынь города.

Далее история иконы описана так: «В 1662 году, когда татарская орда, соединенная с поляками, переправлялась через Днепр при Вышгороде, из церкви были взяты доски и иконы» .

Событие происходило во время войны России с Польшей (1654 – 1667г.г.), городу был нанесен большой урон от воевавших на стороне поляков крымских татар. Храм святых страсотерпцев Бориса и Глеба был разорен и поруган. Однако Промысл Божий сохранил чудотворную икону Божией Матери, которую своевременно вынесли из храма и пустили по Днепру, а мощи святых сокрыли под спудом.

«Один татарин, как говорит предание, хотел на иконе переплыть Днепр. Икона сама поплыла и стала среди Днепра против Братского монастыря. Татарин сидел на ней и кричал; из монастыря приплыли и взяли в лодку икону и татарина, который после этого крестился и постригся в монахи…В это время икону Богоматери, принесенную водою до Киево-Подола, приняли, с подобающею честию поставили в Братский монастырь, где она стоит и доселе».

«Киево-Братский Богоявленский, училищный монастырь втораго класса. Монастырь сей состоит в Киеве на Подоле и основан в 1588 году училищным Братсвом при школе Богоявленской приходской церкви, близ находившейся; а когда Богоявленская церковь и школа сгорели, и в 1613 году Анна Гугулевичева, жена Маршалка Мозырскаго, свой двор, находившийся на месте нынешняго монастыря, отдала под школы, то, с определением к оным монашествующих учителей, основан некоторым образом и монастырь. Но уже при митрополите Петре Могиле (1596—1646) 1631 года он утвержден быть совершенным монастырем и при нем Академия, или Коллегия. «Святыню сего храма (Богоявленской церкви) составляют: а) чудотворная икона Братской Божией Матери, принесенная волнами Днепра из разореннаго татарами Вышгорода в 1662 году; она находится на правой стороне храма у столба в особом киоте, на возвышении; еженедельно по субботам пред иконою читается акафист Божией Матери…» .

В книге «Православныя Русския обители» о Братском монастыре сказано: «Богоявленский первоклассный необщежительный училищный монастырь занимает обширное пространство по Александровской площади, между Набережно-Николаевскою, Волынскою и Ильинской улицами, обнесенное каменной оградой, увенчанной со стороны площади трех-ярусной колокольней… Соборная церковь Богоявления Господня построена на месте деревянной гетьманом Иваном Мазепою в 1693 г.

В этом храме хранятся святыни обители – чудотворная икона Братской Богоматери, приплывшая по р. Днепру в 1662 г. из разоренного татарами в г. Вышгороде соборнаго храма…».

Интересная информация о Братской иконе находится в книге известного киевоведа и историка Константина Шероцкого «Киев. Путеводитель.» издания 1917 года. Там пишется: «Посредине храма у средняго правого столпа находится чудотворный, очень популярный в 17-18 в. образ Братской Божией Матери. Он украинскаго письма 17 в. в обычном типе наместных икон и происходит из иконостаса Вышгородскаго храма, разрушеннаго польско-литовскими войсками в 1651 г. История прибытия этой иконы из Вышгорода рассказана на интересном гравированном изображении ея, сделанном известным киевским гравером 17-18 в. Илларионом Мигурою, который год появления иконы в Братском монастыре считает 1654 г. Икона приплыла по Днепру и была извлечена от туда монахами, поспешившими на зов татарина, ухватившагося за икону, чтобы переплыть Днепр. Икона ныне сильно переписана, но старыя гравюры дают понять, что черты рисунка неизменны», (Шероцкий К. Киев. Путеводитель. 1917 г.).

Каждую субботу, после часов, перед литургией перед Киево-Братской иконой совершался акафист Божией Матери.

Многие монастыри Российской имприи заказывали список с чудотворной Киево-Братской иконы Божией Матери, желая иметь эту святыню в своих стенах.

Так в описи святынь Лебединского монастыря Киевской Епархии (сейчас Черкасская епархия) есть указание: «Были в монастыре и чтимые святыни:

— икона Божией Матери «Киево-Братская» в серебряно-золотой ризе, которой в 1861 г. была благословлена игумения Филарета от благочинного монастырей Киевской Епархии архимандрита Иоанникия» (Свято-Николаевский Лебединский монастырь. С.8).

Лебединский монастырь.

Празднование Братской иконе совершается четыре раза в году: 10 мая (23 н. ст.), 2 июня (15 н. ст.), 6 сентября (19 н. ст.) и переходящий день празднования на пятой неделе Великого поста в субботу Акафиста, Похвала Пресвятой Богородицы.

С ХУІІ века почитание Киево-Братской иконы Божий Матери было велико в среде простого народа, мещан, ремесленников, жителей Подола, Кожемяк и других ремесленных районов Киева.

Подоляне ни одно важное дело не начинали без молитвы пред Братским образом. Торговые сделки (Братский монастырь находился как раз на одной из самых бойких торговых площадей Киева Александровской, или известной под именем «Контрактовой»), сватовство и заключение брачных контрактов, спорные вопросы, тяжбы, все это решалось пред Братским образом Божией Матери.

В начале ХХ века, а точнее после 1917 года, на долю Киево-Братской иконы и монастыря, как и на долю всего православного народа, выпали тяжкие испытания.

В 1919 году Киево-Братский монастырь и Киевская Духовная Академия были официально закрыты советской властью. Однако, академия неофициально функционировала вплоть до середины 1920-х годов – некоторые преподователи читали лекции и принимали экзамены на частных квартирах.

В монастырских церквах служба проводилась вплоть до начала 1930-х годов, как приходских.

После ликвидации Братского монастыря и закрытия Киевской Духовной Академии икона бесследно исчезла. Когда проводилась опись монастырских ценностей и ризницы, в связи с национализацией церковного имущества в 1920 годах, иконы уже не было. Известно, что на момент исчезновения, икона была украшена дорогой позолоченной ризой с множеством драгоценных камей (опись иконы хранится в архиве библиотеки им. Вернадского в г. Киеве). Никаких документов, подтверждающих изъятие святыни или перенесении ее в другое место, не имеется.

После исчезновения иконы, разгрома Братского монастыря и других знакомых нам исторических событий, наступил период некоего духовного забвения. Память о Киево-Братской иконе сохранилась лишь в церковном календаре и в тех немногих иконных списках, которые пребывали в уцелевших православных храмах.

Почтить память Братской, приложиться к образу можно было до недавнего времени в трех храмах Киева: Ильнской церкви на Подоле (в приделе св. Иоанна Крестителя), в Крестовоздвиженской церкви (в Казанском приделе) на том же Подоле и в Киево-Покровском женском монастыре.

В 2007 году, в предместье Киева, в селе Горенка Киево-Святошинского района, по благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Владимира Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины, создается община и приход в честь иконы Божией Матери «Киево-Братская», которая начинает труд по строительству церкви в честь великой киевской святыни – Братской иконы Божией Матери.

Осенью 2007 года настоятелем прихода указом Митрополита был назначен игумен Ахила (Шахтарин) .

Была написана храмовая Киево-Братская икона Божией Матери, согласно историческому описанию и сохранившимся копиям.

Иконография Киево-Братской иконы, которая по своей композиции восходит к древней Византийской иконе «Богоматерь Елеуса», что в переводе с греческого означает «Милостивая», или «Умиление».

«Этот иконографический тип сложился в поздневизантийском искусстве, но расцвета достиг именно на Руси. Он оказался созвучен той особой душевности, которая всегда была свойственна русскому восприятию христианства. Сам характер древнерусской иконописи – светлый, мягкий, певучий – как нельзя лучше подходил именно такому изображению Богоматери с Младенцем.

Слово «умиление» родственно греческому «Елеуса» — «Милостивая». Так в Византии называли многие иконы Богоматери. Сам же тип «Умиление» именовался в византийской иконописи «Гликофилуса» — «Сладкое лобзание». Главный смысл таких икон – взаимная любовь и нежность Матери и Сына. На этих образах их внимание обращено в первую очередь друг на друга: Мария ласково прижимает к себе Младенца, а Он обнимает Ее за шею или нежно касается рукой щеки.

В этой трогательной нежности есть и особый, трагический оттенок. Ведь Мария ласкает не простое дитя, а Спасителя, Которому предстоит принять Крестную муку за грехи рода человеческого. Недаром на иконах, посвященных оплакиванию Христа, тоже можно увидеть Богоматерь, прильнувшую к щеке Сына.

Когда данная работа была дополнена новыми данными о Киево-Братской иконе и готовилась ко второму изданию стало известно, что в июле 2009 года в запасниках Национального художественного музея Украины ОБРЕЛАСЬ чудотворная Киево-Братская икона Божией Матери, следы которой, как было сказано выше, теряются в 20-х, 30-х годах ХХ столетия.

Эта добрая весть поступила из статьи Нины Пархоменко, научного сотрудника Национального художественного музея Украины «Обретение Киево-Братской иконы Божией Матери», помещенной на последней полосе Церковной Православной газеты № 21, за ноябрь 2009 года.

Из статьи стало известно, что после разорения Киево-Братского монастыря икона поступила в Киево-Печерскую Лавру в музей и из Лаврского музея в 30-е годы попала в запасники Национального художественного музея: «У післяреволюційні роки слід ікони зникає. У 1935 р. розорено й знесено Братський монастир. Донедавна Києво-Братська ікона вважалась утраченою. І от, у липні 2009 р. під час робіт у фондосховищах Національного художнього музею України було знайдено цю ікону, до того ж у вишуканій срібній з позолотою карбованій оправі. На звороті дошки старий інвентарний номер (який засвідчує її перебування у фондах Лаврського музейного містечка у 1934 р.), поряд з яким зазначено, що ікона взята з Братського монастиря. Ікона за розміром досить велика – 133×96…», (Церковная Православная газета № 21, 2009 г.).

Архимандрит Ахила (Шахтарин),

май-декабрь 2009 г.,

с. Горенка.

1-я История Киево-Братской иконы

Эта икона прежде была местной в Борисоглебской церкви в городе Вышгороде (Киевском), где она чудесно явилась в 1654 году.

В 1662 году, во время войны России с Польшей (1659 — 1667), городу был нанесен большой урон от воевавших на стороне поляков крымских татар. Храм святых страстотерпцев Бориса и Глеба был разорен и поруган.

Однако Промысл Божий сохранил чудотворную икону Божией Матери, которую своевременно; вынесли из храма и пустили по Днепру, а мощи; святых сокрыли под спудом. Река вынесла икону к берегу Подола в Киеве, где она была с радостью принята православными и с подобающими почестями перенесена в Братский монастырь. Там она и оставалась в течение долгого времени. Предание прибавляет к этому рассказу следующую подробность. Один татарин заметил икону в реке и решил воспользоваться ей для переправы, но едва он коснулся ее, как икона сама поплыла, притом очень быстро и остановилась против Братского монастыря. Татарин, боясь утонуть, отчаянно вопил, на его крики вышли братия из монастыря и направили к нему лодку. Впоследствии спасенный татарин крестился и принял постриг в Киево-Братском монастыре. Празднования Киево-Братской иконе Божией Матери свершаются трижды в году: 6 сентября, 10 мая и 2 июня. Все они посвящены чудесному явлению святой иконы в 1654 году. В описи церковного имущества Киево-Братского монастыря, сделанной в 1807 году, приводится ее описание. Существовала «Песнь о чудотворной Киево-Братской иконе Богоматери», составленная вскоре после 1692 года. Подлинник иконы до нашего времени не сохранился, точный список с нее находится ныне в Киевском монастыре Покрова Божией Матери.

2-я История Киево-Братской иконы

Явление ее последовало в 1654 году в Вышгороде Киевском где она была поставлена в храме по левую сторону от царских врат. В 1662 году, во время войны с Польшей (1659—1667), над Вышгородом разразилось несчастье: татары, бывшие в соям с поляками, переправились через Днепр, ворвались в город И разграбили храм Христиане с риском для жизни пытались спасти святую икону от нечистых рук, но незаметно сделать это им не удалось Тогда они пустили икону по Днепру и она прибыла в Киев и остановилась у подножия Подола. Здесь икону заметили и принесли в Киево-братский монастырь.

Предание прибавляет к этому рассказу следующую подробность. Один татарин заметил икону в реке и решил воспользоваться ей для переправы, но едва он коснулся ее, как икона сама поплыла, притом очень быстро и остановилась против Братского монастыря. Татарин, боясь утонуть, отчаянно вопил, на его крики вышли братия из монастыря и направили к нему лодку. Впоследствии спасенный татарин крестился и принял постриг в Киево-Братском монастыре.

3-я История Киево-Братской иконы

Киево-Братская икона Божией Матери прежде была местной в Борисоглебской церкви в городе Вышгороде (Киевском), где она чудесно явилась в 1654 году. В 1662 году, во время войны России с Польшей (1659 — 1667), городу был нанесен большой урон от воевавших на стороне поляков крымских татар. Храм святых страстотерпцев Бориса и Глеба был разорен и поруган. Однако Промысл Божий сохранил чудотворную икону Божией Матери, которую своевременно вынесли из храма и пустили по Днепру, а мощи святых сокрыли под спудом. Река вынесла икону к берегу Подола в Киеве, где она была с радостью принята православными и с подобающими почестями перенесена в Братский монастырь. Там она и оставалась в течение долгого времени. В описи церковного имущества Киево-Братского монастыря, сделанной в 1807 году, приводится ее описание. Существовала «Песнь о чудотворной Киево-Братской иконе Богоматери», составленная вскоре после 1692 года. Празднования Киево-Братской иконе Божией Матери свершаются трижды в году: 6 сентября, 10 мая и 2 июня. Все они посвящены чудесному явлению святой иконы в 1654 году. Подлинник иконы не сохранился. Писанная с нее икона «мера в меру» находится ныне в Киевском монастыре Покрова Божией Матери.

Дни празднования

Киево-Братская икона Богородицы

Дни Ея памяти:

  1. Переходящее праздноване в субботу Похвалы Пресвятой Бгородицы в Великом посту.
  2. 10 мая по старому и 23 мая по новому стилям.
  3. 2 июня по старому и 15 июня по новому стилям.
  4. 6 сентября по старому и 19 сентября по новому стилям.

Братский Богоявленский монастырь 

 
Братский монастырь, староакадемический корпус
Киево-Могиляксой Академии, Киев

 

"Училищный" монастырь, основанный Киевским братством в 1615 г. для обеспечения всем необходимым Братской школы (позднее Киево-Могилянская академия, с 1819 г. Киевская духовная академия). Монастырь ликвидирован в начале 1930-х годов, после чего ансамблю исторических сооружений был нанесен большой ущерб. С 1992 г. здесь действует университет "Киево-Могилянская академия".

На основании отдельных документальных свидетельств большинство исследователей XIX в. доказывали, что Братский монастырь с Богоявленской церковью и школой существовал уже в 1590-х годах. Обычно ссылаются на благословение патриарха Иеремии в 1589 г. и купчую Андрея Обухова 1594 г., который продал Братскому монастырю дворовое место Сверщовское на Подоле. Будто бы первоначальный монастырь сгорел в 1614 г. и в следующем году был лишь восстановлен. Однако более поздние историки относятся с недоверием к упомянутым документам и считают, что Братский Богоявленскиймонастырь был основан лишь после 1615 г.

Согласно дарственной Галшки Гулевичевны от 15 октября 1615 г. Киевское братство получило большой участок на Подоле, где были основаны школа, "шпиталь" (богадельня) и монастырь при них — в будущем это заведение преобразовалось в прославленную Киевскую академию. Около 1618 г. в состав Братского училища вошла приходская школа, основанная Иовом Борецким при Воскресенской церкви. Первым игуменом монастыря и одновременно ректором школы стал Исайя Копынский.

Выдающимся ктитором Братского монастыря был гетман Петр Сагайдачный, который в 1622 г. был похоронен рядом с деревянной Богоявленской церковью, сооруженной на его средства. Именно Сагайдачный пригласил в Киев Иерусалимского патриарха Феофана, благословившего Братство в 1620 г. На то время в монастыре существовала еще церковь святой праведной Анны на паломническом подворье. Позднее, при святителе Петре Могиле, к ним добавилась каменная Борисоглебская церковь при трапезной палате. По требованию братчиков святитель Петр Могила в 1632 г. присоединил к братской школе училище, первоначально основанное им в Печерской Лавре, и преобразовал его в коллегию. Статус академии заведение получило от Петра I в 1701 г.

В конце XVII в. стараниями гетмана Ивана Мазепы в монастыре развернулось большое каменное строительство: на месте деревянной церкви был возведен каменный Богоявленский собор; трапезная Борисоглебская церковь была надстроена вторым ярусом, в котором устроена церковь Святого Духа; в начале XVIII в. начато сооружение каменного академического корпуса с храмом Благовещения Пресвятой Богородицы. Второй этаж этого здания соорудил в 1732—40 гг., по заказуРафаила Заборовского, архитектор Иоганн Шедель. Ему же приписывают чрезвычайно красивое крыльцо Богоявленского собора.

 
Благовещенcкий храм Киево-Могилянской академии


С 1731 г. монастырь получил статус архимандритии. Архимандрит монастыря по совместительству был ректором академии. Высшие административные должности занимали монахи монастыря (преподаватели могли быть и светскими лицами). Во второй половине XVIII в. построены колокольня, каменный шинок рядом с ней и дом архимандрита (после пожара 1781 г.). В 1790-х годах появились солнечные часы, сохранившиеся до нашего времени. Во время секуляризации 1786 г. монастырь был закрыт. Но уже в 1799 г. он был восстановлен и укомплектован штатом черниговского Гамалеевского монастыря, перед тем сгоревшего.

Ансамбль монастыря окончательно сформировался после пожара 1811 года, под руководством Андрея Меленского. В 1820—30-ые годы на монастырском подворье им возведены несколько корпусов келий, просфорня, новый академический корпус и корпус лавок, реконструирована колокольня. Эти сооружения выполнены в стиле ампир. В то же время, реставрируя Богоявленский собор и Старый академический корпус, Меленский сохранил барочные формы архитектуры.

Духовная академия окончательно прекратила свою деятельность в начале 1920 г. Монашеская община ликвидирована в начале 1930-х годов, монастырские сооружения передали промышленной государственной артели. В 1935 г. разрушен Богоявленский собор, в 1953 г. — колокольня. Долгое время на месте обители размещались Киевское высшее военно-политическое морское училище, филиал Центральной научной библиотеки АН УССР, больница. На территории были возведены новые здания.

В 1991 г. решением Верховной Рады была возобновлена деятельность Киево-Могилянской академии на ее исторической территории как светского независимого университета.

На территории древнего монастыря сейчас являются действующими две церкви: храм Святого Духа и Благовещенский храм, принадлежащие Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата.

Адрес: ул. Григория Сковороды, 2.

Братский Богоявленский монастырь в Киеве (дореволюционная фотография) 

 

http://kiev-brat.kiev.ua/ Страничка Церкви в честь иконы Божией Матери "Киево-Братская" в в с. Горенка, Киевосвятошинского району, Киевской области.

Куда исчез с Подола Киево-Братский монастырь

В конце ХVI века в Киеве на Подоле возник Братский монастырь. В 1662 году там дивным образом обрелась чудотворная икона Богородицы ― приплыла по Днепру и остановилась как раз напротив монастыря. Так появилась «Киево-Братская» Богородица.

Эта икона была очень популярна среди киевлян. Поскольку монастырь был расположен на одной из самых бойких торговых площадей Киева ― «Контрактовой», все важные и спорные вопросы решались перед Братским образом Божьей Матери.

Дней почитания иконы было установлено несколько, и все они посвящались чудесному явлению образа в 1654 году. Один из них ― 19 сентября.

В 1919 году Братский монастырь на Подоле был закрыт, а образ Киево-Братской Богородицы считался утерянным.

Однако в 2009 году в фондохранилищах Национального художественного музея Украины чудотворный оригинал нашелся.

Сейчас в Киеве на Подоле нет монастыря, однако он возрождается в другом месте. А недавно, летом 2015 года, для обители с оригинала была написана точная копия чудотворной Киево-Братской Богородицы.

Где и как происходит возрождение монастыря, как возникла эта идея, как писали точную копию Братской Богородицы ― порталу «Православие в Украине» рассказал строитель обители в честь иконы Божьей Матери «Киево-Братская» архимандрит АХИЛА (ШАХТАРИН).

Кстати, совсем скоро выйдет в свет его книга, посвященная истории Киево-Братского чудотворного Богородичного образа.

Монастырь в кредит

― Отец Ахила, в 2007 году под Киевом, в селе Горенка Киево-Святошинского района по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира была создана община и приход в честь иконы Божьей Матери «Киево-Братская». Вас назначили настоятелем. Расскажите, как все начиналось?

― В 2008 году по назначении меня настоятелем прихода я, взявши в банке кредит под залог родительского дома, купил в Горенке три смежных участка общей площадью 15 соток. Так и было положено начало.

Затем ― долголетняя выплата кредита. А после ― подарил это все монастырю. Так обитель появилась на свет.

― Почему в Горенке, ведь раньше монастырь был в Киеве, на Подоле?

― В Горенке — потому что именно тут была построена и освящена церковь во имя Братской иконы Богоматери. А идея возрождения именно монастыря пришла в связи с тем, что из среды прихожан появились желающие, они и стали первыми насельницами.

«Мы за сёстрами не гоняемся»

― Расскажите о монастыре: что здесь сейчас есть, много ли насельников, каков устав и что в планах?

― Монастырь женский. Настоятельница ― игуменья Глафира. Сестер пока мало, но и погони за ними нет. На сегодня в монастыре три монахини: игуменья, казначея и одна схимница.

Я был настоятелем прихода, а при открытии монастыря получил назначение на должность духовника обители.

Устав монастыря строг: начало утренних служб в 2 часа по полуночи: полунощница, в 3 часа утреня, в 9 часов часы и, если есть, Литургия (а служится она не каждый день). В 15 часов вечерня и в 18 часов повечерие.

Монастырь небольшой, всего 15 соток. Кроме церкви, имеется небольшой сестринский корпус с кельями и трапезной. Все остальное ― в планах.

При приходе осталась воскресная школа. Создавать что-то подобное Братскому училищному монастырю мыслей не было. Тем более, что Братский монастырь был мужской, в честь Богоявления Господня, а наш ― женский, в честь иконы Божьей Матери «Братская».

С каких пор иконы пишутся в музеях?

― Кстати, об иконе. Для прихода была написана храмовая Киево-Братская икона по сохранившимся копиям и историческим описаниям оригинала. Это было до чудесного обретения оригинала в 2009 году. Насколько различаются храмовый образ и оригинал?

― С момента постройки храма, а затем и основания монастыря была написана храмовая икона, но тогда иконописец не видел оригинала. Поэтому эта, первая икона, отличается. Мы планируем использовать её, например, для участия в крестных ходах.

― Как возникла идея создать список чудотворной иконы для прихода?

― Идея создания списка пришла после моего знакомства с профессором искусствоведения Людмилой Миляевой. Ей уже 90 лет, но она еще преподает. При написании книги об иконе я цитировал Людмилу Миляеву и потом решил разыскать её и познакомиться лично.

Я увидел потрясающего человека — учёную, сделавшую немало для спасения и сохранения самых знаменитых украинских икон, находящихся сегодня в Национальном художественном музее Украины. Постепенно пришел к выводу, что, воспользовавшись случаем такого знакомства, нужно непременно сделать копию иконы.

Музей пошел навстречу, дал добро на копирование, не взяв от нас ни копейки.

― Кто является автором копии чудотворного образа?

― Благодаря участию все той же Людмилы Семеновны Миляевой музей мне посоветовал художника-реставратора. Так я познакомился с Екатериной Касьяненко, довольно известной в кругах современных художников. К тому же, она уже делала одну копию Братской иконы для Духовской церкви бывшего Братского монастыря.

― А где писали копию?

― Икону писали в музее, прямо перед чудотворной.

Приложиться к чудотворной иконе пока нельзя нигде

― Как долго шла работа по написанию копии, и как проходило освящение? Нужно ли было заново освящать оригинал?

― Работа по изготовлению списка длилась с декабря 2014 по июль 2015 года. И вот 28 июля сего года музей предложил осуществить освящение списка у чудотворной иконы, что и состоялось в назначенный срок. 28 июля было выходным днем в музее, и чудотворная икона была вынесена в холл.

Оригинал не освящали, так как он чудотворен. А вот при оригинале освятили список, что, собственно, является традиционным для нашей Церкви.

― Какова судьба оригинала? Он и дальше будет храниться в запасниках музея? И где находится роскошная риза, украшавшая икону?

― Что касается оригинала, оклад снят с иконы и хранится в другом отделе музея. Сама икона, отреставрированная, должна быть выставлена в экспозицию музея, и к ней можно будет всегда приходить.

― Будете ли вы со временем украшать ризой свою икону?

― Ещё не думали об этом. Сейчас собираем средства на киот. Список находится в алтаре нашей монастырской церкви, и без киота выносить икону для поклонения пока не будем.

Главное чудо от иконы в наши дни уже произошло

― Вы упомянули о работе над книгой об иконе. Когда она выходит, и какие материалы вы использовали при её написании?

― Книга уже готова. Сейчас как раз сшивают тираж, и она выйдет в свет совсем скоро. Называется «Киево-Братская икона Божией Матери». В ней собраны практически все дореволюционные, а также современные сведения об иконе.

Очень ждет выхода моей книги музей, поскольку туда включены и изыскания научного сотрудника музея Галины Беликовой, и профессора Людмилы Миляевой.

― В книгах о чудотворных иконах всегда есть раздел не только о прежних, но и о теперешних чудесных проявлениях милости Божьей. В вашей тоже будет такой раздел?

― О чудесах из прошлого собрано практически всё, а вот о современных издание будет позже. Да и главное чудо то, что икона всё-таки нашлась!

Беседу вела Виктория Кочубей

Фото с ФБ-странички архимандрита Ахиллы

Киево-Братский монастырь, Киево-Братская икона Киево-Братский монастырь, Киево-Братская иконаКиево-Братский монастырь, Киево-Братская иконаКиево-Братский монастырь, Киево-Братская иконаКиево-Братский монастырь, Киево-Братская иконаКиево-Братский монастырь, Киево-Братская иконаКиево-Братский монастырь, Киево-Братская иконаКиево-Братский монастырь, Киево-Братская иконаКиево-Братский монастырь, Киево-Братская иконаКиево-Братский монастырь, Киево-Братская иконаКиево-Братский монастырь, Киево-Братская иконаКиево-Братский монастырь, Киево-Братская икона

Aрхимандрит Ахилла (Шахтарин)
© 2017 ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ НА ВОДАХ. Все права защищены.
Joomla! - бесплатное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU General Public License.