1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.78 (20 Голосов)

25 ноября празднование Киккской иконе Божией Матери, именуемой Милостивая

Высоко в горах на западе горной системы Троодос находится самый прославленный и богатый монастырь Кипра — Киккос. Тайнами и легендами овеяна история существования этого монастыря. Место его расположения потрясает своим великолепием и включает еще несколько построек. Чтобы получить множество ярких впечатлений от пребывания на Кипре, следует непременно посетить монастырь. Это не только возможность увидеть очередную историческую достопримечательность, но и прекрасный шанс побывать в святом месте, почувствовать неповторимую ауру и просто духовно насладиться.

История существования монастыря Киккос очень давняя (первое письменное упоминание 1136 год), а само его возникновение подобно чуду. По легенде, византийский наместник Кипра (Мануил Вутомитис), охотился на этих землях, где сейчас расположен монастырь. Мануил заблудился и долго плутал по лесу, пока на его пути не повстречался Исайя — старый отшельник.

Наместник поинтересовался у старика, как ему вернуться в столицу, однако тот принял обет молчания и ничего ему не смог ответить. Тогда Мануил, не на шутку разозлившись, ударил Исайю.
Домой наместнику все же удалось вернуться, однако вскоре его поразила страшная болезнь — паралич. Мануил подумал, что горе случилось с ним из-за того, что он обидел святого человека, и тогда наместник дал приказ отыскать и привести к нему старика Исайю. Поручение было выполнено, и наместник смог извиниться, после чего болезнь отступила.
Исайя же в знак благодарности попросил наместника привезти из Константинополя священную икону Богородицы, написанную еще при жизни Девы Марии. Мануил исполнил требование, попросив икону у самого Императора. Последний не хотел отдавать ее, но ему пришлось.
Император оставил себе только копию — а загадочная болезнь, ранее поразившая Мануила, теперь настигла и его, а также его дочь. После того как властитель передал икону и выделил деньги на строительство монастыря, он и его дочь исцелились. Позже этот монастырь назвали Киккос, а эта легендарная икона находится в нем до сих пор.
Кикская икона Божией Матери под покровом.
Существует поверье, что любого человека, который приходит к священной иконе Богородицы с верой, реликвия исцеляет. Святость ее образа столь велика, что далеко не каждый человек может смотреть на нее. Икона привлекает многочисленных паломников и туристов в монастырь Киккос. Сюда ежегодно приезжает около 100 тыс. человек.
История существования монастыря непростая: он четырежды выгорал дотла, однако икону каждый раз спасали из огня. Сейчас она покрыта окладом из золота и серебра, а сверху задрапирована тканью. Материю снимают, когда икону выносят на улицу в засушливые периоды, чтобы привлечь дождь. Но даже в таких случаях монахи не смеют смотреть на лик святой Богородицы. Интересно, что несмотря на смену властителей и религий, Киккос всегда оставался центром православия на острове.
Сегодня в Киккосе, как и прежде, ведутся православные службы, а монастырь живет своей жизнью и радушно встречает всех посетителей. Вход для туристов, желающих посетить службу, свободный. Есть возможность приложиться к иконе, затруднение может вызвать лишь то, что священники не владеют ни английским языком, ни русским.
Отыскать монастырь Киккос в горах просто — практически повсюду встречаются указатели дороги к комплексу. Все желающие могут отправиться в Киккос как в составе туристической группы, так и самостоятельно, наняв себе проводника.

О Кикской иконе Божьей Матери, именуемой Милостивая
По преданию, икона Божьей Матери "Кикская", именуемая «Милостивая", была написана святым апостолом Лукой. Вместе с двумя другими написанными им образами он отослал ее в Египет. Оттуда образ был переправлен в Царьград (Константинополь), чтобы сохранить святыню от гонителей христианской веры.

Когда же здесь начались гонения на христиан, то икона была отправлена в 980 году в Царьград. Но на пути корабль был захвачен сарацинами. Однако и нечестивые враги христианской веры попали в плен к грекам, которые и доставили образ в Константинополь. Несмотря на многочисленные нападения на корабль, образ достиг берегов Константинополя и хранился там в царских чертогах вплоть до XII века, после чего был торжественно перевезен на остров. 

В царствование императора Алексея I Комнина (годы правления 1081 — 1118 гг.) образ этот был перевезен на остров Кипр. Этому предшествовали следующие события. Однажды правитель Кипра Мануил Вутомитис охотился в горах. Сбившись с дороги, он заблудился и встретил благочестивого инока-отшельника старца Исайю. Не желая быть узнанным, старец попытался скрыться от Мануила, но тот счел такой поступок инока за пренебрежение к себе и, догнав старца, жестоко его избил. Прошло немного времени, и Мануила постигло Божие наказание: он впал в тяжелый недуг — расслабление. Вспомнив о своем поступке с иноком, Мануил понял, что болезнь его — наказание за содеянный грех. Со слезами он обратился ко Господу, прося Его даровать исцеление и возможность испросить у старца прощение.

Между тем старец получил откровение, что все, случившееся с правителем, ниспослано Богом для того, чтобы написанная святым апостолом и евангелистом Лукою икона Богоматери была перенесена из императорских чертогов Константинополя на Кипр. Старцу было приказано открыть об этом правителю острова, когда тот к нему явится.

Старец исполнил повеление, но когда Мануил Вутомитис услышал об откровении, то устрашился и сказал Исайе:

— Прости меня, отче! Это дело выше сил моих. Кто я, чтобы дерзнуть сказать императору что-либо подобное? Требуй от меня другого удовлетворения.

Но старец отвечал ему: 

— Если хочешь получить прощение, то сделай именно это; исполняя приказанное, ты будешь иметь Помощницею Богородицу, ибо так мне открыто.

Мануил дал обещание содействовать перенесению образа, но просил старца отправиться вместе с ним в Царьград. Исайя согласился, и оба они прибыли в столицу. Мануил долго не осмеливался сообщить императору о цели своего приезда и объяснял это старцу тем, что боится утруждать царя своею просьбою и выжидает для этого удобного случая. Тогда старец решил возвратиться на Кипр. Перед отъездом он снова просил Мануила скорее исполнить открытое ему повеление Божие.

Возвратясь в свое уединение, Исайя предался великой скорби о своем безуспешном путешествии. Но однажды во сне он услышал утешительные слова:

— Не скорби, старец! Источающая благодать чудотворная икона Богородицы скоро придет к тебе, так угодно Пресвятой Владычице.

Ободренный этим откровением, Исайя принялся за постройку храма во имя Пресвятой Троицы на средства, данные ему Мануилом.

В это время у Алексея Комнина опасно заболела единственная и горячо любимая дочь. Недуг царевны был подобен той болезни, которую перенес правитель Кипра. Узнав о случившемся, Вутомитис счел возможным именно теперь приступить к императору со своей просьбой. Между тем врачи отчаялись в спасении царевны, и император предался неутешной печали и плачу. Мануил пришел во дворец и, увидев плачущего владыку, сам залился слезами. Тогда император сказал Мануилу:

— Неужели никто не может утешить меня и указать врачевство для моей дочери? 

— Государь! — начал свою речь Мануил. — Я страдал такою же болезнью на острове Кипр, и если бы не помог мне Господь ради молитв подвижника Исайи, я давно бы умер. Этот старец заповедал мне возвестить, чтобы ты перенес находящуюся в твоих чертогах икону Богоматери на Кипр, в его обитель, как это было открыто ему в видении. Если ты не сделаешь этого, то дочь твоя не исцелится. Старец сам приходил со мною, чтобы при моем посредничестве объявить тебе волю Божию, но я, не находя удобного случая, не осмеливался говорить об этом твоему величеству. Подвижник уже возвратился на остров, но перед своим уходом завещал мне сказать тебе все. Ты же делай по твоему изволению. Император, выслушав эти слова, опечалился. Обещая Мануилу исполнить волю Матери Божией, он со слезами воскликнул:

— Если такова воля Твоя, Богородице Дево, то могу ли я, бедный, воспротивиться Твоему хотению, Госпожа моя и Владычица?! Но молю Тебя: избави дщерь мою от неисцелимого и тяжкого недуга, и я со всею готовностью отпущу честную икону на остров Кипр.

Вскоре царевна исцелилась, но Алексей Комнин медлил исполнить свой обет, потому что не хотел расставаться с великой святыней своего града. Тогда нерадивого земного владыку постигло Божие наказание: император сам впал в тяжкий недуг. В болезни он увидел действие Промысла Божия, повелевающего ему исполнить обещание. Раскаиваясь в неисполнении обета, император велел лучшему иконописцу сделать список с находившейся у него в чертогах иконы. Эту копию он и намерен был отправить на остров, но Пресвятая Дева явилась ему в сновидении и грозно сказала:

— Оставь свою икону здесь, а Мою немедленно пошли на остров монаху Исайе, ибо так Мне угодно.

Согласно же с другим изустным, но свято хранимым до сего дня в Киккской обители преданием, монах Исайя во второй раз прибыл в Константинополь, чтобы получить икону Божией Матери. Проявляя лукавство, самодержец поставил его перед необходимостью сделать выбор, показав ему две, казалось бы, совершенно одинаковые иконы, одна из которых была подлинником, а другая — только копией. В ту же ночь во сне монаху Исайи явилась Сама Пресвятая Владычица, сказав ему следующее: «Та икона, на которую сядет пчела, является подлинной». Так и случилось — и монах Исайя, с помощью Матери Божией, сделал правильный выбор. Поэтому эмблемой — своего рода «гербом» Киккской обители — и стала пчела. После этого царь не решился удерживать у себя образ. Он снарядил корабль и с великой честью препроводил икону на Кипр к Исайе, послав ему и значительную сумму денег на устройство храма. Мануилу же велел во всем оказывать содействие иноку. Однако император строго приказал, чтобы лики Божией Матери и Богомладенца были закрыты пеленой, дабы никто не дерзнул на них взглянуть. 

Когда икона прибыла на Кипр, ее встречали с большими почестями. Жители острова прошли с ней от морского побережья до Троодоса. Не только люди, но и деревья, и птицы, и морские раковины радостно приветствовали Пресвятую Госпожу. Деревья преклонялись перед святым образом, а раковины, поднявшись со дна моря, сопровождали процессию. Даже в наше время можно увидеть склоненные сосны — чудесные свидетельства всеобщего ликования и почестей, которыми встретил Кипр икону Пресвятой Богородицы.

Исайя воздвиг на Киккской горе еще один храм, во имя Божией Матери, и поставил в нем Ее образ. Им же были построены около храма кельи для иноков, назначен игумен, дан иноческий устав и содержание на обитель. Мануил подарил монастырю три селения, и этот дар был подтвержден императорской грамотой. Обитель получила название Царской, как построенная на средства императора.

С древних времен и доныне в обитель Богоматери со всех сторон стекаются страждущие всевозможными недугами и по вере своей получают исцеление. Не только православные, но и иноверцы преклоняются перед чудодейственной благодатью святой иконы. По молитвам пред нею многократно ниспадал на землю обильный дождь во время засухи, бесплодные жены получали чадородие, кровоточивые исцелялись. Однажды немой отрок заговорил, помолившись у образа. Другой, лежавший на смертном одре, ожил. Воин Георгий, сломавший в дороге ногу, был здесь чудесно исцелен.

Как-то раз знойным днем инок, трудившийся на послушании, обессилел от жажды и в своем несчастии обратился к Богородице. Вдруг он услышал голос, повелевавший ему ударить рукою о камень, на который подвижник опустился в изнеможении. Тотчас по исполнении повеления из камня потекла вода, утолившая его жажду. На этом месте образовался источник, при котором совершилось множество чудес. Иеромонах Мелетий, страдавший сильной головной болью и тщетно искавший облегчения у врачей, омыл голову в водах этого источника и тут же получил исцеление. Инок Антоний исцелился здесь от раны на ноге, а монах Парфений — от лихорадки, мучившей его 13 месяцев.

Однажды язычник дерзновенно поднял руку на святой образ и был тут же наказан: мгновенно рука его высохла, в память чего к иконе была привешена железная рука. Когда в 1751 году возобновляли обитель после пожара, то свод уже оконченного храма вдруг обрушился на строителей. Но заступление Богоматери сохранило их невредимыми. Незадолго до этого чуда некоторые из братии видели светозарную Жену, обходившую монастырь вокруг.

Святая икона известна в Греции и на Кипре как Пресвятая Богородица Елеуса, что переводится как Милостивая, Милующая. Много столетий она прославляется в Греции, России, Грузии, Болгарии, Египте и Эфиопии. Икона украшена серебряным золоченым окладом. По установленному еще во времена Алексея I Комнина обычаю, лики Богоматери и Богомладенца закрыты покровом, который никогда не снимается. Только в периоды засухи монахи переносят икону на соседнюю вершину, известную под названием Трони (Престол), где они служат молебен о даровании дождя. Там покров снимают, но делают это, не глядя на образ Богородицы, обращая его к небу.

Сохранилось предание, что в 1669 году Патриарх Александрийский Герасим осмелился приподнять покров, чтобы увидеть лик Божией Матери, но дерзкий поступок был наказан — Патриарх неожиданно ослеп. Долго он сокрушался и плакал, испрашивая прощение, которое по прошествии некоторого времени было даровано ему Милостивой Владычицей. С тех пор существует поверье, что тот, кто осмелится взглянуть на лик Богородицы, ослепнет.

По материалам сайта www.vidania.ru

                                                                                                                 

Деревянная доска 40х30 см, левкас, темпера, резьба по левкасу, золочение, орнамент.

Празднование Кикской иконы Божией Матери, именуемой Милостивая, совершается 26 декабря (8 января н. ст.).

Молитвенная традиция: Пред иконой Пресвятой Богородицы «Милостивая» молятся об избавлении от засухи, об исцелении от кровотечения, бесплодия и даровании чадородия, об укреплении в нуждах и печалях, о помощи несения иноческого креста,об исцелении от головной боли, об исцелении расслабленных и в семейных скорбях. К помощи этой иконы прибегаютдля исцеления от бесплодия, женских болезней, по молитвам к Киккскому образу на землю нисходит дождь в засушливую погоду. 

Иконографический тип - Богоматерь «Милостивая» (Киккская) принадлежит к типу «Елеуса» - Умиление, на котором ланиты Пречистой и Младенца соприкасаются, Младенец Своею десницей поддерживает край мафория Богородицы; Ее и Его левые руки соприкасаются и вместе держат свиток с текстом.

Именно так выглядит образ Киккской кисти Симона Ушакова (1668), созданный царевым изографом для московского храма во имя святителя Григория Неокесарийского в Дербицах (на Большой Полянке; в 1935 году он был забран в Третьяковскую галерею, где завершает экспозицию отдела древнерусского искусства).

Молитва Божией Матери перед Ея иконой, (икона Божией Матери «КИККСКАЯ» (МИЛОСТИВАЯ)) 

икона Богородицы «МИЛОСТИВАЯ» (КИККСКАЯ)

25 ноября (12 ноября по старому стилю), 8 января (26 декабря)
Пред иконой Пресвятой Богородицы «Милостивая» молятся об избавлении от засухи, об исцелении от кровотечения, бесплодия и даровании чадородия, об укреплении в нуждах и печалях, о помощи несения иноческого креста, об исцелении от головной боли, об исцелении расслабленных и в семейных скорбях.

По преданию, это одна из икон, написанных святым евангелистом Лукой. Иногда она называется Киккскою от названия горы Киккос на острове Кипр. Милостивою же икона называется потому, что Матерь Божия изображена на ней умоляющей Сына и Бога Своего о спасении рода христианского.

Первоначально икона Божией Матери «Милостивая» была передана апостолом Лукой в Египет, где она пребывала до X века. В 980 году из-за начавшихся там гонений на христиан икона БогоМатери «МИЛОСТИВАЯ» (КИККСКАЯ) была отправлена в Царьград, где и пребывала в царских чертогах до начала XII века.
Однажды у императора Алексия Комнена заболела неизлечимым недугом дочь. В это время в Царьград прибыл правитель острова Кипр Мануил Вутомит, которому было внушение свыше выпросить у императора Алексия чудотворную икону для обустройства монастыря на кипрской горе Киккос. После того, как император пообещал отдать икону, дочь его чудесным образом исцелилась. Но императору стало жалко отдавать икону Божьей Матери «МИЛОСТИВАЯ» (КИККСКАЯ) , и он стал оттягивать исполнение своего обещания.
После того, как император сам неожиданно заболел, ему явилась во сне Богородица и повелела незамедлительно послать Её икону на Кипр. Оставив у себя точный список (копию) с чудотворного образа, император приказал приготовить корабль, на котором святая икона была с честью препровождена на остров Кипр.
Здесь на горе Киккской был устроен храм и при храме монастырь, получивший название Императорский, как выстроенный на средства царя. Монастырская летопись фиксирует множество чудотворений, происшедших от «МИЛОСТИВОЙ» чудотворной иконы БогоМатери. Её благодатная сила исцеляет не только христиан, но и иноверцев – всех, кто в скорбях и болезнях обращается за помощью к Пресвятой Богородице.
В Москве особо почитается чудотворная икона Богородицы «Милостивая» из Зачатьевского монастыря. После революции, во время разорения обители чудотворный образ удалось спасти. Несколько десятилетий он пребывал в храме пророка Илии в Обыденском переулке, а в ноябре 1999 года был торжественно перенесён в возрождённый Зачатьевский монастырь. 

икона Богоматери «МИЛОСТИВАЯ» (КИККСКАЯ)Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Милостивая»

О Пресвятая и Преблагословенная Мати Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Милостивая Богородице и Приснодево Марие! Припадая к святей и чудотворней иконе Твоей, смиренно молимся Тебе, Благой и Милосердой Заступнице нашей: вонми гласу грешных молений наших, не презри воздыханий от души, виждь скорби и беды нас обышедшия, и яко любвеобильная воистину Мати потщися на помощь нам безпомощным, унылым, во многия и тяжкия грехи впадшим и присно прогневляющим Господа и Создателя нашего, Егоже умоли, Предстательнице наша, да не погубит нас со беззаконьми нашими, но явит нам человеколюбную Свою милость. Испроси нам, Владычице, у благости Его, телесное здравие и душевное спасение, благочестное и мирное житие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, дожди благовременны и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша, и якоже древле призрела еси милостиво на смиренное славословие послушника Афонскаго, воспевавшаго Ти песнь хвалебную пред пречистою иконою Твоею, и послала еси к нему Архангела Гавриила научити его пети песнь небесную, еюже славословят Тя ангели горе, сице приими благоутробно и наше ныне усердно приносимое Тебе молитвословие, и принеси е Сыну Твоему и Богу, да милостив будет Он нам грешным, и пробавит милость Свою всем чтущим Тя и с верою покланяющимся святому образу Твоему. О Царице Всемилостивая, Мати Божия Всеблагая, простри к Нему Богоноснеи Твои руце, имиже Его, яко младенца носила еси, и умоли Его вся ны спасти и избавити от погибели вечныя. Яви нам, Владычице, Твоя щедроты: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози, благопоспеши всем нам носити иго Христово в терпении и смирении, сподоби нас благочестно житие сие земное скончати, христианскую непостыдную кончину получити, и Небесное Царствие унаследити, Матерним ходатайством Твоим к рождшемуся от Тебе Христу Богу нашему, Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 1
Притецем, людие, со дерзновением к Милостивой Царице Богородице, и умиленно воззовем к Ней: ниспосли, Владычице, милости Твоя богатыя, сохраняя во здравии и благоденствии грешныя рабы Твоя. Болящия исцели, скорбящия утеши и бедствующим помози. И сподоби нас, Премилостивая, благочестно житие сие земное скончати, христианскую непостыдную кончину получити и Небесное Царствие унаследовати. Град наш избави от всякаго злаго обстояния, ограждая Твоим милостивым заступлением. Мирови мир даруй и спасение душам нашим испроси.

Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души к Богу возводиши.

икона Богородицы «МИЛОСТИВАЯ» (КИККСКАЯ)

МОНАСТЫРЬ КИККСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Киккский монастырь. Фото www.cyprus.gov.cyКиккский монастырь. Фото www.cyprus.gov.cy
 

Киккский монастырь всегда играл особую роль в исторической судьбе Кипра, разделяя участь народа, который в трудные периоды его бытия братия пыталась воодушевить, направить на верный путь и защитить. Вот почему Киккская обитель, самый известный кипрский монастырь, так много значит для киприотов.

Полное название обители таково: священный царский и ставропигиальный монастырь Киккской иконы Божией Матери. Царским он называется потому, что был основан на личные денежные пожертвования византийского императора Алексея Комнина (1081–1118); ставропигиальным – потому, что на закладном камне был помещен крест, а на административном языке Церкви это означает, что монастырь обладает самоуправлением, разумеется, в рамках Кипрской Православной Церкви. Происхождение названия «Киккский» неизвестно. Согласно распространенной точке зрения, оно восходит к названию дикого кустарника, произрастающего в данной местности, называемого также и коккос. Предание связывает название «Киккский» и с пением некоей птицы, которая в византийские времена облетала окрестные горы и предвозвещала основание монастыря такими стихами: «На Киккской, Киккской горе будет обитель, / Золотая Госпожа в нее войдет и никогда не выйдет».

Так на самом деле и произошло, поскольку в монастыре, который был построен на Киккских горах, с конца ΧΙ века хранится чудотворная икона Божией Матери Киккской.

Обитель находится в западной части горной цепи Троодос на расстоянии всего 18 км от самой высокой горной вершины Кипра – Олимпа. Она построена на высоте приблизительно 1200 м над уровнем моря, среди буйной растительности – кустарников и деревьев. Как видим, местоположение обители весьма удобно для того, чтобы здесь, ни на что не отвлекаясь, предаваться молитвенному подвигу.

Монастырь существует вот уже 900 лет, при этом братия его посвящала себя не только монашескому деланию. Труды насельников обители были направлены и на то, чтобы укрепить национальное самосознание киприотов; вел монастырь и большую благотворительную работу. Благодаря всему этому Киккская обитель по праву стала считаться одним из важнейших духовных центров острова. Она всегда стояла на страже исторической памяти и православного сознания киприотов, которым пришлось пережить немало тяжелейших испытаний, в том числе и многолетнее порабощение иностранными захватчиками, что несло в себе угрозу полного исчезновения киприотов как народа.

Основание монастыря

Как повествует предание, однажды – это было около 1100 года – византийский губернатор Кипра архонт Мануил Вутомитис отправился на охоту, но заблудился. Он долго скитался в непроходимых в то время лесах Троодоса, населенных редкими зверями и птицами. Наконец ему повстречался отшельник, по имени Исаия, но гордый архонт грубо обошелся с ним, и подвижник, избегавший всего мирского, не стал разговаривать с вельможей. С трудом Вутомитис отыскал дорогу в Никосию. Вскоре архонт тяжело заболел. Решив, что болезнь послана ему в наказание за то, что он был груб с подвижником Божиим, архонт отправил слуг разыскать Исаию. Старца привели к правителю, и Вутомитис со смирением просил простить его. Ничего не сказав в ответ, монах принялся молиться об исцелении страждущего. Почувствовав, что болезнь отступила по молитвам старца, Вутомитис обещал Исаие дать все, что тот у него попросит. Однако святой не пожелал ни денег, ни титулов, но, следуя Божественному повелению, попросил Вутомитиса привезти ему из Константинополя икону Божией Матери – одну из тех трех, что написал евангелист Лука. Правитель заколебался, ибо не был уверен, что сможет убедить императора Византии, Алексея Комнина, уступить святой образ, хранившийся во дворце. Все же Вутомитис отправился в Константинополь, взяв с собой и старца Исаию.

Императора они застали в великой скорби, потому что его единственная дочь была тяжело больна той же болезнью, что ранее поразила и Вутомитиса. Когда представшие перед Алексеем Комниным архонт и монах узнали об этом, старец принялся горячо молиться Господу. Его молитва была услышана, и императорская дочь совершенно исцелилась. Гости поведали императору, что, согласно Божией воле, они должны перенести святую икону на горы Троодоса. Трудно было Алексею Комнину расстаться с драгоценной святыней. Лишь когда он сам был поражен все той же болезнью, он понял: Богу угодно, чтобы он отдал икону. Дал император и средства, необходимые на постройку обители для образа. Исаия с большой радостью перенес икону на Кипр. Здесь народ с особым волнением и благоговением встретил икону Богоматери, а затем торжественно проводил ее до гор Троодоса. Деревья, встречавшиеся на пути шествия, низко склонялись, а из моря чудесным образом выходили раковины и следовали за крестным ходом. Еще сегодня в лесных районах Тиллирии можно встретить склоненные сосны и увидеть морские раковины – этих свидетелей удивительного участия природы во встрече, которую уготовил Кипр иконе Божией Матери. Тогда же вернулся на остров и Вутомитис, который вручил Исаие императорскую грамоту-хрисовул, объявлявшую монастырь ставропигиальным и определявшую для его содержания селения Перистерона, Милос и Миликури.

Самое ранее упоминание о Киккском монастыре встречается в рукописи 1136 года: в ней говорится о покупке некоей книги тогдашним игуменом обители Даниилом. Другие сведения как о первых годах существования обители, так и обо всем византийском периоде ее истории восходят к текстам позднейшего времени. Несмотря на их косвенный характер, эти свидетельства убеждают нас в том, что монастырь оказывал значительное влияние на тогдашнюю духовую жизнь острова. Убедительным доказательством этого могут служить иконы, написанные по типу Киккского образа Божией Матери, которые сохранились до нашего времени на Синае и в Южной Италии.

Латинское господство (1191–1571)

При латинянах кипрский народ не оставил свой горячей любви к Киккскому образу Божией Матери. Он упоминается даже в венецианских документах с именованием «Святая Мария дождя» – факт, который указывает на широкую известность иконы у инославных завоевателей. Слава и влияние Киккской обители были так велики, что после пожара 1365 года сам католический король Петр (1359–1369) изъявил готовность восстановить монастырь, желая этим выразить благоволение своим подданным. Но его супруга Элеонора умолила его позволить ей выделить средства на восстановление обители.

В период латинского господства благодаря манускриптам, создаваемым в обители, сохранялись и продолжались православные традиции и греческий язык, оставалась живой историческая память кипрского народа. В монастыре была мастерская по переписке и украшению рукописей, продолжавшая византийские традиции. В патриаршей библиотеке Иерусалима хранится рукописная Псалтирь, вышедшая из скриптория Киккского монастыря, убедительно демонстрирующая высочайшее мастерство кипрских иноков. Хотя в силу исторических и ряда других причин многие тексты той эпохи утрачены, но через списки Киккской иконы Божией матери, которые были сделаны в XIII–XV веках и сохранились как на Кипре, так и в других местах, ощущается их духовное влияние. Это икона храма Божией Матери Кивоту (XIII в.), что в общине святого Феодора в Агру, икона храма святой Марины (XV в.) селения Калопанайотис, хранящаяся ныне в музее византийских древностей при фонде архиепиcкопа Макария III, и икона храма Божией Матери Дексиа (XV в.) в Салониках.

Турецкое господство (1571–1878)

Мрачный период турецкого господства стал серьезным испытанием для кипрского эллинизма. Иноверный завоеватель принес с собой совершенно чуждую киприотам культуру, другую религию, которые всеми силами стремился им навязать.
Для достижения этих целей на Кипре был размещен многочисленный военный контингент, создавались мусульманские общины. Опираясь на идеологию ислама, Османская империя полагала, что обладает правом жестоко эксплуатировать покоренные народы, вследствие этого пребывавшие в состоянии духовного оскудения и постоянной опасности физического уничтожения.

Киккский монастырь. Гравюра 1778 г.Киккский монастырь. Гравюра 1778 г.

В новых условиях единственной организованной силой и надеждой народа оставалась Церковь, которая его защищала, укрепляла и направляла. Киккский монастырь внес огромный вклад в эту борьбу. В период турецкого господства, когда религиозная вера означала и национальную принадлежность, обитель сохраняла религиозное сознание, являвшееся волноломом против исламизации, которая в конце концов приводила к полному отуречиванию. Тысячи беженцев, пренебрегая трудностями пути и многими иными опасностями, днями и неделями шли в обитель, чтобы помолиться, попросить помощи у святой иконы и одновременно почерпнуть мужество и терпение, чтобы выдержать беды рабства.

Убежищем для христиан были и рассеянные по всему Кипру монастырские подворья, главными из которых были: Архангельское в Лакатамие, святого Прокопия в Эргоми, Ксиропотамское в Пандагие и Синти в Пафосе.

Но не только так противостояла Киккская обитель отуречиванию. В ее стенах развивались искусства, иконопись, резьба по дереву, сохранялись и преумножались традиции греческого образования. Свидетельства этому – кодексы, музыкальные рукописи, святыни и многочисленные документы, хранящиеся и в самом Киккском монастыре, и в других местах Кипра, а также в частных коллекциях, музеях, библиотеках и архивах других стран. Трудно переоценить и значение действовавшей в монастыре с XVIII века греческой школы, пусть и в чем-то несовершенной с сегодняшней точки зрения. В ней преподавал учитель нации Ефрем Афинянин, а учениками были не только послушники обители. Окончив школу, молодые люди возвращались к себе на родину и там – или в священном сане, или в качестве учителей – распространяли полученные ими знания. Школа Киккского монастыря позднее развилась в трехклассную греческую гимназию. Многие из ее учащихся продолжили обучение на богословских факультетах в Афинах, Халки, Школе Честного Креста в Бруклине, в Иерусалиме. Их последующая духовная деятельность – еще один вклад обители.

От обретения независимости (1960) до сего дня

Долгая освободительная борьба кипрского народа завершилась основанием независимого государства Республика Кипр (1960), которому предстояло столкнуться еще со многими трудностями. Турецкое вторжение 1974 года привело к трагическим последствиям: оккупации 40% территории острова, насильственному изгнанию трети населения и 1619 пропавшим без вести.

Архиепископ Макарий III в Киккском монастыреАрхиепископ Макарий III в Киккском монастыре

В годы независимости Церковь продолжала играть первенствующую роль в политических и общественных событиях страны. Не прервались и традиции Киккской обители. Монастырь был на передовой линии борьбы за национальную справедливость, демократию и духовное преуспеяние. Он развил многогранную деятельность и снова был рядом с народом, помогая ему во многих нуждах. С самого начала обитель выделила из своих доходов значительную сумму на основание школ, таких как некогда известные Киккская мужская гимназия (1961) и Киккская женская гимназия (1964), ныне 1-й и 2-й Киккские лицеи, соответственно. За совокупность духовного вклада монастырь Киккской иконы Божией Матери удостоился в 1974 году особой награды Афинской академии наук.

Значительную помощь монастырь оказал и тем жителям, которых преследовали турецкие войска и которые в 1974 году искали убежища в Киккских горах. Обитель открыла двери и приняла тысячи беженцев, дав им кров, утешение и силы. Одновременно монастырь перечислял крупные суммы в соответствующие государственные фонды, откуда средства направлялись на помощь беженцам. На монастырских территориях разместились изгнанные учебные заведения и духовные центры, такие как Сельскохозяйственная гимназия Морфоса, которая в течение многих лет располагалась в стенах духовной семинарии. Монастырь направлял финансовую помощь на цели обороны, на улучшение быта солдат, на строительство казарм для национальной гвардии.

На сегодняшний день в монастыре подвизаются двадцать монахов и два послушника. Настоятелем обители с 1984 года является епископ (ныне митрополит Киккский и Тиллирийский) Никифор, стоящий во главе трудов братии по сохранению традиций верного служения ценностям и идеалам эллинизма и православного наследия острова.

В наши дни обитель продолжает свою многостороннюю деятельность, в том числе и в социальной сфере, способствуя утверждению духовных ценностей народа и одновременно возрождению исторической и культурой его памяти. Монастырь пожертвовал большие площади под строительство школ, передал в дар земли муниципалитетам для устроения культурных центров, на свои средства оборудовал целые лаборатории для тех, кто нуждался в них, как, например, спецшколы для трудно адаптируемых детей. Он финансировал расходы по возведению дополнительных школьных помещений, таких как актовый зал Киккского лицея в Пафосе; создавал компьютерные центры в разных учебных заведениях, таких как Педагогический институт, 1-й Киккский лицей и многие другие.

Монастырский ансамбль

Ансамбль монастыря состоит из множества разнородных архитектурных элементов, поскольку формировался в зависимости от потребностей, условий и финансовых возможностей каждой эпохи. Основу ансамбля составляет храм и различные постройки вокруг него, как-то: игуменский корпус, зал собраний, монашеские кельи, библиотека, музей, залы для приемов гостей, экономический отдел и другие. В центре – мощеный плитами двор с источником.

Сегодня монастырские помещения в большинстве своем реставрированы и украшены изображениями на различные церковные сюжеты. По большей части это мозаика, которая украшает вход, стены внутреннего двора и коридоров, гармонично вписываясь в архитектурные особенности места.

Престольный праздник монастыря Киккской иконы Божией Матери – 8 сентября – Рождество Богородицы, хотя в монастыре торжественно отмечаются все Богородичные праздники. В праздник древней обители тысячи паломников стекаются сюда. Большинство из них поселяется в новых гостевых корпусах, которые в последнее время были построены вместе с другими зданиями рядом с монастырским комплексом для того, чтобы более удобным сделать проживание паломников и других посетителей, которые во множестве в течение всего года приезжают в монастырь.

В окрестностях также находятся монастырские постройки, такие как церковь святителя Василия Великого, церковь апостола Андрея Первозванного и амбеликья с кустами роз, из которых производят благоуханную розовую воду.

Монастырь, по всей видимости, не был построен по единому плану. Он строился в несколько приемов в соответствии с требованиями природного ландшафта.

Сегодня он выглядит таким образом: два вымощенных камнем двора, находящихся на разных уровнях, с двумя входами, окружают корпуса келий. На нижнем уровне двор с севера ограничен главный монастырским храмом (кафоликоном), с юга – средним корпусом, с востока – двухэтажным корпусом, где располагается восточный вход в обитель, так называемый «Като камара», а с запада – водоемом, превращенным в музей.

На верхнем уровне, где располагается центральный вход в обитель, двор ограничен с севера средним корпусом, а с юга, востока и запада – другими соответствующими корпусами. Своды образуют портики перед фасадами строений, находящихся вокруг двора.

На первом этаже южного корпуса располагаются кельи, на втором – монастырская библиотека. В западном корпусе находятся кельи, большой зал собраний и небольшая часовня во имя святого Харлампия. Средний четырехэтажный корпус состоит из келий и складских помещений. В восточной его части располагаются трапезная, поварня и другие помещения. В восточном корпусе рядом с кафоликоном – на первом этаже кельи, а на втором этаже – игуменские покои. И те, и другие богато украшены деревянной резьбой. Монастырь выстроен из местного необработанного камня. Перекрыты монастырские постройки сложенными из камней камарами с новой двухскатной крышей из бетонной черепицы.

Храм

Храм был построен специально для хранения святого образа. Первоначально он был деревянным, как и все монастырские постройки. Деревянные сооружения были легкой добычей пожаров, которые в 1365 и около 1541 годов нанесли обители серьезный ущерб. Тогда же погибли и украшавшие ее великолепные фрески. После пожара 1541 года монастырь был заново отстроен, но на сей раз дерево было заменено камнем. Тем не менее, пожары случались и позднее, в 1751 и 1813 годах. Они стали причиной гибели людей, уничтожили строения внутри обители, монашеские кельи и гостиницы, труды духовного содержания и произведения искусства, насчитывавшие несколько веков, превратили в пепел важные рукописи и исторические документы.

Храм первоначально был однонефным, но позднее стал трехнефным. В своем нынешнем архитектурном виде он представляет собой купольную базилику. Центральный алтарь посвящен Божией Матери, правый придел – всем святым, а левый – архангелам Михаилу и Гавриилу.

Иконостас, согласно имеющейся надписи, был сооружен в 1755 году, то есть сразу после пожара 1751 года. Как он, так и храмовые иконы чудесным образом были спасены от последнего пожара 1813 года. Знаменитая Киккская икона Божией Матери находится в центре иконостаса, она третья по порядку слева от царских врат.

Большинство икон написано в византийской технике, хотя есть некоторые, в которых явно усматриваются элементы западного влияния. К таким относятся и те иконы, что были написаны в конце XVIII века критским художником Иоанном Корнаросом (1745–1812). Декор церкви дополняют лампады, большие подсвечники, паникадила изумительной русской работы XVIII–XIX веков и различные богослужебные сосуды и приношения.
Продолжением храма является колокольня, построенная только в 1882 году, поскольку в течение длительного времени турецкого господства оккупанты не дозволяли звонить в колокола. На колокольне шесть колоколов, самый большой из которых, весом в 1280 килограмм, отлит в России.

Киккская икона Божией Матери

Средоточием Киккской обители является икона Божией Матери Киккская, которая, согласно передаваемому из поколения в поколение преданию, написана святым апостолом Лукой с Самой Богородицы. Эта святая икона известна еще и как Богородица Милостивая («Источник милости»). На ней изображена Богородица, Которая держит на правой руке Христа. Образ этот известен во всем православном мире. С него написаны многие иконы в Греции, России, Грузии, Болгарии, Египте, Эфиопии, что свидетельствует о большом почитании, которым пользуется икона среди православных народов. В 1576 году икона была покрыта серебряной позолоченной ризой, а новая риза была установлена в 1795 году. Лик Божией Матери закрыт и никогда не открывается, вероятно, потому, что таково было желание императора Алексея Комнина, а может быть потому, что так икона внушает большее уважение.

Рассказывают, что в 1669 Александрийский патриарх Герасим дерзнул поднять покров и увидеть лик Богородицы, но за это богохульство был наказан. Со слезами на глазах он был вынужден просить у Бога прощение. Русский монах Василий (Барский), посетивший монастырь в 1735 году, пишет, что монахи открывают лик иконы только в период бездождия и то только после того, как сначала перенесут ее на вершину соседней горы, известной под названием Трон, где поют молебен, причем лика Богородицы они не видят, поскольку он обращен к небу.

Народ очень чтит святую икону. В бесчисленном множестве песен воспевается Божия Матерь Киккская. Весьма велико число исторических свидетельств о тех почестях, которые воздавали этой иконе во время крестных ходов по всему острову. Так же благоговейно ее чтили и верующие из других стран. В старину, отправляясь в паломничество на Святую Землю, заезжали и на Кипр, чтобы посетить этот известнейший монастырь острова. Естественно, что сегодня, когда современные средства сообщения облегчают и сокращают поездки, к иконе приезжает огромное число паломников. В монастырь прибывают верующие из многих частей света, прибегая к чудотворной силе Богородицы, прося исцелений и чтобы почерпнуть сил для перенесения жизненных испытаний.

В храме мы видим приношения, которые свидетельствуют о чудесах Богородицы. Так, например, была принесена в дар частичка языка рыбы-меч – в память о спасении от верной гибели моряков одного корабля, который в 1718 году был пронзен этой огромной рыбой. Один негр захотел осквернить икону, и за это у него отсохла рука, изображение которой в напоминание об этом событии находится рядом с иконой. Чудеса Богородицы воспеваются и в стихах, сочиненных разными стихотворцами; эти стихи не раз публиковались в изданиях для народа. Силой святой иконы в периоды сильных засух лил дождь, бесплодные жены рожали, больные исцелялись. В прошлом островитяне постоянно просили киккских монахов принести икону в их деревни ради освящения, потому что верили, что одного лишь ее присутствия было достаточно, чтобы прекратился мор, эпидемия, чума или любое другое стихийное бедствие. Но особенно икона помогала во время засухи. В исторических источниках приводятся упоминания о частых крестных ходах и молитвах народа с просьбой о заступлении, о том, чтобы отверзлись небеса.

Во время турецкого господства киприоты часто прибегали к помощи святой иконы. Для перенесения иконы и вообще выноса ее за пределы обители требовалось особое разрешение, за выдачей которого христиане обращались к властям с соответствующим прошением. Нередко османские чиновники отказывали, и христианам, чтобы добиться фирмана – разрешения, приходилось доходить до самого султана. Так, фирман 1643 года сообщает, что однажды жителям удалось, обратившись к султану, избавиться от произвола чиновников.

«Трон Богородицы»

На вершине одной из гор к северу от обители находится «Трон Богородицы». В старину здесь действительно стоял деревянный трон, на который ставили икону, когда воссылали молитвы к Богородице, прося о дожде. В 1935 году место деревянного трона заняла бетонная кувуклия, которая в последнее время была заменена другой, большей по размеру и более величественной. Рядом находится захоронение первого Президента Республики Кипр архиепископа Макария III (1913–1977), который входил в число братии монастыря.

Монастырский музей

Музей Киккского монастыря, отвечающий всем современным научным требованиям и международным стандартам, был открыт в мае 1998 года. В нем представлена богатая коллекция церковной утвари, старых географических карт, гравюр, предметов старины и многих других объектов культурного наследия острова. Большая часть церковной утвари, как, например, облачения, иконы, книги и рукописи, хранились до открытия музея в монастыре, но есть в музее и такие экспонаты, которые в прошлые времена были похищены, вывезены из Кипра за границу, а теперь выкуплены на аукционах и возвращены на родину. В монастыре есть мастерская по реставрации рукописей, икон и монастырских святынь, мастера которой прилагают немало усилий для сохранности богатейшей коллекции обители.

Выставочный зал музея, по мысли настоятеля Киккской обители, должен не только отвечать высоким научным критериям, но и быть прекрасно оформленным, чтобы отражать славу и благородство Византийской империи. Он должен соответствовать слову «царский», содержащемуся в названии монастыря, и непосредственно связывать обитель с царскими палатами Константинополя, откуда она ведет свою историю и где получила главную святыню, поскольку ктитором обители считается византийский император Алексей Комнин. Следуя этим предписаниями, полы выставочных залов музея выложили разноцветным гранитом и мрамором, а потолки инкрустировали ореховым деревом, украсили деревянной резьбой и позолотой.

Дополняют декор зала выполненная из кусочков мрамора мозаика, изображающая символические сюжеты, и каменные барельефы. Вся атмосфера богато украшенного выставочного зала, особым образом подсвеченного, звучание византийских песнопений, уникальные экспонаты, большинство из которых изготовлены из драгоценных материалов: золота, серебра, эмали, слоновой кости, шелка, порфиры, жемчуга и других драгоценных камней, – помогают посетителю мысленно перенестись в древние времена и воссоздать в своем представлении славу и величие эллинизма и Православия.

Музей расположен на северо-западе старого ансамбля монастыря. В него попадаешь через сводчатый вход, который находится на северной стороне верхнего большого внутреннего монастырского двора. Открыв тяжелую дверь, посетитель оказывается на лестнице, ведущей в вестибюль музея, где в глубине, в специально обустроенном месте, расположена музейная лавка. Там можно приобрести разнообразные сувениры (книги, слайды, открытки, копии экспонатов и проч.).

Монастырские подворья

Большинство из подворий действовали на Кипре, хотя некоторые, к тому же значительные из них, находились в Константинополе, в Смирне и в Грузии. К сожалению, с 1974 года подворья Ксиропотам, Авлона и Бараджис, оказавшиеся на оккупированной территории, пришли в запустение. По имеющейся информации, их состояние таково, что они довольно скоро могут превратиться в руины. Подворья – неотъемлемая составляющая общей мозаики архитектурного ансамбля Киккского монастыря, но существующие по этой теме исследования немногочисленны, к тому же большая их часть уже устарела, а другие затрагивают частные вопросы археологии, архитектуры или истории искусства.

Анатолий Чуряков
По материалам с официального сайта Кипрской Православной Церкви
  

© 2017 ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ НА ВОДАХ. Все права защищены.
Joomla! - бесплатное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU General Public License.