9 июля празднование Нямецкой Иконы Божией Матери.
празднование: 9 июля
Чудотворная Нямецкая икона Божией Матери в 1401 году была пожертвована Византийским императором Иоанном Палеологом Ясскому митрополиту Иосифу. Святая икона, переданная им в Вознесенский Нямецкий монастырь (основан в XIV веке), прославилась здесь многочисленными чудотворениями. В 1497 году стараниями молдавского господаря святого Стефана Великого в обители был возведен величественный храм в честь Вознесения Господня, ставший архитектурным образцом для многих церквей Молдовы. В этом монастыре впоследствии подвизались и прославились многие подвижники Русской Церкви во главе с великим старцем схиархимандритом Паисием Величковским (1722–1794).
Большим почитанием пользовался чудотворный Нямецкий образ в обители – каждая монастырская служба заканчивалась перед ним. По молитвам Пресвятой Богородице перед Ее святой иконой получали утешение иноки и паломники обители.
Список чудотворного образа позднее был пожертвован неким молдавским князем помещику Черткову, одному из владельцев слободы Михайловки Богучарского уезда Воронежской губернии. В 1846 году образ крестным ходом перенесли в Михайловскую церковь в честь Рождества Христова. На иконе, написанной на полотне древним искусным писанием и помещенной в позолоченную с серебром ризу, была надпись на молдавском языке. Перевод на обратной стороне образа гласил: «Достоверное изображение чудотворныя иконы Пресвятыя Богородицы, которое находится во святом монастыре, именуемом Нямецким (Намцулы), на земле Молдавской; прислано от благочестивейшего Константинопольского императора Андроника Палеолога Александру, воеводе страны Молдавской, в 6907 (1399) году».
Другой замечательный список, оклад для которого изготовил лучший в те времена художник по металлу Ф.А. Верховцев, был сделан с чудотворной иконы для новообразованного Ново-Нямецкого монастыря. 10 октября 1864 года список святыни был встречен в обители словами: «В обитель нашу Ново-Нямецкую приходит Сама Царица и Спасительница рода христианского. Наша Надежда и наша Заступница. Припадем к Богородице и вознесем к Ней с сокрушенным сердцем свои молитвы». От этой иконы также произошли многочисленные чудотворения, свидетельства о которых хранятся в центральном архиве г. Кишинева.
В настоящее время чудотворная икона Пресвятой Богородицы, привлекая к себе на поклонение тысячи паломников, пребывает в румынском Нямецком монастыре.
НЯМЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ СЕГОДНЯ
Нямецкий монастырь, в котором некогда подвизался преподобный Паисий Величковский (1722–1794, память 15/28 ноября), расположен к северо-западу от румынского города Тыргу-Нямц. Монастырь был основан в XIV веке. В XV веке обитель становится центром книгописания: здесь переписывали рукописи такие известнейшие мастера, как книжник и автор многих миниатюр Гавриил Урик и каллиграф Феодор Мэришеску. В 1497 году молдавский господарь святой Стефан Великий возвел на территории монастыря монументальный храм Вознесения Господня, ставший архитектурным образцом для многих церквей Молдовы. Преподобный Паисий Величковский переселился в монастырь вместе с учениками в 1779 году.
О сегодняшней жизни монастыря корреспонденту сайта Православие.Ру рассказал старец (то есть настоятель; в Румынии старцами называют настоятелей и наместников всех монастырей) архимандрит Бенедикт (Сауциуц).
– Отец Бенедикт, расскажите, что представляет собой Нямецкий монастырь сегодня?
– Сейчас в самом монастыре подвизаются 63 монаха и еще 50 – в скиту. Рядом с монастырем находятся храм во имя святого Иоанна Сучавского и больница. В храме есть чудотворная Нямецкая икона Божией Матери. Во время нападения турок в 1821 году она была обретена как раз на том месте, где позже был построен скит. 100 лет спустя в двух километрах от этого скита был построен еще один скит. Всего у нашего монастыря восемь скитов – в горах и в лесу, неподалеку от монастыря. В 60 километрах от монастыря расположены монастырские виноградники – семь гектаров земли.
– За свою 600-летнюю историю монастырь когда-нибудь закрывался?
– Монастырь всегда был открыт, но при коммунистах в нем было мало монахов. В 1948 году в монастыре было 500 монахов, но после декрета 1956 года осталось только 30, потому что монахов моложе 70 лет заставляли работать. Скиты были закрыты. Только после декрета 1964 года монахи стали возвращаться. В 1980 году здесь было уже много монахов. И я пришел сюда в 1982 году.
– В монастыре много посетителей. Такой наплыв только летом или всегда? И кого больше – паломников или туристов?
– К нам круглый год приезжает много и паломников, и туристов. И тех, и других примерно одинаковое количество. При монастыре действует большой культурно-паломнический центр, который мы построили специально, чтобы принимать такое количество приезжающих.
– Когда появился этот центр?
– В 2003 году. В нем имеется гостиница на 100 мест, трапеза на 120 мест, зал для конференций на 900 мест, интернат, информационный центр для паломников. Мы проводим на его базе очень много различных мероприятий, инициаторами части из них являемся сами.
– Кроме румынских паломников, из каких православных стран к вам приезжают?
– К нам едут из Македонии, Украины, немного из Греции. Из России приезжают очень редко, в основном монахи и паломники. При коммунистах из России и других соцстран приезжало много людей, они жили в монастыре, проходя лечение на расположенных рядом бальнеологических курортах.
– При преподобном Паисии монастырь был известен как крупный книжный центр. Сейчас монастырь занимается какими-нибудь издательскими проектами?
– Да, конечно. Во времена святого Паисия были в ходу еще рукописи, и книги монастырь не печатал. Первые книги были напечатаны лишь в 1806 году. При преподобном Паисии было 1100 монахов 23-х национальностей: греки, русские, румыны, болгары, македонцы и другие. Учениками святого Паисия было основано 110 монастырей по всему миру.
Что же касается издательской деятельности монастыря… Издательство в монастыре существует с 1808 года. В 20-е годы прошлого века была небольшая пауза в его работе. Но с 1922 года деятельность издательства возобновилась, оно работало и при коммунистах: это было единственное церковное издательство, которое выпускало книги и календари для Румынской Церкви. Сегодня мы выпускаем много различной литературы: катехизисы, жития святых, жизнеописания подвижников Церкви. Очень много печатаем книг из духовного наследия старца Клеопы (Илие), который подвизался в Секу.
– В соборе в раке преподобного Паисия находится лишь небольшая частица мощей. Какова судьба остальной части святых останков?
– Когда в 1910 году вскрывали могилу преподобного, обнаружили вот эти частицы. Мы считаем, что другие части мощей все еще под спудом.
У преподобного Паисия было больше 1000 учеников, которые разошлись по всей православной Европе. И существует версия, что мощи преподобного могли унести некоторые из его последователей, уходивших из Нямецкого монастыря, а хранящиеся у нас мощи не принадлежат святому Паисию. Но это всего лишь версия.
У нас чрезвычайно высоко оценивается вклад преподобного в румынское и славянское монашество и как переводчика духовной литературы, и как продолжателя исихазма и старчества.
– При таком наплыве паломников удается ли вам продолжать традицию исихазма, заложенную здесь святым Паисием? И есть ли среди вашей братии хотя бы один исихаст?
– Наши исихасты живут в скитах. Известные своей духовной жизнью монахи живут в основном в лесу. При коммунистах в лесу жили многие. Вот почивший старец Клеопа тоже в свое время отшельничал.
– Что сегодня представляет собой монастырская библиотека, основанная преподобным Паисием?
– У монастыря самая большая и самая старая библиотека в Румынии. Она насчитывает 22 тысячи печатных и рукописных книг. В основном это духовная литература XVII и XVIII веков. Это наследие эффективно используется: рукописи и книги переиздаются, с ними работают специалисты, ученые используют их как материал для научных трудов.
– При монастыре есть семинария?
– Да, есть рядом семинария для подготовки священнослужителей. Там сейчас обучается 400 студентов, из них 150 – монахи.
– Каково значение Нямецкого монастыря для Румынии?
– Нямецкий монастырь был самым большим монастырем в Румынии, и сегодня наши верующие чтут духовное наследие тех, кто некогда здесь подвизался. Для Румынии он всегда значил то же, что и для всего православного мира: это известная школа монашества.
– В крипте монастырского кладбищенского храма имеется костница. Эта афонская традиция прижилась только в Нямецком монастыре или существует и в других румынских монастырях?
– Костницы в других обителях тоже есть. В храме, который стоит на месте возведенной в 1100 году первой церкви во имя Иоанна Богослова, собраны останки братии. Они были извлечены при коммунистах, когда была угроза поругания останков. Сегодня на этом кладбище мы уже не хороним, последние захоронения были произведены незадолго до падения безбожного режима.
НЯМЕЦКАЯ ЛАВРА
XVII в. — первая половина XVIII в. были периодом ослабления иноческой жизни, а старчество было забыто не только на Руси, но и на Святом Афоне. И возродилось оно только в небольших скитских общинах, существовавших в Молдавии. Для возрождения его нужен был деятель, который бы примером личного аскетизма, своим словом, энергией и влиянием ввел старчество в общежительную жизнь русских монастырей. Таким деятелем явился преподобный Паисий Величковский (в миру Петр Иванович Величковский), прошедший жизненный путь от полтавского подростка до игумена Нямецкой лавры. В течение своей более чем 70-лет ней жизни, преодолевая внутренние колебания на пути исканий, он подвизался в различных местах.
Некоторое время он подвизался в молдавском монастыре Святого Николая, располагавшемся посреди острова на реке Тясьмин. Здесь он выполнял различные работы с таким усердием, что через некоторое время игумен монастыря постриг 19-летнего юношу в рясофор с именем Платон. Но вскоре православие стало подвергаться гонениям со стороны униатов: церкви закрывались, братию изгоняли из монастырей, и тогда Платон вернулся в Киев. Приют он нашел в типографии Киево-Печерской лавры, где овладел искусством чеканки икон на меди.
Много потом пришлось странствовать ему по России, югу Украины, Молдавии; долго жил на Святой горе Афон, где постигал тайны исихазма. На Святом Афоне ему разрешили поселиться в маленькой келье, вокруг него в нищете жили монахи, погруженные в безмолвие. Он посещал их всех, но не нашел среди них опытных старцев, и больше научался от книг, которые брал у болгарских монахов. Видимо, Богу неугодно было, чтобы преподобный здесь обрел желаемое, и тогда рясофорный монах Платон отдал себя в руки Провидения и остался один.
В отшельнических трудах и молчании он провел три года, а потом его постригли в мантию с именем Паисий. Из-за огромного недостатка на Афоне в священниках и исповедниках и после неоднократных просьб со стороны других монахов преподобного Паисия посвятили в иеромонаха. Он поселился в старой пустой келье, посвященной пророку Илии, построил церковь, трапезную и 16 келий, но скоро и их не стало хватать.
Оказавшись наставником этой братии, преподобный Паисий встал перед необходимостью «поучать» ее, но поучать следовало не собственному разумению (уже одна претензия на это считалась ересью), а от «богодухновенных писаний» и от «святых отцов». Поэтому преподобный Паисий и его ученики стали активно собирать и переписывать славянские книги.
Монахи жили в тесноте, и тогда отец Паисий стал подумывать о возвращении во Влахию, чтобы там устроить новый монастырь. Когда изза притеснений хозяйничавших на Святой горе турок братии пришлось уехать, у них уже было собрано много интересовавших их книг. Вместе с 60 иноками он добрался до Влахии, но не нашел подходящего места и пошел в Яссы. Здесь он получил от молдавского митрополита дальний монастырь, в котором и поселился со своими единомышленниками, а в 1763 г. перебрался в дальний молдавский монастырь Драгомирна (во имя Сошествия Духа Святого). Здесь началась серьезная переводческая деятельность «родимца полтавского», принесшая отцу Паисию репутацию восстановителя древних монашеских традиций и титул «великого старца». Плодом трудов преподобного Паисия явились переводы творений 24 «отцов-аскетов», составивших первое русское «Добротолюбие».
Когда был заключен мир между Австрией и Россией, часть Молдавии и Буковины отошли к Австрии. Монастырь Драгомирна перешел в латинскую область, сразу же начались гонения униатов. Тогда игумен пограничной области Секула пригласил отца Паисия перейти к нему с братией и занять почти опустевший монастырь Иоанна Предтечи.
Ревностный старец Паисий привел с собой до 300 братий и перенес в новую обитель строгий устав Драгомирны. Инокам было тесно их новое жительство, и тогда отец Паисий стал писать новому господарю Константину Мурузи, чтобы даровали им другую обитель. Им была предложена Нямецкая лавра, которая оказалась очень открытой, что не способствовало безмолвной жизни. К тому же населявшие ее иноки громко роптали на преподобного Паисия, будто бы силой вторгшегося к ним. Смиренный старец не захотел такого общежительства, и во второй раз написал господарю, что не хочет приобретать обитель протии воли ее иноков. Но ответ получил очень короткий: «Сотвори послушание и иди в Нямец, ничто же рассуждая».
И тогда отец Паисий, хоть и был душевно удручен, отправился в Нямецкую лавру со своим братством. Они пришли в обитель в праздник Успения, преподобный Паисий приложился к чудотворной иконе Божией Матери, а ночью ему приснился сон, после которого он получил внезапное облегчение от терзавших его тревог. На другое утро он сам совершил торжественную литургию, а потом призвал к себе старцев обители, успокоил и утешил их, так что они перестали роптать и добровольно предали себя его руководству.
Так, с 1779 г. и до самой своей смерти, исполнял преподобный отец Паисий обязанности игумена Нямецкой лавры, где также установил чин Драгомирской обители. Собравшиеся вокруг него 400 братий, желавшие проходить послушание в соответствии с традициями древнего православного монашества, заполнили обитель и все окрестные скиты.
Для молдавского края этот монастырь имел такое же значение, как Киево-Печерская и Троице-Сергиева лавры для России. На протяжении пяти столетий Нямецкая обитель была источником религиознонравственного просвещения православных молдаван, из ее стен вышло много молдавских епископов и митрополитов.
Нямецкая лавра в Запрутье, которая ведет свою историю с 1367 г., всегда пользовалась покровительством молдавских господарей. Известно, что устроителем соборного храма лавры был господарь Стефан Великий.
В Нямецком монастыре преподобный Паисий создал своеобразную духовную школу, ученики которой сыграли большую роль в возрождении православного монашества. Целью иноческих подвигов он поставил духовное возрастание во Христе, а средством к достижению этой цели и стал «путь старчества». По заведенному преподобным Паисием порядку братия каждый день открывала свои помыслы духовным отцам. Если между иноками возникало какое-нибудь неудовольствие, оно должно было в тот же день закончиться примирением. Если же кто-то не хотел мириться, того преподобный Паисий подвергал отлучению, чтобы он и на порог церковный не смел ступать, и молитву «Отче наш» не читал, пока не примирится. Келья самого преподобного Паисия не закрывалась до позднего вечера, и каждый инок мог прийти к нему со своими душевными и телесными недугами. В своих наставлениях старец не упрекал их, а старался утешить и направить на путь истинный.
Среди монахов, собравшихся вокруг преподобного Паисия, были люди самых разных национальностей: молдаване и русские, украинцы и болгары, сербы… Поэтому преподобный Паисий установил параллельное богослужение на молдавском и церковнославянском языках, а также составил монашеский «Устав и чин общежительной жизни». Широко известна была и просветительская жизнь преподобного Паисия, написавшего много богословских сочинений.
Как религиозный центр края, Нямецкая лавра обладала большими богатствами и имела угодья, скот, имения и другое добро как в Молдавии, так и в Бессарабии. И очень многих манило это богатство! Над знаменитым монастырем, как и над всей православной церковью Молдавии, разразилась гроза. В 1859 г. княжества Валахия и Молдавия объединились в единое государство во главе с Александром Кузой. Правительство нового государства решило подчинить себе Молдавскую православную церковь и приняло соответствующий документ, согласно которому не только сами министры, но и их подчиненные могли свободно распоряжаться епископскими кафедрами и настоятельскими местами, не спрашивая на то разрешение митрополита. Вполне естественно, согласно опять тому же документу, решено было провести конфискацию церковных и монастырских имений в пользу государства. И чтобы претворить свои планы в жизнь, власти создали особую комиссию из пяти светских и двух духовных лиц, в обязанности которой входило заведывание монастырскими делами в княжестве.
В середине июня 1859 г. комиссия, которую иеросхимонах Андроник (свидетель тех событий) назвал «разбойничьей», без предупреждения нагрянула в Нямецкую лавру в сопровождении жандармов и объявила настоятелю монастыря архимандриту Герасиму, что они явились отобрать монастырские имения. На это благородный старец ответил: «По доброй воле я не отдам монастырских имений. Правительство их может отобрать только силой, так как братия не имеет оружия, чтобы противиться». Возмущенные столь «дерзким ответом», члены комиссии приказали братии собраться в трапезной, где и зачитали им указ об изъятии монастырских земель. Пока пораженные иноки пребывали в недоумении, комиссия уже опечатывала двери монастырского архива и канцелярии, где хранились документы и дарственные грамоты, дававшие обители право владеть землями и имениями.
Была опечатана также и библиотека Нямецкой лавры, в которой хранились ценные книги и рукописи на разных языках. А затем комиссия посягнула на вековые правила монашеской жизни. Как указывалось выше, по «Уставу» богослужение в лавре велось на молдавском и славянском языках. А комиссия взяла и закрыла все книги на славянском языке, запретив отправлять службу на церковно-славянском языке и поминать русских святых. Протесты монашествующей братии не дали никакого результата, а последующие гонения на иноков привели к тому, что они стали тайно покидать лавру и уходить в другие монастыри (в основном на Святой Афон).
Многие, ища покровительства православного императора России, подались в Бессарабию, которая еще в 1812 г. вошла в состав Российской империи.
В Бессарабии у Нямецкой обители было много имений (Копенка, Кицканы, Котово, Немцены и др.), которыми управлял особый уполномоченный Лавры. В тот период им был иеромонах Феофан Кристя. Узнав об ограблении Нямецкой лавры, он немедленно подал прошение архиепископу Кишиневскому и Хутынскому Антонию с ходатайством найти способ защитить Лавру. А если выход из сложившейся ситуации не будет найден, то просить Святейший Синод Российской империи о разрешении построить в Бессарабии новую обитель, которая стала бы продолжательницей традиций Нямецкой лавры. С подобным прошением отец Феофан обратился и к митрополиту Софронию Миклеску — защитницу православной церкви в Молдавии. Митрополит Софроний наделил отца Феофана особыми полномочиями на право ходатайствовать перед российским правительством о защите православных монастырей Молдавии.
Наделенный такими полномочиями, отец Феофан в 1860 г. отправился в Санкт-Петербург. Он поставил перед собой задачу (одну из многих) — хлопотать о возвращении имений Кицканы и Копанка во владения Нямецкой лавры. В ноябре этого же года соответствующие решения были приняты, но свои имения Лавра не получила. Румынское правительство и, в частности, министр по церковным делам решили лишить отца Феофана всех полномочий, возвратить его на родину и арестовать здесь. Для выполнения своей цели они даже пытались склонить братию Нямецкой лавры подписать документ, в котором говорилось, что они лишают отца Феофана полномочий и сами требуют его возвращения в монастырь. Но иноки отказались его подписать.
В апреле 1861 г. иеромонах Феофан ходатайствует перед епископом Кишиневским и Хотинским о разрешении устроить в уже возвращенных имениях Кицканы и Копанка нового мужского монастыря для размещения в нем монахов, прибывших из Молдавии.
Пока же обитель будет строиться, разрешить нямецким инокам совершать богослужения и выполнять монастырское правило по уставу Нямецкой лавры в приходской церкви села Немцены Кишиневского уезда. Среди иноков был и духовник лавры иеросхимонах Андроник (в миру Андрей Николаевич Баденский, он же и Попович). Родился он в 1820 г. в селе Лунганы в семье священнослужителя. Начальное образование ему дала мать Мария, урожденная Баденская. Подростком он остается сиротой, и после непродолжительного проживания у родственников в 1831 году в возрасте 11 лет становится послушником в Онче, лаврской вотчине, где и проживал до 1839 года, будучи поваром, кузнецом, плотником, переплетчиком. В 1839 году Андрей с изволения архимандрита Неонила переходит в Нямецкую лавру, где принимает постриг с именем Андроник. В 1842 году в Благовещенской церкви в Яссах он был рукоположен в иеродиаконы. С 1847 года исполняет обязанности уставщика Секульского монастыря. В 1850 году рукоположен в иеромонахи, а в 1855 году утвержден старшим экклесиархом в Нямецкой лавре. После известных событий он принимает "схиму" и становится иеросхимонахом Андроником. Кстати, он должен был быть уполномоченным по делам монастырских имений в Бессарабии. Но он сильно болел, и в Бессарабию был отправлен о. Феофан. Как многие иноки, о. Андроник переправился через Прут и оказался в Бессарабии.
Именно эти два мужа стояли у истоков основания Ново-Нямецкого монастыря.
13 января 1864 г. последовало "Высочайшее Его (императора Александра II - прим. авт.) утверждение проекта об основании в лаврских вотчинах Кицканы и Копанка Свято-Ново-Нямец-кого Вознесенского общежительного монастыря". Итак, на землях, подаренных монастырю ещё в 1429 году господарем Александром Добрым, в имении Кицканы, переданном лавре в 1527 году господарем Петром Рарешем, началось устроение нового мужского монастыря.
32 инока переезжают из Немцен, где они до этого жили и проводили службы, в Кицканы и совершают богослужения в приходской Свято-Николаевской церкви, пока не будет построен соборный храм. После императорского изволения о. Феофан начал дела по устроению монастыря. Был заказан проект монастыря, определялось денежное содержание, Феофан заказывает известному художнику Ф.А. Верховцеву написать копию иконы Божьей Матери "Нямецкой" подругой копии, снятой иеросхимонахом Андроником. Сам оригинал был подарен греческим императором Иоанном Палеологом в 1401 году митрополиту Молдавии Иосифу, который, в свою очередь, передал ее Нямецкой лавре. Верховцев тщательно выполнил работу, и сам потом был немало удивлен красоте иконы.
В мае 1864 г. начинается постройка первого корпуса келий из 19-ти комнат, в 1865 г. была отремонтирована Свято-Николаевская церковь. Оценены труды и заслуги Феофана - он был назначен игуменом. В сентябре 1867 г. был заложен и освящен фундамент соборной церкви в память Воздвижения Креста Господня, строительство которого закончилось в 1878 г. (1). Храм был вновь освящен в честь Вознесения Господня в 1890 г. В 1883 г., в возрасте 71-го года игумен, Феофан умирает, оставив все труды по монастырю своему помощнику и другу иеро-симонаху Андронику, который в 1885 г. становится игуменом, а в 1890 г. возводится в сан архимандрита.
Из некролога на отца Феофана: "Ко дню погребения, в Ново-Нямецкий монастырь, по распоряжению Епархиального начальства, прибыл из Кишинева архимандрит Варсанофий. После заупокойной литургии, отслуженной архимандритом Варсанофием соборне, происходит при участии братии обряд отпевания. После отпевания тело усопшего было вынесено из храма и обнесено вокруг храма с обычною в подобных случаях ли-тиею, с пением и с колокольным звоном. По окончании всех, установленных по чину обрядов, гроб с телом усопшего вложен был в одно из устроенных мест в склеп под спудом большой новой церкви.
Покойный игумен Феофан отличался при жизни неутомимою деятельностью. Нынешнее благоустройство Ново-Нямецкой обители, им же основанной, есть плод, главным образом, его усилий. Вообще он столько сделал для благоустройства и благосостояния Ново-Нямецкого монастыря, что имя его навсегда останется памятным среди братии этой обители" (2).
В 80-х годах в монастыре появляются новые постройки: трапезная, больница, библиотека. В этом большая заслуга о. Андроника. Он внес огромный вклад в развитие монастыря, а также в создание большой монастырской библиотеки.
13 августа 1893 года, после болезни, архимандрит Андроник скончался. В своем завещании отец Андроник пожелал, чтобы книги, собранные им на молдавском, русском, греческом и других языках, остались для обогащения монастырской библиотеки.
После смерти Андроника, игуменом монастыря с 21 ноября 1893 года утверждается иеромонах Герман. Отец Герман (в миру - Георгий Дмитриевич Еримичой) родился 17 апреля 1841 года в селе Дурлешты Кишиневского уезда. Учился в уездном училище, был приказчиком, но, не получив от мирской жизни духовных запросов, он в 1860 году отправляется на священную гору Афон и становится послушником Ильинского скита. В 1870 г. о. Герман рукоположен в иеродиаконы. В период русско-турецкой войны 1877-1878 гг. о. Герман был братом милосердия, за что был отмечен медалью и благодарностью архиепископа Кишиневского и Хотинского. С 1887 г. иеромонах Герман входит в число старейшин братии Ново-Нямецкого монастыря. Благодаря стараниям игумена Германа в начале XX века были построены Успенская церковь (1905 г.), два корпуса келий (1895-1904 гг.), мельница (1906 г.) Кроме того, о. Герман обогатил монастырскую ризницу многими облачениями, а в 1908 г. устроил каменный корпус для мастерских. Обо всем этом можно подробно узнать из книги архимандрита Гурия.
Настоящей жемчужиной монастыря является колокольня, имеющая в высоту 69 метров и состоящая из пяти ярусов. Это самая высокая в Молдавии колокольня. Колокола на ней датированы 1913 годом, ее прекрасно видно за многие километры от монастыря. А с самого верхнего яруса колокольни открывается удивительный вид живописных окрестностей. Ее часто сравнивают с колокольней Троице-Сергиевой лавры (можно согласиться, что есть определенное сходство).
В 1959 г. Ново-Нямецкий Свято-Вознесенский монастырь в Кицканах закрывается советскими властями. В 1962 г. монастырские документы и книги попадают в ЦГА МССР и поступают в фонд архива. После закрытия монастыря, его помещения использовались в разных целях: в храмах устроили склады, в колокольне располагался военно-исторический музей, рассказывающий о боях на Кицканском плацдарме, на территории монастыря - больница для больных туберкулезом.
В двадцативосьмилетний период закрытия монастырь сильно пострадал, был поруган и расхищен. Возрождение монастыря происходит в начале 90-х гг. Была открыта для посещения прихожанам и Успенская церковь, службу в которой вел молодой священник Евфимий Робу. В данное время монастырь вновь является действующим. Благодаря заботам настоятеля монастыря архимандрита Доримедонта* произведен ремонт храмов и помещений, построены церковь преподобного Паисия Величковского и часовня. В ноябре 1994 года монастырь отметил 200-летие со дня представления преподобного Паисия, имя которого свято и дорого для Ново-Нямецкого монастыря, ведь старец - небесный покровитель обители. Торжественная Литургия служилась в обоих храмах обители. В Успенской церкви ее правил епископ Бендерский Викентий, а в Свя-то-Вознесенском соборе - митрополит Кишиневский и Всея Молдовы Владимир. Во время торжеств Владыко Владимир наградил архимандрита Доримедонта правом ношения второго нагрудного креста с украшениями, а епископ Викентий от имени Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II вручил ему церковный орден святого князя Владимира II степени. Со словами "Преподобный отче Паисий, моли Бога за нас!" богослужение продолжалось на площади возле храмов. После окончания богослужения к собравшимся обратились митрополит Владимир и епископ Викентий. Потом настоятелю монастыря архимандриту Доримедонту был передан на хранение в Ново-Нямецкой обители посох преподобного Паисия Величковского, который до этого хранился на Украине. Завершился тот день годичным актом в помещении Духовной Семинарии и праздничным обедом. В конце всего торжества епископ Викентий выразил уверенность в том, что отныне день преподобного Паисия Величковского будет отмечаться в монастыре ежегодно (3).
А 27 декабря 1994 года в монастыре состоялся праздник, который собрал 170 священнослужителей. Он был посвящен 130-летию со дня основания Ново-Нямецкого монастыря. Состоялась праздничная Литургия, после которой епископ Бендерский Викентий провел епархиальное собрание в стенах Успенской церкви. Основными вопросами собрания были: дальнейшее религиозно-духовное образование и возрождение православных традиций. Епископ Викентий вручил особо заслужившим священнослужителям медали Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.
Порадовала к этому дню и монастырская типография, подготовившая к этой дате цветной церковный календарь с видом Ново-Нямецкого Свято-Вознесенского монастыря. В заключение хочется сказать, что у монастыря уже есть свои последователи - в 1994 году состоялся первый выпуск Духовной Семинарии. 55 молодых священнослужителей несут людям православные истины и слово Божье (4).
И завершить я бы хотел словами Н.А. Мурзакевича, которые он написал в 1880 году, но и сейчас, спустя более ста лет они не не утративили своей сути: "И ныне в Ново-Нямецком монастыре строго соблюдается и превосходно исполняется чтение и пение в церкви на обоих языках, как соблюдается Устав общежития. Иноки молдавского языка и славянского живут между собой дружно..." (5).
БИБЛИОГРАФИЯ
- Освящение соборного храма в Ново-Нямецком монастыре. Кишинёвские епархиальные ведомости, 1879 г.
- Игумен Феофан, настоятель и основатель Ново-Нямецкого монастыря. /Некролог/. Кишинёвские епархиальные ведомости, 1883 г.
- Описано автором в 1994 г.
- Описано автором в 1995 г.
- Мурзакевич Н.А. Вознесенский соборный храм в Ново-Нямецком монастыре /в Кицканах/. ЗООИД, 1881 г. том XII.