25 октября празднуем Перенесение из Мальты в Гатчину части Древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки Иоанна Крестителя (1799).

Древнее церковное предание возводит начало икон Богоматери к временам Апостолов. В церковных песнопениях упоминается, что Филермская икона Пресвятой Богородицы - один из немногих образов, который во время земной жизни Пресвятой Богородицы, был написан Святым Апостолом и Евангелистом Лукою, спутником и помощником Апостола Павла, и благословлена Богоматерью.

Икона была написана в 46 году от Рождества Христова и принесена Святым Лукой в Антиохию к монахам-назореям.

Позднее икону перенесли в  Иерусалим, где ей также предстояло пробыть недолго. В 430 году супруга Византийского Императора Феодосия Младшего Евдокия совершила паломничество в Святую Землю и оттуда переслала икону в Константинополь.

Более семи веков чудотворная святыня хранилась в Константинополе. Но после захвата и разграбления в 1203 году крестоносцами Константинополя, икону вновь перенесли в Святую Землю. Именно тогда чудотворный образ оказался в руках католиков - рыцарей-иоаннитов, пребывавших в то время в городе Акре. 

Через 88 лет Акра была атакована и захвачен турками. Отступая, рыцари взяли Святую икону с собой и перебрались с нею на остров Крит в Эгейское море. Вместе с иоаннитами чудотворный образ не находил покоя и путешествовал по свету. Все это время рыцари уберегали святыню от магометан. Икона короткое время пребывала на Кипре. С 1309 года более двух веков святыня была укрыта на острове Родос в Эгейском море, завоеванном рыцарями у турок и сарацин.

В конце июля 1522 года стотысячная армия и флот турецкого султана Сулеймана I Кануни высадились на острове и начали осаду крепости и столицы Ордена иоаннитов. Рыцари защищались с большим упорством. Тем не менее над руинами Родоса был поднят белый флаг. В условиях сдачи острова оворилось: "…чтоб позволено было кавалерам пробыть на острове 12 дней, пока не перенесут они на суда мощи Святых (среди них была десница Святого Иоанна Крестителя и Крест из части древа Креста Господня), священные сосуды из церкви Святого Иоанна, всякие орденские редкости и их собственное имущество, чтоб находившиеся на острове церкви не были поруганы, за что кавалеры со своей стороны уступают Порте как Родос, так и принадлежащие ему острова".

Покинув Родос, рыцари более семи лет перевозят Святыни по разным городам Италии; остров Кандия, Мессина, Неаполь, Ницца, Рим, опасаясь попасть в зависимость от какой-либо верховной власти владетельных синьоров.

В 1530 году Император Священной Римской Империи Карл V передает острова Мальта, Комино и Гоцо, а также крепость Триполи в Ливии Ордену иоаннитов на вечные времена. В том же году святыни вместе с великим магистром ордена и советом прибыли на остров Мальта, где  Филермская икона Пресвятой Богородицы обретает новую родину . Местом ее хранения стал форт Сан-Анжело (Святого Ангела), а позднее замок Святого Михаила - главная резиденция Мальтийского Ордена.

В 1571 году чудотворная икона и реликвии ордена были торжественно перенесены в новый город. Здесь в столице Державного Мальтийского Ордена Иоанна Иерусалимского городе Ла-Валетта, в соборе Святого Иоанна была сооружена часовня мадонны Филермо. В ней рядом с Алтарем и поместили чудотворный образ, писанный Святым Евангелистом Лукой. С тех пор икона стала именоваться Филермской. Более двух столетий святыня не покидала острова, оставаясь вместе с другими христианскими реликвиями Мальтийского Ордена.

10 июня 1798 года остров Мальта без видимого сопротивления был захвачен 40-тысячной армией  Наполеона. Покидая Мальту по приказанию французского правительства, великий магистр ордена Гомпеш увез с собою Святыни: десницу Святого Иоанна Крестителя, часть Животворящего Креста Господня, чудотворный образ Филермской иконы Божией Матери. Спасая Святыни, магистр Ордена перевозил их с места на место по всей Европе. Так они на малое время оказались в городе Триест, позднее в Риме и, наконец, оказались в Австрии. Здесь низложенный Наполеоном магистр как частное лицо остановился частным порядком,  надеясь найти защиту в лице Австрийского императора.

Русский император Павел I  c 1798 года стал Великим Магистром Мальтийского ордена. Римский престол не воспрепятствовал этому, уверенный на помощь Российского Императора, единственного и истинного Христианского Государя, способного противостоять стремительно распространяющейся революции. На титул Великого Магистра Ордена Государь имел полное право. Ведь он самодержавно управлял миллионами католиков Российской Империи, и де-факто мог возглавить орден. Факт сей признали практически все светские правительства Западной Европы, кроме естественно самой Франции, Испании и Рима.

Решение Государя Павла I Петровича получило признание у первого среди коронованных особ Европы - Императора Священной Римско-германской империи и Апостолического короля Венгрии Франциска II. Он был последним неправославным монархом, у которого во владении находилась чудотворная Филермская икона Пресвятой Богородицы и другие Святыни Мальтийского Ордена.

Австрийский Император искал пути союза с Российской Империей против восставшей и пораженной хаосом Франции. И чтобы расположить к себе Государя Императора Павла I, уже более полугода носившего титул Великого Магистра, Франциск II принудил фон Гомпеша к отречению, и приказал конфисковать у него священные реликвии Ордена, которые тот хранил, найдя убежище в Австрии.

Святыни, в числе которых была и чудотворная Филермская икона Божией Матери, по приказу Австрийского Императора без промедления были отосланы специальной делегацией в новую резиденцию Ордена - Санкт-Петербург. Такова история их перемещения в Россию.

С 1801 года Мальтийские святыни пребывали в Императорском Зимнем Дворце, в богато украшенном соборе Спаса Нерукотворного Образа. С 1852 по 1919 год, как и повелел Император Николай I Павлович, все три Святыни раз в году перевозились из Зимнего Дворца в Гатчину в Дворцовую церковь. Оттуда  совершался многолюдный Крестный ход в Павловский собор, где Святыни на 10 дней выставлялись на поклонение православного народа. Со всей России и мира съезжались богомольцы.Затем Святыни вновь возвращались в Санкт-Петербург в Императорский Зимний Дворец. Так бы происходило и теперь, если бы не свершилась революция 1917 года.

В 1919 году  Святыни  тайно вывезли  в Эстонию, в город Ревель. Некоторое время они находились там, в православном соборе, а после  также  тайно были  перевезены в Данию, где пребывала в изгнании вдовствующая Императрица Мария Феодоровна - супруга Александра III и мать Николая II.

После кончины Марии Феодоровны в 1928 году ее дочери Великие Княгини Ксения и Ольга передали Святыни главе Русской Православной Церкви Заграницей Митрополиту Антонию.

Некоторое время святыни находились в православном соборе г. Берлина. Но в 1932 году, предвидя последствия прихода к власти Гитлера, епископ Тихон передал их королю Югославии Александру I Карагеоргиевичу , который хранил их в часовне королевского Дворца, а после и в церкви загородного Дворца на острове Дединьи.

В апреле 1941 года в начале оккупации Югославии германскими войсками 18-летний король Югославии Петр II и глава Сербской Православной Церкви Патриарх Гавриил  вывезли великие Святыни в отдаленный Черногорский монастырь Святого Василия Острожского, где они тайно сохранялись. Но в 1951 году в монастырь прибыли местные чекисты - специальная служба "Удба" (югославский ОМОН). Они взяли Святыни и отвезли их в Титоград (ныне Подгорица) и через некоторое время  передали реликвии  в Государственное хранилище исторического музея города Цетинье.

В 1968 году один из полицейских тайно сообщил о Святынях Цетинскому игумену Марку (Каланья) и Епископу Даниилу. Им удалось в 1993 году вызволить из многолетнего заточения десницу Святого Иоанна Крестителя и частицу Животворящего Креста 
Филермская чудотворная икона Пресвятой Богородицы так и находится в  в историческом музее древней столицы Черногорской Митрополии, городе Цетинье, и все попытки православной общественности, мирян и духовенства вызволить ее из плена до сих пор остаются безуспешными.

Списки Иконы.

Когда в 1852 году в Гатчине завершилось шестилетнее строительство величественного собора во имя Святого Апостола Павла, для этого Собора был  выполнен список с чудотворной иконы Филермской. В 1923 году Итальянское правительство, одно из первых признавшее Советскую Россию, обратилось в Москву с просьбой вернуть реликвии Мальтийского Ордена.   Поскольку Святынь в России уже  не было, в1925 году послу Италии в СССР был  передан этот самый список.

Известно, что икона пять десятилетий хранилась на виа Кондотти в Риме в резиденции Суверенного Военного Ордена Госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского Родоса и Мальты (полное название Ордена). С 1975 года и по сей день, она пребывает в базилике пресвятой Марии Ангельской в городе Ассизи.

Последнее из оставшихся в России изображение Филермской иконы Божией Матери находится на медальоне Великого Магистра де Ла Валетта - большом Мальтийском кресте с помещенной в его центре, на медальоне, изображением иконы. В настоящее время он хранится в собрании Оружейной палаты музеев Московского Кремля. 

>По милости Божией, в июне-июле 2006 года в Россию временно была доставлена из Черногории для поклонения народу десная (правая) рука святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. В этой статье краткая история происхождения каждой из Гатчинских святынь в отдельности (по книге «Жития святых» свт. Димитрия Ростовского).

День 12/25 октября отмечен в Православном Церковном календаре праздником «Перенесения из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки Иоанна Крестителя (1799)». До появления в России эти святыни являлись наиболее ценной частью собранных священных реликвий рыцарского Мальтийского Ордена св. Иоанна Иерусалимского. 

Десная рука св. Иоанна Крестителя, частица древа Животворящего Креста и Филермская икона Божией Матери
Десная рука св. Иоанна Крестителя, частица древа
Животворящего Креста и Филермская икона Божией Матери

В 326 г. произошло чудесное обретение на Голгофе Креста Господня св. царицею Еленою. Вскоре же после этого по царскому повелению был заложен здесь новый храм Воскресения Христова, которому суждено было сделаться на долгие годы хранителем сей великой святыни всего христианского мира. Но ее нельзя представлять во всей целости, каковою она была при обретении. Предание сообщает нам о многих частях Креста Господня, еще в глубокой древности отделенных от него и разнесенных по всем концам мира. Хранил эти частицы Восток, хранил и христианский Запад. Точно также и Святая Русь в 1000-летний период своей христианской жизни не раз получала с Востока части Животворящего Креста Господня. Одну из этих частиц она получила с Запада от рыцарей Мальтийского ордена.

В одно время с частицею Креста Господня с острова Мальты была перенесена на Русь иоаннитами и другая, долгое время хранимая святыня: Филермская икона Божией Матери - Одигитрия. Идущее от глубокой древности предание гласит, что написана она была святым евангелистом Лукою и освящена благословением Самой Приснодевы.

Во время четвертого крестового похода икона Одигитрии вместе со многими другими святынями Константинополя была взята крестоносцами из Влахернской церкви и отправлена на Запад. Перенесенная снова в Палестину, она досталась иоаннитам. Икона была неотъемлемой их собственностью во время всех их дальнейших переселений, пока они не принесли ее в дар императору Павлу.

Десная (правая) рука святого Иоанна Крестителя является третьей святыней, в честь которой на Руси установлено празднование.

По преданию, идущему от глубокой древности, св. евангелист Лука, проповедуя Христа в Севастии, поклонился останкам мощей Его Крестителя и просил жителей Севастии дозволить ему перенести их в Антиохию, где бы они могли быть спасены от поругания и истребления неверными. Но севастийцы позволили ему взять только десницу Крестителя, которая с благоговением и была перенесена им в Антиохию.

В 639 году пала Антиохия, а вместе с нею подпала мусульманскому пленению и десница Крестителя. Много раз византийские императоры пытались взять ее из Антиохии, но все старания их не достигали желанной цели. Наконец, Господь судил христианской святыне быть перенесенною из порабощенного нечистивым народом города в столицу христианского царства - Константинополь.

Когда Константинополь пал под натиском турок (1453г.), вступивший в него султан Магомет II приказал десницу Крестителя наряду с другими христианскими святынями положить в его царскую сокровищницу и запечатать его печатью.

Но на защиту поруганного города и его поруганных святынь восстал упомянутый выше Орден иоаннитов, имевший в это время местом своего пребывания остров Родос. Они не только мужественно отразили все нападения турок на этом острове, но и стали угрожать их собственным владениям. Тогда преемник Магомета II-го, Баязет II, желая приобрести расположение иоаннитов к себе, послал в дар магистру их Ордена десницу Крестителя (1484 г.). Везде, куда только ни переселялись иоанниты, выстраивались церкви в честь Крестителя, а с этих пор вместе с каждым переселением переносилась в новые церкви и его десница. Такая же церковь впоследствии бьша выстроена магистром Ордена и на острове Мальта.

* * *

Когда Мальта взята была Наполеоном и корона магистра Ордена перешла к русскому императору Павлу Петровичу, еще в детстве восхищавшемуся славною историей Мальтийских рыцарей, благодарные ему за покровительство иоанниты решили передать в его владение все три великих сокровища, ни с одним из которых никогда еще они не расставались.

Гатчинский дворец. Церковь Святой Троицы
Гатчинский дворец. Церковь Святой Троицы

Десница Иоанна Крестителя была первою из святынь, перевезенных ими в Россию. В 1798 году она временно была помещена в орденскую капеллу, находившуюся в Петербурге. В следующем же 1799 году 12 октября (с/и. стиль - прим. ред.) были перевезены в Гатчину вместе с нею и остальные две святыни: частица Креста Господня и Филермская икона Божией Матери. Все подробности этого торжественного события впоследствии были внесены в службу, составленную по поручению Священного Синода на день 12 октября.

Для хранения святынь и размещения мальтийских рыцарей было начато строительство в Гатчине на окраине дворцового парка небольшого монастыря во имя священномученика Харлампия. Во время же пребывания императора в Гатчине местом хранения святынь являлась дворцовая церковь во имя Святой Троицы.

После убийства заговорщиками императора Павла I строительство монастыря было прекращено, святыни хранились в храме Зимнего дворца в Петербурге. В 1852 году, когда по личному указанию императора Николая Павловича был построен в Гатчине собор св. апостола Павла - в честь небесного покровителя Павла I, с этого времени святыни ежегодно на десять дней - с 12 по 22 октября (ст. стиль) переносились из Петербурга в гатчинский Павловский собор для поклонения народу.

После октябрьского переворота церковь Зимнего дворца была разграблена, но святыни удалось спасти. Они оказались в ризнице Архангельского собора Московского Кремля. Затем, по благословению Святейшего Патриарха Тихона, святыни были перевезены в Гатчину, в Павловский собор.

13 октября 1919 г. настоятель собора протоиерей о. Иоанн Богоявленский (будущий епископ Исидор и духовник будущего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II) увез святыни в Эстонию, спас их таким образом от изъятия большевиками и поругания.

Гатчинский дворец. Церковь Святой Троицы
Гатчинский дворец. Церковь Святой Троицы

Затем они были доставлены в Копенгаген, где их передали вдовствующей императрице Марии Федоровне. После ее смерти в 1928 г., дочери - великие княгини Ксения и Ольга, передали Филермскую икону главе Зарубежной Русской Церкви митрополиту Антонию (Храповицкому), который поместил ее в православном соборе Берлина. Епископ Тихон, окормлявший православную паству Берлина, в 1932 г. передал эту икону и остальные мальтийские святыни в православную Сербию - сербской королевской династии в знак благодарности за то, что Сербия дала приют многим русским эмигрантам.

Дальнейшая судьба чтимых святынь такова. Король Петр III Карагеоргиевич, уезжая в апреле 1941 г. в Великобританию, передал Сербскому Патриарху Гавриилу святыни на сохранение. Вместе с другими сокровищами королевской династии они были спрятаны в подполье келий настоятеля черногорского монастыря св. Василия Острожского архимандрита Леонтия (Митровича), где и хранились десять лет. Святыни были незаконно изъяты коммунистическими властями Югославии в ходе кампании по конфискации церковных ценностей.

Лишь в 1993 г. десная рука св. Иоанна Крестителя и часть Животворящего Креста Господня были переданы в Цетинский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы. Филермская икона Божией Матери по-прежнему находится в национальном музее г. Цетинье (Черногория).

* * *
Копии Гатчинских святынь
Копии Гатчинских святынь
Гатчина. Павловский собор
Павловский собор


...После того, как святыни покинули Русскую землю, в Павловском соборе г. Гатчины были изготовлены «копии» их, т.е. живописные изображения десной руки св. Иоанна Предтечи и Филермской иконы Божией Матери. Изготовил их священник Алексий Благовещенский, он же сшил для них прекрасные ризы. (о. Алексий служил в Павловском соборе с 1919 по февраль 1938 г. По делу «церковников» он был арестован 24.02. 1938 г., расстрелян в Ленинграде).

Во времена настоятельства протоиерея Петра Белавского, в Павловском соборе появился пожертвованный серебряный крест-мощевик с частицей мощей св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. В 1990-х годах собору была пожертвована и частица Древа Животворящего Креста Господня, которая помещается теперь в мощевике, также укрепленном на иконе Десной руки св. Иоанна. Так, по милости Божией, частички святынь разными путями пришли в Павловский собор... 
Г. Елфимова

ЦЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Цетинский монастырь – самая известная духовная реликвия Черногории, ежегодно притягивающая тысячи паломников всего мира. Такая популярность обусловлена не только наличием в хранилищах монастыря величайших христианских святынь – десницы Иоанна Крестителя и частицы Животворящего креста, но и той атмосферой глубокой веры и подвижничества, которая сохранилась в неизменном виде еще со времен первых южных славян. 

Первые упоминания о святой обители уходят своими корнями в 1484 год, когда Зетский господарь Иван Черноевич, отступая под натиском турецких завоевателей, перенес свою резиденцию со Скадарского озера на ловченское подгорье. Вскоре там же был построен и монастырь - центр митрополии. 

Предположительно храм возводился мастерами из Приморья, что наложило особенный отпечаток на архитектурный стиль монастыря. В середине его стояла церковь Рождества Пресвятой Богородицы, окруженная с трех сторон колоннадой. По краям участка располагались монастырские постройки и малая церковь Св. Петра. В наружных стенах этих зданий были бойницы, а весь монастырь был опоясан рвом и оградой из кольев. Некоторые фрагменты этих строений сохранились до наших дней. 

Затем он стал кафедрой епархии Зета. После 1493 архиерей именовался «епископом черногорским и приморским». Монастырь был стерт с лица земли в 1692-м турками, и был восстановлен владыкой Данилой, на месте недалеко от своего прежнего положения. По этому случаю новый монастырь был построен из старых камней, и получил пластину с печатью Црноевича. В 1714 монастырь был сожжен и был восстановлен в 1743 году черногорским митрополитом Саввой Ивановичем Негошем. Был отстроен несколько раз, последний раз — в 1927 году. В монастыре Рождества Богородицы хранятся мощи святого Петра Цетинского.

Центральным элементом монастырского комплекса является церковь Рождества Богородицы, построенная из тесаного камня, в которой хранится одна из величайших черногорских святынь – мощи Св. Петра Цетинского и христианские реликвии Ордена мальтийских рыцарей. Церковь славится богатым резным иконостасом работы греческих мастеров середины XIX века. 

В сокровищнице монастыря собрана уникальная коллекция рукописей и старинных печатных книг, а также личных вещей черногорских митрополитов, предметов церковной утвари, многие из которых были получены в дар из России.

Отдельного упоминания заслуживают реликвии мальтийского ордена, чей путь в Цетинский монастырь был труден и запутан. Достоверно известно, что святыни в 1799 году были подарены российскому императору Павлу I главой Ордена мальтийских рыцарей, и до 1917 года находились в Зимнем дворце. После революции они некоторое время хранились в Копенгагене у Марии Федоровны, матери Николая II, затем в православной церкви в Берлине и при дворе последней правящей югославской династии Карагеоргиевичей в Белграде. Вторая Мировая война заставила членов королевской семьи покинуть страну, а святыни спрятать в одном из отдаленных черногорских монастырей. Затем следы их теряются. И только много лет спустя реликвии были обнаружены в одном из хранилищ черногорского ЧК, опознаны и переданы в дар церкви. 

Несмотря на свою нелегкую историю Цетинский монастырь всегда оставался оплотом православия на балканском полуострове, символом и колыбелью знаменитого черногорского свободолюбивого духа.
В монастыре хранятся:

►Рука Иоанна Крестителя

►Мощи святого Петра Цетинского (Петр I Петрович Негош)

►Частицы Святого Креста

►Епитрахиль Святого Саввы

►Корона короля Стефана Дечанского

►Различные старые знамена церкви