Это единственная икона на Синае, которая почитается монахами как чудотворная, хотя и не имеет специальной службы или отдельного дня празднования.

Сейчас она располагается в алтаре главной базилики, на ступенях древнего сопрестолия слева от Горнего места. Размещение этого образа в алтаре является давней традицией, давшей иконе ее особое монастырское имя «Бематарисса» (Алтарница). Однако, вероятно, это место не было первоначальным. Один из позднесредневековых греческих паломников на Синае засвидетельствовал расположение чтимого образа в пространстве перед иконостасом: «И на клиросе, где поют отцы, одна большая икона, вокруг представлены все праздники Пресвятой Богородицы; посредине изображена Богородица и эта икона разговаривала с монахом. И там висит неугасимая лампада...».

Рассказ об упомянутом чуде сохранил другой греческий автор XVI века – митрополит Паисий Родосский, оставивший подробное стихотворное описание Синая и его главных достопримечательностей; «Она (икона Богоматери) некогда провещала слово утешения иноку-эклесиарху. О божественный Промысел! Он замыслил отправиться с великим радением в божий град Иерусалим, чтобы благоговейно поклониться чтимым местам. Она же ему рекла: «Чадо, не утруждайся: достаточно для тебя оставаться здесь на служении обители, как в тихом пристанище».

Интересно, что синайская икона некоторое время находилась в руках латинян, а, возможно, для них и была написана. Об этом ясно говорит латинская надпись на фоне слева от лика Богоматери: «СОNDIТОR ЕSТ МUNDI QVЕМ VIRGО СОNTINENT ULNIS (Создатель мира, которого Цева держит на своих руках)». Такая надпись, богословски разъясняющая смысл изображения, совершенно не характерна для византийских икон. Однако содержание текста отражает византийское восприятие образа Богоматери с младенцем. В богословских трактатах, проповедях и описаниях изображений постоянно подчеркивается парадоксальная природа явленного младенца, который одновременно беспомощное дитя и вечно сущий на небесах создатель мира. В анонимном византийском стихотворении, описывающем икону Богоматери около 900 года, можно прочесть: «Младенец... который управляет всем, восседает на Ее коленях, как если бы он был на троне; того, кто своей рукой сотворил все, обнимают человеческие руки».

Основополагающий византийский принцип мистического «соединения несоединимого» дает ключ к пониманию синайской иконы. Младенец восседает на руках Богоматери в царственных золотых одеяниях, которые совершенно необычны по форме. Исследование византийской иконографии позволяет догадываться, что такие одеяния были призваны создать образ погребальной плащаницы в напоминание об Искупительной жертве Богомладенца. Грудь Христа опоясана красным шарфом, по всей видимости, указывающим на священническое служение. Эту идею акцентируют и специальные полосы на одеянии от плеч до подола, напоминающие о лентах-«источниках» архиерейского стихаря. Воплотившийся младенец представлен как Царь, Жертва и Архиерей, в полном соответствии с литургическим пониманием образа Христа, «приносящего и приносимого, приемлющего и раздаваемого».

Створки иконы с сценами из земной жизни Божией Матери 

На боковых створках триптиха изображено 12 сцен богородичного цикла. Они читаются слева направо и сверху вниз сразу на двух створках, представляя основные события детства и юности Богоматери до Благовещения, когда начинается новый этап Домостроительства спасения. Подробнее всего история Марии изложена в «Протоевангелии Иакова», хотя существуют сомнения в том, что византийские иконописцы использовали именно этот текст, считавшийся апокрифом и не признанный Церковью. На створках изображены: «Отвержение даров», «Иоаким и Анна, возвращающиеся из храма», «Молитва Иоакима в пустыне», «Молитва Анны в саду», «Встреча Иоакима и Анны у городских ворот», «Рождество Богоматери», «Ласкание Марии», «Введение во храм». Сложность с прочтением возникает только в нижнем ряду, где вначале изображено сравнительно редкое «Благовещение у источника». Затем следуют две загадочные, без ясных иконографических аналогий, сцены, представляющие Марию и Иосифа перед первосвященником.

Возможно, иконописец, не имевший перед глазами образцов, так изобразил испытание водою обличения, подтвердившее целомудрие Марии и ее обручника Иосифа. Цикл замыкает традиционное «Благовещение» в нижнем углу правой створки. Дважды повторенное «Благовещение», расположенное по краям двух крыльев, создает своеобразную символическую рамку для всего цикла, акцентируя его главный смысл – рассказ о предыстории Воплощения. Богородичные сцены как бы комментировали основную идею центрального образа Богоматери с младенцем. Синайский триптих дает самый ранний известный пример икон «Богоматери с житием» во всем византийском искусстве, которое именно в начале XIII века было особенно внимательно к повествовательному аспекту изображения и его литургическому истолкованию.

Знаменательно, что по замыслу триптих значительную часть времени должен был оставаться закрытым и открываться лишь в определенные моменты литургии и конкретные дни церковных празднований, являя образ Воплощения во всей его полноте и торжественности. На внешних сторонах створок были изображены процветшие кресты, написанные серой краской по красному фону.

Около одного надпись «IE XE». На другой створке по сторонам креста два текста: «IE XE NIKA» («Иисус Христос побеждай»} – надпись, обычно воспроизводившаяся на евхаристическом хлебе, и криптограмма «ФХФП», расшифровывающаяся в переводе с греческого как «Свет Христов просвещает всех» (возглас из литургии преждеосвященных даров). В форме графического символа и надписи, рисунок на закрытых створках передавал ту же идею Воплощения и Жертвы, что и образ Богоматери и сцены житийного цикла. Символическую взаимозависимость разных иконных программ триптиха подчеркивают образы архангелов над центральной аркой. Они были видны и при открытых, и при закрытых створках. Архангелы указывают на небесный характер явленных образов. Они склоняются с покровенными руками, как бы готовясь принять причастие, и тем самым ясно обозначают литургический контекст, в котором должны были восприниматься все изображения триптиха.

Обращаясь от иконографии к собственно живописным особенностям этой важной синайской иконы, можно отметить, что в целом она представляет провинциальный вариант позднекомниновского стиля. Трудно выделить какие-либо специфически западные черты, хотя латинская надпись, видимо, принадлежит к первоначальному слою. Для правильного понимания иконы важно учесть, что лик и одежды Богоматери были в поствизантийское время основательно прописаны критским мастером, находившимся под заметным влиянием западной живописи.

 Монастырь св. екатерины. синай

Вот уже более 1400 лет в сердце Синайского полуострова, в прекрасной живописной долине между гор Моисея, Сафсаса и Екатерины, верой и правдой проносит сквозь века образ священного библейского места монастырь св. вмц. Екатерины. 

Ежегодно более сотни тысяч паломников посещают это святое место. Ведь именно здесь, на территории монастыря, растет Неопалимая купина - куст, в пламени которого, согласно Ветхому Завету, Всевышний впервые явился пророку Моисею. 

Удивительно, но и закономерно, что за всю свою долгую историю монастырь ни разу не был захвачен, разрушен или существенно повреждён. Трудно поверить, но монастырю Святой Екатерины в разное время покровительствовали Наполеон, турецкие султаны, арабские халифы и даже пророк Мухаммед (основатель ислама).

На протяжении многих столетий этот монастырь являлся местом традиционного паломничества многих русских людей. В монастыре Святой Екатерины находится большое количество русских икон, предметов церковной утвари, старинных колоколов, а также манускриптов и книг! Кстати, по числу и ценности рукописей библиотека монастыря св.вмц. Екатерины уступает только Ватикану. Из 3000 рукописей две трети написаны по-гречески. Остальные  на арабском, сирийском, грузинском, армянском, коптском, эфиопском и славянском языках. Кроме ценных манускриптов, в библиотеке хранятся также около 5000 книг, причем некоторые из них относятся к первым десятилетиям книгопечатания.

В 324 году мать императора Константина святая царица Елена возвела на месте неопалимой купины часовню. До этого времени первыми монахи в той местности были в основном отшельники, живущие в одиночку в пещерах. Лишь в праздничные дни они  собирались возле Неопалимой купины, для совершения совместного Богослужения. Монашескую жизнь этого периода описал в V веке ученик Иоанна Златоуста, бывший префект Константинополя — святой Нил: «Одни вкушали пищу только в воскресные дни, другие — дважды в неделю, иные — спустя двое сутки… В каждое воскресенье все они из разных мест собирались в одну церковь, лобызались, причащались Святых Таин, и беседами о спасении души назидали, утешали и поощряли друг друга к высоким подвигам»

В рассказе о Святых местах Востока, написанном в конце IV века знатной паломницей Сильвией Аквитанкой (или Этерией), сообщается и о монашеской общине, образовавшейся вокруг Неопалимой купины:

«Пройти же до начала этой долины было нам необходимо потому, что там было много келий святых мужей, и церковь в том месте, где находится купина: эта купина жива и до днесь и дает отпрыски. И так, спустившись с горы Божией, мы пришли к купине, приблизительно в десятом часу. А эта купина, как я сказала выше, есть та, из которой глаголал Господь к Моисею в огне, и находится в местности, где есть много келлий и церковь, в начале долины. А перед церковью прелестный сад, с обилием превосходной воды, и в этом саду купина.»

Обитель, вид которой сохранилась до наших дней, была возведена в период правления византийского императора Юстиниана (527-565 гг.) как монументальная крепость. Её стены за 14 веков почти не обветшали. За все время основательно пострадала лишь северная сторона, которая была повреждена несколько раз. Последний её ремонт относится к 1801 году, периоду египетской авантюры Наполеона. В 1951 году к южной стене было пристроено новое здание. В нём размещаются библиотека, галерея икон, трапезная, а также резиденция архиепископа. Среди новых зданий - гостиница, построенная с западной стороны монастыря. Вдоль внутренней стороны стен находятся жилища монахов и другие строения. 

В монастыре находится около 12  часовен. Из них часовни Святого Духа, Успения Пресвятой Богородицы, Иоанна Богослова, Георгия Победоносца, святого Антония, святого Стефана, Иоанна Предтечи, пяти севастийских мучеников, десяти критских мучеников, святых Сергия и Вакха, святых апостолов и пророка Моисея находятся внутри монастырских стен, а девять из них соединяются с архитектурным комплексом базилики Преображения. Две часовни находятся в покоях архиепископа Синая.

Основной древний вход в монастырь, с его западной стороны, сейчас закрыт. Слева от этого входа есть другой, поменьше, которым и пользуются в настоящее время. Он тоже древний, с тремя обшитыми металлом дверьми.

Первоначально обитель именовалась монастырём Преображения или монастырём Неопалимой Купины. С XI века, в связи с распространением почитания святой Екатерины, мощи которой были обретены синайскими монахами в середине VI века, монастырь получил новое название — монастырь Святой Екатерины.

Десница святой великомученицы ЕкатериныИмя, которым нарекли родители Св. Екатерину было  Доротея. Она родилась в 294 году в Александрии. Согласно имеющимся о её жизни сведениям, Св. Екатерина закончила языческую школу, где изучала философию, риторику, поэзию, музыку, математику, астрономию и медицину. Красивая дочь аристократических родителей, она не знала недостатка в женихах, но отвергла все их предложения. Монах-сириец рассказал ей об Иисусе Христе, женихе души, и обратил её в христианство. После крещения она получила имя Екатерина.

Во время преследования христиан в период правления императора Максиминуса в начале IV века Екатерина публично заявила о своей вере в Иисуса Христа и обвинила императора в том, что он приносит жертвы идолам. Пятьдесят мудрецов, собранных со всей империи, пытались переубедить её, но тщетно. Более того, Екатерина сама убедила их в необходимости веры во Христа, цитируя при этом древнегреческих философов. Несмотря на пытки, она смогла обратить в христианство даже членов семьи императора и римскую аристократию. После казни Екатерины тело её исчезло. Согласно преданию, ангелы перенесли его на вершину самой высокой горы Синая, носящей сейчас  имя Екатерины.

Примерно три века спустя монахи монастыря, построенного Юстинианом, повинуясь видению, поднялись на гору, нашли там останки Екатерины, спустили их вниз и поместили в храме, в золотой раке.


Ежедневно после службы верующим открывают доступ к мощам святой Екатерины. В память о поклонении мощам монахи дарят серебряное кольцо с изображением сердца и словами ???? ?????????? (святая Екатерина) по традиции обретения мощей и их опознания по кольцу Екатерины.

Монастырь всегда вёл обширную культурную и просветительскую деятельность. В XVIII веке он открыл духовную школу на острове Крит, где получали образование греческие богословы того времени. Подворья монастыря были открыты в Египте, Палестине, Турции, Румынии, России и даже в Индии. Монастырь поддерживал давние связи с Россией. В 1375 году в Москву приехал митрополит Макарий за милостыней для монастыря, а в 1390 году из монастыря Святой Екатерины в дар великим князьям была привезена икона с изображением Неопалимой купины, которую поместили в Благовещенский собор Кремля.

Базилика Преображения

Главный храм монастыря (кафоликон), трёхнефная базилика, посвящён Преображению Иисуса Христа. Его постройка относится к периоду правления императора Юстиниана.

Базилика Преображения
(литография рисунка архимандрита Порфирия (Успенского) 1857 год)
 

Деревянным входным дверям в церковь 1400 лет. Сделаны они из ливанского кедра. Над  ними - надпись на греческом языке: "Вот врата Господа; праведные войдут в них" (Псалтирь, 117:20). Двери притвора сделаны на пару веков позже - крестоносцами в XI веке.

В каждой из двенадцати колонн в специальных углублениях хранятся мощи святых, закрытые бронзовыми пластинами, а на самих колоннах помещены минейные иконы XII века по числу месяцев года.

Главным украшением базилики является расположенная в конхе апсиды мозаичная икона Преображения Господня. Мозаика выполнена в первой половине VI века придворными мастерами, специально присланными Юстинианом для украшения монастыря. Древняя часовня, возведенная св. кн. Еленой является частью базилики.

Часовня

Интерьер часовни Неопалимой Купины
(литография рисунка архимандрита Порфирия (Успенского) 1857 год)

Алтарная часть часовни расположена над корнями Неопалимой купины. В апсиде часовни - мозаичное изображение креста, относящееся к Х веку. Каждую субботу в часовне служат божественную литургию.
Куст буйно растёт в нескольких метрах от часовни. Он был пересажен для того, чтобы можно было построить святой алтарь над его корнями. Это единственный куст такого рода на всём Синайском полуострове, причём ни одна попытка высадить его отросток в другом месте успеха не имела!

Часовня посвящена Благовещению и украшена иконами, посвящёнными этому празднику. В часовне нет иконостаса, скрывающего алтарь от верующих, и паломники могут видеть под престолом место, где росла Купина. Оно обозначено отверстием в мраморной плите. Здесь же на серебряном щите чеканное изображение горящего куста, Преображения, Распятия, евангелистов, святой Екатерины и самого Синайского монастыря.

Другие постройки монастыря:

  • Колодец Моисея — расположен к северу от базилики Преображения и считается тем колодцем, у которого согласно Библии Моисей встретил семь дочерей мадиамского священника Рагуила (Исх.2:15-17). Колодец в настоящее время продолжает снабжать монастырь водой.
  • В монастыре имеются многочисленные часовни: Святого Духа, Успения Пресвятой Богородицы, Иоанна Богослова, Георгия Победоносца, святого Антония, святого Стефана, Иоанна Предтечи, пяти севастийских мучеников, десяти критских мучеников, святых Сергия и Вакха, святых апостолов и пророка Моисея. Эти часовни находятся внутри монастырских стен, а девять из них соединяются с архитектурным комплексом базилики Преображения. Две часовни находятся в покоях архиепископа Синая: верхняя в честь Успения Богородицы и нижняя, посвященная Богоматери Живоносного источника (находится в древней башне, построенной в 330 году императрицей Еленой, часовню украшают иконы XII—XIII веков среди которых выделяются царские врата, декорированные золотыми светящимися кругами, и чтимый образ Богородицы «Живоносный источник», приписываемый кисти критского мастера Ангелоса).
  • Трапезная — построена в XI веке. Стены трапезной украшают фрески со сценами жертвоприношения Авраама (1577 год); Илии в пустыне, питаемого вороном, и сценой Второго пришествия Иисуса Христа (1573 год). В трапезной находится большой деревянный стол, присланный в дар монастырю в XIV веке с острова Закинф. Стол украшен резьбой с изображением ангелов и цветов в стиле рококо.
  • Сад — расположен на северо-западе от монастырских стен и соединяется с монастырем древним подземным ходом, используемым по настоящее время. На одной из террас выращиваются яблони, груши, гранаты, абрикосы, сливы, айва, шелковица, миндаль, вишни, виноград. Другая терраса отведена под масличный сад, обеспечивающий монастырь оливковым маслом. В саду также выращивают овощи для монастырского стола. В начале XX века монастырский сад считался одним из лучших в Египте.

Оссуарий и кладбище  расположены вне монастырских стен, рядом с садом. На кладбище имеется часовня святого Трифона и семь могил, которые используются постоянно. По прошествии определённого времени кости извлекаются из могилы и помещаются в оссуарий, расположенный на нижнем ярусе церкви Успения Пресвятой Богородицы. Единственным полным скелетом в оссуарии являются мощи отшельника Стефана, жившего в VI веке и упоминаемого в «Лествице» преподобного Иоанна Лествичника. Мощи Стефана, облачённые в монашеские одежды, покоятся в стеклянном киоте. Останки прочих монахов разделены на две части: у северной стены сложены их черепа, а в центральной части оссуария собраны их кости. В отдельных нишах хранятся кости синайских архиепископов.

В 2002 году монастырский комплекс был включён ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия.

План-схема монастыря:

Чудотворный образ Божией Матери «Неопалимая купина» 

 

Монастырь святой великомученицы Екатерины на Синае

Православный монастырь Св. Екатерины / Синайский полуостров

СВЯТАЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА ЕКАТЕРИНА