Празднование совершается 21 (8) августа

Толгская икона Божией МатериВ 6822 году от сотворения мира [1] во время Киевского и Всероссийского митрополита Петра (память 21 декабря [2]) при благоверном князе ярославском Давиде Феодоровиче епископ Ростовский и Ярославский Прохор, объезжая свою епархию, прибыл в Кирилло-Белозерский монастырь. Отсюда он продолжал путь водою на лодках — сначала по притоку Волги Шексне, а затем по самой Волге до Ярославля. Когда путники были на расстоянии шести верст от Ярославля, день начал склоняться к вечеру; тогда они пристали на ночлег к горе, стоявшей на той стороне Волги, где находился город; поднявшись на гору, они разбили шатер. Стоянка была как раз против того места, где в Волгу впадает приток ее Толга. Вся эта сторона была покрыта лесом.

Во время ночлега епископ проснулся в полночь и заметил какой-то свет; быстро поднявшись и выглянув из шатра, он нашел всех своих спутников — священников, клириков, слуг и даже сторожей спящими. Между тем великий свет озарял всю местность. Оборотившись к реке, епископ заметил на противоположном берегу чрезвычайно светлый, необыкновенно сияющий столб, при этом он увидел и мост, ведущий к нему через Волгу; это таинственное явление возбудило в епископе удивление, смешанное с ужасом. Однако, помолившись Богу и захватив свой епископский посох, он вышел из шатра и, не будя никого, направился к реке и взошел на видимый им мост. В действительности же епископ шел по воде как по дереву — на этом месте никогда не было моста, но, по повелению Божию, вода, отвердев, образовала мост под его ногами.

Достигнув противоположного берега, епископ увидел образ Пресвятой Богородицы, держащей на руках Младенца, Господа нашего Иисуса Христа. Образ не стоял на дереве, а чудесно держался в воздухе, причем так, что с земли его нельзя было достать руками. Епископ, поклоняясь иконе Богородицы, воссылал Владычице мира теплые молитвы, соединенные со слезами. После довольно продолжительной молитвы он возвратился обратно, забыв на этом месте свой посох. Перейдя по тому же самому мосту реку, епископ возвратился в свой шатер, и так как все спали, то его путешествие никому не могло быть известно. До утра епископ спокойно проспал.

Когда рассвело, все встали, и, по обыкновению, была пета утреня. Настало время идти к лодкам, и слуги начали искать посох святителя, но все поиски были тщетны. Тогда они сказали епископу, что неизвестно, куда девался посох, хотя вечером он был поставлен в шатре. Епископ вспомнил, что забыл свой посох на той стороне реки, и понял, что Господь желает сделать известным помянутое чудесное явление. Не будучи в состоянии от слез вымолвить слова, он начал показывать перстом за Волгу. Потом, едва говоря от волнения, святитель рассказал по порядку, как он достиг противоположного берега Волги и что там видел. Затем он приказал ехать в указываемом им направлении за Волгу и взять там посох. Слуги поехали и во время поисков посоха обрели в лесу икону Пречистой Богородицы, но уже не на воздухе, а стоящей между деревьев на земле; близ нее лежал и посох. Поклонившись святой иконе и взяв посох, они возвратились к святителю и сообщили ему, что видели икону Пресвятой Богородицы.

Тогда епископ, отложив на время путь к Ярославлю, переехал со всеми своими людьми Волгу. Увидев икону Пресвятой Богородицы, он тотчас узнал тот самый образ, который ночью держался на воздухе, окруженный светлым сиянием в виде столпа. В радости и веселии духовном святитель преклонил колена, воссылая теплые молитвы Пресвятой Богородице и благоговейно лобызая Ее святую икону. И все присутствовавшие также не могли удержаться от радостных слез и, поклоняясь честному образу, также усердно молились Матери Божией. Это чудесное явление иконы Пресвятой Богородицы совершилось 8 августа, когда почитается память святого Емилиана, епископа Кизического.

Святитель Прохор, ни мало не медля, тотчас начал собственными руками очищать место, где явилась святая икона, рубить лес и приготовлять деревья для постройки церкви; его примеру ревностно следовали и находившиеся с ним. В тот же день заложили маленькую церковь и к полудню окончили ее постройку.

Слух о чудесном явлении и связанных с ним событиях дошел до Ярославля, и множество народа поспешило к месту, где находился епископ. Среди пришедших были и духовные, и миряне, старые и молодые, богатые и бедные, здоровые и больные. При виде иконы Пресвятой Богородицы они исполнились неизреченной радости и усердно молились. Каждый старался помочь сооружавшим церковь — кто рубил деревья, а кто трудился вместе с начавшими постройку. Когда храм был окончен, епископ в тот же день к вечеру освятил его и внес чудотворный образ. Затем, совершив во вновь сооруженном храме богослужение, святитель нарек его во имя честного Введения Пресвятой Богородицы и установил празднование явления Ее образа в восьмой день августа месяца. Все присутствовавшие при этом недужные получили, по благодати Пресвятой Богородицы, исцеление. Тогда же епископ повелел быть при церкви монастырю и в тот же день поставил ему игумена. С этого времени на месте явления чудотворного образа была устроена обитель, сначала довольно незначительная, но потом, с расширением своей славы, она увеличилась и в своих размерах.

 

Толгский Ярославский монастырь 

Со дня явления чудотворного образа Пресвятой Богородицы начало совершаться множество чудес. Так в 6900 г. 16 сентября [3], при игумене Германе, когда священник возгласил на утрени после девятой песни: "Богородицу и Матерь света песньми возвеличим!" внезапно от правой руки Пресвятой Богородицы истекло миро, и церковь наполнилась дивным благоуханием. Все присутствовавшие в храме при виде этого чуда не могли удержаться от удивления и ужаса, прославляя в то же время Бога и Его Пречистую Матерь. После утрени стали совершать молебен Пресвятой Богородице, и при окончании его во время пения: "Владычице, приими молитву рабов Своих" от левой ноги Пречистого Младенца, держимого Богородицею на руках, истекло миро. Дивное чудо это не могло не возбудить духовной радости в игумене и братии они со слезами преклоняли колена пред Пречистой Богородицей и помазывали чело свое миром, которое обладало великой целебной силой: кто из недужных — какою бы болезнью он ни страдал — ни помазывался чудесным миром, тотчас делался здоров.

Спустя некоторое время после этого чудесного события один боярин, по имени Никита, был послан великим князем из Москвы в Белозерский край: когда он вместе с женою и слугами прибыл в Ярославль, то сел в лодки, чтобы дальнейший путь продолжать водою вверх по реке. У этого боярина был единственный сын, еще маленький мальчик, — ему было не более четырех лет, — и вот дорогою он разболелся и умер, и его мертвого довезли до Толгского монастыря Пресвятой Богородицы, чтобы здесь похоронить Отец и мать умершего мальчика горько плакали пред иконою Пресвятой Богородицы, так как не имели более детей. Спрятав тело, занялись приготовлением гроба и остального, нужного для погребения. В этих печальных хлопотах прошло время с часу дня до десяти вечера. И вот, когда, после обычного молебствия, началось надгробное пение, мальчик неожиданно ожил и воскликнул. Все ужаснулись и вместе с тем радовались, особенно же радовались родители. Они не знали, как благодарить Господа и Его Пречистую Матерь, снова увидев своего сына живым и здоровым.

Однажды по попущению Божию в монастыре случился большой пожар. При этом и церковь загорелась так быстро, что братия не успели отворить церковных дверей и хоть что-нибудь вынести из храма, вся церковь со всем находившимся в ней сгорела. Все со скорбью думали, что этой же участи подверглась и чудотворная икона. Но после пожара неожиданно нашли в роще близ монастыря святую икону, совершенно неповрежденную и окруженную сиянием. Конечно, не человеческими, а только ангельскими руками могла быть взята святая икона из великого пламени. Братия с радостью прияли святую икону и, не медля, принялись за постройку нового храма, более обширного по размерам и великолепного по своим украшениям.

В 20-х годах XX века, после закрытия Толгского монастыря, чудотворный образ стал одним из музейных экспонатов Ярославского художественного музея, а 20 августа 2003 года, святыня была возвращена в Толгский монастырь.

  1. От Рождества Христова 1314 г. ^
  2. Даты в тексте даны по старому стилю. ^
  3. От Р.Х. 1392 г. ^

То́лгский Яросла́вский в честь Введения во храм Пресвято́й Богоро́дицы монасты́рь 

Толгская икона Божией Матери

Толгская икона Божией Матери
изображение
Большая икона Толгской Богоматери
Дата появления:

к. XIII в., явленная икона — 1314 г.

Иконографический тип:

Елеуса

Местонахождение:

Большая — ГТГ, явленная — Толгский монастырь

Дата празднования

8 (21) августа

 
Изображения иконы на Викискладе

Толгская икона Божией Матери — почитаемая в Русской православной церкви икона Богородицы. Известна по трём спискам конца XIII — начала XIV веков, один из которых предание называет «явленным» в 1314 году ростовскому епископу Прохору и он почитается как чудотворный. Толгская икона относится к иконописному типу Елеуса. Список последней четверти XIII века хранится в Государственной Третьяковской галерее, а «явленная» икона находится в Толгском монастыре.

Толгская икона почитается как покровительница Ярославской земли. Празднование в честь иконы совершается 8 августа (по юлианскому календарю).

Содержание

Большая икона Толгской Богоматери

Древнейшая из известных икон Толгской Богоматери получила название Большой (Тронной) илиТолгская I. Её написание относят к последней четверти XIII века[1]. Относительно происхождения иконы выдвигаются различные версии. Так Ф. Швейнфурт приписывает икону итальянскому мастеру пизанской школы периода дученто[2], а В. И. Антонова грузинской школе[3]. Обе эти версии не находят поддержки. В пользу ярославского происхождения иконы свидетельствует широкое использование орнаментальных украшений и написание её на липовой доске, что говорит против её южного происхождения[1][3].Иконография Толгской тронной иконы происходит из византийской живописи позднего XII—XIII веков. Ряд иконографических деталей в лике Иисуса Христа (рисунок бровей, носа, широко раскрытых глаз, рта, форма лба, округлый подбородок, разделение прядей волос) повторяют лик Еммануила на другой ярославской иконе — «Оранта Великая Панагия» (первая треть XIII века)[4]. В Толгский монастырь, основанный в 1314 году, Тронная Толгская икона попала, вероятно, как древний и прославленный образ[1] и была помещена в монастырском соборе на горнее место, как и «Оранта Великая Панагия» в княжеском Успенском соборе Ярославля[4].

Иконография

Лики Богоматери и Младенца

Икона написана на липовой доске размером 92 на 140 см. Дева Мария на ней изображена в полный рост, сидящей на троне. Богомладенец стоит на её левом колене, охватывает её шею и прижимается к её щеке, а Богородица слегка поддерживает его обеими руками. Мария одета в синий хитон и коричневый мафорий с широкими складками. Мафорий имеет серебряную кайму богато украшенную жемчужным орнаментом. В качестве знака приснодевства Марии на мафории помещено изображение квадрифолио[5]. Младенец Иисус изображён в розово-красном гиматии и синем хитоне. По сторонам трона в воздухе парят архангелы Гавриили Михаил. Трон, на котором сидит Богородица, имеет высокую спинку с арочными проемами, украшенную охряным растительным орнаментом. Лики Марии и Иисуса написаны охрой по тёмному санкирю, на щёки нанесены подрумяна, лик Иисуса написан светлей, чем лик Богородицы. Академик В. Н. Лазарев так охарактеризовал икону:

В толгской иконе мы имеем усложненный тип Умиления, отличающийся особой непосредственностью выражения. Это, пожалуй, одна из самых эмоциональных русских икон XIII века. Хотя ей недостает тонкого аристократизма, зато она подкупает душевной теплотой.

Явленная икона Толгской Богоматери

Явленная икона Богоматери Толгской

Данный список Толгской иконы называют «явленным» или «Толгская II». Его почитают чудотворным. Сказание о её чудесном обретении написано в XVI веке на основе местных преданий. Икона хранилась в Толгском монастыре, построенном на месте её обретения. В 1920-е годы она была изъята и передана в собраниеЯрославского художественного музея. В 2003 году икона была передана в монастырь[6], оставаясь частью коллекции Ярославского художественного музея.

Предание

Церковное предание связывает с его появлением следующую историю. В 1314 году Прохор, епископ Ростовский и Ярославский, возвращаясь из Кирилло-Белозерского монастыря в Ярославль, остановился на ночлег на берегу Волги в шести верстах от города в месте впадения в неё речки Толга. Ночью Прохор увидел на противоположенном берегу столб света и чудесно возникший мост через Волгу, ведущий к нему. Он взял свой посох и пошел к явившемся видению.

Достигнув противоположного берега, епископ увидел образ Пресвятой Богородицы, держащей на руках Младенца, Господа нашего Иисуса Христа; образ не стоял на дереве, а чудесно держался на воздухе на высоте пяти локтей, так что с земли его нельзя было достать руками. Епископ, поклоняясь иконе Богородицы, воссылал Владычице мира тёплые молитвы, соединённые со слезами; после довольно продолжительной молитвы он возвратился обратно, забыв на этом месте свой посох.[7]

— Димитрий Ростовский. Жития святых. 8 августа

Богоматерь Толгская с клеймами, 1655 год

На утро слуги епископа не смогли найти его посох и Прохор рассказал им о ночном видении. Он приказал им ехать на другой берег и привезти посох. Слуги выполнили поручение и нашли на противоположенном берегу в указанном епископе месте его посох и икону Богородицы, стоящую на земле. После этого Прохор со свитой направился туда и приказал расчистить место для постройки деревянной церкви, которую с помощью горожан, прибывших туда после известия о чудесном явлении иконы Богородицы, возвели в тот же день. Прохор освятил церковь в честь праздника Введения Пресвятой Богородицы во Храм и основал при ней монастырь, получивший название Толгского Введенского. День обретения иконы — 8 августа, стал днём празднования в её честь.

Предания приписывают явленной Толгской иконе следующие чудеса:[7]

  • 16 сентября 1392 года — мироточение образа во время утрени;
  • воскрешение мёртвого ребёнка, привезённого в монастырь для погребения, по молитве его родителей перед иконой;
  • конец XIV — начало XV веков — чудесное сохранение иконы при пожаре, уничтожившем церковь. Икону нашли невредимой в роще у монастыря;
  • 1553 год — исцеление от болезни ног царя Ивана Грозного. В благодарность по указанию царя в Толгском монастыре возвели каменный собор[8];
  • 1766 год — спасение Ярославля от засухи[9].

Иконография

Лики Богоматери и Младенца

Икона написана на доске размером 48 на 61 см. По мнению В. Н. Лазарева данная икона представляет собой сокращённый список Тронной Толгской иконы[1]. Богородица изображена погрудно, а Иисус сидящим, а не стоящим. Изменено положение рук Девы Марии, для них заимствован прототип с Владимирской иконы Богоматери.

В колорите иконы преобладают темные краски — красно-коричневая, чёрно-зелёная, изумрудно-зелёная, охра, умело сопоставленные с цветом серебряного фона. Вохрение лиц выполнено в несколько слоев золотистой и розовато-коричневой охрой по тёмному умбристому санкирю. Освещенные части ликов моделированы белилами с небольшой примесью охры и чистым белым цветом. С большой свободой написан лик младенца, высветленные части которого художник отметил уверенными мазками белой краски.[4]

Для придания лицу Богородицы скорбного выражения художник особо выделил её глаза: зрачки изображены крупными и миндалевидными, брови и веки обведены белыми мазками, а край зрачков подчёркнут белыми бликами. Все это контрастно выделило тёмные глазницы на лице Богоматери.

Толгская III

Толгская III

Около 1327 года с явленной Толгской иконы был сделан список, получивший название Толгская III. Икона хранилась в Толгском монастыре, а затем поступила в собрание Русского музея (Санкт-Петербург).

Он выполнен не столь эмоциональным, как явленная икона и в ряде деталей он имеет сходство с Большой Толгской иконой. Богомладенец изображён сидящим на левой руке Богородицы, его лицу, как и на Толгской тронной иконе, приданы черты лика Еммануила на иконе «Оранта Великая Панагия» (Ярославль, первая треть XIII века). Гиматий Иисуса оранжево-розовый, хитон тёмно-синий. Складки гиматия повторяют рисунок Толгской тронной иконы. Оживки на Толгской III выполнены в той же манере что на двух других списках.

Храмы

На рубеже XVII и XVIII веков храмы в честь Толгской Богоматери строились не только в Ярославле (тёплая церковь Власьевского прихода, одноглавая церковь рядом с Успенским собором), но и в московских монастырях — Высокопетровском и Николо-Перервинском.

Примечания

  1. Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века
  2. Schweinfurth Ph. Geschichte der russischen Malerei im Mittelalter. Haag, 1930, S. 150—151
  3. Большая икона Толгской Богоматери
  4. Масленицын С. И. Ярославская иконопись
  5. Гукова С. Н. Знаки приснодевства Богоматери
  6. Толгская икона Богоматери возвращена из музея в монастырь
  7. Димитрий Ростовский. Празднование Пречистой Богородице в честь явления Ее пречестной и чудотворной иконы, нарицаемой Толгской
  8. Икона Божией Матери Толгская // Дмитриева Н. В. О Тебе радуется! М.:Сретенский монастырь, 2004
  9. Поселянин Е. Сказания о чудотворных иконах Богоматери. Август

Ссылки

  • Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века
  • Масленицын С. И. Ярославская иконопись
  • Икона Божией Матери Толгская // Дмитриева Н. В. О Тебе радуется! М.:Сретенский монастырь, 2004
  • Толгская икона Божией Матери – трофей из Алании