1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.94 (9 Голосов)

19 февраля празднование Елецкой иконы Божией Матери в Чернигове (1060)

24 января празднование Елецко -Черниговской иконе Божией Матери

 Икона Божией Матери «Елецкая»

День празднования — 6 февраля ст.ст. / 19 февраля н.ст.

Явление древней чудотворной Елецкой иконы Божией Матери произошло 6 февраля 1060 года, во время княжения в Чернигове внука Святого равноапостольного князя Владимира, Святослава Ярославича, который и создал на месте явления иконы монастырь.

Составляя «Скарбницу», архимандрит Иоанникий Голятовский в 1676 году посылал в Москву разузнать о Богородице Елецкой, почему она так называется. Престарелый князь Никита Иванович Одоевский, потомок Черниговского князя Святослава Ярославича, поведал им: «Чували мы от дедов и прадедов своих, что близ Чернигова на дереве еловом знайденый образ Пресвятой Богородицы. Потому збудованая там церков называется Богородица Елецкая, что от елины альбо елю Богородица Елецкая названа, так как на елю альбо на елине образ Пресвятой Богородицы есть знайденый».

Во время монголо-татарского нашествия на Чернигов в 1239 году, святая обитель подверглась разорению. Судьба древней иконы Елецкой Богоматери неизвестна. По преданию, в момент нападения завоевателей, она была спрятана внутри церковной стены, а впоследствии ее вновь поместили в Успенском соборе. Голятовский в «Скарбнице» замечает: «Пресвятой Богородицы власный образ на дереве еловом близко Чернигова знайденый, з Чернигова до Москвы под час войны есть перенесеный, поскольку теперь в Чернигове той образ не знаходится». Филарет Гумилевский в своем описании города Харькова утверждал, что «в 1579 г. св. икона была взята князем Барятинским и оставалась в доме Барятинских, потомков Черниговского князя Святослава Ярославича, в виде наследственного достояния». А затем, «в 1687 году окольничий, князь Даниил Барятинский, командир Новгородских полков, под начальством князя Василия Голицына, быв в походе против Крыма, на возвратном пути из похода сделался болен в Харькове и находясь близ смерти отдал бывшую с ним в походе св. Елецкую икону Пресв. Богородицы в Харьковский Успенский собор». В данном случае Филаретом было записано устное предание. Древность чудотворной и любимой харьковчанами иконы Елецкой Богородицы, хранившейся в Успенском соборе Харькова, знатоками живописи оспаривалась, хотя давность ее письма признавалась безусловно. Между тем, провести новые исследования невозможно — икона безследно пропала в советское время.

Матерь Божия не оставила Елецкую обитель без Своего образа. В разгар восстановительных работ, проводимых Иоанникием Голятовским, в монастыре явился новый образ Богородицы Елецкой, который, как и древний, прославился чудотворениями. В 1676 году братья Никита и Матфей Козелы привезли из российского города Владимира в Чернигов на Богоявленскую ярмарку образ Елецкой Божией Матери. Благочестивый Чернигов­ский житель Константин Константинович Мезопета купил этот образ и 11 января того же года подарил его обители Елецкой.

Для записи чудес по молитвам к Богоматери Елецкой в монастырской ризнице до революции хранилась беловая книга под названием «Слава Пресвятыя Богородицы Елецкия», выданная из Черниговской духовной консистории 6 февраля 1895 года за № 2443.

Все, кто с верой и пламенной молитвой обращался к Царице Небесной перед Ее чудотворным образом, получали помощь и утешение.

Композиция Елецкой иконы весьма интересна. Это практически иконография самой истории явления образа в древности, и одновременно запечатленный вид Черниговского замка второй половины XVII века. Композиция образа имеет также богословский смысл. В горней части иконы в прямоугольной резной рамке изображена Богородица с Предвечным Младенцем на фоне ветвей ели, ствол которой делит нижнюю часть композиции пополам. Вдалеке видна река Десна, река жизни. Справа от елового ствола — тихое пристанище — Успенский собор Елецкого монастыря. Слева изображена часть Черниговской крепости с постройками, где, по всему видно, кипит светская жизнь. Двигаясь взором по иконе «против солони» (против часовой стрелки), замечаешь начертанный Божьим Промыслом путь, путь нашей души, нашей жизни.

В Успенском храме был устроен красивый позолоченный деревянный киот для чудотворного образа Елецкой Божией Матери. На зиму икону переносили в теплый Петро-Павловский храм. Перенесение совершалось торжественно, собором всей братии, с пением тропаря Богородице и при колокольном звоне. Чудотворная икона Елецкой Богоматери пользовалась особенным благоговейным вниманием не только жителей города Чернигова и окрестных селений, но и многочисленных богомольцев, приходивших в Чернигов на поклонение святыням. В Елецкой обители каждую среду перед литургией совершалось молебное пение и читался акафист перед чудотворным образом Елецкой Богоматери. Особенно умилительно пелись при этом припевы к акафисту Успения Богородицы: «Радуйся, обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая!» и заключительный кондак акафиста Благовещению: «О всепетая Мати…».

Образ Елецкой Богородицы, находившийся в обители до ее закрытия, искусствоведы датируют 90-ми годами XVII столетия. Она написана темперными и масляными красками на двух широких досках, скрепленных между собой двумя врезными шпонками. Верхняя часть иконы закруглена. Общая высота иконы 135 см, ширина 76 см, толщина досок 3 см. В 1930 году эта икона из Успенского собора попала в Черниговский исторический музей. Во время Великой Отечественной войны икону Елецкой Богоматери подобрала некая женщина на пепелище сгоревшего музея и принесла в Троице-Ильинский монастырь. Игумения Антония велела сделать копию с иконы, но местные власти заставили отдать в музей не копию, а оригинал.

Чудотворная икона Елецкой Божией Матери находилась в Черниговском историческом музее им. В. В. Тарновского до 1 апреля 1999 года. Ныне она возвращена в Елецкий монастырь.

Свято-Успенский Елецкий женский монастырь  

Настоятельница монастыря — игумения Нектария (Третяк Надежда Ильинична).
Количество насельниць — 60.

1. Один из самых древних монастырей Украины, самый древний и большой монастырь Чернигова — Елецкий — расположен юго-западном склоне Болдиных гор на расстоянии около километра от центра древнего города — Детинца. Монастырь был основан в середине 11 в. князем Святославом Ярославичем в хвойном лесу, отсюда и название — Елецкий. Основной комплекс строений монастыря сложился в 18 в., и теперь являет собой на удивление целостный барокковый ансамбль, несмотря на то, что в его состав входят здания, построенные в разное время: Успенский собор 11 в., колокольня 17 в., ограда с воротами 17 в., келии 16-18 вв., дом игумена 18 в., дом Феодосия Углицкого и древние пещеры.
Существует предположение, что на этом месте, которое называли Елецкой горой, до основания монастыря располагался княжеский двор — резиденция черниговских князей дохристианского времени (один из князей похоронен рядом в Черной могиле)
Год основания монастыря определить очень сложно, но еще в 17 в. считали, что князь построил церковь в 1060 г. на том месте, где по церковной легенде, явилась на одной из росших здесь елей икона Божьей Матери. Датой этого события называют 3 февраля 1060 г.(по старому стилю). Возможно, тогда и стали селиться там монахи в пещерах. Согласно тем же преданиям в монастыре некоторое время проживал «отец русского монашества» преподобный Антоний Печерский. Князь увидел в этом великое знамение и повелел на этом месте заложить Успенскую церковь.
В истории русской церкви явление этой иконы было первым подобным чудом, поэтому и была она названа — «Неувядаемый цвет» Елецкой Божьей Матери Успенского монастыря города Чернигова и являющейся великим достоянием и святыней не только Черниговской епархии и всей Черниговщины, но и всей православной христианской церкви в целом.
Каменный Успенский собор монастыря был, вероятно, построен через столетие после этих событий, а до этого, вероятно, была деревянная церковь
В 1239 году монастырь был разграблен монголо-татарами и приходит в запустение. В начале 16 века Чернигов переходит под власть Москвы. Есть сведения, что в это время древняя обитель возобновляется. Ее окружают укреплениями, и в ней обитают московские иноки. В 1611 году Чернигов был сожжен польскими войсками. После этого монахи удаляются в Москву. А монастырь с 1623 года переходит в ведение иезуитов. В 1649 году Чернигов был освобожден от поляков, и Елецкий монастырь вскоре снова стал православным.
Среди его настоятелей теперь можно встретить немало славных имен. Это и будущий архиепископ Лазарь Баранович, и св. Феодосий Углицкий, и его преемник архиепископ Иоанн Максимович, известный как основатель Черниговского коллегиума и много других. Немало труда приложил для возрождения обители и Ионикий Галятовский. При нем был реконструирован Успенский собор, построены каменные кельи, возведена трапезная Петропавловская церковь. Он же создал в монастыре прекрасную библиотеку.
Говоря о елецких настоятелях, нельзя не упомянуть Данилу Туптало — известного религиозного писателя и церковного деятеля. В православии он больше известен как Святой Дмитрий Ростовский.
Как и любой монастырь, обитель на Елецкой горе являлась почетным некрополем. В разное время на ее территории были погребены великий князь Трубчевский Всеволод Святославович, переяславский полковник Л.А. Полуботок, генеральный обозный Василий Дунин-Борковский, губернатор Андрей Степанович Милорадович, полковник Яков Лизогуб и многие другие.
В 18 в. Елецкий Успенский монастырь становится крупным землевладельцем, пока в 1786 году по указу Екатерины II о секуляризации имущество монастыря не было передано в казну. С тех пор крупного строительства здесь не проводится.
Кроме Успенского собора интерес вызывает очень необычная 36-метровая колокольня, одна из самых старых колоколен Надднепрянской Украины, что дошла до нашего времени. Ее оригинальность заключается в том, что строилась она в два этапа: нижний ярус построен в 1670-1675 гг. как оборонная надвратная башня и позднее надстроен верхний ярус, предназначенный для размещения колоколов.
Рядом с колокольней находится самый древний на территории Левобережной Украины памятник деревянной архитектуры — жилой дом, построенный в 1688 году. Также этот дом очень чтим монахами и пилигримами как место жительства Святого Феодосия Углицкого. Здесь в 17-18 вв. жили настоятели монастыря.
История Елецкого монастыря интересна еще тем, что на территории монастыря в 11 в. находилась известная библиотека Святослава, загадочная история исчезновения которой волнует до сих пор. Здесь настоятелем Кириллом Ставровецким в 1646 году была издана первая в Чернигове книга «Перло многоценное». В 1941 году в лабиринтах пещер Елецкой горы прятался подпольный обком.
В конце 1921 года Елецкий монастырь был закрыт, и лишь в начале 90-х годов 20 в. религиозная жизнь в нем вновь возобновилась. Сейчас это действующий женский монастырь.

2. Вехи истории святой обители.

По преданию, однажды, в период правления в Чернигове князя Святослава Ярославича, проходившие возле города люди заметили сияние, которым, как оказалось, был окружен неведомо кем установленный на еловом дереве образ Пресвятой Богородицы; обретенная святыня получила название Елецкой иконы Божией Матери, а на месте чуда князь Святослав воздвиг в 1060 г. церковь, ставшую вскоре престольным храмом одноименного монастыря.
Указанное предание, со ссылкой на устную традицию и на монастырский синодик (помянник), составленный в середине XVII в. (не сохранился) Черниговским епископом Зосимой (Прокоповичем), привел в своей печатной книге «Скарбница потребная» о Елецкой иконе настоятель обители архимандрит Иоанникий (Галятовский) (издание: Новгород-Северский, 1676).
Приписывая устройство храма и обители на месте явления Елецкой иконы Божией Матери князю Святославу Ярославичу, «Скарбница» отмечает также, что, «певне монастыревѣ Елецкому далъ благословение одъ Святои Гори Афонскои такъ, якъ далъ монастыревѣ Печерскому», и «якъ монастыръ Печерский, такъ и Елецкий… бытностию своею приоздобил и прославилъ» прп. Антоний (†1073) — основатель Киево-Печерской Лавры (1051), живший в 1069-1072 гг. в пещере, выкопанной в Болдиных горах Чернигова.
Если непосредственное основание и благословение Печерской обители прп. Антонием по возвращении с Афона на Русь отмечено в древнерусских летописях как факт, то участие подвижника в судьбе Елецкого монастыря допускается автором «Скарбницы» теоретически ("певне" означает «вероятно»); следствием этого стало разное толкование историками слов о. Иоанникия: по мнению одних, прп. Антоний сперва поселился в уже существующей Елецкой обители и затем оставил ее ради уединения в пещере, другие полагают, что подвижник вдохновил князя на создание монастыря при ранее возведенном храме.
Уход прп. Антония из Киева в Чернигов (1069) описан в летописной «Повести временных лет», составитель которой отметил в начале XII в. по поводу пещеры подвижника на Болдиных горах: "И есть манастырь Святоѣ Богородицѣ на Болдинахъ горахъ и до сихъ днии"; о. Иоанникий комментировал: "Маетъся розумѣти монастыръ Богородици Елецкои, поневажъ на горахъ Болдинах близко Чернѣгова инший монастыръ Пресвятои Дѣвы ся не знайдуетъ"; хотя местом уединения прп. Антония считаются пещеры бывшего Свято-Троицко-Ильинского монастыря, в которых в XVIII в. существовала подземная церковь Похвалы Пресвятой Богородицы, это не противоречит словам о. Иоанникия, ибо в древности на Болдиных горах могла существовать одна большая обитель с наземным храмом в центре и пещерами отшельников в округе.
По словам «Скарбницы», Святослав (†1076) воздвиг на месте явления иконы тот самый Успенский каменный храм, который стоит здесь доныне; исследование сооружения учеными ХХ в. привело к выводу о соответствии храма эталону, господствовавшему в зодчестве Руси с 70-х гг. XI до рубежа XII-XIII вв.; это не исключает возможности постройки Святославом в 1060 г. деревянной церкви на месте чуда и закладки тем же князем каменного храма в начале 1070-х гг. (в те же годы в Киеве заложены первые надежно датированные древнерусские соборы данного типа: Свято-Архангело-Михайловский в Выдубицком монастыре и Успенский — в Печерском).
В 1239 г. Елецкую обитель разорили монголы. В XV-XVI вв. последовал новый расцвет монастыря: был отремонтирован Успенский собор, вокруг построены кельи, кроме звонницы с малыми колоколами обитель имела большой колокол на двух столбах. В 1611 г. монастырь опустел после захвата и сожжения Чернигова польским войском. Через некоторое время рухнули боковые купола и часть главного купола Успенского собора. В 1626-1646 гг. настоятелем монастыря был принявший унию известный писатель архимандрит Кирилл Транквиллион-Ставровецкий, который в год кончины (1646) выпустил в личной переносной типографии свою книгу «Перло многоценное» — сборник статей религиозного содержания в стихах и прозе, первое печатное издание в истории Левобережной Украины. Между 1648-1657 гг. Черниговский епископ Зосима (Прокопович), проживая в Киево-Печерской Лавре (во время войны за освобожение Украины от Польши, в Чернигове не было места для резиденции архиерея), посетил запустелый Елецкий монастырь и составил синодик (помянник) этой обители с известиями по ее истории.
Вторая половина XVII в. стала временем возрождения и вступления монастыря в период третьего расцвета под опекой выдающихся деятелей Православия в Украине. Должность Елецкого настоятеля в сане архимандрита служила ступенью к восхождению на Черниговскую архиерейскую кафедру. В 1657-1669 гг. назначенный на Черниговскую кафедру (1657) епископ (с 1667 архиепископ) Лазарь (Баранович, †1693) — выдающийся иерарх, неоднократный местоблюститель Киевского митрополичьего престола, проповедник, писатель, поэт — руководил епархией из Новгорода-Северского и лично управлял делами об угодьях Елецкой обители. В 1669-1688 гг. Елецким архимандритом стал приглашенный владыкой Лазарем в Чернигов о. Иоанникий (Галятовский, †1688, погребен в обители) — известный церковный ученый и писатель. Собрав необходимые средства, о. Иоанникий организовал в монастыре ремонт Успенского собора и постройку ряда новых каменных зданий, составил книгу о чудесах древней (исчезла в годы лихолетий) и новой (список, подаренный обители в 1676 г.) Елецкой икон Божией Матери с описанием истории монастыря ("Скарбница"). Преемником о. Иоанникия, по приглашению архиепископа Лазаря, был в 1688-1695 гг. архимандрит Феодосий (Углицкий, †1696). Помогая стареющему владыке в управлении епархией, он в порядке исключения — при живом правящем архиерее — обретает в 1692 г. те же сан и титул: «архиепископ Черниговский». С именем свт. Феодосия связано появление в монастыре деревянного настоятельского дома с вырезанными на балке потолка инициалами подвижника и датой постройки (1688). Дом сохранился в перестроенном виде, и, наряду с каменными зданиями обители, имеет статус охраняемого памятника архитектуры — как один из старейших деревянных домов Левобережной Украины. В 1695-1697 гг. Елецким настоятелем является назначенный на эту должность свт. Феодосием — как кандидат в преемники по Черниговской кафедре — о. Иоанн (Максимович). С 1697 г. свт. Иоанн — архиепископ Черниговский, в начале XVIII в. — митрополит Тобольский и всея Сибири (†1715). Помимо своего архиерейского служения, свт. Иоанн известен как учредитель Черниговского Коллегиума (1700), писатель, проповедник и миссионер. В 1697-1699 гг. Елецким архимандритом был назначенный на эту должность свт. Иоанном о. Димитрий (Туптало) — будущий митрополит Ростовский. Свт. Димитрий — прославленный духовный писатель и проповедник, настоятель многих монастырей (в Украине) и архипастырь (в Ростове Великом), педагог и драматург, составитель первого в истории Православной Церкви полного печатного свода «Житий святых». В Елецкой обители подвижник продолжал начатую в 1684 г. работу над «Житиями», во время голода 1697-1698 гг. оказал помощь бедным на средства монастыря.
В 1860-1866 гг. Черниговский архиепископ свт. Филарет (Гумилевский, †1866) — выдающийся церковный историк — проживал в обители ежегодно в зимние месяцы и перевел сюда Черниговскую Духовную Консисторию (епархиальное управление), проложил дороги от Елецкого к соседнему Свято-Троицко-Ильинскому монастырю.
С момента учреждения при Черниговском правящем архиерее в 1868 г. должности викарного епископа и до 1916 г. Елецкой обителью управляли викарии Черниговской епархии — епископы Новгород-Северские. В 1911-1917 гг. Елецким настоятелем был св. сщмч. Пахомий (Кедров) — в 1911-1916 гг. викарный епископ Новгород-Северский, в 1916-1917 гг. викарный епископ Стародубский (при открытии в 1916 г. Стародубского викариатства, Новгород-Северским викарием стал настоятель Новгород-Северского монастыря), в 1917-1930 гг. — архиепископ Черниговский (†1937). В 1916 г. св. сщмч. Пахомий (Кедров) совершил в обители возведение в священнический сан насельника Свято-Троицко-Ильинского монастыря о. Лаврентия (Проскуры) — будущего знаменитого старца прп. Лаврентия Черниговского (†1950).
В 1920-х гг. органы советской власти упразднили Елецкую обитель и отдали ее здания разным светским учреждениям, от чего позже (в 1930-х гг.) ухудшилось состояние монастырского архитектурного ансамбля. В 1941-1943 гг. нацистские оккупанты разместили в монастыре воинскую часть и разрешили совершать богослужение в одном из окружающих Успенский собор корпусов.
В 1943-1962 гг. последовали ремонт и реставрация некоторых сооружений монастыря, при сохранении их в ведении разных светских учреждений. В 1992 г. новое возрождение обители начала женская монашеская община.
В 1996-2006 гг. настоятельницей Елецкого монастыря была игумения Амвросия (Иваненко) — духовная дочь, ученица и постриженица прп. Лаврентия. При ней были отремонтированы все обветшавшие здания обители. Сама територия вокруг обители напоминает красивый и живописный дачный поселок. В уважение к заслугам м. Амвросии перед Украинской Православной Церковью, Елецким монастырем и Черниговом, тело почившей в 2006 г. игумении погребено в обители (территория которой входит в состав Черниговского архитектурно-исторического заповедника).
Кроме древнего Успенского собора (с надстроенными барочными куполами и примкнувшим на юге в 1698-1701 гг. приделом св. ап. Иакова), а также домика свт. Феодосия, в обители, окруженной старинной каменной оградой (вторая половина XVII в.), можно увидеть: 36-метровую колокольню (старейшее высотное сооружение Чернигова, она датируется второй половиной XVII в.), корпус келий игумении (датируется рубежом XVI-XVII вв. и считается одной из старейших каменных построек Левобережной Украины, после перестроек XVII-XIX вв. отреставрирован в ХХ в.), восточный и юго-западный корпуса (соответственно XVII-XVIII и XVII-XIX вв.), руины старой Петропавловской церкви 1676 г. (с 1860-х гг. в здании размещалась Черниговская Духовная Консистория, в 1940-х гг. оно разрушено) и новую Петропавловскую церковь (XIX в.).

Судьба чудотворного образа.

По словам «Скарбницы», во время нападений на Чернигов со стороны Польши, оригинал Елецкой иконы Божией Матери перенесли в Россию, где с него было сделано множество списков; характерной чертой этих списков являлось изображение лика Божией Матери с Богомладенцем Христом на фоне елового дерева; один из таких списков привезли из Владимира в Чернигов на Крещенскую ярмарку 1676 г. братья Никита и Матфей Козелы; привезенную ими икону купил и подарил Елецкому монастырю черниговский житель Константин Мезопета; в том же году подаренная обители икона прославилась благодатью чудес исцелений. Многие чудеса были записаны также в XIX в. и опубликованы о описаниях монастыря начала ХХ в.
Где находился во времена издания «Скарбницы» оригинал Елецкой иконы, о. Иоанникий не указывает. В литературе XIX в. было распространено мнение, что оригиналом Елецкой иконы являлся образ, который хранился в Харьковском Успенском соборе. В описаниях этого храма говорится, что во время монгольского нашествия явленная икона «была сохранена во внутренности стены церковной» Елецкого монастыря, в 1579 г. увезена князем Барятинским в Россию, а в 1687 г. подарена одним из его потомков, — который возвращался из Крымского похода и тяжело заболел в пути, — Успенскому собору Харькова. Признавая безусловную давность написания Харьковского образа, профессиональные знатоки живописи оспаривали, однако, его древность. Возможно, что этот образ тоже являлся списком. К сожалению, судьба Харьковской Елецкой иконы после революции неведома.
Относительно же судьбы образа, подаренного Елецкому монастырю Мезопетой, тоже существуют два мнения. Во время Великой Отечественной войны одна женщина подобрала старинный список Елецкой иконы на пепелище сгоревшего Черниговского исторического музея и принесла святыню в Черниговский Свято-Троицко-Ильинский монастырь, который, в отличие от Елецкого, был тогда возрожден. Но гражданские власти настояли на возвращении иконы в музей. 1 апреля 1999 г. святой образ был передан возрожденной Елецкой обители. Поскольку до 1930 г. эта икона находилась в Успенском соборе Елецкого монастыря, то, по одной из версий, данный образ можно отождествить с даром Мезопеты. Однако есть и другая версия: изображение на иконе черниговских храмов конца XVII в. привело искусствоведов к мысли, что икона написана в самом Чернигове уже после того, как Мезопета подарил монастырю икону из Владимира.
Празднование в честь Елецкой иконы Божий Матери совершается дважды в год: 11 (24) января и 5 (18) февраля. Первое празднование установлено в память 11 января 1676 г. — в тот день Константин Мезопета принес в монастырь икону, купленную у братьев Козелов. Второе празднование установлено в память явления древней Елецкой иконы. На Харьковском образе существовала надпись, согласно которой явление Елецкого образа в Чернигове произошло 6 февраля 1060 г. Один из историографов Елецкого монастыря, Петр Добровольский, отмечал (1900): «Празднование дня явления Елецкой иконы Богоматери по разным обстоятельствам и причинам перенесено на 5-е февраля». Здесь уместно добавить, что 5 (18) февраля в Чернигове исстари отмечается память свт. Феодосия Черниговского (†1696).

© 2017 ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ НА ВОДАХ. Все права защищены.