Согласно преданию, чудотворная Якобштадтская икона Пресвятой Богородицы была обретена во время Русско-польско-шведской войны (1654- 1667 годы) в водах Даугавы. Было это так.

Воевавший на стороне шведов солдат Яков Гудынский, переправляясь через реку, увидел плывущую по воде дощечку. Вонзив в нее копье, он вынес дощечку на берег и там заметил, что от нее по копью стекает кровь. Охваченный ужасом, солдат принялся внимательно изучать свою находку. Разглядев православное изображение Богоматери с Младенцем, солдат-католик со слезами раскаяния отнес икону в слободу Гольмгоф, где жили русские люди и был небольшой монастырь с православным храмом. Сюда Гудынский отдал икону, а сам принял православие и стал насельником обители в Гольмгофской слободе.

В 1670 году курляндский герцог Якоб Кетлер, во владении которого находилась слобода, даровал ей статус города и назвал его в свою честь Якобштадт (теперь это Екабпилс). По названию города Якобштадтской стала называться и чудесно обретенная икона.
Вскоре от нее получил исцеление местный бесноватый крестьянин. Свидетелем чуда оказался православный купец Яков Раткевич, находившийся в городе по торговым делам. Потрясенный увиденным, он решил устроить в обители новый храм. Новая деревянная церковь была освящена в честь Святого Духа, и с того времени Свято-Духовым стал называться и сам Якобштадтский монастырь.
Непростой оказалась судьба маленькой обители, неоднократно страдавшей от войн, эпидемий и пожаров. Однако монастырь устоял, а к 1774 году в нем была построена еще одна церковь, которую освятили в честь святого Николая Чудотворца.
В 1812 году город и монастырь были разорены французами, хотя храмы и чтимая Якобштадтская икона Пресвятой Богородицы сохранились. Однако после войны положение монастыря было настолько бедственным, что в 1817 году Святейший синод был вынужден упразднить его, а храмы обители сделать приходскими.
В 1878 году Якобштадт охватил страшный пожар. Чудотворную икону, хранившуюся тогда в Никольском храме, обнесли вокруг ограды бывшей обители, и храмы уцелели от огня. Так святая икона явила свою благодатную помощь. Через три года пожар повторился, но благодаря заступничеству Пресвятой Богородицы город и храмы вновь были спасены. Тогда жители Якобштадта, ободренные покровительством Царицы Небесной, приняли решение заново отстроить обветшалую Свято-Духову церковь.
Вновь отстроенный деревянный храм простоял недолго: в летописях сказано, что он сделался жертвой пламени от взрыва, устроенного рукой злоумышленника, и сгорел до основания. Несколько лет понадобилось на строительство каменного храма, который существует и по сей день. Сюда перенесли чудотворную икону, изготовив для нее резной дубовый киот. У иконы была серебряная риза с золотыми венцами и множеством драгоценных подвесок, принесенных богомольцами. Чудотворная Якобштадтская икона Пресвятой Богородицы очень почиталась верующими: каждый май с 1901 по 1914 год ее приносили для поклонения верующим в Ригу, а затем и в Елгаву (тогда — Митаву).


— Существует несколько версий пропажи иконы, — рассказывает епископ Даугавпилсский преосвященнейший Александр. — Полагают, что в начале ХХ века святыня была спрятана под пол храма, чтобы она не досталась большевикам. Однако есть сведения о том, что в 1915 году из-за приближавшихся военных действий икону эвакуировали вглубь России, в город Ржев. В годы атеистических гонений церковнослужителей истребляли, а храмы разрушали. Поэтому не исключено, что икона оказалась уничтоженной, как и многие другие святыни православия. В лучшем случае она была спасена каким-то благочестивым христианином, в доме которого сейчас и находится. Возможно, потомки этого человека даже не знают, какой великой святыней они обладают.
Наконец, предполагают, что Якобштадтскую икону увез некий немецкий генерал, собиратель православных святынь. Как бы то ни было, обратно в Якобштадт святыня не вернулась, и самые тщательные поиски, предпринятые на территории России, оказались безрезультатными. Сейчас Церковь ничего не знает о судьбе святыни. В таких случаях принято восстанавливать утраченный образ по сохранившимся спискам и письменным свидетельствам.
Митрополит Рижский и всея Латвии Высокопреосвященнейший Александр испросил благословения святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на воссоздание почитаемого образа с тем, чтобы восстановить и общецерковное почитание Якобштадтской иконы.
— В открытом в 1996 году Свято-Духовом монастыре сохранились киот от утраченной некогда святыни и две копии иконы, выполненные в живописном стиле, — продолжает епископ Даугавпилсский Александр. — Одну копию написал в 1888 году рижский иконописец П. А. Зыков. На ней икона изображена вознесенной ангелами над городом и его храмами. Время создания второй копии относится к началу ХХ века. Следуя древней церковной традиции, по ним восстановлен образ Якобштадтской иконы Пресвятой Богородицы.
Икона выполнена московскими мастерами, и это настоящее произведение церковного искусства. Само изображение Пресвятой Богородицы с Богомладенцем на руках небольшое, оно приближено к размерам оригинальной иконы — 25 на 18 сантиметров. Этот образ вставлен в большую икону, на которой изображены два ангела, держащих образ Пресвятой Богородицы.
В истории такие случаи нередки: по утраченным чудотворным святыням делались списки, и эти списки становились не менее чтимыми, чем сами оригиналы. История утраченной Якобштадтской иконы продолжается возрождением чудотворной святыни.
— 19 июля икону торжественно доставят в Ригу из одного из древнейший храмов Москвы, — говорит епископ Даугавпилсский Александр. — А 25 июля икона будет отвезена в Екабпилс. Латвийская православная церковь надеется, что традиция почитания чудотворного образа в нашей стране восстановится, а сама Якобштадтская икона станет символом возрождения Свято-Духова мужского монастыря. Святыня навсегда останется в екабпилсской обители и будет, как и прежде, покровительствовать монастырю и хранить город.

СВЯТОЕ ПРАВОСЛАВИЕ В ЛАТВИИ

Латвия, располагаясь на пути «из варяг в греки», с давних времен находилась в сфере взаимосвязей севера и юга от Понтийского (Черного) моря до студеных вод. Это обстоятельство способствовало раннему проникновению христианства на берега Двины (Даугавы).

По Двине согласно древнему преданию апостол Андрей Первозванный, проповедуя Слово Божие, достиг берегов Балтики и морским путем направился в Скандинавию. Этими путями, а также по дорогам, ведущим во Псков, Смоленск и Великий Новгород, самораспространялось и православие. Оно никогда и никем не насаждалось, не предписывалось и не навязывалось насильно. Православие воспринималось местными жителями в общении с белорусами, великороссами, которые с древних времен общались и проживали с племенами летигола, селы, земгала, корсь, ливами, вендами (славянского происхождения).

О раннем самораспространении православия на территории Латвии говорят найденные предметы быта, крестики, образки св. Георгия тех далеких лет. Археологические данные говорят о том, что православные люди проживали не только по берегам Двины, но и Гауи, Венты, Лиелупе, Рижского залива, а также в ряде немецких, шведских, финских и даже германских земель. При этом достоверно известно, что в истории не было ни одного случая насильственного насаждения в этих краях православной веры.

К началу XI века на территории Латвии уже были такие выдающиеся православные духов­ные центры, как Ерсика. Здесь, по свидетельству хроники католика Генриха Латышского, было несколько храмов с богато украшенными иконами, утварью из дорогих металлов, великолепными фресками.

На правом берегу устья Даугавы (Двины) находилась первая построенная в этих краях церковь, освященная во имя св. Николая, покровителя плавающих и путешествующих.

В 1570 г. в Юрьеве (Тарту) основывается Православная епископская кафедра, на которую был поставлен преосвященнейший епископ Корнилий.

Середина XVII века связана с экономическим возрождением Курляндии. Герцог Екаб способствует расселению в районе современного Екабпилса исключительно православных людей, бежавших от религиозных преследований. Вскоре древняя слобода у поместья Гольмгоф возводится в степень города с названием Якобштадт. К этому времени здесь уже были построены церкви св. Николая и Святодуховcкая с мужским монастырем.
Однако шведы, захватив Курляндию, разорили герцогство и взяли в плен самого герцога Екаба. Вновь началось преследование православия.

Отношение к православию начало несколько меняться после 1710 года, когда шведский генерал-губернатор Риги Штромберг подписал капитуляцию, а рижский магистрат, немецкое дворянство и бюргерство преподнесли графу Шереметеву ключи от Риги и на Ратушной площади приняли присягу на верность России. Но здесь, в районе устья Двины, уже не было ни одного православного храма.

Постепенно Православная Церковь возвращалась к своим истокам. Стали строиться храмы, открываться новые приходы.

1836 в Ригу прибыл викарный епископ с Псковской епископии.

1 июля 1850 года учреждена самостоятельная Рижская епархия. При кафедре основывается Петро-Павловское братство, которое вплоть до первой мировой войны строило церкви, открывало церковно-приходские школы, содержало учительскую семинарию, помогало нуждающимся.

В 1919 году к власти пришли большевики. По всей территории начался разгром и грабеж церквей, монастырей, захват церковных зданий, репрессии духовенства. В конце года 
снова произошла смена властей. Новые чиновники продолжали беззаконие. При попустительстве властей церковные здания стали самочинно захватывать другие конфессии.

Все надежды возлагались на прибывшего в Латвию Высокопреосвященнейшего Иоанна (Поммера), архиепископа Рижского и всея Латвии. Однако Владыка столкнулся с жестким противодействием властей и сам был вынужден поселиться в подвале Христо-Рождественского собора, так как его резиденция (архиерейский дом) была отобрана.

В этой ситуации архиепископ Иоанн (Поммер) занял жесткую принципиальную позицию. Он направляет правительству Латвии «Меморандум», в котором говорит о дискриминационном отношении к Православной Церкви, о незаконном захвате властями и другими конфессиями недвижимости, принадлежащей Православной Церкви Латвии.

В начале 30-х годов развернулось открытое гонение и преследование Высокопреосвященнейшего архиепископа Иоанна (Поммера), которое длилось несколько лет и завершилось трагически.

Ныне высокопреосвященнейший Иоанн (Поммера), архиепископ Рижский и всея Латвии прославлен в лике священномучеников (память 12 октября), почитается в Соборе новомучеников и исповедников земли Белорусской и в Соборе белорусских святых.

Вскоре Православная Церковь Латвии незаконно оказалась под юрисдикцией Константинополя. Но еще до начала второй мировой войны она вновь перешла под омофор Матери-Церкви — Русской Православной Церкви. После войны шла непростая, в условиях воинствующего атеизма, жизнь. Уцелевший собор продолжал оставаться духовной опорой для многих и многих людей, познавших ужасы и беды чудовищной войны и послевоенных преследований. Но то, что не уничтожили две мировые войны и революция, было разорено в 60-е годы.

В конце декабря 1992 года зарегистрирована Латвийская автономная Православная Церковь. Сегодня в Латвийской Православной Церкви возрождение: возобновила свою деятельность Рижская Духовная семинария, функционируют курсы катехизаторов и преподавателей Закона Божия при Семинарии для учебных заведений Латвии, возрождаются храмы и монастыри. Все это и многое другое, совершаемое по благословению, стало возможным благодаря благодатной и плодотворной деятельности Высокопреосвященнейшего Архиепископа Рижского и всея Латвии Александра.

Свято-Троице-Сергиев женский монастырь. Рига

Обитель начиналась с частного детского приюта для девочек и нескольких смиренных стариц. Основательницами этого богоугодного дела были М.Н. Мансурова (урожденная княжна Долгорукова) и ее дочери, фрейлины Ее Императорского величества, Екатерина и Наталия. В мае 1891 года здесь был отслужен первый молебен с водосвящением. Вскоре сюда стали приходить люди с просьбой помолиться о здравии близких. Старицы стали читать Псалтирь, записывать имена благотворителей. В конце декабря приют и богадельню посетил Преосвященнейший Арсений, епископ Рижский и Митавский. Он благословил живущих здесь иконой Живоначальной Троицы, определив этим название общины.

Закладка храма во имя преподобного Сергия, Радонежского Чудотворца, состоялась осенью 1892 года. С тех пор первая монастырская церковь во имя Прп. Сергия Радонежского теперь уже более ста лет ни на один день не прерывала своего служения Богу и людям. В архитектурном плане церковь составляет единый ансамбль с пристроенным к ней жилым домом. Этот архитектурный ансамбль сохранился без изменений и сегодня, спустя сто лет.

Одним из благотворителей обители стал св. Иоанн Кронштадтский, посетивший общину в 1894 г. и предсказавший ее процветание. До начала Великой Отечественной войны монастырь содержал приют, школу, дом призрения, кухню-столовую для бедных, вел широкую благотворительную деятельность.

Свято-Троице-Сергиев монастырь сегодня — это благоустроенная обитель, в основе жизни которой по-прежнему лежат труд и молитва

Спасо-Преображенская женская Пустынь. Елгава.

История Спасо-Преображенской Пустыни, расположенной в живописном лесу недалеко от Елгавы, неразрывно связана с Рижским Свято-Троице-Сергиевым монастырем, которому она принадлежит. В июле 1894 года в Рижскую Свято-Троице-Сергиеву общину пришло радостное известие о даровании ей с соизволения императора Александра III большого участка леса (189 га) из казенных угодий Курляндской губернии. Ходатайствуя о наделе общины землей, сестры Мансуровы думали не только об укреплении растущей городской обители. Они имели горячее желание основать в лесу тихую пустыньку — место углубленной молитвы и богомыслия. С иконой в руках было отыскано место будущей Пустыни, и летом 1895 года здесь поселились первые сестры. Их молитвы и труды среди векового леса под покровом благодатной тишины напоминают подвижничество древних времен. Пустынножительницы занимались белением воска для свечного завода, открытого при общине. Их трудами воск очищался, делался светлым, преображенным и потому пригодным для церковных свечей. Возводя ум от дольнего к горнему, сестры размышляли о том, что и сами они без внутреннего очищения и духовного преображения не могут сделаться пригодными для Царствия Божия. Так первое послушание подсказало название пустыни — Спасо-Преображенская.

В 1908 году был освящен деревянный храм во имя преподобных Иоанна Лествичника и Сергия Радонежского. Облик этой простой бревенчатой церкви особенно соответствует духу пустынного монашеского подвига.

В 1909 году тихая Преображенская Пустынь была удостоена посещения прославленной ныне в лике святых Великой Княгини Елизаветы Федоровны. Больше недели провела княгиня среди сестер, знакомясь с их жизнью.

В дальнейшем насельницы Пустыни разделили судьбу сестер Рижского монастыря: эвакуация под Новгород, труды по восстановлению обители после возвращения, скорбные годы после второй мировой войны. Но Пустынь выжила, и в послевоенные годы начинается новый период ее существования.

Нынешняя благоустроенная Пустынь уже мало напоминает ту затерянную в лесной глуши, тихую и скромную обитель, где возносили молитвы первые насельницы. Изменения, происшедшие в мире за сто лет, неизбежно коснулись и жизни обители. Но всеми силами стараются сестры, чтобы внешние перемены не угасили благодатный молитвенный дух, созидавшийся несколькими поколениями монашествующих.

Кафедральный собор Рождества Христова. Рига

Необходимость строительства в Риге нового кафедрального собора обсуждалась еще в конце XVIII века. Но практическая реализация этой идеи стала осуществляться только спустя сто лет. Закладка собора состоялась 3 июля 1876 года. К началу 80-х годов XIX века сооружение здания было уже практически завершено. Вскоре рижский кафедральный собор становится общепризнанным духовным центром не только Риги, но и всего края. В его деятельности принимают участие многие выдающиеся представители духовенства. В ряде источников сохранились сведения о том, что в сентябре 1894 года здесь совершал богослужение протоиерей Иоанн Кронштадтский, причисленный ныне к лику святых.

Трагический поворот в судьбе храма начался в первую мировую войну. В 1918 году Рижское самоуправление фактически закрыло собор. Богослужение в нем было запрещено. А когдаархиепископ Иоанн Поммер прибыл в Латвию по приглашению Вселатвийского собора православных приходов, то застал храм в катастрофическом состоянии. Чтобы предотвратить дальнейшее уничтожение храма, собрать все, что еще осталось и можно было привести в порядок, реставрировать, высокопреосвященнейший архиепископ Иоанн (Поммер) поселился в подвале собора. Для обогрева была сложена печь. Постепенно, ценой немалых усилий и нелегкой борьбы, началось восстановление храма. Помогали рижане и те русские, которые в одночасье стали эмигрантами, потеряли все, лишились крыши над головой. Деятельность собора возобновлялась с трудом. Вначале на каждое богослужение требовалось специальное разрешение властей. Новый удар нанесла вторая мировая война. То, что не уничтожили две мировые войны и революция, было разорено в 60-е годы. Распоряжением Совета Министров 5 октября 1963 года собор был закрыт. Духовная жизнь собора началась в тяжелейших условиях 6 января 1992 года.

Святыни собора: мощи сщмч. Иоанна Рижского, икона Божией Матери «Тихвинская»

Свято-Духов мужской монастырь. Екабпилс.

В середине XVII века на левом берегу Даугавы, основанного немецкими рыцарями-крестоносцами в XIII веке, возникла русская «Гольмгофская слобода». Видя выгоду в развитии «слободы», герцог Яков в 1670 году даровал ей городские права и назвал в свою честь – Якобштадт. При этом он дал право «принимать к себе (на проживание) благонадежных людей русского происхождения только, т.е. русских, белорусов. И уже тогда, во второй половине XVII века, в городе существовали две православные церкви: Святителя Николая Чудотворца и Святого Великомученика Георгия Победоносца, возникшие, конечно же, вместе со «слободой» еще в середине XVII века.

Белорусские монахи обычно приезжали весной с походной полотняной церковью, которую они ставили в Риге на берегу Даугавы около Карловых ворот, и осенью уезжали домой, так что на зиму православные рижане оставались без священников, богослужения и церкви.
Указом Священного Синода от 17 июля 1756 года белорусским монахам было разрешено привезти на стругах вместо полотняной уже деревянную церковь, которая в 1780–1781 годах была разобрана и вместо нее построена была за Двиной церковь Святой Троицы, новая и постоянная (Троице-Задвинская), богослужение в которой приезжие монахи этих же обителей совершали до 1812 года.

На всем протяжении водного пути по Даугаве от Белоруссии до самой Риги в середине XVII столетия только в Якобштадте были православные церкви и совершалось православное богослужение. Белорусские монахи по пути в Ригу никак не могли миновать Якобштадт, чтобы не нанять хороших лоцманов (впереди были опасные пороги) и за время остановки не послужить в местных церквах в утешение местному православному населению, жившему в лютеранском и католическом окружении.

Уже из необходимости иметь здесь небольшую перевалочную базу для отдыха и молитв на долгом пути в Ригу можно заключить, что именно белорусским монахам Полоцка и Витебска принадлежит заслуга основания в Якобштадте небольшой иноческой обители, которая окормлялась духовно и материально благодаря ежегодным визитам сюда белорусских купцов и православных монахов. Именно при монастыре было удобно содержать школу, заниматься благотворительностью и удовлетворять свои духовные нужды местному русскому православному населению.

Чудотворная икона Божией Матери «Якобштадская» — главная святыня Латвии.

Древнее предание, записанное в 1840-годах священником Николаем Васильевым (†1881), повествует об этом так: «Когда шведы и саксонцы совокупными силами преследовали вплавь по реке Двине русское войско и уже возвращались обратно на свой берег, то один саксонец, по имени Яков Гудынский, католик, заметив плывущую вниз по Двине дощечку, вонзил в оную свое копье и, таким образом вытащив из воды, нес ее на копье же чрез Двину. Достигши берега, этот саксонец увидел на своей руке, держащей копье, кровь и полагал сначала, что она течёт из раны, полученной им в сражении с неприятелем. Внимательно осмотрев же руку и не найдя раны, он обратил внимание на копье, причем увидел, что кровь текла по копью из находившейся на нем дощечки, которая оказалась иконой Божией Матери. Это необычайное обстоятельство поразило Гудынского и он, заметив на иконе православную живопись, отдал оную в бывшую тогда в Якобштадте Георгиевскую церковь, а сам принял Православие и остался навсегда в Якобштадте». Так былаобретена икона Божией Матери «Якобштадская», прославившаяся чудотворениями.