1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (12 Голосов)

10 мая праздник Дубенской (Красногорской) иконы Божией Матери.

Дубенская (Дубицкая) Красногорская икона Божией Матери (празднование в день Преполовения Пятидесятницы и 25 января), чудотворный образ находится в Красногорском, в честь Покрова Пресвятой Богородицы, монастыре близ г. Золотоноша (Черкасская епархия УПЦ).

Время основания монастыря — начало XVII века. Согласно преданию, некий инок, прибывший в местность Красная Горка из Константинополя, по повелению явившейся ему в видении Божией Матери, был первым, кто поселился здесь отшельником. Он молился перед вырезанным им на коре дерева образом, получившим название Корецкой иконы Божией Матери. Инокам, собравшимся вокруг отшельника, была явлена на дубе икона Божией Матери; «…на действительность этого явления и отчасти на время его указывает старинная картина, находящаяся на двери одной из монастырских келий; на этой картине изображен монах, молящийся пред образом, находящимся на дереве» (Думитрашко Н., прот. 1859. С. 33). Прежде чем снять икону с дерева, братия долго молилась, испрашивая у Богородицы благоволение перенести Ее образ в церковь во имя великомученика Георгия Победоносца, а затем в построенный в 1680-1687 гг. деревянный Покровский храм. Икону поместили над царскими вратами, по ее «чудесному происхождению… и по чудотворениям, бывшим от нея, та икона пользуется большим уважением всего монастыря и окрестных жителей» (Сагарда. С. 1317).

25 марта 1922 г. обитель была закрыта. В 1923 году предметы церковной утвари, иконы, книги передали в музей Золотоноши. Там же оказалась и Дубенская икона Божией Матери. После вхождения части территории Золотоношского округа в Черкасский, комиссией Государственного комитета охраны памятников старины, культуры и природы СССР была проведена инвентаризация и обнаружено несоответствие содержания описей и предметов хранения, в частности в описи не значилась Дубенская икона Пресвятой Богородицы.

2 октября 1925 года по итогам работы комиссии был составлен документ, в котором икона «по археологическому и художественному значению» принималась «на учет и под охрану», в нем же приведено описание чудотворного образа: «Икона на деревянной доске, размером 6×7 вершков (26,7×31 см), писана в 3 цвета по золотому фону, письмо техники примитивной. Очи Богоматери обозначены миндалинами, без лузги, с лунницами под миндалинами, надбровные дуги и нос обозначены черточками, теней в одежде нет. В нимбе орнаментировка цветами, с разводами в украинском стиле… На иконе слюдяной покров. Обрамление иконы серебряное, новое, художественно орнаментировано выпуклыми стяжками и рельефными орнаментированными цветами и листьями. Нимб, руки и оплечье орнаментированы цветными камнями. В одном гнезде отсутствуют 4 камня» (ГАЧО. Ф. 131. Оп. 1. Д. 37. Л. 49-50).

Описание иконы, к сожалению не отражающее иконографии, расходится с литографическим изображением начала XX века (опубликовано в книге: Исторический очерк Золотоношского Красногорского Богословского женского монастыря Полтавской епархии / Сост.: И. Авраменко. Полтава, 1914), в то же время мнение о том, что обнаруженный комиссией образ — это Корецкая икона (Толкушин. 2006. С. 88), нельзя считать обоснованным, т. к. в описании отмечено, что он был писаный, а не резной (хотя впоследствии и раскрашенный) на коре. По заключению комиссии икона была передана на хранение «в порядке полной охраны» зав. педагогическим техникумом, временно исполняющему обязанности заведующего Золотоношским музеем А. И. Денисенко (Там же. Л. 50). Далее следы чудотворного образа теряются. По одной из версий, икона пропала во время эвакуации музейных фондов (попала под бомбежку), по другой — находится в частном хранении.

Несмотря на развитое местное почитание иконы, в публикациях XIX века под названием «Дубенская» содержится рассказ не о ней, а о соименной святыне, пожертвованной князем Константином Острожским в Спасо-Преображенский монастырь в Дубно. Икона не приведена и в подробном перечне «Икон Богородицы в России, дни празднования которым неизвестны или сами иконы малоизвестны», составленном архиепископом Сергием (Спасским) в конце XIX — начале XX веков. Ее изображение не представлено ни в одном из известных сводов икон Богородицы, как гравированных, так и иконописных.

Об иконографии древней иконы можно судить по литографии. Икона относится к типу «Умиление» и близка к изводу Владимирской иконы Божией Матери. Младенец Христос сидит на правой руке Богородицы, охватив левой ручкой Ее шею и приникнув головкой к щеке Матери; левая ножка Богомладенца открыта выше колена. Известно несколько списков Дубенской иконы Пресвятой Богородицы. Один из них, украшенный чеканным окладом с камнями, был похищен 29 октября 1994 года.

В настоящее время в монастыре находится 2 списка: небольших размеров чтимый образ в окладе помещен в киоте на северной стене церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы; другой, самый ранний подписной и датированный список — в алтаре того же храма. Он был привезен в монастырь в 2004 году, накануне празднования иконе в день Преполовения Пятидесятницы. Его обрели в одном из заброшенных домов недалеко от Вологды. Икона по письму и особенностям надписи имеет западнорусское происхождение и несколько отличается от древнего образа; возможно, принадлежала переселенцам с Украины. В сравнении с изображением на литографии Мафорий Богоматери имеет треугольный, а не квадратный вырез у горловины. Младенец Христос облачен в белый хитон и охристый гиматий, а не в рубашечку, подвязанную пояском. Его лик повернут почти фронтально, глаза смотрят прямо. В положении фигур и рук расхождений нет. Фон красноватый, нимбы выполнены в виде свечения охристого цвета с прорисованными в нем красными лучами. Надпись на нижнем поле сделана темно-коричневой краской по зеленому фону: «Изображение Чудотворныя иконы Пресвятые Богородицы Дубицкия, действующая в Золотоноском Красногорском Богословском монастыре Полтавской епархии. Написана 1864 года месяца января».

Ежегодно 24 августа вокруг монастырской горы совершался крестный ход с Дубенской иконой Пресвятой Богородицы с чтением акафиста иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Празднование в день Преполовения Пятидесятницы было установлено в память избавления от пожара и эпидемии оспы. В этот день список иконы обносят крестным ходом по всем кельям и помещениям монастыря с чтением Акафиста Божией Матери. Празднование совершается по службе иконе Божией Матери «Утоли моя печали».

Информация взята с ресурса «Православная энциклопедия».

 

Вид Красногорского Иоанно-Богословского женского монастыря,
г.Золотоноша Черкасской области.
Открытка, изданная до 1917 г. 

КРАСНОГОРСКАЯ ОБИТЕЛЬ

Свято-Покровский Красногорский женский монастырь

Неподалеку от городка Золотоноши, в тихом и уединенном месте, на окруженной лесом и речкой небольшой горке возвышается Святая Красногорская Обитель. В былые времена местность эта была покрыта отчасти лесом, отчасти кустарником, носящим название «дикого персика», который в период цветения, покрываясь множеством цветочков, заливал всю горку ярко-розовым цветом, потому народ и прозвал ее — «Красной горкой». Отсюда произошло название возникшей впоследствии на этом месте обители — «Красногорская».

Время основания Обители восходит к началу XVII века, но еще ранее, как гласит монастырское предание, здесь было положено начало пустынного монашеского жития неким иноком отшельником, выходцем из Константинополя, который прибыл в эти места по повелению явившейся ему в видении Божией Матери.

Первой иконой, перед которой молился этот подвижник Красногорья, была вырезанная им на коре дерева икона Божией Матери «Корецкая» (впоследствии изображение на ней было покрыто красками и ризою, а после закрытия и разорения монастыря икона не была найдена.). Вскоре на дубе явилась и другая икона Божией Матери, названная «Дубенскою», которая и до сих пор является главной Святыней Красногорской Обители.

Что касается островка, на котором расположен монастырь, то он во времена первых пустынножителей принадлежал благочестивому кошку Ивану Шебету-Слюжке, жившему за рекой на хуторе близ села Антиповка. Первый поселенец расположился в вырытой у основания горки пещере. Узнав о поселившемся здесь человеке и видя его благочестивую жизнь, хозяин горки Иван Шебета-Слюжка подарил ее подвижнику для превращения в «гору Божию» — Святую Обитель. Весть об этом разнеслась по ближайшим селам и к первому пустынножителю стали присоединяться единомышленники, образовав небольшую общину.

По преданию первым игуменом монастыря был Иосиф, который управлял Обителью до глубокой старости. Это был ревностный подвижник, направлявший и братию к строгой монашеской жизни.

Монастырский синодик сохранил для нас имена и других Красногорских игуменов: Иоиль, Гавриил, Рафаил, Герман, Софроний, Дамаскин, Досифей, — последним настоятелем был архимандрит Иоиль.

Из них с особенной любовью Обитель чтит память выдающегося подвижника благочестия, постриженника и насельника Красногорского монастыря Святителя Софрония (Кристалевского), впоследствии епископа Иркутского и Нерчинского, ныне причисленного Православной Церковью к лику Святых.

Святитель Софроний (в миру Стефан), родился в Украине в Черниговском полку в 1704 году Отец его Назарий Феодоров был «посполитый человек» (то есть простолюдин, крестьянин; в данном случае служивый крестьянского происхождения).

Детские годы святого Стефана проходили в местечке Березань Переяславского уезда Полтавской губернии, где поселилась семья после увольнения отца со службы. У святого Стефана было два брата и сестра Пелагея. Имя одного брата - Павел, имя другого, старшего, неизвестно, но есть сведения, что он был впоследствии наместником Красногорского Золотоношского монастыря. С возрастом святой Стефан поступил в Киевскую Духовную академию, где в то время обучались два других будущих святителя — Иоасаф, епископ Белгородский (+10 декабря 1754), и Павел, митрополит Тобольский (+4ноября 1770).

Получив духовное образование, святой Стефан поступил в Красногорский Преображенский монастырь (позднее переименован в Покровский, ас 1789 года преобразован в женский монастырь), где уже подвизался его старший брат. 23 апреля 1730 года он принял постриг с именем Софроний, в честь святителя Софрония, патриарха Иерусалимского (память 11 марта).

В ночь после пострижения в монашество святой инок Софроний услышал в Покровском храме голос: «Когда будешь епископом, построй храм во имя Всех святых», предуказавший его будущее служение. Через два года, в 1732 году, его вызвали в Киев, где в Софийском соборе хиротонисали в сан иеродиакона, а потом иеромонаха. О последующем периоде жизни святого Софрония в его послужном списке говорится следующее: «После посвящения в оном Золотоношском монастыре казначеем был два года, а потом взят по указу Переяславской епархии преосвященного Арсения Берлова в дом его архиерейский, в котором был экономом 8 лет по взятии в Александро-Невский монастырь, от которого во оные годы послан был в Санкт-Петербург за делами его архиерейскими, за которыми в ходатайстве пребыл два года».

Эти данные достаточно конкретно свидетельствуют о жизненном пути святителя. Проходя послушание у правящего архиерея в Переяславле, он часто уединялся в расположенном недалеко Преображенском монастыре для безмолвного созерцания и других иноческих трудов.

Во время пребывания иеромонаха Софрония по архиерейским делам в Петербурге на него обратили особое внимание в Синоде. Когда возникла необходимость пополнить братство Александро-Невского монастыря в Санкт-Петербурге, то в числе 29 иноков, вызванных из разных монастырей Российской империи, в январе 1742 года был и будущий святитель. Год спустя его назначили казначеем монастыря, а в 1746 году он был утвержден в должности наместника обители, которую исполнял более семи лет.

В помощь себе иеромонах Софроний вызвал своего земляка, уроженца города Прилуки иеромонаха Синесия и поставил его строителем Ново-Сергиевой пустыни, приписанной к Александро-Невскому монастырю. С того времени дружба двух подвижников — иеромонаха Софрония и иеромонаха Синесия все более крепла в едином пастырском делании. Они были неразлучны вплоть до кончины обоих на сибирской земле. В эти годы святой Софроний много трудов положил на благоустройство обители и улучшение преподавания в находившейся при ней семинарии. Совместно с архиепископом Феодосием он заботился о должном укомплектовании монастырской библиотеки.

При нем была построена двухэтажная церковь: верхняя во имя святого Феодора Ярославича, старшего брата Александра Невского, и нижняя во имя святого Иоанна Златоуста.

В 1747 году скончался Иркутский епископ Иннокентий (Нерунович). Шесть лет самая большая по территории Иркутская епархия оставалась без духовного окормления. Наконец императрица Елизавета Петровна (1741—1764) указом от 23 февраля 1753 года рекомендовала Святейшему Синоду благочестивого наместника Александро-Невского монастыря Софрония, как «лицо, не только достойное епископского сана, но и вполне могущее оправдать желание и надежды государыни и Синода — подъять бремя епископского служения на далекой окраине и удовлетворить нужды паствы в суровой стране, среди дикой природы и произвола людского».

18 апреля 1753 года, в Неделю о Фоме, в большом Успенском соборе московского Кремля Софроний был рукоположен во епископа Иркутского и Нерчинского. В Москве большие услуги святителю оказал архиепископ Московский и Севский Платон (Малиновский), который участвовал в его хиротонии. Он преподал ему отеческие наставления на предстоящий подвиг, так как был хорошо знаком с особенностями сибирского духовного быта, предупреждал о своеволии местных властей и советовал подобрать надежных помощников.

Предвидя трудное служение в отдаленном сибирском крае, новопоставленный святитель не сразу отправился в Иркутскую епархию, но начал подбирать образованных и духовно опытных сотрудников. Святитель Софроний посетил свою первую Красногорскую обитель, был и у святынь Киева, где испрашивал благословение на свое служение у Киево-Печерских угодников,

20 марта 1754 года святитель прибыл в Иркутск. Вначале он заехал в Вознесенский монастырь — место жительства своих предшественников, молился на могиле святителя Иннокентия (Кульчицкого; +1731, память 26 ноября). Ко времени приезда святителя Софрония Иркутские обители уже имели почти столетнюю историю. Основатели этих монастырей были исполнены горячим желанием иноческого, подвижнического жития.

Ознакомившись с положением дел в епархии, святитель Софроний приступил к преобразованиям в духовной консистории, монастырях и приходах, обратился в Святейший Синод с просьбой прислать достойных людей для священнослужения в Иркутской епархии. Проницательный святитель назначал настоятелями монастырей людей благочестивых, мудрых, деятельных, с большим жизненным и духовным опытом. В 1754 году святитель Софроний возвел своего друга и сподвижника иеромонаха Синесия в архимандрита Вознесенского монастыря. Этот достопамятный настоятель послужил монастырю тридцать три года до своей кончины. В сентябре 1734 года святитель издал указ, в котором выражалась озабоченность обучением и воспитанием детей. Духовенству вменялось в обязанность обучение своих детей Часослову Псалтири, пению и букварю, причем учение «должно было идти со всяким прилежанием и крайним рачением, дабы дети могли пономарскую и дьячковскую обязанность исполнять по достоинствам своим».

В проповедях и личных беседах святитель Софроний неустанно побуждал всех к более высоким нравственным идеалам. Большое внимание он уделял благоговейному и правильному совершению богослужения и таинств священнослужителями, а также следил за нравственной чистотой мирян, заботился о положении женщин в семье, охранял их от несправедливостей. Святитель Софроний старался повсеместно водворить уставное богослужение, для чего вызывал к себе священников, диаконов, дьячков и пономарей, которые сослужили во время архиерейского богослужения, участвовали в хоре или иподиаконствовали. Особыми указами он восстановил правильное каждение и благовест.

Призванный на апостольское служение в Сибири, святитель Софроний положил много трудов на просвещение язычников. С этой целью он заботился об устройстве быта малых народов, способствовал развитию в местном населении оседлости и культуры, предлагал им для поселения монастырские земли и всячески старался изолировать от влияния язычества. К святителю постоянно приходили и приезжали из далеких мест за благословением многочисленные посетители.

Но среди многих забот он не забывал о вечности, о своей внутренней духовной жизни. Сохранилось свидетельство келейника святителя Софрония, который сообщает, что святитель «пищу употреблял самую простую и в малом количестве, служил весьма часто, большую часть ночи проводил в молитве, спал на полу...» Его подвижнический дух соответствовал общему подъему христианского духа в России вследствие подвижнических трудов святителей Феодосия, архиепископа Черниговского (+ 5 февраля 1696), Димитрия, митрополита Ростовского (+ 28 октября 1709), Иннокентия, епископа Иркутского (+ 9 февраля 1711).

До конца своих дней святитель Софроний сохранял любовь к Красногорской Золотоношской обители, которая взлелеяла его в дни юности. Он постоянно способствовал поддержанию в ней благолепия, посылал для этого необходимые средства.

Чувствуя ухудшение здоровья, святитель Софроний подал прошение в Синод об увольнении его на покой. Но с ответом из Петербурга медлили, потому что трудно было подобрать достойного преемника.

Последние дни жизни святитель Софроний провел в молитвенном подвиге. Скончался он в преклонных летах 30 марта 1771 года, на второй день Пасхи.

Празднование святителю Софронию установлено на Поместном соборе Русской Православной Церкви 10-23 апреля 1918 года. На второй сессии этого собора под председательством Святейшего Патриарха Тихона была утверждена служба святителю Софронию.

Тропарь святителю составлен управлявшим в то время Иркутской епархией архиепископом Иоанном. Память святителя Софрония совершается 30 марта — в день праведной кончины, а также 30 июня, в связи с прославлением его в этот день в 1918 году.

До настоящих дней Святитель Софроний духом не отлучается от любимой им Красногорской Обители, являя свою помощь и поддерживая ее неустанными святыми молитвами.

В свою очередь и Обитель свято чтит память своего небесного покровителя. Каждый воскресный день вечером возносится ему акафистная песнь.

«Радуйся, Софроние, горящий к Богу огнем любве неугасимыя!»

До 1790 года Красногорский монастырь был мужским. В 1786 году в силу ряда царских указов об отобрании монашеских земель и возможном сокращении числа монашествующих, Красногорский монастырь был выведен за штат. Но такое положение Обители продолжалось недолго — до 1790 года, когда по указу Святейшего Синода на его место был переведен из Киева Иоанно-Богословский девичий монастырь. С тех пор, вот уже более 200 лет Красногорская Обитель существует как женская.

Первой (перешедшей из Киева) настоятельницей ее была игумения Макрина (1789—1795 гг.) затем монастырем управляли: следующие игумений Стефанида (1795—1813 гг.), Феодотия (1814—1815 гг.), Тавифа (1815—1819 гг.), Варсонофия (1819—1839 г.), Клеопатра (1838—1851 гг.), Анатолия I (1851—1861 гг.), Анатолия II (1862—1889 гг.). Олимпиада (1889—1896 гг.), Ангелина (1896—1899 гг.) и игумения Нонна (1900—1918гг.)

Из них самой замечательной по своей деятельности была игумения Нонна. Годы ее настоятельства считаются временем наибольшего расцвета Обители, которая была тогда поднята на большую духовную высоту. Мудрость и доброта, соединенная со строгостью, любвеобилие, простое и ласковое обращение с сестрами, прихожанами и паломниками привлекали в Обитель многих желающих спасения — во время ее управления в Обители было 750 сестер.

После смерти игумений Нонны обителью управляла казначея монахиня Серафима (1918— 1919 гг.), а затем игумения Леонилла, которая была настоятельницей до времени закрытия монастыря в 1922 году.

После революционных событий 1917 года и открывшегося гонения на Церковь, Красногорская Обитель разделила горестную участь большинства монастырей: 25 марта 1922 года, на третий день Пасхи, она была закрыта. Безутешные сестры разошлись кто куда...

На территории монастыря был расположен инвалидный дом. Покровская церковь была в запустении. Кроме этого, накануне Великой Отечественной Войны, 2 апреля 1941 года, был разрушен Преображенский Собор: сняты купола, окна, двери, иконостас, — остались одни стены. Все святыни были переданы в музей г. Черкасс.

Но милость Божия, Покров Царицы Небесной и ходотайство Святителя Софрония не оставили Обитель в печальном запустении, и уже в 1941 году, еще в годы войны обитель вновь была открыта, вернулись оставшиеся в живых ее насельницы, к ним присоединились новые.

Из развалин самоотверженным трудом, соединенным с молитвою, обитель была возрождена, и 3-его ноября 1941 года была отслужена первая Божественная Литургия.

Матушка игуменья Августа (+1996)С тех пор Красногорской Обителию управляли следующие игумений: Анатолия (1941—1946 гг.), Филадельфа (1947—1961 гг.), Евфалия (1961—1962 гг.), Лидия (1962—1968 гг.), Илария (1969—1989 гг.). Августа (1990—1996 гг.).

Матушка игумения Илария очень желала восстановить Преображенский Собор, но только в 1988 году этот храм был передан монастырю и стало возможным получить разрешение на его ремонт. С благословения матушки игумений Иларии с большим воодушевлением и радостью общими усилиями были начаты работы по восстановлению Собора, которые были окончены через 3 года (храм был освящен в августе 1991 года уже при м. игумений Августе), и в нем было восстановлено богослужение в летнее время. Зимой монастырское богослужение совершается в теплой Покровской церкви.

Ныне Красногорской Обителию управляет матушка Агния (Анастасия Васильевна Миняйло, 1930 г. рождения). Восемьдесят сестер, проживающих в Обители, прибыли сюда Промыслом Божиим по призванию Царицы Небесной из разных мест. Все они живут единой духовной семьей, се несут посильные труды (послушания), назначаемые настоятельницей.

Монастырь имеет 3 гектара пахотной земли, 1 гектар покоса, скотный двор, все работы выполняются самими сестрами. Они своими силами выращивают огород, косят сено, ухаживают за коровами, заготавливают в окрестном лесу дрова, производят ремонты помещений, выпекают просфоры и хлеб, готовят пищу для общей трапезы, шьют церковные облачения и одежду сестер, занимаются пчеловодством, поют и читают за богослужением в храме.

Так в трудах и молитве проходит вся их жизнь, в надежде на спасение и обретения Царствия Небесного.

Богослужения в монастыре совершаются ежедневно в следующем порядке:

— в 5 часов — утренние молитвы и полунощница, затем чтение нескольких канонов и акафистов;

— часы 3 и 6;

— Божественная Литургия;

— после Божественной Литургии — заказные молебны и панихиды;

Вечернее богослужение начинается в 16 часов:

— 9 час;

— Вечерня;

— Повечерие с каноном, положенным по Уставу;

— Утреня и 1 час.

После чего совершается молитвенное правило, состоящее из чтения канонов и вечерних молитв.

Наиболее чтимыми праздничными днями обители являются:

Память Дубенской иконы Божией Матери (празднуется в день Преполовения 50-цы, в память избавления от пожара и эпидемии оспы). В этот день чтимую икону обносят с крестным ходом по всем

келиям и помещениям монастыря с чтением акафиста.

19 августа — Преображение Господне престольный праздник Преображенского храма.

14 октября — Покров Божией Матери — престольный праздник Покровского храма.

30 июня (13 июля) — Память Святителя Софрония (прославление).

30 марта (12 апреля) — Память Святителя Софрония (преставление).

23 апреля (6 мая) — празднование Великомученику Георгию (в память первой построенной на Святой горке церкви и существующего до закрытия монастыря в 1922 году предела Великомученика Георгия на верхних хорах Преображенского храма).

21 февраля (6 марта) — празднование Козельщанской иконе Божией Матери (после закрытия Козельщанского монастыря в 1929 году, чтимая икона Божией Матери "Козельщанская" находилась в Красногорском монастыре).

25 января (7 февраля) — празднование Дубенской иконе Божией Матери (по службе иконе "Утоли моя печали").

«Радуйся, Софроние, горящий к Богу огнем любве неугасимыя!»

 

© 2017 ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ НА ВОДАХ. Все права защищены.