1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.93 (7 Голосов)

26 октября - день памяти Зверинецкой иконы Божьей Матери – чудотворного образа, связанного происхождением с киевским Зверинецким во имя арх. Михаила монастырем.

Исторические сведения о появлении в монастыре и почитании иконы в ранний период неизвестны.

После разорения скита и уничтожения храма Зверинецкая икона исчезла

Образ был обнаружен в 1913 г., в период раскопок пещерного комплекса (1911-1914), в келье, где подвизался, а впоследствии был погребен зверинецкий игумен прп. Климент († ок. 1092). От иконы были зафиксированы чудеса, и это стало основанием для настоятеля Зверинецкого скита игумена Валентина (Коротенко) и попечителя надпещерных храмов и хранителя пещер кн. В.Д. Жевахова ходатайствовать перед Святейшим Синодом о прославлении иконы.

21 апреля 1915 г. Святейший Синод указом (№ 3136) за подписью 10 архиереев постановил именовать образ иконой Божией Матери «Зверинецкой».

По открытии пещер, икона, очевидно, находилась во временной постройке при пещерах, где жил и совершал требы игумен Валентин. С возрождением скита при Зверинецких пещерах Зверинецкая икона была помещена в построенную в 1913 г. церковь Рождества Пресвятой Богородицы над царскими вратами, куда к ней стекались многочисленные паломники. В 1934 г., после разорения скита и уничтожения храма, Зверинецкая икона исчезла.

Воссоздание образа

В 1990 г. заброшенные пещеры перешли в ведение отдела по изучению и охране подземных объектов города «Киев подземный» Музея истории Киева. Исследования, проведенные в пещерах сотрудниками отдела при участии братии Ионинского Свято-Троицкого монастыря, подготовили их к открытию в 1997 г. (освящен престол в алтаре).

В 2000 г. были предприняты работы по воссозданию Зверинецкой иконы (художник – А. Вовченко). Их начало положено обретением 26 окт. 1999 г. утраченного в 30-х гг. XX в. оклада иконы, пожертвованного кн. Жеваховым. Дата его обретения была утверждена указом (№ 795 от 22 ноября 2000 г.) Священного Синода УПЦ как день празднования Зверинецкрй иконы.

Литой серебряный позолоченный оклад, украшенный драгоценными камнями, имеет на нижнем поле надпись: «Зверинецкая икона Божией Матери». Благодаря надписи, и фото иконы, помещенного в «Ионинском Листке» протоиерей Михаил Макеев, настоятель церкви во имя вмч. Георгия в селе Селище Барышевского р-на, опознал находящуюся в его храме ризу и передал ее в Ионинский монастырь. Воссоздание образа стало возможным благодаря сделанному в 1913 г. описанию и зафиксированным в литографии размерам и внешнему виду. Длительное время икона находилась в церкви в честь Святой Троицы Ионинского монастыря над царскими вратами.

26 октября 2000 г. в пещерном храме во имя арх. Михаила была совершена Божественная литургия, с первым возглашением тропаря и кондака Зверинецкой иконы, на месте, где находилась церковь Рождества Пресвятой Богородицы, отслужили благодарственный молебен.

Иконография образа представляет древнейший из известных типов изображения Богородицы Одигитрии с Младенцем Христом

Иконография овальной по форме иконы (размер 10,4×8,7 см) представляет изображение Пресвятой Богородицы типа Одигитрия с Младенцем Христом на левой руке, Ее правая рука – в молитвенном жесте. Младенец правой ручкой благословляет, в левой, лежащей на колене, держит свиток (видны фрагменты). Он облачен в белый длинный хитон, оставляющий открытыми только стопы.

В начале XX в. детального исследования Зверинецкой иконы не проводилось, и одним из важных моментов в процессе ее атрибуции была история пещер. По мнению Каманина, доступ в пещеры до их выявления в 1882/83 г. и раскрытия в 1911 г. был закрыт вследствие обрушения в 1096-1097 гг. (набег половцев) или, что более вероятно, в 1240 г. (нашествие Батыя).

Иконография образа представляет древнейший из известных типов изображения Богородицы Одигитрии с Младенцем Христом на левой руке в поясном изводе. Взгляд Богоматери, не прямо смотрящей перед Собой, а взирающей на Младенца, слегка склонив к Нему голову, а также характерное положение правой ножки Богомладенца, развернутой стопой наружу, напоминают извод одной из наиболее почитаемых на Руси икон – Тихвинской иконы Божией Матери, явленной в 1383 г.

Литографического изображения Зверинецкой иконы (видны следы утрат: коррозия по краю иконы, сколы, практически полностью утрачен лик Младенца Христа) и описания Каманина, указавшего, что икона была выполнена на толстой пластине железа, покрытой белой эмалью, по которой «художник изобразил красками» лики, недостаточно для точного определения технологии, а значит, и даты создания Зверинецкой иконы. (Икона была создана в технике т. н. холодной эмали. Такой технологический способ художественной обработки металла известен исследователям лишь с XVII в. Но может быть, что исследователи чего-то не знают. Ибо известно, что изделия из металла с, так называемой перегородчатой эмалью делались на Руси уже в 8-9 вв.)

В 2010 году Зверинецкую икону торжественно перенесли в Архангело-Михайловский Звиринецкий монастырь, где каждую пятницу за вечерним богослужением перед ней читается Акафист.

Зверинецкая икона воспроизводится на иконах Собора Киево-Зверинецких святых, где святые предстоят овальному по форме образу (без оклада), изображенному в верхней части средника (иконы 1999, 2007 гг. в Зверинецких пещерах).

Киевский Зверинец – самый древний пещерный монастырь Руси

Матвей СЛАВКО

Так начиналась история…

Святость Киева, истока русского монашества и всего Православия на Руси, не только сияет с холмов золотом и зеленью куполов храмов и обителей, но и таится под землею — широко известно о Печерской лавре и Китаевой пустыни. Но есть и «третьи» пещеры, которые, как полагают, были первыми.

Бусовица, или как ее еще называют — Бусова гора, — это самый высокий холм в Киеве. Название горы имеет отношение к бусам — деревянным ладьям. Под Бусовой горой есть Бусово поле, где и собирались эти ладьи. А еще в исторических документах византийской эпохи упоминается крепость Самватас, располагавшаяся на Бусовице. Именно с нее, полагают, и начинается история Киева. 

На Бусовице находятся три православных мужских монастыря: Выдубицкий Свято-Михайловский, к сожалению, ныне находящийся в руках раскольников-самосвятов, Свято-Троицкий Ионинский, основанный преподобным Ионой Киевским, коему на здешнем склоне дважды являлась Богородица совсем недавно, в 1870-х годах, а также Зверинецкий Архангело-Михайловский. Созданный, по мнению исследователя начала ХХ века Ивана Каманина, еще в конце 800-х — начале 900-х годов в исторической местности Киева, именуемой Зверинец. То есть произошло это за век (!) до Крещения Руси, гораздо ранее возвращения со святой горы Афон инока Антония, основателя Киево-Печерской обители. Есть предположение, что в здешних пещерах могла храниться легендарная библиотека Ярослава Мудрого.

Сегодня мы обнаружим Зверинецкий монастырь и на поверхности: буквально на наших глазах в последние годы над пещерами вознеслись купола новых монастырских храмов.

Иноки из Зверинецких пещер, отрытых тысячу лет назад, перешли в новосозданные митрополитом Киевским Михаилом Выдубицкий, а также Златоверхо-Михайловский монастыри, а пещеры постепенно превратились в подземное кладбище.

В таком качестве здешние пещеры просуществовали еще несколько веков, пока не были уничтожены в результате набега или половцев в 1096-1097 годах (по летописи, тогда половецкий хан Боняк разорил и фактически уничтожил Киев, разрушив храмы, «укоряху Бога и закон наш»), или монголо-татар в 1240 году. Судя по беспорядочному расположению обнаруженных позднее в пещерах останков, монахи надеялись спастись от врагов под землей. Однако нападавшие, поняв, что попасть в пещеры так просто не удастся (узкие ходы легко оборонялись), замуровали все входы, похоронив заживо насельников подземной обители.

Начался первый период забвения Зверинецких пещер. Лишь в октябре 1888 года подземелье «случайно» обнаружила киевлянка Феодосия Матвиенко. По одной из версий, святое место она увидела во сне. Когда женщине в яви удалось найти вход, в нижней части горы, где находились пороховые погреба, перед ней открылась страшная картина: весь коридор длинной пещеры был усыпан человеческими останками. Потрясенная увиденным, она отправилась в Свято-Троицкий Ионинский монастырь (совсем поблизости), чтобы отслужить панихиду по убиенным и рассказать о находке. Никогда прежде исследователи не находили подобных пещер в столь неповрежденном виде, ведь они нетронутыми оставались почти 800 лет! Прибывшие увидели центральный ход и ответвления от него в обе стороны. В стенах пещерных ходов насчитали по 20 небольших ниш. Обнаружили помещение, где лежали человеческие кости и черепа, выявили также кожаную обувь, кожаные кресты и пояса с изображениями святых, ещё были глиняные горшки и прочее. Позже определили, что длина подземного коридора составляет 68 метров и в нем устроено 48 погребальных ниш. Уцелевшие в нишах захоронения были ориентированы головами в глубину, а ногами к галерее. В пещере также были обнаружены серебряные крестик с цепочкой в виде тесьмы, гривна с вырезанным крестом, несколько медных крестиков, фрагменты кирпича, остатки обуви, кресты, пояса. Местонахождение этих ценнейших предметов сегодня неизвестно.

Ковчег с мощами подвижника в Зверинецких пещерах

Здесь был обнаружен пещерный храм, церковная утварь и старинные монашеские одежды. Была найдена также икона Божьей Матери, получившая название Зверинецкой, — в одной из пещерных келий монастыря, где подвизался, а впоследствии и был погребен зверинецкий игумен, преподобный Климент. Это Икона Божией Матери «Одигитрия» («Путеводительница»), написанная на толстой пластинке железа небольшой величины, овальной формы. Железо покрыто белой эмалью, по которой нанесен красками лик Богородицы с Младенцем Христом на Ее левой руке. К сожалению, Образ сильно пострадал от времени и сырости.

Зверинецкая икона Божией Матери

В 1914 году Святейший Синод постановил именовать обретенную икону Зверинецкой. Князем В. Жеваховым был пожертвован драгоценный серебряный оклад, в котором Образ находился над Царскими Вратами в храме Рождества Божией Матери возрожденного скита на Зверинецких пещерах, куда стекались многочисленные паломники.

После второго разорения скита в 1934 году Зверинецкая чудотворная икона исчезла. В ноябре 2000 года чудесным образом она была вновь обретена и сегодня находится над Царскими Вратами Свято-Троицкого храма Ионинского монастыря.

Еще в 1906 году, на Зверинце был обнаружен вход в большую подземную галерею на улице Ломаковской (теперь — улица Мичурина). Вдоль всего хода длиной почти 60 метров с обеих сторон размещались ниши с погребениями, в некоторых сохранились остатки деревянных гробов.

Новое важнейшее открытие произошло в октябре 1911 года, и первыми посетителями подземелий вновь стали монахи Свято-Троицкого монастыря. Духовник отец Валентин (Ф. И. Коротенко) задумал сделать обнаруженное подземное кладбище доступным для посещения паломниками. Человеком, который смог бы организовать и финансировать пещерные работы, оказался князь Владимир Давидович Жевахов, чиновник особых поручений при генерал-губернаторе, человек набожный, в будущем священномученик епископ Могилевский Иоасаф, расстрелянный в 1937 году.

1 июня 1912 года князь Жевахов заключил с Крепостным инженерным управлением контракт на арендное содержание этой земли на 6 лет. В пещерах начались археологические раскопки, а сверху было построено двухэтажное здание для скита с расчетом на будущее возведение храма. Монастырь был частично восстановлен в качестве скита Ионинского монастыря в том же 1912 году. В новообразованном Зверинецком скиту была выстроена церковь Рождества Богородицы.

Князь В. Д. Жевахов (в центре), игумен Зверинецкого скита отец Валентин, (справа), отец Никанор, заведующий хозяйством скита (слева). 1910-е годы

1 декабря 1913 года была освящена надпещерная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, в марте следующего года — придел во имя святителя Иоасафа Белгородского. Похороненные в Зверинецких пещерах были причислены к лику святых. Истории открытия пещер и проведенным в них археологическим работам посвящены книги А. Эртеля «Древняя пещера на Зверинце в Киеве» (1913 год) и И. Каманина «Зверинецкие пещеры в Киеве (их древность и святость)» (1914 год).

В январе 1915 года князь Жевахов был назначен старостой и попечителем надпещерных храмов на Зверинце, а весной-летом на его средства были проведены работы по укреплению пещерного лабиринта. 10 марта 1917 года внезапно скончался отец Валентин и его похоронили в пещерах недалеко от одного из входов, где не было древних захоронений.

Е. Воронцова, заведующая отделом «Киев подземный» Музея истории Киева, рассказывает: «6 июня 1918 г. в Киеве случилась одна из наибольших катастроф. С 10 до 12 часа утра произошло пять взрывов на артиллерийских складах, что находились на Зверинце за Братским кладбищем. В результате взрыва в дополнение ко всем разрушениям и пожарам образовались два провала. Один – неподалеку от Зверинецких пещер, второй на противоположном конце плато, возле экономических ворот Свято-Троицкого монастыря. Эти провалы четко указывали на существование здесь подземных ходов. От взрыва сильно пострадала надпещерная церковь. Была снесена крыша, потолок на втором этаже обвалился, повреждены иконостас, иконы, украшения и церковная утварь. Взрыв отразился и на некоторых участках пещер. В 1921 г. возле одного из входов в пещеры в склепе был похоронен по собственному завещанию историк, палеограф и архивист Иван Михайлович Каманин. Склеп его углублен в холм, одна стена, выложенная кирпичом, расположена прямо в пещере».

Невзирая на начавшийся безбожный период, скит продолжал жить. Однако в 1933 году был убит его настоятель, архимандрит Филарет, а через год Зверинецкий скит был закрыт, храм взорван.

В 1969 году постановлением Совета Министров УССР Зверинецким пещерам был присвоен статус памятника археологии. Благодаря этому через 20 лет, в 1988 году, общественности удалось предотвратить строительство на Зверинце высотного здания, и тогда же пещеры перешли в ведение Музея истории Киева.

В 1990-х годах пещеры Зверинецкого монастыря были вскрыты сотрудниками общества «Киев подземный». Пещеры теперь являются памятником археологии национального значения. Сегодня открыто для обозрения 150 метров пещер.

Новый храм Всех Преподобных Отцев Зверинецких, XXI век. Византийский стиль в «подражание Афону». Вход в Зверинецкие пещеры. Слева в кадре панно над источником.

В конце 1990-х иноками Ионинского монастыря были возобновлены богослужения в пещерном храме святого Архангела Михаила. Над одним из входов в пещеры построена церковь Всех Преподобных Отцев Зверинецких. А в 9 метрах от входа в пещеры построена скитская церковь Рождества Богородицы.

Новый храм Рождества Богородицы Зверинецкого монастыря

Собор преподобных отцов Зверинецких отмечается в 5-е воскресенье Великого Поста. Их мощи почивают не в первоначальном порядке, т.к. в разное время были многократно потревожены. Из синодика, обнаруженного над жертвенной нишей, и надписей, уцелевших над некоторыми погребениями, известны имена игуменов Леонтия, Маркиана, Михаила, Мины, Климента, Мануила, а также преподобных Андроника-печерника и Феодора Калики.

Икона «Собор преподобномучеников Зверинецких»

В статье одной дореволюционной газеты, посвященной открытию Зверинецких пещер, автор очень метко подметил: «Невозможно никакими словами передать то чувство какого-то покоя и каких-то совершенно неизведанных настроений, которые овладевают здесь, в глубине земли, в этой миниатюрной простой церкви, в полном отчуждении от всего земного и в соседстве с немыми останками братии неведомого монастыря! В ХХ веке… это очень поучительно».

Согласно афонскому уставу, иноков по кончине умащали елеем и клали в локулы (маленькие погребальные камеры), замуровывали на 5 лет. Останки прославлялись, если после вскрытия обретали восковую желтизну или белизну. Некоторые главы преподобных Зверинецких отцов мироточат и благоухают. Все они находятся в тех пещерных кельях, что были обнаружены еще в XVII веке и чудом сохранились не тронутыми до наших дней. Был период и в досоветское, и в советское время, когда мощи по частям уносили верующие и даже дети. Бывали случаи и в наши дни кражи мироточивых мощей — в частности Андроника-печерника, совершенная румынским монахом в 2011 году, впоследствии раскаявшимся и возвратившим честные мощи. 

Крипта с иконой и главами преподобных Зверинецких

По решению Священного Синода Украинской православной церкви Московского патриархата в 2009 году возникла новая обитель — Архангело-Михайловский Зверинецкий монастырь.

Памятный знак с иконой Архангела Михаила над Зверинецкими пещерами

5 апреля 2009 года вошло в историю Зверинецких пещер как день, когда была отслужена первая литургия в отстроенном наземном храме. На снимке запечатлен этот момент: служит блюститель пещер архимандрит Кассиан, справа — иеродиакон Андроник.

Первая литургия в Храме в честь Зверинецких святых

В августе 2012 года в Иоасафовском приделе Богородичного храма была завершена роспись алтаря.

Алтарная роспись

13 августа сего года в помещении перед входом в Зверинецкие пещеры были начаты росписи. В основе композиции — деяния Архангела Михаила, поскольку древний пещерный храм посвящен чуду Небесного Архистратига, явленного в Хонех. Этот храм используется для богослужений.

Сегодня в Зверинецкие пещеры могут попасть все желающие. Ежедневно с 10 до 16 часов, практически каждый час инок-проводник собирает паломнические группы и сопровождает их по пещерам.

Монах и расскажет, что в 1071 году неподалеку от этого пещерного монастыря внук святого Владимира Крестителя, великий князь Всеволод Ярославович, построил церковь во имя Архистратига Михаила, а выше, на макушке самой высокой в Киеве горы, — княжий «Красный Двор». Поскольку тогда тут росли богатые дичью леса, в которых устраивалась княжеская охота, возникло и дошедшее до наших дней название Зверинец.

Красный двор служил загородной резиденцией Всеволоду, сыну Ярослава Мудрого, и его знаменитым потомкам — Владимиру Мономаху, Мстиславу Великому, Юрию Долгорукому. По свидетельству летописи, в середине XII века он стал оплотом князя Юрия Долгорукого в годы его борьбы за великокняжеский киевский стол. Последний раз Красный двор был упомянут в 1157 году в связи с внезапной смертью Юрия Долгорукого, после чего двор был разграблен.

Вид на Киев с холма Зверинецкого монстыря

На этом, впрочем, история пещер не заканчивается, поскольку, как показывают георадарные исследования, под Зверинцем существует еще до километра неизвестных ходов. Общая же длина пещер в Зверинецкой горе превышает полтора километра, что больше, чем длина ближних и дальних пещер Киево-Печерской лавры, вместе взятых.

http://odnarodyna.com.ua

Зверинецкая икона Божьей Матери — в Киеве на ЗверинцЕ

Зверинецкие пещеры (Забытая Святыня Киева)

 

© 2017 ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ НА ВОДАХ. Все права защищены.