3 февраля праздник иконы Божией Матери «Закланная»
Икона Божией Матери "Закланная"
"ВЗБРАННАЯ ВОЕВОДА РОДА ХРИСТИАНСКОГО..."
Значение Пресвятой Богородицы для рода человеческого трудно переоценить. Дева Мария за ее смирение, чистоту и великие добродетели избрана от рода человеческого быть Матерью Единородного Сына Божия. Послужив великой тайне Боговоплощения, Она навсегда остается лествицей, низведшей нам Бога и возводящей нас к Нему. По Ее всесильным молитвам мы получаем от Господа великие милости и избавляемся от многих бед. Поэтому одним из самых ярких проявлений благочестия православных является почитание Божьей Матери и Ее святых икон. Многие из них являются чудотворными. Иногда явление образа было ознаменовано и сопровождалось знамениями и чудесами. Каждая икона имеет свою неповторимую историю.
Ватопедский монастырь на Святой горе Афон
Весьма интересна судьба Ватопедской «Закланной» иконы Пресвятой Богородицы («Есфагмени» так по-гречески звучит ее название), происходящей из Ватопедского монастыря на Святой Горе Афон. Этот образ, как и образ другой Афонской иконы – «Иверской», навсегда увековечил на лике Божьей Матери следы дерзости человеческой. Через него Пречистая Богоматерь явила, и являет до сего дня, свою милость всем, кто обращается к Ней с верою.
Особую роль эта икона сыграла в новейшей истории Китаевской пустыни, где вот уже более 10 лет находится один из почитаемых списков «Закланной». Божия Матерь явила свой образ обители в то время, когда монастырь переживал трудные времена.
В конце 1990-х годов на глазах ошеломленных монахов на территории Китаевской Пустыни появились незваные гости. Загадочные люди в белых плащах, с красными крестами. Отнюдь не паломники и богомольцы, а рыцари "Ордена тамплиеров". Они решили здесь устроить свою штаб-квартиру для всего СНГ. Принадлежность к Ордену гости не скрывали, о чем свидетельствовал вывешенный черно-белый флюгер с тамплиеровским крестом на крыше здания и соответствующие эмблемы на автомобилях, приезжавших в монастырь. В своей половине дома тамплиеры провели евроремонт, в подвале начали строить храм. Приор «храмовников» появление их Ордена в одном из известных святых мест Святой Руси объяснил тем, что для них великая честь обосноваться в таком «благостном месте». Но иначе смотрели на это насельники монастыря и верующие Киева, у них внедрение на территорию святой обители ордена, у которого достаточно скандальное прошлое, вызвало бурю негодования. Узнав о тамплиерах, православные верующие Киева в один из декабрьских дней подошли крестным ходом к Китаевской Пустыни и выдворили незваных гостей с территории монастыря. «Пришли на крестный ход наместники всех монастырей Киева, священнослужители, монахи, — в общем, все было очень красиво, грандиозно, мощно, — вспоминает Наместник монастыря архимандрит Прохор — Сразу было видно, что такое Православие. И знаете, отрадно, что люди не боятся, а готовы даже жизнь свою положить для защиты Православия». После того, как здание было занято верующими, представители Ордена не сложили рук, а применяли все усилия, чтобы отобрать здание у монастыря. Чего только не пришлось пережить Наместнику и братии обители в те тревожные дни. Казалось, что можно противопоставить физической силе, власти и деньгам? У кого искать помощи? Тут вспоминаются слова церковной молитвы «Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе Владычице…». Братия взмолилась. И чудесная помощь пришла свыше. Как в Великую Отечественную Войну, спасение блокадного, умирающего, фактически беззащитного перед армией фашистской Германии, Ленинграда, спасение Москвы и коренной перелом всей войны произошел после того, как вынесли образ Казанской Божией Матери перед военными частями Красной Армии, и совершали с ним крестные ходы с молебными пениями по городам и линии фронта. Так и в Китаевской пустыни кардинально все изменилось после появления в монастыре Ватопедской «Закланной» иконы Пресвятой Богородицы. Образ был передан в дар обители одним из раритетных фондов. Причем, сами сотрудники фонда, передавая в дар различным организациям самые различные предметы фольклора и искусства, утверждали, что эту икону они решили предать нам абсолютно случайно, «просто так получилось», - утверждали они.
Для верующих случайностей не бывает. В этом событии нельзя не увидеть милость Царицы Небесной. С большим усердием братия молилась пред явленным образом и с песнопениями Богородице ежедневно совершала крестный ход с иконой вокруг обители. С того времени жизнь в монастыре пошла по-другому. Взбранная Воевода, как мы называем Божью Матерь в акафисте (в буквальном смысле переводится, как Верховная Главнокомандующая), все расставила по своим местам. Тамплиеры бежали, а в обители воцарились мир и благодать. Понятными, как никогда, стали слова хвалебных слов акафиста Богородице: «…радуйся, Еюже воздвижутся победы, радуйся, Еюже низпадают врази…».
Эти события - уже история. Многое изменилось. Весь комплекс монастырских сооружений был возвращен обители, которая возрождается, и в этом может удостовериться каждый посетитель монастыря.
Ежедневный крестный ход стал традицией. Сейчас он совершается с малым списком иконы. А сам образ, украшенный серебряной ризой, помещен в резном деревянном киоте в Троицком храме. Помимо молитвенных приношений Богоматери, за явленные Ею милости, благодарные христиане приносят на Ее икону и вещественные знаки почитания. Вот краткая история одного из них. Молодая мама с младенцем, передавая золотой крестик, просит его повесить на икону Божией Матери. На вопрос: За какую именно благодатную помощь или чудо вы хотите отблагодарить Божию Матерь?» Последовал ответ: «Это чудо я держу на руках».
По архивным материалам Центрального исторического архива г. Киева удалось выяснить очень интересную деталь, касательно истории Китаевского монастыря. В конце 19 века была составлена опись ризницы Китаевской пустыни. Богатство ризницы поражает, но не это главное. Оказывается, что в пустыни среди многих почитаемых икон находилась для поклонения икона Ватопедской Пресвятой Богородицы. Какая именно мы не знаем, и опись об этом умалчивает. Так что можно допустить мысль, что нынешняя икона Ватопедской Божией Матери не явилась, а вернулась и посетила монастырь много лет спустя.
Богослужения в честь Божьей Матери всегда особенные. И для Китаевской пустыни образ Ватопедской «Закланной» Пресвятой Богородицы так много значит. Поэтому 3-е февраля, когда празднуется память почитаемой иконы, для обители всегда торжество. Богослужение в этот день совершатся обязательно с пением хвалебного акафиста Пресвятой Богородице, Которую до скончания века, по Ее слову, будут «ублажать вси роди».
«Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых,
благодарственная восписуем Ти раби Твои Богородице:
но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся Невесто Неневестная».
Ватопедская икона Божией Матери Эсфагмени
(Εσφαγμένη, т. е. Закланная) (XIV в.)
находится в параклисе вмч. Димитрия
Ватопедского монастыря на Святой горе Афон
История образа изложена по книге «Вышний покров над Афоном или сказания святых чудотворных на Афоне прославившихся иконах» По изданию 1902 года.
По преданию, икона Божией Матери «Закланная» прославилась следующим образом. Некий диакон, экклесиарх (то есть монах, наблюдающий за порядком в храме), исполняя свое послушание, опоздал на трапезу, и трапезарь сделал ему замечание, смысл которого заключался в том, что трапезничать нужно приходить вовремя, а в неурочную пору пищи он не даст. Голодный диакон оскорбился таким замечанием и настоятельнее прежнего начал требовать обеда, на что трапезарь решительно сказал, что у него нет для него ни куска хлеба. Голодный и взбешенный экклесиарх вышел из трапезы; помыслы один другого мрачнее терзали его пылкое сердце и волновали сильным гневом на трапезаря. Он вернулся в церковь и, став перед иконой Божией Матери, закричал: «До которого времени я буду служить Тебе, Богородице? Трудись, трудись, а за все то не только нет ничего у меня, но даже и куска хлеба в подкрепление усталых сил моих!» Гнев настолько помутил его рассудок, что он схватил нож, которым очищал перед тем воск от паникадил и насквозь пронзил икону, писаную на холсте. Из раны, нанесенной образу Богородицы, полилась кровь, а сам лик Пречистой покрылся бледностью. Увидев это, преступник затрепетал и в неизъяснимом ужасе упал перед иконой навзничь. Скоро все узнали в монастыре о случившемся. Пришли в церковь игумен и братия и с изумлением заметили струившуюся кровь из пронзенного лика Богоматери. Убийцу же нашли у иконы ослепшим, с расслабленными членами и совершенно помешанным. С чувством искренней жалости к нему, набожный игумен на следующий день совершил всенощное бдение о спасении и помиловании его, однако, исцеление не приходило.
Три года вся братия молилась о помиловании грешника. Когда пришло время, Пресвятая Богородица в сонном видении явилась игумену и объявила, что ради их молитв и ходатайства, Она прощает преступника и дарует ему исцеление. «Впрочем», - прибавила Она - «рука его за дерзость и святотатственный поступок против Меня будет осуждена во второе пришествие Христово». Утром помешанный действительно образумился и пришел в себя, прозрел глазами и совершенно освободился от паралича. Долго и горько рыдал он о своем безумном поступке, называя себя убийцею. В стасидии перед пронзенною им иконою, он провел остаток своей жизни, искренне каясь и горько сожалея о своем поступке. Споручница грешных не оставила его без утешения. Перед смертью Божия Матерь явилась монаху и возвестила, что он прощен, однако сказала, что дерзкая рука его должна испытать грозный суд на втором пришествии Христовом. Когда спустя три года после погребения диакона тело его, по афонскому обычаю, открыли, то братии представилась поучительная картина: все кости были светлы, а рука, поднявшая нож на лик Пресвятой Девы, осталась без истления и почернела. Братья поняли, что исполнились слова Богоматери, и взяли черную нетленную руку экклесиарха в память об удивительном событии для назидания.
Известный духовный писатель Евгений Поселянин (1870—1931) в своей книге «Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон» рассказывает следующее: «Один паломник, посетивший Ватопедскую обитель, думая по своему невежеству, что эта рука нетленна по святости, тайным образом откусил от нее частичку себе, и рука тотчас же рассыпалась. Впрочем, пальцы целы, и они черны, как уголь. Эту руку и теперь еще показывают паломникам, в страх преступлений и в память необыкновенного события, вызванного нашей человеческой злобой, а также непостижимой благости и любви со стороны Пресвятой Богоматери, готовой всех прощать за наносимые Ей оскорбления, вольные и невольные». Тот же автор приводит и другой случай, связанный с чудотворным образом Божией Матери: «Не так давно один иерей, лобызая чудотворную икону, именуемую Закланная, дотронулся до раны. Неизвестно, нечаянно ли он это сделал или из-за простого любопытства. При прикосновении запекшаяся кровь осыпалась с чудотворной иконы на священника, и едва только он выступил за порог церковный, как пал замертво, отдал дух свой дивному и непостижимому в судьбах Своих Богу».
Свято-Троицкий Китаевский Мужской монастырь в Киеве