18 мая праздник иконы Божией Матери «НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША»

 

Серпухов. Высоцкий мужской монастырь. В  Покровском храме обители пред Чудотворным образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша» день и ночь неугасимо горит лампада, как символ тех молитв, которые во всякое время из разных мест обращены к Первообразной о спасении, исправлении, исцелении пьяниц, наркоманов, курящих, блудников, всех, страждущих недугами телесными и душевными.

На протяжении многих лет образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша», находящийся в Высоцком монастыре, достойно почитается православным народом, как чудотворный. В конце ХХ века Высоцкий монастырь стал местом возрождения почитания дотоле почти забытого образа Богородицы, который в наши дни приобрел всероссийское почитание и стал известен во всем православном мире.

Явление первообраза иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» произошло в 1878 году. Один крестьянин Ефремовского уезда Тульской губернии, заслуженный отставной солдат, был одержим страстью пьянства. Он пропивал всю пенсию, все, что находил в своем доме, и дошел до нищенского состояния. От непомерного пьянства у него отнялись ноги, но он все продолжал пить. И вот однажды этот уже опустившийся человек видит необыкновенный сон. Перед ним предстал благолепный старец-схимник и сказал: «Иди в город Серпухов в монастырь Владычицы Богородицы. Там есть икона Божией Матери „Неупиваемая Чаша“, отслужи перед ней молебен и будешь здоров душой и телом».

Не владея ногами, не имея посторонней помощи, без всяких средств, крестьянин не рискнул пуститься в дальнее путешествие. Святолепный старец явился ему снова, но тот все еще не решался выполнить услышанное. Старец явился ему в третий раз и уже настолько грозно приказал исполнить повеление, что несчастный пьяница немедленно на четвереньках отправился в путь. В одном селении он остановился на ночлег. Сердобольная старушка-хозяйка, чтобы облегчить боль, растерла ему ноги и уложила на печь. Ночью путник почувствовал приятное ощущение в ногах, попробовал встать и, хотя очень слабо, мог удержаться на них. На следующую ночь ему стало еще легче. Так, опираясь сначала на две, а потом на одну палку, он добрался до Серпухова.

Придя в женский Введенский Владычный монастырь, страждущий рассказал о своих сновидениях и попросил отслужить молебен. Но никто в монастыре не знал иконы Божией Матери с таким наименованием. Тогда кому-то пришла мысль: а не эта ли икона с изображением Чаши висит в проходе из соборного храма в ризницу. Каково же было удивление всех, когда на обратной стороне иконы действительно увидели надпись: «Неупиваемая Чаша»! В явившемся ему схимнике он узнал старца Варлаама — строителя этого монастыря. Новообретенный образ был перенесен в храм и перед ним совершен молебен. Из Серпухова бывший пьяница возвращался совершенно здоровым. Он получил не только исцеление больных ног, самое главное — он перестал испытывать непреодолимую тягу к губительной чаше вина.

Скоро эта благая весть вышла за стены обители, и к новоявленному образу стало стекаться множество богомольцев из города Серпухова, его пределов, а также из более дальних мест. Одержимые страстью пьянства, их родные и близкие стремились вознести свои молитвы к Богоматери об исцелении от недуга, и многие приходили уже для того, чтобы возблагодарить Владычицу за оказанную им милость.

Князь Владимир Андреевич (Храбрый)

Особо икона почиталась в Серпухове. В центре города при храме благоверного князя Александра Невского было создано Александро-Невское братство трезвости. Каждое воскресенье при большом скоплении народа перед списком с чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в храме совершались молебны с чтением акафиста, обычно завершавшиеся религиозно-нравственными беседами. Почитание святой иконы носило в основном местный характер, о чем свидетельствует отсутствие упоминания о ней в дореволюционной церковной литературе (кроме нескольких местных статей).

В послереволюционные годы монастыри и храмы в Серпухове, как и по всей России, стали закрываться. После закрытия Владычного монастыря чудотворная икона была перенесена в кафедральный собор Николы Белого. В 1928—1930 гг. Серпуховскую кафедру возглавлял митрополит Мануил (Лемешевский). В воспоминаниях о нем было написано, что он «восстановил почитание святыни этой обители, местночтимой иконы Богоматери «Неупиваемая Чаша», которое к тому времени постепенно приходило в забвение. Также по просьбе верующих с благословения Владыки Мануила было написано 8 копий с Чудотворной иконы. В 1929 году Никольский собор был закрыт, все его святыни сожжены на берегу реки Нары. Иконы с изображением образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша», включая первообраз, бесследно исчезли, молебные служения прекратились.

Почитание Серпуховской святыни возобновилось в 80-х годах ХХ века. Стараниями настоятеля местной церкви Пророка Илии архимандрита Иосифа (ныне епископ Биробиджанский и Кульдурский) в городе была возобновлена дореволюционная традиция Серпуховского Александро-Невского Братства трезвости, следуя которой по воскресным дням стали совершаться молебны об исцелении от недуга пьянства с чтением акафиста Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

В 1990 году архимандрит Иосиф выступил инициатором открытия Серпуховского Высоцкого мужского монастыря. 10 апреля 1991 года древняя обитель на Высоком, основанная преподобным Сергием Радонежским в 1374 году, вновь начала действовать. Став настоятелем, архимандрит Иосиф перенес молебное служение «Неупиваемой Чаше» в Высоцкий монастырь, и уже в следующем году по его благословению известный российский иконописец Александр Соколов написал ныне известную во всем православном мире икону. Образ украсили серебрянной басменной ризой, а позже в левый нижний угол иконы был вставлен ковчежец с частью пояса Пресвятой Богородицы. Этот образ Богоматери быстро снискал любовь православного народа, ибо Царица Небесная щедро наделила Свою икону благодатию, которая с первых же дней обильно подается всем с верою и надеждою приходящим к ней. «И не тщетны отходят, Пречистая, от неупиваемой чаши Твоих Божественных дарований, но неоскудно получая цельбы от чудотворного образа Твоего, Всеблагая» (Акафист, 12 кондак).

В Высоцком монастыре впервые была составлена служба и издан акафист иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша», ранее существовавший в нескольких различных рукописях. Среди верующих этот акафист пользуется особенной любовью и является наверно одним из самых читаемых православными людьми.

На сегодняшний день известно множество случаев благодатной помощи и исцелений, полученных от иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», находящейся в Высоцком монастыре. Эти случаи люди записывают в специальной книге, которая ведется в обители, или сообщают о них в письмах, делясь своею радостью. Помощь получали не только православные люди, но также и некрещеные, и других вероисповеданий, тем самым Богоматерь являла им истинность Православия.

Как некогда старец Варлаам в 19 веке, явившийся спившемуся отставному солдату, побуждал его идти в обитель к иконе «Неупиваемая Чаша», так и в наши дни известны случаи чудесных явлений угодников Божиих, Пресвятой Богородицы и Самого Господа Иисуса Христа, призывающих страдальцев ехать в Серпухов к чудотворной иконе. Удивительно то, что некоторые из этих людей ничего не знали ни об иконе, ни о монастыре, ни о городе Серпухове.

Множество драгоценных даров, украшающих святую икону, является свидетельством благодатной помощи, полученной от Чудотворной иконы, и того упования, которое возлагают страждущие на предстательство Богоматери.

В глазах верующего народа Чудотворная икона Богоматери «Неупиваемая Чаша», находящаяся в Высоцком монастыре, стала поистине всероссийской святыней. 30 мая 1997 года по благословению Святейшего Патриарха икона «Неупиваемая Чаша» была впервые внесена в Православный церковный календарь, что явилось официальным признанием всероссийского почитания этого образа Богоматери. Годом раньше, 6 мая 1996 года, в Серпуховском Введенском Владычном женском монастыре, в месте явления первообраза в 19 веке, был освящен вновь созданный список Чудотворной иконы.

Ежедневно в Покровском храме Высоцкого мужского монастыря перед чудотворным образом совершаются водосвятные молебны, на которых возносятся молитвы за страждущих и за всех, кто испрашивает милости у Царицы Небесной перед ее святой иконой.

Бесчисленные паломники посещают святую обитель, и братия монастыря, несмотря на свои скромные возможности, старается принять и дать приют всем желающим. Особенно много богомольцев собирается на молебны по воскресным дням. Самое торжественное богослужение пред иконой Небесной Заступницы совершается в день ее празднования — 18 мая (по новому стилю).

Кто не может приехать к чудотворной иконе, высылает письма и телеграммы с просьбами отслужить молебны за близких и родных. Братия монастыря, с любовию исполняя эти просьбы, старается по возможности каждому дать хотя бы краткий ответ.

Списки с иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» распространены во всем православном мире. Видимым знаком Божественной благодати стало мироточение и кровоточение некоторых икон как в домах верующих, так и в православных храмах. И укрепляются богодарованной милостью спасительной надежды отчаявшиеся и безнадежные, «видяще чудеса преславныя и знамения пречудныя, бываемыя не токмо от иконы Твоея, Богомати, во граде Серпухове явленныя, но и от по подобию сея иконы списанных изображений." (Акафист, Икос 5)

Не иссякает поток благодатной помощи и исцелений от дивного образа. Матерь Божия, воздев Свои пречистые руки, молит Сына Своего и Бога за всех грешников, всем хочет спастись и призывает к Неистощимому Источнику духовной радости и утешения, возвещая, что Неупиваемая Чаша небесной помощи и милосердия уготована каждому нуждающемуся.

Серпуховский Высоцкий мужской монастырь

Серпуховский Высоцкий мужской монастырь - один из самых древних монастырей Руси. Он входит в число девяти обителей, основанных самим Игуменом земли Русской преподобным Сергием Радонежским. Время его возникновения относится к 1373 году. Первые настоятели обители, прославленные в сонме Радонежских святых, преподобные Афанасий Высоцкий Старший, Афанасий Высоцкий Младший и Никита Серпуховский, являлись учениками преподобного Сергия. Основание монастыря связано также с именем благочестивого князя Владимира Андреевича Донского (Храброго) - славного героя Куликовской битвы, сподвижника и двоюродного брата святого благоверного князя Димитрия Донского.

Летом 1373 года золотоордынские полки Мамая подвергли жестокому нападению Рязанское княжество. Разг

ром Рязани напомнил русским людям о страшном нашествии Батыя. Возникла спешная необходимость усиления обороны и в первую очередь прикрытия важнейшего пути со средней Оки к Москве, проходившего через старое село Серпуховское в вотчине князя Владимира Андреевича. Место древнего поселения было обнесено дубовыми стенами, а в версте к югу рядом с полноводной Окой, "христолюбивый князь Володимир Андреевич" решил воздвигнуть монастырь, который в случае вражеского нападения мог бы служить предградием, а в дни мира украшал и хранил бы новый русский град молитвой, - "бяше бо князь любяй монастри и честь велику въздая мнишьскому чину".

В уделе князя Владимира Андреевича в радонежских лесах с 1337 года подвизался великий молитвенник земли Русской преподобный Сергий. Боголюбивый князь был его духовным чадом и часто посещал знаменитую Свято-Троицкую обитель. Пожелав воздвигнуть монастырь, Владимир Андреевич обратился к блаженному старцу с просьбой посетить Серпухов, выбрать место, благословить строительство и назначить настоятеля из числа своих учеников. По заснеженным дорогам, пешком, пришел преподобный Сергий из Радонежа в Серпухов в сопровождении любимого ученика Афанасия. С великой радостью встретил князь святых подвижников. Место будущей обители избрали в версте от города, на возвышении, которое носило название Высокое и находилось на берегу Нары, неподалеку от впадения ее в Оку. Князь выразил желание, чтобы обитель была посвящена Божией Матери, честному Ее Зачатию праведной Анной, "дабы славилось имя Божие и Пресвятой Богородицы, а хотящие в крове Ея жити монахи Ее чествовали, а о мне и о врученных мне людях молили Бога, такожде и усопших о Господе души родителей и сродников и всякого чина христиан православне поминая в священнодействе". Преподобный Сергий одобрил желание князя, и когда расчищено было поросшее лесом место, стал на колени, воздел к небу руки и произнес молитву на основание обители, и ныне возносимую ежедневно братией монастыря. Руководство обители преподобный поручил ученику своему Афанасию. Так, 2 декабря 1373 года под Серпуховом "на Высоком" был основан монастырь, который по месту его расположения стал именоваться Высоцким.

Преподобный Афанасий Высоцкий старший

Преподобный Афанасий Высоцкий Старший ревностно принялся за устроение монастыря с помощью благочестивого князя Владимира Андреевича, не жалевшего средств на строительство. Число насельников постепенно росло. Среди них преподобный Афанасий скоро обрел достойных учеников, просиявших впоследствии святостью своей жизни: преподобных Никона Радонежского (будущего преемника по настоятельству преподобного Сергия) и Афанасия Высоцкого Младшего. Еще будучи насельником Свято-Троицкой обители блаженного Сергия преподобный Афанасий Старший стяжал себе славу ученого мужа и хорошего книгописца, много трудившегося для возрождения утраченной на Руси за годы татаро-монгольского пленения преемственности византийской культуры. Это направление общественного служения, став настоятелем, он особо развивал в своей Высоцкой обители, благодаря чему она скоро приобрела значение центра византизма на Руси. 8 (21) сентября 1380 года на Куликовом поле русское воинство одержало великую победу над Золотой Ордой. Исход сражения решил Засадный полк, которым командовал Серпуховский князь Владимир Андреевич, прозванный в народе за проявленную доблесть Храбрым и Донским. По возвращении благоверный князь в стенах Высоцкой обители захоронил останки воинов-серпуховичей, над братской могилой которых в память о великой победе был воздвигнут прекрасный белокаменный собор в честь Зачатия Пресвятой Богородицы святой праведной Анной.

Преподобный Афанасий Высоцкий младший

Весной 1381 года монастырь вновь посетил преподобный Сергий. Он сопровождал святителя Киприана, прибывшего на Высокое для освящения Зачатьевского собора и каменной церкви-трапезной в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Встреча игумена Афанасия и митрополита Киприана на долгие годы связала святых мужей узами духовной дружбы. В том же 1381 году на Высоком началась работа над составлением списка "Пандектов", написанных антиохийским монахом Никоном Черногорцом в конце XI века и содержащих в себе отрывки из древнего Иерусалимского Устава. По благословению преподобного Афанасия диаконом Вунько на Афоне был сделан список на 210 листах, к которым сам блаженный Афанасий добавил 8 листов своего письма монашеско-учительского содержания, ставших своего рода образцом "наказаний" (правил) для иноков монастырей Руси, а в целом, труд явился значительным шагом к созданию единого русского церковного Устава, составлению которого преподобный Афанасий посвятил всю оставшуюся жизнь. С этой целью в 1387 году по благословению преподобного Сергия вместе со святителем Киприаном он отбыл в Царьград, где в созданной им книгописной мастерской вместе с учениками занимался списыванием богослужебных книг для Русской Церкви, имевшей в том особую потребность после монгольского разорения. Венцом трудов преподобного Афанасия Высоцкого Старшего стал богослужебный Устав "Око церковное", составление которого он завершил в 1401 году. Ради этого туда преподобный Афанасий отказался от возвращения на Родину, завершив свой земной путь в Царьграде. "Око церковное" явился основой богослужебного Устава, которым и по сей день руководствуется Русская Православная Церковь. Вторым святым игуменом Высоцкого монастыря стал преподобный Афанасий Младший. В 1375 году двенадцатилетним отроком пришел он на Высокое, имея горячее желание иноческой жизни. Под руководством любимого учителя преподобного Афанасия Старшего он прошел многолетнюю школу монашеского послушания и в 1387 году принял от него настоятельство. При преподобном Афанасии Младшем монастырь продолжал процветать, сохраняя прежние традиции, уклад жизни и связь с византийской культурой. Для братии второй игумен являлся примером добродетельного иноческого жития: "имел воздержание совершенное, в посте был крепок, в молитвах не леностен, в нищете терпелив". Несмотря на множественные попечения и хозяйственные заботы игумен Афанасий постоянно пребывал в аскетическом подвиге, и еще при жизни "благодать великих чудес от Господа" прияв, почитался братией как чудотворец. Преставился угодник Божий в возрасте 33 лет от "старческого изнеможения" вследствие тяжелых иноческих подвигов. С самого момента погребения преподобный Афанасий прославился чудесами. И по сей день ero святые мощи несут благодатные исцеления людям. В 1571 году во время нашествия агарян в образе грозного всадника с большим жезлом на белом коне он явил свое заступничество городу и родной обители. С тех пор преподобный Афанасий Младший почитается как небесный покровитель Серпухова.

Преподобный Никита

По смерти преподобного Афанасия Младшего настоятельство обители на Высоком в 1395 году перешло к третьему святому игумену преподобному Никите, сроднику и ученику преподобного Сергия. Преподобный Никита успешно управлял монастырем в течение девятнадцати лет и, по упоминанию преподобного Иосифа Волоцкого, имел сан архимандрита, который в те времена усваивали настоятели только наиболее значительных монастырей. Как и его предшественники, он проводил жизнь в строгом неослабеваемом подвиге и непрестанных заботах о благоустроении обители. После разорительного набега Едыгея в 1408 году настоятельские попечения преподобного Никиты умножились, и подвижническая жизнь стала еще более напряженной. От непомерных трудов он начал терять зрение и в 1414 году уйдя на покой, перешел в Боровский Высоко-Покровский монастырь, вероятно, в качестве духовника. 3десь у него в послушании и под духовным руководством, с прилежанием служа и научаясь образу всякой добродетели, в течение семи лет пребывал молодой инок Пафнутий - преподобный Пафнутий Боровский. Около 1421 года преподобный Никита отправился на север и в 1426 году в Костроме основал Богоявленский монастырь, где и обрел место последнего упокоения. На протяжении столетий память о святом Никите благовейно хранилась жителями Костромы, почитавшими его как небесного покровителя своего города и Богоявленско-Анастасиина монастыря.

Время управления монастырем первыми тремя святыми настоятелями преподобными Афанасием Старшим, Афанасием Младшим и Никитою составило его святое сорокалетие и вошло в историю древней Высоцкой обители как самая драгоценная страница.

В дальнейшем история монастыря тесно связана с историей Серпухова. Являясь южной оборонительной границей Московского княжества, город часто подвергался нападениям со стороны внешних врагов земли Русской. Под Серпуховом устраивались сборы войск, на которых обычно присутствовали цари, великие князья, бояре и воеводы. Высоцкая обитель нередко посещалась знатью и самим Царем. Для таких случаев в монастыре имелись особые "царские палаты". От именитых лиц "на Высокое" часто поступали крупные денежные вклады, передавались вотчины с пашнями и лесами, жертвовались редкие в то время богослужебные книги, сосуды, облачения и проч. В XVI веке в обители были построены Никольский и Сергиевский храмы, придел в честь Рождества Богородицы и галерея вокруг собора.

Весной 1571 года татарский хан Девлет-Гирей, обойдя русские оборонительные линии, приблизился к Серпухову. Неподготовленному к сражению царю Ивану Грозному, который находился в это время с опричниной в Серпухове, пришлось спешно отойти. Отряды агарян прошли по городу огнем и мечем, истребляя жителей, грабя и оскверняя храмы, разрушая все на своем пути. Монастырь на Высоком, как и вся округа, был разграблен и сожжен. Вскоре наступило "смутное время" междуцарствия, во время которого Высоцкая обитель вновь претерпела много бедствий от господствующего всюду произвола и грабежей.

С воцарением на Русском престоле Михаила Федоровича Романова для всей страны настало время благоденствия. В монастырь снова стали поступать вклады от благочестивых людей. Особенно значительными они были в 20 - 40 годы XVII века. Время правления царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича явилось для древней обители благоприятной порой возрождения. Наиболее щедрые пожертвования поступали от представителей рода Нарышкиных, вотчина которых находилась на серпуховской земле, и особенно от царицы Наталии Кирилловны, матери императора Петра I. К концу XVII века на средства Нарышкиных и прочих вкладчиков многие храмы и иконостасы обновились. В 70-е годы вместо старой деревянной ограды вокруг монастыря были воздвигнуты каменные стены с четырьмя угловыми башнями.

Сень над ракой с мощами преподобного
Афанасия Высоцкого Младшего

К середине XVIII века Высоцкий монастырь процветал, в его владении находились значительные земельные угодья, действовало семь каменныx церквей и величественный собор, имелись богатейшая ризница и большая библиотека.

Со второй половины XVIII столетия, при введении императрицей Екатериной II штатов для монастырей, благосостояние обители стало падать. По Указу 1764 года о секуляризации церковных владений монастырь лишился своих вотчин и перешел на государственное содержание по штату и на пожертвования.

С начала XIX века благосостояние обители вновь стало расти: реставрировались старые храмы, строились новые. Поток паломников увеличился. Около 1840 года была сооружена трехъярусная колокольня (взамен старой, рухнувшей от времени), во втором ярусе которой расположился храм во имя трех святителей и учителей вселенских Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Освящение этой церкви в 1843 году совершил святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский.

В 1872 году была расширена Покровская церковь за счет пристройки с северной стороны придела во имя Похвалы Пресвятой Богородицы, существовашего ранее при монастырской больнице, здание которой разобрали. Следующая реставрация Покровского храма была осуществлена в 1902 году на средства казначея Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Никона (Рождественского), являвшегося с 1904 по 1906 годы епископом Серпуховским, впоследствии архиепископом Вологодским.

В 1878 году при настоятеле Мелетии I в память 500-летия обители над местом погребения преподобного Афанасия Младшего был воздвигнут величественный храм во имя преподобных Афанасия Афонского и Сергия Радонежского вместо деревянной церкви, построенной в 1697 году на пожертвования бояр Нарышкиных. В 1896 году на средства фабриканта Н.Н.Коншина по проекту известного русского архитектора ЕИ.Клейна был построен в византийском стиле храм во имя Всех святых с семейной усыпальницей храмоздателя в нижнем этаже.

В монастыре имелась богатейшая ризница, располагавшаяся в Зачатьевском соборе над Никольским храмом. Среди прочего там хранились две ризы, принадлежавшие преподобному Сергию Радонежскому покровцы и пелена, вышитые старинной русской вышивкой (XVII век), более 20 напрестольных крестов - серебряных, вызолоченных, резных кипарисных и др.; различная церковная утварь, митры. В обители было множество замечательных икон. Среди них выделялись семь икон знаменитого Высоцкого чина византийского письма, присланные из Константинополя в 1395 году преподобным Афанасием Высоцким Старшим для иконостаса собора. Ныне шесть из них находятся в Третьяковской галерее и одна в Русском музее.

Надгробие из красного дерева, стоявшее над могилой прп. Афанасия Высоцкого до обретения его мощей. Хранится в Покровской церкви Высоцкого монастыря

К началу ХХ века Высоцкий монастырь, по отзывам современников, представлял собой одну из самых благоустроеннейших обителей нашего Отечества. С наступлением в России эпохи новой богоборческой власти в истории монастыря открылась одна из самых трагических страниц. В ноябре 1918 года обитель заняла 4 рота 5-го Земгальского Латышского стрелкового полка. Около года под древними стенами каратели вели расстрелы заподозренных в дезертирстве. После их ухода часть монастыря отошла под губернский концентрационный лагерь.

В 1928 году власти закрыли высоцкий монастырь. В 1928 году монастырь полностью прекратил свою деятельность.

В течение полувека в разные периоды здесь размещались организации и учреждения, казармы, склады, гаражи, коммунальные квартиры и загоны для домашнего скота...

25 марта 1991 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об открытии и возрождении Серпуховского Высоцкого мужского монастыря.

Серпуховский Высоцкий мужской монастырь