1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (11 Голосов)

11 июля празднование иконе Божией Матери «Троеручица»

Русский народ издревле нашел в своей душе един­ственно верное слово в обращении к Богородице: в обиходе он назвал Ее, и сейчас называет так же, как родную мать, — исполненным нежности и любовным обращением: «Матушка!» Люди духов­но увидели, что не в каком-то условном аллегори­ческом смысле, а в высшей онтологической дейст­вительности Матерь Божия является Матерью Церкви, кровной — по Крови Христовой — Мате­рью каждого верующего.
Протоиерей Лев Лебедев
Икона Божией Матери Троеручица
Икона Божией Матери Троеручица

События, положившие начало прославлению иконы Божией Матери «Троеручицы», относятся к VIII веку, ко временам иконоборчества. Воины императора-еретика Льва Исавра рыскали по домам православных христиан, отыскивая иконы, отбирали их и жгли, а иконопочитателей предавали мукам и смерти.

Лишь за пределами византийских земель, в мусульман­ском Дамаске, православные не были стеснены в почи­тании икон. Причина была в том, что первым минист­ром у местного халифа был ревностный христианин, богослов и гимнограф Иоанн Дамаскин (память его Цер­ковь отмечает 4 декабря). Своим многочисленным зна­комым в Византии Иоанн переправлял письма, в кото­рых на основании Священного Писания и святоотеческих преданий доказывал правильность иконопочитания. Вдох­новенные письма Иоанна Дамаскина тайно переписыва­лись, передавались из рук в руки, немало способствую уверению в истине православных и обличению ереси иконоборческой.

Дамаск.
Дамаск. Современный вид.

Взбешенный император, чтобы лишить Церковь непо­бедимого защитника Православия, решил коварно извес­ти Иоанна Дамаскина. Он приказал искусным писцам тщательно изучить почерк Иоанна и написать как бы его рукою поддельное письмо к императору с предложением измены. В письме сообщалось, что город Дамаск охра­няется сарацинами небрежно и византийское войско мо­жет без труда им овладеть, в чем обещалась и всячес­кая помощь со стороны первого министра.

Такое поддельное письмо император и послал халифу, лицемерно пояснив, что, несмотря на предложения Иоанна, желает мира и дружбы с халифом, а министра-изменника советует казнить.

Халиф впал в ярость и, забыв о многолетней предан­ной службе своего министра, повелел отсечь ему кисть правой руки, которой тот будто бы писал изменнические строки. Отсеченная кисть была повешена у всех на виду на базарной площади.

Иоанн жестоко страдал от боли, еще же сильнее – от незаслуженной обиды. К вечеру он попросил халифа, что­бы тот разрешил ему похоронить отрубленную кисть дес­ницы. Халиф, памятуя прежнее усердие своего министра, ответил согласием.

Затворившись в доме, Иоанн Дамаскин приложил от­сеченную кисть к ране и углубился в молитву. Святой просил Матерь Божию исцелить десницу, писавшую в за­щиту Православия, и дал обет употребить руку эту на создание творений во славу Владычицы.

В этот миг он уснул. В сонном видении предстала ему Богоматерь и сказала: «Ты исцелен, трудись же прилеж­но этой рукой».

Святой преподобный Иоанн Дамаскин
Святой преподобный Иоанн Дамаскин

Пробудившись, Иоанн Дамаскин излил свою благодар­ность к чудной Исцелительнице в дивном песнопении «О тебе радуется, Обрадованная, всякая тварь...». Весть о чу­де быстро разнеслась по всему городу. Устыженный ха­лиф просил у Иоанна Дамаскина прощения и призывал его вернуться к делам государственного управления, но отныне Иоанн отдавал все свои силы на служение одно­му Богу. Он удалился в обитель во имя святого Саввы Освященного, где принял иноческий постриг. Сюда же преподобный принес икону Божией Матери, ниспослав­шую ему исцеление. В память о чуде он прикрепил к нижней части иконы изображение кисти правой руки, от­литое из серебра.

С тех пор такая десница рисуется на всех списках с чудотворного образа, получившего название «Троеручица».

Образ пребывал в обители во имя святого Саввы до XIII века, когда был поднесен другому святому Савве, архиепископу Сербскому. При нашествии же на Сербию агарян православные, желая сохранить икону, возложили ее на ослика и пустили его без провожатого. С драго­ценной поклажей он сам дошел до Святой Горы Афон и остановился у ворот Хилендарского монастыря. Местные иноки приняли икону как великий дар, а на место ос­тановки ослика стали ежегодно совершать крестный ход.

Однажды в Хилендарском монастыре почил старый игумен. Выборы нового вызывали среди братии распри и разделение. И тогда Матерь Божия, явившись одно­му затворнику, объявила, что отныне Сама будет игу­мений обители. В знак этого дотоле стоявшая в алта­ре монастырского собора «Троеручица» чудесным образом перенеслась по воздуху к середине храма, на игуменское место. С тех пор и по сей день Хилендарем управляет священноинок-наместник, стоящий во время служб у игуменского места, где хранится образ «Троеручица» – Игуменьи сей обители. От Нее принимают иноки благословение, прикладываясь к иконе, как бы от игумена.

Во времена греко-турецких войн Афон оставался вне власти иноверцев: турки признавались, что нередко ви­дели таинственную Жену, охранявшую стены Хилендарской обители и недосягаемую для человеческих рук.

«Троеручица» издавна почиталась и в России, где пре­бывает немало списков с первоявленного образа, также прославившихся чудотворениями. Еще в 1661 году хилендарские иноки прислали один такой список в дар Ново-иерусалимскому монастырю. С него в 1716 году был снят другой список, с тех пор пребывающий в москов­ском храме Успения в Гончарах (Болгарское подворье). С заступничеством этой святыни связывают то, что храм сей никогда, даже во времена наилютейших гонений на веру, не закрывался и сохранил все свои колокола. Ны­не в храме перед этим образом ежепятнично читается акафист. В изразцовом киоте на наружной западной сте­не храма Успения в Гончарах помещен еще один список, и перед ликом Божией Матери «Троеручицы» здесь слы­шатся неустанные моления.

Чудотворные списки с самого первоявленного афонско­го образа либо же с других списков «Троеручицы» на­ходились также в московском храме Покрова в Голиках, в тульской Владимирской на Ржавце церкви, в Белобережской пустыни под Брянском, в воронежском Алексеевском Акатовом монастыре, в Ниловой пустыни на Се­лигере и в иных местах.

Икона Божией Матери «Троеручица» без оклада

 

Чудотворная Икона Божией Матери «Троеручица» в  Киевском Свято-Троицком Ионинском монастыре.

Чудотворный список с иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица» был принесен в Киевский Свято-Троицкий монастырь его основателем — преподобным старцем Ионой из Брянской Белобережской пустыни. В этой пустыни сам старец по благословению преподобного Серафима Саровского подвизался более десяти лет, находясь под духовным руководством учеников преподобного Паисия Величковского. Среди чтимых святынь Белобережского монастыря славилась проистекающими от нее чудотворениями икона Богородицы «Троеручица», к которой шел народ со всей округи. Раз в год иноки этой обители обносили икону Крестным ходом по окрестным селениям. В этих праздниках принимал участие и о. Иона, будучи еще послушником. В один из таких Крестных ходов, проходивших в зимнее время, карета с иконой и всеми, кто ее сопровождал, упала с моста в реку и начала тонуть. По молитве о. Ионы к Божией Матери все остались целы и невредимы. Память об этом благодеянии Пресвятой Девы старец Иона всегда хранил в своем сердце.

Прийдя по повелению Божьему в Киев, о. Иона поселился в Выдубецком монастыре. Здесь он прославился своим подвижническим житием и добродетелями, за которые дважды (первый раз 1 марта 1861 г., и второй раз 9 марта 1862 г.) сподобился видения Пресвятой Богородицы с предстоящим Ей сонмом святых. Божия Матерь благословила старца и повелела начать строительство новой обители во Имя Святой и Живоначальной Троицы. Первый престол в монастырском храме освятили в честь иконы Божией Матери «Троеручицы». По просьбе старца в Белобережской пустыни был написан список с местной чудотворной иконы и передан в дар новой обители с завещанием «на вечные времена в Свято-Троицкий монастырь». Получив такой бесценный дар, иноки новосозданной обители старца Ионы (так прозвали новый монастырь в Киеве) торжественным Крестным ходом принесли его в Киев. Этот образ был установлен за правым клиросом главного монастырского храма, на том месте, под которым старец Иона еще при жизни уготовал себе склеп для погребения.

Преподобный Иона очень любил молиться перед этой иконой. Многие жители Киева, замечая такое благоговение старца перед новым образом, так же стемились вознести пред ним свои молитвы и по вере получали просимое.

Сохранилось предание, согласно которому некая девица Матрона Черниенко, имевшая неизлечимо больную руку, отчаявшись найти помощь у врачей и услышав о киевском чудотворном образе, пешком из Молдавии пришла в обитель преподобного Ионы за помощью. После молитвы перед иконой Богородицы «Троеручица» она совершенно исцелилась от недуга и много благодарила Бога и Его Пречистую Матерь за явленную милость.

Из города Харькова к чудотворной иконе был принесен родственниками один слепой человек. После усердной молитвы к Божией Матери он, исполненный радости и благодарения, возвратился домой совершенно зрячим.

Летом 1889 г. в Киеве свирепствовала эпидемия сыпного тифа, унесшая жизни многих киевлян, среди которых были и монахи Свято-Троицкой обители. Тогда по благословению преподобного Ионы перед чудотворной иконой «Троеручица» был отслужен водосвятный молебен, а освященной водой окропили весь монастырь. В тот же день жестокий мор прекратился, а та братия, которая уже заболела, получила исцеление и никто больше не умер.

Видя столь многие исцеления, проистекаемые от киевского образа Божией Матери «Троеручица», многие маловерные и даже неверующие люди удивлялись такому обилию чудотворений и приносили истинное покаяние. Известен случай, когда по молитве к Божией Матери в Свято-Троицкой обители исцелился тяжело страдавший болезнью руки один старообрядец, который после этого покинул раскол.

В 1934 г. Свято-Троицкий Ионинский монастырь был закрыт, а его монахи — разогнаны или репрессированы. Чудотворную икону в это время хранили у себя некоторые монахини, и как только появилась возможность, они передали ее в Киевский Покровский женский монастырь, в Свято-Никольском храме которого она и хранится по сей день.

С восстановлением Ионинской обители в 1991 г. братия старательно заботилась о возрождении старых традиций и монастырского устава. Братия и прихожане монастыря хранят в своих сердцах память о чудотворной иконе Божией Матери «Троеручица». Много людей стекается на соборное чтение в монастырском храме акафиста в честь этой иконы, которое совершается по воскресным дням за вечерним богослужением.

Празднование в честь киевской чудотворной иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица», совершается 12 (25) июля, а также 1 (14) и 9 (22) марта — в дени Первого и Второго явления Божией Матери Преподобному Ионе, Киевскому чудотворцу.

Тропарь, гл. 8

Веселися пустыня нераждающая, благодушествуй неболевшая, яко Матерь Божия умножи тебе чада духовная, благочестия ради насажденная, воздержанием воспитанная, в добродетели преумноженная, Троеручным образом благословенная, и Триединому Богу посвященная. Сего ради припадающи, Владычице, умильно сокрушенным сердцем зовем: спаси всех предстоящих и молящихся Тебе, и остени обитель Твою от враг видимых и невидимых. Не отврати Твоя рабы тщы. Тя бо едину надежду и покров имамы.

Кондак, гл. 1

Источник исцелений и милостей бездна Троеручная Твоя Икона Богородице явися, тем же и нас, к ней притекающих, от бед и искушений свободи, обитель Живоначальныя Троицы невредиму сохрани, Православие во стране нашей утверди и грехи разреши молитвенник Твоих, елика бо хощеши, можеши.

Свято-Троицкий Ионинский монастырь

Монастырь преподобного Ионы до революции

Есть немало мест на земле для прославления Господа, Пресвятой Богородицы и святых угодников Божиих. Среди них озарена светом промысла Божия история Киевского Свято-Троицкого Ионинского монастыря.

Расположена обитель в древней части Киева на возвышенности. С холмов открывается вид на широкий разлив Днепра и уходящие за горизонт черниговские леса. Существует предание, что здесь побывал первый просветитель Руси апостол Андрей Первозванный. Здесь же внук святого Владимира великий князь Всеволод Ярославович в 1071 году соорудил церковь во имя архистратига Михаила, а выше, на макушке самой высокой в Киеве горы, построил свой княжий «Красный Двор». Возле него князь любил устраивать охоту на диких зверей, откуда и получила название вся эта местность — Зверинец.

О том, что Зверинецкая гора — место особенное, говорили в народе давно. То видели на ней столпы огня до неба, то большой разлив воды — «не бегущую и стоящую стеной в полтора аршина на одном месте». А в воспоминаниях преподобного Феофила Киевского, Христа ради юродивого (почившего в 1853 г.), есть рассказ о том, что, проезжая из Китаевской пустыни в Лавру, его бычок остановился на Зверинецкой горе, как вкопанный. «Быть здесь великой святой обители», — изрек тогда преподобный Феофил.

Русским Афоном назвал эту южную окрестность г. Киева известный исследователь церковной истории киевский митрополит Евгений (Болховитинов). Серебристые тополя, яворы, развесистые дубы и душистые липы с дикими яблонями и грушами на полянах — такими увидел эти места насельник Выдубицкого монастыря иеромонах Иона, когда поселился на Зверинецкой горе в 1860 году. Выделяясь своей опытностью и благочестивой жизнью, он быстро стал известен среди киевлян, и многие искали случая получить у него совет и наставление. Познавши на себе помощь от прозорливых советов и действенность молитв мудрого батюшки, они становились на всю жизнь его духовными чадами.

Решившись построить на горе свою келью, он принимает под свое духовное окормление двух монахов — Илариона и Гавриила. Иларион поставил куренек из хвороста, в котором и стал жить вместе с Гавриилом. А поздно вечером, после монастырских трудов и долгих молитв, присоединялся к ним и о. Иона, оставаясь на всю ночь.

1 (14) марта 1861 г., выйдя на крыльцо своей келии в монастыре, он увидел на горе сияние и пожар. В страхе о. Иона побежал спасать своих братьев. Но подойдя, заметил, что пламя, охватившее братский куренек, не причиняло им никакого вреда. Келья стояла невредимой, а рядом в столпе огня он увидел Божию Матерь с сонмом святых. Владычица коснулась головы его и возвестила, что пришла навестить это место, Сыном Ее издревле предызбранное. «Моя благодать пребудет здесь во веки. Неотступно буду посещать место это, и многие тут спасутся. Многие придут в обитель эту, ты их всех приими, никого не презирая — все чада Божии». После этих слов Владычица отступила и стала невидимой, а на снегу остались следы Ее пречистых стоп. Так сама Богородица избрала угодника своего преподобного Иону для прославления сего места и устроения на нем обители.

9 (22) марта 1862 года место над выдубицким урочищем вновь озарилось огнем. И снова в беспокойстве спешил от Выдубицкого монастыря старец спасать своих братьев от пожара. И вновь увидел стоящую в столпе неопалимого огня Владычицу с сонмом святых. Утверждая отца Иону к послушанию воле Божией по обустройству здесь монастыря, Матерь Божия сказала, что он — лишь «грабли, секира, избранное Господом орудие дивных и святых дел».

Илларион и Гавриил нашли старца утром сидящим в глубоком снегу. Рассказав им обо всем, он просил их ничего никому не говорить и описал эти события лишь в последние годы жизни. По устроении монастыря в 1910 году на этом месте была построена церковь, разрушенная в 1934 году, а в 1996 году новыми насельниками был установлен памятный крест.

Так Богородица положила основание новой киевской обители, ставшей одним из духовных центров на рубеже XIX—XX вв.

Первоначально отец Иона позаботился об устройстве скита при Выдубицком монастыре. Построен был двухэтажный деревянный дом и в нем церковь во имя Живоначальной Троицы. 4 мая 1864 года церковь была освящена настоятелем Киево-Выдубицкого Михайловского монастыря архимандритом Вениамином. Но об учреждении монастыря как будто не могло быть и речи: много было противников в разных слоях общества, в том числе и среди духовенства.

Но как чудным образом было предсказано будущее монастыря во имя Святой Троицы, так же чудесным образом Господь ее созидал. Одна духовная дочь старца княгиня Екатерина Васильчикова, жена генерал-губернатора Киева, оформила дарственную на свою дачу в пользу будущего монастыря и пожертвовала 10 тысяч рублей на его обустройство. Однако монастырь мог быть учрежден только Государем Императором. Заручившись поддержкой московского митрополита Филарета, Васильчикова едет в Петербург.

В столице прошению княгини об учреждении в Киеве нового монастыря воспротивились некоторые придворные и часть священства. Царь, устав от пререканий и противоречивых мнений, отложил решение этого вопроса до лучших времен и вышел погулять в Летний сад. Именно тогда на Александра II произошло покушение террориста Каракозова. Он выстрелил в Императора в упор, но пуля ушла в сторону. Потрясенный Александр II быстро вернулся во дворец и при всех сказал: «А что, господа, монастыря не надо? А я вижу — промысл Божий и молитвы нового монастыря спасли меня от смерти, а Россию — от страшного потрясения» — и подписал прошение об учреждении нового монастыря. Тем же указом отец Иона был определен настоятелем.

С постройки приюта для 30 сирот, школы и больницы началась жизнедеятельность нового монастыря. И только затем были поставлены кельи для братии. Спланировали и другие необходимые строения. Обозначили их границы деревянными крестами простой плотницкой работы. А на месте престола будущего каменного храма был поставлен большой крест. 3 апреля 1868 года его проект представили на утверждение Его Высокопреосвященству и киевскому коменданту. Следует сказать, что Зверинецкая гора находилась на территории Киевской крепости, созданной еще в 1812 г., и все вопросы постройки необходимо было согласовывать с военным ведомством, а некоторые даже требовали высочайшего разрешения Государя.

В 1871 году было завершено строительство каменного храма с двумя приделами. 28 ноября митрополит киевский Арсений, прежде других, освятил престол южного придела во имя иконы Божией Матери «Троеручица». Отец Иона особо чтил этот образ, который хранился у него в келии, а со временем был помещен в Троицком храме за правым клиросом. Еще при жизни преподобного по молитве перед этой иконой было совершено много чудес. В 1872 году 23 июля в Свято-Троицком храме был освящен главный престол во имя Живоначальной Троицы, а в 1897 году устроен новый северный придел во имя Всех святых. 13 октября 1900 года он был освящен митрополитом киевским Иоанникием.

Постепенно монастырь созидал в своей ограде всё необходимое для жизни: возникла просфорня, мастерские для изготовления свечей, иконописная, переплетная, столярная, портняжная, сапожно-шорная, кузнечно-бондарная, слесарная. Дети из школы-приюта помимо общеобразовательных предметов получили возможность обучаться в этих мастерских ремеслам — столярному, портняжному, сапожному, кузнечному и другим.

Немало киевлян трудилось и в Свято-Троицком монастыре, который к концу ХIХ в. по занимаемой территории, владению собственностью и хозяйственному укладу выдвинулся на заметное место среди монастырей не только киевской митрополии. Многие дивились мудрой распорядительности и заботливости его настоятеля, умению привлекать щедрые пожертвования на монастырь. В то же время старец отличался особой бережливостью и простотой в образе жизни.

Благодаря пожертвованиям обитель украшалась и росла. Устав монастыря не позволял ему покупать земельные наделы, поэтому монастырские имения состояли из подаренных ему в Киеве и за его пределами 15 различных земельных участков. Наибольший вклад в расширение монастыря внесла княгиня Екатерина Васильчикова. Кроме подаренной ею земли на Зверинце с середины 60-х годов XIX века она отдала монастырю в пользование свое киевское имение на Сырце. По благословению преподобного Ионы там был сооружен Знаменский храм и устроен одноименный женский скит, в котором подвизались многочисленные духовные чада старца, не желавшие лишиться его духовного окормления. В память о щедрой благотворительнице этот скит был прозван Васильчиковой дачей. Кроме него княгиня приобрела для монастыря 6 тысяч десятин земли в селе Гусенцы Полтавской губернии. Этот скит поставлял продукты как для монастыря, так и на продажу. А монастырская мельница славилась на всю округу.

Но главной заслугой преподобного Ионы стало мудрое руководство великим множеством врученной Господом духовной паствы. Помня завет, данный ему Пресвятой Богородицей, он с великим смирением и неутомимостью, подобно лопате в руках Вседержителя, выгребал из адского огня человеческие души. Подвиг старчества, которым была украшена жизнь преподобного Ионы, является вершиной иноческого делания. Воплощая в жизнь наследие, полученное на духовных пажитях преподобных Нила Сорского, Паисия Величковского, Серафима Саровского, он преподал XX-му веку спасительное учение о умном делании, передавая его последующим поколениям иноков.

Но влияние преподобного Ионы распространялось и далеко за пределы монастырских стен. Все его действия совершались в Духе святом и были всегда в гармонии с Церковью и ее преданием, ибо, по слову апостола, уже не он жил, но жил в нем Христос (Гал. 2, 20). Он стал духовным руководителем множества мирян. Ежегодно в монастырь, который народная молва уже называла «монастырем отца Ионы», приходило около 500 тысяч паломников. Двери кельи старца были всегда открыты. К нему приходили с бедами, а уходили с отрадой. Об исцеляющей силе молитв о. Ионы ходили легенды. Сам же он всячески скрывал свои добродетели. Поэтому спасение душ иноков и притекающих в монастырь богомольцев было главной заботой духовно опытного старца.

Во второй половине XIX-го века возрождался из запустения один из древнейших на Руси Свято-Преображенский Межигорский монастырь. Благодаря своим хорошим административным способностям преподобный Иона был назначен распорядителем всех этих работ и настоятелем Межигорского монастыря с возведением в сан архимандрита. Вскоре, стараниями настоятеля и братии монастырь стал процветать.

В мае 1896 г. были получены из Москвы отлитый на колокольном заводе Самгина колокол весом 1150 пудов (на то время самый большой в Киеве) и несколько мелких по 57 пудов, для чего выстроена временная деревянная колокольня. С первых дней основания Свято-Троицкой обители отец Иона мечтал о большой каменной колокольне. Новые колокола и были для нее предназначены.

Весной 1897 г. о. Иона сильно заболел. Все уже считали, что старец на смертном одре и пришли прощаться с ним. Тихо стояли в коридоре его кельи, не смея нарушить молитвенную беседу болящего с Господом.

«Когда мне предстояло отойти в нескончаемую жизнь, — напишет он через некоторое время, — а было это в 1897 году, в апреле, под 23 число, ночью, в 4-м часу, Господу угодно было явить мне новую милость. Я лежал на кровати в темноте. И вот, в келии моей явился кто-то светлый, ясный, подошел ко мне очень близко, благословил меня крестным знамением и сказал: «Господь дарует тебе здравие, помощь, покров и Свою Божественную благодать, чтобы ты послужил Ему в Церкви Его святой. Вот крест, который ты соорудил и совершенно довершил его. А вот другой крест, начатый тобою, ты только приступил к его сооружению и тебе нужно в трудах доделать и докончить его столь же тщательно, как и первый. Когда ты окончишь второй крест, Господь позовет тебя к Себе. Встань, послужи и поработай Ему».

С поистине юношеской энергией старец, которому шел 98-ой год, довершает строительство громадного каменного корпуса, собрав 100 тыс. руб. на его возведение. Собирает он еще 200 тысяч на колокольню и получает утверждение Государем ее проекта.

Но, тем не менее, здоровье старца становилось все слабее. 15 декабря 1901 года он был соборован. С этого дня до самой кончины старец принимал у себя в келье богомольцев, а 6-го января 1902 года стал прощаться с братией. У него спросили разрешения отслужить всенощное бдение и обедню о выздоровлении его, но он ответил: «Не надо служащих беспокоить, я все равно в среду отойду». В ночь с 8 на 9 января служащий в соборе иеромонах, говоря ектенью, никак не мог помянуть о здравии архимандрита Иону, что-то его останавливало. Как оказалось, в это самое время блаженный старец отошел ко Господу. Тихо, мирно, непостыдно, в окружении своих духовных чад и учеников закончил свою земную жизнь преподобный.

Прощание братии и богомольцев со своим любимым наставником состоялось 12 января. День выдался теплый и ясный. Несмотря на труднопроходимую из-за наступившей оттепели дорогу, к обители непрерывной вереницей потянулись многочисленные почитатели старца.

Прожив свыше ста лет, архимандрит Иона (постриженный в схиму с именем Петр) явил и современникам, и потомкам, чего может достичь человек при самоотверженной деятельности и любви к Богу.

Монастырь в советские годы

1918 год… Уже были знамения, предвещавшие наступление тяжких гонений.

В августе 1918 г. принимается решение о строительстве на Зверинце нового центра Киева. Только Божьему заступничеству можно приписать то, что киевские власти не поспешили с реализацией своего плана. Этому поспособствовали и два обвала земли в этих местах, обозначивших наличие пещерных галерей на всем пространстве Зверинца. Промыслом Божиим было спасено будущее Свято-Троицкой обители.

В этом же году монастырь пострадал, когда взорвались находившиеся рядом с ним артиллерийские погреба. Снаряды долетали до Труханова острова и Подола. От взрывов и пожаров разрушение потерпели сотни домов на Зверинце и большая часть построек монастыря. Была снесена часть второго и первого ярусов строящейся колокольни. О восстановлении не могло быть и речи, ее разобрали до последнего кирпича. В 1928 г. был арестован настоятель монастыря архимандрит Ювеналий. Вслед за этим скит при Зверинецких пещерах закрыли специальным постановлением киевского горсовета, а его настоятеля — архимандрита Филарета — сослали в концлагерь.

В оставшихся корпусах обители размещали то детскую колонию, то фабричные общежития, то склады и мастерские. Однако братия под страхом смерти не соглашалась покинуть стены родной обители. Ради ее сохранения монастырь переоформили в церковно-трудовую артель «Труд». Под ее уставом подписалось 214 насельников, не испугавшихся угроз безбожников. Главой артели избрали архимандрита Иова, который был известен свой мудростью и высокой духовной жизнью. Монахи жили на квартирах, ютились в подвалах и сараях, но счастьем для себя считали возможность после дармовой работы на огородах собраться в любимом храме Святой Троицы, где когда-то их всех собрал старец Иона. В 1934 году они были лишены и этой радости. Храм был окончательно закрыт. Архимандрит Иов, а с ним еще несколько десятков монахов, не желавших покидать обитель, были арестованы и высланы в Казахстан, где навсегда затерялись их следы.

С 1942 по 1949 годы монастырскую жизнь удалось восстановить. Во главе братии в этот период встал архимандрит Игнатий. Однако затем более чем на 40 лет наступил самый тяжелый период в истории обители. Большинство монахов вместе с настоятелем были переведены в Киево-Печерскую Лавру, а некоторым из них пришлось скрываться в миру. Иеромонаху Димитриану удалось устроиться дворником в ботанический сад, организованный на месте монастыря, и поселиться в ветхой часовой башне, в которой он тайно служил Литургии. Так, исполняя данный при постриге обет пробыть в родной обители даже до смерти, он мирно отошел ко Господу в 1970 году. Иеромонах Полихроний после закрытия Ионинского монастыря был зачислен в Свято-Успенскую Почаевскую Лавру, где, приняв схиму с именем Прохор, почил в сане схиархимандрита в 1971 году, прожив благочестивую жизнь, украшенную даром молитвы и прозорливости.

В средине 60-х годов Свято-Троицкий храм, или как еще его иногда называли в народе — Ионовскую церковь, было решено реконструировать под музей ботаники. По плану реконструкции прямо под центральным куполом храма должен был стоять громадный памятник Мичурину. По Божией милости эти безумные планы не осуществились. Но след их долгие годы оставался незаживаемой раной монастыря. В 1966 году кощунственно был вскрыт склеп, в котором покоились нетленные мощи преподобного Ионы. После того, как стало известно о надругательстве, учиненном над святыми мощами, монахи еще не закрытой к тому времени Киево-Печерской Лавры вынесли их из храма и перезахоронили на Зверинецком кладбище. Обитель стояла осиротевшей и омертвевшей.

Но, несмотря на долгие годы разрухи, разграбление и уничтожение почти всей собственности, жизнь монастыря не замирала ни на одну минуту. Все годы шли монастырские часы. Сегодня это самые древние башенные часы Киева. Они изготовлены в 1858 г. в Париже. Монотонно отмеривая час за часом, они были свидетелями и восхождения в силу нового монастыря, и его гонений, и многократных посягательств на эти святые места.

Возрождение обители

Современная летопись славной обители великого старца Ионы начинается в 1991 году. Поначалу храм был закрыт, и службы совершались на паперти — и в дождь, и в лютый мороз. Когда прихожане впервые вошли в соборный храм (это случилось в последнее воскресенье ноября), он предстал перед ними сплошной руиной — без иконостаса, потолочных перекрытий, с глубокими трещинами в стенах. После многих лет запустения в его стенах вновь зазвучали слова молитв святой Литургии. Так с того памятного дня началась новая жизнь в духовно возрождающейся обители преподобного Ионы. Неутомимо трудилась немногочисленная братия во главе с первым наместником возрожденного монастыря — архимандритом Агапитом (ныне епископом Мукачевским и Ужгородским). Многое для возрождения Ионинского монастыря делалось благочестивыми мирянами. Силами братии и прихожан подняли купола, перекрыли крышу, потолки, приступили к реставрационным работам. Каждый помогал монастырю чем мог.

Особой радостью для монастыря отмечено 4 октября 1993 года. В этот день по благословению митрополита Киевского и всея Украины Владимира святые и нетленные мощи преподобного Ионы были перенесены со Зверинецкого кладбища в соборный храм на место своего первоначального упокоения. С возвращением главной святыни обители вернулась в сердца ее насельников уверенность, что возродится монастырь старца Ионы Киевского и исполнится обетование Царицы Небесной, когда-то обещавшей преподобному, что «Иноки многи имут быти зде, и излиет Господь Бог благодать на место сие и на живущих на месте сем». Вновь, как из многоцелебного источника, начали изливаться чудеса по молитве преподобного. Одно из них случилось сразу после обретения его мощей. На могиле, откуда было перенесено тело старца, осталось много щепок от его гроба. Ночью в сонном видении явился преподобный одной благочестивой женщине, накануне сильно обжегшей кислотой руки, и велел собрать их, дабы не остались попираемыми. Несмотря на тяжелую травму, женщина сразу решила исполнить повеленное. Претерпевая сильную боль, она аккуратно убрала место, где покоился преподобный Иона, а щепки от гроба принесла в монастырь. На следующий день, рано утром, изумленная женщина пришла к настоятелю показать полностью исцеленные кисти рук со здоровым розовым цветом кожи.

Взирая на широкое почитание старца Ионы Киевского и обилие чудес, происходящих по его молитвам, 22 ноября 1995 г. решением Священного Синода Украинской Православной Церкви он был причислен к лику святых.

Летом 1996 года, в день памяти иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица», 25 июля митрополитом Владимиром был освящен крест, установленный на месте явления преподобному Ионе Божией Матери.

Преемник владыки Агапита — архимандрит Иона — продолжил нелегкий труд по возобновлению обители своего небесного покровителя.

Сегодня Свято-Троицкий храм монастыря предстоит перед глазами тысяч его посетителей с разных концов нашей страны и зарубежья в обновленном виде — с резным иконостасом и прекрасными росписями. В каждый праздничный день к нему вереницей стремятся люди, спешащие оторваться от повседневной суеты. Особенно нравятся прихожанам и гостям монастыря его уставные богослужения, украшенные торжественным пением слаженного хора. За Литургией и вечерним богослужением звучат древнерусские и византийские церковные песнопения. Но основой монастырских служб является неповторимый Киево-Печерский богослужебный устав и распев, который на протяжении многих веков впитывал в себя лучшие певческие традиции святой Киевской Руси.

При монастыре его многочисленные прихожане, от самых юных до людей зрелого возраста, находят для себя отдушину, исследуя Священное Писание и историю Церкви при воскресных школах, обучаясь греческому языку, основам живописи и хорового пения. Многие из них стараются с радостью помочь в проведении реставрационных и многих других работ, которые лежат на плечах немногочисленной братии. В рождественские дни неповторимую атмосферу создает пение праздничных колядок в исполнении монастырского, детского хоров и хора Воскресной школы.

Это и многое другое сплотило вокруг монастыря старца Ионы дружную семью, состоящую из людей разных возрастов и профессий, объединенных единой верой и любовью к обители. Все они, помня обетование Владычицы «неотступно посещать место сие», с молитвой и благоговением приходят на эту Богом освященную землю.

Свято-Троицкий Ионинский монастырь

 

Афон. Хиландар. Икона Божией Матери "Троеручица" .

 

 Монастырь Хиландар

 

© 2017 ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ НА ВОДАХ. Все права защищены.
Joomla! - бесплатное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU General Public License.