1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.93 (7 Голосов)

ГУСТЫНСКАЯ (ЯРМАРКОВАЯ) ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

 

Густынская икона Божией Матери

(празд. 28 июля, в день Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия»), прославилась в XVII в. в Густынском во имя Св. Троицы мон-ре близ г. Прилуки (ныне с. Густынь Прилукского р-на Черниговской обл., Украина). Время явления иконы неизвестно. Первое сообщение об иконе местного ряда Троицкого собора Густынского мон-ря, к-рое можно соотнести с Г. и., датировано 1654 г. Посетивший мон-рь архидиак. Павел Алеппский в подробном рассказе об иконостасе собора упомянул стоявшую в местном ряду слева от царских врат («в левом ряду») Г. и.: «…большая, прекрасная икона Владычицы, блещущая красотой» (Павел Алеппский. Путешествие. С. 184). Сведений о почитании этой иконы в мон-ре и о том, что она чудотворная, он не оставил.

В Густынской летописи по списку 1-й редакции, происходящему из Густынского мон-ря (РГБ. Ф. 205. № 118. Л. 210-211), приведены «чуда выписаные, которые ся деяли в року 1670-м, месяца априля 10 дня, по недели Светлой, заразъ на понеделок о проводахъ». Названо 10 чудес исцеления «въ полку Прилуцкомъ, недалеко оть места Сребрнаго, близко села Деймановки, вь леску Кириловомъ Макушиномъ, на урочище Тростянце, у крыныци» (источника) и т. д., в т. ч. чудесное появление источника и его освящение. Но только в записи от 1680 г., в чуде избавления от «несносного кашля» игум. Густынского мон-ря Авксентия, источник назван как чудотворный «Пречистой Богородицы», завершается описание этого чуда также воздаянием благодарности Богородице (Л. 211). Существует предположение, что первоначально икона стояла над источником, а после явленных ею чудес была перенесена в мон-рь.

В летнее время Г. и. находилась, как правило, в иконостасе Троицкого собора, по левую сторону от царских врат, а в зимнее время ее переносили в трапезную ц. в честь Воскресения Христова. По субботам перед Г. и. совершался торжественный молебен с акафистом.

Происхождение 2-го названия иконы - Ярмарковая - связано с ежегодной ярмаркой, проводившейся на монастырской площади, вокруг к-рой обносили Г. и. и ставили в специально устроенной часовне, где она пребывала до окончания ярмарочного торга. В «Истории Российской иерархии» сообщается, что при мон-ре проводились 2 ярмарки: в день Сошествия Св. Духа и 15 авг. После закрытия в 1924 г. мон-ря икона была утрачена.

В 2000 г. по благословению настоятельницы мон-ря игум. Веры (Таран) с небольших размеров списка древней Г. и., привезенного из черниговского Елецкого мон-ря, была написана новая икона. В дни празднования юбилея мон-ря летом того же года митр. Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) в сослужении сонма священнослужителей освятил новописаную икону.

В янв. 2005 г. Г. и., осенявшая прежде своим присутствием монастырские ярмарки, пребывала по благословению еп. Черниговского и Нежинского Амвросия на поклонении в галерее «Лавра», где проходила правосл. международная выставка «Славьте Рождество».

Иконография Г. и. (размеры оригинала составляли 1 аршин 13 и 1/2 вершка (ок. 131 см) × 1 аршин 2 и 1/4 вершка (ок. 82 см)) принадлежит к типу изображения Богоматери Одигитрии с Младенцем на левой руке, наиболее распространенным вариантом к-рой была Смоленская икона. Однако от традиц. списков этого образа Г. и. отличает то, что благословляющая ручка Младенца Христа не отведена в сторону, а находится на уровне груди. В Густынской летописи по списку 1-й редакции в дополнении «Разные заметки о Густынском монастыре» (Л. 64-209 об.) сообщается о том, что в нояб. 1697 г. на средства прилуцкого пана Д. Л. Горленко, полковника войска Запорожского, Г. и. («…икона наместная Пресвятыя Богородицы… во храме Пресвятыя Троицы») была украшена серебряной позолоченной ризой. Гравированное воспроизведение Г. и. в ризе показано в книге Снессоревой (С. 431).

Лит.: Летопись Густынского мон-ря // ЧОИДР / Публ.: О. М. Бодянский. М., 1848. № 8. С. 66; Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. 18982; Поселянин Е. Богоматерь. С. 491.

www.pravenc.ru

Густынский Свято-Троицкий женский монастырь ― православная обитель в селе Густыня Черниговской области Украины. Один из выдающихся памятников украинского барокко. Место создания Густынской летописи.

Содержание

История монастыря

Основан в 1600 г. иеросхимонахом Иоасафом, пришедшим с Афона в Киево-Печерскую Лавру. Вскоре по случаю болезни Иоасафа, из Киево-Печерской Лавры для устроения монастыря прибыл старец Исаия Копинский, впоследствии митрополит Киевский. При его помощи монастырю были даны земельные угодия и привилегии владельцем этих мест князем Михаилом Корибут-Вишневецким и его женой Раиной Могилянкой. В 1614 г. построена деревянная Троицкая церковь. В 1615 г. Корибут-Вишневецкий дал монастырю право владения островом, где стоял монастырь [1].

В 1620 г., при возвращении из Москвы через Украину, Густынский монастырь по приглашению гетмана Петра Сагайдачногопосетил иерусалимский патриарх Феофан. В Киеве патриарх, по просьбе гетмана и согласно своим исключительным правом, рукоположил Киевского митрополита Иова Борецкого и еще пятерых епископов. Так была восстановлена высшая иерархия Украинской Православной Церкви. В числе новых епископов был и основатель монастырей на Прилутчине, а затем игумен Киево-Братского монастыря Исаия Копинский. Его рукоположили епископом в Перемышль, но через гонения и преследования Исаия вынужден был вернуться в Киев. Исаия Копинский еще при жизни первого игумена Иоасафа (начиная где-то с 1615 г.) в течение двух десятилетий управлял Густынским монастырем, а все настоятели в те годы фактически были его наместниками.

Пожары, бывшие в 1625 и 1636 гг., уничтожили почти все сооружения. В 1636 г. монастырь сгорел дотла, «со всей украшением и лепота». Пепелище было настолько ужасным, что монахи решили отстроить монастырь на новом месте. Только за два года (1636—1637) удалось построить Успенскую церковь с трапезной, братские кельи, перенести старую колокольню, оградить монастырь и окопать его рвом.

За поддержку левобережными монастырями народных восстаний против шляхты Иеремия Вишневецкий начал карать не только казаков и крестьян, но и монахов. Игумен Василий с монахами Густынского монастыря, не дожидаясь своей очереди и прихватив все ценное, бежали в Путивль, «в чужую землю Московськую», как записал летописец.

В 1639 г. монастырь посетил митрополит Петр Могила и привез с собой нового игумена из Лавры Илью Торского. Митрополит Могила устанавил крест на месте, где должна быть новая церковь. Он назначил игумена и приказал построить новую большую церковь. На строительство церкви в 1641 г. игумен выпросил значительную помощь от молдавского господаря Василия Лупу и от московского царя Михаила Федоровича.

За пять лет монастырь был восстановлен, построена Троицкая церковь.

Густынская летопись рассказывает, что Троицкая церковь стоит на телах трех мучеников. Из летописи узнаем и о трагедии, которая разыгралась в 1640 г.: татары из Крыма пришли под самый Киев и только там, получив отпор, пронеслись назад до Перекопа, яростно выжигая на своем пути казацкие села и хутора. Очень пострадали и Прилуки. Когда всё угомонилось, через три дня, путники вблизи монастыря увидели порезанных детей, брошенных на распутье и принесли их в монастырь. Игумена Ильи на то время не было, и кто-то из монахов распорядился похоронить детей в старой келье. А потом об этом и вовсе забыли, и даже отцу-игумену не доложили. Однажды отец Илья во сне увидел трёх детей, которые молились перед Богом, прося милости Божией Густынский обители и ее братии. Игумен рассказал об этом монахам, тогда же кто-то и вспомнил о погребении, их раскопали, найдя тела мучеников-младенцев нетленными и, положив в гробнице-раки, торжественно похоронили посреди монастыря, где началось строительство новой церкви. Над могилой воздвигли алтарь в честь Святой Троицы.

В 1648 г. монастырь разрушили повстанцы, но Богдан Хмельницкий взял эту обитель под свою «протекцию и оборону» и обеспечил ее земельные владения, подтвердила также своим универсалом 1655 года.

В 1654 г., уезжая из Киева в Москву, Густыню посетил Антиохийский патриарх Макарий с сыном Павлом Алеппским, который оставил превосходное описание монастыря. Особенно высокопоставленных путешественников поразила красота иконостаса Троицкой церкви.

Крестный ход с чудотворной Густынской иконой Божией Матери

Пожар 1671 г. уничтожил Троицкую церковь, колокольня, кельи и бытовые здания. Остались только Успенская трапезная церковь, церковь Петра и Павла. Восстановление началось с игуменского или Варваринского корпуса с кельями, воротами и колокольней. До 1672 г. построены новые здания взамен уничтоженных, а в 1674—1676 гг. на средства гетмана Ивана Самойловича было начато строительство новой большой каменной пятиглавый Троицкий церкви, которая существует и поныне.

В монастыре в 1675 г., в день Сошествия Святого Духа, был посвящен в иереи будущий митрополит Ростовский Димитрий. Здесь жил Иоасаф Белгородский.

23 мая 1675 г. Троицкая церковь была освящена архиепископом Черниговским Лазарем Барановичем. В 1670—1680 гг. монастырю всячески помогали и о нем заботились гетманы Иван Самойлович и Иван Мазепа, прилуцкий полковник Лазарь Горленко, а в 1690-х гг. его сын, тоже прилуцкий полковник Дмитрий Лазаревич Горленко. Монастырь украшается новыми монументальными сооружениями, обогащается новыми владениями. На средства полковника Дмитрия Горленко возвели высокие кирпичные стены вокруг монастыря, построили каменные надвратные церкви ― Николаевскую с запада и Петропавловскую с востока [2].

В конце XVII в. полковник Дмитрий Горленко, чтобы надежно защитить монастырь, построил вокруг него грандиозные стены с воротами и башнями. Были они с двухъярусными аркадами, внутренними проходами внутри стены и с узкими бойницами. Это была уникальная архитектурная достопримечательность. В 1734 г. восточную часть стен перестроили, новые стены декорировали с внутренней стороны фигурными арками. Значительная перестройка стен состоялась в 1754—1756 гг., общая длина их достигала 558 метров. Реставрацию их провели в 1850-х гг. Сейчас крепостные стены потеряны почти полностью, строят заново.

Кроме Самойловича и другие гетманы, а также казацкая старшина дарила монастырю земли, села и хутора. В середине XVIII в. монастырю принадлежало более трёх тысяч десятин в Черниговской губернии и более трёх тысяч душ крестьян. Богатством монастырь уступал только Киево-Печерской лавре. Гетман Мазепа построил каменную церковь Успения Богородицы [3].

В конце XVIII в. монастырь был одним из богатейших в Украине, но 1786 г. российское правительство секуляризировал его владения. Екатерина II указом 1786 г. перевела монастырь к разряду «внештатных», а потом его и вовсе ликвидировали. После утверждения штатов для монастырей в 1793 г. Густынский монастырь был закрыт. Более 50 лет он простоял недействующим, ограждение, здания, церкви были повреждены, полуразрушены.

Восстановление началось в 1841 г. сбором средств среди населения Полтавщины. В 1843 г. вышел указ Синода о присвоении монастырю 3-го класса, а еще через полгода ― 15 мая 1844 г., на праздник, в день Святой Троицы состоялось торжественное открытие монастыря. Но с восстановлением не спешили. Тогда же, в 1844 г., настоятелем в Густыню Синод назначил бывшего архимандрита одного из монастырей Санкт-Петербургской епархии Варсонофия. Как отмечает украинский писатель Александр Кониский, «… первым делом таких онователей ― изуродовать в монастыре и в церквях все, что напоминает украинскую самобытность, все, что не подходит под мерку и вкус московско-византийского монашеского деспотизма и аскетизма».

В главной Троицкой церкви уничтожили портреты князя Вишневецкого и Ивана Мазепы, засыпали родовой склеп Горленко, сняли с образов и переплавили драгоценные одеяния с гербами Горленко и Самойловичей. Древние иконостасы и казацкие иконы заменили новыми, заказанными в Петербурге. Вот, что успел за годы своего правления Варсонофий. Однако за это же время он возобновил полуразрушенные церкви, построил колокольню, построил также гостиницу, два флигеля для монахов, хозяйственный двор с амбарами и конюшнями.

28 июня 1845 г. на Прилутчине побывал Тарас Шевченко, намереваясь изобразить архитектурные и исторические памятники древней земли.

В том же 1845 г. на территории монастыря похоронен генерал-губернатор Малороссии князь Николай Григорьевич Репнин. Впоследствии под Трапезной церковью был устроен семейный склеп Репниных-Волконских. В Троицкой церкви есть склепы Горленковых и Марковичей. В церкви с левой стороны иконостаса находится чудотворная Густынская икона Богоматери с предвечным Младенцем на руках.

В монастыре после возрождения его одна за другой восстанавливались церкви. Все они в какой-то мере были перестроены, модернизированы, некоторые сооружения от этого значительно потеряли, осталась незыблемой и неизменной только главная Троицкая церковь. Архимандрит Нектарий в конце XIX в. восстановил пруд с пятью мостиками, сад возле монастыря, начал декоративный парк вокруг монастырских стен. Были высажены деревья, устроены цветники, аллеи с беседками и удобными скамейками, построена ограда с калитками. Перед монастырем удивляли богомольцев солнечные часы с причудливыми знаками зодиака. Густыня вновь стала местом паломничества и святым местом. Под ее стенами собирались многолюдные ярмарки, икону Густынской Божией Матери торжественно выносили из Троицкой церкви и ставили в часовне посреди ярмарки.

Монастырь процветал до 1917 г. 14 августа 1920 г. «руководителем» монастыря стал Прилуцкий отдел народного образования, который устроил здесь детскую колонию, просуществовавшую до начала 1941 г. Монастырь потерял все права на землю, инвентарь, имущество, урожай, продукты питания. Монахам выдавали лишь скудный паек.

Созданная советской властью ликвидационная комиссия Густынского монастыря стала особенно активно действовать в1923 г. Сергей Евстафиевичу Лубенцову, последнему архимандриту монастыря и братии в количестве 48 человек были выделены звоноверховий дом и сарай, церкви закрыли.

В марте 1924 г. монастырь был закрыт, на этот раз надолго. Иконы и резной иконостас XVII в. были изрублены на дрова, В 1930-х гг. было принято решение о полном разрушении Густынского монастыря, но прихожане смогли отстоять монастырь.

В 1943 г., при немецкой оккупации, было разрешено поселиться здесь монашкам из закрытого советскими властямиЛаданского Покровского монастыря, монастырь вновь возродился как женский. Его возглавила игумения Евстолия. Монастырь разместился в двухэтажном Варвинском корпусе. Богослужение совершалось в Воскресенской церкви. В 1958 г. после смерти Евстолии монастырь возглавила игумения Рафаила.

В 1940-х гг. на территории монастыря был размещен психоневрологический диспансер. Самих же монахинь в 1959 г., 12 июля, на праздник Петра и Павла, после очередного закрытия Густынской обители, выставили за ворота. В послевоенное время в монастыре жили инвалиды и пожилые люди. Иконы частично были перевезены в Прилуцкий Сретенский собор, а остальные вывез в церковь села Ряшки священник. Позже эта церковь сгорела вместе с иконами. Монастырь до 1993 г. был интернатом для престарелых. В 1993 г. монашки вернулись, монастырь опять стал действующим.

17 декабря 1993 г. состоялась первая Божественная Литургия, освящен престол в Воскресенском храме. Среди монашек немало достаточно молодых, до тридцати лет, причем у многих дипломы вузов. Сегодня Густыня полностью обеспечивает себя всем необходимым.

За последние 20 лет восстановлены Свято-Троицкий собор и Николаевская церковь, отреставрированы колокольня и ограждение монастыря. В 1994 г. восстановлена Воскресенская церковь, в 1997 г. Троицкая, в 1999 г. Николаевская, в 2000 г. Петро-Павловская церковь. К торжествам по случаю 400-летия обители написана большая икона.

В монастыре 53 га земли, есть животноводческая ферма, птицеферма, есть мини-пекарня, своя сельхозтехника. При обители действует детская воскресная школа, имеется паломническая гостиница.

Игумения направляет музыкально одаренных насельниц в Черниговское Духовное училище, в монастыре профессиональные регенты.

Храмы монастыря

 
Густынский монастырь

Храмов 5: соборный Троицкий; каменный построен в 1676 г. на месте сгоревшего в 1671 г.; во имя свв. апп. Петра и Павла (1693—1708); во имя Воскресения Христова бывший Успенский трапезный (XVIII в.); во имя свт. Николая Чудотворца, над воротами (1693—1708); во имя св. вмц. Варвары домовый при настоятельных кельях (XVII в.), возобновлен в 1844—1845 гг.

Святыни

Густынская чудотворная икона Божией Матери и мощевичок с частицами мощей святых Феодосия Черниговского, Иоасафа Белгородского, Димитрия Ростовского, преподобных Лаврентия Черниговского, Кукши Одесского, великомучеников Варвары и других святых.

Исторические памятники

В XVII в. в монастыре созданы выдающиеся памятники украинской историографии: «Густынская летопись», охватывающая историю Малороссии со времен Киевской Руси до 1597 г., и «Летопись монастыря Густынского».

Адрес: 17544, Украина, Черниговская обл., Прилукский р-н, с. Густыня; тел.: (04637) 6-61-29.

Примечания

  1.  Бодянский О. М. Летописец о первом зачатии и создании святыя обители монастыря Густынского в лето бытия мира 7108, от воплощения же бога слова тысяща шестисотное. ― Москва Имп. О-во истории и древностей российских. 1848
  2.  Пархоменко В. А. Краткий исторический очерк Густынского Свято-Троицкого монастыря. ― Полтава, 1909
  3.  Яворницкий Д. И. История запорожских казаков. ― Киев. Наукова думка, 1990. Т. 3. С. 508

Литература

  • Живоносный источник: [Свято- Троицкий Густынский монастырь]. — с. Густыня (Черниговская обл.), 1997.
  • Куриленко М. І. Густинський Свято-Троїцький монастир.: Б.м., 1997. — 88 с. : іл. — ISBN 966-95307-0-9
  • Новов И. Вид Густынского Троицкого монастыря до 1844 г. — [Одесса] лит. Л.Нитче, 1844.

Ссылки

  • Густынская летопись
  • Летопись монастыря Густынского
  • Сайт Густынского Свято-Троицкого монастыря
  • Густынская икона Божией Матери
  • Володимир Панченко. Свiтло Густинi

© 2017 ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ НА ВОДАХ. Все права защищены.