Принято отмечать юбилейные даты рождения людей знаменитых: писателей, артистов, ученых, героев, руководителей государств и др. На этот раз речь пойдет о человеке иного рода: член Партии Судетских немцев и предприниматель, игрок и авантюрист, любитель женщин и алкоголя, он во время Второй мировой войны вместе со своей женой Эмилией спас 1300 евреев и удостоен звания «Праведника народов мира». О нем написаны книги и многочисленные статьи, снят кинофильм, он похоронен в Израиле. Речь идет об Оскаре Шиндлере.

Он родился 28 апреля 1908 года в небольшом промышленном чешском городке Цвитау, в немецкоговорящей части Судетов, которая в период между мировыми войнами была частью Чехословакии. Юный Шиндлер и его сестра Эльфрида посещали школу и любили играть с двумя сыновьями их соседа, раввина. Экономический кризис конца 20-х годов разорил Шиндлеров, семейный бизнес рухнул, отец оставил семью – жену с детьми. Вскоре умерла и мать. Оскару пришлось самостоятельно зарабатывать на жизнь. Он проводил рискованные денежные операции, заключал сомнительные сделки, сулившие быструю и высокую прибыль.

В большинстве случаев все это заканчивалось крахом. Как только у него появлялись деньги, он тратил их на женщин и казино. В 1928 году, после непродолжительного ухаживания, Шиндлер женился, однако романтика быстро закончилась, и Оскар и Эмилия много времени в их бездетной жизни проводили раздельно. Изменять ей он стал, как Эмилия рассказала через много лет после его смерти, почти сразу после женитьбы. Еще до войны он предложил ей развод, который католичка Эмилия отвергла.

В 1935 году экономическая депрессия ускорила банкротство его предприятия по производству сельскохозяйственной техники, и он становится менеджером электротехнической фирмы в Моравии. После немецкой аннексии Судетов в октябре 1939 он вступает в нацистскую партию. Есть информация, что одновременно он был агентом немецкой разведки «Абвер» и использовал служебные командировки в Польшу для сбора информации о промышленной и военной обстановке, хотя сам Шиндлер отрицал это.

После немецкого вторжения в Польшу 1сентября 1939 года Шиндлер последовал за оккупационными немецкими войсками в город Краков. В декабре 1939 года он приобрел расположенную на окраине города (Заблос) обанкротившуюся фабрику по производству эмалированной посуды. Он организовал производство посуды и кухонного оборудования для немецкой армии, и вскоре предприятие стало рентабельным. Фабрика располагалась недалеко от Краковского гетто и после марта 1941 г. он оттуда получал дешевую рабочую силу – евреев. Добровольным помощником Шиндлера на этом этапе оказался член совета гетто, бывший хозяин фабрики Авраам Банкиер. С первой же встречи Банкиер понял, что Оскар не разбирается в производстве, а ему нужны деньги. И они стали действовать согласованно. За идущую в войска продукцию – кастрюли, сковородки, чайники – Вермахт платил по 20 злотых за изделие, а Банкиер, имея свободный пропуск из гетто, часть продукции передавал на черный рынок, получая за каждое изделие 128 злотых, которые честно отдавал Шиндлеру. Кроме того, Банкиер на черном рынке приобретал для Шиндлера коньяк, сигареты, шоколад и даже драгоценные ювелирные изделия. Все это Шиндлер использовал для угощения командования. Предприятие его росло: на фабрике первоначально работали 100 человек, в том числе 7 евреев, в 1941 г. у него уже было 190 рабочих, в 1942 – 550, в 1943 – 900 и в 1944 – 1000. Он сумел добиться такого положения, что ни один фашистский солдат не мог пройти на территорию предприятия без его, Шиндлера, разрешения. Армейская охрана была выведена за территорию фабрики. Его рабочих не трогали. Фабрика Шиндлера превратилась в убежище для евреев. С этой целью он раздавал взятки не только деликатесами, но и деньгами.

После уничтожения немцами Краковского гетто в 1943 году нацисты отправили несколько тысяч оставшихся в живых евреев в находившийся поблизости трудовой лагерь в Плазове. Шиндлер использовал официальные связи, чтобы фабрику оформить как филиал лагеря в Плазове. Его рабочие были в отдельных бараках, за колючей проволокой, но они не подвергались садизму со стороны коменданта лагеря Амона Леопольда Гета (после войны повешен). В одном из источников указывается, что за попытку дать взятку Гету Шиндлер даже попадал в тюрьму.

Поздней осенью 1944 года, когда Советская армия освобождала Краков, германское верховное командование распорядилось расформировать фабрику Шиндлера. Многие из его рабочих были возвращены в Плазов и в другие лагеря. В октябре 1944 Шиндлер добился разрешения переоборудовать свою фабрику в предприятие по производству военного снаряжения и разместить в городе Брюнлитц. При помощи взяток и различного рода услуг Шиндлер добился разрешения взять с собой людей из Плазова. Вот тогда, в октябре 1944, и был составлен список, получивший позднее название «Список Шиндлера». По заданию Шиндлера, список составил бухгалтер Ицхак Штерн, отпечатала список секретарь Шиндлера Мими Рейнхард (сегодня ей 92 года), утвердил список Оскар Шиндлер. На 19 страницах списка 1200 фамилий, здесь оказались люди пожилые или очень молодые, чтобы считаться рабочими. Пришлось по ходу исправлять их годы рождения. В итоге около 800 мужчин и 300 женщин, которые уже были отправлены в концлагеря в Gross Rosen и Auschwitz-Birkenau, прибыли в Брюнлитц. Из 2500 евреев, находившихся в лагере в Плазове, Шиндлер спас 1098 человек. Остальные погибли в печах Освенцима.

После того как Шиндлер перевез свой завод в Брюнлитц, на территорию современной Чехии, по одним данным, он остановил на заводе производство вооружения для нацистов, по другим – производил патроны калибром 9,2 мм, в то время как калибр ствола оружия был 9 мм. Это было очень опасной авантюрой и продолжалось семь месяцев. Он постоянно задабривал нацистских офицеров, чтобы спасти своих рабочих. С риском для жизни Шиндлер вывез из Кракова заработанные там деньги и потратил на то, чтобы обеспечить рабочих едой и лекарствами. Шиндлер также старался дать возможность заключенным-евреям соблюдать религиозные обряды. Он подкупал офицеров СС спиртным, чтобы те не мешали хоронить евреев по традиции. Сообщается, что спасение 1300 жизней обошлось Шиндлеру примерно в 4 млн. марок – все, что у него было.

В списке Шиндлера было 1200 человек. Но в разных материалах указывается 1300 спасенных евреев. Историю этой сотни спасенных рассказал один из попавших в «Список Шиндлера»:

«… Зимой 1945-го на заводе получили известие, что на ближайшей железнодорожной станции Тротау стоит на запасных путях вагон, из которого раздаются человеческие стоны. Шиндлер тогда был в Кракове. Эмилия сама поехала на станцию в сопровождении нескольких рабочих. Велела вскрыть запломбированный вагон. В нем оказались 110 человек, предельно истощенных и обмороженных. Их не довезли до Освенцима, случился какой-то сбой, вагон отцепили и загнали в тупик, где он простоял несколько недель. Полуживых людей Эмилия забрала с собой в Брюнлитц, где их выходили».

Советская армия вошла в Брюнлитц в мае 1945 года. За день до появления советских танков Шиндлер собрал рабочих и попрощался с ними. Дело в том, что в 1999 году, через 6 лет после создания фильма «Список Шиндлера», был найден чемодан с документами, фотографиями и письмами Шиндлера – около 10 тысяч страниц материала.

Есть там и текст последнего выступления Шиндлера перед рабочими. Он говорил и о том, что хотел, конечно, обезопасить себя на будущее. После этого спасенные Шиндлером евреи переодели Оскара и Эмилию в лагерные робы с желтой звездой, под охраной восьми добровольцев вывезли их из Судет, отходивших, согласно договоренности с союзниками, в советскую зону оккупации.

Советские и чешские власти искали Шиндлера, поскольку он значился в каких-то документах как агент контрразведки Вермахта. И только по чистой случайности они проскочили патрули на выезде из советской зоны.

Четыре года Шиндлеры прожили в американской зоне оккупации, в городе Регенсбург. Дела у них шли плохо. Они получили единовременное пособие от еврейской благотворительной организации «Джойнт» в размере 15тысяч долларов и постоянную финансовую помощь. Он брался за многое, в том числе попытался стать кинопродюсером

А потом «Джойнт», занимавшийся помощью жертвам нацизма, предложил Шиндлерам перебраться в Южную Америку, Оскар и Эмилия очень быстро соглаcились. В Германии к ним, Судетским немцам (они оба родились в Моравии), относились настороженно, они чувствовали себя здесь чужими.

Интересная подробность: Шиндлер заказал на пароход три билета, в том числе для своей возлюбленной, которую звали Гися.

Приехав в Аргентину в ноябре 1949 года, Шиндлер с Эмилией поселились в небольшом городке. Шиндлер решил открыть меховую ферму по разведению нутрий. Не получилось, бизнес прогорел.

В 1957 году Шиндлер получил из Германии сообщение, что ему полагается компенсация за потерянную фабрику в Брюнлитце. Вернулся в Германию один, без Эмилии, оставив ей кучу долгов. Поселился во Франкфурте-на-Майне, Банхофштрассе, 4, где на него косо смотрели как на еврейского спасителя. Он получил 100 тысяч марок и купил на эти средства цементный завод. Со временем завод обанкротился. В Аргентину он не возвратился. Там оставил и Гисю.

Остаток жизни Шиндлер провел, получая небольшую пенсию от государства, к которой добавлялись постоянные денежные переводы от спасенных им евреев и их близких. С 1961 года и до самой смерти спасенные им евреи, проживающие в Израиле, каждую весну приглашали его на Землю Обетованную.

Как вспоминала Эмилия, умер он 9 октября 1974 года на операционном столе.

Шиндлер завещал похоронить себя на Святой Земле. 14 октября 1974 года он был похоронен в Иерусалиме в присутствии спасенных им евреев, их детей и внуков.

Эмилия после отъезда Оскара продолжала жить в Аргентине. Ей пришлось многое продать, чтоб рассчитаться с долгами Шиндлера. Когда ей стало совсем трудно, на помощь пришла еврейская благотворительная организация «Бнай Брит», действующая в Аргентине. Евреи купили ей в Сан-Виcенте домик, где она и жила. В 1993 году ее пригласили в Иерусалим на съемки финальной сцены фильма Спилберга, где все выжившие «евреи Шиндлера» собираются на Масличной горе, у его могилы. В 1998 году сообщалось, что по указу президента Аргентины 90-летняя вдова Оскара Шиндлера будет ежемесячно получать дополнительную пенсию в 1000 долларов. Спилберг прислал ей чек на 50 тысяч долларов. Ее удостоил аудиенции Римский Папа Иоанн-Павел II, ее принимали американский, германский и аргентинский президенты. Эмилия умерла в 2001 году, за несколько месяцев до смерти она переехала в Германию.

Подвиг Оскара Шиндлера был отмечен спасенными им людьми, Израилем, Германией, Ватиканом и американскими евреями. Выжившие евреи подарили ему кольцо со словами из Талмуда: «Кто спас одну жизнь, тот спас весь мир». Израильский институт «Яд-Вашем» присвоил Оскару Шиндлеру звание «Праведника народов мира». Президент ФРГ Любке вручил ему высшую награду страны – Золотой крест на трехцветной ленте, а Ватиканом Шиндлер был награжден почетным орденом католической церкви.

На вопрос журналиста, не меркантильные ли соображения двигали Оскаром, когда он спасал евреев в годы войны, Эмилия, в общем-то характеризуя его не лучшим образом, ответила: «Хороши меркантильные соображения! Эта затея каждую минуту могла стоить нам головы! Да, в 1943 году Шиндлер встречался с представителями «Джойнта» в Стамбуле, и те попросили его, если он может, облегчить участь соотечественников. И пообещали, что после войны отблагодарят за это.

Но только до «после» надо было дожить! Хотела бы я посмотреть, кто еще согласился бы такой ценой зарабатывать обеспеченное будущее. Второго такого авантюриста, как Шиндлер, пришлось бы поискать. Он был игрок и любил острые ощущения, авантюризм был в нем сильнее всего остального, сильнее любого расчета. Поэтому он и согласился. Ну а потом, когда сблизился с этими людьми, проникся к ним сочувствием и стал помогать без всякой выгоды для себя. Если на первой фабрике под Краковом, где тоже работали евреи, он и заработал какие-то деньги, то вторую, в Судетах, он организовал исключительно с целью спасения людей».

Секретарь Шиндлера – Мими Рейнхард на вопрос, чем она лично может объяснить желание Шиндлера помочь евреям, ответила: «Думаю, что он был нормальным человеком, который, несмотря на обстоятельства, сохранил человечность. Попадая по служебной необходимости на территорию лагеря, наблюдая за тем, что происходит там с узниками, насколько несчастны безвинные люди, он проникся к ним сочувствием. Он стал нанимать себе еврейских работников и по возможности помогать им. Еще до истории со списком он пытался обеспечить своих сотрудников продовольствием».

И еще Мими сказала об Оскаре и Эмилии: «Вообще это был талантливый человек, прекрасный организатор, любитель искусства. Он обожал общение. Шиндлер очень старался помочь своим работникам. Его жена миссис Шиндлер дожила до момента признания великого поступка мужа. Когда после выхода фильма в Нью-Йорке устроили грандиозное празднование, ее специально привезли из Аргентины, чтобы она могла поучаствовать в церемонии».

В 1967 году Оскар Шиндлер рассказал о событиях военных лет, сохранилась аудиозапись той беседы: «Все было очень просто. Когда я был подростком, у меня было 14 одноклассников-евреев. Мы гоняли с ними в футбол, в школе списывали друг у друга… Но тут пришел к власти Гитлер, и с евреями стало запрещено здороваться за руку. Но если у тебя есть сердце, и при этом ты не попытаешься плыть против течения, ты просто не человек. Мне иногда казалось, что принять другое решение было бы удобнее. Я бы мог с моим миллионом долларов сидеть в Швейцарии и рассуждать о том, что, к сожалению, мои евреи погибли в Освенциме. Но что такое жизнь? И что такое миллион долларов, если есть 1300 человек, которые доверяют одному? За эти пять лет я не позволил ни одному человеку умереть насильственной смертью. Единственное, что двигало мной – это долг. И кураж, и наглость, а без наглости в жизни ничего не достигнешь».

Как сказал один из спасенных Шиндлером евреев, Шиндлер пять лет подряд играл в «русскую рулетку».

Список Шиндлера получил развитие: мы читали о списке Штерна, списке Шевалева, cписке Пронягина. Не все из них пока названы Праведниками.