Оскар Шиндлер

Жил на свете немец, который, несмотря на то, что он служил в СС, был человеком с большой буквы. Который, рискуя своей жизнью, вместе со своей женой, спас 1300 человек от мясорубки третьего рейха. Который, совершив подвиг, был незаслуженно забыт потомками и клеймен многими историками, как алкоголик и любитель женщин. Но, несмотря на все это, подвиг был, и только вам решать, заслуживает ли он забвения…

 В сентябре 1939 года немецкие войска оккупировали Польшу. В октябре 1939 года генерал-губернатор Польши Ханс Франк вводит принудительную трудовую повинность для польских евреев и обязательную регистрацию всего еврейского населения в гестапо. В ноябре 1939 года были заморожены все банковские счета евреев, еврейские магазины, фабрики и заводы были закрыты. С 1 декабря 1939 года евреям предписано появляться на улице только с нарукавной повязкой со звездой Давида. Десять дней спустя евреям запретили появляться на улицах с 9 вечера до 2 утра без специального разрешения, с 1 января1940 года – менять место жительства без специального разрешения. С 20 января 1940 года - запретили ездить на железнодорожном транспорте, с этого же времени были закрыты все еврейские школы. В 40-м году в Кракове появились еврейские районы - гетто. В июне 1941 года для евреев ввели специальные идентификационные карточки, с 1 декабря 1941 года под страхом смерти евреям запретили покидать отведенные еврейские районы. С 1 декабря 1941 года у евреев изъяли их имущество, с 1 февраля 1942 года евреям запретили использовать все виды транспорта. В феврале 1942 года началось перемещение евреев в лагеря смерти. Доктор Франк, желавший превратить Краков в резиденцию генерал-губернаторства и для этих целей очистить город от евреев, еще в 1940 году начал массовое перемещение евреев из Кракова. В июне 1942 года около 5 тысяч евреев были вывезены в лагеря смерти по приказу коменданта Кракова Рудольфа Павлу. 28 октября 1942 года началась ликвидация Краковского гетто. Около 7 000 человек были вывезены в лагеря смерти.13 марта 1943 года произошла финальная часть ликвидации Краковского гетто, лично контролируемая Штунбанфюрером СС Вилли Хаасом и проводимая Амоном Леопольдом Готом при помощи экспертов гестапо. Около 4 000 погибло при ликвидации, 10 000 человек было вывезено в трудовой лагерь Плажо.

 

Путь в Краков

 

«Как-то Оскар встретил свою давнишнюю знакомую, работавшую в Абвере, - рассказывает Эмилия Шиндлер в своих воспоминаниях. - Она порекомендовала его своему шефу. Так Шиндлер начал работать на секретные службы и стал членом нацистской партии. Но он никогда не был настоящим наци. Он вообще не имел политических принципов. Он лишь использовал ситуацию, выбирая попутчиков. И это было его стихией, его жизненным эликсиром, который возбуждал и пьянил его - смесь власти и опасности. Но, по-видимому, и это ему наскучило, так как в октябре 1939 г. он вдруг сказал, что едет в Краков. Он хотел бы заниматься, как и раньше, каким-нибудь своим делом. А тут подвернулся случай: ему предложили купить в Кракове фабрику по производству эмалированной посуды, оставленную хозяевами-евреями. Как евреи «оставляли» свои фабрики - стало известно позже». Эмилия приехала в Краков, когда фабрика уже начала работать. «Оскар нуждался в моей помощи, - говорит она в своих вое поминаниях, - а я к тому времени выучила польский. Когда я приехала, то очень быстро поняла, что мой муж без меня не скучал. У него в Кракове уже было двое детей от дочери полицейского. И я видела много больше, чем он себе представлял. И через женщин он тоже заводил полезные знакомства среди нацистской верхушки, в том числе и с гестапо».

 

Оскар Шиндлер

 

В 1939 году в оккупированный Краков приехал Оскар Шиндлер, где завязывает дружеские отношение с эсэсовскими чинами. В Кракове Шиндлер получает в управление фабрику по производству эмалированной посуды, переоборудует ее и заключает контракты на поставку военного оружия. Фабрика дает ему возможность сказочно разбогатеть, она становится любимым детищем Шиндлера. Наем на фабрику евреев отчасти связан дешевизной еврейской рабочей силы. Правда, поначалу у Шиндлера работало 100 человек, среди них только 7 евреев. Но в дальнейшем фабрика была ориентирована только на еврейскую рабочую силу. Столкнувшись лицом к лицу с чудовищной машиной уничтожения евреев, Шиндлер, сначала испытывая понятные чувства удачливого работодателя, которому мешают нормально управлять персоналом, затем, проникнувшись человеческим состраданием, помогает не только своим работникам избежать смерти, но и трудоустраивает их близких, создав липовую картотеку, в которой числились рабочими старики, дети. Отправляясь в Освенцим, чтобы вызволить оттуда хотя бы несколько малышей, Шиндлер заручался «заключением специалистов» по поводу особых способностей подростков сортировать гильзы калибра 45 миллиметров. В январе 1943 года в Варшаву нагрянул рейхсфюрер СС Гиммлер, вознамерившись, раз и навсегда разобраться с черным рынком рабочей силы. Он обнаружил, что 24 тысячи евреев, зарегистрированных как оружейники, фактически ими не являлись. А значит, подлежали уничтожению. За Варшавой последовали проверки в Люблине и Кракове. На шиндлеровский завод нагрянули эсэсовцы из полевой жандармерии. Бывший служащий завода Иосиф Бау свидетельствует: «Шиндлеру было хорошо известно, что нацисты начали плановое истребление евреев. Иногда он шел на немыслимый риск. Как-то уже в конце войны на завод прибыл отряд эсэсовцев, и их командир приказал нам копать ямы во дворе. Это были могилы для нас... Тогда Шиндлер принес мне ящик с вином и приказал выставить его солдатам. Стороживший нас охранник вскоре заснул. Оказывается, Шиндлер подложил туда снотворное! Тем временем все попрятались...»

Через четыре дня после визита Гиммлера в Варшавском гетто вспыхнуло восстание. Подпольное движение Сопротивления забросило сюда оружие. Сражение продолжалось 33 дня. При поддержке танков батальоны Ваффен-СС под командой группенфюрера Штропа превратили гетто в дымящиеся руины. В подвалы и канализационные ходы пустили отравляющий газ. Немногих оставшихся в живых повстанцев отправили в концлагерь в Треблинке. Берлин требовал ускорить «окончательное решение». Но наступление советских войск существенно осложнило положение оккупантов. Берлинские власти потребовали от Шиндлера полностью перевести завод на военные рельсы и увеличить производство боеприпасов. Тогда-то он и выложил на стол свой ставший знаменитым список: якобы без этих людей увеличить производство снарядов было невозможно.

 

Заслуга Эмилии

 Эмилия стала помогать Оскару в его делах хотя бы потому, что хотела быть с ним. Ее помощь была и необходимой, и ощутимой. Нужно было доставать медикаменты, подкармливать шатающихся от голода рабочих и решать проблемы, которые для самих рабочих были непосильны. Например, как вспоминает Эмилия, один из рабочих разбил очки и ничего не видел, а значит, не мог работать. Стань это известно в концлагере - и дорога для него была бы одна - в крематорий. Эмилия раздобыла для него очки. И все это нужно было делать тайком, чтобы ни у кого не вызвать подозрений.

Эмилия и Оскар никогда не говорили о том, что нужно спасти этих людей, которых ждет неминуемая гибель. Они просто делали то, что было возможно в этой ситуации, хотя понимали, чем это грозит. Но чтобы обезопасить себя от подозрений, Шиндлер дружил с теми, кто в любой момент мог отправить его в газовую камеру вместе с его рабочими-евреями. Их приводили из концентрационного лагеря Плашов, расположенного неподалеку. Его комендантом был Амон Гет, игравший классику на рояле и известный своей необъяснимой жестокостью по отношению к евреям. Все, что показано о нем в фильме Спилберга, - не просто сюжетный ход. Он на самом деле упражнялся в стрельбе по живым «мишеням». Вывести его из себя могла любая мелочь, что зачастую стоило жизни кому-либо из подвернувшихся под руку узников. Но деньги, бриллианты, золото он любил. Не брезговал и подачками в виде коньяка, икры и водки. Так Оскар Шиндлер рассчитывался с ним за рабочих-евреев для своей фабрики. И не только с ним. В доме Шиндлеров часто бывали гости - высшие чины ОС. Всегда много пили. И Оскар, ранее не увлекавшийся алкоголем, тоже. Но, даже выпивая много, никогда не терял рассудка.

 В тот осенний вечер 1944 года Оскар был особенно грустным: Гёт сообщил, что концлагерь Платов закрывается, и все евреи будут отправлены в Освенцим, что означало для них верную смерть. Как вырвать их из лап Гёта?

Это был их семейный совет. Ведь мало было заплатить Гёту за рабочих-евреев.

Нужно было еще получить разрешение местных властей. К бургомистру пошла Эмилия. К счастью, он оказался знакомым - преподавал когда-то в городке, где она жила. Разрешение было получено. Они пили коньяк, празднуя свою победу. Списки рабочих-евреев, которых Шиндлер забирал на свою фабрику, составляли вместе: 799 мужчин и 299 женщин. Позже было подсчитано, что Шиндлеру спасение евреев обошлось в 2,6 млн. рейхсмарок...

 

Путешествие в никуда

 Но война уже близилась к концу, и никто не мог сказать, что будет с Шиндлерами, когда придут победители. Поэтому все было, как в фильме: рабочие плакали, прощаясь со своими спасителями. Через несколько километров у них забрали и машину. Еще неизвестно, чем бы закончилась встреча с советским патрулем, если бы Эмилию не окликнула женщина. Оказалось, русская повариха, которая работала у них на кухне. Она и объяснила своим, что это - «хорошие» немцы. «И уже вскоре, - вспоминает Эмилия, - Оскар пил водку с русскими «за здоровье Сталина». Казалось, что он всегда знал этих людей, был «своим в доску», смеялся и шутил. А ведь любой случайный прохожий мог узнать в нем человека, еще совсем недавно расхаживавшего в эсэсовском мундире. Удивительно, как он в тот момент сумел использовать ситуацию: он был такой же коммунист, как и нацист. Но заздравные тосты за Сталина помогли, и нас отправили в отделение Красного Креста. По пути мы встретили знакомых - инспектора промышленных предприятий с женой, которые следовали туда же. Всех обыскали. У жены инспектора нашли пистолет, и это решило ее судьбу: она была расстреляна на наших глазах. Я испугалась, ведь в моей сумке - документы и фотографии, и на многих из них Оскар в мундире СС. Я швырнула сумку в речку. Поэтому у меня почти не сохранилось наших с Оскаром фотографий того времени. Нам опять повезло: Оскар случайно встретил свою давнишнюю пассию - Еву, которая приютила нас на некоторое время в своем доме. Ева помогла нам перебраться в американскую зону, где нас встретили так: «Вот и первые евреи. Добро пожаловать!» Мы были такие измученные и усталые, что у нас даже не хватило сил возразить. Тут мы впервые за несколько дней нормально поели».

 

Благодарность

 Без дома, без денег, без документов, без надежды они прожили несколько месяцев, пока Оскар не встретил одного из своих бывших рабочих. Он и помог получить паспорта для выезда в Швейцарию. Там Шиндлера каким-то невероятным образом разыскал представитель организации «Джойнт», оказывавшей помощь евреям, доктор Седлачек, который знал правду о его фабрике. Седлачек стал посылать Шиндлерам продуктовые наборы, и это помогло им выжить. Эмилия была тут еще раз счастлива с Оскаром, мечтала о будущем. Она забеременела, но ребенка не выносила. Пришлось делать операцию, после которой детей иметь она уже не могла. Когда она пришла в себя после наркоза, то увидела улыбающееся лицо Оскара.

В 1949 г. он предложил уехать в Аргентину, где, говорили, можно было неплохо устроиться.

До Аргентины они добирались в каюте третьего класса почти месяц. Буэнос-Айрес встретил их теплом и солнцем, и Эмилии это показалось хорошим знаком, даже несмотря на то, что они не знали испанского, у них не было дома, не было ничего. Но Оскар очень быстро установил связь с еврейской общиной, и вскоре им предложили переехать в пригород аргентинской столицы, в дом с участком. Эмилии было не привыкать: она выросла в деревне.

 

Городок Сан-Висента показался Оскару слишком тесным и, оставив жену, он перебрался в Буэнос-Айрес. Через несколько лет германское правительство выплатило ему 100 000 марок за утраченную собственность, но Оскар почему-то не сумел распорядиться деньгами, и след его надолго потерялся. Один из спасенных Шиндлером евреев, Польдек Пффеферберг, эмигрировавший в Штаты и взявший там имя Леопольда Пейджа, дал обещание Шиндлеру рассказать всему миру о спасении им сотен евреев. В 1950 году он обосновался в Лос Анджелесе, открыв кожгалантерейную мастерскую-магазин в Беверли Хиллз. Клиентами его мастерской были писатели, продюсеры, агенты. И каждому из них Польдек Пфефферберг рассказывал об Оскаре Шиндлере, надеясь, что его рассказ превратится в книгу или фильм. В 1980 году, когда австралийский писатель Томас Кинелли посетил в Италии фестиваль австралийского кино. Он должен был возвращаться в Австралию через Сингапур, но издатель пригласил его в США. Будучи в Лос Анджелесе, Киннели случайно забрел в мастерскую-магазин Пфефферберга. Через 20 минут общения выяснилось, что Кинелли писатель. Пфефферберг тут же стал рассказывать ему о Шиндлере, показывая имеющиеся у него материалы. Кинелли заинтересовался этой историей. После того, как Кинелли решил написать книгу, Пфефферберг стал его консультантом. Свой роман Кинелли озаглавил: «Ковчег Шиндлера», отчасти благодаря Пффефербергу, сравнивавшему Шиндлера с Ноем. В 1982 году Кинелли за свою книгу о Шиндлере получил букеровскую премию. Именно этот роман, а также события, имевшие место в годы войны в оккупированном Кракове, стали основой фильма Стивена Спилберга «Список Шиндлера»

 

Оскар Шиндлер скончался в Хильдесхайме в возрасте 66 лет и похоронен в Иерусалиме. Это было его желанием - обрести последнее пристанище в еврейской земле...

 Прошло еще много лет, пока вышел на экраны фильм Стивена Спилберга «Список Шиндлера». О Эмилии Шиндлер, никто не говорил, потому что о ней мало кто знал. Ведь даже в свидетельстве о смерти ее мужа было записано, что его семейное положение неизвестно, хотя они и не разводились. Все-таки вспомнили, так как Спилберг прислал ей любезное приглашение приехать на съемки части фильма о выживших, спасенных Шиндлером, как... одну из них. Она поначалу отказалась, но потом все-таки поехала. Когда Спилбергу сказали, кто эта женщина, он схватился за голову. Эмилия же была уверена, что ее «забыли» только потому, что ей принадлежит часть денег от продажи фильма (хотя права на его производство перепродавались, все же ей причитались немалые деньги). Кстати, позже было объявлено, что фильм «Список Шиндлера», получивший семь Оскаров, оказался убыточным с минусом в 13 млн. долларов. На все заявления вдовы Шиндлера о правах на гонорар Спилберг отвечал, что фильм убыточный, но он готов помогать ей из личных средств, если только она откажется от всех претензий...

...Тогда, в Иерусалиме, Эмилия стояла у могилы Оскара, мысленно разговаривая с ним. Она написала об этом так: «Я ничего не могу тебе сказать, так как я не знаю, почему ты оставил меня. Смерть - лучший судья, она рассудит. Но мы еще женаты и я тебе прощаю, все прощаю».

 

Найден оригинал 'списка Шиндлера'

 По сообщению немецкой газеты Stuttgarter Zeitung, редакция получила документы, принадлежавшие Оскару Шиндлеру. Среди найденных бумаг есть оригинал знаменитого 'списка Шиндлера' с фамилиями евреев, спасенных им во время войны. Оригинал знаменитого документа, а также ряд других бумаг, принадлежавших Оскару Шиндлеру, хранились на чердаке в доме его друзей более 50 лет. Эти люди взялись сохранить архив фабриканта после его смерти в 1974 году. О существовании документов стало известно только после их смерти. Принадлежавшие Шиндлеру бумаги хранились в большом сером чемодане. Его случайно обнаружили дети владельцев архива во время уборки дома. Найденный в Германии список датирован 18 апреля 1945 года. Сейчас он хранится в редакции газеты Stuttgarter Zeitung. Главный редактор газеты убежден: список не поддельный. Вместе со списком был найден еще один важный документ - стенограмма последнего выступления Шиндлера перед рабочими 8 мая 1945 года.

 Гировский Александр

 

Могила Оскара Шиндлера: фото, описание

 

Фото: Могила Оскара Шиндлера

Могила Оскара Шиндлера – самое необычное место упокоения в Израиле. На святой для евреев горе Сион тысячи людей плачут слезами благодарности бывшему нацисту.

На воротах католического кладбища табличка – «К могиле Оскара Шиндлера». Надо спуститься на нижний уровень: простая плита заметна издалека по лежащим на ней камням. Такова еврейская традиция – приносить камни на могилу любимого человека. Если бы их не убирали время от времени, плита давно скрылась бы под целым курганом.

Оскар Шиндлер менее всего был похож на человека, способного вызвать такую любовь.

Выпивоха и донжуан, этот уроженец Моравии (Чехия) шпионил для Абвера и даже сидел за это в чешской тюрьме. В тридцать девятом вступил в НСДАП. Как чистокровный ариец после разгрома Польши получил тут завод эмалированной посуды, в прошлом принадлежавший еврею. Связи в нацистской верхушке обеспечили заказы вермахта. Завод процветал. Работали на нём евреи из краковского гетто.

Шиндлер пьянствовал с высокопоставленными эсэсовцами, учинял шумные застолья, волочился за польками. Но почему-то гуманно относился к своим рабочим. И вскоре произошло перерождение: прожжённый делец бросил все силы на спасение истребляемых нацистами евреев.

Чтобы защитить их, он давал взятки эсэсовцам, поил, задаривал. Вытаскивал людей из лагерей смерти, ссылаясь на нужность завода для армии. Подделывал документы. Когда вермахт покатился на запад и нацисты принялись массово уничтожать узников, уговорил коменданта ближайшего лагеря разрешить увезти рабочих на фабрику в Судетах. Разрешение он получил, но немцы всё-таки отправили евреев в лагеря. Шиндлер вырвал оттуда мужчин, а личную секретаршу отправил в Освенцим спасать женщин. Та добилась цели, пообещав платить за каждую из отпущенных 300 женщин семь марок в день. Это единственный в истории случай, когда людей отпустили из лагеря живыми при работающих газовых камерах.

Выдающимся подвигом четы Шиндлеров стало спасение 107 мужчин-евреев из запертых вагонов для скота – так эсэсовцы в январский мороз перевозили человеческий груз. Шиндлеры не только вылечили погибающих, но и посреди эсэсовского террора похоронили по еврейскому обряду насмерть замёрзших.

К моменту крушения нацизма магнат был разорён. Он эмигрировал в Южную Америку, но не преуспел там. В 1961 году впервые приехал в Израиль – его встретили восторженно. Таких приездов было семнадцать. Выжившие помогали Шиндлеру деньгами – к концу жизни он был нищим, много пил. Когда в 1974 году Шиндлер умер, прах бывшего нациста перевезли в Израиль, на гору Сион. На надгробье – надпись: «Незабвенному спасителю от 1200 гонимых евреев».

Этот человек мог бы, заработав при нацистах, скрыться на Западе. На протяжении многих лет он каждый день смертельно рисковал. Несколько раз его хватало гестапо, он отбивался взятками. Он был порождением нацистского ада и чувствовал себя в нём, как рыба в воде. Но в 1993 году Оскара и Эмили Шиндлеров Израиль назвал Праведниками народов мира.

Сам Шиндлер сказал однажды: «Я должен был помочь им. Не было выбора».