Дамаскин (Папандреу) (1891 - 1949), архиепископ Афинский и всей Эллады.

ДАМАСКИН (ПАПАНДРЕУ), АФИНСКИЙ

Архиеп. Дамаскин (Папандреу)
Архиеп. Дамаскин (Папандреу)


В миру Димитрий Папандреу, родился 3 марта 1891 года в Дорвице, Греция.

Участник Балканской войны 1912 года, рядовой.

В 1917 году ушёл в монастырь и принял священство. Принял участие в раздорах между греческими, сербскими и болгарскими монахами после Первой мировой войны из-за раздела территории Османской империи.

Архиерей

С 1922 года - епископ Коринфский.

С 1938 года - архиепископ Афинский, предстоятель Элладской Православной Церкви. В связи с тем, что он постоянно выступал против режима Иоанна Метаксаса, его избрание было объявлено недействительным, и исполнять обязанности главы Элладской Церкви было поручено епископу Трапезундскому Константину. Тогда Дамаскин покинул Грецию и поселился в горном монастыре в Фанеромени.

Предстоятельство в годы оккупации

После оккупации Греции итало-германскими войсками в июле 1941 года вернулся в страну и встал во главе Элладской Церкви. Во время оккупации завоевал всеобщую симпатию своими либеральными взглядами и антинемецкими настроениями. Активно противодействовал преследованию евреев и приложил много усилий к их спасению.

Ранней весной 1944 года немцы в оккупированных Афинах решили активней заняться проведением в жизнь так называемого плана "окончательного решения еврейского вопроса". Военным комендантом города был назначен генерал СС Йорген Струп - человек с опытом в этом деле, до этого в мае 1943 года он руководил ликвидацией Варшавского гетто. Главному раввину Барзилаю было предложено немедленно представить список имен и адресов всех представителей еврейской общины города. Барзилай прекрасно знал, что за этим стоит, год назад из Солуни было таким же образом депортировано 46000 евреев в лагеря Аушвиц и Биркенау. Он обратился к греческим гражданским властям, но безрезультатно, тогда пошел к главе Элладской Церкви архиепископу Дамаскину и шефу афинской полиции Ангелу Эверту, и тут встретил полное сочувствие. Архиепископ Дамаскин сразу же написал греческому премьеру Логофетополусу:

"Наша святая вера не признает различий, превосходства или недостоинства, основанных на национальных или религиозных признаках, придерживаясь учения, что пред Богом «нет ни эллина ни иудея», таким образом осуждая любые попытки дискриминации людей по религиозным или национальным различиям… Если, тем не менее, они (немцы) будут требовать депортации, мы верим, что правительство, как носитель сохранившейся в стране власти, должно совершенно безкомпромисно проявить свое отрицательное отношение к этому, и предоставить чужеземцам нести полную ответственность за очевидную несраведливость. Пусть никто не забудет, что все поступки, совершенные в это трудное время, даже лежащие за пределами нашей воли и власти, когда-то будут судимы всеми народами и подвергнутся историческим расследованиям. Если во имя нации лидеры побоятся смело выразить протест против оскорбляющей наше национальное единство и честь жестокой депортации греческих евреев, тогда это молчание вождей ляжет тяжелым грузом на совести нации[1].

Под этим обращением архиепископа подписались ректоры университетов, профессора, писатели, ученые, весь цвет греческой интеллигенции. Архиепископ не ограничился словами, он повелел всем мужским и женским обителям принимать к себе беженцев и дал тайный указ выдавать всем желающим ложные свидетельства о крещении с новыми христианскими именами, а Ангел Эверт сопровождал их соответствующими документами. Если бы Йорген Струп узнал об этом, то им обоим неминуемо грозила смертная казнь. Таким образом, шеф и владыка спасли около 1400 евреев, включая самого главного раввина Барзилая, которого архиепископ Дамаскин переправил к партизанам, предоставив ему свой автомобиль, пользующийся неприкосновенностю.

Владыка Дамаскин был мужественный человек, и внешний вид у него был соответствующий - огромного роста, выше 2 метров, военный ветеран и борец-любитель, он и в делах совести поступал прямо, не уклоняясь от схватки с сильнейшими: "Я беседовал с Богом и моя совесть мне подсказывает, как надо поступать" - говорил он. Во время вызова на допрос в Гестапо владыка с собой принес веревку, и когда допрос принял особо острый характер он сказал: "Если хотите меня повесить, то вот веревка[2].

Предстоятель и глава правительства после освобождения

После освобождения Греции в старне сложилась крайне тяжёлая обстановка, осложнённая противостоянием левых и правых (монархических) вооружённых формирований. В декабре 1944 года были начаты переговоры с коммунистическим Национально-освободительным фронтом, который настоял на том, чтобы король Георгий II не возвращался в страну до тех пор, пока не будет проведён референдум по вопросу правления. Уинстон Черчилль во время посещения Афин в 1944году оценил качества архиепископа и предложил королю Георгию II его кандидатуру в качестве временного главы правительства.

Таким образом архиепископ Дамаскин 31 декабря 1944 был назначен регентом Греции. Он пользовался большим моральным авторитетом среди греков. Потерпев провал в попытках сформировать коалиционное правительство из представителей всех главных греческих движений, Дамаскин принял на себя обязанности премьер-министра 17 октября 1945 года и исполнял их до 1 ноября 1946 года. 27 сентября 1946 года он провёл плебесцит, который показал, что большинство греков высказалось за сохранение монархии. В сентябре 1946 года в Грецию вернулся король, и Дамаскин сложил с себя полномочия регента.

Архиепископ Дамаскин возглавлял Элладскую Церковь до своей кончины, которая последовала 20 мая 1949 года в Афинах.

Использованные материалы

  • Залесский, К. А., Кто был кто во Второй мировой войне: Союзники СССР, М., 2004, 168-169.

 


[1]  Chronika, the newspaper of Greek Jewry, 1984.

[2]  Margaritis, George, The Greek Orthodox Church and the Holocaust, University of Crete, 13.