4 октября День памяти обретения мощей преподобного Ионы Киевского (1993).

Если мы будем держаться в мирном устроении, то никогда не будут нарушены тишина и мир сердца, духа, разума и совести нашей.

 

Есть немало мест на земле для прославления Господа, Пресвятой Богородицы и святых угодников Божьих. Среди них – Киевский Свято-Троицкий Ионинский монастырь. Серебристые тополя, развесистые дубы и душистые липы — такими увидел эти места насельник Выдубицкого монастыря иеромонах Иона.  В 1860 году он поселился на Зверинецкой горе, устроив себя келью. Впоследствии Пресвятая Богородица посетила своего угодника, повелев ему построить на этом месте обитель. Еще при жизни архимандрита Ионы, когда монастырь был построен, ежегодно обитель посещало около пятисот тысяч паломников. Уже тогда в народе её назвали «монастырем отца Ионы». Прожив сто лет, преподобный явил пример самоотверженной деятельности и любви к Богу.

 

Подробнее об исторических событиях смотрите в программе «Летопись» на телеканале «Глас» ежедневно в 7:05 и в 21:00 (пятница в 21:40).

Светлана Коппел-Ковтун

Преподобный Иона Киевский. Мученик после смерти

Иона КиевскийЛюбой храм, тем более монастырь — это уголок Царства Божьего на земле. И все же, есть такие храмы и монастыри, где это ощущаешь особенно остро. Свято-Троицкий Ионинский монастырь г. Киева для очень многих людей стал именно таким — особо любимым островком Православия. Здесь неповторимо тепло и светло каждой душе. Придя сюда на час, хочется остаться на век.

Основанный великим, исполненным благодатной любви, старцем — преподобным Ионой Киевским, монастырь до сего дня хранит печать его святого заступничества и покровительства. А святые мощи его, почивающие в монастыре и соделавшие его «мучеником после смерти» — главная святыня утопающей в цветах обители.

Послушник старца Серафима

Иван Мирошниченко (мирское имя прп. Ионы) родился в 1802 году в местечке Крюков Полтавской губернии (ныне пригород Кременчуга). В поиске духовного руководства 19-летним юношей он отправился к высокочтимому старцу Серафиму Саровскому. Почти 8 лет Иван был верным учеником и безропотным послушником преподобного. Именно по благословению святого Серафима Иван стал послушником Брянской Белобережной пустыни (в 1836 г.), где принял монашеский постриг с именем Иона и был рукоположен во иеродиакона.

Ионовский монастырь

Позже, по повелению Божьему, боголюбивый инок пришел в Киев и поселился в Выдубецком монастыре. Здесь он прославился добродетелями и дважды сподобился видения Пресвятой Богородицы с предстоящим Ей сонмом святых (первый раз 1/14 марта 1861 г., и второй раз 9/22 марта 1862 г.). Божия Матерь благословила о. Иону и повелела начать строительство новой обители во Имя Святой и Живоначальной Троицы.

Решившись построить на горе свою келью, о. Иона принимает под свое духовное окормление двух монахов — Илариона и Гавриила. Иларион поставил куренек из хвороста, в котором и стал жить вместе с Гавриилом. А поздно вечером, после монастырских трудов и долгих молитв, присоединялся к ним и о. Иона, оставаясь на всю ночь.

И вот 1 марта 1861 г., выйдя на крыльцо своей келии в монастыре, он увидел на горе сияние и пожар. В страхе о. Иона побежал спасать своих братьев. Но подойдя, заметил, что пламя, охватившее братский куренек, не причиняло им никакого вреда. Келья стояла невредимой, а рядом в столпе огня он увидел Божию Матерь с сонмом святых. Владычица коснулась головы его и возвестила, что пришла навестить это место, Сыном Ее издревле предызбранное. «Моя благодать пребудет здесь вовеки. Неотступно буду посещать место это, и многие тут спасутся. Многие придут в обитель эту, ты их всех приими, никого не презирая — все чада Божии». После этих слов Владычица отступила и стала невидимой, а на снегу остались следы Ее пречистых стоп. Так сама Богородица избрала угодника своего преподобного Иону для прославления сего места и устроения на нем обители.

9 марта 1862 года место над выдубицким урочищем вновь озарилось огнем. И снова в беспокойстве спешил от Выдубицкого монастыря старец спасать своих братьев от пожара. И вновь увидел стоящую в столпе неопалимого огня Владычицу с сонмом святых. Утверждая отца Иону к послушанию воле Божией по обустройству здесь монастыря, Матерь Божия сказала, что он — лишь «грабли, секира, избранное Господом орудие дивных и святых дел».

Ионинский монастырьИларион и Гавриил нашли старца утром сидящим в глубоком снегу. Рассказав им обо всем, он просил их ничего никому не говорить, и описал эти события лишь в последние годы жизни. По устроении монастыря в 1910 году на этом месте была построена церковь, разрушенная в 1934 году, а в 1996 году новыми насельниками был установлен памятный крест.

Так Богородица положила основание новому монастырю, прославившемуся строгостью жизни своих насельников и ставшему одним из духовных центров на рубеже XIX–XX вв.

Первоначально отец Иона позаботился об устройстве скита при Выдубицком монастыре. Построен был двухэтажный деревянный дом и в нем церковь во имя Живоначальной Троицы. 4 мая 1864 года церковь была освящена настоятелем Киево-Выдубицкого Михайловского монастыря архимандритом Вениамином.

Жизнедеятельность Ионовского монастыря началась с постройки приюта для 30 сирот, школы и больницы. И только затем были поставлены кельи для братии. Спланировали и другие необходимые строения. В 1871 году было завершено строительство каменного храма с двумя приделами: во имя Живоначальной Троицы и во имя иконы Божией Матери «Троеручица», а в 1897 году устроен новый северный придел во имя Всех святых.

Постепенно монастырь созидал в своей ограде всё необходимое для жизни: возникла просфорня, мастерские для изготовления свечей, иконописная, переплетная, столярная, портняжная, сапожно-шорная, кузнечно-бондарная, слесарная. Дети из школы-приюта помимо общеобразовательных предметов получили возможность обучаться в этих мастерских ремеслам — столярному, портняжному, сапожному, кузнечному и другим.

Немало киевлян трудилось в Свято-Троицком монастыре, который к концу ХIХ в. по занимаемой территории, владению собственностью и хозяйственному укладу выдвинулся на заметное место среди монастырей не только киевской митрополии. Многие дивились мудрой распорядительности и заботливости его настоятеля, умению привлекать щедрые пожертвования на монастырь. В то же время старец отличался особой бережливостью и простотой в образе жизни.

Старец Иона

Но главной заслугой преподобного Ионы стало мудрое руководство великим множеством врученной Господом духовной паствы. Помня завет, данный ему Пресвятой Богородицей, он с великим смирением и неутомимостью, подобно лопате в руках Вседержителя, выгребал из адского огня человеческие души. Подвиг старчества, которым была украшена его жизнь, является вершиной иноческого делания. Воплощая в жизнь наследие, полученное на духовных пажитях преподобных Нила Сорского, Паисия Величковского, Серафима Саровского, он преподал XX-му веку спасительное учение о умном делании, передавая его последующим поколениям иноков.

Иона КиевскийВлияние преподобного Ионы распространялось и далеко за пределы монастырских стен. Все его действия совершались в Духе святом и были всегда в гармонии с Церковью и ее преданием, ибо, по слову апостола, уже не он жил, но жил в нем Христос (Гал. 2:20). Он стал духовным руководителем множества мирян. Ежегодно в монастырь, который народная молва уже называла Ионовским — монастырем отца Ионы, приходило около 500 тысяч паломников. Двери кельи старца были всегда открыты. К нему приходили с бедами, а уходили с отрадой. Об исцеляющей силе молитв о. Ионы ходили легенды. Сам же он всячески скрывал свои добродетели. Поэтому спасение душ иноков и притекающих в монастырь богомольцев было главной заботой духовно опытного старца. «Хотите видеть почивших преподобных — идите в Лаврские пещеры. Хотите видеть живых — идите в монастырь отца Ионы» — так высоко почитали в народе преподобного Иону Киевского и его обитель.

Последние дни

Несмотря на свой преклонный — свыше 100 лет — возраст, о. Иона почти до последних дней своей земной жизни сохранил бодрость духа и проявлял присущую ему энергию, всецело направленную на дело благоустройства Свято-Троицкой обители. Последние два года своей жизни он страдал неизлечимой и тяжкой болезнью, от которой и слег в постель после 1901 года. Видя страдания своего наставника, один из келейников предложил: «Батюшка, помолитесь Божией Матери, чтобы Она разделила болезнь Вашу на всю братию». «Нет, не понесут, буду я один терпеть», — ответил подвижник. ...В последние дни жизни у него открылась водянка, 15 декабря о. Иона был соборован. С этого дня до самой кончины старец принимал у себя в келье богомольцев, а 6-го января 1902 года стал прощаться с братией. У него спросили разрешения отслужить всенощное бдение и обедню о выздоровлении его, но он ответил: «Не надо служащих беспокоить, я все равно в среду отойду». В ночь с 8 на 9 января служащий в соборе иеромонах, говоря ектенью, никак не мог помянуть о здравии архимандрита Иону, что-то его останавливало. Как оказалось, в это самое время блаженный старец отошел ко Господу. Великий деятель и дерзновенный молитвенник архимандрит Иона, в схиме Петр, тихо, мирно, непостыдно, в окружении своих духовных чад и учеников отошел ко Господу в 0 часов 30 минут ночи 9 января 1902 года, оставив всем его знавшим высокий урок духовного бодрствования и самоотверженного труда во славу Божию.

Погребение состоялось на 4-й день по преставлении — 12 января 1902 г. Кипарисовый гроб, который почивший старец изготовил собственноручно еще в 1888 году, был положен в склепе под Троицким храмом.

Испытания ХХ века

В 1918 г. монастырь чудом уцелел при гигантском взрыве расположенных на Зверинце складов боеприпасов. Как выяснилось потом, и саму трагедию, и спасение обители преп. Иона предсказывал еще в годы своей земной жизни. В 1934 г. монастырь был закрыт органами советской власти, монахи — разогнаны или репрессированы, а на территории монастыря создали ботанический сад. В 1940-х гг. обитель возродилась, но вскоре была повторно упразднена. Большинство монахов вместе с настоятелем были переведены в Киево-Печерскую Лавру, а некоторым из них пришлось скрываться в миру. Иеромонаху Димитриану удалось устроиться дворником в ботанический сад, организованный на месте монастыря, и поселиться в ветхой часовой башне, в которой он тайно служил Литургии. Так, исполняя данный при постриге обет пробыть в родной обители даже до смерти, он мирно отошел ко Господу в 1970 году.

В 1966 г., ввиду опасности капитальной перестройки обезображенного Троицкого храма, превращенного в склад, мощи преп. Ионы перенесли на Зверинецкое кладбище.

Мученик после смерти

МощиСоздавая свою обитель, преподобный Иона пережил немало скорбей. И ему говорили: «Вы, батюшка, мученик». А он отвечал: «Нет, я после смерти буду мучеником». И действительно, его предсказание сбылось. В 1966 году в Свято-Троицком храме планировалось устроить музей ботаники. В связи с этим поступило распоряжение перенести находящиеся в храме захоронения на городское кладбище. Не дождавшись представителей духовенства, в храме начали работы. Могилы разграбили, взяв все, что могло представлять антикварную ценность. Мощи же преподобного Ионы обезглавили. Святотатцев не остановили ни чудо нетления мощей, ни седины старца. А о том, что мощи действительно были нетленны, свидетельствуют очень многие, в том числе и сотрудники ботсада, которые тогда были молодыми людьми — они видели мощи сразу после их поднятия из склепа в Свято-Троицком храме. Очевидцы вспоминают, что старец выглядел, как только что умерший, рассказывают о его руках, белой бороде… Оторванной головой преподобного стали прямо в храме играть в футбол, а потом отнесли ее и продали в анатомический музей. Так рассказывают многие люди. Это была известная в Киеве история. Но недавно стала известна еще одна версия. Согласно ей, глава преподобного попала к художникам, которые кощунственно удалили с нее все частицы плоти и оставили голый череп для рисования «с натуры». Оторвали преподобному и правую руку. По одним рассказам, какие-то мальчишки принесли ее потом и продали переносившим мощи священникам за три рубля. По другим — участвовавший в перенесении мощей схиигумен Агапит, тогда отец Мартирий, отгребал ногами застилавшую путь листву ( на дворе стояла осень), и вдруг вылетела нетленная рука. Сразу поняли, что она от мощей. Ее подвязали к телу преподобного священническими поручами. Затем мощи подвижника перезахоронили в том же кипарисовом гробе, который святой сделал себе еще при своей жизни и в котором был погребен в 1902 году.

С восстановлением Ионинской обители в 1991 г. братия старательно заботилась о возрождении былой славы монастыря и старых традиций. Особой радостью стало возвращение в Ионинский монастырь мощей преподобного Ионы, которое произошло осенью 1993 года. С возвращением главной святыни обители вернулась в сердца ее насельников уверенность, что возродится монастырь старца Ионы Киевского и исполнится обетование Царицы Небесной о его духовной роли.

Сегодня мощи преподобного Ионы открыто почивают на прежнем месте в склепе на правой стороне Свято-Троицкого храма. При последнем перенесении они были положены в новый гроб. Старый выставлен в храме отдельно, в нем лежат неистлевшие погребальные облачения подвижника. Они уцелели при разграблении, поскольку были ветхими и простыми.

Взирая на широкое почитание старца Ионы Киевского и обилие чудес, происходящих по его молитвам, 22 ноября 1995 г. решением Священного Синода Украинской Православной Церкви он был причислен к лику святых.

По материалам сайта Ионинского монастыря

Немного о чудесах преподобного Ионы Киевского 

22 января – день памяти преподобного Ионы (1802–1902), основателя Киевского Свято-Троицкого Ионинского монастыря.

22 ноября 1995 года решением Священного Синода УПЦ архимандрит Иона был причислен к лику святых.

Прп. Иона Киевский

Иеросхимонах Димитрий рассказывал:

Пришёл в монастырь пьяница по имени Данила, хотевший покуситься на свою жизнь. Старец поручил мне хранить этого человека. Я взял его в мастерскую, положил ему 4 рубля в месяц. Через две недели он запил, пришёл в мастерскую, стал ругаться самыми непристойными словами. Я пошёл искать старца, чтобы просить уволить его.

Старец в это время (было утро) зашёл в малую церковь и занимался умною молитвою. Я прождал полчаса. Наконец подошёл к нему: «Благословите меня, батюшка», — и рассказал, в чём дело. А он говорит: «Видишь ли, за него, за его душу Господь пострадал на Кресте, а диавол его запутал, а мы, монахи, должны быть мудры, не допускать его сатане на поругание. Примите к сведению, что я, поздно или рано, должен отойти, а вы должны с меня брать пример. За таковых людей душа моя болит. Если пустить его в мир, враг его окончательно сгубит. Я держу их по месяцу, по два, по полгода и по году, молюсь за них. Бывает, Господь слушает меня, и они помощью Божией исправляются. Иди же к отцу Евгению (благочинному), возьми 1,5 фунта сахара и 0,25 фунта чаю и дай ему, скажи, что я прислал ему гостинец и что старец Иона просит, чтобы ты бросил эти глупости, иначе диавол тебя сгубит».

Я пришёл к благочинному, и он, выслушав меня, даже расстроился: «На свою братию не хватает, а мы ещё будем пьяниц кормить». Я ответил: «Давайте мне — старец сказал». Затем пошёл к Даниилу: «Я был у старца, чтобы тебя выгнать, а он, вместо того чтобы прогнать, прислал тебе гостинец и просил тебя все твои глупости бросить, иначе тебя диавол погубит». И что же? Он залился слезами и воскликнул: «Кто же я такой, что старец мне гостинец прислал?» И две недели он плакал о своих плохих делах. Исправился и вышел из монастыря, привыкнув к трезвости.

Иеромонах Илиодор рассказывал:

Отец Иона скрывал свою прозорливость, и она обнаруживалась случайно через тех людей, у которых удивительно оправдывалась мудрость советов старца. Приехали однажды три купца из Москвы, просят благословения у старца купить соседний дом стоимостью тридцать или сорок тысяч. Старец принял их, выслушал и решительно сказал: «Я не благословляю вас покупать этот дом». Они три раза приступали к старцу с этим делом, и три раза им старец благословения не давал.

У многих они спрашивали разъяснения, почему старец их на эту покупку не благословляет, когда им это дело очень удобно и дёшево, и дом с ними по соседству. Все им отвечали: «Что старец говорит, тому и повинуйтесь». Купцы из-за этого задержались в монастыре с неделю, а в это время покупка уже должна была быть совершена. Поехали домой в большом прискорбии. Приехали в Москву, подъезжают к своему дому, смотрят — соседний дом, который они хотели купить, уже сгорел. В тот же день они написали отцу Ионе письмо с тёплой благодарностью, что он удержал их от разорительной покупки.

Одна женщина приехала к старцу из Петербурга. После смерти мужа она осталась одна с ребёнком. Из-за ребёнка она не могла найти должности, все стеснялись брать её в услужение, и она приехала к старцу за советом. Старец выслушал её и спросил: «Ты знаешь, там есть один колодезь». — «Знаю». — «Ну, так ходи к этому колодезю». Такой совет дал вдове отец Иона, и она вернулась в Петербург. Люди, с которыми она делилась своими сомнениями, говорили: «Как старец тебе советует, так и делай, а о прочем не заботься». И начала она ходить к тому колодцу.

Приходит как-то туда и другая женщина, и вдова познакомилась с нею. Та пригласила её к себе в дом. С этого времени между ними началось близкое знакомство. Вдруг эта женщина заболевает. Вдова начинает за нею усердно ухаживать. Поболела та с неделю и умерла. Муж покойницы, видя, что эта вдова – женщина хорошего характера, трудолюбивая и сердобольная, женился на ней. Вот почему старец Иона посылал её в Киеве к петербургскому колодцу.

Вкладчик Руденко:

Началась у нас (кажется, в 1892 г.) холера, сильно косила народ. В соседнем селении хоронили человек по 8-15 в день. Мы написали о холере отцу Ионе. Он прислал нам большую жестянку воды, освящённого масла и церковного вина. Водою велел окропить весь наш хутор, а масло и вино велел употреблять, если кто заболеет; маслом помазать больного и дать выпить вина. И на нашем хуторе не было ни одного холерного случая, хотя мы по случаю молотьбы брали рабочих из холерных местностей. Бывало, что рабочие приходят и рассказывают, сколько у них умерло народу, а у нас, по молитвам отца Ионы, всё осталось благополучно.

«Русский паломник», № 35, 1892 г.:

Вот что пишет магометанин Меджид Хаджибиев в газете «Свет». 
Вблизи города Екатеринодара Кубанской области расположен черкесский аул Тохтомукай с населением не более двух тысяч душ. Население названного аула подверглось опустошительному действию холерной эпидемии. Умирало ежедневно около 20-25 человек. Паника была страшная, исхода никакого, ибо врачебная помощь отсутствовала, да и жители аула её не принимали. Такое положение не предвещало ничего хорошего.

Я, житель этого аула — магометанин, слыша от некоторых моих знакомых русских о святости и силе молитвы архимандрита Киевского Свято-Троицкого монастыря отца Ионы и видя здесь же, в городе Екатеринодаре, примеры исцеления по молитве отца Ионы, 29 июля по телеграфу обратился в Киев, прося святых молитв отца архимандрита Ионы. Последовал же по телеграфу крайне милостивый и утешительный ответ о том, что просьба моя принята, что святые молитвы отцом Ионою пред престолом Божиим о спасении аула возносятся, и Господь Бог услышал. Затем в телеграмме же преподаётся благословение.

Послав телеграмму, я следил за происходящим в ауле, получая ежедневно оттуда сведения, и положительно удостоверяю, что со дня отправления этой телеграммы заболеваемость и смертность заметно снизилась и продолжает снижаться. С августа новых заболеваний в ауле не было, равно как не было ни одной смерти, и оставшиеся больные выздоравливают. Вот факт благодати Божией по молитве иноземного и иноверного нам, магометанам, русского священнослужителя, совершившейся над моими соплеменниками.

Мощи прп. Ионы в Свято-Троицком Ионинском монастыре

***

Неукоснительно течёт время, минуя дни, месяцы, годы… Но и нынче идут люди в святую обитель к преподобному старцу Ионе за утешением и отрадой в горестях, просят его святых молитв. Ведь мы твёрдо верим, что преподобный не умер, а лишь переселился на Небо с земли, и что он не забудет всех нас, с верой, надеждой и любовью к нему притекающих…

Материал предоставлен журналом «Фамилия»