1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (7 Голосов)

27  февраля день памяти преподобных Двенадцати греков, строителей Соборной Успенской церкви Киево-Печерской Лавры

Мастера получают от Пресвятой Богородицы икону для будущей Соборной Успенской церкви

Двенадцать греческих мастеров — православные святые, почитаемые в лике преподобных, чьи мощи находятся в Ближних (Антониевых) пещерах Киево-Печерской лавры. Их считают греческими мастерами, которые, согласно Киево-Печерского патерику, по чудесному зову Богородицы пришли из Константинополя для постройки и украшения Успенской церкви монастыря. Память этих святых совершается (по юлианскому календарю) 14 февраля и 28 сентября (Собор преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер).

Патерик сообщает о двух приходах мастеров в Киев. Первые четыре мастера пришли до начала закладки Успенской церкви (то есть до 1073 года). Придя к преподобным Антонию и Феодосию, они спросили, где те хотят строить церковь, и услышав ответ, что место ещё не определено, возмутились, сказав «дали Вы нам столько злата, а места не знаете, где строить церковь». Преподобные, собрав всю монастырскую братию, начали расспрашивать греков и услышали от них следующее:

Однажды, когда мы еще спали в домах своих, рано, на восходе солнца, пришли к каждому из нас благообразные скопцы, говоря: «Зовёт вас Царица во Влахерну». Когда мы пошли, взяв с собою друзей и ближних своих, то пришли все в одно время и рассудили, что одно и то же повеление Царицы слышал каждый из нас и одни и те же посланцы были у нас. И вот увидели мы Царицу и множество воинов при ней, мы поклонились Ей, и Она сказала нам: «Хочу церковь построить себе на Руси, в Киеве, повелеваю же это вам, возьмите золота себе на три года». Мы же, поклонившись, сказали: «О Госпожа Царица! В чужую страну посылаешь ты нас, — к кому мы там придём?» Она же сказала: «К ним посылаю, к Антонию и Феодосию». Мы же сказали: «Зачем же, Госпожа, на три года золота даёшь нам? Им и прикажи о нас, чтобы на пропитание от них нам было потребное, а одаришь нас, чем Сама захочешь». Царица же сказала: «Сей Антоний, только благословив, отойдёт из этого мира на вечный покой, а сей Феодосий через два года после него отойдёт ко Господу. Вы же возьмите золота с избытком, а что до того, чтобы почтить вас, то не может так никто, как я: дам вам, чего и ухо не слыхало и что на сердце человеку не всходило. Я и Сама приду посмотреть церковь и в ней буду жить».

Затем Царица дала им мощи мучеников Артемия и Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арефы, Иакова, Феодора, чтобы положить в основание церкви, показала на небе образ будущей церкви, а на вопрос, как назвать её, сказала — «Богородицына будет церковь». Также Она дала им икону, указав поставить её в церкви наместной.

Вторая группа мастеров-иконописцев пришли к игумену Никону спустя десять лет после смерти Антония и Феодосия, однако заявили, что получили от них плату за роспись небольшой церкви, а Успенская слишком велика, и они хотят отдать золото и уйти. Никон сказал им, что преподобные уже скончались, показал грекам их изображения, и те признали в них заказчиков росписи, с которыми они вели торг. Мастера рассказали, что образ церкви неоднократно являлся им по дороге из Константинополя. Видя её размеры, они хотели повернуть обратно, но буря останавливала их, а потом ими был услышан голос, исходивший от явившейся им наместной иконы:

Люди, зачем напрасно мечетесь, не покоряясь воле Сына Моего и Моей; если не послушаетесь Меня и захотите бежать,— я возьму всех вас и прямо в ладье поставлю в церкви Моей. И то знайте, что вы оттуда не выйдете, но, в монастыре Моём постригшись, там и скончаетесь, и я вам дарую милость в будущем веке ради строителей этой церкви, Антония и Феодосия.

Патерик сообщает, что все мастера приняли постриг, остались в монастыре, а после смерти были «положены в своём притворе; свиты их и ныне лежат на полатях, и книги их греческие хранятся в память такого чуда».

Источники

  • Погодин М.П. Древняя русская история до монгольского ига. — Москва: ТЕРРА, 1999. — Т. 2. — С. 234-236. — ISBN 5-300-02727-8.
  • Слово о приходе мастеров церковных из Царьграда к Антонию и Феодосию. Киево-Печерский патерик. Проверено 18 октября 2009. Архивировано из первоисточника 9 апреля 2012.
  • О приходе иконописцев к игумену Никону из Царьграда. Киево-Печерский патерик. Проверено 18 октября 2009. Архивировано из первоисточника 9 апреля 2012.

Святые мощи Двенадцати греков, строителей Соборной Успенской церкви Пресвятой Богородицы находятся в Ближних Пещерах Киево-Печерской Лавры

Храм, который построили Богородица и двенадцать греков

27 февраля по новому стилю православный мир отмечает день Двенадцати греков, строителей соборной Успенской церкви Киево-Печерской Лавры. Лаврой обитель стала, конечно, не сразу, а в 1688 году, однако с 1061 года - момента основания монастыря любечским иноком Антонием и его учеником Феодосием, место это просияло святостью Христовых подвижников, и именно отсюда широко пошло монашество на Руси.

Удивительна судьба главного храма Свято-Успенской Киево-Печерской обители, прошедшего украсившуюся чудесами историю создания, а также трудный путь разрушения и восстановления, начиная от татарских нашествий, после которых церковь «233 года оставалась только в щебне» и по сотне лет в разрухе после сожжений, заканчивая трагедией ХХ в.

Собор называли Великой церковью, и говорили о нем возвышенно и восторженно: «Сия небеси подобная церковь...»

Собор преподобных отцов Киево-Печерских 

Киево-Печерский патерик сообщает, что создание Успенской церкви было благословлено Пресвятой Богородицей, Которая Сама явилась константинопольским зодчим и велела им построить в Киеве храм, посвященный Ей, и дала им «наместную» (главную храмовую) икону. «Действительно полно чудес повествование о Печерской церкви, которую Господь показал в явлении прежде ее создания и которой из земли варяжской прислал от Своего честного образа венец и пояс, а в земле греческой подобие церкви показала Сама пресвятая Богородица, приславшая свою икону и мощи святых мучеников». 

Как основание печерского храма, так и его украшение росписями и освящение сопровождались многочисленными чудесами. Свидетелями этих чудес были многие киевляне, в том числе юный князь Владимир Мономах. 

По преданию, строительству храма предшествовало духовное событие, которое увидел «один варяжский князь, именем Симон», молитвами преподобного Антония Печерского спасшийся от смерти в сражении на реке Альте в 1068 году. Симону явилось «на облаке изображение будущей новой Печерской церкви, и слышал глас, повелевавший отнести к преподобному Антонию златый пояс для размера сей церкви и златый венец для украшения жертвенника». 

По свидетельству преподобного Нестора Летописца, каменная церковь Успения Богородицы в Печерском монастыре была заложена по благословению преподобного Антония святым игуменом Феодосием и епископом Михаилом в 1072 году, а возведена была в 1073-1078 годах. Собор строили четыре «искусных строителя», пришедшие в Киев из Константинополя. Средства на строительство храма пожертвовали «варяжский князь Симон», а также великий князь Киевский Святослав Ярославич. Собор расписывали и украшали мозаиками византийские «иконные писцы», греческие купцы привезли из Константинополя драгоценную смальту для мозаик. В росписях интерьера собора (1083-1089), по свидетельству летописи, принимали участие выдающиеся древнерусские живописцы Алимпий и Григорий. 

Предание рассказывает, как вся братия собралась вокруг места, назначенного для церкви, и преподобный Антоний, размерив ширину и длину храма поясом, принесенным Симоном от Богородицы, благословил это место и, подняв руки, громким голосом сказал: «Услышь о, Господи, услыши мене днесь огнем, да разумеют вси, яко Ты еси, хотяй сего», и упал огонь с неба и пожег весь хворост и терние и истребил росу, и сделал углубление, подобное рву, на отмеренном месте. Все присутствующие пали от страха как мертвые. На этом месте и был заложен храм, в основание фундамента которого были положены мощи святых мучеников Артемия, Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арефы, Иакова и Феодора, данные греко-византийским зодчим Богородицей в храме города Влахерна.

Свято-Успенский Собор Киево-Печерской Лавры 

Предание рассказывает и о таком чуде: когда иконописцы, в числе которых был тогда в учении и один из Печерских подвижников преподобный Алипий, расписывали алтарь, то на виду у всех им явился дивный образ Матери Божией. Образ засиял необычайным светом, так что смотреть на него нельзя было, и видевшие это чудо пали ниц. Когда, поднявшись, иконописцы стали опять всматриваться в этот дивный образ, то из уст изображенной на нем Матери Божией вылетел белый голубь и полетел к иконе Спасителя и скрылся за ней. Затем этот голубь вылетел из уст Спасителя и летал по церкви, подлетая к каждой иконе святых и садясь одному на руку, другому на голову, и потом залетел за икону Матери Божией. Иконописцы хотели поймать голубя, приставили лестницу, но, поднявшись по ней, ничего не нашли за иконою и затем, обыскав всю церковь, нигде голубя не нашли. Все стояли с устремленными взорами на икону, чудесно явившуюся в алтаре, и вдруг снова голубь вылетел из уст Матери Божией и полетел к образу Спасителя. Стоявшие внизу люди с криком «Ловите его» обратились к мастерам, работавшим наверху, те распростертыми руками окружили голубя, чтобы Его поймать, а Он снова влетел в уста Спасителя, и яркий свет опять осиял иконы, и бывшие здесь мастера пали ниц.

Окончив украшение храма иконами и живописью, иконописцы остались в Киево-Печерской обители, приняв иноческое пострижение, и так исполнилось предсказание, которое они слышали от иконы Богоматери: «Не уйдете оттуда, но, постригшись там, окончите свою жизнь». 

Греческие мастера - и зодчие, и иконописцы,  потрудившиеся при создании Успенской церкви в Киево-Печерской обители, погребены в пещере преподобного Антония (так называемые Ближние пещеры), где до сих пор лежат нетленными. Они положены в особом затворе (пещере) рядом, один возле другого, между нетленно почивающими мощами преподобных Авраамия-затворника и Исаакия. Вероятно, память их положена 14 февраля по старому стилю в день, посвященный преподобному Исаакию, почивающему возле них.

В Акафисте двенадцати грекам, подарившим нам своими земными и духовными трудами Великую церковь, и сегодня православные поют (кондак, глас 4-й): «Радуйтеся, двоенадесятице честная, великия церкве Печерския здатели и ликов иноческих похвало и утверждение!»

В позднейшие времена Успенский собор неоднократно перестраивался. Сохранились гравюры 1661 и 1693 годов, свидетельствующие о значительных изменениях во внешнем виде храма. Немало бед наделал в храме пожар 1718 года, после чего в 1723-1729 годах под руководством архитектора И. Каландина были проведены реставрационные работы. Собор приобрел черты южнорусского барокко, а его стены, апсиды, фронтоны главы куполов, окна и порталы украсились лепным орнаментом. Вместо прежнего одноглавия были устроены семь куполов, из которых центральный был вызолочен «через огонь», а главы остальных шести покрыты листовым червонным золотом. Барабан главного купола был расписан изображениями ветхозаветных царей и пророков. Наружная живопись собора последний раз обновлялась в 1824 году. 

Все главные святыни Лавры всегда хранились в Великой Церкви.

Великая Печерская церковь - Свято-Успенский Собор Киево-Печерской Лавры 

Настенная живопись обновлялась и в конце XIX - начале XX вв. (собор был расписан в каноничном духе группой иконописцев под руководством известного художника В.П. Верещагина). Сохранились (в 1949 г. возвращены из Германии) древние шиферные плиты XII в. с изображением сцен из античной мифологии, фрагменты мозаик.

Следует помнить, что с древних времен Успенский собор служил усыпальницей. В крипте собора были похоронены известный по летописям киевский воевода XI в. Ян Вышата и сестра Владимира Мономаха, легендарная Евпраксия - былинная «Апракса-королевишна», жена германского императора Генриха IV. Здесь находились гробницы князей Скиргайло, Острожских, Олельковичей, Вишневецких, Тышкевичей, церковных деятелей и просветителей Е. Плетенецкого, З. Копыстенского, митрополита Петра Могилы, ректора Киево-Могилянской академии И. Гизеля. У восточной стены собора в 1632 году был погребен П. Берында - ученый, поэт, составивший «Лексикон славеноросский и имен толкование». Здесь же, в Успенском соборе, был похоронен великий русский полководец фельдмаршал П. А. Румянцев-Задунайский. На его могиле было установлено надгробие работы скульптора И. П. Мартоса. После взрыва 1943 года ничего не уцелело, лишь сохранилась могила погребенного у стен собора, ближе к Трапезной церкви, выдающегося русского политического деятеля П. А. Столыпина.

В алтаре Стефановского придела хранилась древняя икона Богоматери византийского письма, перед которой в последний час своей жизни молился 19 сентября 1147 года князь Игорь Ольгович, убитый восставшими киевлянами. 

Новая история, в которой Великой церкви пришлось выстаивать и возрождаться, все-таки изыскала для этого храма свою трагическую точку. 3 ноября 1941 г. в соборе произошли два взрыва, второй из которых фактически полностью его разрушил. Осталось неясным до сих пор, кто осуществил этот акт вандализма - немецко-фашистские оккупанты или киевские подпольщики, покушавшиеся на жизнь словацкого президента, пребывавшего в храме в этот день примерно в течение часа. Кое-кто склонен искать след и в факте назначения на высшую церковную должность в Лавре схиархиепископа Антония (Абашидзе) - личного врага Сталина. Уверяют также, что именно в день взрыва в Успенском соборе побывал и гауляйтер Украины. Документальных подтверждений всем этим версиям все же пока нет.

В 1999 году храм стали восстанавливать, и 24 августа 2000 года Успенский собор был освящен.

Увы, бывало и так, что нашей общей Великой церкви, Свято-Успенскому собору Киевской Лавры, доводилось веками лежать в руинах. Верно указывает комментатор: «Благо, что в новые времена эти сроки сократились. Быть может, просто ускорилось время. По счастью, у нас с вами сегодня есть возможность, приезжая в Киев, «мать городов русских» и «удел Пресвятой Богородицы», приходя в Лавру, любоваться благолепием этого храма и всей обители, бывать здесь на храмовых службах, прося Богородицу и святых отцев Киево-Печерских ходатайствовать за нас пред Престолом Божиим».

Как проникновенны идущие от сердца стихи широко известной в православной среде журналистки и поэтессы Татьяны Александровны Лазаренко:

Синий май почил у стен обители,
Теплый ветер бродит над рекой.
Ангелы земные, небожители
Обрели в пещерах свой покой.
Долу опуская очи дерзкие,
Вознесу к ним покаянный глас:
Преподобные отцы наши печерские,
Помолитесь Господу за нас!

Двенадцать греков, строителей соборной Успенской церкви Киево Печерской

 

 

© 2017 ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ НА ВОДАХ. Все права защищены.
Joomla! - бесплатное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU General Public License.