1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (11 Голосов)

5 марта День памяти святого благоверного князя Ярослава Мудрого

Ярослав I, крещении Георгий (Юрий), Владимирович, Мудрый (ок. 978-989 – 1054), благоверный великий князь Киевский. Память 5 марта (20 февраля) в день кончины.

По разным данным родился между 978 и 989 годами, вторым сыном равноапостольного Владимира от полоцкой княжны Рогнеды. По некоторым сведениям, в детстве он страдал от паралича ног, который прошёл в 988 году, но осталась хромота.

Княжение при жизни святого Владимира

Еще при своей жизни произведя первый раздел земель между сыновьями, святой Владимир посадил девятилетнего Ярослава в Ростове. В 1011 году, когда Ярослав крестил Волгу, языческие жители урочища Медвежий угол выпустили против него «Святую Медведицу», но князь, вооруженный секирой, одолел зверя.

В 1012 году, по смерти старшего сына Вышеслава, святой Владимир перевел Ярослава на княжение в Новгород, миновав старшего Святополка, который был тогда под гневом отца. Став князем Новгородским, Ярослав хотел порвать зависимость от Киева и стать независимым государем обширной Новгородской области. Он отказался в 1014 году платить отцу ежегодную дань в 2000 гривен, как делали все посадники новгородские. Его желание совпадало и со стремлением новгородцев, которые тяготились налагаемой на них данью. Ярослав был недоволен еще и тем, что отец оказывал предпочтение младшему его брату, Борису. Разгневавшись на Ярослава, Владимир готовился лично идти против него, но вскоре заболел и умер. Ярослав же, тем временем, нанял дружину варягов для предстоящей борьбы.

Междоусобные войны

Великокняжеским столом завладел старший в роде Святополк Окаянный, который, желая сделаться единодержавным правителем всей Руси, умертвил через наемных убийц трех братьев — страстотерпцев Бориса и Глеба, а также Святослава. Такая же опасность грозила и Ярославу, но он, предупрежденный сестрой Предславой, сам пошел на Киев. Прежде этого Ярослав был в ссоре с новгородцами за то что часто поддерживал варяжскую дружину в ее кровавых стычках с населением города, но теперь новгородцы легко согласились идти вместе с ним против брата. Собрав тысяч 40 новгородцев и несколько тысяч варяжских наемников, Ярослав двинулся против Святополка, призвавшего себе на помощь печенегов. Ярослав одолел Святополка в яростной сече под Любечем, вступил в Киев, и занял великокняжеский стол в 1016 году, после чего щедро наградил новгородцев и отпустил их домой. Бежавший Святополк возвратился с полками своего тестя, Польского короля Болеслава Храброго, а также с дружинами немцев, венгров и печенегов. В 1017 или 1018 году Ярослав был разбит на берегах Буга и бежал в Новгород. Он готов был отплыть в Скандинавию, но новгородцы порубили княжеские ладьи и склонили Ярослава продолжить борьбу. С новым большим войском он разбил наголову Святополка и его союзников-печенегов, на реке Альте в 1019 году, на том же месте, где был предательски убит его брат святой Борис. Святополк бежал в Польшу и по дороге умер, а Ярослав в том же году стал великим князем Киевским. Теперь он прочно утвердился в Киеве и, по выражению летописца, «утер пота со своею дружиной».

В 1021 году племянник Ярослава, князь Брячислав Изяславич Полоцкий, объявил притязания на часть Новгородских областей. Получив отказ, он напал на Новгород, взял и разграбил его. Услышав о приближении Ярослава, Брячислав ушел из Новгорода со множеством пленников и заложников. Ярослав нагнал его в Псковской области, на реке Судоме, разбил его и освободил пленных новгородцев. После этой победы Ярослав заключил с Брячиславом мир, уступив ему Витебскую волость с городами Витебск и Усвят. Едва окончив эту войну, Ярослав должен был начать более трудную борьбу со своим младшим братом Мстиславом Тмутараканским, который требовал от него раздела русских земель поровну и подошел с войском к Киеву в 1024. Ярослав в то время был в Новгороде и на севере, в Суздальской земле, где был голод и сильный мятеж, вызванный волхвами. В Новгороде Ярослав собрал против Мстислава большое войско и призвал наемных варягов, под начальством знатного витязя Якуна Слепого. Войско Ярослава встретилось с ратью Мстислава у местечка Листвена, близ Чернигова, и в жестокой сече было разбито. Ярослав снова удалился в свой верный Новгород. Мстислав послал ему сказать, что признает его старшинство и не добивается Киева, но Ярослав не доверял брату и воротился лишь собрав на севере сильную рать. Тогда, в 1025 году, он заключил с братом мир у Городца (вероятно близ Киева), по которому земля Русская была разделена на две части по Днепру: области по восточную сторону Днепра отошли к Мстиславу, а по западную — к Ярославу.

В 1035 году Мстислав умер и Ярослав стал единовластно править Русской землей — «был самовластцем», по выражению летописца. В том же году Я. посадил в «поруб» (темницу) брата своего, князя Судислава Псковского, оклеветанного, по словам летописей, перед старшим братом. В руках Ярослава были соединены теперь все Русские области, за исключением Полоцкого княжества.

Внешние отношения

Ярославу пришлось еще совершать много походов против внешних врагов – почти все его княжение наполнено войнами. В 1017 году он успешно отразил нападение печенегов на Киев и затем боролся с ними, как с союзниками Святополка Окаянного. В 1036 году летописи отмечают осаду Киева печенегами, в отсутствие Ярослава, отлучившегося в Новгород. Получив об этом известие, он поспешил на помощь и наголову разбил печенегов под самыми стенами Киева. После этого поражения нападения печенегов на Русь прекратились. Известны походы Ярослава на север, против финнов. В 1030 году он ходил на Чудь и утвердил свою власть на берегах Чудского озера, где построил город и назвал его Юрьевым, в честь своего святого покровителя. В 1042 году Ярослав отправил сына Владимира в поход на ямь. Поход был удачен, но дружина Владимира вернулась почти без коней, вследствие падежа. Есть известие о походе русских при Ярославе к Уральскому хребту, под предводительством Улеба в 1032 году. На западных границах Ярослав вел войны с Литвой и ятвягами, для прекращения их набегов, и с Польшей. В 1022 году Ярослав ходил осаждать Брест; в 1030 году он взял Бельз (в северо-восточной Галиции; в следующем году с братом Мстиславом возвратил в состав Руси Червенские города и привел много польских пленников, которых расселил по реке Роси в городках для защиты земель от степных кочевников. Он наконец отвоевал Брест в 1044 году. Несколько раз Ярослав ходил в Польшу на помощь королю Казимиру для усмирения восставшей Мазовии; последний поход был в 1047 году. Княжение Ярослава также ознаменовалось последним враждебным столкновением Руси с греками. Один из русских купцов был убит в ссоре с греческими после чего, не получая удовлетворения за обиду, Ярослав послал к Византии большой флот в 1043 году, под начальством старшего сына Владимира Новгородского и воеводы Вышаты. Буря рассеяла русские корабли. Владимир истребил посланный для его преследования греческий флот, но Вышата был окружен и взят в плен при Варне. В 1046 году был заключен мир; пленные с обеих сторон возвращены, и дружественные отношения скреплены браком любимого сына Ярослава, Всеволода, с Византийской царевной.

Хотя ему приходилось почти постоянно вести войну, по словам летописца воевать он не любил. Во внешней политике Ярослав, как и его отец, больше надеялся на дипломатию и взаимовыгодные отношения, чем на оружие. Его время было эпохой деятельных сношений с государствами Запада. Ярослав был в родственных связях с норманнами: сам он был женат на шведской принцессе Ингигерде, в крещении Ирине, а норвежский принц Гаральд Смелый получил руку его дочери Елисаветы. Четверо сыновей Ярослава, среди них Всеволод, Святослав и Изяслав, также были женаты на иностранных принцессах. Иноземные князья, такие как Олаф Святой, Магнус Добрый, Гаральд Смелый, и знатные норманны находили приют и защиту у Ярсослава, а варяжские торговцы пользуются его особым покровительством. Сестра Ярослава Доброгрева-Мария была замужем за Казимиром Польским, вторая дочь его Анна — за Генрихом I Французским, третья, Анастасия — за Андреем I Венгерским. Есть известия иностранных летописцев о родственных связях с Английскими королями и о пребывании при дворе Ярослава двух Английских принцев, искавших убежища.

Внутреннее управление

Значение Ярослава в русской истории основывается главным образом на его трудах по внутреннему устройству земли Русской. Ярослав был князем-«нарядником» земли, ее благоустроителем. Подобно отцу, он заселял степные пространства, построил новые города как Юрьев (ныне Тарту) и Ярославль, продолжал политику предшественников по охране границ и торговых путей от кочевников и по защите интересов русской торговли в Византии. Он огородил острожками южную границу Руси со степью и в 1032 году начал ставить здесь города – Юрьев (ныне Белая Церковь), Торческ, Корсунь, Треполь и другие.

Столица Ярослава, Киев, западным иностранцам казалась соперником Константинополя; ее оживленность, вызванная интенсивной для того времени торговой дятельностю, изумляла писателей-иностранцев XI века – показательно, что сын Ярослава, Всеволод, не выезжая из Киева, выучил пять языков. Украшая Киев многими новыми постройками, он обвел его и новыми каменными стенами («город Ярослава», устроив в них знаменитые Золотые ворота, а над ними — церковь в честь Благовещения. Ярослав основал в Киеве, на месте своей победы над печенегами, храм святой Софии, великолепно украсив его фресками и мозаикой, а также построил тут монастырь святого Георгия и монастырь святой Ирины (в честь ангела своей супруги). Прообразами этих построек были архитектурные сооружения Константинополя и Иерусалима. Завершение строительства совпало с созданием великого памятника древнерусской литературы, «Слова о Законе и Благодати», которое было произнесено будущим святителем Иларионом 25 марта 1038 года. Тогда же была написана первая русская летопись – т. н. «Древнейший свод».

Стержнем внутренней деятельности святого князя было содействие распространению Христианства на Руси, развитию необходимого для этой цели просвещения и подготовки священнослужителей из русских. Как в Киеве, так и в других городах, Ярослав не щадил средств на церковное благолепие, приглашая для этого греческих мастеров. При Ярославе приехали на Русь из Византии церковные певцы, научившие русских осьмогласному пению. Летописец Нестор отметил, что при Ярославе христианская вера стала «плодиться и расширяться, и черноризцы стали множиться и монастыри появляться». Когда в конце его княжения надо было поставить нового митрополита на Киевскую митрополию, Ярослав в 1051 году велел собору русских епископов поставить митрополитом святителя Илариона, первого архипастыря Русской митрополии родом из русских.

Чтобы привить в народ начала Христианской веры, Ярослав велел переводить рукописные книги с греческого на славянский и много сам их покупал. Собирая повсюду книгописцев и переводчиков, он умножил количество книг на Руси и постепенно ввел их в повсеместное употребление. Все эти рукописи Ярослав положил в библиотеку построенного им при Софийском соборе для общего пользования. Для распространения грамоты Ярослав велел духовенству обучать детей, а в Новгороде, по позднейшим летописным данным, устроил училище на 300 мальчиков.

Наконец, наиболее знаменитым Ярослав остался как законодатель. Уже в Новгороде, когда он был назначен туда наместником, его называли Правосуд – именно там и началась разработка писаных законов Руси. Ярославу приписывается древнейший русский памятник права — «Русская Правда» (также именуемый «Устав» или «Суд Ярославль»), являющийся сборником действовавших законов и обычаев, устном «Законе русском», который упоминался еще в договорах Руси с Византией. Русская Правда была дана Новгороду в 1016 году и явилась первым письменным кодексом законов – уголовным, гражданским и административным. Касался он прежде всего вопросов охраны общественного порядка. При Ярославе появился и Церковный Устав или Кормчая книга составленная на основе византийского Номоканона. В нем впервые были разграничены понятия греха и преступления: всякое преступление есть грех, но не всякий грех – преступление.
Характер и кончина

По отзыву летописи, великий князь «был хромоног, но ум у него был добрый и на рати был храбр». Описывая его характер, летописец говорит об уме, благоразумии, сострадании к неимущим, храбрости. Нрав Ярослава был строгим, а жизнь скромной, в отличие от его отца, любившего веселые пиры. Современники отмечали, что Ярослав был сам начитанным в богослужебных книгах человеком и владел большой личной библиотекой. Он, по словам летописца, считал книги «реками, способными напоить мудростью». Благоверного князя отличало усердие в вере. По одному из преданий, он велел вырыть кости князей Ярополка и Олега и, окрестив их, похоронил в Киевской церкви Успения Пресвятой Богородицы, надеясь этим избавить души их от вечной муки и погибели.

Скончался благоверный великий князь Ярослав Мудрый 20 февраля 1054 года в своей загородной резиденции Вышгороде, под Киевом. Похоронили его в мраморном гробу в заложенном им Киевском Софийском соборе. Один из подданных князя процарапал на стене храма надпись: «В лето 6562 месяца февраля 20-го успение царя нашего…». Разделив по себе земли между сыновьями и передав киевский престол старшему сыну Изяславу , он оставил им такое завещание:

«Вот я отхожу от сего света, дети мои. Любите друг друга, ибо вы братья родные, от одного отца и одной матери. Если будете жить в любви между собой, то Бог будет с вами. Он покорит вам всех врагов, и будете жить в мире. Если же станете ненавидеть друг друга, ссориться, то и сами погибнете, и погубите землю отцов и дедов ваших, которую они приобрели трудом своим великим».
Память, оценки и почитание

Княжение Ярослава ознаменовалось расцветом стольного града Киева и укреплением экономических и культурных связей между отдельными частями государства. Это была эпоха высшего процветания Киевской Руси. Своей деятельностью Ярослав так возвысился, что со временем за ним закрепилось прозвание «Мудрого». Имя благоверного великого князя Ярослава было внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II 8 декабря 2005 года.

Семья

Отец: св. равноап. Владимир Святославич (ок. 960-1015), вел. кн. Киевский.
Мать: Рогнеда Рогволодовна, в крещении Анастасия, кн. Полоцкая.
Жена: прп. Ингигерда Олафовна, в крещении Ирина, в иночестве Анна, блгв. принцесса Шведская.
Дети:
Илья (+ 1020), кн. Новгородский 1015 – 1020.
св. блгв. Владимир (1020 – 1052), кн. Новгородский 1043 – 1052.
Изяслав (1024 – 1078).
Святослав (1027 – 1076), кн. Черниговский.
Всеволод (1030 – 1093).
Вячеслав (1036 – 1057), кн. Смоленский.
Игорь (1036 – 1060), кн. Владимиро-Волынский.
Анна, королева Французская, жена Генриха I Капета.
Анастасия, королева Венгерская, жена Андрея I.
Елизавета, королева Норвежская, жена Гаральда Смелого.

Наконец-то Мудрый стал святым, — Интервью с прот. Георгием Коваленко

5 марта — день памяти святого благоверного князя Ярослава Мудрого.

С каких пор Мудрый — святой? Куда девались мощи благоверного князя из саркофага в Софии Киевской, если известно, что еще в начале ХХ века именно по ним был воссоздан его предполагаемый облик? Почему восстановление его почитания произошло именно сейчас, когда законы в государстве принимаются отнюдь не в пользу народа?

На эти и другие вопросы ответил в интервью один из инициаторов возвращения имени князя Ярослава в святцы Православной Церкви глава Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ протоиерей Георгий Коваленко. 

– Отец Георгий, князь Ярослав Мудрый каждому школьнику известен как политический деятель, личность историческая и выдающаяся. Но намного меньше людей знают, что он также был канонизирован Православной Церковью в лике святых. А когда и откуда лично Вы узнали, что он святой?

– Ярослав Мудрый – это великий князь и по титулу, и по делам. Если Владимира мы называем крестителем Руси, то Ярослава стоит называть просветителем Руси. Можно провести и более далекую, библейскую аналогию: если Владимира можно сравнивать с Давидом — царем, прославившимся, среди прочего, искренним раскаянием в своих грехах, то его сына Ярослава можно сравнивать с Соломоном — правителем, которому Господь благословил достроить Храм — в Киеве это Софийский собор. И фактически христианский облик Руси начал формироваться при Владимире, а завершен был Ярославом.

Для меня наоборот когда-то давно стало откровением, что Ярослава нет в наших святцах… Так назвали моего крестника, и я обратил внимание, что в православном календаре не было имени Ярослав. А я помнил, еще с того времени, когда только начинал свое послушание в храме, что в минее, где служба Всем святым земли Русской, Ярослав упоминается среди святых. Затем появилось такое репринтное издание — «Полный православный богословский энциклопедический словарь». Те, кто застал возрождение церковного книгопечатания начала 1990-х, помнят, что это была чуть ли не первая на то время книга в виде словаря. И в ней тоже Ярослав упоминался как святой. Ну и в довершение ко всему, в одном из томов богословских трудов – тоже чуть ли не единственной богословской серии, которая издавалась в советское время, была размещена икона благоверного князя Ярослава Мудрого. И как раз этот том попал мне в руки.

Скажем так, когда я сопоставил все это — что в календаре нет упоминания о Ярославе Мудром как о святом, несмотря на то, что многие источники указывали на его почитание, то встал вопрос: почему так? И возник он не только у меня. Сразу несколько человек примерно в одно и то же время задались этим вопросом, и так сложилось, что обсудили его между собой.

Собрав имеющиеся у нас материалы, мы обратились к главе Комиссии по канонизации при Священном Синоде УПЦ — тогда это был митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим. И владыка не только рассмотрел представленные нами факты, но и добавил другие материалы, так как он тоже этим вопросом в свое время интересовался.

Комиссия по канонизации, исследовав все факты, пришла к выводу, что Ярослав Мудрый почитался святым в домонгольский период. В более поздние века его почитание было распространено на местном уровне. А когда уже стали формироваться календари и святцы в том виде, в котором мы их имеем по состоянию на сегодняшний день, то его имя не было упомянуто. Скорее всего, составители либо просто не обратили внимания на этого святого, либо принципы, заложенные в формирование календарей, не учитывали киевской традиции.

Рассмотрев все материалы, свидетельства, Священный Синод Украинской Православной Церкви принял по-настоящему мудрое и правильное решение: Ярослав Мудрый не был вновь канонизирован, было восстановлено его почитание. 

 Получается, что Вы стояли, так сказать, у самых истоков этого процесса?

– Думаю, особую заслугу в процессе восстановления почитания вряд ли себе кто-то может приписать. Это витало в воздухе, это было очевидно.

– Есть идеи, с чем было связано то, что почитание прекратилось? Приблизительно когда это произошло? Известны ли подобные случаи, когда святого «забывали»?

– Вопрос, я думаю, стоит поставить несколько иначе: прекращалось не почитание, а официальное прославление.

Что касается других примеров, то только недавно в нашем календаре вновь появился святой Эдуард. До этого, я прекрасно помню, мы не крестили детей с таким именем, поскольку считалось, что его в святцах нет. Но оказалось, что есть святой Эдвард! Прославился он на Британских островах еще во времена неразделенной Церкви. И благодаря православной общине митрополита Антония Сурожского в Англии вернулось в календари нашей Церкви это имя.

Еще оказалось, что есть несколько святых с именем Виктория. В 1970-80 годах в нашей стране очень много девочек стали так называть, при этом священники традиционно не крестили их с этим именем. Моя знакомая, например, крещена как Вероника. Но потом выяснилось, что есть как минимум четыре святые Виктории. Теперь они вернулись в наши календари, и их почитание возобновилось.

Во всех этих случаях, думаю, есть свои объективные и субъективные причины. Кроме того, святых ведь намного больше, чем может включить месяцеслов нашего ежегодного настольного календаря. В свое время издавался «Полный месяцеслов Востока» — это три больших тома только с именами святых, а в нашем календаре — всего несколько страниц.

Что касается вопроса, почему было утеряно почитание великого князя Ярослава, то большое значение имеет тот факт, что святцы в нашей Церкви формировались в период, когда Киев был разграблен, практически разрушен и находился в таком, можно сказать, униженном состоянии. Фактическое восстановление статуса Киева – это времена Богдана Хмельницкого, а затем XIX век, когда праздновали 900-летие Крещения Руси. Это и ХХ век с юбилеем 1000-летия Крещения Руси и падением богоборческого атеистического режима. То есть, относительно недавно Киев восстановил то значение, которое он имел во времена Киевской Руси. Это значение восстановлено и в масштабах всей Русской Православной Церкви, и для  Украины — как столица, как престольный город Предстоятеля Украинской Православной Церкви.

Более того, если уже говорить о Ярославе и о Владимире – князьях наших, то возрождение украинской государственности требует образца для подражания, примера для воспитания детей в школах, для воспитания государственных деятелей. И неслучайно тот же Ярослав Мудрый считается покровителем юристов, и один из старейших и авторитетнейших юридических вузов Украины — Харьковская национальная юридическая академия — носит его имя. Неслучайно орден Ярослава Мудрого – одна из высших государственных наград Украины.

Думаю, что обращение к собственной истории, в том числе, к имени Ярослава Мудрого, было общественной и государственной тенденцией. Ведь даже один из центральных телеканалов назвал Ярослава самым великим украинцем.

– А есть данные о том, когда князь Ярослав был канонизирован?

– Процесс канонизации в домонгольский период и вообще в более ранние периоды Церкви был намного проще. Человека, который прославился своими трудами или подвигами, канонизировали довольно быстро. Происходило это, прежде всего, вследствие народного почитания, а само причисление к лику святых и внесение в святцы – это уже был финальный момент.

И сейчас народное почитание является главным основанием для канонизации. Почитание человека связано с оценкой его жизни и трудов, которые становятся известны людям. Как видим, прошли столетия, а народ помнит и чтит Ярослава, уважительно называя его Мудрым. А внесение его вновь в святцы – это еще одно подтверждение того, что и Церковью он почитается.

Есть еще такой момент. Когда Церковь канонизирует, она преследует также воспитательную цель. В случае с прославлением Ярослава Мудрого она показывает, что возможно достичь Царствия Небесного, праведности, святости, будучи руководителем государства, будучи князем.

– Кстати, а за что именно Церковь канонизировала Ярослава Мудрого? Ведь он был государственным деятелем, а не христианским подвижником.

– У Церкви есть разны чины святости. Есть апостолы, святители, равноапостольные, благоверные князья. Например, император Константин канонизирован как равноапостольный, есть также равноапостольный князь Владимир, есть благоверный князь Александр Невский. В каждой Церкви, в каждом народе были правители, которые так или иначе способствовали христианизации государства.

Повторюсь, Ярослава Мудрого можно считать просветителем нашего народа. При нем Киев стал христианским городом. Он построил множество храмов, открыл христианские школы для детей, создал библиотеку, о которой до сих пор ходят легенды. И это – христианское делание. Он фактически написал свод законов, которые, в общем-то, регламентировали отношения в обществе, при этом не противоречили христианскому мировоззрению и христианскому отношению между людьми. Он не мог бы всего этого сделать, если бы целью жизни для него не было просвещение своего народа светом Христовой истины.

– Получается, он прославлен в лике святых только за то, что хорошо исполнял свои обязанности…

– Можно сказать и так. Церковь прославила его, в том числе, как образец правителя. Чтобы на его житии можно было показать, что есть примеры в истории, когда глава государства и сам исполнял заповеди, и своих поданных этому же научал.

– В процессе причисления к лику святых, как правило, официально на церковном уровне утверждается житие подвижника, его иконографическое изображение, а останки объявляются святыми мощами. Что взято за основу жития святого благоверного князя Ярослава, какое иконографическое изображение, и как обстоят дела с мощами?

– Житие – это описание жизни святого. О Ярославе Мудром есть много книг и свидетельств, поэтому, скажем так, составление какого-то церковного жития большого труда не составляло. Житие – это выжимка из жизнеописания, краткая справка, которая должна подтвердить или обосновать, почему Церковь человека канонизирует.

Иконографическое изображение тоже было. То самое, о котором я уже упоминал — в одном из томов «Богословских трудов» советского периода. Правда, на иконе святому князю добавили в руки свиток и макет собора Софии Киевской.

Что касается мощей, то с ними получилась целая история. В конце 2000-х выяснилось, что в саркофаге в Софии Киевской нет тех останков Ярослава, которые были извлечены и описаны в 1930-е годы, и на основании которых был восстановлен предполагаемый облик князя.

Ярослав Мудрый

Возник вопрос, куда они могли деться? Их поисками в частности занималась предыдущая директор музея-заповедника «София Киевская» Неля Куковальская. Есть мнение, что мощи Ярослава Мудрого во время войны были вывезены из Украины в США и сейчас хранятся там в одном из приходов, основной костяк которого составляет община эмигрантов-украинцев. На тот момент, когда эта информация получила подтверждение, нужно было, чтобы в процесс включилось государство. Необходимо было решить вопросы идентификации мощей, вести переговоры с Соединенными Штатами, как страной, с общиной, у которой мощи пребывают.

Неля Куковальская обратилась с письмом к Блаженнейшему Митрополиту Владимиру с просьбой посодействовать с церковной стороны. Блаженнейший направлял письма и в Кабинет Министров, и в Министерство культуры, и в МИД. То есть, было желание и Церкви, и руководства «Софии Кивеской» начать этот процесс. Но в каком состоянии этот вопрос сегодня, мне неизвестно.

Но на все воля Божья. И точно так же, как через века было восстановлено почитание, так, я верю, должны будут вернуться и мощи благоверного князя Ярослава Мудрого, или хотя бы их частица, в Софию Киевскую, которая была им построена, и где многие века почивали его останки.

– Не так давно в столице был освящен храм во имя святого благоверного князя Ярослава Мудрого. Пока что он единственный в Киеве, а может быть, и в Украине. И первую Литургию в нем служили именно Вы. А как Вы считаете, насколько распространится в Украинской Православной Церкви почитание князя? Будут ли еще храмы в его честь?

– Думаю, почитание князя есть, и распространяется оно благодаря тем, кто к нему обращается в молитвах. А поскольку Ярослав Мудрый считается покровителем и юристов, и государственных деятелей, и ученых, можно даже назвать его покровителем студентов, то, думаю, каких-то искусственных средств для того, чтобы его знали и почитали, не нужно. Разве что, можно было бы активней доносить до людей информацию, что он и святой в Церкви, а не просто великий князь и мудрый государственный деятель.

Что касается храма во имя князя Ярослава Мудрого, то это была инициатива общины во главе с  настоятелем священником Сергием Баршаем, с которым мы много лет вместе служили, трудились в информационном пространстве. Думаю, у него стоит спросить, почему было выбрано покровительство именно Ярослава.

Но для меня большая честь, что первую Литургию в этом храме довелось возглавить мне. И кстати, богослужение в первый престольный праздник совершал архиепископ Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр — один из членов той небольшой инициативной группы, которая занималась вопросами восстановления почитания князя. И я воспринимаю это как определенный знак, что и святой Ярослав принял наши труды.

 

Архиерейский собор Русской Православной Церкви прошедший 2–3 февраля, 2016 г. прославил благоверного князя Ярослава Мудрого в качестве общецерковного святого (†1054, память 20 февраля / 5 марта; в високосный год 4 марта).

© 2017 ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ ЧУДОТВОРЦА НИКОЛАЯ НА ВОДАХ. Все права защищены.