8 октября память Преподобной Досифеи Киевской
Преподобный Досифей Киевский
27 июля 1993 г. Священный Синод Украинской Православной Церкви постановил (журнал № 14): «Благословить для местного почитания и прославления пяти старцев-подвижников Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры: 1. Рясофорный монах затворник Досифей… Память 25 сентября по ст. ст. 2. Иеросхимонах Феофил Христа ради юродивый… Память 28 октября по ст. ст. 3. Рясофорный монах Паисий Христа ради юродивый… Память 17 апреля по ст. ст. 4. Иеросхимонах Парфений… Память 17 марта по ст. ст. 5. Иеромонах Алексий… Память 11 марта по ст. ст. /…/ Память их праздновать в дни кончины каждого по старому стилю… Службу им править по чину общим преподобным».
Чин прославления пяти лаврских святых состоялся в тот же день за вечерним богослужением в Свято-Антоние-Феодосиевском Трапезном храме Киево-Печерской Лавры. Молитвенное призывание этих подвижников в чине прославления совершалось перед иконой с изображением всего их сонма, который в надписи на образе и в церковном обиходе последующих лет именовался Собором Новопрославленных Печерских святых. С иконы сделаны списки, но изображенный на ней сонм не имеет отдельного дня чествования: память каждого из подвижников отмечается в установленный для него день памяти и в день Собора Киево-Печерских святых (переходящее празднование во второе воскресенье Великого поста). Определением Архиерейского собора Русской Православной Церкви от 2-3 февраля 2016 года установлено общецерковное почитание преподобной Досифеи, затворницы Киевской.
Китаевская пустынь
...В 7 км к югу от Киево-Печерской Лавры расположена исторически связанная с ней Китаевская пустынь, основанная (или возрожденная на месте более древней обители) в 1716 г. Название пустыни связывают с прозвищем св. блгв. князя Андрея Боголюбского «Китай» из данной Лавре грамоты на угодья под Киевом, или с тюркским словом «китай» («укрепление») – в память о крепости, существовавшей в Х-XIII вв. на месте обители. Пустынь занимает урочище, по одну сторону которого стоят наземные постройки монастыря, а по другую возвышается холм с остатками древних земляных валов и пещерами с монашескими кельями. Создание здешних пещер историки датировали периодом со времен появления валов до основания обители.
С Китаевской пустынью связаны имена многих подвижников, первым из которых известен прп. Досифей Киевский
Документальные данные о нем обрывочны, а предания – разноречивы. Однако, при сравнении имеющихся сведений, достоверные можно отличить от нуждающихся в проверке.
В описи дел канцелярии Киевского генерал-губернатора за 1744 г. упоминается запрос «о жительствующих при Китаевской пустыни в ямах Досифею и Гавриилу, в кого они исповедуются и причащаются». Со ссылкой на лаврский архив, историк Виктор Аскоченский писал (1856), что во время своего визита в Киев в 1744 г. императрица Елизавета Петровна посетила обитавших в Китаевских пещерах монаха Досифея и беглеца Гавриила, из которых первому подарила кошелек с золотом, а второму позволила принять монашеский постриг и сама присутствовала при пострижении; проводив государыню, о. Досифей положил кошелек вне пещеры, в глиняном черепке; когда некий крестьянин из близлежащего с. Пирогова принес о. Досифею пищу, пещерник благословил гостя и молвил: «А у меня була самодержавна и щось дала мини»; подняв кошелек и увидев золото, крестьянин сказал о нем о. Досифею, но тот отказался от денег, и гость отнес подарок царицы в Лавру; по решению лаврской братии и с согласия о. Досифея, на эти деньги в Пирогове построили новую деревянную церковь.
В списках братии Лавры 1760 г. инок Досифей числится проживающим при Дальних пещерах. Архивное дело 1766 г. гласит: «Находящийся в Киево-Печерском монастыре на Дальней пещере монах Досифей… не только в Киеве, но везде, чуть не по всей России, разглашен затворником и немалым святцем». В том же деле сказано, что «за случающимся в свидании с ним многолюством… людям некоторым, бывающим у него, Досифея, по просьбе их дает иногда, что случится у него съестных вещей на памятку».
Цитируемое дело посвящено переводу о. Досифея из Лавры обратно в Китаево. Причиной явилась жалоба на о. Досифея от киевлянина Савича. Савич писал, что его жена, посетив о. Досифея, услышала от инока пророчество о принятии ею, мужем и детьми монашества в будущем, после чего отказалась от супружества, ушла в Киево-Флоровский монастырь и подала прошение о разводе. Жалобщик заявлял, что не согласен отпускать жену, и требовал «с оным монахом Досифеем поступить по законам».
При разбирательстве на вопросы священноначалия о. Досифей отвечал, что «ни ей и никому другому» никогда не говорил об уходе от мужа. Показания инока заверены подписью: «Монах Досифей, а вместо него, не умеющего писать, по его прошению канцелярист лаврский Григорий Забузский подписался». Можно предположить, что подвижник имел в виду будущее обоюдное согласие супругов отпустить друг друга в монастырь, но был неверно понят (примеры неверного толкования пастырских наставлений встречаются и поныне).
Не имея возможности провести очную ставку, «яко он, Савич, ныне в доме возымел отлучку», но желая оградить Лавру от недоразумений, священноначалие перевело о. Досифея в Китаево, «с тем, чтоб он тамо жил не затворническо, но в келии, как и другая братия, и в церковь Божию на всякое церковное пение вместе с прочею братиею неизменно всегда ходил». При этом с инока взяли подписку, что он «ни с кем разговоров никаких уединенно, без присутствия другого брата не имеет иметь. И пророчеств или предсказаний ни о чем… сказывать никому ж вовсе не будет, но… о своем и ближнего спасении молиться».
Сохранилось и архивное дело о кончине о. Досифея. 26 сентября 1777 г. датировано письмо настоятеля Лавры в Китаево: «Чрез послушника… докладываете Вы нам словесно, что монах Досифей скончался: в резолюции предлагается вам его, монаха Досифея, тело внесть в церковь и, отправив обыкновенное монашеское погребение, погребсти его по левую сторону каменной церкви». В деле имеется также рапорт из пустыни о том, что погребение «по левой стороне каменной церкви» совершено.
К концу XVIII в. относится изданная в журнале «Киевская старина» (1884) рукопись из фамильного архива Лашкевичей, которая, судя по слогу, представляла собой краткое «Житие» подвижника
Здесь сказано, что о. Досифей был родом из российских крестьян; желая стать монахом, но не имея отпускной грамоты от хозяина, он не смог принять пострига ни в России, ни в Киеве, и выкопал себе пещеру в горе при Китаевской пустыни; в 1744 г. подвижника посетила императрица Елизавета, которая велела постричь о. Досифея в рясофор; долго прожив после этого в пещере, о. Досифей, в связи с указом о запрете отшельничества, был переведен священноначалием в Лавру, где поселился на Дальних пещерах, а в 1774 г. – возвращен в Китаево, где жил в уединенной келье у пруда и почил в 1775 г. в возрасте около 100 лет.
1845 г. датирована рукописная «Повесть о пустынножителе Феофане», составленная последователями прп. Паисия Величковского (†1794) и хранившаяся в московском Симоновом монастыре. Ее содержание известно из краткого пересказа Н. Попова (1910). «Повесть» гласит, что в Лавре о. Досифею служил послушник Феофан, родом из украинских крестьян; когда Феофан захотел побывать в Палестине, о. Досифей послал его на Киевский Подол, велев отыскать там учеников прп. Паисия, пришедших из Молдавии для покупки книг; встретив молдавских иноков, Феофан отправился с ними в руководимые прп. Паисием монастыри; видя высокую духовную жизнь этих обителей, Феофан пожелал остаться в Молдавии, но прп. Паисий благословил послушника вернуться к о. Досифею, который почил в 1778 г.; после кончины о. Досифея Феофан удалился на Соловецкие острова и стал пустынником.
В печатном «Соловецком Патерике» (1873) помещено житие о. Феофана, из которого известны подробности общения подвижника с прп. Досифеем. Здесь говорится, что к моменту поступления Феофана в услужение о. Досифею, тот уже более 20-ти лет пребывал в затворе, беседовал с посетителями лишь через окно кельи, прозорливо обличал тайные прегрешения, предостерегал от грядущих бед и искушений, в предвещение исцелений и благоденствия дарил гостю просфору или жезл, а в предвещение кончины – ладан.
Отпуская Феофана в Киев, прп. Паисий молвил: «Еще немного послужи старцу, имеющему скоро скончаться, и, по благословению его, иди спасаться, куда он тебе укажет». Благословив Феофану идти на Соловки, о. Досифей почил на 53-м году жизни.
Могила прп.Досифея в Китаево
Позже выяснилось, что о. Досифей был девицей Дарией Тяпкиной, дочерью рязанских дворян, воспитывавшейся с 2 до 9 лет у родной бабушки – монахини Порфирии – в Московском Вознесенском монастыре
С принятием Порфирией схимы Дария была возвращена домой, где строго постилась и избегала развлечений, а в 15 лет тайно исчезла. Через 3 года родные узнали Дарию в одежде послушника в Свято-Троице-Сергиевой Лавре, а Дария, увидев их, ушла в Киев. Еще 20 лет спустя одна из сестер Дарии беседовала с о. Досифеем через окно затвора, не ведая, с кем говорит, а подвижник советовал не искать ушедшую ради Господа родственницу. Вторично сестра о. Досифея побывала в Киеве уже после кончины подвижника.
Версия об о. Досифее, как о девице, упоминалась и на обороте надгробного портрета, написанного Еленой Бердяевой (†1880) – духовной дочерью прп. Парфения Киевского: «Великий старец Досифей (девица) затворник. Скончался в 1776 г. в Китаевской пустыни, стоящий на коленях и в руке держащий хартию, на которой написаны были сии слова: «Тело мое приготовлено к напутствованию к вечной жизни, молю вас, братия, не касаясь, предать обычному погребению». Портрет изображает лик старца в монашеском кукуле, с морщинами на лице, но без бороды.
«Житие» прп. Серафима Саровского (†1833), составленное иеромонахом Иоасафом (1849), утверждает, что в юности о. Серафим – тогда курский юноша Прохор Мошнин – встречался с прп. Досифеем во время паломничества в Киев и получил от старца пророческое указание идти на монашеский подвиг в Саровскую пустынь. После канонизации прп. Серафима 1903 г. встреча двух подвижников была запечатлена на клейме одной из икон «Прп. Серафим Саровский с житием» (1904). Прп. Досифей изображен здесь седым старцем с длинной бородой.
В 1906 г. лаврский послушник Владимир Зноско издал брошюру «Рясофорный монах (девица) Досифей, затворник Киево-Печерской Лавры и первый руководитель-наставник пр. Серафима Саровского». Автор расширил версию жизни о. Досифея из «Соловецкого Патерика», добавив некоторые данные из рукописи архива Лашкевичей и рассказ о золоте императрицы, а также надгробный портрет с текстом предсмертной записки. Причиной обитания Дарии Тяпкиной в московском монастыре В. Зноско называет просьбу монахини Порфирии, высказанную родным, когда они, по пути на богомолье в Свято-Троице-Сергиеву Лавру, показали бабушке внучку. Уход Дарии в мужской монастырь обусловлен, как намекает В. Зноско, введенными в России в начале XVIII в. гражданской властью ограничениями на постриги в монашество.
Автор отмечает, что, выдавая себя за юношу, Дария повторила путь нескольких чтимых Церковью древних подвижниц, которые, в силу разных обстоятельств, монашествовали под чужими именами в мужских монастырях. Невозможность пострига Дарии до встречи с императрицей Елизаветой в Китаево в 1744 г. В. Зноско объясняет тем, что девушка выдавала себя за беглого крестьянина. Возвращение о. Досифея из Лавры в Китаево автор связывает с желанием старца уединиться от посетителей. По словам В. Зноско, найденный в своей келье почившим о. Досифей был погребен без переоблачения, как и просил в предсмертной записке; и лишь новый визит в Киев сестры о. Досифея открыл настоящее имя подвижника. Кончину о. Досифея В. Зноско датировал 25 сентября 1776 г. – по надписи на надгробии, приведенной в «Описании» Лавры митрополита Евгения (Болховитинова, †1837).
***
В литературе XIX – начала ХХ вв. отмечается почитание могилы прп. Досифея киевлянами и паломниками. Брошюра В. Зноско о прп. Досифее обрела популярность и не раз переиздавалась. Однако сам автор в письме к священноначалию Лавры отмечал, что предпринял попытку «собирания изустных преданий». В этом и заключается причина расхождений брошюры с архивными известиями. В начале 1990-х гг. на разоренном кладбище Китаевской пустыни, возрождаемой после закрытия в советскую эпоху, по уцелевшим преданиям было определено приблизительное место уничтоженного надгробия прп. Досифея и воздвигнуто новое .
СОКРЫТЫЕ СВЯТЫНИ КИТАЕВО. ТРИ РАССКАЗА О ЖЕМЧУЖИНЕ КИЕВА (ОЛЬГА ЛАПТЕВА)
Каменные ступени теряются в зелени холмов, скрывающих одну из подземных святынь Киева — пещеры Китаевской пустыни. Обычно посетители приходят сюда полюбоваться красотами парка и не подозревают, что гуляют над целым лабиринтом древних ходов. Здесь вас встретит особая тишина, в которой слышится присутствие Бога.
Это святое место пользуется среди верующих не меньшим почитанием, чем другие монастыри Украины. Что же представляют собой древние подземелья? Об этом мы побеседовали с теми, кто причастен к восстановлению Китаевских пещер и их жизни.
Рассказ 1
На сегодняшний день Китаевские пещеры находятся под опекой братии Свято-Троицкого Китаевского мужского монастыря. Архимандрит Сисой, благочинный монастыря, рассказал о возрождении и духовном значении святыни в жизни иноков и мирян.
— Батюшка, в Киеве довольно много подземных комплексов, это, пожалуй, одна из особенностей нашей столицы. Но что понуждало монахов рыть ходы и уходить туда? Ведь в городе было немало надземных монастырей…
— В пещерах можно полностью предаваться самому важному для монаха делу — богомыслию и молитве. Здесь исчезают шум и суета внешнего мира. Ничто не отвлекает, не мешает углубиться внутрь себя, вознести сердце и мысли к Богу.
Пример такой жизни подал нам преподобный Антоний, основавший Киево-Печерскую Лавру. Вскоре, подражая преподобному, многие ищущие подвига люди стали создавать свои места уединения. Так возникли другие пещерные комплексы — в Церковщине, на Зверинце, в Китаево.
Структура Китаевских и Лаврских пещер похожа, но Китаеские подземные ходы древнее. Как гласит предание, они существовали еще в дохристианские времена, когда здесь было древнее городище. Вырытые в глиняном лессе (слежавшийся песок с примесью глины), они расположены на глубине 5–20 метров от поверхности Китай-горы. Этот вид земной породы не пропускает воду, легко поддается обработке самым простым орудием. Вырытый в нем ход сохраняется на протяжении веков. Поэтому пещеры могли послужить древним людям в качестве убежища и жилища.
Лабиринты со временем расширялись и уходили вглубь горы. По дошедшим до нас сведениям, пещерные ходы расположены в несколько ярусов, с примыкающими к ним отдельными галереями и комнатами. Пещеры были соединены с посадом, который находился у подножия горы и нередко использовался защитниками городища в качестве потайного выхода.
Первые поселения пещерных отшельников образовались, вероятно, после 1240 года, когда Батый разрушил Киев. Однако это, конечно же, больше область преданий. А вот официальные, документированные данные о Китаевских галереях появляются в то время, когда здесь образовался скит Киево-Печерской обители.
На рубеже XVI–XVII веков наместником Лавры был архимандрит Елисей Плетенецкий. Он создавал островки Православия, где не принявшие унию монахи могли укрыться от гонений Польской короны. Одним из таких центров духовной жизни стало и Китаево. Здесь процветало пещерное монашество. Сюда отовсюду стекались паломники. Именно в это время распространилась молва об обители.
Но в 1771 году Екатерина II издала указ о запрете отшельничества. Монашествующим теперь предписывалось жить только в монастырях. Почти целое столетие пещеры оставались заброшенными, пока их в 1857 году случайно не обнаружил один из послушников пустыни. Тогда пещеры расчистили и приступили к постройке пещерного храма. Однако строительство пришлось отложить фактически до нашего времени.
Второе возрождение пещеры переживают сейчас, с восстановлением монастыря.
— Как восстанавливалась святыня в наши дни, после периода гонений на Церковь?
— Мы начали с того, что в 1993 году восстановили Китаевский скит Киево-Печерской Лавры. Первым скитоначальником был назначен известный духовник схиархимандрит Феофил (Россоха). География его служения — от Туркменистана до Одессы. И везде, где бы он ни появлялся, начинала кипеть духовная жизнь. С прибытием старца в монастырь стали возрождаться храмы и пещеры. Под его руководством проложили спуск к пещерам, позже построили часовню над входом в лабиринт, отреставрировали подземный храм, который в 2000 году был заново освящен в честь Собора Божьей Матери. Много богомольцев приходит именно сюда — на службы, совершаемые под землей. Здесь царит особая атмосфера — тихо, молитвенно, чувствуется присутствие Богородицы.
— А в чем главная особенность духовной атмосферы пещерного храма?
— Под землей нет суеты, не с чем сверять время, оно здесь течет куда медленнее, чем наверху. В пещерах происходит соприкосновение человека со святыней, и это не проходит бесследно. Даже недолгого пребывания здесь достаточно для внутреннего преображения.
— Пещеры известны и почитаемы, к ним стекается много паломников. А в чем заключается духовная польза от их посещения?
— Здесь происходит соприкосновение человека со святыней, и это накладывает свой отпечаток на пришедшего. Некоторые богомольцы регулярно приходят сюда помолиться и, умиротворив душу, снова возвращаются в мир. Другие приходят реже. Иногда заглядывают туристы, интересующиеся древностями и историей. Но удивительно, как благодать этого святого места действует на человека. Однажды я стал свидетелем того, как изменились после посещения пещер беззаботные озорные школьники, став серьезными и задумчивыми.
В тишине и сумраке подземелий легче переосмыслить свою жизнь, выделить главное, особенно, видя аскетические условия, в которых жили подвижники. Иногда посетителя посещает чувство, что здесь молитва особо близка к Богу. Нередки случаи, когда молясь в пещерах, а также перед другими святынями монастыря, молящиеся получали просимое.
— А почему пещеры считаются святым местом?
— Вообще-то Бог на всяком месте присутствует. Но пещеры, ко всему прочему, освящены подвигом и молитвами святых, которые там подвизались. Когда оказываешься этих галереях, появляется чувство благоговения, понимание, что святые, жившие здесь, продолжают молиться за нас перед Отцом нашим Небесным.
— Влияют ли пещеры на жизнь монастыря?
— Да. Во-первых, это известное место паломничества. Во-вторых, достопримечательность и часть археологического заповедника. Поэтому монастырь прилагает усилия для того, чтобы поддерживать их в надлежащем состоянии и создать условия для паломников и гостей.
Время посещения пещер людьми привязано к ритму монастырской жизни. Попасть в подземелье можно в перерыве между утренним и вечерним богослужениями.
В свободное от послушаний время и сама братия часто приходит сюда молиться.
Но и сам монастырь — особенное место. Он весь стоит на мощах. Возле него раньше было большое монастырское кладбище, где четыре столетия подряд хоронили братию Китаево и Лавры. Сейчас это кладбище восстанавливается. Под храмом и во дворе, где сейчас выложена плитка, похоронены братья и благочестивые потомки знатных родов.
Мы практически ходим по мощам и чувствуем поддержку почивших здесь святых.
Например, под Троицким храмом, по преданию, погребена преподобная Досифея. Благодаря этой святой с монастырем тесно переплелись жизненные пути еще двух великих подвижников, особо нами почитаемых — Сергия Радонежского и Серафима Саровского. Предок Досифеи Василий в числе свиты Дмитрия Донского встречался с преподобным Сергием Радонежским и получил от него благословение на ратный подвиг на Куликовом поле. А батюшку Серафима на монашество благословила лично Досифея.
— Что пещеры значат для вас, современных насельников обители?
— Для нас это место, где можно уединиться, помолиться. Без пещер нельзя представить Китаевскую пустынь. Они неотъемлемая часть монастыря. Каждый, кто приезжает в Китаево, должен обязательно посетить пещеры, чтобы самому почувствовать благодать этого святого места.
Рассказ второй
Сразу после того, как пещеры были открыты для посещения, они стали привлекать паломников. Александр Ворсин более десяти лет сопровождает экскурсионные группы в это святое место. Мы попросили его рассказать — как видятся пещеры глазами гида.
— Вы стали проводить экскурсии в период, когда Китаево стало возрождаться из небытия. Вы помните свои первые впечатления от встречи с этим местом?
— Пещеры поразили меня своей первобытностью. Я понимал, что эти стены остались точно такими, какими были при жизни преподобной Досифеи. В Киево-Печерской Лавре стены укреплены кирпичной кладкой, оштукатурены, побелены, пол выложен чугунными плитами. Все это спасло пещеры от разрушения, которое могло произойти из-за большого количества паломников. Подземелья Китаево не были столь массово посещаемы и благодаря этому долгое время оставались в первозданном виде. Ещё несколько лет назад там были земляные своды светло-коричневого цвета, с потолков свисали корни растений. Сохранился микроклимат пещер, их молитвенное настроение. Недавно пещеры Китаево побелили, часть коридоров укрепили кирпичной кладкой, но 80 % подземелий все равно остались нетронутыми.
— Долгое время пещеры и монастырь были скитом Киево-Печерской Лавры. Как это повлияло на атмосферу этого места?
— Принадлежность Лавре больше отразилась на архитектуре наземных храмов, на хозяйственной деятельности. В Китаево до наших дней сохранились живописные искусственные озера, где раньше разводили рыбу, которую поставляли в Киево-Печерскую Лавру. Сейчас вдоль этих озер можно гулять, наслаждаясь тишиной и окрестными видами. Затворники же особо не участвовали в отношениях между скитом и монастырем. Потому сами пещеры сохранили самобытную атмосферу этого уединенного места, пронизанную молитвенным настроением живших здесь подвижников.
— Много известно о затворнице Досифее. Но были ведь и другие затворники. Что вы знаете о них?
— К сожалению, о жизни других затворников нам ничего не известно. В пещерах, несомненно, подвизались и другие монахи, но кто это был, мы не знаем.
Однако и жития святой Досифеи достаточно для прославления этого места. Ее подвиг уникален. Она так сильно хотела посвятить себя Господу, что до самой смерти скрывалась под обликом мужчины. Не отступила девушка от своего намерения, даже когда ее дважды отказались постричь в монахи. Избрала подвиг затвора и поселилась в пещерах Китаевской пустыни.
Однажды я проводил экскурсию для группы, в которой было несколько медиков. После подъёма на поверхность, они стали перечислять мне диагнозы, которые настигнут человека через несколько месяцев жизни в условиях темноты и сырости. А преподобная Досифея прожила в затворе целых 30 лет.
— В чем, на Ваш взгляд, ценность Китаевских пещер?
— Благодаря этим пещерам у нас есть возможность увидеть собственную немощь, сравнивая себя с теми подвижниками, которые смогли переступить через нездоровье, самолюбие, привязанность к комфорту и несли подвиги, несравнимые с теми, что мы в состоянии сегодня понести.
— А лично Вы что пытаетесь донести во время экскурсий?
— Стараюсь как можно интереснее подать информацию, чтобы она коснулась сердца человека. Результат поездки может быть неожиданным. У моей супруги (она тоже трудится в сфере паломничества) были случаи, когда люди во время посещения святынь первый раз в жизни причащались. А у одного коллеги был даже случай крещения паломника. Особенно радует, если в группе оказывается «случайный» человек, который начинает поездку в качестве туриста, а заканчивает ее с совершенно другим душевным настроем. Ради таких моментов стоит работать.
Рассказ третий
История Китаевских пещер таит в себе много неизведанного из-за отсутствия научных сведений. Доступная для посещения часть лабиринтов была впервые изучена только в 90-е годы. Тогда экспедицией Музеи истории Киева руководил археолог и спелеолог Тимур Бобровский. Он поделился результатами своих исследований.
— С чего началась история пещер Китаево?
— Все археологические материалы, которые были найдены в пещерах, датируются временем не ранее XVII века. О существовании же пещер в более ранний период научных данных нет. Возможно, что-то удастся обнаружить в ходе дальнейших исследований, ведь на данный момент пещеры изучены лишь частично.
— Раньше проводились здесь раскопки?
— Наш отдел «Киев подземный» Музея истории Киева был первым, кто начал проводить раскопки в доступной ныне для посещения части пещер. Длились эти работы недолго, всего лишь несколько месяцев. Также в начале ХХ века были поведены раскопки под руководством Александра Эртеля. Но велись они примерно в километре от места наших работ. Там, в виноградном саду, сохранилась целая группа пещер, которые на данный момент сильно обвалены, и по этой причине мы не смогли их исследовать. Все найденные на тот момент предметы не дошли до наших дней. Сохранилась лишь статья с упоминанием о пещерах и описанием исследований.
— И что удалось обнаружить в ходе ваших исследований?
— В основном это были остатки керамики XVII–XVIII века, а в пещерной церкви, на престоле, был найден деревянный крест афонского образца. Крест отреставрирован и сейчас хранится в фондах Музея истории Киева.
— Что представляли собой пещеры на момент ваших раскопок?
— Подземелья были сильно обрушены. Попасть в них можно было только ползком. Первым делом мы расчистили и укрепили центральную галерею. Расчистили кельи, пещерную церковь. Эти пещеры, в отличие от Лавры и Зверинца, использовались только для жилья, братию в них не хоронили. Также чуть в стороне мы нашли еще одну пещеру с кельями и храмом. Она сейчас законсервирована до тех времен, когда будет возможность проводить в ней раскопки.
— Значит, в Китаево есть и другие пещеры, которые на данный момент не изучены?
— Да, на Китай-горе и в ее окрестностях много таких пещер. Что они собою представляют — пока что остается тайной.
— В чем особенность Китаевских пещер по сравнению с другими пещерами Киева?
— Прежде всего, это их расположение. Они находятся в толще холма, где в древнерусский период располагалось городище — небольшой замок-крепость, рядом сохранились курганы с захоронениями воинов-дружинников Эти памятники имеют археологическую и историческую ценность. Сами пещеры сделаны по образцу галерей Киево-Печерской Лавры, но природное и историческое их окружение делает это место по-своему уникальным.
СПРАВКА
Святая преподобная Досифея
Пещеры Китаевской пустыни стали широко известны во многом благодаря святой преподобной Досифее, которая сделала их местом своих подвигов. Будущая подвижница родилась в семье рязанских дворян Тяпкиных в 1721 году. Родители назвали дочку Дарья. Детство девушки прошло в московском Вознесенском монастыре, где она с двух лет жила вместе со своей бабушкой — монахиней Порфирией. Когда ребенку исполнилось 9 лет, родители забрали Дарью домой, но сердце ее навсегда осталось в монастыре. Больше всего на свете она желала стать монахиней и посвятить свою жизнь Богу.
Чтобы осуществить свой замысел, девушка решила убежать из дома. А чтобы ее не нашли и не вернули назад, состригла волосы и переоделась в мужское платье. В таком обличье 16-летняя Дарья пришла в Троице-Сергиеву Лавру, где выдала себя за беглого крестьянина Досифея. Три года она пробыла в монастыре на послушании, а потом ее случайно обнаружили родные. Девушка тайно оставила монастырь и направилась в Киево-Печерскую Лавру, надеясь, что там ее мечта постричься в монахи осуществится. Но долгий и трудный путь оказался напрасным — в Лавру ее не приняли.
Тогда Дарья решилась на непростой выбор. Ископала себе пещеру в окрестностях Киева и поселилась в ней, ведя строгую подвижническую жизнь. Питалась только хлебом и водой и никогда не разжигала огня. Вскоре подвиги затворника Досифея стали известны далеко за пределами Киева. Многие приходили к нему за советом и утешением. В 1744 году его посетила сама императрица Елизавета Петровна. Узнав, что Досифей не является монахом, она повелела постричь его в рясофор, что было исполнено на следующий же день. Так неожиданно исполнилось самое заветное желание подвижницы. Позже за благословением к Досифею придет юноша Прохор, которому Досифей велит подвизаться в Сарове, благословляя на подвиги будущего святого — Серафима Саровского. Скончался Досифей 25 сентября 1776 года.
Монахи, пришедшие в келию, увидели его стоящего на коленях, словно продолжающего молиться Господу. В левой руке своей он держал записку: «Тело мое приготовлено к напутствованию вечной жизни; молю вас, братия, не касаясь, предать его обычному погребению». И только по смерти Досифея стало известно, что затворник был не мужчина-монах, а девица Дарья из рода Тяпкиных. Место погребения преподобной Досифеи находится у северной стены Троицкого храма.
Святой преподобный старец Феофил, юродивый Христа ради
Родился в октябре 1788 года в городе Махновке, в семье священника Андрея Горенковского и был назван Фомой. С рождения Фома отказался от груди, что стало причиной охлаждения матери к малышу. Постепенно ее неприязнь переросла в ненависть, она решила избавиться от странного младенца и велела служанке утопить его. Но ребенок был храним Богом — дважды служанка бросала его в реку, и дважды воды выносили его на берег невредимым. Когда же мать собственноручно бросила сына под водяную мельницу, колеса остановились и не двинулись с места до тех пор, пока малыш не был вытащен из воды. Отец, чтобы спасти сына, отдал его на воспитание кормилице. С тех пор мальчик воспитывался разными людьми, а в 1812 году стал послушником Киево-Братского монастыря. В 1821 году он был пострижен в монахи с именем Феодорит, а в 1834 году принял схиму с именем Феофил.
С 1849 года старец проживал в Китаевской пустыни. Еще в Киево-Братском монастыре он принял на себя подвиг юродства Христа ради и продолжил его в Китаево. Были люди, которые смеялись над ним, но многие почитали и приходили за советом и благословением. Слова старца часто оказывались пророческими. Избегая людской славы, он всячески пытался уменьшить поток посетителей. Прятался от них в монастырском саду, намазывал порог своей кельи дегтем или смолой. Но людей простых, богобоязненных принимал, а бедным давал еду и новую одежду. Из Китаевской пустыни блаженный выезжал на бычке. Садился спиной к животному и всю дорогу читал «Псалтирь». У бычка не было ни упряжи, ни вожжей, но без всяких усилий со стороны хозяина он доставлял старца именно туда, куда тому было нужно.
Преподобный Феофил предсказал и указал место основания в Киеве трех монастырей — Ионинского, Покровского и Преображенской пустыни. День своей смерти он также знал заранее. Попросил принести ему в келью Святые Дары и, причастившись, к вечеру отошел ко Господу. Могила иеросхимонаха Феофила находится рядом с могилой преподобной Досифеи, а недавно обретенные мощи — в храме св. Двенадцати Апостолов.
Молитва преподобной Досифее, Киевской затворнице
О прекрасная невесто Христова, чистая голубице, позлащенная Духом Святым, девственная похвало и пещерная собеседнице ангелов, под спудом мира сего скрывшаяся, но на свещнице церковнем высоце самим Богом поставленная, преподобная мати Досифее! Что достойное в дар тебе принесем кроме смиренных и грешных молений наших, яже приимши, очисти я святыми твоими молитвами и принеси к Жениху твоему, Христу Богу нашему.
Ублажаем тя, обители Китаевския украшение, наша заступнице и хранительнице во тьме греховней блуждающым, яко звезда путеводная путь ко Христу указующая. Ты яко храбрый воин Христов в борьбу с духом злобы вступила еси, немощь женскую презирая, и мужеством от Бога укрепляема, сохранила еси цвет девства и чистоту целомудрия твоего, между мужами житие провождая и Досифеем ради сокрытия от мира нарекшаяся.
Моли Бога о нас, о преподобная мати, да не яростию своею обличит нас Господь, ниже гневом своим накажет нас за премногия грехи нашя, но милостию своею да оградит нас и да дарует нам время на покаяние и исправление.
О преподобная Досифее! Всех собравшихся во храме сем и с любовию чтущих святую память твою, твоим заступлением осени, и испроси у Царя сил, Емуже со ангелы предстоиши, коемуждо благоприятная во временней жизни сей, паче же помози нам небеснаго Царствия достигнути твоими теплыми молитвами и ходатайством ко Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.