22 октября – память праведных Авраама праотца и его племянника Лота (2000 г. до Р. Х.)

f

После смешения Богом языков в Вавилоне люди, разделившись на многие народы, забыли истинного Бога и стали поклоняться идолам. Тогда Господь повелел Авраму: «Выйди из земли твоей. Я произведу из тебя великий народ, благословлю тебя и возвеличу имя твое». С верою и покорностью приняв повеление Божие, Аврам вышел из Ура Халдейского и со своей женой Сарой и племянником Лотом поселился в земле Ханаанской.

Вскоре Лот отделился от Аврама, но город, где он поселился, был захвачен врагами, и Лот попал в плен. Аврам вооружил своих рабов, разбил неприятелей и освободил Лота. Когда Аврам возвращался с победой, навстречу ему вышли цари. Мелхиседек, царь Салимский, священник Бога Всевышняго, вынес хлеб и вино и благословил Аврама. Сам Господь был с Аврамом и заключил с ним завет, сказав: «Посмотри на небо и сочти звезды, если только можешь, столько у тебя будет потомков». Когда Авраму исполнилось 99 лет, Господь явился ему и сказал: «Я — Бог Всемогущий; ходи пред Лицем Моим и будь непорочен: и Я поставлю завет Мой с тобою и дам тебе многочисленное потомство. Теперь ты не будешь называться Аврамом, но да буде тебе имя Авраам; ибо Я сделаю тебя отцом множества народов. Жене же твоей да будет имя Сарра. И родит тебе сына, и имя ему буде Исаак».

У дубравы Мамре, где поселился Авраам, ему явился Господь под видом трех странников, прообраз Пресвятой Троицы. Приняв с почестями и щедро угостив гостей, Авраам обрел благоволение Божие. Один из гостей сказал: «На сле­дующий год, когда я опять в это время буду у тебя, у жены твоей будет сын». Было открыто Аврааму и о намерении Господа погубить жителей городов Содома и Гоморры, погрязших в грехе. Авраам испросил избавления от кары своего племянника Лота, который жил праведной жизнью в Содоме. В дом Лота пришли два Ангела в виде странников. Содомляне стали требовать выдачи их. Тогда Ангелы поразили содомлян слепотой, а Лоту и его родственникам повелели уходить из города в горы. «Спасай душу свою и не оглядывайся назад», — сказали они. После их ухода Содом и Гоморра были поражены сошедшим с неба огнем с серой, и вся страна та превратилась в соленое озеро, сегодня Мертвое море. Жена Лота не исполнила повеления Ангела. Обернувшись назад, она превратилась в соляной столб.

Когда Аврааму исполнилось сто лет, Сарра родила ему сына Исаака. Тогда Авраам повелел своей служанке Агарь, от которой у него был сын Исмаил, покинуть дом. Любя Авраама, Господь произвел от Исмаила многочисленные аравийские народы. И вот после многих лет жизни Господь посылает Аврааму последнее испытание, превосходящее силы обыкновенного человека. Испытывая веру Авраама, Бог сказал ему: «Возьми сына твоего единственного, которого ты любишь, Исаака, пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, которую Я тебе укажу». Несмотря на великую печаль, Авраам повиновался воле Господней и пришел с сыном на гору Мориа. Он разложил костер. И сказал Исаак Аврааму: «Отец мой! Вот огнь и дрова, где же агнец для всесожжения?» Авраам отвечал: «Бог усмотрит Себе агнца, сын мой». Связав Исаака, Авраам положил его на жертвенник и, взяв нож, протянул свою руку, чтобы заколоть его. Но в этот момент он услышал голос Божий: «Авраам! Не поднимай руки своей на отрока, ибо теперь Я знаю, что ты боишься Бога и не пожалел сына твоего единственного для Меня». Авраам развязал Исаака и, увидев овна, запутавшеюся в кустах, принес его во всесожжение.

Спустя несколько лет скончалась Сарра, и Авраам вступил в новое супружество с Хеттурою, от которой имел еще шестерых сыновей. Прожив сто семьдесят пять лет, Авраам мирно предал дух свой Господу Богу. От него, как родоначальника народа Иудейского, произошел Сам Христос, и все истинно верующие во Христа называются сынами Авраама.

22 октября (9 октября ст.ст.) Память прав. Авраама, праотца и племянника его Лота (2000 до Р.Х.).

Дни памяти: 22 октября (нов. ст.) 9 октября (ст.ст.) и в Неделю святых праотец (Празднуется в предпоследнюю неделю перед Рождеством (в воскресенье приходящееся между 11 и 17 декабря)). 


Праведный Авраам

О праведном Аврааме праотце и племяннике его Лоте см. в книге Бытия, 12–25.

Родословие Авраама восходит к Симу (Быт. 11, 10-26), его отцом был Фарра, у которого родились сыновья: Аврам, Нахор, Аран (Быт 11, 26). С Авраама начинается новый этап «священной истории» послепотопного времени: прежнему ходу домостроительства Божия противопоставляется новое начало истории с Авраама (ср. Быт 11, 4 и Быт 12, 2). 

Книга Деяний святых Апостолов говорит о том, что Бог явился Аврааму еще в Месопотамии, прежде переселения в Харран (Деян 7, 2). Вместе со своим отцом Фаррой, племянником Лотом и женой Сарой он вышел из крупного по тем временам нижнемесопотамского города Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаан (Быт 11. 31). Фарра, который, как и отцы Израилевы, служил иным богам (Нав 24, 2), не дошел до Ханаанской земли и умер в Харране (Быт 11, 32). 

75-летнего же Авраама Господь призывает идти дальше: "...пойди из земли твоей, от родства твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе" - и дает ему обетование о великом потомстве и благословении: "И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое; и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные" (Быт 12, 1-3). 

Переселившись в Ханаан, Авраам дошел до Сихема. Там данное ему обетование было дополнено: Господь обещает отдать потомству Аврааму эту землю (Быт 12, 7). Авраам поселился в достаточно густо населенной по тем временам части Ханаана. 

В местах явления Господа Авраам строит Ему жертвенники, ставшие впоследствии святынями (Быт 12, 7 - в Сихеме; Быт 12, 8 - в Вефиле; Быт 13, 8 - в дубраве Мамре близ Хеврона). 

Из-за начавшегося в Палестине голода Авраам со своими людьми переходит в Египет. Здесь он выдал Сару за свою сестру, чтобы египтяне, увидев красоту Сары, не убили его. Целомудрие Сары было сохранено Богом, поразившим фараона и дом его; Авраам же с семейством вернулся в Ханаан, получив большие дары от фараона (Быт 12, 10-20).  


Путешествие Авраама


Между пастухами Авраама и Лота, имевшими большие стада, возникли споры, которые привели к разделу их территорий: Лот избрал себе землю в нижнем течении Иордана, Авраам же оставил за собой землю Ханаанскую. После этого Господь повторил обетование отдать Аврааму и его потомству навсегда всю землю Ханаанскую и умножить потомство Авраама как «песок земной» (Быт 13, 14-17). Во главе вооруженного отряда Авраам нанес поражение эламскому царюи его союзникам, напавшим на царей долины Сиддими захватившим его племянника Лота (Быт 14, 13-16). 

В этом рассказе об Аврааме впервые в Ветхом Завете появляется слово «еврей» (Быт 14, 30). По возвращении с войны произошла встреча Авраама и Мелхиседека, царя Салимского, священника Бога Всевышнего, который вынес Аврааму хлеб и вино и благословил его, Авраам же, в свою очередь, выделил Мелхиседеку десятину от добычи (Быт 14, 17-24). 

Бездетному, состарившемуся Аврааму, готовому уже назначить наследником своего управляющего Елиезера, Бог дает обетование о наследнике и умножении потомства, которое будет столь же многочисленно, как звезды на небе (Быт 15, 5). Авраам поверил в это обетование, и Господь вменил это ему в праведность. 

Господь заключил с Авраамом завет, который сопровождался жертвоприношением, предсказал ему судьбы его потомков, вплоть до их возвращения в Ханаан из египетского рабства, и определил границы будущего израильского государства - «от реки Египетской до великой реки Евфрата...» (Быт 15, 7-21). 

Тем временем престарелая Сара, согласно существовавшему обычаю, предложила Аврааму «войти» к ее служанке Агари, чтобы Сара могла «иметь детей от нее»; так у Авраам родился сын Исмаил(Быт 16). Господь вновь явился Аврааму и сообщил ему требование, относящееся ко всей его жизни: «Ходи предо Мною и будь непорочен» (Быт 17, 1). Он заключил с Авраамом «завет вечный», дав обетование о том, что тот станет отцом множества народов, а Господь будет Богом Авраама и его потомкам, рожденным от Сары (Быт 17, 8).  


Переселение Авраама, Й. Мольнар, 1850 г


Вступление в вечный завет сопровождалось изменением имен Аврам (отец высок) и Сара на Авраам (т. е. отец множества народов - Быт 17, 5) и Сарра. Кроме того, как знамение завета Бог установил обрезание всякого младенца мужского пола (ст. 9-14) и благословил Сарру, предсказав, что наследником завета будет именно ее сын Исаак, а не сын Агари Исмаил, который однако также получил благословение (ст. 16-21). 

Бог еще раз явился Аврааму в виде трех странников (Быт 18), которых Авраам и Сарра гостеприимно встретили. Господь вновь обещает Аврааму, что Сарра родит сына. От Авраама путники отправились покарать нечестивые города Содом и Гоморру. Авраам же ходатайствует пред Господом о помиловании города, в котором найдутся хотя бы 10 праведников (Быт 18, 22-33). 

Во исполнение обетования о сыне у девяностолетней Сарры Сарры и столетнего Авраама родился Исаак (Быт 21, 5), затем последовало удаление Исмаила и Агари(Быт 21, 9-21). 

Тяжелейшим испытанием веры Авраама явилось повеление Господа принести в жертву обетованного наследника Исаака: «Возьми сына твоего единственного, которого ты возлюбил, Исаака, и пойди в землю Мориа и принеси его там в жертву всесожжения» (Быт 22, 2). Авраам повиновался, но в последний момент Ангел Господень останавливает жертвоприношение, и вместо Исаака в жертву приносится овен. В награду за веру и покорность Авраама Господь подтвердил с клятвой данные ранее обетования: благословения, умножение потомства и благословения в семени Авраама всех народов земли (Быт 22, 15-18). 

После смерти Сарры Авраам женился на Хеттуре и имел от нее еще 6 сыновей (Быт 25, 1-4). Умер Авраам в возрасте 175 лет, «в доброй седине, престарелый и насыщенный [жизнью]» и был погребен в пещере Махпела - месте погребения Сарры (Быт 25, 7-10). 

Более поздние библейские авторы и межзаветная литература, восстанавливая в евреях веру (Ис 51, 2), напоминает о любви Бога к Аврааму (Авраам - «друг Божий»: 2 Пар 20, 7; ср. Ис 41, 8) и клятвенном обетовании Господа, что Он даст потомству Авраама землю (Исх 32, 13; Исх 33, 1; Втор 1, 8; Втор 6, 10; Втор. 7, 2 и др.), об избрании Авраама (Неем. 9, 7-8). Для эллинизированных иудеев Авраам остается примером покорности Господним заповедям (Сир 44, 20; 1 Мак 2, 52; Юб 6. 19; 4 Мак 16, 20 и др.), воплощением эллинистического идеала добродетели (Прем 10, 5; 4 Мак 16, 20; Philo. De Abrahamo. 52-54). 

Значение Авраама в свете Нового Завета


В Новом Завете Авраама вместе с Моисеем наиболее часто упоминаемые праведники Ветхого Завета. Писатели Нового Завета признают значение Авраама в истории спасения Израиля (Мф 8, 11; Мк 12, 26; Лк 16, 22-24; Лк 19, 9]]; отец Иоанна Предтечи Захария и Богородица восхваляли в своих гимнах обетование и завет Бога с Авраамом (Лк 1, 55, 73) и то,что Израиль есть семя Авраама (Лк 13, 16; Лк 16, 24; Лк. 19, 9 и др.), но эта причастность к детям Авраама отвергается как условие, достаточное для спасения, на что надеялись иудеи (Ин 8, 33; Мф 3, 9; Лк 3, 8), ибо Господь Иисус больше Авраама (Ин 8, 52-59). Подчеркивается недостаточность быть только потомком Авраама по плоти («семя Авраама», Ин 8, 33, 37), только верующие во Христа, те, кто совершают дела Авраама, суть подлинные дети Авраама. 

Благословение Авраама и завет с ним исполнились в Иисусе Христе (Деян 3, 25). Евангелист Матфей начинает родословие Иисуса с Авраама (Мф 1, 2), чтобы показать, что Мессия Иисус не только сын царя Давида, но и истинный потомок Авраама (Мф 1, 1), на котором сбылись пророчества Ветхого Завета. Евангелист Лука упоминает Авраама не только как одну из фигур в родословии, восходящем к Адаму (Лк 3, 34), но и как выдающуюся личность в истории Израиля (Деян 3, 13; Деян. 7, 32; Деян. 13, 26; ср. Деян. 7, 2-8, 16-17). Ап. Павел подчеркивает исторические привилегии Израиля также с помощью выражения «семя Авраама» (Рим 9, 7; Рим. 11, 1; 2 Кор 11, 22;), однако настоящее эсхатологическое сыновство признает только за детьми обетования (Рим 9, 7-9; Гал 4, 22-31), т. е. за теми, кто принял веру. 

Именно вера Авраама имеет решающее значение для решения вопроса о соблюдении ветхозаветного Закона. Авраам - прототип верующего, доказательство того, что не только иудеи, но и язычники могут достигнуть спасения, уверовав во Христа (Рим 4). Св. ап. Павел подчеркивает именно обетование Аврааму и его веру: еще необрезанный Авраам оправдан благодаря своей вере и в силу данного по благодати обетования (Рим 4, 13-15). Согласно Гал 3, благословение Авраама народам понимается как весть об оправдании язычников (Гал 3, 7-9): только те, кто верят во Христа, суть семя Авраама и наследники обетования (Гал 3, 29). 

Подчеркивается спасительное преимущество обетования Авраама перед Законом Моисея (Гал 3. 17-18), ибо обетование Авраама рассматривается как «завет о Христе», а под «семенем» ап. Павел понимает Самого Христа (Гал 3. 16), но тем самым и всех верующих во Христа, являющихся членами единого Тела Христова(1 Кор 6. 15; 12. 27). Иак 2. 21-24 называет Авраама, получившего оправдание по его делам, образцом покорности воле Бога 


Авраам приносит в жертву Исаака, Е. Рейтен, 1849 г.

 

Значение Авраама в христианском богословии


Авраам приносит в жертву Исаака, Е. Рейтен, 1849 г. 
В последующей христианской традиции идеи новозаветного богословия нашли свое развитие: ветхозаветные патриархи познали тайну Закона, заключающуюся в том, что обетование Авраама исполнилось во Христе, и христиане т. о. вправе называть Авраама своим отцом, а себя - избранным народом. 

Отцы Церкви и христианские писатели использовали историю Авраама для наставления в добродетели, как назидательный урок благочестия, видят в ней прообразования, указывающие на новозаветную истину Христову, и даже аллегорическое изображение шествия падшей души под божественным покровительством по пути совершенства. Вера в то, что в событиях жизни патриархов предвещалось буд. таинство Христово, выражена и в богослужебных песнопениях: "Во отцех Боже предвозгласил еси таинственно хотящее быти на земли Бого явление таинственне, превечнаго Сына Твоего от Девы, во Аврааме, Исааке и Иакове, Иуде и прочих, Иессеи и Давиде, и пророцех всех, Духом предвозвещая в Вифлееме Христа явльшася, сущыя в мире вся взывающа". По мнению церковных писателей, Бог призвал Авраама благодаря его личному благочестию, засвидетельствованному прежде в борьбе с халдейским идолопоклонством, Авраам при этом должен был стать охранителем и учителем веры и нравственности среди окружающих язычников. 

Завет с Авраамом не исключал прежних заветов с родом человеческим, и язычники, т. о., не были лишены участия в завете Божием. Обетование об умножении потомства и благословении всех племен земных (Быт 12) относится ко всему человечеству, на которое через Потомка патриархов должно снизойти благословение Божие. 

Описание пути Авраама из Харрана в землю обетованную (Быт 12) давало материал для аллегорического истолкования его как указания на путь, по которому должен идти человек в познании Бога, и как восхождения падшей души человека на путь добродетели, ср.: Тропарь 3-й песни Великого канона Андрея Критского: "Авраама слышала еси душе моя, древле оставльша землю отечества, и бывша пришельца сего произволение подражай" 

В 318 домочадцах Авраама (Быт 14, 14) святые отцы - составители богослужебного чина Православной Церкви усматривали прообраз числа участников I Вселенского Собора - указанный отрывок читается в день памяти Собора. 

В хлебе и вине, поднесенных Мелхиседеком Аврааму (Быт 14), многие видели прообраз Евхаристии. 

В согласии с учением ап. Павла святые отцы в своих комментариях к Посланию к Римлянам понимают веру Авраама как прообраз новозаветной веры в искупительное событие спасения во Христе (Рим 4, 22-25). В богослужении Господь Иисус Христос, как потомок Авраама по плоти, сопоставляется с христианами как потомками Авраама по вере "Христа родив по плоти, верою родоначальниче отче Аврааме, явился еси языков духом отец яве". 

Оправдание (необрезанного) Авраама верою остается постоянным аргументом в полемике с иудеями с целью доказать превосходство христианской веры над обрядовым законом Моисея. 

В назидательной проповеди вера Авраама, его покорность Богу и готовность пройти испытание веры остаются образцом для подражания. 

Прообраз новозаветного таинства Крещения усматривался некоторыми толкователями в обрезании Авраама. 

В явлении Аврааму трех странников (Быт 18) многие видели тайну откровения всей Св. Троицы в Ветхом Завете ; «Видите ли... Авраам встречает трех, а поклоняется единому?.. Узрев трех, он уразумел таинство Троицы, а поклонившись как бы Единому, исповедовал Единого Бога в трех Лицах»; такое понимание этого события отразилось и в православных богослужебных текстах: "Видел еси, яко же есть мощно человеку видети Троицу, и Тою угостил еси яко друг присный преблаженне Аврааме: темже мзду приял еси страннаго гощения, еже быти тебе безчисленных языков отцу верою", "Древле приемлет Божество едино триипостасное священный Авраам" . 

Нужно, однако, заметить, что многие отцы и учители Церкви считали, что у дубравы Мамре Аврааму явились Господь, а именно Второе Лицо Троицы, и два сопровождавших Его ангела; о явлении Аврааму Сына Божия говорится в византийской гимнографии: "В сени Авраам узре, еже в Тебе Богородице, таинство, Сына бо Твоего безплотнаго прият". 

Переселение Авраама, Гюстав Доре, 1865 г. 
Преимущественно западные отцы видели в трех странниках явление ангелов, в которых присутствовал и был познан Бог, как в своих пророках, некоторые богослужебные тексты Православной Церкви поддерживают это толкование "дуба мамврийскаго учредив патриарх Ангелы, наследствова по старости обетования ловитву", "ко страннолюбивии древле Авраам боговидец, и Лот славный, учредиша Ангелы, и обретоша общение со Ангелы, зовуще: свят, свят, свят еси Боже отец наших". 

Прообразовательный смысл усматривался в сцене приношения в жертву Исаака (Быт 22). Уже для св. Мелитона Сардийского овен прообразует Христа, освобожденный от цепей Исаак - искупленное человечество. Древо символизирует Крест, место жертвоприношения сравнивается с Иерусалимом. Исаак, идущий на жертвоприношение,- это также прообраз Христа и его страданий. Св. Ириней Лионский сравнивает Авраама, готового принести сына в жертву, с Богом-Отцом, который посылает Христа для искупления человечества. Это толкование Исаака как прообраза Христа становится общим мнением отцов. 

По мнению святых отцов, Сам Господь засвидетельствовал прообразовательное значение жертвоприношения Исаака в отношении к голгофской Жертве, когда сказал: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» (Ин 8. 5-6). О прообразовательном значении этой жертвы свидетельствуют песнопения православного богослужения: "Авраам убо иногда сына жряше, заклание предвоображая вся Содержащаго, и ныне в вертепе тщащагося родитися", "Твое заколение предъизобразуя Авраам Христе, егоже роди сына, на горе повинуяся Тебе Владыко, якоже овча, взыти пожрети хотяй верою: но возвратися радуюся с ним, и славя и превознося Тя избавителя мира", "Образ Христовы страсти был еси яве Исааче, возводимь отчим благопокорением еже закалатися". 

Жертва Авраама часто трактуется как прообраз Агари в анафорах Евхаристической жертвы Литургий Востока и Запада - напр., Литургии ап. Марка, римской мессе. 

В христианских евхологических и гимнографических текстах встречается образ «лона», или «недр», Авраама как синоним рая (ср. Мф 8. 11; Лк 16. 22-26): «Помяни, Господи… православных… Сам упокой их… в Царстве Твоем, в наслаждении райском, в недрах Авраама, Исаака и Иакова…», "Сладок рай: Авраамова бо недра патриарха греют вас в селех вечных, мученицы четыредесяте" и др. 

Имя Авраама часто употребляется в иудейских и христианских молитвах как составная часть обращения к Богу («Боже Авраамов», «Боже Авраама, Исаака и Иакова», «Боже Авраамов и Израилев» и т. д.) ср. начало молитвы Манассии "Господи Вседержителю, Боже отец наших, Авраамов и Исааков и Ияковль, и семене их праведнаго".