30 января день памяти Преподобного Антония Великого

8 фактов, которые нужно знать о святом

Основатель отшельничества

Правильнее, конечно, говорить, что преподобный Антоний не основоположник отшельничества, а человек, расположивший других к подражанию своего подвига.

Люди, ведущие строгий монашеский образ жизни, были и прежде. Христианские общины первых веков вообще по сути были монастырями с почитанием девственной жизни и высокой аскезы.

В пустыню до него тоже уходили. Например, первое время духовным наставником Антония Великого был преподобный Павел Фивейский — великий аскет (из 113 лет жизни 90 он провел в уединении). А вот собрать своей святостью вокруг себя такое количество монахов еще никому не удавалось. В житии преподобного Антония говорится, что он «освятил собою отшельничество». Из явления как бы «случайного» оно стало с тех пор неотъемлемой частью христианской традиции.

Кстати, родоначальник древнерусского монашества также носил имя Антоний – это преподобный Антоний Печерский (983—1073 гг.)

Прожил 105 лет

Немного меньше, чем Павел Фивейский, но, по нашим меркам, все равно очень много.

Преподобный родился в Египте в 251 г. и провел всю жизнь в этой стране. При этом до последних дней он сохранял физическую бодрость и умер, как иногда говорят, «не по болезни или немощи, а от старости».

День памяти, установленный Церковью, — 30 января по новому стилю.

За время жизни преподобного христианство из гонимой религии стало дозволенной

Причем абсолютно официально. В 313 году при императоре Константине был принят Миланский эдикт, провозгласивший религиозную терпимость на территории Римской империи.
Сам Константин принял крещение.
Одновременно с этим в Церковь пришло много тех, кто еще вчера был язычником. Кто-то делал это искренне по зову сердца, а кто-то преследовал свои интересы, и это послужило причиной ощутимого падения ревности и высоты духовной жизни среди христиан. Как раз поэтому те, кто искал подвига, стали стремиться из городов в пустыню.

Начал отшельническую жизнь в 19 лет после смерти родителей

На выбор жизненного пути Антония оказали слова Евангелия (Спасителя), услышанные им в Церкви: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф.19:21).

В житии святого, составленном его учеником святителем Афанасием Александрийским, отмечается даже не то, что он начал уединенную жизнь так рано, а то, на каком высоком уровне он поддерживал ее с первых же дней. Он мало спал, пил один раз в день, а пищей его были хлеб и соль.

В 34 года он удалился на берег Чермного — то есть Красного моря, - где нашел еще большее уединение. Поселился он в полуразрушенной башне на горе и вел почти равноангельскую жизнь, проводя день и ночь в молитве. Питался скудно, заготавливая еду два раза в год. Житие преподобного содержит огромное количество свидетельств о жесточайшей духовной брани Антония с демонами и его прозорливости.

В таком одиночестве он пробыл 20 лет. Затем к нему стали постепенно стягиваться другие христиане, ищущие уединения. «Освящение монашеского пути» начало обретать видимые для окружающих формы.

Не был образованным

Образованность и необразованность — это, безусловно, категории мирские, а не духовные. Антоний Великий, например, совершенно не знал греческого — тогдашнего «языка культуры». Его жизнь — свидетельство того, что не знание наук спасает, а чистота души.

На вопросы, как он может жить совсем без утешения книг, он отвечал одному философу: «Книга моя, друг мой, природа, которая всегда со мною, как только захочу читать я глаголы Божии».

Обличитель ереси Ария

Антонию Великому выпало жить в эпоху ереси арианства, которая едва не расколола Церковь. Арий, основатель учения, отрицал Божественную сущность Христа. Он учил, что Христос был сотворен Богом, а значит, не равен Ему: в арианстве Христос не единосущен Богу, а лишь подобосущен.

Житие утверждает, что преподобный бегал от ариан «как от ядовитых змей» и считал предтечамми антихриста. Наверняка он знал и об их нечистоплотности — в своих речах и доводах ариане любили упоминать имя святого и приводить его слова, делая его как бы их сторонником.

Угроза единству Церкви была настолько серьезна, что в 325 году, когда Антонию было 74 года, в Никее был созван Вселенский Собор, первый в истории. На нем Церковь сформулировала свое учение во избежание появления других ересей. В частности, были сформулировано учение о единосущии Отца и Сына, а арианство тем самым однозначно осуждено.

Впрочем, какое-то время ересь Ария все равно владела умами. В некоторых городах особенно сильно. Например, в Александрии — именно туда преподобный, будучи 104-летним старцем, поехал по просьбе Афанасия Великого. Там он выступил на святом собрании с гневным обличением арианства.

Этот поступок святого многих впечатлил и позволил многим говорить о торжестве православия.

Почитается не только православными, но и коптами

Разумеется, преподобный Антоний почитается египетскими христианами — для них он один из главных святых. В честь преподобного назван старейший монастырь Египта (он находится в Аравийской пустыне).

При этом христианская церковь в стране не православная, а коптская. По преданию, она была основана евангелистом Марком, была частью общей Церкви, но ушла в раскол в V веке, когда египетские христиане не приняли решений Халкидонского собора 451 года.

Коптский христианский обряд не менее аскетичный, чем православный, облачения священнослужителей тоже очень похожи,как и архитектура храмов, которая имеет свои национальные особенности, но не покажется нам чем-то совершенно чуждым. Тем не менее евхаристического общения между коптской и православными церквями нет.

Поучения преподобного Антония

Никаких книг после себя преподобный не оставил.

До нас дошли лишь Правила и 20 Слов о православной вере.

Вот некоторые из его поучений:

О пользе искушений:
«Радуйся в искушениях, которые будут допущены тебе: при посредстве их приобретается духовный плод. Не попадет в рай тот, кого не искушали. Отними искушение — и никто не обретет спасения. Когда ветер дует спокойно, всякий мореплаватель может высоко мнить о себе и хвалиться. Но только при внезапной перемене ветров проявляется искусство опытных кормчих».

О гневе:
«Кто незлобив, тот совершен и богоподобен, он полон радости и Духа Божия. Но, как огонь сжигает большие леса, когда не следишь за ним, так и злоба, если допустишь ее в свое сердце, погубит твою душу, тело твое осквернит и вызовет в тебе много дурных мыслей. Она возбудит в тебе волнения, зависть, ссоры, ненависть и подобные лютые страсти, которые отяготят тебя и причинят тебе большие горести. Поэтому будем стараться стяжать незлобие и простосердечие святых, чтобы Господь Иисус Христос принял нас к Себе и каждый из нас мог с радостью сказать: "Меня же за незлобие принял и утвердил меня перед Тобой во веки».

О безгневии:
«Людям, не имеющим природных расположений к добру, не следует в отчаянии опускать руки и пренебрегать боголюбивой и добродетельной жизнью, как бы ни была она трудна для них. Но должно им подумать и приложить посильную заботу о себе. Ибо, хотя и не возмогут они достичь верха добродетели и совершенства, но все же, стараясь, они или сделаются лучшими, или, по крайней мере, не станут худшими, что само по себе есть немалая польза для души».

О трезвении:
«Непрестанно бодрствуй над собою, чтобы не быть обольщенным и сведенным в заблуждение, чтоб тебе не впасть в леность и нерадение, чтоб не быть отверженным в будущем веке. Горе ленивым! приблизился конец их, и некому помочь им, нет им надежды спасения».

О чистоте сердца:
«Когда в человеке перестает царствовать грех, тогда является душе Бог и очищает ее вместе с телом. Если же грех продолжает царствовать в теле, то не может человек видеть Бога: ибо душа еще находится в грешном теле, а оно не допускает в себя свет, который есть видение Бога».

О покаянии:
«Душа имеет свои собственные страсти: гордость, ненависть, зависть, гнев, уныние и другие. Когда душа всю себя предает Богу, тогда щедрый Бог посылает ей истинное покаяние и очищает ее от всех страстей, уча ее не следовать им и давая ей силу преодолевать их и побеждать врагов, которые не перестают полагать ей препоны. И если душа пребудет твердой в своем обращении и добром повиновении Духу Святому, научающему её покаянию, то милосердный Творец сжалится над нею ради ее трудов, проводимых во всяком утеснении и нужде: в продолжительном посте, частом бдении, в изучении слова Божия, в непрестанной молитве, в отречении от мирских утех, в смирении и нищете духовной. И если она пребудет твердой во всем этом, щедрый Бог избавит ее от всех искушений и исторгнет из рук врагов Своей милостью».

О Боговидении:
«Глаз видит видимое, а ум постигает невидимое. Боголюбивый ум есть свет души. У кого ум боголюбив, тот просвещен сердцем и своим умом зрит Бога».

О смирении:
«Возлюбленные! вы должны знать, что посильное и сообразное с волею Божиею упражнение в добрых делах есть обязанность наша, необходимая по самому свойству природы нашей, и потому, сколь бы ни были велики наши добродетели, их никогда не должно почитать избытком нашей святости».

День памяти преподобного Антония Великого



О времени. (скорее всего о нашем)

Авва Антоний говорил: Приходит время, когда люди будут безумствовать, и если увидят кого не безумствующим, востанут на него и будут говорить: ты безумствуешь, - потому что он не подобен им.


О смиренномудрии

Авва Антоний, проникая в глубину судеб Божиих, вопросил, говоря: Господи! Для чего одни умирают в молодости, а другие живут до глубокой старости? Почему одни бедны, а другие живут богато? Почему нечестивые богатеют, а благочестивые бедны? Тогда был к нему глас, глаголющий: Антоний! себе внимай! А то - суды Божии, и тебе нет пользы испытывать их. 

Авва Антоний сказал авве Пимену: в том состоит делание человека, чтобы грех свой полагать на главу свою, пред Богом, и ожидать искушений до последнего издыхания. 

Еще сказал авва Антоний: я видел все сети диавола, распростертые по земле, и, вздохнувши, сказал: кто же обойдет их? И услышал голос, говорящий: смиренномудрие. 

Пришли однажды старцы к авве Антонию, и с ним был авва Иосиф. Старец, желая испытать их, предложил изречение из Писания, и начал спрашивать младших: что значит сие изречение? И каждый говорил по своей силе. Но старец каждому говорил: ты еще не нашел. Наконец говорит авве Иосифу: ты как скажешь, что значит это слово? Иосиф отвечал: не знаю. Авва Антоний говорит: авва Иосиф по истине нашел путь, потому что сказал: не знаю.

О том, что должно остерегаться, чтобы никого не осуждать.

Некогда в киновии аввы Илита случилось с братом мскушение. Будучи изгнан оттуда, он ушел в гору к авве Антонию. Когда брат пробыл у него несколько времени, Антоний послал его опять в киновию, из которой он вышел. - Но братия, увидев его, опять изгнали. - Брат, возвратившись к авве Антонию, говорит ему: не захотели принять меня, отче! - Тогда старец послал его с такими словами: корабль потерпел крушение на море, потерял груз свой, и сам с трудом спасся у берега. - Братия, услышав, что послал его авва Антоний, тотчас приняли его.


Разные повести, поощряюшие нас терпению и мужеству.

Св. авва Антоний, пребывая некогда в пустыне, впал в уныние и в большое омрачение помыслов и говорил Богу: Господи! я хочу спастись, а помыслы не позволяют мне. Что мне делать в скорби моей? Как спасусь? - И вскоре встав, Антоний вышел вон, - и вот видит кого-то похожего на себя, который сидел и работал, потом встал из-за работы и молился; после опять сел и вил веревку; далее опять стал на молитву. Это был Ангел Господень, посланный для наставления и подкрепления Антония. И Ангел сказал Антонию: и ты делай так, - и спасешься! Услышав сие, Антоний возымел великую радость и дерзновение, - и поступая так, спасался.


О рассудительности.

Авва Антоний сказал: есть люди, которые изнурили тело свое подвижничеством, - и однако же удалились от Бога; потому что не имели рассудительности. 

Некоторые братия пошли к авве Антонию расказать ему о некоторых явлениях, которые они видели, и узнать от него, - истинные ли то были явления, или от демонов. С ними был осел, - он пал на дороге. Как скоро они пришли к старцу, он предварив их, сказал: от чего у вас на дороге пал молодой осел? - Братия спросили его: как ты узнал об этом авва? - Демоны показали мне, отвечал им старец. - Тогда братия говорят ему: мы об этом-то и пришли спросить тебя: мы видим явления, и они часто бывают истинные, -не заблуждаемся ли мы? - Старец из примера осла показал им, что они происходят от демонов.

Некто, ловя в пустыне диких зверей, увидел, что авва Антоний шутливо обращается с братиями, и соблазнился. - Старец, желая уверить его, что иногда бывает нужно давать послабление братиям, говорит ему: положи стрелу на лук свой, и натяни его. - Он сделал так. - Старец опять говорит ему: еще натяни. - Тот еще натянул. - Старец опять говорит: еще тяни. - Ловец отвечает ему: если я сверх меры буду натягивать, то переломится лук. - Тогда авва Антоний говорит ему: так и в деле Божием, - если мы сверх меры будем налегать на братий, то от приражения они скоро сокрушаются. Посему необходимо иногда давать хотя некоторое послабление братии. - Выслушав это, ловец был сильно тронут, и получив великую пользу, ушел от старца. - И братия утвердившись, возвратились в свое место. 

Брат сказал авве Антонию: помолись обо мне. Но старец сказал ему: ни я, ни Бог не помилует тебя, если сам себя не помилуешь, и не благоугодишь Ему. 

Еще сказал авва Антоний: Бог в нынешние времена не допускает такие искушения врага, какие были прежде; ибо знает, что ныне люди слабы и не перенесут их.


О послушании

Авва Антоний сказал: послушание с воздержанием укрощает зверей.

 

Житие Прп. Антония Великого

Наставления Антония Великого о жизни во Христе (1-7 слово)