5 июня день памяти преподобной Ефросинии, Игумении Полоцкой.
память 23 мая / 5 июня
ЕВФРОСИНИЯ
(Предслава Святославична; ок. 1104 - 23.05 (1173 или 1167?), Иерусалим), прп. (пам. 23, 24 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых), Полоцкая, игумения, основательница 2 мон-рей в Полоцке, дочь кн. Святослава (Георгия) Всеславича, внучка полоцкого кн. Всеслава Брячиславича.
![]() |
Прп. Евфросиния Полоцкая. Икона. Нач. ХХ в. (Евфросиниев мон-рь, Полоцк) |
Биография
Согласно Житию, Евфросиния была «лепа лицем», умна, мн. женихи добивались Евфросиния руки. Однако, утвердившись во мнении о бренности земной жизни, святая в 12 лет решила оставить «красоту и славу мира сего» и посвятить себя служению Богу. Ок. 1116 г., когда умер Евфросиния дядя кн. Роман Всеславич, а его вдова стала настоятельницей женского монастыря, Предслава умолила игумению постричь Евфросиния в монашество. Княжна получила в иночестве имя в честь прп. Евфросинии Александрийской. С детства Предслава любила учение, много читала, особенно Свящ. Писание, усвоила навыки каллиграфического письма. С разрешения Полоцкого еп. Илии княжна-инокиня поселилась в келье возле полоцкого Софийского собора, имевшего богатую б-ку. Евфросиния переписывала книги по заказам горожан, вырученные деньги раздавала нищим.
![]() |
Келья Евфросинии Полоцкой в Спасо-Преображенской ц. Евфросиниева мон-ря. Фотография. 2007 г. |
Однажды во сне Евфросиния явился ангел и указал новое место для подвигов - загородное Сельцо, подворье Полоцких епископов, с деревянной ц. Спасителя. Еп. Илия, получивший такое же откровение свыше, благословил создание в Сельце полоцкого Евфросиниева женского монастыря и назначил Евфросиния его игуменией. Свидетелями этого акта явились полоцкий кн. Рогволод (Борис) Всеславич, отец Евфросиния кн. Святослав Всеславич, бояре и «честные мужи». Незыблемость монастырского владения была подтверждена грамотой епископа: «Се отдаваю Еуфросинии место святого Спаса при вас, да по моем животе никто же не посудит моего даяния» (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 1. С. 210). Евфросиния основала жен. монастырь в 1127-1128 гг., поскольку в этот короткий период кн. Борис Всеславич сидел на полоцком столе.
Почти сразу же после основания обители при ней открылась школа для девочек, в к-рой, в частности, обучалась младшая сестра Евфросиния Городислава, принявшая в обители постриг с именем Евдокия. Затем в мон-рь пришла двоюродная сестра Евфросиния кнж. Звенислава Борисовна, принявшая здесь иночество с именем Евпраксия (княжны приняли монашество вопреки воле родителей). Е., Евдокия и Евпраксия были в числе первых насельниц Спасского монастыря. Позднее к ним присоединились племянницы Евфросиния Кироанна (в иночестве Агафия) и Ольга (в иночестве Евфимия), в мон-рь также поступали мн. жительницы Полоцка и окрестностей. Насельницы жили «яко едина душа» и выражали «едину мысль в молитвах к Богу». Евфросиния учила монахинь терпению и воздержанию, душевной чистоте и смирению. В Житии приведены 2 фрагмента поучений полоцкой игумении. Их основной темой является преображение внутреннего человека ради приближения к Богу: «Нивы ваша во едину меру стоят, не растуще, ни поступающе горе, а год приспевает во свершение... Потьщитеся, чада моя... сотворитеся пьшенице и смелетеси в жерновах смирением, и молитвами, и постом, да хлеб чист принесетеся на трапезу Христову» (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 1. С. 214). Икона Преображения Господня наряду с поясным образом Спасителя помещалась на печатях Евфросиния (известны фрагменты 3 вариантов печатей святой, 2 обломка печатей были найдены на Городище (княжеская резиденция) в Новгороде, что свидетельствует о контактах Евфросиния с новгородскими князьями; см.: Янин, Гайдуков. 1998. С. 41, 127).
![]() |
Вход в молельню прп. Евфросинии Полоцкой на хорах Спасо-Преображенской ц. Евфросиниева мон-ря. Литография по рис. Н. П. Трутнева. 60-е гг. XIX в. (ГИМ) |
Княжеские пожалования и вклады горожан укрепили материальное положение Спасского мон-ря, что позволило игумении приступить к его обустройству. Под рук. зодчего Иоанна в обители был возведен каменный храм Спасителя (сохр. до наст. времени). Житие Евфросиния сообщает о происшедшем при строительстве чуде. Для завершения здания не хватало плинфы (широкого плоского кирпича), опечаленная Евфросиния обратилась с молитвой к Богу, и на следующее утро в печи оказалось нужное количество плинфы. В тот же день храм был закончен, на нем был водружен крест.
Позднее Евфросиния задумала создать еще одну каменную церковь - во имя Пресв. Богородицы. Когда храм был окончен, его украсили росписью, иконами. При нем был основан муж. мон-рь. Евфросиния решила поместить здесь находившуюся в Эфесе Эфесскую икону Божией Матери, по преданию написанную евангелистом Лукой. Между 1157 и 1169 гг. преподобная послала имп. Мануилу I Комнину и патриарху Луке Хрисовергу «дары многоценные» с просьбой «отпустить» Эфесскую икону в Полоцк. Патриарх и император откликнулись на Евфросиния просьбу: посланные ими 700 вооруженных всадников сопровождали икону до К-поля, где она была передана полоцким послам. Евфросиния поставила икону в ц. Пресв. Богородицы, украсив Евфросиния «златом и каменьем многоценным». Каждый вторник святыню выносили из храма и обходили с ней все городские церкви. Вероятнее всего, Эфесская икона оказалась в Полоцке ок. 1160 г., поскольку в 1161 г. местный мастер Лазарь Богша выполнил для Евфросиния крест (см. Евфросинии Полоцкой, преподобной, крест), в к-рый были вложены реликвии, очевидно привезенные к тому времени из Византии (частица Древа Креста Господня, частицы камней от Гроба Господня и от Гроба Богоматери, кровь вмч.Димитрия Солунского, частицы мощей первомч. Стефана и вмч. Пантелеимона и др.). Эфесская икона Божией Матери, так же как и крест, не сохранилась. (С иконы, как предполагают, в кон. XIII - нач. XIV в., была сделана копия, к-рая хранится в ГРМ (см.: Шалина. 1996). В 1997 белорус. мастер Н. П. Кузьмич воссоздал крест Е., реликвия находится в Спасском монастыре.) По-видимому, успешным контактам Евфросиния с к-польским двором и патриархом способствовали предшествующие связи полоцких князей с визант. аристократией, установившиеся после того, как в 1030 г., в княжение Мстислава Великого, полоцкие князья были высланы из своих владений в К-поль (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 293).
![]() |
Поклонение кресту, устроенному прп. Евфросинией Полоцкой. Клеймо житийной иконы. 2006 г. (Евфросиниев мон-рь, Полоцк) |
В конце жизни Евфросиния решила совершить паломничество в Иерусалим. Поручив попечение об обоих основанных Евфросиния мон-рях сестре Евдокии, Евфросиния в сопровождении брата кн. Давида и сестры Евпраксии отправилась в путь. Близ К-поля они встретили императора, шедшего «на Угры». Правитель «с великою честью» отправил паломников в столицу. Евфросиния молилась в к-польском храме Св. Софии и др. церквах. Получив благословение патриарха, преподобная отправилась в Иерусалим, находившийся тогда под властью латинян. В Иерусалиме Евфросиния остановилась в рус. мон-ре Пресв. Богородицы. Полоцкая игумения поклонилась Гробу Господню и пожертвовала для него «злата много», золотую кадильницу и «многоразличные фимианы». Вскоре святая заболела. Предчувствуя кончину, она пожелала быть похороненной в лавре св. Саввы. Однако это было невозможно для женщины, поэтому Евфросиния тело было погребено в мон-ре прп. Феодосия Великого под Иерусалимом.
Год кончины Евфросиния в Житии не указан. В западнорус. публикациях 1-й пол. XVII в. (виленское (1640) и киевское (1643) издания «Полуустава») в качестве даты смерти Евфросиния указывается 1173 г., эта же дата принята большинством агиографов. Правдоподобность данной версии подтверждается тем обстоятельством, что в 1173 г. скончался венг. кор. Стефан и имп. Мануил I двинулся с войсками в Венгрию с целью посадить на трон своего ставленника Белу III, император остановился в Софии, ожидая прибытия венгерских послов. Во время этого похода император, по-видимому, повстречался с Евфросиния и Евфросиния спутниками, направлявшимися в К-поль. Впрочем, также вероятной представляется гипотеза, относящая кончину Евфросиния к 1167 г., когда имп. Мануил I Комнин предпринял масштабный поход на Венгрию. Император некоторое время стоял лагерем на берегу Дуная, куда прибыли послы рус. князей и митрополита.
Преподобная Евфросиния, игуменья Полоцкая моли Бога о нас!
Преподобная Евфросиния Полоцкая почила о Господе в 1173 году на Святой Земле, в Иерусалиме, куда совершила паломничество незадолго до своей кончины. Ее честное тело было погребено близ Иерусалима в монастыре преподобного Феодосия Великого, при паперти церкви Превятой Богородицы [1]. В 1187 году, когда Иерусалим захватили войска египетского султана Салах-ад-Дина, нетленные мощи преподобной Евфросинии иноками русского иерусалимского монастыря в честь Пресвятой Богородицы были перенесены в Киев, о чем пишет исследователь А. Тыртов: «… монахи русского иерусалимского монастыря, которые, как и все прочие иерусалимские христиане, получили право за небольшой выкуп оставить Иерусалим и удалиться со своим имуществом на родину, покидая навсегда Иерусалим… не пожелали оставить в руках мусульман драгоценные для них останки русской великой княжны… Евфросинии Полоцкой… и в числе своего имущества вынесли и тело преподобной Евфросинии, а затем, перевезя его в Киев, положили в пещере преподобного Феодосия» [2].
![]() |
Крестный ход с мощами преп. Евфросинии. Фото 5 июня 1992 года
|
Более семи столетий (723 года) мощи преподобной Евфросинии почивали в Дальних пещерах Киево-Печерской Лавры, в нише храма Благовещения Пресвятой Богородицы. В царствование Государя Императора Николая I начинается история ходатайств о перенесении мощей преподобной в Полоцк. Впервые внимание Св. Синода на необходимость рассмотрения этого вопроса обратил в 1832 году епископ Могилевский и Витебский Гавриил (Городков), в состав епархии которого входил тогда Полоцк. Спустя восемь лет Полоцкий архиепископ Василий (Лужинский) направил в Св. Синод официальное ходатайство о перенесении мощей преподобной в созданную ею обитель. Ту же просьбу он повторил в 1844 году в конфиденциальном письме к обер-прокурору Св. Синода графу Н. А. Протасову. Однако по причине отрицательного отзыва Киевского митрополита Филарета (Амфитеатрова) ходатайство архиепископа Василия не было признано заслуживающим удовлетворения.
В царствование Императора Александра II также неоднократно возбуждались ходатайства о перенесении мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк: в 1858 году – от лица православных жителей Полоцка; в 1865 году этот вопрос был вынесен на рассмотрение Высшего правительства генерал-губернатором Северо-Западного края М. Н. Муравьевым; в 1867 году очередное ходатайство в Св. Синод направил епископ Полоцкий Савва (Тихомиров), заручившийся поддержкой Московского святителя Филарета (Дроздова). Однако переговоры о перенесении мощей преподобной Евфросинии в Полоцк не имели успеха по причине неблагосклонного отношения к ходатайствам полочан киевских митрополитов, которые мотивировали свой отказ такими причинами, как гражданская незначительность и неблагоприятное географическое положение Полоцка, малочисленность в городе православного населения. Киевские архиереи указывали также на особые «обстоятельства действия Промысла Божия»относительно хранения мощей преподобной Евфросинии в Киево-Печерской Лавре – «богоизбранной сокровищнице русской святыни» [3].
В декабре 1870 года, в бытность на Полоцкой кафедре Преосвященного Саввы (Тихомирова), по соизволению Киевского митрополита Арсения (Москвина), от мощей преподобной Евфросинии была отделена частица (средний перст правой руки) и принесена из Киева в Витебск. По желанию и просьбе жителей Витебска, с разрешения Св. Синода, святыня оставалась в городе до весны 1871 года. В это время, по благословению Преосвященного Саввы, был составлен церемониал перенесения частицы мощей преподобной Евфросинии из Витебска в Полоцк, печатные экземпляры которого получило все духовенство Полоцко-Витебской епархии. 23 мая (5 июня по н. ст.) 1871 года ковчег со святыней был доставлен в Полоцкую обитель и установлен в древней церкви Спаса [4].
В 1872 году Преосвященный Савва возобновил ходатайство о перенесении мощей преподобной Евфросинии в Полоцк и представил в Св. Синод подробный доклад, в котором была обоснована своевременность этого прошения. Однако и на этот раз по причине отрицательного отзыва митрополита Арсения последовал отказ. В 1893 году епископ Полоцкий Антонин (Державин), заручившись поддержкой всей епархии, направил новое ходатайство, но и оно было отклонено. Тогда же последовало определение Св. Синода впредь не возбуждать этот вопрос. Тем не менее, полочане не теряли надежду на возвращение дорогой для них святыни. Спустя пятнадцать лет, в 1908 году, на Всероссийском миссионерском съезде, проходившем в Киеве, была принята резолюция возобновить ходатайство о перенесении из Киево-Печерского монастыря в Полоцк мощей преподобной Евфросинии. В соответствии с этим постановлением Киевского съезда духовенство Полоцкой епархии, члены Полоцкого Свято-Евфросиниевского и Витебского Свято-Владимирского братств, тысячи мирян во главе с Преосвященным Серафимом (Мещеряковым), епископом Полоцким и Витебским, в апреле 1909 года вновь обратились с прошением в Св. Синод. Это усердное прошение, выраженное от лица Полоцко-Витебской епархии уже в седьмой раз, наконец, было признано заслуживающим удовлетворения. 3 июля 1909 года Государь Император Николай II подписал резолюцию следующего содержания: «Сочувствую удовлетворению ходатайства о перенесении Святых мощей преп. Евфросинии в Полотск. Предлагаю Св. Синоду обсудить подробности перенесения в ближайшую зимнюю сессию и затем снова доложить Мне» [5].
Указом Св. Синода от 28 ноября 1909 года епископу Полоцкому и Витебскому Серафиму было поручено на месте разработать весь церемониал перенесения святыни из Киева в Полоцк. На основании представленного проекта Св. Синод составил подробный чин перенесения мощей преподобной, который был удостоен Высочайшего утверждения 29 января 1910 года.
Свято-Евфросиниевские Торжества стали одним из ярчайших событий в церковной жизни России предреволюционной эпохи. Они начались в Киеве 19 апреля (2 мая по н. ст.) 1910 года. В этот день мощи угодницы Божией были помещены в новый кипарисовый гроб [6] и изнесены из Дальних пещер Киево-Печерской Лавры в Великую церковь. В нише Благовещенского храма Дальних пещер, «для утешения братии Киево-Печерской Лавры», была оставлена прежняя рака с частицей мощей святой [7]. В Великой церкви мощи преподобной находились почти двое суток. В течение всего этого времени, днем и ночью, киевляне и паломники, в огромном множестве, прикладывались к святыне. Праздничные богослужения в Великой лаврской церкви возглавлял Киевский митрополит Флавиан (Городецкий), которому сослужили викарные архиереи Киевской епархии, Полоцкий епископ Серафим (Мещеряков), киевское и полоцкое духовенство.
![]() |
Перенесение мощей преп. Евфросинии из Дальних пещер в Великую церковь Киево-Печерской Лавры. Фото 1910 года
|
22 апреля, по окончании Божественной Литургии, торжественным крестным ходом, на раменах епископов и архимандритов, мощи преподобной Евфросинии были перенесены на казенную пристань и помещены на пароходе «Головачев», на котором, согласно Высочайше утвержденному церемониалу, они следовали по Днепру до Орши (695 верст). Берег Днепра повсюду, где находились даже самые малые деревушки, был усеян богомольцами. Люди стояли в ожидании святыни в течение многих часов, даже ночью, с зажженными свечами в руках. При приближении парохода все становились на колени и пели величание преподобной. Некоторые богомольцы черпали горстями и пили воду из Днепра, как освященную, прохождением по ней великой угодницы Божией. По пути следования от Киева до Орши «Головачев» совершал остановки только в крупных населенных пунктах: Любече, Речице, Жлобине, Рогачеве, Быхове, Могилеве и Орше.
От Орши до Полоцка (более 170 верст) верующие благоговейно несли святыню на руках, окружным путем, по всем уездам губернии, чтобы мощам преподобной могло поклониться как можно больше людей. Святыню на всем пути ее шествия от Киева до Полоцка сопровождали благочинный монастырей Полоцкой епархии архимандрит Пантелеимон (Рожновский), игумения Полоцкой Спасо-Евфросиниевской обители Илариона (Черных) с двенадцатью монахинями, начальница Полоцкого Спасо-Евфросиниевского училища игумения Нина (Боянус), священник Полоцкого монастыря протоиерей Николай Черепнин, представитель Киевского Свято-Владимирского братства протоиерей Михаил Митроцкий, а также специально командированные представители гражданской власти.
![]() |
Гробница с мощами преп. Евфросинии в Кресто-Воздвиженском соборе. Фото 1911-1912 годов
|
20 мая 1910 года крестный ход с мощами святой прибыл в Полоцк, который «никогда не видел в стенах своих такого стечения народа, пришедшего не только из Витебской и соседних губерний, но и из Твери, с берегов Волги и других более отдаленных мест» [8]. В Полоцких торжествах 1910 года принимали участие митрополит Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий), архиепископ Волынский и Житомирский Антоний (Храповицкий), епископ Холмский и Люблинский Евлогий (Георгиевский), великий князь Константин Константинович Романов с сыновьями Олегом и Игорем, великая княгиня Елисавета Феодоровна, королева Греции Ольга Константиновна, обер-прокурор Св. Синода С. М. Лукьянов и другие.
![]() |
Серебряная рака с мощами преподобной Евфросинии в Спасском храме. Фото 1910 года
|
22 мая (4 июня по н. ст.) торжественная процессия с мощами преподобной Евфросинии прибыла в Спасскую обитель, и святыня была внесена Августейшими Особами и высшим духовенством в монастырский собор Воздвижения Креста Господня и поставлена на помосте. 23 мая (5 июня по н. ст.) по окончании Божественной Литургии во время пения молебна, под торжественный звон колоколов, мощи преподобной Евфросинии крестным ходом были обнесены вокруг Кресто-Воздвиженского и Спасского храмов обители и помещены в древней Спасской церкви в специально сооруженной для них серебряной раке, изготовленной на доброхотные пожертвования верующих.
На всем пути следования мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк, по молитвам угодницы Божией, совершались многочисленные чудеса исцелений. Некоторые из них были опубликованы в периодических и других изданиях начала прошлого века. В 1913 году в Витебской губернской типографии вышла в свет брошюра «Чудесныя знамения от св. мощей Преподоб. Евфросинии, княжны Полоцкой», составленная священником Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря Николаем Черепниным. В эту книгу были включены, в числе других, рассказы о чудесной помощи преподобной из монастырской летописи.
В 1911 году в Синодальной типографии Санкт-Петербурга вышла в свет «Служба на пренесение честных мощей преподобныя матере нашея Евфросинии, игумении Полотския, от града Киева во град Полотск», текст которой, по благословению Преосвященного Серафима (Мещерякова), епископа Полоцкого и Витебского, был составлен витебскими священниками – Димитрием Александровым и епархиальным миссионером Феодором Борнуковым [9].
Вскоре после Свято-Евфросиниевских торжеств Полоцкий Преосвященный Серафим (Мещеряков) обратился в Св. Синод с прошением совершать ежегодное перенесение мощей преподобной Евфросинии из древней Спасской церкви в Кресто-Воздвиженский собор. Эта традиция, по благословению Св. Синода, была введена уже в 1913 году и существовала вплоть до закрытия Полоцкой обители в 1924 (1925?) году [10]. Перенесение мощей преподобной всегда являлось духовным торжеством для Спасского монастыря и совершалось особым чином. Ежегодно накануне дня памяти святой – 22 мая (4 июня по н. ст.) – мощи угодницы Божией переносились в Кресто-Воздвиженский собор, где затем находились до осени. В первое воскресенье после праздника Покрова Божией Матери святыню возвращали в древнюю церковь.
Частица мощей преподобной Евфросинии (средний перст правой руки), находившаяся с 1871 года в Спасском храме, в 1911 году, по просьбе настоятеля Витебского кафедрального собора протоиерея Алексия Матюшенского, с соизволения Св. Синода, была перенесена в Витебск. По предложению владыки Серафима был разработан особый церемониал и определен маршрут для торжественного шествия, которое и состоялось в мае-июне 1911 года. Маршрут следования святыни проходил чрез различные населенные пункты Полоцкой епархии: Россоны, Язно, Невель, Рудню, Городок. 11 июня ковчег с частицей мощей преподобной Евфросинии, с подобающими почестями, была перенесен «на постоянное пребывание» в Витебский Свято-Николаевский собор.
В 1912 году епископ Холмский Евлогий (Георгиевский), участник торжеств 1910 года, ходатайствовал в Св. Синод о даровании Турковицкой православной женской общине частицы мощей святой Евфросинии для нового каменного храма, построенного на Холмщине в ее честь (указом от 19 апреля 1912 года это ходатайство было удовлетворено) [11]. Впоследствии частицы святых мощей были отделены также для Риги, Новочеркасска и Варшавы[12].
Во время Первой мировой войны, в 1915 году, в связи с приближением к Полоцку линии фронта, последовало распоряжение Св. Синода эвакуировать мощи преподобной Евфросинии в Ростовский Богоявленский Авраамиев монастырь. Эвакуация производилась в срочном порядке. Вместе с мощами преподобной в Ростов Великий отправились сестры Спасо-Евфросиниевского монастыря во главе с настоятельницей игуменией Еленой (Волковой). До Витебска святыню сопровождал Преосвященный Елевферий (Богоявленский), епископ Ковенский, викарий Литовской епархии. 8 сентября вечером святые мощи специальным поездом прибыли в Витебск. С вокзала в кафедральный собор их несли на раменах священнослужители, крестным ходом, при участии множества богомольцев. В Свято-Николаевском соборе гробница с мощами находилась двое суток, перед ней непрерывно совершались молебны при огромном стечении народа. На вокзал для следования в Ростов святыня была изнесена также крестным ходом на раменах священнослужителей, в сопровождении множества верующих [13].
![]() |
Гробница с мощами преподобной Евфросинии в Дальних пещерах Киево-Печерской Лавры. Гравюра XIX века
|
По прибытии в Ростовский Авраамиев монастырь, где нашли приют и полоцкие сестры, мощи преподобной Евфросинии были помещены в Богоявленском монастырском соборе, близ мощей преподобного Авраамия, Ростовского чудотворца. Из архивных документов известно, что уже в 1916 году предполагалось возвратить мощи преподобной из Ростова в Полоцк. Однако осуществить это намерение не удалось по причине событий, связанных с революцией, Гражданской войной и последующими репрессиями, массовыми арестами верующих. В июле 1917 года Указом Св. Синода Преосвященный Кирион (Садзегелли) был уволен от управления Полоцкой епархией, согласно прошению. Полномочия правящего архиерея временно «впредь до замещения Полоцкой архиерейской кафедры»были переданыепископу Двинскому Пантелеимону (Рожновскому) [14]. Однако уже в июне 1918 года Съезд духовенства и мирян Полоцкой епархии, проходивший в Витебске, избрал на Полоцкую кафедру Преосвященного Иннокентия (Ястребова), проживавшего в то время в Москве, являвшегося постоянно присутствующим членом Св. Синода и настоятелем Московского Донского монастыря [15]. Прежде чем отправиться на место нового служения, Преосвященный Иннокентий, по благословению Святейшего Патриарха Тихона, посетил Ростов Великий, откуда и привез с собою в Витебск ковчег с частицей мощей преподобной Евфросинии. На обратном пути из Ростова святыня в течение нескольких дней находилась в Московском Донском монастыре. 14 июля 1918 года, по прибытии епископа Иннокентия в Витебск, ковчег с частицей мощей преподобной был помещен в кафедральном Свято-Николаевском соборе.
В феврале 1919 года Народный комиссариат юстиции РСФСР издал постановление об организованном вскрытии мощей по всей стране. Уже в апреле 1920 года по распоряжению властей, «на общих основаниях», подверглись вскрытию святые мощи преподобной Евфросинии Полоцкой, а также мощи преподобного Авраамия и других Ростовских чудотворцев: «26 апреля [16] 1920 г. были вскрыты мощи св. Евфросинии, Кн. Полоцкой, находящейся в Авраамиевском м<онасты>ре, умершей в двенадцатом столетии… Мощи покоятся в новом монашеском облачении (схима, штофный красный саван)» [17]. Местная пресса оценивала эту богоборческую акцию как «крупную победу» и «удар по старой религии». Однако современник тех событий С. А. Соколов писал: «Вскрытие мощей произвело совершенно обратное впечатление на население, чем предполагалось советской властью. Мощи оставались открытыми целую неделю, и всю эту неделю люди ходили на их поклонение. По окончании поклонения мощи были убраны обратно в раки и снова закрыты покрывалами. Поговаривали было о зарытии их в землю или о передаче в музей Церковных Древностей, да так и отстали» [18].
![]() |
Табличка на месте погребения преп. Евфросинии в монастыре преп. Феодосия Великого
|
Перевезти мощи преподобной в Полоцк игумении Елене и сестрам удалось, предположительно, лишь в 1921 году. Вскоре, во время проведения советской властью кампании по изъятию церковных ценностей, из Полоцкой Спасо-Евфросиниевской обители была реквизирована драгоценная серебряная рака, изготовленная для святых мощей в 1910 году, а также Крест преподобной Евфросинии, множество святых икон, драгоценные ризы, оклады, евхаристические сосуды. 13 мая 1922 года по постановлению Народного комиссариата юстиции РСФСР во второй раз, теперь уже в Полоцке, совершилось кощунственное вскрытие мощей преподобной [19]. В течение недели они оставались открытыми в Спасо-Преображенском монастырском храме, а утром 21 мая пассажирским поездом святыню отправили в Витебск. В ясеневом гробе мощи преподобной были привезены в Витебский губернский историко-археологический музей, где через несколько дней, уже в третий раз, совершилось их вскрытие [20]. В музее, с целью антирелигиозной пропаганды, святые мощи в открытом виде были выставлены рядом с католическими, униатскими и еврейскими предметами религиозного культа, коллекциями нумизматики, вееров, столовой посуды и другими подобными экспонатами. Через несколько лет, в 1924 году, обновленческий епископ Витебский Гавриил (Свидерский) предпринял попытку вернуть святые мощи преподобной из Витебского музея в распоряжение Витебского епархиального управления. Однако представители властей не сочли нужным исполнить эту просьбу [21].
![]() |
Место погребения преподобной Евфросинии в монастыре преп. Феодосия Великого. Фото 1930-х годов
|
В том же 1924 году Витебский губернский историко-археологический музей, преобразованный в отделение Белорусского государственного музея, был перенесен в здание бывшей Городской думы [22]. Мощи преподобной Евфросинии находились в этом здании до 1940 года, затем, некоторое время, – в антирелигиозном музее, устроенном в помещении бывшего костела святого Антония [23]. В июле 1941 года мощи преподобной были перенесены верующими в Витебскую Свято-Покровскую церковь [24].
![]() |
Ковчег с частицей мощей преп. Евфросинии в Спасском храме. Фото конца XIX века
|
Во время немецкой оккупации, в годы Великой Отечественной войны, когда началось возрождение Спасо-Евфросиниевского монастыря, монашествующим удалось добиться разрешения немецкого командования на возвращение нетленных мощей угодницы Божией в основанную ею обитель. 23 октября 1943 года поезд со святыми мощами прибыл в Полоцк. На железнодорожном вокзале святыню встречало все местное духовенство, сестры Спасо-Евфросиниевского монастыря во главе с игуменией Ананией и духовником обители игуменом Модестом (Павловым), множество верующих. Торжественным крестным ходом гробница с мощами в тот же день была доставлена в Софийский собор и установлена посреди храма. 24 октября, по окончании Божественной Литургии, при огромном стечении народа святыня была принесена в Спасский монастырь и помещена на своем историческом месте – в древней церкви Спаса.
В июне 1960 года Полоцкий городской совет депутатов трудящихся обращался с ходатайством в вышестоящие органы об изъятии из Спасо-Евфросиниевской обители мощей преподобной Евфросинии и перенесении их в Полоцкий историко-краеведческий музей. Вместе с тем, Полоцкий горсовет постановил «просить исполком Витебского областного совета депутатов трудящихся войти в ходатайство перед Советом Министров БССР по делам Русской Православной Церкви… о закрытии Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря» [25]. В скором времени власти распорядились о закрытии Полоцкой обители [26], однако святотатственному намерению перенести святые мощи в музей Господь не допустил осуществиться. Мощи преподобной Евфросинии и после того, как Спасская обитель официально перестала существовать, оставались в древней монастырской церкви Спаса, переданной на попечение приходской общины и долгие годы являвшейся единственной действующей в Полоцке и его окрестностях. Все это время святые мощи почивали близ алтаря, в деревянной гробнице. И лишь один раз в году, в день памяти преподобной Евфросинии, по окончании богослужения, при закрытых дверях, гробницу открывали и верующие могли приложиться к святыне. В конце 80-х годов для мощей преподобной была изготовлена новая резная дубовая рака с сенью [27].
![]() |
Гробница с мощами преп. Евфросинии в Спасском храме. Фото 1950-х
|
6 июля 1989 года, последовало решение Священного Синода Русской Православной Церкви о возрождении Спасо-Евфросиниевского женского монастыря. Спустя девять лет, в апреле 1998 года, впервые во вновь открывшейся обители совершилось переоблачение и освидетельствование мощей преподобной Евфросинии. В этом священнодействии принимали участие епископ Полоцкий и Глубокский Феодосий [28], врач-эксперт игумен Агапит (Юрков), настоятельница Спасо-Евфросиниевского монастыря игумения Анфиса и несколько монахинь.
![]() |
Гробница с частицей мощей преп. Евфросинии в Дальних пещерах Киево-Печерской Лавры. Фото 2003 года
|
В результате медицинского освидетельствования святых мощей был составлен акт, подписанный врачом-экспертом игуменом Агапитом. Заключение этого акта гласит: «Честные останки преподобной Евфросинии, игуменьи и княжны Полоцкой, представляют собой нетленные святые мощи с прекрасно сохранившимся скелетом и мягкими тканями… Отдельные частицы отделены от мощей при изымании их, как святыни; когда-то целые части разъединены при варварском отношении к ним богоборчески настроенных представителей мира.
Факт сохранения освященных останков преподобной игуменьи Евфросинии в их нынешнем виде без всяких средств консервации на протяжении многих веков, при неоднократном перенесении с места на место и пребывании в самых разных климатических условиях, свидетельствует о том, что святые мощи находятся в хорошо сохранившемся состоянии нетления, несмотря на неблагоприятные внешние обстоятельства» [29].
![]() |
Воссозданная серебряная рака с мощами преп. Евфросинии. Фото 2007 года
|
В 2003 году по благословению священноначалия Белорусской Православной Церкви брестский художник-ювелир Н. П. Кузьмич приступил к работе над изготовлением новой серебряной раки для мощей преподобной. Рака создавалась по образцу утраченной (в Российском государственном историческом архиве Санкт-Петербурга сестрами Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря было найдено несколько сохранившихся фотографий раки 1910 года, сделанных в начале прошлого века фотографом Н. П. Мироновым). Средства на изготовление раки для святых мощей жертвовали все епархии Белорусского Экзархата, белорусские предприниматели. 120 кг серебра было выделено из Государственного фонда драгоценных металлов.
![]() |
Сень над ракой с мощами преп. Евфросинии. Мастер М.М. Юревич.
|
В 2006 году, уже во второй раз, в порядке подготовительных мероприятий к приближавшемуся торжеству, связанному с окончанием работ по созданию новой серебряной раки, было совершено полное переоблачение и освидетельствование мощей преподобной княжны и игумении Полоцкой. На святые мощи были надеты новые монашеские одеяния, а также возложены серебряные параманд с крестом, переданные наместником Московского Сретенского монастыря архимандритом Тихоном (Шевкуновым). Мощи преподобной Евфросинии переложили на особое деревянное основание, специально изготовленное в Киево-Печерской Лавре и присланное настоятелем Киевского Свято-Введенского монастыря архимандритом Дамианом (Давыдовым). Затем святыню снова поместили в прежнем деревянном гробе в резную дубовую раку.
![]() |
Тапочки для мощей преп. Евфросинии
|
Серебряная рака, изготовленная Н. П. Кузьмичом, была доставлена в Спасскую обитель 29 мая 2007 года. По благословению Высокопреосвященнейшего Феодосия, архиепископа Полоцкого и Глубокского, 3 июня того же года мощи преподобной Евфросинии были еще раз частично переоблачены, а затем помещены в новый кипарисовый гроб. На следующий день, 4 июня, за несколько часов до начала праздничного всенощного бдения, в монастырском соборе, по традиции, была отслужена малая вечерня с акафистом преподобной, завершившаяся торжественным крестным ходом. Во время пения 13-го кондака акафиста кипарисовый гроб с нетленными мощами святой поместили в новую серебряную раку. 5 июня 2007 года, в присутствии Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко, многочисленного духовенства и паломников, прибывших на торжества, Экзарх Белорусской Православной Церкви, митрополит Минский и Слуцкий Филарет совершил освящение серебряной усыпальницы для мощей святой Евфросинии.
![]() |
Шапочка для мощей преп. Евфросинии
|
В августе 2009 года в Кресто-Воздвиженском соборе над ракой с мощами преподобной была установлена сень, сделанная по образцу 1910 года. Средства на изготовление сени – щедрые пожертвования от усердия многих благоговейных почитателей святой княжны и игумении Полоцкой. Так, к юбилейным Свято-Евфросиниевским торжествам 2010 года были завершены многолетние труды по воссозданию утраченных в годы советской власти святынь Спасской обители.
Накануне празднования в честь 100-летия со времени перенесения мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк, 3 июня 2010 года, в Свято-Евфросиниевском храме установили ковчег-мощевик с сенью, переданный в дар монастырю от прихода церкви Рождества Христова деревни Б. Стиклево Минской епархии и частных благотворителей. В этот ковчег была заложена частица мощей преподобной Евфросинии, а вокруг нее помещены камни, привезенные со святых мест Афона и Иерусалима.
[1] Место погребения прп. Евфросинии Полоцкой в обители прп. Феодосия Великого почитается православными паломниками и в настоящее время. В 1955 г. в Лавре прп. Феодосия на месте захоронений преподобных отцов и жен был выстроен храм. Место погребения прп. Евфросинии отмечено в этом храме памятной дощечкой с надписью на греческом языке: «Гробница святой Евфросинии».
[2] Тыртов, А. Некоторые пояснения к описанию жития преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой. – Витебск, 1893. С. 17.
[3] См.: Титов, Ф. И., прот. Преподобная Евфросиния, княжна Полоцкая. (Историческая справка к предстоящему перенесению мощей преп. Евфросинии из Киева в Полоцк) // Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1910. Т. 1. С. 517–519.
[4] В 1877 г. для частицы мощей преподобной Евфросинии на средства действительного статского советника Матюнина был изготовлен новый серебряный ковчег.
[5] Довгялло, Д. И. Перенесение св. мощей преп. Евфросинии из Киева в Полотск. Вильна, 1910. С. 2–4.
[6] Речь идет о новом кипарисовом гробе, изготовленном братией Киево-Печерской Лавры для перенесения мощей прп. Евфросинии из Киева в Полоцк.
[7] В настоящее время на этом месте почивают мощи сщмч. Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского. Рака и икона с частицей мощей прп. Евфросинии (изображение, созданное ок. 1910 г. лаврским иконописцем Сониным) находятся сейчас в одном из коридоров Дальних пещер. Над ракой – также икона св. Евфросинии (40–е гг. XIX в.) и надпись следующего содержания: «На сем месте 737 лет почивали св. мощи преподобной Евфросинии… 20 апреля 1910 г. сии св. мощи по неоднократным, усиленным просьбам полочан… перенесены в благословенный град Полоцк в Спасо-Евфросиниев монастырь… здесь, где покоились мощи, поставлена сия св. икона преподобной с частицею св. мощей ее».
[8] Шавельский, Г., прот. На торжестве перенесения мощей преп. Евфросинии в гор. Полоцке // Полоцкие епархиальные ведомости. – 1910. – № 33. С. 738.
[9] В 2007 г. Синод Белорусского Экзархата постановил 24 мая (6 июня по н. ст.) совершать ежегодное празднование в честь перенесения мощей прп. Евфросинии. Тогда же была введена в церковное употребление служба, составленная в 1911 г.
[10] Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь был закрыт по распоряжению советской власти в 1924 г. (по другим источникам – в 1925 г.). Все здания, принадлежавшие обители, тогда же были переданы военному ведомству и другим государственным структурам.
[11] Указ Св. Синода № 5708 от 19 апреля 1912 г. // Полоцкие епархиальные ведомости. – 1912. – № 20.
[12] Местонахождение четырех вышеупомянутых частиц в настоящее время неизвестно.
[13] Вероятно, тогда же из Витебского Свято-Николаевского собора в Ростов Великий был эвакуирован и ковчег с частицей мощей прп. Евфросинии (средним перстом правой руки).
[14] Полоцкие епархиальные ведомости. – 1917. – № 39.
[15] Преосвященный Иннокентий (Ястребов) принимал деятельное участие в перенесении мощей прп. Евфросинии из Киева в Полоцк. 20 апреля 1910 г. он совершал Божественную Литургию в пещерном храме Благовещения Пресвятой Богородицы, и именно им мощи преподобной были переложены из ветхой старой гробницы в новый кипарисовый гроб. Впоследствии Преосвященый Иннокентий (Ястребов) возглавлял Полоцко-Витебскую кафедру в 1914–1915 гг.
[16] Здесь и далее все даты приведены по новому стилю.
[17] ГАВО, ф. 1821, оп. 1, д. 425, л. 280.
[18] Богоявленский Авраамиев монастырь. — Ростов Великий, 2008. — С. 34.
[19] Учреждение «Зональный государственный архив в г. Полоцке» (далее – ЗГАП), ф. 51, оп. 1, д. 91, т. 1, лл. 66–66 об.
[20] ГАВО, ф. 1947, оп. 1, д. 43, л. 288.
[21] НИАБ, ф. 2786, оп. 1, д. 13, л. 14 об.
[22] В настоящее время – это Витебский областной краеведческий музей
[23] ГАВО, ф. 1947, оп. 1, д. 103, л. 46.
[24] ЗГАП, ф. 225, оп. 1, д. 2, л. 311.
[25] ЗГАП, ф. 658, оп. 1, д. 244, лл. 100–102.
[26] Архивные документы сообщают, что власти под разными предлогами пытались закрыть монастырь и ранее. И только благодаря ходатайству Святейшего Патриарха Алексия I, который покровительствовал Спасской обители и игумении Елевферии, монастырь «продержался» до 1960 г.
[27] В этой раке в Спасском храме близ алтаря мощи преподобной Евфросинии почивали до 2007 г.; затем, в связи с началом в древней церкви комплексных реставрационных работ, святыня была перенесена в Кресто-Воздвиженский собор.
[28] 24 февраля 2006 г. Преосвященный Феодосий был возведен в сан архиепископа.
[29] Акт медицинского освидетельствования честных останков преподобной Евфросинии, игуменьи и княжны Полоцкой, от 9 апреля 1998 г. // Архив Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря.
5 июня (нов. ст.) 23 мая (ст.ст.) Преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая (1173)
Дни памяти: 5 июня (нов. ст.) 23 мая (ст.ст.), в 3-ю неделю по Пятидесятнице в Соборе Белорусских святых
Москва. 2006.
Прп. Евфросиния с житием. Жук Т. (выпускница Иконописной школы 2006 г.). Сергиев Посад. 2006 г. Дипломная работа. Полоцкий женский монастырь.
Тропарь преподобной Евфросинии, княжны и игумении Полоцкой глас 4
Подражающи дванадесятолетна дванадесятолетну Христу,/ учившему во святилищи Божию слову,/ последовала еси, Евфросиние./ Славу временную и земнаго обручника оставльши/ и вся мирская презревши,/ краснейшему паче всех Христу себе уневестила еси,/ крест вземши, путем ангельскаго жития шествующи/ и многия к Нему наставляющи,/ во благоухании мира в Небесный Чертог востекла еси,/ идеже моли, Егоже возлюбила еси,/ о чтущих благочестно память твою.
Ин тропарь преподобной Евфросинии Полоцкой глас 4
Богатство свое нищим расточивши/ и славу княжескую ни во что же вменивши,/ обручника временнаго, красная дево, возгнушалася еси/ и, уневестившися Жениху Христу,/ Тому, якоже вено, чистоту душевную и телесную принесла еси, Евфросиние./ Емуже ныне в веселии предстоя,/ поминай нас, чтущих память твою.
Кондак преподобной Евфросинии Полоцкой глас 8
Избранней Богом от самаго рождения/ и признанней на служение Ему,/ в чине ангельстем Господеви послужившей свято,/ и преподобно пожившей,/ и ныне с Небесными силами Господа восхваляющей,/ о нас же, грешных, пред Господем ходатайствующей,/ с радостию и любовию воззовем:/ радуйся, Евфросиние, невесто Христова всечестная.
Ин кондак преподобной Евфросинии Полоцкой глас 8
Чистое свое девство и честное/ милостынею, яко светильник елеем, украсившую/ и с мудрыми девами в пресветлый чертог Христов вшедшую,/ Евфросинию славную ублажим/ и, припадше к честным ея мощем, насладимся ея благоухания/ и умильне к ней возопием:/ яко имея дерзновение ко Христу Богу/ моли избавитися зловония страстей и спастися душам нашим.
Ин кондак преподобной Евфросинии Полоцкой глас 4
Превитавши от земли Полотския,/ отечество свое, яко Авраам, наследовавши, Евфросиние,/ землю высоку сообразну — Горний Сион,/ темже тело твое душевным благомужествием, страданием постным/ яко жертву приносила еси/ милосердием Своим, Давшему Себе за человеки Жертву благоприятну.
Молитва преподобной Евфросинии Полоцкой
О преподобная и приснопамятная, всехвальная мати Евфросиние, Ангеле во плоти, Богоизбранный сосуде Святаго Духа, Церкве Христовы похвало и украшение, монашествующих славо и утверждение, отечеству, обители твоей и всей стране помоще, покрове и защитнице! Ты еси, яко древо, насажденное при исходищих вод, плоды добродетелей твоих и благодатными даровании Святаго Духа украшенная, наставнице делом и словом, избранная, непорочная и добрая. Услыши ны, молящияся тебе и призывающия имя твое, имаши бо дерзновение у Господа. Испроси нам преспеяние в жизни добродетельней, огради сердца наша верою, надеждою и любовию и страхом Божиим. Подай нам помощь в трудех и скорбех наших и, якоже попечение имела еси в житии твоем о обители твоей и иночествующих, тако и ныне потщися о нас, благопоспешити нам во всем: и обитель твою огради миром и защити от враг видимых и невидимых, да преуспевает и процветает в добродетелех. Изми ны от всякия нужды и тесноты, от лютых болезней и от нечаянныя смерти и приведи ны ко истинному покаянию при исходе из жизни сея; испроси нам у Господа Бога кончину мирну, безболезненну, непостыдну, святых Таин причастну и преведи ны чрез мытарства воздушная, да не похитят нас истязателие грознии по грехом нашим, но да твоим заступлением и помощию возможем безбедно проити истязание воздушное, и милость получити, и предстати неосужденно страшному Престолу, и на Страшнем Судищи сподобитися одесную стати Праведнаго Судии, и наследовати праведных часть. Ей, госпоже, всечестная мати, преподобная Евфросиние, помози нам молитвами твоими, огради нас и заступи от всяких козней вражиих, да сподобимся прейти время жизни сея непреткновенно и спасение получити молитвами твоими у Христа Господа, Егоже и сподобимся пети и славословити со Безначальным Отцем и со Святым Духом во веки веков. Аминь.