13 января день памяти Святителя Петра (Могилы), митрополита Киевского и Галицкого.

 

Святитель Петр (Могила), митрополит Киевский и Галицкий, — один из выдающихся православных иерархов ХVI-ХVII веков.

Петр Могила родился в конце 1596 года в семье воевод (князей) Молдавских, отличавшейся особым благочестием. Дядя Петра Могилы — Георгий — был православным Молдавским митрополитом (1587—1589 гг.), другой дядя — Иеремия — господарем Молдавским (1595—1606 гг.) и, наконец, отец Петра Могилы Симеон был воеводою Волошским, с 1601 года — господарем Валахии, а с 1607 года — Молдавии. Род воевод Могил славился своею ревностию и приверженностию к Православию, покровительствовал Львовскому Православному братству и присылал ему значительные средства. Нет сомнения, что именно Митрополит Георгий посеял в душе юноши, будущего Митрополита Петра, добрые семена и глубокую религиозность, знания, любовь к Богу и к Святой Православной Церкви.

Когда Петру исполнилось одиннадцать лет, семья Могилы перебралась на западные украинские земли, бывшие под Польшей.

Вопреки господствующей здесь католической вере, семья Петра Могилы хранила Православие и даже содействовала его процветанию. Так, отец Петра Могилы и родной дядя Иеремия строят Успенский храм при Львовском братстве; двоюродная сестра Петра известна как основательница и благодетельница многих монастырей на Левобережье Украины.

Свое первое образование будущий Митрополит получил при Православном Львовском братстве, где проникся любовью и ревностью к своей Православной вере и неприязнью к унии. Далее он продолжил свое образование во Франции — в Парижской Сорбонне, куда отправил его отец. Несомненно, что Петр Могила был образованнейшим человеком своего времени, свободно владел классическими — латинским и греческим — языками, несколькими европейскими. Со временем сын воеводы Петр Могила поступил на военную службу и в 24 года участвовал в боях под Цецорией, где Войско Польское потерпело поражение, а через год (в 1621 г.) в чине старшины Войска Польского участвовал в битве под Хотином в рядах ревностных защитников христианства против турецкого нашествия.

В 1622 году Петр Могила приезжает в Киев — в Свято-Успенскую Киево-Печерскую Лавру — на праздник Успения Божией Матери. Здесь, в Киеве, он часто посещает Митрополита Иова (Борецкого), который становится его духовным отцом и играет большую роль в формировании его религиозного мировоззрения. И вскоре княжич Петр Могила отказывается от блистательной светской карьеры: в 1625 году он принимает иноческий постриг от архимандрита Захарии (Копыстинского).

Неизвестно, что заставило Петра Могилу променять блистательную карьеру, ожидавшую его в миру, на скромный удел монаха: пути Промысла Божия неисследимы и часто, вопреки всем человеческим предположениям, ведут смертного человека к высокой, Богом определенной, цели. Здесь очевидно свершилось Божие благоволение, о чем говорит Псалмопевец: «правда и мир облобызастася» (Псал. 84, ст. 11), то есть то духовное наследие, которое получил в юношестве Петр Могила от своего дяди Митрополита Георгия, дружба и беседы с Митрополитом Иовом (Борецким) и наместником Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры архимандритом Захарией (Копыстинским) навсегда определили его дальнейший жизненный путь.

С этого времени начинается новый период в жизни Петра Могилы — период апологетического служения Церкви. Отрешившись от доспехов воина земного, он становится воином Христовым, становится на путь служения Церкви Христовой и Святому Православию.

Время, в которое Митрополиту Петру (Могиле) выпало служить нашей Святой Церкви, пришлось на очень сложное для Церкви время — время церковных борений, время нестроений, раскола. Тогда паства особенно нуждалась в слове, которое поддерживало бы сомневающихся и направило бы их по верному пути к спасению, по которому следовала вся Кафолическая Соборная Православная Церковь.

Положение Православной Церкви на Западных территориях, оказавшихся под Польшей после провозглашения в 1596 году церковной унии, признанной государственной властью вместо извечного в истории украинского народа Православия, — можно приравнять к положению Вселенской Церкви Христовой в первые три столетия христианства. Навязанная народу уния стала великим бедствием и испытанием для Православной Церкви. Как некогда христиане в языческом Риме, — православное население на Западных территориях за приверженность отеческой вере указом Сигизмунда III, фанатичного католика, было поставлено в положение преступников. Его насильно загоняли в чужую веру. Униатские епископы изгоняли православных священников из приходов и ставили на их место униатов. У православных отнимали храмы, священников подвергали насилию, бросали в тюрьмы. В городах православных не допускали к городским должностям, притесняли в ремеслах и торговле.

Невзирая на все гонения против православных, они твердо держались веры отцов. Важную услугу в борьбе за Православие оказывали православные братства и монастыри, оставшиеся верными “греческой вере”. Церковь обрела также крепкую опору в лице своих чад—патриотов, защитников веры, которые открыто, ничего не боясь, выступали на генеральных Сеймах, что все-таки разрешала конституция Речи Посполитой. Яркий пример апологетства Православия этого смутного времени выявился в лице Митрополита Петра (Могилы).

Петр Могила не оставался бездеятельным наблюдателем борьбы униатов (как тогда еще их называли — латинян) с православными. Под именем Филалета выходили в свет произведения, в которых с замечательной силой разоблачались корыстные и противные чистоте веры побуждения католиков к распространению униатства. Этим псевдонимом пользовался вместе с другими и Петр Могила. Очевидно, что апологетические сочинения выходили в стенах Киево-Печерской Лавры, не сдавшейся униатам, где уже с 1616 года работала типография, основанная наместником архимандритом Елисеем (Плетенецким) — известным богословом, религиозным писателем, основоположником школы проповедников при Лавре.
По смерти наместника Лавры архимандрита Захарии (Копыстинского) Петр Могила, по общему согласию всей братии, был возведен в сан архимандрита Киево-Печерской Лавры, на что через три года вышло и благословение Кирилла Лукариса, Патриарха Константинопольского, с предоставлением ему звания Экзарха патриаршего престола.

2 марта 1631 года скончался Митрополит Иов (Борецкий). Место его занял Исаия (Копинский), бывший в то время архиепископом Смоленским. Посланные архимандритом Петром за границу для усовершенствования в высших науках люди стали возвращаться на родину для большого дела — просвещения народа, но различные слои общества во главе с гетманом Петрижицким обратились к архимандриту Петру с просьбой не создавать особого училища в Киево-Печерской Лавре, а соединить его с Богоявленским училищем на Подоле в Киеве, дабы не возникло духа соперничества между училищами. Просьба эта была разумна, и архимандрит Петр согласился. Но в 1631 году, с целью повышения уровня духовного просвещения в Митрополии Киевской и Галицкой, так необходимого в борьбе с латинством, основал, отдельно от существующей уже в Киеве Братской школы, высшее училище “для преподавания вольных наук на греческом, славянском и латинском языках”. Но когда 30 декабря 1631 года члены братства составили акт, в котором архимандрит Петр назывался старшим братом, блюстителем и пожизненным опекуном Киевского братства, и подчинили свою школу исключительно власти Константинопольского Патриарха, он соединил свою лаврскую школу с Братской. Для процветания этой школы он приложил многие усилия: переименовал ее в Коллегию, расширил в ней преподавание, прибавив науки философские и богословские, и обеспечил ее материальное состояние, пожертвовав ей многие вотчины. Эта Коллегия, названная Киево-Могилянской, стала образцом для всех духовно-учебных заведений на территории Восточной Европы и подготовила многих образованных пастырей и ревностных защитников Православия. Подобную школу он создал и в Виннице — в Вознесенском монастыре, подчиненном Киево-Братскому и тоже называвшемся Братским.

В том же 1631 году Петр Могила начинает строительство каменного строения, предназначавшегося для аудиторий. Как строительство будущих аудиторий, так и содержание наставников и школяров Петр Могила принял на свое собственное содержание.

В Святой Лавре архимандрит Петр расширил типографию, продолжал издавать книги, старался поднять духовную дисциплину среди лаврских монахов.

В апреле 1632 года скончался король Сигизмунд III. Согласно польским обычаям, по смерти короля собирался сначала Сейм, называемый “Конвокацийный”, на котором делался обзор предыдущего царствования и подавались разные мнения об улучшении порядка, а затем собирался Сейм “Элекцийный” — для избрания нового короля. Первый Сейм состоялся в Кракове, куда приглашены были все чины — духовные и светские. Митрополит Киевский Исаия (Копинский), обремененный немощами и старостью, не мог отправиться сам и, по совету всего киевского духовенства, отправил на Сейм в качестве своего представителя архимандрита Петра (Могилу). Со стороны Митрополита Исаии это был лучший выбор для участия православной делегации в Сейме.

Вокруг архимандрита Петра с целью законным путем истребовать от Речи Посполитой возвращения прав и свободы деятельности Православной Церкви сплотились остатки православного дворянства. Немедленно по прибытии в Краков архимандрит Петр от лица сопровождавшего его духовенства и дворян объявил, что они до тех пор не примут участия в Сейме, пока согласно инструкциям, данным им от всего народа, не получат от Сейма гарантии, что все епископства и прочие церковные достоинства вместе с имениями, отобранными униатами от православных, будут возвращены им. Такое настоятельное требование изумило членов Сейма, но, не желая останавливать из-за этого открытие заседаний и терять время в споре, королевич Владислав принял предложение архимандрита Петра (Могилы). Видя это, униатский митрополит Вельямин (Рутский) начал было защищать права своих единоверцев, но, заметив неуспех, старался всеми силами, по крайней мере, отложить на дальнейшее время исполнение этого проекта. Архимандрит Петр действовал еще более неусыпно и вынудил Рутского подписать соглашение (мемориал), в котором предполагалось отдать православным Киевскую митрополию, предоставить Львовское епископство, Печерский и Жидачевский мо-настыри с их имениями, отдать по несколько церквей в некоторых городах, разрешить братствам свободно распоряжаться школами, мещанам — занимать городские должности. Акт этот утвержден был печатями королевича и митрополита Вельямина (Рутского), и для большего их веса было об этом упомянуто в конвакационных актах, которые были разосланы по всем местам несмотря на несогласие папского нунция и самого Папы.

Однако архимандрита Петра и это не устраивало. Он старался уговорить представителей разных воеводств не уступать католикам и униатам. Начались новые споры, некоторые члены Сейма отстаивали униатов, но против всех них стоял архимандрит Петр, которого не так легко было побороть. Противники архимандрита Петра, столкнувшись с умным, твердым и дальновидным защитником Православия, проиграли.

Несмотря на все протесты католического и униатского духовенства православные получили от короля Владислава диплом, которым подтверждалось свободное исповедание веры, совершение Таинств, разрешение реставрировать церкви и строить новые, создавать при церквах и монастырях братства, богадельни, школы, семинарии и типографии. Повелено было Сеймом все споры и распри прекратить, все приговоры прежних Сеймов против православных уничтожить и впредь жить всем в покое без притеснений друг друга. В силу этой привилегии подтверждено было право православному духовенству, дворянству и всему народу православному в Литве и Польше избирать себе православного Митрополита и посвящаться ему от Константинопольского Патриарха. Все киевские монастыри были переданы в ведение православного Киевского митрополита. Эти постановления, несмотря на протесты униатов, утверждены были королем и Сеймом 1 ноября 1632 года. Добиться данного положения и выйти победителем в этой неравной борьбе мог только Петр Могила — княжич по происхождению, имевший мало равных себе по воспитанию, выдающийся, тонкий дипломат, образец в вере и по ревности к Святому Православию.

Православные дворяне вместе с духовными лицами, бывшие на Сейме, решили избрать Петра (Могилу) Митрополитом Киевским, на что он дал свое согласие. Таким образом он был избран православным дворянством и духовенством кандидатом на Киевскую митрополию.

После своего избрания в кандидаты архимандрит Петр сразу обратился к королю Владиславу IV за утверждением в этом звании и сохранении Киево-Печерской архимандрии. Но, чтобы не произвести какого-либо смятения между православными, оставшимися в Киеве, он отправил в Константинополь ректора Киевских Духовных школ Исаию Трофимовича для получения от Патриарха благословения на свое посвящение в Митрополиты. Бывший тогда на патриаршем Константинопольском престоле Кирилл (Контарино) без всякого прекословия дал свое благословение.

Оградив свое избрание всеми законными формальностями, архимандрит Петр при полной поддержке Киевского и Луцкого братств отправился в г. Львов, где в ставропигиальном монастыре Успения Пресвятой Богородицы встретился с единственным православным епископом, сохранившим свою кафедру, — Иеремией (Тиссаровским), титуловавшимся Экзархом Константинопольского патриархата и имевшим право совершать посвящение Киевского митрополита от имени Вселенского Патриарха. К назначенному сроку прибыли во Львов три православные епископа, хотя и уволенные униатами от своих епархий: Аврамий (бывший Пинский и Туровский), Исаакий (бывший Луцкий) и Паисий (бывший Холмский), множество православных духовных лиц и мирян. Наречение архимандрита Петра (Могилы) во епископа происходило на Светлой седмице, а посвящение во епископа — в Светлую Субботу, возведение в сан Митрополита — в неделю Фомину, которая в 1633 году приходилась на 28 апреля. Посвящение архимандрита Петра происходило в церкви Львовского ставропигиального братства, на построение которой много жертвовали православные молдавские воеводы.

Митрополит Петр прожил во Львове около двух месяцев и все это время ходатайствовал перед королем о преобразовании Киево-Братской и Богоявленской школ в православную Академию. Высокие чины Сейма отвергали просьбу Митрополита Петра, но король изъявил твердую волю, — и прошение Петра Могилы было утверждено с наименованием школы не Академией, а Коллегией.

В конце июня 1633 года Митрополит Петр торжественно отправился на свою кафедру в Киев, где ему были поднесены поздравления и панегирики: один — от Лавры, другой — от Киево-Братского училища.

Митрополит Петр приступил к благоустроению своей митрополии. Основываясь на Грамотах короля, он прежде всего начал отнимать у униатов (латинян) православные монастыри и храмы, в том числе — Софийский собор и Выдубицкий монастырь.

Деятельность Митрополита Петра отличалась большою разносторонностью. Соединяя в своих руках должности Митрополита Киевского и архимандрита Киево-Печерского, он распо-лагал большою властию и большими материальными средствами. Человек энергичный, настойчивый, Митрополит Петр шел прямо к намеченной цели. Благодаря этому ему удалось достигнуть многого из того, что он намечал. Он был человек, преданный Православной вере, и как сильная личность оставил неизгладимый след в истории просвещения и культурного развития всей Украины. Киев при нем окончательно стал центром для всего православного населения не только Украины, но и Польши, и Литвы.

Чтобы удовлетворить духовные запросы своей паствы, Митрополит Петр печатал в Лаврской типографии святоотеческие сочинения, а в 1637 году его повелением и благословением напечатано было “Евангелие учительное”, или собрание поучений на все воскресенья и праздники года, — книга весьма необходимая как пособие для священнослужителей в проповедовании Слова Божия. Издана она была на общедоступном для народа языке с предисловием, написанным самим Митрополитом, в котором он, обращаясь к священникам, убеждал их как можно чаще читать это учительное Евангелие — и самим поучаться от него, и народ наставлять в истинах веры и спасения.

Серьезное внимание Митрополит Петр обратил на киевские святыни, большинство из которых пребывали в запустении: он возобновил и украсил Киево-Софийский собор, находившийся в полуразрушенном состоянии, произвел раскопки части Десятинного храма и на месте ее построил небольшую церковь. По распоряжению Митрополита были возобновлены церкви Трехсвятительская и Спаса на Берестове, а также Михайловская церковь в Киево-Выдубицком монастыре, построенная в 1070 — 1088 годах Всеволодом Ярославичем и разрушенная наводнением Днепра в 80-х годах XVI столетия, и многие другие.

В это же время весь свой словесный и поэтический талант святитель Петр направил на воспитание православного народа.

Литературная полемика православных с иноверцами и издательская деятельность при Митрополите Петре приобрела особое значение. Для этого митрополит располагал крупными литературными силами, которые сумел собрать в Киеве, обладая при этом материальными средствами и Печерской типографией, поставленной его предшественниками по архимандрии Печерской. Полемика православных с униатами и католиками, начиная с XVI века, отличалась страстностью и большой нетерпимостью между обеими сторонами.

В период разгара религиозных страстей Митрополитом Петром в утешение и одобрение православных было составлено замечательное молитвословие “О умирении” Православной Церкви. Данное молитвословие было напечатано в типографии Киево-Печерской Лавры под заглавием: “Парафимиа”. Это — плод религиозного воодушевления, вызванного борьбой Митрополита Петра с иноверием, свидетельствующий о глубокой надежде на милость Божию, предстательство Пресвятой Богородицы и святых угодников Божиих, особенно — на молитвы подвижников Печерских, к которым святитель Петр ежедневно прибегал со своей молитвой и черпал от их подвига силы духовного стояния за Святое Православие.

Митрополит Петр является автором и величайшего сочинения “Лифос” — “Камень”, появившегося в 1644 году. Этот труд вышел под псевдонимом Евсевия Пимена, т. е. благочестивого пастыря, и был написан на польском языке, так как главной целью автора была защита Православия от нападок католиков. В этом произведении святитель Петр фактически выступил против Кассиана Саковича, ревностного последователя Римской Церкви. Появление этого труда вызвало в польской литературе целый ряд трактатов, подтверждающих, что “Камень” — одно из выдающихся творений полемической литературы XVII века.

Уникален еще один труд Митрополита Петра: им был составлен и издан в 1646 году Требник, или “Евхалогион”, с целью дать юго-западному духовенству не только вновь обработанную официальную богослужебную книгу, очищенную от погрешностей и заблуждений, вкравшихся в церковную обрядность украинских церквей под влиянием католичества, но и цельное, всестороннее практическое руководство по всем случаям совершения частного Богослужения для пастырей Церкви.

Митрополит Петр составил свой Требник на основе греческих евхологиев и древнеславянских письменных источников. И до сего дня Требник Петра Могилы не утратил своей ценности для священства нашей Православной Церкви.

Кроме того, Митрополитом Петром были задуманы две колоссальные работы: “Жития святых” и исправление славянского текста Библии. Это его заботами монах Киевского Кирилловского монастыря Димитрий (в миру Данило Туптало) — впоследствии святитель Димитрий Ростовский — создал первый в нашей Церкви свод Житий Святых, навсегда ставший настольной книгой верующих людей.

Ревностью к молитвенным подвигам Преподобных Отцов Печерских Митрополитом Петром был утвержден праздник (Собор всех Преподобных Отцов Киево-Печерских), который всегда празднуется во вторую Неделю Великого Поста как переходящее празднование и в который народ наш православный, воспевая подвиги преподобных, укрепляется благочестием их веры.

Вся жизнь Митрополита Петра — человека глубочайшей веры, большого ума, образования и твердого характера, страдательно переживавшего нужды Церкви, — была употреблена для возвышения и развития Православной Церкви во времена овладения Украиной Речью Посполитой. Не было ни одной сферы церковной деятельности, чтобы она не оказалась в поле зрения Митрополита Петра. Своей кипучей энергией и неутомимым трудом он вел борьбу за развитие православной богословской науки, церковного Богослужения, издания богослужебных книг, реставрации православных святынь, монастырской жизни и особенного попечения о Святой Лавре — все это было предметом забот Митрополита. С его именем тесно связаны почти все наиболее замечательные события, имевшие благотворное влияние на ход церковной и общественной жизни нашего народа. Этот период жизни нашей Церкви можно назвать временем Митрополита Петра (Могилы).

Четырнадцать лет управлял Киевской митрополией защититель веры Христовой Петр (Могила), четырнадцать лет отдыхала она от озлобленного, жестокого преследования католиков и униатов.

Святитель Петр, снедаемый ревностию по Боге и его Святой Церкви, внезапно, как пламенная свеча догоревшая, умер в последнюю ночь 1646 года на новый, 1647 год, т. е. 1 января 1647 года, в полном расцвете сил. Он отдал праведную свою душу в руце Божии, едва завершив ровно полвека своей подвижнической жизни. Тело святителя Петра было перенесено из Киево-Печерской Лавры в Софийский собор. 9/22 марта останки Митрополита, не подвергшиеся во все эти месяцы тлению, были преданы земле на указанном им самим месте — в Великой Печерской (Успенской) соборной церкви возле левого клироса.

О том, что Митрополит Петр (Могила) в своих архипастырских заботах был полностью предан нашему православному народу, свидетельствует вся его жизнь.

Стараясь уберечь паству православную от пагубности униатства, Митрополит Петр говорил: “Всякого рода расколы — это тонкая сеть врага рода человеческого”. Сеятели раздоров среди православного народа желали влиться в православную ограду Церкви, чтобы, как волки в овечьей шкуре, производить соблазны среди верующих. Отделившиеся от Святого Православия сами порвали единение с полнотой Христовой Церкви. Согласно слов святого Апостола Павла, подобные учителя, “имеющие вид Благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйтесь” (2 Посл. к Тимоф. 3, 5).

Унаследовав некрадимое богатство православного учения великих подвижников веры, мы с благоговением отдаем священную дань Божиему избраннику — верному стражу Его Святой Церкви — святителю Петру (Могиле), препоручая себя его святым молитвам и заступничеству перед Богом за боголюбивый народ наш с верою, что по его молитвенному ходатайству Господь поможет нам препобедить все козни врагов нашего православного народа и Его Святой Церкви, взывающим к нему: “Всемилостивый Господи, молитвами Святителя Петра утверди твою Святую Православную Церковь и пребуди с народом нашим от ныне и до века”. Аминь.

Даневский Свято-Георгиевский женский монастырь
2002 год

По благословению
Высокопреосвященнейшего
АНТОНИЯ – Митрополита
Черниговского и Нежинского

Тропарь, глас 4

Яко вертоградарь трудолюбивый был еси, святителю отче Петре богомудре, ученьми своими всю землю нашу удобрил еси, молитвами угодников Печерских присно укрепляем. Темже купно с ними Престолу Царя Славы предстоя, молися во еже паству свою от зловерия суемудрых оградити, град сей и страну нашу от всяких бед избавити, людям же подати мир и велию милость.

Кондак, глас 8

Благочестия и догматов отеческих ревнителю, светильниче митрополии Киевския, святителю отче Петре, сподвижник преподобнаго Иова во ограждении Церкви Православныя воистину явился еси. И противу козней диавольских безбоязненно вооружился еси. Тем же и ныне не премолчи о нас молитися ко Господу, во еже спастися душам нашим.