29 декабря 2015 года в Десятинном монастыре Рождества Пресвятой Богородицы в Киеве за Божественной литургией был прославлен в лике святых блаженный Иоанн Босой, Христа ради юродивый. Решение было принято на Священном Синоде УПЦ 19 июня 2015 г. (Журнал № 17).
Божественную литургию с чином прославления подвижника совершил Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий.
***
Христа ради юродивый Иоанн Босой (в миру Иван Иванович Расторгуев) родился 29 августа 1800 года (по ст. ст.) в г. Зарайске Рязанской губернии в семье мещанина. Смолоду жил обычной жизнью, имел жену и дочь. Уже в зрелом возрасте покинув дом, Иоанн странствовал по монастырям и скитам.
В начале 40-х гг. XIX в. блаженный странник прибыл в Киев. Здесь он принял на себя труднейший христианский подвиг — казаться безумным, что-бы принести в жертву Богу самое ценное, что есть у человека, — разум, неся именно таким образом, спасительный подвиг любви к ближнему, и стяжая истинную премудрость Божию, согласно слов апостола Павла: «кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым» (1 Кор. 3, 18).
Помимо юродства, блаженный Иоанн носил на себе пудовые вериги и круглый год ходил босиком, одетый в один лишь халат из хлопчатобумажной ткани. Подвиг его длился менее 10 лет, но в православном народе память о святом сохранилась на более чем полтора века.
Подвижник сразу обратил на себя внимание благочестивых киевлян. Один из мещан, проживавших на Старокиевской горе в районе присутственных мест, принял к себе бездомного юродивого. Но блаженный отказался жить у него в доме, а увидев в усадьбе развалившийся погреб, выкопал в нем небольшую пещерку и поселился в ней. Сюда потянулись первые почитатели угодника Божия, стяжавшего от Господа дар предвидения и исцеления.
Подвизаясь в своей пещерке на Старокиевской горе, блаженный Иоанн, помимо благочестивых верующих, привлек к себе и внимание полиции. Согласно существовавшему законодательству, юродство, рассматривалось как нарушение правил благопристойности в общественных местах. Поэтому, избегая конфликта с полицией, блаженный Иоанн Босой, по просьбе капитана Протасова, переселился в его дом в Лыбедской части Киева, находившейся в местности называемой «Новое Строение». Протасов отвел блаженному нижний этаж своего дома для его уединенных молитвенных подвигов и дел христианского благочестия. И вскоре после этого дом Протасова стал местом паломничества киевлян и иногородних богомольцев.
К этому времени относится известный случай юродства Христа ради блаженного Иоанна Босого, когда он в лютый мороз, в канун праздника Святителя Николая Чудотворца, 6 декабря (19 декабря н.ст.), пришел босым, без шапки и в халате в Десятинную церковь на всенощную, и простоял с благоговением на коленях до окончания богослужения. После всенощного бдения, угодник Божий был приглашен приходским священником, прот. Петром Гороновским к себе домой. Прот. Петру Гороновскому блаженный Иоанн и сообщил те немногочисленные биографические сведения о себе, которые дошли до настоящего времени. После этого, прот. Петр Гороновский стал духовником блаженного Иоанна Босого, а сам блаженный постоянным прихожанином Десятинной церкви.
«Десятинная церковь в Киеве»
Духовник блаженного Иоанна Босого рассказывал:
«Однажды в самый лютый мороз пришёл он в Десятинную церковь на всенощную накануне праздника святителя Христова Николая босым, без шапки и в халате и простоял с благоговением на коленях всю всенощную. После сего капитан Протасов в Лыбедской части города Киева принял к себе Иоанна Босого, отвёл ему нижний этаж своего дома для его благочестивых подвигов.
С помощью благотворителей блаженный нанял оба этажа прежде жилых комнат под Киево-Андреевской церковью. Комнаты разделены были на шесть отделов. В первом отделе жили калеки мужского пола, во втором – калеки женского пола, в третьем отделе для них была устроена трапеза; в четвёртом были поварня и хлебная, в пятом находились съестные припасы, в шестом были келии Иоанна Босого и ученика его Дамиана. Келия Иоанна Босого была посредственная. В переднем углу лежал на полу камень в два пуда, о который Иоанн Босой во время ночных своих молитв полагал земные поклоны, от чего на лбу его сделался нарост величиною с куриное яйцо. Иоанн Босой носил вериги почти в пуд, заклёпанные на нём навсегда, а другие чугунные полуторапудовые вериги висели у него на стене в келии…».
В своих благотворительных делах блаженный находил постоянную поддержку и содействие даже у Киевского губернатора Ивана Ивановича Фундуклея. Также благотворительной деятельности блаженного Иоанна Босого активно содействовал ректор Киевской духовной академии архимандрит (впоследствии — архиепископ Херсонский и Одесский) Димитрий (Муретов).
«Собирая милостыню, он сберегал её только до ближайшей субботы, – писала газета «Киевлянин» в 1873 году, – чтобы можно было устроить обед для странников и нищих, а не то и прямо раздавал её. Подвижник больше молчал, чем говорил, но, если кто обращался к нему за наставлением, он наставлял обращавшегося на покаяние и жизнь благочестивую… Придёт, бывало, к нему кто-нибудь, и Иван Босый тотчас назовёт его по имени, хоть бы и в первый раз его видел, знает, что побудило его прийти к нему, и предложит наставления и советы. Помогал угодник Божий и в болезнях, и будущую судьбу человека предсказывал».
Молва о благотворительности Иоанна Босого разнеслась по православной Руси, и он стал отовсюду получать приношения, дававшие ему возможность поддерживать богоугодное заведение. Нуждающимся странникам выдавал со своего склада одежду и обувь, снабжал их деньгами на обратный путь, для больных содержал больницу и лекаря. Дом под Андреевской церковью ежедневно осаждали толпы странников, нищих, больных и жаждущих наставлений. Перед богадельней можно было увидеть кареты киевской знати.
Вскоре деятельность блаженного стала широко известной. Со всех концов присылались блаженному Иоанну Босому деньги на богоугодные дела.
Блаженный употреблял часть из них на странноприимность и благотворительность, а другую — на нужды бедных храмов. Даже устроил два больших ящика, набитых разными церковными священными облачениями, один патриарху Александрийскому, а другой Антиохийскому; но за своей смертью не послал их, а послал по назначению ученик его Дамиан.
Блаженный Иоанн Босой, по свидетельству современников, больше пребывал в молчании. Говорил только если к нему обращались за наставлением. Наставлял же он обращавшегося — к покаянию и благочестивой христианской жизни.
Пришедшего за духовным советом, даже незнакомого, блаженный сразу называл по имени, говорил о том, что знает о причине побудившей прийти к нему, и предлагал духовные наставления и советы. Помогал угодник Божий и в болезнях, а также предсказывал грядущие события в жизни приходящего.
Отпуская своих посетителей, блаженный Иоанн давал им на благословение маленькие кипарисные крестики, либо что-то другое, в зависимости от того, какое будущее ждало отпускаемого. В том случае, если приходящий к подвижнику был человек злой, лукавый и приходил не за наставлением, а чтобы искусить угодника Божия, блаженный Иоанн мог ему ничего не дать. Благодатью Божией, обитавшей в нем, он видел душу человека. Блаженный узнавал подобных людей и вместо наставления и кипарисного крестика, мог кричать на них и даже выгонять силой из своей кельи.
В своей странноприимнице блаженный Иоанн Босой и Дамиан (будущий преподобный Вонифатий Феофановский) принимали и кормили до 500 человек в день.
В тоже время, по свидетельству современника, — историка Виктора Ипатьевича Аскоченского, лично знакомого с блаженным с 1843 г., «сам Иван Босой оставался тем же босовиком; на него, казалось, не действовали ни лютые морозы, ни удушающий жар; всегда веселый и, по-видимому, беззаботный, он ходил днем по святым местам Киева, а ночью предавался молитвам и богомыслию».
Блаженный Иоанн Босой управлял этим богоугодным заведением с конца 1848 года и до последнего дня своей жизни (16 декабря 1849 г.). После чего заботы о странниках взял на себя Дамиан Фёдорович Виноградский, ученик Иоанна Босого, славный подвижник и впоследствии строитель скита Феофании преподобный игумен Вонифатий.
По свидетельству духовника подвижника протоиерея Десятинной церкви Петра Гороновского Иван Босой умер смертью праведника:
«Иван Босой заболел, меня призвали его напутствовать. Я его исповедовал, совершил над ним елеосвящение и приобщил Христовых Тайн. До смерти его были сильные морозы с заметелью, а когда он умер, то сделалась оттепель и стояла хорошая погода. На погребение его стеклось великое множество народа разных сословий тысячами, его погребли на Щекавице в веригах, залитых на нём навсегда, положив в возглавие его тот камень, о который он полагал поклоны. Через несколько времени приходила ко мне жена Ивана Босого с дочерью девицею, и не скорбели, что он их оставил, возлюбив Господа Бога паче всего. Он был не то что юродивый, а был подвижником Христовым в собственном смысле этого слова: возлюбив Бога паче всего, а ближних как сам себя. Если угодно будет Господу Богу прославить Своего праведника, то он прославит его видимо».
Отпевали блж. Иоанна Босого в Десятинной церкви. Погребал угодника Божия на Щекавицком кладбище ректор Киевской духовной семинарии архимандрит (впоследствии — архиепископ Казанский и Свияжский) Антоний (Амфитеатров) со многими священниками Киева. На похоронах присутствовали тысячи киевлян всех званий и сословий. На могиле поставили крест с иконой Усекновения главы святого Иоанна Предтечи и неугасимой лампадой.
Могила Івана Босого
Уже сразу после погребения началось народное почитание святого — было замечено, что земля, взятая с его могилы обладает целительными свойствами, помогая от болезней. Наряду с этим, молитвенные обращения к блаженному Иоанну Босому помогали верующим во многих затруднительных житейских обстоятельствах. На протяжении всего ХIХ в. и вплоть до начала гонений на веру в 30-е гг. ХХ в., в Киеве жила память о блаженном подвижнике Божием, Христа ради юродивом Иоанне Босом.
В годы безбожной власти массовое почитание Иоанна Босого прекратилось. В 1935 году в генеральный план застройки Киева был внесён пункт о преобразовании многих киевских холмов, в том числе и горы Щекавицы. Церковь Всех Святых и большую часть кладбища снесли, кроме старообрядческого и мусульманского участков, снесли. Честные останки Иоана Босого перенесли на старообрядческий участок Щекавицкого кладбища.
Несмотря на богоборческую власть, благочестивые киевляне чтили память этого великого и дивного подвижника.
По свидетельству работника Щекавицкого кладбища Евгения Федоровича Кушнирова, к могиле Иоанна Босого приезжали не только киевляне, но и люди из других городов, чтобы помолиться великому праведнику и получить исцеление по его молитвам и предстательству у Престола Божьего.
В 2005 году на месте фундамента Десятинной церкви был образован малый Десятинный храм в честь святых равноапостольных князя Владимира и княгини Ольги. В 2009 году решением Священного Синода Украинской Православной Церкви было принято решение открыть на этом месте монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
После прославления преподобного Вонифатия Феофановского, Киевского, братия монастыря узнала о том, что учителем святого Вонифатия был прихожанин Десятинной церкви Христа ради юродивый Иоанн Босой. Особое почитание и дальнейшие исследования жизни подвижника были предприняты после такого случая.
Иоанн Босой явился во сне наместнику Десятинного монастыря архимандриту Гедеону (Харону) ранним утром в день празднования Похвалы Божией Матери. По свидетельству наместника, подвижник стоял возле панихидного стола и был в окружении множества народа. На слова наместника «Здесь у нас Иоанн Босой!», подвижник ответил: «Да, да, батюшка, я тут! Я всегда здесь!». Наместник проснулся в восхищении и позже оповестил об этом братии и прихожанам монастыря.
«Рождества Пресвятой Богородицы Десятинный мужской монастырь»
По окончании Божественной Литургии все поехали на Щекавицкое кладбище, где была обслужена панахида намогиле праведника, дивным образом напомнившего о себе. Особо ценен тот факт, что явление во сне было явным, и архимандрит Гедеон очень хорошо запомнил, как выглядел подвижник. «Я быузнал его из тысячи: довольно высокого роста, мощного телосложения, возрастом около 50 лет, седой, внешне похож на преподобного Серафима Саровского, но не сгорбленный; одет в длинную простую рубаху, на шее изпод одежды были видны цепи». Удивительно, что на тот момент архимандрит Гедеон не был широко ознакомлен с житием Иоанна Босого, и ему не было известно о том, что подвижник носил вериги.
А в Десятинном монастыре создали комиссию по подготовке к канонизации Ивана Ивановича Расторгуева. Собранные ею материалы послужили основанием для решения Священного Синода Украинской Православной Церкви о причислении подвижника к лику святых, принятого 19 июня 2014 года.
К блаженному старцу Иоанну обращаются в различных болезнях. Известно, что во время земной жизни подвижника по его молитвам люди получали скорое исцеление, а после его славной кончины множество народа приходило к могилке старца за помощью. Так как он является покровителем всех бедных и обездоленных, ему молятся нуждающиеся люди, с трудным материальным положением.
ТРОПАРЬ БЛАЖЕННОГО ИОАННА БОСОГО, ГЛАС 1
Яко бисер безценный явился еси на горах Киевских, блаженне отче Иоанне, нестяжанием и нищелюбием Бога прославив, и дар любве нелицемерныя взыскав. Темже по смерти благодать исцелений приял еси. Моли Христа Бога спастися душам нашим.
КОНДАК БЛАЖЕННОГО ИОАННА БОСОГО, ГЛАС 8
Суетная мира презрев, Христа ради юродство избрал еси, блаженне, присно в подвизех пребывая и нищим питатель быв. Темже дары Духа Святаго приял еси обильно, отче наш Иоанне, молитвенниче неусыпный о всех верою почитающих тя.
МОЛИТВА ИОАННУ БОСОМУ
О блаженне отче Иоанне, верный рабе Христа Бога и всем страждущим скорый помощниче! Ты небеснаго отечества взыскуя, дом и вся сродники твоя оставил еси, хлад и зной претерпевая, плоть свою постом и нищетою смиряя, дар любви и прозорливости стяжал еси.Услыши нас, многогрешных, ныне к тебе вопиющих, и молитвами твоими исцели всяк недуг душ и телес наших, защити нас от враг видимых и невидимых, сподоби нас течение жизни сея непреткновенно прейти, христианскую непостыдную кончину нам у Господа испроси и Небесное Царствие унаследовати сподоби. Молим тя, отче блаженне, обрати сердца наша к любви нелицемерней и истинному благотворению, помози воздвигнути святыя храмы в душах наших и добродетельми их украсити, наипаче молим тя, испроси у Господа вновь сияти (детищу святого равноапостольного князя Владимира) храму Десятинному в честь Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, идеже ты при жизни молился еси, да купно с тобою прославим Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.