15 сентября день памяти преподобной Олимпиады Киевской и Арзамасской

7/20 августа — день памяти преподобной Олимпиады Киев. и Арзам.;

2/15 сентября —обретение мощей преподобной Олимпиады Киев. и Арзам.

Житие преподобной Олимпиады (Стригалевой)

Матушка Олимпиада, как и преподобный Сергий Радонежский, явилась благодатным плодом прекрасного корени семьи Стригалевых. Только у таких родителей могла родиться такая прекрасная дочь. Древний купеческий род Стригалевых отличался любовью к Отечеству и благотворительностью на пользу Церкви и общества.Схимонахиня Олимпиада в своих трудах и подвигах уподобилась древним святым преподобным женам, в соборе которых она наслаждается небесными радостями.

Семья

Настоятельница Арзамасской Алексеевской общины прп. схимонахиня Олимпиада (Ольга Васильевна Стригалева) родилась 29 июня 1771 года в городе Костроме в семье благочестивых и именитых родителей - Василия и Параскевы Стригалевых.

Ольга Васильевна Стригалева получила хорошее образование и, как всех представителей рода семьи Стригалевых, ее ожидало светское будущее. Но воспитанная в благочестии и твердой вере, она в своем сердце возымела твердое намерение посвятить себя Богу. Как и многие подвижники (прп. Феодосий Печерский, прп. Евфросиния Полоцкая и др.) Ольга Васильевна не могла об этом сказать своим родителям и вынуждена была скрывать от них свое стремление. Тайно от всех домашних она со своей сестрой долгие ночи проводила в молитвах. После замужества сестры стремление Ольги Васильевны посвятить себя Богу не только не ослабело, но все больше и больше укрепилось. Она решила тайно уйти из дома.

Став перед выбором двух заповедей: любви к Богу и к ближнему, она долго колебалась, боясь обидеть родителей. Однако любовь к Богу и желание подвижнической жизни возобладали в ее душе и, уподобясь древним, она уходит из родительского дома в Арзамасскую Алексеевскую женскую общину, которой управляла тогда известная подвижница благочестия схимонахиня Марфа (Протасьева).

Обитель

Знаменитая Алексеевская Арзамасская община пользовалась заслуженной известностью не только в России, но и за границей. Она была известна и по внешнему величию, и по соблюдению в ней правилам монастырского общежития.

Арзамас всегда славился обилием церквей и монастырей, что говорило о христианском благочестии его жителей. Многочисленные монастыри, окружая город со всех сторон, являлись его духовным щитом. Алексеевская община занимала то же самое место, где ранее находился Новодевичий Алексеевский монастырь, основанный в 1634 г. царем Михаилом Федоровичем, и упраздненный в 1764 г. Только около 1757 г. на его месте была основана община, принявшая название упраздненного монастыря. Устроителем Алексеевской общины был знаменитый подвижник отец Феодор (Ушаков), настоятель Санаксарского монастыря. Он основал общину для своих учениц, которые всегда руководствовались в своей жизни его мудрыми советами и духовными наставлениями. Отец Феодор заповедал сестрам жить в общине без обетов и монашеского пострига, но с соблюдением полного монастырского общежительного устава.

Основатель монастыря

Отец Феодор в Арзамасской общине имел высокий авторитет, его глубоко и благоговейно почитали. Но особой задушевностью, теплотою чувства и искренней преданностью отличалась вторая настоятельница - схимонахиня Марфа. Она всегда руководствовалась советами о.Феодора, ссылалась на слова и мнения старца, как святого отца. И своей сподвижнице, матушке Олимпиаде (Стригалевой), которая долгое время находилась под духовным руководством и окормлением схимонахини Марфы, еще до поступления в общину в письмах советовала увидеть отца и наставника иеромонаха Феодора, «совершенное житие богоугодное имущего», и наставления своей жизни от него услышать. Уже будучи настоятельницей, матушка Олимпиада в своем предсмертном духовном завещании сестрам написала: «Святой Алексий, человек Божий, известный хранитель наш, молитвами отца и наставника нашего и основателя сего святого места, отца Феодора, да наставит вас к хранению святых преданий общежительных правил, да славится и в вас имя Божие навсегда».

Поминовение иеромонаха Феодора и прославление его в сонме преподобных совершалось в общине ежедневно за Божественной литургией и при непрерывном чтении Псалтыри. Живописные изображения о.Феодора находились в келии начальницы, в трапезной и в рукодельных мастерских. Каждая вновь избранная начальница, в том числе и матушка Олимпиада, считала своим долгом после избрания в должность побывать в Санаксарской обители и просить на могиле о.Феодора его святых молитв в помощь себе, на святое послушание настоятельницы.  

Годы настоятельства

Матушка Олимпиада была четвертой настоятельницей общины, и ее считают главной устроительницей духовной и подвижнической жизни вверенной ей обители. Дело в том, что на продолжении 36 лет Алексеевская община не имела полной самостоятельности, находясь в зависимости и в подчинении у Арзамасского Николаевского монастыря. И только в 1813 г. Алексеевское общежитие, по распоряжению Преосвященного Моисея, епископа Нижегородского и Арзамасского, официально приняло название общины и получило самостоятельность. С этого времени начальницы стали утверждаться в этой должности Епархиальным Преосвященным. Поэтому матушка Олимпиада была не только единодушно избрана сестрами, но и утверждена начальницей общины резолюцией Преосвященного Моисея. (Указ Нижегородской Консистории от 13 августа 1813 г. за № 1915) и Указом Его Императорского Величества Самодержца Всероссийского.

Почти все начальницы общины тайно принимали не только обыкновенное монашеское пострижение (малый образ), но и даже схиму. Так, вторая начальница М.И. Протасьева приняла схиму с именем Марфа.

Ольга Васильевна Стригалева под руководством схимонахини Марфы ревностно проходила разные обительские послушания, а в 1795 г. 17 марта через о. Адриана, «тайно от человек, но явно Богу», приняла иноческий образ и была наречена Олимпиадой. Через несколько лет ее постригли в схиму с тем же именем.   

Управляя общиною на протяжении 15 лет, схимонахиня Олимпиада заслужила уважение всего города, любовь и неограниченную преданность сестер. Пребывая в должности настоятельницы, матушка Олимпиада не изменила своего правила совершенного нестяжания и воздержания. Под ее управлением община не только цвела внутренней духовной жизнью своих обитательниц, но и с внешней стороны благоустраивалась.

Так при ней был перестроен и украшен великолепный Вознесенский храм с приделом Казанской иконы Божией Матери, построенный еще в 1777-1787 гг. Матушка Олимпиада не только сама подготовила план перестройки церкви, распорядилась заранее приготовить все необходимые материалы, но и непосредственно руководила работами. Своим личным примером, несмотря на слабость сил и здоровья, матушка побудила сестер к помощи в строительстве. Пока рабочие отдыхали, сестры носили песок, кирпич, воду, и строители получали уже готовый материал, что значительно ускоряло работу по возведению храма. Получив 6 июня 1821 г. разрешение на строительство, 9 июня приступили к работам, а уже 28 августа богослужение было перенесено в обширный, новоосвященный Вознесенский храм.

Собор святых Киевских жен (прп.  Олимпиада - первая слева). Икона. Худож. В. В. Горецкий. Кон. XX в.
(Введенский мон-рь в Киеве)

Храм при обители

В церкви было восемь приделов, из которых главный остался прежним, а другие семь были построены на средства благотворителей. Так, придел во имя Киево-Печерских чудотворцев, с левой стороны от главного алтаря и освященный 28 августа 1823 г., был устроен на средства самого щедрого благотворителя, почитателя матушки Олимпиады купца Киселева в память об умершей в обители его дочери.

Матушка Олимпиада заботилась о благолепии храма Божия - на резном позолоченном иконостасе главного придела были помещены несколько икон в серебряных ризах, подаренных ею. Перед богато украшенной Афонско-Молдаванской иконой Божией Матери у левого клироса был установлен столик, куда поместили литой серебряный с позолотой ковчег в форме гробницы. В нем хранилась часть Животворящего древа Креста Господня и 35 частиц святых мощей, приобретенные монахиней Олимпиадой для общины.

Усердием матушки в обители были построены три каменных корпуса, один из которых, предназначавшийся для золотошвейной мастерской, был сооружен отцом настоятельницы Василием Ивановичем Стригалевым. Она же возвела больничный корпус с церковью, большую часть крепостных стен, деревянную мельницу и колодец с водопроводной машиной, а также приобрела несколько участков земли для огородов. Из уважения к матушке Олимпиаде многие благотворители сами предлагали средства на нужды общины, на украшение храмов, возведение общинных построек.

Дар слова

Матушка Олимпиада от Бога обладала литературными способностями и даром слова. Она сочиняла наставления сестрам и произносила их так, словно читала по книгам. У нее была прекрасная память, она знала многие молитвы, читала наизусть Псалтырь, отрывки из Священного Писания, часто обращалась за духовным подкреплением к книгам святителя Дмитрия, Митрополита Ростовского, в память о котором был устроен в Вознесенском храме придел.

Иногда, по немощи не выходя из кельи, матушка Олимпиада писала назидания своим духовным чадам, и эти поучения читались во время трапезы, питая душу насельниц небесным хлебом. Памятником ее простого, но трогательного и могучего слова осталось завещание сестрам, которое нашли в ее личных бумагах после кончины. В завещании она заповедала именем Божиим хранить залог веры христианской, быть непоколебимыми в исповедании Греко-Росийской Церкви, читать Божественное писание, храниться ересей и расколов, соблюдать келейное правило как очистилище ежедневных грехов. Сохранился сборник наставлений схимонахини Олимпиады, ее письма к духовным чадам и родственникам.

Духовные чада

Вся жизнь матушки Олимпиады была построена на основах евангельской любви к Богу и ближним, и чем выше становилось ее положение, тем смиреннее становилась ее душа пред Господом, и особенно в годы настоятельства. К управлению общины никогда не приглашались начальницы со стороны, они избирались из среды сестер обители, здесь воспитывались и духовно возростали под руководством опытных наставниц. Так, наставницей матушки Олимпиады была схимонахиня Марфа (Протасьева), в свою очередь и матушка Олимпиада была духовной матерью еще для двух начальниц Алексеевской общины. Так, пятая настоятельница, Марфа Павловна Пирожникова, в схиме Марфа, была привезена в общину еще в детском возрасте, выросла и воспиталась здесь в кругу таких высоких подвижниц, каковы были схимонахиня Марфа и схимонахиня Олимпиада.

Монахиня Олимпиада сыграла значительную роль и в судьбе еще одной настоятельницы Общины - Варвары (Вильронд), которая родилась в семье лютеран, выросла и воспитывалась в этом же вероисповедании и носила имя Терезы. Однажды побывав в Алексеевской общине, она стала глубокой почитательницей начальницы Общины монахини Олимпиады, подвижническая жизнь которой произвела глубокое впечатление на юную душу Терезы. И вскоре она решилась принять православие и посвятить себя иноческой жизни. Таинство миропомазания было совершено над ней в Алексеевской общине, причем восприемницей была настоятельница матушка Олимпиада. Под руководством своей восприемной матери Варвара всецело посвятила себя служению Богу. Имея в лице матушки Олимпиады такую опытную руководительницу в духовной жизни, Варвара стала примером простоты, глубокого смирения и необыкновенного трудолюбия, и всю долгую жизнь отличалась этими высокими качествами, а незадолго до кончины приняла схиму с прежним именем Варвара.

Нельзя не сказать о самом знаменитом и великом чаде схимонахини Олимпиады. Одним из духовных ее сыновей был наместник Свято-Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Антоний (Медведев Андрей Гаврилович 1792-1877 г.г.).

Отец Антоний

Монахиня Олимпиада, обладая светлым, благодатным и просвещенным умом, оказала огромное влияние на выбор жизненного пути Архимандрита Антония, одного из самых замечательныхи известныхпредставителей православного монашества. Отец Антоний долгое время находился под непосредственным духовным руководством матушки Олимпиады, которая приучала его к иноческим подвигам. Она помогла ему понять то, к чему стремилась его душа, поддерживала его благочестивое намерение посвятить себя иноческой жизни, во многом способствовала формированию человеческих качеств архимандрита Антония. Монахиня Олимпиада стала для него примером высокой духовной жизни. Наглядно видя ее приверженность монашеским правилам жизни, способность отрекаться от мирских благ ради высокого предназначения служения Богу, архимандрит Антоний сумел сделать правильный выбор, и стал одним из выдающихся людей своего времени, человеком высокой духовной жизни и великих организаторских способностей.

На протяжении всей своей жизни он пользовался не только мудрыми советами и духовными наставлениями схимонахини Олимпиады, но и святоотеческими книгами, коими она его снабжала. В течение многих лет матушка Олимпиада была духовной опорой архимандриту Антонию на его нелегком подвижническом пути, а он всегда относился к ней как к своей духовной наставнице и глубоко ее почитал. Находясь вдали от общины, занимая ответственную должность в управлении монастырем, он никогда не забывал свою духовную мать и обитель, возглавляемую ею. Именно сюда он неоднократно приезжал, получая благодатное утешение от иконы Божией Матери «Утоли моя печали». В этой общине подвизалась его старшая сестра Екатерина. Архимандрит Антоний стал щедрым благотворителем общины, на его средства была открыта живописная мастерская, построена каменная часовня в честь Божией Матери «Живоносный источник», в которой проводилось ежедневное чтение Псалтыри с поминовением благотворителей обители. 

В Киеве

Уподобясь прп. матери Евфросинии Полоцкой, которая имела желание посетить Святые места Востока, так и преподобная мать Олимпиада всю свою жизнь имела благочестивейшее желание посетить и поклониться Преподобным отцам Печерским. И та, и другая достигли своей цели, прп. Евфросиния посетив Святые места и упокоившись там, была погребена недалеко от Иерусалима. Так и матушка Олимпиада в тяжелой болезни совершив путешествие в Киев, упокоившись, была погребена на Дальних Пещерах у церкви Рождества Пресвятыя Богородицы.

9/22 июля схимонахиня Олимпиада прибыла в Киев, а 10/23 молилась в Великой Церкви за всенощным бдением, 11/24 в день своего Ангела, также была на службе и причастилась Святых Христовых Тайн, в этот же день посетила Ближние Пещеры и поклонилась Преподобным отцам Печерским. Пребывая в Киеве в тяжелой болезни, она старалась бывать в храме и причащаться Святых Тайн, в чем получала подкрепление и силы. Многие духовные чада, путешествуя по стране и зная, что матушка находится в Киеве, часто посещали ея и оказывали посильную помощь.

Блаженная кончина приснопамятной схимонахини Олимпиады наступила 6 августа 1828 года в 9 часов вечера. По благословению Его Высокопреосвященства Митрополита Киевского Евгения (Болховитинова) отпевание и погребение матушки совершалось в Лавре. Митрополит распорядился похоронить матушку на Дальних пещерах. Вынос тела и отпевание монашеское производилось лаврским духовенством по древней киевской традиции в руки почившей вложили кипарисовый крест. Погребена она была на Дальних пещерах возле церкви Рождества Богородицы, а впоследствии благотворителем на могиле была установлена надгробная плита с надписью, в тексте которой кратко и лаконично отображена вся жизнь матушки.

Обретение мощей схимонахини Олимпиады состоялось по благословению Его Высокопреосвященства архиепископа Вышгородского Павла в ночь с 14 на 15 сентября 1999 года.

8 мая 2008 года Священный Синод Украинской Православной Церкви благословил её местное почитание в лике преподобных, установив память в день преставления.

В настоящее время рака с ее Святыми мощами находится в храме Свято-Введенского мужского монастыря. По свидетельству прихожан и паломников, по молитвам от святых мощей схимонахини Олимпиады получали исцеление люди, страдавшие болезнью ног.

Тропарь, глас 4

Любовь Христову паче любвé отéческия возлюбивше, /
и к Томý потéкше, иноческим образом украсилася еси. /
Великою схимою облéкшеся, /
к собору отцéв Печéрских
сопречтенá была еси. /
Моли милостиваго Владыку /
преподобная наша мати Олимпиáдо, /
да и мы в любви Христовей
ходити будем.