23 октября день обретения нетленных мощей Святителя Филарета (Амфитеатрова), Митрополита Киевского и Галицкого.

3 января день памяти святителя Филарета (Амфитеатрова), в схиме Феодосия, митрополита Киевского (1857)

23 октября день обретения нетленных мощей Святителя Филарета (Амфитеатрова), Митрополита Киевского и Галицкого.

«Идти всегда прямым путем, это было моим постоянным правилом, и было хорошо. Часто случалось мне, с самых первых пор службы, бывать в большой тесноте обстоятельств, и сверху давят и со стороны теснят, а я все держался одного прямого пути и так рассуждал: как люди не хитрят, ни усиливаются, а Бог всех перемудрит и пересилит». Свт. Филарет (Амфитеатров).

 
Святитель Филарет (Амфитеатров),
митрополит Киевский и Галицкий (1779–1857)

Митрополит Киевский и Галицкий, священноархимандрит Киево-Печерской Лавры Филарет (в миру Федор Георгиевич Амфитеатров) родился 17 апреля 1779 г. в селе Высокое Орловской губернии в семье священника. В 1795–1797 гг. учился в Севской семинарии. С марта 1798 г. — учитель Орловской семинарии, в ноябре того же года принял монашество. Занимал посты ректора в Севской, Уфимской и Тобольской семинариях.

С 1813 г.— настоятель Иосифо-Волоколамского монастыря. Был инспектором Петербургской, а потом Московской духовных академий. Доктор богословия. С 1816 г. — ректор Московской академии.

С 1819 г. — епископ Калужский. Затем последовательно занимал кафедры: Рязанскую, Казанскую, Ярославскую, а 18 апреля 1837 г. назначен Митрополитом Киевским и Галицким. Владыка Филарет был первым из священноархимандритов, постоянно проживавшим в Лавре. Пользовался общим уважением за свою истинно православную жизнь, посвящал много сил возрождению старчества. В 1841 г. тайно принял схиму с именем Феодосий.

Святитель Филарет был образцом христианина — “словом, житием, любовию, духом и чистотою”. Истый монахолюбец, пламенный ревнитель святого подвижничества, делатель Иисусовой молитвы, постник в строжайшем смысле, он обладал даром духовного ведения и исцеления, даром чудотворения и дерзновенной молитвы. Удостоился при жизни многих благодатных откровений и видений.

Владыка никогда не пропускал участия в Литургии, а последние три года ежедневно причащался Святых Таин.

Строгий к себе во всем и особенно в образе высоко подвижнической жизни, он в отношении к другим был весьма снисходителен и милостив и прибегал к мерам строгости только в исключительных случаях. Его нищелюбие вошло в пословицу, и киевляне называли его не иначе как “Филаретом Милостивым”.

Митрополит Киевский

20 лет продолжалось служение митр. Филарета на Киевской кафедре. За этот период времени с новой силой раскрылись замечательные черты его как доброго пастыря и мудрого наставника, заботливого воспитателя молодежи, отзывчивого помощника бедным и сиротам и особенно усердного молитвенника за всех.

 
Филарет (Амфитеатров),
митрополит Киевский и Галицкий

В первые годы по вступлении на Киевскую кафедру митрополиту Филарету встретилось много трудностей. Это было время воссоединения униатов. Нежелавшие воссоединения лица старались всячески вредить укреплению православия и различными ложными слухами старались поселить среди народа недоверие к духовенству православных церквей. Во избежание подобных явлений митр. Филарет старался назначать в приходы, где население состояло из католиков и православных, священнослужителей достойных и опытных. Он выступал в защиту духовенства перед лицом гражданской власти, с полным знанием дела изложил создавшееся положение и указал источники распространения ложных доносов на духовенство. В это же время митр. Филарет активно участвовал в обсуждении вопроса о материальном обеспечении сельского духовенства, защищая положение 1842 г., по которому сельское духовенство обеспечивалось землями, домами и единовременным пособием от прихожан.

Значительное место, как и прежде, в деятельности митр. Филарета занимали духовные учебные заведения епархии как с точки зрения воспитания в них достойных пастырей Церкви, так и со стороны материального обеспечения воспитанников.

По ходатайству архипастыря в Киеве было открыто Киево-Софийское духовное училище, в распоряжении которого преосвящ. Филарет передал 3-этажный митрополичий дом и на свои средства содержал 40 учеников этого училища из 110 принятых. Этому училищу он уделял наибольшее внимание из всех учебных заведений епархии. Он интересовался всеми сторонами жизни воспитанников: учебно-воспитательной, материальной, бытовой и культурной. Но интересовался он не как простой наблюдатель, а как активный участник и помощник, оказывая свое содействие во всех необходимых делах. Такие заботы оправдали себя. Из стен училища вышли сотни достойных служителей Церкви, оно подготовило большое количество воспитанников для поступления в Киевскую семинарию, где они показали себя лучшими среди других воспитанников.

По отношению к Киевской духовной семинарии заботы митр. Филарета состояли главным образом в обеспечении религиозно-нравственного воспитания будущих служителей Церкви и усовершенствовании учебного процесса. Он передал семинарии свою личную библиотеку и распорядился о передаче ей же библиотеки Киевского Николаевского монастыря. При нем значительно увеличилось число воспитанников семинарии. При вступлении его на епархию из 1213 священников было только 377 окончивших семинарию, а к концу его святительства - 887.

Под непосредственным руководством митр. Филарета было написано инспектором Киевской семинарии архим. Антонием (племянником высокопреосвящ. Филарета) и вышло в свет в 1848 г. учебное пособие для семинарии по догматическому богословию.

Этот труд получил всеобщую положительную оценку.

Чтобы лучше следить за состоянием всех духовных учебных заведений, митр. Филарет требовал предоставления ему еженедельно подробного отчета о положении дел в каждом учебном заведении. Эти отчеты должны были лично представлять сами руководители учебных заведений одновременно все. При этом путем обмена мнениями избиралось лучшее из практики одних руководителей и предлагалось другим для руководства.

Что касается Киевской духовной академии, протектором которой был митр. Филарет, то можно сказать, что двадцатилетний период его протекторства был периодом особенного процветания ее в деле науки и духовно-нравственного развития. В этот период она привлекала в свои стены представителей других стран и даже иных вероисповеданий. По окончании академии они покидали нашу страну с чувством глубокой благодарности ко всем воспитателям и особенно к великому архипастырю, окружавшему их своей заботой и вниманием.

Особенное внимание митр. Филарет обращал на преподавательский состав академии, на характер и содержание лекций. На ректорскую и другие руководящие должности он старался назначать людей, хорошо знавших особенности и привычки местного края. Достойную смену преподавателям он стремился подготовить из числа воспитанников самой академии.

Высокопреосвящ. Филарет был известен всей стране как деятельный покровитель развития просвещения. Это обращало на него внимание многих учебных заведений России, которые считали за большую честь быть под его покровительством. Благодаря этому, он был почетным членом Академии Наук, Московского общества истории и древностей, четырех духовных академий (Киевской, С.-Петербургской, Московской и Казанской), а также трех университетов (Киевского, Московского и Казанского). Он был не просто формально почетным членом, но и активно интересовался и участвовал, в частности, в жизни Киевского университета. И другие светские и военные учебные заведения Киева не оставались без его внимания.

Не менее важным предметом забот митр. Филарета было благоустройство и благосостояние Киево-Печерской Лавры, которая стала излюбленным местом его пребывания с первых же дней приезда в Киев. Поселившись в Лавре, митр. Филарет занялся устройством внутренней жизни лаврской обители по правилам монашеского жития, установленного основателями Лавры - преподобными Антонием и Феодосием Печерским. Он запретил отвлекать братию монастыря на полевые работы, строго следил за нравственным состоянием братии, постоянно наставляя ее (братию) своими добрыми и мудрыми поучениями. Вскоре и братия стала относиться к своему архипастырю с благоговейным почитанием и любовию. Современники говорили о нем: "Мы знали его, как доблестнейшего подвижника, умевшего притом и воспитывать подвижников".

Схима

 
Филарет (Амфитеатров),
митрополит Киевский и Галицкий

Пример, достойный подражания, представляла личная святоподвижническая жизнь митр. Филарета. Это был великий молитвенник, тайно принявший на себя подвиг схимонашества 13 августа 1841 г. При точном и ревностном исполнении обязанностей, возлагаемых званием и долгом общественного служения, высокопреосвящ. Филарет с особой строгостью исполнял все уставы и правила иноческого жития. Стремясь к уединению, он летом большую часть времени проводил в Голосьевой пустыни, которая находилась недалеко от Киева. Здесь он вел себя, как самый простой инок. На его средства в этой пустыни была устроена каменная церковь. Отличительными чертами личности митр. Филарета было его глубочайшее смирение и нестяжательность. С раннего детства он привык довольствоваться малым и так продолжалось всю жизнь. Он не делал сбережений, а все, что имел раздавал неимущим, сам оставаясь без копейки. Так было во время посвящения его во епископа, когда он получив назначение на епархию не мог выехать из-за неимения средств и вынужден был занять деньги на дорогу у своего студента. А смирение его было таково, что даже келейник мог отругать его за расточительность, которая заключалась в бесконечной милостыни нищим и помощи всем нуждавшимся. Нищие были постоянными посетителями его дома, так что даже келейники смущались этим перед знатными личностями, посещавшими митрополита, а он только радовался.

По-прежнему большое внимание уделял митр. Филарет и делу строительства, благоустройства и обновления храмов, преодолевая при этом все преграды со стороны лиц, недовольных его деятельностью. Большую помощь в этом деле оказывали благотворители, вносившие значительные суммы на обновление храмов.

Митр. Филарет содействовал устройству вокруг Лавры каменной стены, а также разрешил занять имеющиеся на территории Лавры помещения под гостиницу, странноприимницу и лечебницу. Высокопреосвящ. Филарет активно участвовал в делах Св. Синода, членом которого он был с 1836 г. до освобождения его от этой должности по его просьбе в 1842 г. Этот период был особенно насыщен событиями в делах Высшего Церковного Управления. По указанию Св. Синода он был организатором и главным участником торжества, происходившего в Витебске в 1839 г. по случаю воссоединения униатов.

Митр. Филарет пользовался известностью не только в России, но и за границей. Он вел переписку с патриархами Иерусалимским, Константинопольским, Александрийским и Дамасским.

До самых последних дней своей жизни Киевский архипастырь был неутомим как в трудах святительского служения, так в подвигах иноческой жизни и переносил эти трудности и подвиги с удивительной бодростью, укрепляемый помощью свыше.

С 1855 г. после тяжелой болезни он стал часто подвергаться различным недугам, которые встречал как предвестники близкой кончины, но переносил их с терпением и благодушием и радовался приближению переселения в жизнь вечную. Он часто говорил: "Я вижу Господь скоро позовет меня к Себе". Такая уверенность архипастыря не обманула его. 1857 г. он встретил на одре болезни. Болезнь по временам отпускала его, но не надолго. "Храмина тела моего разрушается", - говорил он. Последнюю литургию митрополит совершил 6 декабря 1857 г. С этого времени он находился только в своих покоях, каждый день слушал божественную литургию в домовой церкви и причащался св. Христовых Таин. До самого момента кончины сознание не оставляло митрополита. И он, находясь в очень тяжелом состоянии, приказал пускать к нему всех приходящих без исключения, продолжал интересоваться делами и общественной жизнью, давал советы и указания.

21 декабря 1857 г. в девятом часу вечера высокопреосвящ. митрополит Филарет скончался.

Погребение совершалось 29 декабря согласно его завещанию в надпещерной церкви Воздвижения Креста Господня.

В заключение можно сказать, что святитель Филарет был образ "словом, житием, любовию, духом и чистотою". Истый монахолюбец, пламенный ревнитель святого подвижничества. Творец Иисусовой молитвы. Постник в строжайшем смысле. Обладал даром духовного ведения и исцеления, даром чудотворения, даром замечательной памяти и дерзновенной молитвы. Удостоился многих благодатных откровений и видений.

Навеки незабвенен его подвиг основания Иоанно-Предтеченского скита в Оптиной пустыни, явившегося рассадником истинных ревнителей отшельничества и старчества.

Никогда не пропускал слушание литургии, а последние три года ежедневно причащался св. Таин.

Строгий к себе во всем и особенно в образе жизни высоко подвижнической, он в отношении к другим был весьма снисходителен и милостив и прибегал к мерам строгости только в исключительных случаях.

Его нищелюбие вошло в пословицу и называли его не иначе, как "Филаретом Милостивым".

Сильный, глубокий ум, основательность суждения и проницательность, высокий дух веры и благочестия в строго православном направлении и вместе с тем простота, кротость и приветливость ко всем служили отличительными чертами характера архипастыря и внушали к нему общее внимание и глубокое уважение, даже более того - благоговение.

Митр. Филарет был более практик, чем теоретик, был выразитель идеи православия и монашества более в жизни, нежели в литературной деятельности. Однако и в учено-литературном отношении он остался не без следа в истории Русской Церкви, за что, также как и за покровительство просвещению, был избираем в действительные и почетные члены различных обществ и учреждений. Митр. Филарет состоял членом Императ. Российской академии, Императ. московского общества истории и древностей российских, конференций духовных академий киевской, с.-петербургской и московской и Императ. университетов киевского и казанского. Кроме лекций по догматическому богословию и истолковаиельному чтению Св.Писания, тщательно и самостоятельно обработанных и имевших немаловажное значение, особенно при начале ученой деятельности преобразованной Московской духовной академии, кроме разного рода более или менее пространнных мнений по вопросам церковным, писем и т.п., не предназначавшихся к печати, от митр. Филарета осталось немало и печатных трудов. Личные черты характера митр. Филарета ясно представляются в его произведениях, особенно же его простота, задушевность и возвышенная степень благочестивой настроенности, при строгости православных воззрений и глубине разумения духа и буквы Св.Писания.

Почитание

После причисления святителя Филарета-Феодосия к лику местночтимых святых в нескольких соборных памятях, его имя было внесено во всероссийский месяцеслов по благословению Святейшего Патриарха Алексия II 8 декабря 2005 года.

 

Его природа – доброта

Он пребывал на этой кафедре 20 лет, с 1837-го по 57-й год.
Вот несколько фактов из жизни святителя Филарета. В 23 года он - ректор Севской семинарии, а в 33 становится во главе Московской духовной академии. Степень доктора богословия он получил не за многочисленные научные труды, а за безупречную духовную жизнь.

Именно он возродил знаменитую Оптину пустынь, а во время пребывания на Казанской кафедре своей проповедью обратил ко Христу более 5000 язычников.
В Киеве святитель Филарет особенно занимался духовными школами: среди 110-ти учеников Софийского училища 40 находились на его личном материальном содержании.

В 1837 году святитель Филарет, настоящий аскет и молитвенник, тайно принимает схиму. Молитва имела целебную благодатную силу от Бога. А среди простого народа за свое чрезвычайное милосердие к нуждающимся святитель получил имя «Филарет Милостивый».

Смирение святителя было таким, что даже келейник мог его отругать за бесконечную милостыню ко всем, кто обращался за помощью.
Ободранные нищие были постоянными посетителями дома Киевского Митрополита. И в то время, когда келейника это откровенно раздражало, сам владыка Филарет всегда открыто радовался таким гостям, часто отдавая им все до последней копейки.

Вспоминают случай, когда святитель, получив очередное назначение, не смог отправиться в путь, ведь перед тем раздал все деньги. Поэтому вынужден был занимать на проезд в своего студента!

Писатель Николай Лесков, который запечатлел образ святителя Филарета в одном из своих произведений, писал: «... Он родился со своей добротой, как фиалка со своим запахом, и эта доброта была его природой ...»

История первая. Святитель и юродивый.

Среди друзей митрополита были разные люди - иногда очень знатного звания. Известно, что он вел переписку с Патриархами Иерусалимским, Константинопольским и Александрийским.

Но был еще один близкий ему духовно человек, который, хотя не имел высокого происхождения или статуса, однако запечатлелся в наших святцах.
Речь идет о дружбе святителя Филарета Амфитеатрова и Христа ради юродивого Феофила Китаевского.

 Многие считали Феофила сумасшедшим за необычное поведение. Сомневался относительно него и сам Киевский Митрополит.

Как то владыка Филарет неожиданно посетил Феофила в его келье, а тот поставил самовар, чтобы угостить высокого гостя чаем.
Когда чай был готов, блаженный принял посох архипастыря и спросил: «А что стоит эта трость?» - «Ничего не стоит» - ответил удивленный Митрополит. «Нет, она стоит 25 рублей!» - произнес Феофил, после чего выкрутил кран у самовара, и горячая вода хлынула на пол.

    Расстроенный Митрополит Филарет быстро вышел из кельи старца.
А через несколько дней святитель решил прогуляться Голосеевским лесом. Неожиданно на него из кустов выскочил вооруженный разбойник. «А чего стоит эта трость?» - услышал Митрополит знакомые слова, но теперь - от нападающего. «Та ничего не стоит ...» - ответил он. «Возьми кошелек. Сейчас посмотрю, сколько там ... » Каково же было удивление владыки, когда в кошельке оказалось ровно 25 рублей! Тогда понял он пролитую горячую воду, символизирующую его возможном кровопролитии в результате нападения ...

С тех пор Митрополит Филарет принял преподобного Феофила под свою личную опеку, которая длилась до конца его жизни.

История вторая. Святительские яблоки.

Выдающийся педагог, Митрополит Филарет запомнился студентам духовных школ не только своими лекциями - хотя и они были очень популярными благодаря лаконичности, ясности и доступности.

Наибольший след в душе студентов оставило воспитание, полученное ими от святителя. Ведь он никогда не наказывал виновных. Зато действовал любовью и собственным примером относился к воспитанникам как к родным детям.
Один из студентов владыки Филарета вспоминал: «Мы повадились воровать яблоки с ректорского сада ... И как-то так увлеклись, что не заметили, как появился сам ректор!

Узнав его, мы как бы окаменели ... «Что же вы застыли? Скорее забирайте яблоки, пока не пришел садовник »- сказал Филарет, одновременно помогая ученикам прятать яблоки за пазуху. «А теперь - скорее бегите, а то достанется и вам, и мне», - добавил он, увидев издалека садовника. И отправился ему навстречу, чтобы отвлечь его внимание.

Несколько дней наша компания была очень расстроена ... От стыда и страха расплаты мы не знали, куда спрятаться ...

А на четвертый день нашу компанию собрали в отдельной комнате, и вместо наказания ... неожиданно принесли целое блюдо различных спелых и вкусных плодов с большой кружкой меда. «От ректора», - отметил посильный.
«По какому такому случаю?» - перешептывались мы, с радостью принимая щедрый подарок. Но никакого случая не было, кроме того, о котором знали только мы, и о котором, конечно же, помалкивали ...

Эти ректорские груши и яблоки мы ели с благодарностью и слезами раскаяния ... »

Тропарь святителю Филарету (Амфитеатрову) , глас 6

Возлюби́в из мла́да подви́жническое житие́,/ еди́ному Хри́сту Бо́гу после́довав,/ клевету, поноше́ния и гоне́ния претерпе́в,/ кро́тость, смире́ние и милосе́рдие в душу всели́в,/ от си́лы в си́лу восходи́л еси́,/ от Бо́га дар чудотворе́ний и исцеле́ний прияв,/ святи́телю Филаре́те,/ яко иера́рх моли́ Хри́ста Бо́га,/ мир гра́ду Киеву даровати,/ и ду́шам на́шим спасти́ся.

Кондак святителю Филарету (Амфитеатрову) , глас 8

Ти́хостью нра́ва укра́шен,/ во свяще́нницех благоче́стно пожи́в/ жезло́м от Бо́га тебе́ да́нным,/ ста́до Христо́во упасл еси́ на па́житех Богома́тере,/ приле́жно моле́ния за люди твоя приноси́л еси́,/ и Лавры Святыя запале́ние угаси́л еси́,/ тем же и Христо́с да́ром чуде́с обогати́ тя, сла́вне Филаре́те,/ да вси вопие́м ти:/ ра́дуйся, святи́телю о́тче наш.

Преображение (Одесса). От 5 января. Филарет (Амфитеатров), митрополит Киевский и Галицкий